ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «Методы технологиисоциальной работы»
Тема: «Социальная работа смногодетными семьями»
Санкт-Петербург 2010
Содержание
многодетный семья психология
Введение
1.Многодетная семья: сущность, динамика и государственнаяполитика
1.1 Понятие и категории многодетных семей
1.2 Динамика многодетности в России
1.3 Государственная семейная политика в контексте поддержкимногодетных семей, региональный аспект
2. Особенности социальной работы с многодетными семьями
2.1 Проблемы многодетных семей
2.2 Социальная работа с многодетными семьями
2.2.1 Общее направление социальной работы с многодетнымисемьями
2.2.2 Социальная диагностика
2.2.3 Адаптация в социальной работе с многодетными семьями
2.2.4 Социальная терапия
2.2.5 Профилактика в социальной работе с многодетными семьями
2.2.6 Социальное консультирование
2.2.7 Социальный патронаж
Заключение
Список литературы
/>Введение
Испокон веков, в нашейстране сильны были традиции многодетной семьи. И крепкие крестьянские икупеческие семьи, и дворянские роды старались иметь множество наследников.
После революции 1917 годавсе резко изменилось и большинство семей уже не могли позволить себе иметь понескольку детей одновременно, стараясь ограничиваться одним — двумя детьми. Всоветское время, многодетной стали считать ту семью, в которой от трех и болеедетей. Хотя в царское время, по три ребенка имела практически каждая семья.
Тем не менее, и в нашевремя еще кое — кто отваживается заводить более двух-трех ребятишек, не пугаясьдаже сложной экономической обстановки в стране. Многодетных родителей неостанавливают и жилищные проблемы. Они готовы сознательно ограничивать себя вкачестве жизни, в удобствах, комфорте, ради собственных детей.
Актуальность темыкурсовой работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществеявляется важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемыобуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальнаязащита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья оченьбыстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящиев обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов,оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
В условиях нынешнегодемографического кризиса в России особую актуальность приобретают кактеоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практическиевопросы социальной работы с этими семьями. Из статистики известно, что вмногодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, поэтому оченьважно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшенияих положения. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, созданиенормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решениюдемографической проблемы в нашей стране.
В настоящее времяотмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Этосовпадает и с тенденцией к малодетности, бездетности, при этом не существуетопределенной системы социальной поддержки многодетных семей.
Говоря о научнойразработанности проблемы многодетной семьи как объекта социальной работынеобходимо отметить, что в целом в современной отечественной периодикеуделяется достаточно большое внимание многодетным семьям. В частности,проанализированные нами публикации можно подразделить на посвященные правовомустатусу семьи — это законодательные акты, программы поддержки и т.д.;раскрывающие проблемы многодетной семьи – это публикации авторов Л. Прокофьевойи Е. Куприяновой, Н.Ф. Дивициной, Е.А. Тюгашева, К. Феофанова и других;статистические данные были взяты с сайта Федеральной службы государственнойстатистики; большая часть публикаций и трудов относится к социальной работе смногодетными семьями, среди них можно выделить таких авторов, как А. Госпорьяни М. Новикову, В.Н. Гурова, И.И. Осиповой, П.Д. Павленко, Е.И. Холостова, Т.Шеляг.
Цель курсовой работы –изучить особенности социальной работы с многодетными семьями в России.
Задачи курсовой работы:
· раскрыть понятиеи категории многодетной семьи;
· проследитьдинамику многодетности в России;
· изложить сутьгосударственной семейной политики в региональном аспекте;
· определитьпроблемы многодетных семей на современном этапе;
/>1.Многодетнаясемья: сущность, динамика и государственная политика1.1 Понятие и категории многодетных семей
Семья — родители(законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общеехозяйство[1].
Многодетная семья — семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков ипадчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если ониобучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательныепрограммы
Многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числеусыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из нихвозраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующемобщеобразовательные программы, — 18 лет. В составе многодетной семьи неучитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, вотношении которых родители лишены родительских прав или ограничены вродительских правах[2].
Все многодетные семьимогут быть распределены на три категории:
1. Семьи, многодетность вкоторых запланирована (например, в связи с национальными традициями,религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициямисемьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленныхмалообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенноматери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитаниюдетей.
2. Семьи, образовавшиесяв результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которыхрождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть ивполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.
3. Неблагополучныемногодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведенияродителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма,асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно частонуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случаеутраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейноезаконодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко невсегда возможно.
Многодетные семьи всехтипов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью:дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетныхсемей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватныепредставления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться навсей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей,характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большогочисла малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социальноговозраста старших сиблингов. 1.2 Динамика многодетности в России
По данным переписи 2002года в России насчитывалось 1 396 078 многодетных семей, чтосоставляло 2,6% от общего числа домохозяйств, включая домохозяйстваиз одного человека.
Уровень многодетностивесьма существенно различается по регионам страны. По субъектам РоссийскойФедерации диапазон доли многодетных (от общего числа домохозяйств)достаточно велик: от 53,4% в республике Ингушетиядо 1% в городе Санкт-Петербурге. Причем, тольков 4 регионах, включая Республику Ингушетия, она была выше 10%от общего числа домохозяйств (Чеченская Республика — 40,5%,Республика Дагестан — 24,8%, Республика Тыва — 17,1%).
В этих регионахмногодетная семья — это стандарт демографической семейной модели, поэтомув данном случае нет смысла говорить о специальной политики длямногодетных семей, поскольку меры, адресованные данной группе, реальнораспространяются практически на все семьи с детьми. Еще в семисубъектах Федерации этот показатель колеблется в пределах от 9-5%%:8,9% в Карачаево-Черкесской Республике, Республика Саха (Якутия) —8,6%, Республика Северная Осетия — Алания — 8,5%. РеспубликаКалмыкия — 7,4%, Республика Алтай -6,8%, Республика Бурятия -5,4%,5,2% — в Читинской области. В десяти регионах удельный весмногодетных домохозяйств составляет 4- 3%% и в 15 регионах— от 3% до 2%.
Таким образом, можно говоритьо сложившейся в России ситуации распространения двух типоввоспроизводства населения: традиционной патриархальной многодетности (особеннозаметен в национальных республиках Северного Кавказа) и современногопостиндустриального типа воспроизводства с распространениемодно-двухдетных семей в большинстве территорий России.
Среди семей, имеющихдетей до 18 лет, многодетные составляют 6,6%, их долясократилась с 9,5% в 1989 году (в городах —с 6,8% до 4,2%, в сельской местности — с 19,3%до 13,1%). Сегодня из всех семей с детьми 65,2% составляютоднодетные семьи (70% — в городах и 52,2% — на селе).В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране (10,6%детей в городах и 16,8% детей в сельской местности).
Эти цифры значительнониже аналогичных показателей в 1989 году, когда каждый пятый ребеноквоспитывался в многодетной семье (14,4% детей в городских поселенияхи 36% детей — в селе). Следовательно, несмотряна то, что большая часть многодетных семей, при тенденцииих сокращения, продолжает проживать в сельской местности, именноздесь мы наблюдаем резкое снижение доли детей из многодетных семей вобщем числе детей.
В то же время,среднее число детей в многодетных семьях в период между переписяминесколько возросло. По данным переписи 2002 года, в среднемна многодетную семью приходилось 3,45 ребенка (в городах — 3,39,в сельской местности — 3,49).
/>
Рисунок 1 Среднееколичество детей на многодетное домохозяйство в 1989 и 2002 годахв городских и сельских поселениях, %.
Это несколько вышеаналогичных показателей 1989 года — 3,40 ребенка в среднемна многодетную семью (3,29 в городахи 3,51 в сельской местности). Обращает на себя внимание тотфакт, что в селе среднее число детей в многодетных семьях почтине изменилось, тогда как в городах наблюдался рост. Возможно, этосвязано со значительными миграционными потоками из сел в города,вызванными военными действиями на Кавказе, а также из республикбывшего СССР в Россию.
В 2002 году болееполовины (52,3%) многодетных семей (с тремя и более детьми) проживалив сельской местности.Согласно данным НОБУС-2003, там сосредоточено69% всех российских семей с 4-мя и более детьми.
Почти четверть детей измногодетных семей живут в четырех субъектах РФ (Республика Дагестан,Чеченская Республика, Башкортостан, Ингушетия), остальные распределеныпо субъектам РФ с частотой 1-3% на каждый регион.Подавляющее большинство многодетных семей составляют полные семьи (84,4%).
Таким образом,многодетность в России носит ярко выраженный региональный характер —выделяются лишь несколько национальных Республик с традиционно высокимуровнем многодетности (в основном это Республики Северного Кавказа),а в остальных субъектах Российской Федерации многодетность — этоскорее «нетипичное» явление, редко встречающееся и выпадающееиз общего контекста развития института семьи на данной территории.Следовательно, социальная политика регионов и федеральные социальныепрограммы поддержки многодетных семей должны учитывать сложившуюся картинумногодетности и ее региональной дифференциации.
Интересную статистикупривел заведующий кафедрой социологии и демографии семьи социологическогофакультета МГУ Анатолий Антонов. Сегодня 65 % российских семей имеют одногоребенка, 28 % — двоих, и только 7 % — троих и более. А для того, чтобынаселение не убывало (не прибавлялось, но только не убывало), необходимо 35 %семей с тремя детьми, 14 % — с четырьмя, и 3 % многодетных (демографы считаютмногодетной семью, начиная с пяти детей).
Напрасно люди радуются,что в последние годы повысилась рождаемость. По словам Анатолия Антонова, этотрост – следствие событий 20-25-летней давности. После постановления Советскогоправительства 1981 года, утвердившего ряд льгот для матерей, в 1980-е годы вРоссии был взлет рождаемости. И теперь молодые люди, родившиеся в 1980-х годах,вступают в брак, и у них рождаются дети. Но в основном первенцы. А для выходаиз демографического кризиса необходимо увеличение рождения в семьях третьего ичетвертого ребенка. Пока же, по данным социологических опросов, только 30 %семей с одним ребенком хотят второго, и только 7 % из семей с двумя – третьего.1.3 Государственная семейная политика в контексте поддержкимногодетных семей, региональный аспект
Есть институт семьи иинститут государства. До сих пор во всем мире институт государства совершеннобесплатно берет в систему экономики в качестве рабочей силы новые поколения,которые формируются в семьях. Государство ничего не делает для того, чтобы этипоколения создавались. Раньше, до индустриально-рыночного капитализма, сельскаясемья воспроизводила детей для себя, и они заботились о родителях в старости.Но раз государство создало эти системы (страхования, пенсионного обеспечения,наемного труда, зарплаты), то рождение и воспитание нескольких детей тожестановится социально значимым трудом.
Семейное законодательствоРоссии не устанавливает, какая семья является многодетной. В соответствии сУказом Президента РФ от 5.05.1992 г. №431 органы исполнительной власти субъектовРоссии самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. Приэтом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетомнациональных и культурных особенностей социально-экономического идемографического развития того или иного региона.
Основным документомфедерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, являетсяУказ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержкемногодетных семей».
Указ устанавливает длямногодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных,медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельныхотношений.
Законодательство огосударственной поддержке многодетных семей в основывается на общепризнанныхпринципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка,Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иныхнормативных правовых актах Российской Федерации. Также государствомразрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетныхсемей[3].
Наиболее массовойпрограммой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособиегражданам, имеющим детей в возрасте 16(18) лет. Большинствомногодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семейс 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетныхсемей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетныхсемей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетныхсемей получают единовременно помощь либо от социальной защиты, либосо стороны предприятий[4].
Несмотря на наличиеразветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах,население слабо информировано о них. При этом бедные семьи информированыхуже, чем небедные, и нельзя утверждать, что бедные интересуются такимипрограммами больше.
В целом система программсоциальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое числовидов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников.При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализсостава участников рассматриваемых социальных программс социально-демографической точки зрения указывает на то, чтоони сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокусих внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполныесемьи.
В тоже времяраспределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетныхсемей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьисущественно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типанаселенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше,а в мелких населенных пунктах и на селе — чащеоказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программыв большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чащевсех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи,имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можноговорить об определенной роли социальных программ органов социальнойзащиты для многодетных домохозяйств.
Законом Санкт-Петербургаустанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1. Оплата за счет средствбюджета Санкт-Петербурга коммунальных услуг (отопление, вода, канализация, газ,электроэнергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг,установленных в Санкт-Петербурге, а для многодетных семей, проживающих в домах,не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм,установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этоготоплива, в размере:
· 30% — семьям,имеющим в своем составе трех несовершеннолетних детей;
· 40% — семьям,имеющим в своем составе от четырех до семи несовершеннолетних детей;
· 50% — семьям,имеющим в своем составе восемь и более несовершеннолетних детей.
Меры социальной поддержкипо оплате указанных услуг предоставляются многодетным семьям независимо от видажилищного фонда.
2. Прием детей измногодетных семей в государственные образовательные учреждения, осуществляющиеосновную общеобразовательную программу дошкольного образования, в первуюочередь.
3. Бесплатное посещениечленами многодетной семьи музеев, парков культуры и отдыха, находящихся введении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а такжевыставок, устраиваемых исполнительными органами государственной властиСанкт-Петербурга.
4. Предоставление внеочереди жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга всоответствии с установленной в Санкт-Петербурге нормой предоставления площадижилого помещения по договорам социального найма многодетным семьям, состоящимна учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении трех и болеедетей одновременно.
5. Включение врегиональные программы Санкт-Петербурга в сфере занятости населенияСанкт-Петербурга мероприятий по трудоустройству, созданию новых рабочих мест,обучению и переобучению родителей (законных представителей) из многодетныхсемей.
6. Включение впервоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качественуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся всодействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в региональныепрограммы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
7. Включение многодетныхсемей в региональные программы Санкт-Петербурга, предусматривающие мероприятияпо оказанию помощи в организации крестьянских (фермерских) хозяйств и созданиикоммерческих предприятий, по предоставлению финансовой помощи для возмещениярасходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
8. Предоставление вустановленном действующим законодательством порядке земельных участков дляорганизации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства,огородничества в размере не менее 0,15 га на многодетную семью.
9. Бесплатноепредоставление семьям, имеющим в своем составе восемь и болеенесовершеннолетних детей, в том числе приемным семьям и семьям, имеющимопекаемых (подопечных) детей, проживающих в указанных семьях более трех лет,транспортного средства (пассажирского микроавтобуса). Размер стоимости ипорядок предоставления транспортного средства (пассажирского микроавтобуса)определяются Правительством Санкт-Петербурга.
Мера социальнойподдержки, указанная в настоящем пункте, предоставляется один раз (пунктдополнительно включен с 1 января 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 14ноября 2008 года №661-121).[5]
/>2.Особенности социальной работы с многодетными семьями2.1 Проблемы многодетных семей
К сожалению, и сейчаскто-то смотрит на родителей с кучей ребятишек свысока. Многие до сих порсчитают, что много детей рождается исключительно в семьях алкоголиков итунеядцев. Тем не менее большая часть многодетных родителей совершеннонормальные люди со средним достатком. К тому же сейчас, во времядемографического кризиса, именно
на этих людей уповают российские демографы. И одного ребенка воспитать оченьтяжело, а троих-то и подавно. А ведь некоторые растят и по 10-15 малышей.Власти по старинке предлагают пособия, билеты на праздники и развлечения длядетей[6]. Однако мало ктозадумывается о том, что многодетные семьи – это та прослойка общества, котораяпытается сохранить семейственность несмотря ни на какие мировые финансовыекризисы, а ведь у этих семей не меньше проблем, чем у каждого из нас.
Существует типологиясоциального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных илисубъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются впомощи со стороны государственной системы социальной защиты и социальногообслуживания.
Выделяют две категориисемей социального риска:
1. Семьи, актуальнонуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейсятрудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию(семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья вынужденныхпереселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членови т.д.).
2. Семьи, превентивнонуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновениятрудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка,семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия дляразвития и воспитания детей и т.д.)[7].
Многодетные семьиотносятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкийспектр проблем данной категории семей:
1) Материально-бытовые(финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, снизким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходовпособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, аструктура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получаютфруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи спостоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворятьпотребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде,школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощьпроблемы не решает[8].
Многодетные семьи имеютсамый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторовмониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов[9] 82% этих семей попадают вчисло бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.
Душевой дефицит доходов умногодетных выше среднероссийского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% отвеличины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и болеедетьми приходится 13,1%.
Измерение бедностимногодетных семей в координатах множественных линий бедности – абсолютной,депривационной и субъективной[10],показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо отметода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполныемногодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы нижепрожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным)характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2детьми.
2) Проблематрудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получаетдлительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей,возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнаниемзаконов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживаниемногодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственныхдоходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков)[11].
Уязвимость членовмногодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низкимобразовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессиональногообразования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и болеедетьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинствеэтих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется вразрезе города и села, что указывает на локализацию данной группыпреимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессиональногообразования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместес тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этомупоказателю прослеживается и в поселенческом разрезе .
3) Жилищная проблема длямногодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищныеусловия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счетмуниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств длябольшинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги ещеболее осложняет материальные проблемы многодетных семей[12]. Уровень благоустройства жилищмногодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются средидругих типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетныхсемей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.
4)Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье детинаходятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся омладших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такиекак чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицитвремени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенныепроблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетныхродителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по еемнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры.Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженнуюсамооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление особственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет кповышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесносвязаны со своими родителями[13].
Жилищные проблемы создаюттрудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеютвозможности для автономности каждого ребенка — личного уголка, своей территориис соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжнымдлительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашниедела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятностьприобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантногоповедения.
Многодетные, особеннонеполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую частьвремени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членовсемьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализациидетей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.
Многодетные родителииспытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательногоотношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущаютнегативное отношение сверстников — трудности в общении с другими детьми,несовпадение интересов и т.д[14].
5) Медицинские проблемы.Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровьедетей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровняжизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечаетсянизкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся кгруппе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространениехронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. Уматерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знаниеконтрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдениеинтергенетических интервалов между беременностями. Отмечаетсянеудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половаяжизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей[15].
Отношение окружающих кмногодетным семьям далеко не всегда благожелательно — в них видят конкурентовпри распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семьестало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурнойотсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новаяпрокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности,маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур «общества потребления»).В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашеговремени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого»,высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечитьсвоим детям престижный уровень жизни и образования.
Таким образом,многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из такихсемей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабоездоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативносказаться на их дальнейшей судьбе.
К сожалению, в органахсоциальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решениюпроблем многодетных семей — основное внимание уделяется материальному положениюсемей и то в рамках существующего законодательства (федерального ирегионального), определяющего, например, размеры детских пособий. Однако,размеры пособий невелики, они, впрочем, как и льготы, не решают проблемымногодетных семей, а потому и в дальнейшем с таким подходом нашего государствак их социальной защите можно предположить, что тенденция отхода к одно- идвухдетной модели семьи будет продолжаться, а это, естественно, не улучшитдемографическую ситуацию в стране.
При существующих формахсоциальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию вусловиях стагнации или углубления социально-экономических трудностей.Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделениюдостаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательнодействует на социальное самочувствие личности и семьи. В то же времямногодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который,при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичнойсамообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальнуюсубъектность.
С другой стороны,сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетностьобеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости.Усилия по стабилизации уровня рождаемости постепенное формированиеобщественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы дляподдержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступленияв жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющихвозможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но иосуществить социально-экономические преобразования, соответствующиепотребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способнаповлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числажелаемых детей. 2.2 Социальная работа с многодетными семьями2.2.1 Общее направлениесоциальной работы с многодетными семьями
Работа с семьей — наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играетдоминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи сзащитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы сусловно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям сограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлениидеятельности социального работника по поводу учета интереса семьи[16].
В семье находят отражениевсе социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней втой или иной мере применимы все виды технологий социальной работы.Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных,малообеспеченных, асоциальных — используются различные технологии социальнойработы.
Виды и формы социальнойпомощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом икаждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить наэкстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочнаясоциальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасностиили оставленных без попечения родителей), направленные на поддержаниестабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и еечленов.
Опыт применениятехнологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике ихиспользования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаныи взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведениюмногих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), асоциальная адаптация порой переходит в реабилитацию. 2.2.2 Социальная диагностика
Среди различныхтехнологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводитсясоциальной диагностике. Социальная диагностика — важнейший компонент социальнойтехнологии и сфера деятельности практического социального работника. Технологиясоциальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способовпроверки различных методов исследования социальных процессов. В основедиагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующихсоциальное развитие человека, социальных групп, общества.[17]
Общая схема социальнойдиагностики включает в себя ряд этапов:
— предварительноеознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверногопредставления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон,возможных направлений изменения и совершенствования;
— проведение общейдиагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций,определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методовдиагностирования;
— проведение специальнойдиагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем,измерение и анализ всех необходимых показателей;
— построение выводов, наоснове которых делается заключение[18].
Выявленные в ходе общей испециальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальныйдиагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путемсовместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальнойсфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной диагностики, далееначинается разработка конкретных программ и решений государственных илиобщественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленныхпроцессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
Применительно кмногодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важноезначение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждойконкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы сданной категорией семей[19].
Ha основе социальногодиагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или инойсоциальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать рядсоциально-этических требований — принципов диагностики.
Принципконфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза безперсонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования.Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуетсясогласие родителей или заменяющих их лиц.
Принцип научнойобоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными(достоверными) и надежными.
Принцип ненанесенияущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованыво вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности.Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективныхданных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводитисследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Неследует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза длянего бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемымпоследствиям.
С социальной диагностикисостояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действиясоциального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональныезнания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур,приемов и методов.[20]
2.2.3 Адаптация в социальной работе смногодетными семьями
Социальная адаптациязанимает существенное значение в системе технологий социальной работы смногодетными семьями. Рассмотрим общие положения социальной адаптации.Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но ипроцесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие иустойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптацияприобретает исключительную актуальность в переломные периоды какжизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических исоциальных реформ.
Под социальной адаптациейпонимается процесс активного приспособления человека к новым для негосоциальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступаетобъектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияниеэтой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесьявляется социальная. Полная социальная адаптация человека включаетфизиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическуюи профессиональную адаптацию[21].
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействиясоциальных институтов на личность в ходе ее производственной,внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственнойжизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагаеттребовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслями поступкам.
Экономическая адаптация — это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принциповэкономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работыздесь важен так называемый «социальный блок», включающийадаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий побезработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не толькофизиологическим, но и социокультурным потребностям человека[22].
Педагогическая адаптация- это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которыеформируют систему ценностных ориентиров индивида.
В последнее время особуюактуальность для социальных работников приобрела проблема дезадаптации детей иподростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладаютмалым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин.
Психологическаяадаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособленияорганов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшеговосприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесспсихологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянноизменяются социально-экономические условия жизни, политические иморально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
Для многодетных семей всистеме психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические(психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия,интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныйанализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия,музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная)поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятийнеобходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях,созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничногоразвития всех членов семьи.
Психологическая поддержкаявляется частью более широкой программы социальной помощи индивидам поликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц(правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главныеусилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальнойадаптации в новых социально-экономических условиях[23].
Итак, применениетехнологий социальной адаптации в социальной работе с многодетными семьямиопределяется основными задачами, решаемыми при работе с указанной категориейсемей. В зависимости от социального статуса, семейного состава многодетныхсемей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методыпроводимой работы.2.2.4 Социальная терапия
В работе с многодетнымисемьями определенную позицию занимает технология социальной терапии, какцеленаправленный процесс практического воздействия соответствующийгосударственных структур, общественных организаций и объединений на конкретныеформы проявления социальных отношений или социальной действительности, тесносвязанный с психотерапией, в которой используются методы воздействия напсихику.
Эти воздействия основанына психологических теориях и методах и включают в себя систематические,целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросахурегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологическихсимптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов.Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями идругими нервно-психическими патологиями человека. Известны 4 основные моделипсихотерапии:
— психотерапия как методлечения, т.е. воздействие на соматическое и психическое состояние клиента(медицинская модель психотерапии);
— психотерапия как методманипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественногоконтроля (социологическая модель);
— психотерапия как метод,приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);
— психотерапия каккомплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философскаямодель)[24].
Социальный работник впроцессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается ссоматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владетьосновными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами.Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины имотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника склиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы илисовета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическуюработу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если жевыявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный педагогрекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведениянеобходимого лечения.
Одним из направленийсоциальной терапии является семейная терапия, направленная на коррекциюпсихологических стереотипов, преодоление повышенной конфликтности,неблагоприятного эмоционального климата в семьях разных категорий (в т.ч. имногодетных).
Работа с конфликтнойсемьей или семьей, эмоциональный климат в которой являетсянеудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного изсупругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблеммогут быть наблюдения школьного социального педагога, детского врача,констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейнойнапряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается стщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чащевсего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностейсупругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут бытьобусловлены любой из названный причин.
Следует отметить, чтовнешние затруднения — материально-экономические ограничения, неуверенность взавтрашнем дне, безработица и т.д., — как правило, только обостряют семейныеконфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первуюочередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессесоциализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновьактуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождениев семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго,однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влияниемвнешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различныхмоделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды навоспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения.Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса вкультурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологическихстереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.
Технологии коррекциисемейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется какобстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологическиечерты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейнойтерапии, его вкусами и предпочтениями[25].
Со временем каждыйопытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственнуюконтаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемыхсредств — осуществление и закрепление тех изменений, которые будутспособствовать желанной стабилизации семьи. Некоторые варианты проблемразрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения.Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ниобострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, чторазрешение семейных проблем — это, прежде всего, дело свободного выбора иответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия инастойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.2.2.5 Профилактика в социальной работе смногодетными семьями
Профилактика являетсяодним из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционнойдеятельности в социальной работе. Своевременная профилактическая,предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержексоциальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.
Основная цельпрофилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин иусловий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждениии уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических,правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мервоздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умениеправильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, снаучной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив всепричины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны[26].
Таким образом, подпрофилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятыедействия, направленные на:
— предупреждение,устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальныеотклонения негативного характера;
— предотвращениевозможных физических, психических и социокультурных девиаций у различныхиндивидов и социальных групп;
— сохранение, поддержаниеи защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижениипоставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.
Профилактическиемероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальныхотклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут бытьопределены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновениеобстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие этиобстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведеннойпрофилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводитьсяв форме программных, запланированных действий, направленных на достижениежелаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение запоследующим состоянием социального объекта.
Реализацияпрофилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методовсоциальной профилактики можно отнести: профилактическуюинформационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактическиетренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения,социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным являетсяметод профилактической беседы[27].
Правильный подбор методовпрофилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществлениеобеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе этоозначает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальныхпроцессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровьялюдей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезныхусилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легчепредупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.
Данные исследованийсоциального статуса многодетных семей позволяют рассмотреть целесообразностьстимулирования многодетности сверх определённого предела, о выработке критериеви параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах её поддержки,включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицироватьпомощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетнаясемья не перешла ещё в разряд «проблемных». Распространение принципови стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотябы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.
Также можно отметитьследующие направления социальной профилактики в отношении многодетных семей:превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем,которые могут нарушить нормальную жизнь семьи; необходимо помогать строитьотношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения всемье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себяответственность за нормальную жизнь семьи[28].
Необходимо выделить вработе с многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей,которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (длясемей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимопомочь).
В работе с многодетнойсемьей социальному работнику необходимо сконцентрировать усилия на пропагандездорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитаниидетей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, наулице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории,конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальнойзащиты, здравоохранения, образования. Социальный работник должен помнить, чтомногодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому привзаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых иукрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашласобственные силы для их разрешения.
Социальный работникявляется связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальнойпомощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органыздравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации,компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работыродителя)[29].
Конечно, оптимальнымвариантом было бы объединение всех субъектов социальной помощи в единую службу- координирующий орган, в котором социальный работник выполнял бы основнуюроль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетнымисемьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных такихсемей), дифференцированно определять направления помощи, привлекатьдополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи,включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.
Таким образом, при всемсвоеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного итерапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть многообщего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторыетерапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже впрофилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другойстороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все этонаправлено на достижение общей цели — оказание социальной помощи путем восстановления,сохранения или улучшения способности к социальному функционированию иобеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе имногодетных. 2.2.6 Социальное консультирование
Одной из успешноприменяемых технологий работы социального работника с многодетной семьейявляется социальное консультирование. Социальное консультирование — этоквалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с цельюих социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработкисоциальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделитьследующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое,социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерновыделять и социономическое направление консультирования.
Основной цельюсоциономического консультирования является оказание помощи клиенту в решенииего социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления осебе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности.Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя запроисходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно вактивизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисныхили конфликтных ситуаций[30].
При проведении социономическогоконсультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Рядисследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основныхпринципов социально-психологического консультирования:
— доброжелательное ибезоценочное отношение к клиентам;
— ориентация на нормы иценности клиента;
— запрет давать советыклиенту;
— анонимностьконсультирования;
— включенность клиента впроцесс консультирования;
— разграничение личных ипрофессиональных отношений.
Социально-психологическоеконсультирование предполагает использование своеобразных приемов и методовработы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование,внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий,минитренинг, консультационный инструктаж и др.[31]
Важнейшим направлениемсоциономического консультирования является семейное консультирование. Оноохватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, междуними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей странесоздаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационныецентры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, — этородители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты вовзаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленноконсультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемыпросто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учетаспецифики общения детей с родителями.
Опыт работыпсихолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьнаяуспеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чемполовине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могутбыть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов.Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантомпрактически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливозаключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести[32]:
— обязательное наполнениеродительской жалобы-запроса конкретным содержанием путем получения от родителейподробного описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;
— использование принципов«стереоскопичности» взгляда на ситуацию, т.е. фиксации этого взглядакак субъективно, с позиций, связанных с ситуацией членов семьи, так иобъективно, с позиции консультанта;
— совместное с родителямивыдвижение консультантом гипотезы об истории развития«отрицательного» качества у ребенка и возможных путях егопреодоления.
Важнейшим направлением вработе с многодетными семьями является также социально-правовоеконсультирование — в рамках поддержки создания малого бизнеса, — содействующеепереходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.
Отсутствие рыночногоменталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономическойсистемы требует создания специальных структур, оказывающихконсультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям,изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилиягосударственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны инепоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшиесовременную специальность индивиды не могут применить её в силу рядаобъективных причин, прежде всего, материально-экономического характера.Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высокимбанковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, чтопроизводятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло быудовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.
Татьяна Шеляг, исследуясоциальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает:«Представляется весьма полезным введение в органах муниципальногосамоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией оресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь нанаблюдения территориального работника социальных служб, судить оцелесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания инойпомощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере,отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны кпредпринимательской деятельности»[33].
Исходя из вышесказанного,можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологийсоциальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социальногообслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий. 2.2.7 Социальный патронаж
Одной из технологийсоциальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку даннойкатегории семей, является социальный патронаж.
Патронаж — этоиндивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент)получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванноймобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее времяразличают два направления социального патронажа семьи.
Первое направлениеосновывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службыв отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие видыпатронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический,социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдачепособий, продуктов, одежде и т. д.
Второе направлениеосновывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются повозрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки,мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременныеженщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия),по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.
Рассматривая первоенаправление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует вотношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей(инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Социально-психологическийпатронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической исоциальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, атакже имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хроническойсоциально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты,осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находятвместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций,выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогаютснизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист долженквалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений[34].
Социальный патронажспособствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального ипсихологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровеньтревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен наоказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации,сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Социально-педагогическийпатронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющейразличные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся насобственные педагогические возможности, а также на ресурсысоциально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьивключает следующие направления: информационно-аналитическое, связанное сидентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной; прямоевмешательство в ситуацию; заключение социальной службой договора осотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната(патронат); контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы смногодетной семьей социальный работник фиксирует на специальных учетныхкарточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используютсясамые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное ипсихосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги(например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекциядеструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.);педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкамухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.[35]
Таким образом, патронаж всистеме патроната и социальной работы означает:
— на уровне клиента — егоначало с момента определения и квалификации социальной службой жизненнойситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшегоокружения;
— на уровне содержанияпатронажной работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержаниясоциальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены вработу с периодически возникающими у людей проблемами;
— на уровне методовпатронажа — использование не только традиционных путей оказания помощи, по испециальных дополнительных «обходных», а также дифференцированной,многоплановой, разносторонней и «пошаговой» помощи, включающейформирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которыечаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
— на уровне организации — это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях склиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учетаинтересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости,отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
— на уровне границсоциальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающеенеобходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказаниясоциальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств,организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
— на уровнепродолжительности работы — пролонгация процесса оказания помощи и поддержки ивыход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход).
Таковы основныехарактеристики технологий работы социальной работы с многодетной семьей. Умелоеприменение действенных социальных технологий, включая технологий социальнойработы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечитьпрогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизмаобщественного функционирования.
Таким образом,проведенный нами теоретический анализ показал, что семья на современном этаперазвития находится в состоянии кризиса, порожденного социально-экономическими,общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношениисемьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в даннойобласти требуется усиление мер политики социальной поддержки и защиты семьи.Многодетные семьи являются объектом особого внимания социальных служб ввидусвоей социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости.Государственная политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения впервую очередь должна быть ориентирована на превентивные и профилактическиемеры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области.
/>Заключение
Проведенное намиисследование в рамках курсовой работы позволило прийти к определенным выводам,ниже приведем некоторые из них.
Серьезные демографическиепроблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населенияобуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государствак положению семей с детьми.
Начнем с того, что статусмногодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы еесоциальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственнойподдержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьейявляется семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая ихдо восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений среднихспециальных или высших учебных заведений — до окончания ими обучения.
Учитываются также дети,проходящие срочную военную службу по призыву, — но не более чем до достиженияими возраста двадцати трех лет.
В состав многодетнойсемьи при регистрации включаются дети, находящиеся под опекой(попечительством).
При регистрации в составемногодетной семьи не учитываются: дети, в отношении которых родитель лишенродительских прав; дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты наполное государственное обеспечение.
Определение общихпринципов и подходов к государственной политике в отношениимногодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливатьсяв каждом регионе. Россия — страна двух демографических типоввоспроизводства. Традиционная многодетность в регионах,с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетныхсемей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данныхтерриторий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики.В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типавоспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системысоциальной защиты.
Необходимо расширениеи совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми.Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том,что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтомуцелью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающихдля них доступность программ государственной социальной поддержки.
Вместе с тем,программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантироватьполное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты,сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в томчисле, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мерс содействием развитию моделей самообеспечения программы социальнойподдержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах«социального контракта», предусматривающего взаимные обязательствасо стороны семьи и государства.
Поскольку семьис 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищнымиусловиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышениякачества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередьони нуждаются в улучшении благоустройства жилья. Как показывает практика,многодетные семьи не могут становиться полноправными участниками ипотеки, но могутиспользовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, еслиречь идет об улучшении жилищных условий.
Основные функции семьи — это преемственность и передача социального опыта, социализация человека вобществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социальногоинститута, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества,нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощьобщества и государства в восстановлении нормального функционирования семейныхотношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексомпроблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетныесемьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи,воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняетположение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числадетей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться какотклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи,ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными ижилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкойобщественного мнения.
Социальная работа смногодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальнаядиагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование,социальная адаптация и социальная профилактика.
/>Списоклитературы
1. ЗаконСанкт-Петербурга от 26.09.2007 №466-92 «О мерах социальной поддержкимногодетных семей в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 14 ноября 2008 г.)
2. Закон г. Москвыот 05.11.2008 №56 «О социальной поддержке многодетных семей»
3. Указ ПрезидентаРФ 5.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
4. Постановлениеправительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 №524 «О реализации законаСанкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей вСанкт-Петербурге»
5. Бедность:альтернативные подходы к определению и измерению: коллективная монография. –М., 1998. – 228 с. Науч. докл./ Московский центр Карнеги; Вып. 24
6. Госпорьян, А.,Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей // Социальноеобеспечение. — 2004. — с.24-30.
7. Госпорьян, А.,Новикова, М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. — 2005. — № 24. — с.4-7.
8. Гулина М.Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.
9. Гуров В.Н.Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Учебное пособие. 2006.
10. Дивицына Н.Ф.Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.,2006.
11. Зубкова Т.С.,Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детейи семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2003.
12. Лодкина Т.В.Социальная педагогика: Защита семьи и детства. – М.: Издательский центр«Академия», 2007
13. Овчинникова Т.Н.Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция. – М.: Академическийпроект, 2004.
14. Осипова, И.И.Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии //Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 3. — с. 56-65.
15. Павленок, П.Д.Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы.- 2005. — № 2. — с. 8-16.
16. Першикова, В.В.Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям / ВВ Першикова //Отечественный журнал социальной работы. — 2006. — № 1. — с. 69-72.
17. Попеное, Д. Каквосстановить нуклеарную семью в современном обществе // Вестник Московскогоун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 2003. — № 3. — с. 101-106.
18. Прокофьева Л.,Куприянова Е. Кроме детей, в дефиците все… //Демоскоп weekly. — №373-374 (13-30апреля), 2009
19. Прокофьева Л.М. идр. Анализ социально-демографического положения многодетных семей. Доклад на IIВсероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» // www.demographia.ru/
20. Семейноевоспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений /сост. П.А. Лебедев. — М.: издательский центр «Академия», 2005. — 408с.
21. Семья в России –2008 // www.gks.ru/bgd/regl/B08_69/Main.htm
22. Социальнаяработа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С.Сорвина — М.: ИНФРА-М. — 2002. – 427 с.
23. Технологиисоциальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Подред. проф. П.Д. Павленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 596 с.
24. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. –Новосибирск: СибУПК, 2006.
25. Феофанов К.Многодетная семья: права и льготы // 9 месяцев. — №8, 2003
26. Филатова Е.В.Теория социальной работы. – Кемерово: Издательство «Кузбассвузиздат», 2006
27. Холостова Е.И.Социальная работа с семьей. – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с.
28. Шеляг Т.Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальнаяпедагогика. — 2005. — № 1. — с.31-42