Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа как общественное явление

Содержание
Введение
Глава1. Становление социальной работы
1.1Понятие социальной работы
1.2История возникновения и развития социальной работы
Глава2. Социальная работа как общественное явление
2.1Социальная работа как профессиональная деятельность
2.2Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
2.3Нравственно-гуманистический характер социальной работы
2.4Социальная работа в поисках нового качества социальной политики
2.5Социальная работа как наука
2.6Социальная работа как учебная дисциплина
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
23 апреля 1991 г.решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 переченьпрофессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новымиспециальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальныйпедагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самогоначала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работникв России накануне нового тысячелетия? Что, на самом деле, имеет отношение ксфере его профессиональной компетенции? Каковы особенности отечественной моделипрофессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всемиэтими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человекас его горестями и проблемами – того самого человека, во имя и для которогоначиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системысоциальной работы/педагогики в России.
Итак, что такоесоциальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этому вопросу.Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного извидов помощи или к части социальной системы всего общественного устройства, илиже к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам ееорганизации.
В данной работе мырассмотрим историю развития и становления социальной работы как общественногофеномена.
Курсовая работа состоитиз 2 глав, 1 глава раскрывает понятие социальной работы и историю ее развития,а 2 глава раскрывает все аспекты социальной работы.
Актуальность данной темыв том, что институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшуюдля государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума,поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспеченияусловий для его всестороннего развития.

Глава1. Становление социальной работы
1.1Понятие социальной работы
Социальнаяработа есть специфическое общественное явление, которое может бытьохарактеризовано следующим образом:
1) Видсоциальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественныхотношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям,испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты,поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения и реформированияотдельных элементов социальной системы. В социальной работе используютсяпринципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальныхи гуманитарных проблем.
2) Теория,изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализациисубъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами иценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.
3) Учебнаядисциплина многоуровневого характера; она преподается в высших, среднихспециальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификацииработников социальной сферы. Ее цели и задачи заключаются в формированииличностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивойустановкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаченеобходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работетехнологий.
Социальная работа – одна изразновидностей социального действия: основные усилия целенаправленныхманипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на созданиеусловий, при которых объект действий (клиент) будет социально функционироватьна принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационнойработы с лицами асоциального или девиантного поведения. Границы социальнойработы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретныхпространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровнесоциальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальнойполитикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своегоисторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, котораяобусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а такжетеоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно сразвитием как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих.Сфера социальной работы расширяется одновременно и соответственно с расширениеми усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.
Социальная работа какпрофессиональная деятельность обладает чертами, отличающими ее от других схожихпо характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога,юриста и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процессасоциального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие отролевых субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающихпрофессий, и в этой связи акта принятия решений в процессе действия, всоциальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящиедоверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой право илипреимущество при принятии решений.
Специфика клиентуры социальныхучреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественнопредставители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальныхслоев общества. Это означает, что социальная работа не может обладать высокойстепенью престижности и приносить большие доходы профессионалам – социальнымработникам, тем более в условиях рыночной экономики и влияния в обществе каклиберальной, так и консервативной идеологии. К социальной работе часто ошибочноотносят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб илиблаготворительных организаций, чей труд обычно не требует высокой квалификациисоответствующей подготовки по программам высшего или среднего специальногообразования, в то время как профессиональные услуги специалиста социальнойработы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психологаили педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегосяорганизацией социально-аналитической, исследовательской или прогностическойдеятельностью, требуют основательной теоретической и практической базовойподготовки.
Социальная работа дает богатыйфактический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуреи самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связисоциальной работы с социальной теорией может пролить свет на природу«развитого» общества. И наоборот – характеристики современного обществаспособствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии иакадемической дисциплины, родившейся буквально на днях.
1.2 История возникновения иразвития социальной работы
Как уже упоминалось, социальнаяработа может быть профессиональной и непрофессиональной, причем последняязначительно преобладает на ранних этапах развития любого общества, в том числеи российского. Из этого можно сделать общий вывод, что началом социальнойработы в России следует считать не конец 1990 г., а начало нынешнеготысячелетия (более того, конец тысячелетия). По мнению специалистов[1],история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н.э. в Вавилоне,где были созданы коды справедливости, т.е. гражданские акты, призывающие людейк любви к ближнему, заботе о бедных. Историки социальной работы в Россииправомерно выделяют несколько этапов ее становления и развития.
Первый этап – Развитиеблаготворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополкадуховенство занималось общественным призрением. Кроме того, князья, знатьопределяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строилицеркви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числедля бедных людей; раздавали на улицах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбуи овощи. Наблюдалось как бы переплетение государственной и частнойблаготворительности.
В этот период на Руси началаформироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению иженщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская правда» 8 из37 статей были посвящены вопросам детской защищенности.
Второй этап – возникновение иразвитие системы общественного призрения – как на личностном, так и наколлективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этомцеркви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которыхжило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными:выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.
Попытка борьбы с попрошайничеством(и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре Iне увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественногопризрения – расширенное строительство больниц, богаделен, сиротских исмирительных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».
В начале 20-х гг. XVIIIв. были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно условнорассматривать как предтечу российского пенсионного законодательства.
При Екатерине IIсистема общественного призрения в основном сложилась. На открытые ею особыеприказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству исодержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов длянеизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов. Системаохватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите.Естественно, это система была далеко не совершенной.
На социальную защиту всех слоевнаселения не хватало государственных средств. Возникла идеядобровольно-обязательного попечения нуждающихся под присмотром государства,которая воплощалась в жизнь и благодаря участию в деле призрения членовимператорской семьи; немалую роль в решении проблем призрения сыграли земства.
Третий этап – послереволюционный исоветский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местнымиорганами власти задачу: создать государственную систему социального обеспеченияобездоленных – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшитьснабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладитьсоциальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищноестроительство, здравоохранение и курортное обслуживание.
В 20-х гг. рамки социальногообеспечения расширились. В 1936 г. оно приобрело государственный характер ибыло нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР встарости, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, атакже обслуживание многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионномуобеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории,профилактории и дома отдыха для трудящихся. Большое значение придавалось охранетруда.
Конечно, уровень социальногообеспечения не был высоким, что обусловливалось внутренними и внешнимифакторами, но основные социальные права впервые стали реализовываться.
Объективные исследованиясвидетельствуют о том, что степень социальной защищенности человека в советскийпериод была неизмерима выше, чем в дореволюционный период развития России и90-е гг. текущего столетия.
Ясно, что формирование социальнойработы происходит в разных странах в разные периоды их развития, чтообусловлено различием в становлении прежде всего государственных формжизнедеятельности тех или иных народов.
С учетом мирового опыта (в томчисле и российского) социальная помощь нуждающимся может быть сведена кнескольким формам филантропии (благотворительности, покровительству неимущим,социально незащищенным).
В узком смысле благотворительностьозначает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощинуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широкомсмысле – безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых,материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущныхпотребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в труднуюжизненную ситуацию.
Филантропия в разных странахпроявляется прежде всего в формах милостыни и общественного призрения.
Милостыня – одна из древнейших формпроявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищимв виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Спецификаэтой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящийот личностных свойств подающего милостыню. Как первичная формаблаготворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду спозитивными характеризуется некоторыми негативными моментами – в частности,постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.
В отличие от подаяния (милостыни)призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественноепризрение), а также частными лицами (просто призрение), означает внимание,участие, сочувствие, милосердие и выражается прежде всего в предоставлениикому-либо приюта и пропитания. Возникновение призрения как социальногоинститута связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей имонастырей. В России и в других странах призрение, осуществляемое церковью(конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различныхструктурных образований.
В отличие от милостыни призрениераспространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, иносит организованный характер, поскольку его субъектами являются государство идругие социальные (политические и неполитические) институты общества.
В XXв. призрение в большинстве стран трансформировалось в комплексную системугосударственной, общественной и частной благотворительной помощи и поддержкинаселения. Функционирование этой системы свидетельствовало о повышении уровнязаботы о людях – о наличии социальной работы как феномена современнойобщественной жизни.
К сожалению, в России в настоящеевремя благотворительная деятельность не получила такого широкогораспространения, как в развитых странах Запада. В США, например, этадеятельность (под названием «третий сектор экономики») осуществляется более чеммиллионом организаций. Довольно широко развит негосударственный секторсоциальной работы и в Западной Европе.
При изучении истории социальнойработы последняя рассматривается преимущественно как вид практическойдеятельности. Естественно, что в течение тысячелетия отдельные составляющиесоциальной работы являлись элементами как науки, так и учебной дисциплины. Этоможно считать обоснованным по двум причинам. Во-первых, ни одна научная (да иучебная) дисциплина не рождается внезапно, на пустом месте. Определенныепредпосылки способствуют тому, что усилиями «отцов-основателей» научные началав той или иной области систематизируются, превращаются в нечто цельное, т.е. вотдельную, относительно самостоятельную науку. Во-вторых, на определенныхэтапах практика социальной защиты различных групп населения, оказываемой ввесьма различных формах, обобщалась, систематизировалась, получила научноеобоснование в таких научных дисциплинах, как медицина, психология, педагогика идр.
Попытка научно-теоретическогоосмысления различных форм помощи нуждающимся предпринималась уже в XIXв. как в России, так и на Западе. Это нашло отражение и в работах, касающихсяпроблем социальной жизни людей (условий формирования и реализациижизнедеятельности, свободы и равенства, равенства и справедливости), и вконкретных направлениях социальной работы в современном понимании. В России этипроблемы в философско-социологическом плане рассматривались в работах Г.В.Плеханова («Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитиимонистического взгляда на историю» и др.), В.И. Ленина «Развитие капитализма вРоссии», 1899; «Империализм как высшая стадия капитализма», 1916; «Государствои революция», 1917, и др.), Н.А. Бердяева («Философия неравенства. Письма кнедругам по социальной философии», 1918; «О рабстве и свободе человека», 1939,и др.); П.А. Сорокина («Социальная и культурная мобильность», 1927; «Человек.Цивилизация. Общество», 1992, и др.), а в социально-политическом плане – втрудах В.Н. Воронцова («Судьба капитализма в России», 1882; «Очеркиполитической экономии», 1895; «Наши направления», 1893), И.И. Каблицы («Основынародничества», 1892-1885), С.Ю. Эжакова («Социологические этюды», 1892-1895),П.А. Кропоткина («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907), П.Н. Ткачева(«Законы общественного самосохранения», 1870), П.Л. Лаврова («Философия исоциология»), Н.В. Михайловского («Что такое счастье», 1872; «Герой и толпа»,1882), М.М. Ковалевского («Происхождение семьи, рода, племени, собственности,государства, религии», 1914) и др.
За рубежом истоками возникновениясоциальной работы как теории, науки были идеи об обществе вообще и гражданскомобществе, о правовом государстве, человеке и личности, сходстве и различиибиологического и социального организмов, социальной справедливости –несправедливости, социальном равенстве – неравенстве и др. Выразителями этихидей были О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф Энгельс и др.
Различные аспекты социальной помощи(экономические, психологические, медицинские, педагогические и др.)рассматривались в работах ученых Европы и Америки (конец XIX– начало ХХ вв.), в частности З. Фрейда, Б.Ф. Скиннера, К. Левина, Ж. Пиаже,А.Ч. Кули, Ф. Хайдера, Д. Хауманса, А. Зандера, Р. Меротона, М. Залда, Р.Кантера и др.[2]Особую роль втеоретическом обобщении и анализе практики социальной работы сыграли трудыженщин-ученых – Д.Ш. Лойэлл, М. Ричмонд, Д. Адамс, Б. Рейнолдс.
В процессе практики, теоретическихизысканий естественно возникает мысль о том, что людям, занимающимся оказаниемпомощи нуждающимся, требуется профессиональная подготовка. В 90-е гг. XIXв. в Великобритании организуются лекции, проводится практическая работасвязанная с деятельностью лондонского благотворительного общества; в 1899 г. ВАмстердаме создается Институт подготовки социальных работников; в начале ХХ в.в Европе и Америке действуют уже 14 школ социальной работы.
Это было началоминституционализации социальной работы как важного, необходимого, признанноговида социальной деятельности. Постепенно она становится неотъемлемым атрибутомобщественной жизни все большего числа стран, объединяя практическую, научную иучебную деятельность.

Глава 2. Социальная работа какобщественное явление
2.1 Социальная работа какпрофессиональная деятельность
Как профессиональная деятельностьсоциальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:
1) Социальнаятерапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальнойадаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контекстеокружающей его среды;
2) Социальнаяработа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские,молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожимпроблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек,отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Частосоциальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального илидаже криминального характера (детская или подростковая преступность,бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировкиасоциальной направленности и т.д.);
3) Социальнаяработа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сетисоциальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятногосоциально-психологического климата в местах компактного проживания людей, атакже на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.
Чтобыпонять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью,религиозной и светской, т.е. определить деятельность социальных работников как«профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым приопределении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используятермин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, спомощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждаяпрофессия базируется на специфической для нее системе знаний кактеоретического, так и практического характера, а также на своих критерияхуспешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессиявырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные»способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями.Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этихпринципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь междуоперациональными и этическими компонентами деятельности выступает в техпрофессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии,самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии»человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемуюинтересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональнойдеятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональнойподготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, атакже передаче профессиональных традиций непосредственно от опытныхспециалистов к новичкам.
Квалифицированноесодействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональныеособенности социальной работы. Профессия социального работника несколько тесносвязана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в еесамодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий наравноправное положение среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности,связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии,педагогики, юриспруденции и т.д.), социальная работа отличается прежде всегосвоим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере икак психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическимиметодами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиентаили нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии.К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьиили изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии наустановки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своегоклиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине –не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение,терапия, профилактика, клиника, патология и т.д.). Терминология выражает вданном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такиеобласти медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальнойработе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальнаягигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах(Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.
Социальныйработник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеетдостаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблемклиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социологаили педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить илизаменить социального работника. В связи с этим укажем еще на однупринципиальную особенность социальной работы как профессии – на ее пограничныйхарактер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работыаккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий. Оно не нацелено на«оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполнеустраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями.Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементыклассической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу иавторитету.
Длясоциальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненнымизаботами и трудностями, для смежных профессий – на выполняемые ими социальныефункции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы ит.д.
Важнаяособенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежныхсфер деятельности, — это ее посреднический характер.
Социальнаяработа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказываетсяне периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы – этоследствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостногочеловека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимостьпосредничества между человеком и различного рода социальными институтамивозникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовывать свои праваи возможности. В самом общем виде социальный работник выступает посредникоммежду клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективнойадаптации клиента в этом социуме, с другой стороны – процессу очеловечиванияэтого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.
Специализированнаясоциальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении имедико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты,пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.
Социальнаяработа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальныхучреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социальногоблагосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизньсоциальную политику государства, содействовать нормальному функционированиюсоциальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредствомоптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят:государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющиецелостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социальногообслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения,готовящие специалистов для данной отрасли.
2.2Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
Нарядус концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работыстала идея прав человека. Говоря шире, эта идея или философия стала двигателеми обоснованием политических реформ в наиболее реформаторский периодчеловеческой истории. Понятие «права человека» в наше время чаще всегопредставляется чем-то естественным и вечным. На самом деле это сравнительнонедавнее изобретение. Впервые возникнув в Западной Европе и США примерно двавека назад, понятие это затем прочно укоренилось в коллективном сознании.Делались попытки подвести под эту идею некий абсолютный и/или научныйфундамент, в чем, в частности, преуспели представители школы утилитаризма. Темне менее, идея прав человека остается именно философией, т.е. системойлогически связанных абстрактных принципов, категорий и ценностей. Нередко ееиспользовали для прикрытия интересов отдельных групп или как пропагандистскийприем, но, по сути, даже в этом всегда содержалось нечто большее, чем демагогия.Ядро данной философии составляет набор утверждений о том, что каждый человекобладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, которые не встоль отдаленном прошлом были доступны как самопонятные привилегии и «свободы»лишь узким слоям европейского общества. Можно также сказать, что философия правчеловека – это комплекс представлений о реальном и об идеальном устройствахобщества, и о месте индивида в социуме. Идеалы философии прав человекапретворялись в жизнь мирным или революционным путем реформаторами,стремившимися преобразовать общество в соответствии со своими моделями егоулучшения. Эти модели неоднократно корректировались, поскольку сама реализацияих вскрывала серьезные просчеты в первоначальных планах, после чего рождаласьновая реформистская программа, а сами представления о правах человекаподверглись коренному пересмотру. Вслед за этим начинался новый цикл реформ. Изистории мы знаем два таких цикла, и сейчас можно говорить о начале третьего. Всоответствии с основной направленностью реформ эти циклы можно поэтапнообозначить как: гражданские права и политическое равенство, государствовсеобщего благоденствия и социальная справедливость, индивидуальность и правовыбора.
Зачаткиидей, позднее оформившихся в философию прав человека, можно найти еще в ДревнейГреции и Риме. Действительно, именно в греческих городах-полисах зародилосьпредставление о гражданстве, связанное с принципом прямой демократии, хотя этобыла, конечно демократия для избранных. Мысли о принципиальном равенстве всехлюдей были высказаны первоначально римскими философами-стоиками. Однако в своемокончательном виде философия всеобщих гражданских прав – продукт XVII-XVIIIвв., оказавшийся в центре всеобщего внимания после американской и французскойреволюций, а также в результате развития английской парламентской либеральнойтрадиции, наиболее ярким представителем которой был Дж. Локк. Ядром этойфилософии стало новое представление о природе человека и его месте в мире и,как следствие этого, о более разумном и совершенном устройстве общества и местечеловека в нем. Такое общество должно было состоять из свободных граждан, а нерабов или верноподданных. На философском языке этики Канта это означало, чтокаждый человек должен рассматриваться как цель, а не как средство. Естественныеправа людей предполагали их равенство перед законом, что в дальнейшем быловыражено конституционным принципом «один гражданин – один голос», основнымкритерием легитимности государственной власти.
Вборьбе за новое общественное устройство сталкивались разные мнения о путях егодостижения и о способах реализации гражданских прав, но практически все,реформаторы и революционеры, исходили из того, что краеугольным камнем новогообщества должна стать индивидуальная свобода, закрепленная законом. Они такжебыли едины в убеждении, что тем самым новое общество станет более гуманным исправедливым. Воля большинства, восторжествовав, породит новую форму правленияи общественной организации, и интересы бедного большинства населениявозобладают над интересами привилегированных меньшинств. Равенство политическихправ, закрепленное в конституции, естественным путем приведет также кискоренению социальных пороков; свобода и равенство приведут к братству.
Философиягражданских прав XVII-XVIIIвв. во главу угла ставила равенство людей перед законом. Однако практическаяреализация подобных программ вскоре выявила и их слабые места. Пример Америки иФранции показал, что республиканская форма правления, гарантирующая равенствополитических и юридических прав, сама по себе не приводит к фактическомуравенству граждан. Более того, разрушение старой системы взаимосвязей лишаломногих людей прежних традиционных форм социальной защиты и умножало нищету.Поляризация общества по имущественному признаку усиливалась. Начало промышленнойреволюции и формирование рабочего класса сопровождались резким ухудшениемусловий существования и разрастанием нового мира – мира городских трущоб,бедняков, пьянства и проституции. Беды социального дна не могли не привлечьвнимания наиболее чутких и честных представителей интеллигенции.
Вусловиях индустриального общества они рассматривали себя как партию рабочегокласса, ибо ожидали превращения этого класса в самую многочисленную ипредставительную группу населения. Правда, социал-демократические идеи имелиширокое хождение также среди мелких ремесленников и интеллигенции, а порой дажесреди крестьян и представителей радикальной буржуазии. В полной мере новаяидеология прав человека, включавшая в себя мысль о необходимости социальныхреформ, была сформулирована Вторым Интернационалистом, в котором тон задавалинемецкие социал-демократы.
Такимобразом, представление о правах человека расширяется, охватывая помимогражданского также и «социальный» аспект. Цивилизованное общество обязанообеспечить всем своим членам некий минимум благосостояния и стабильности вусловиях быстрой индустриализации и урбанизации. Это предполагает развитиесистемы пенсионного обеспечения, проведение мероприятий по борьбе сбезработицей, выплату пособий для безработных, жилищное обеспечение,общедоступность образования и здравоохранения.
Социальнаяработа сохраняет верность идеям прав человека и профессионализма, воспринимаясебя как современное их воплощение. Как и другие гуманные профессии, онаориентируется на общечеловеческие ценности и поэтому часто выступает в роликритика, подвергающего сомнению правильность существующего порядка вещей.
2.3Нравственно-гуманистический характер социальной работы
Гуманность– одна из онтологических форм человеческого бытия и полагания мира. Гуманность,рассматриваемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинствучеловека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования иявляется фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с однойстороны, и его конечности как таковой – с другой. М. Хайдеггер утверждал, что«гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, толькоодно: существо человека существенно для истины бытия».
Уровеньгуманизма в межличностных и межгрупповых отношениях исторически повышается.Помимо социальных предпосылок гуманизма можно говорить об определенныхсоциобиологических, личностных основах, на которых строится приятие илинеприятие гуманистического мировоззрения. Речь идет об альтруизме и эгоизме.Альтруизм – принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе о благедругого человека и других людей, которые для альтруиста важнее собственных.Эгоизм – принцип жизненной ориентации личности, направленный на заботу о своемЯ, об удовлетворении своих интересов и потребностей даже ценой нарушенияинтересов и потребностей других.
Социальнаяработа более других профессий располагается в границах нравственного выбора иэтического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения,как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являютсянравственными регуляторами самой социальной работы. Помимо единых требованийобщественной морали, социальная работа регулируется также такими принципамипрофессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность.
Основываясьна гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируетсяна ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительнымиизменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальнаясправедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальныхработников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемыконфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколькоуровней таких проблем:
1) зависимостьценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач;
2) разработкаэтических стандартов профессии;
3) этическиедилеммы профессиональных обязанностей социального работника.
Проблемаценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистическойсущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной моделисоциальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любаяличность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида, как высшемуценностному измерению, дополняется пониманием того обстоятельства, что сама этажизнь должна быть достойна человека. Право на помощь со стороны субъектовсоциальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации покаким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальнойработы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не вущерб другим.
Этическийстандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в нихформулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы,предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющиеответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образдействий, предписываемые профессиональной этикой, основываются на баланселичных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этогобаланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность какпринцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровнеответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами(сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанностиперед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранениебазовых ценностей и предназначения социальной работы).
Напрактике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразнымиэтическими проблемами и дилеммами, вследствие их обязательств по отношению кклиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этическиедилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которыесвойственны любой модели социальной помощи: независимость и манипулирование;патернализм и самоопределение; принцип информированного согласия; необходимостьговорить правду; конфиденциальность и частный характер сообщений; доносительство;законы и благополучие клиента; личные и профессиональные ценности.
Этическиекодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегдаспособны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общихтерминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержатпринципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическуюдилемму.
Такимобразом, в основе социальных принципов социальной работы лежит все тот жегуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этойпрофессиональной деятельности, области научного исследования, общественногоявления «социальная работа».
Гуманистический подход кпониманию человека в деятельности социального работника служит одним изключевых факторов успешности его профессиональной деятельности. Сама социальнаяработа представляет собой гуманистический процесс в рамках общественныхотношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума,способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. Социальная работа нацеленана профессиональную помощь индивидам по усилению или восстановлению ихвозможностей полноценного социального функционирования. Гуманистический подходк пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал,способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложныхусловиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой ифилогенетических), психологических закономерностей развития и функционированиячеловека как индивида, личности и субъекта деятельности. В данном аспектечеловек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная иамбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.
Гуманистический подход кпониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентнойсистемы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на пониманииосновных закономерностей его социального развития:
1. Развитие человекаосуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействияс другими людьми.
2. Движущей силойсоциального развития является противоречие между растущими потребностямичеловека и реальными возможностями его удовлетворения.
3. Стабильные периодыразвития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходныеэтапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.
2.4Социальная работа в поисках нового качества социальной политики
Всовременном мире, который становится все более разнообразным, но одновременно иболее открытым, «меньшинства» как таковые в сумме постепенно превращаются вбольшинство. Путь, который ранее представлялся магистральным и прямо ведущим всветлое будущее, делается все менее ясным. Универсальные рецепты вызывают всебольшее недоверие. Государство, прежде воспринимавшееся как главный инструментих реализации, все чаще оказывается главным препятствием на пути достижениясвободы, равенства и братства – идеалов, которые вдохновляли борцов за правачеловека, как эволюционистов, так и революционеров. Новый этап коллективногомышления и третий цикл философии прав человека – это реакция на универсализм и«огосударствленность» старой системы, т.е. на те ее качества, которые сковываютсвободу индивидуального выбора, мешают видеть конкретные проблемы живых людей,реальные проблемы «меньшинств» любого рода.
Всепрежние системы социальной защиты и поддержки, даже создававшиеся из лучшихпобуждений, постепенно превратились в диктатуру экспертов и бюрократов,поскольку всегда покоились на убеждении, что эксперты могут дать точныйпрогноз, предложить оптимальные решения, и тогда путем принятия мудрых законови постановлений можно будет в совершенстве отрегулировать все стороныжизнедеятельности общества. Утопичность подобных взглядов становится все болееочевидной. В настоящее время недоверие вызывает сама идея абсолютногопрогресса, понимаемого как одностороннее движение «вперед и вверх» внаправлении все большей рациональности и универсальности в социальныхотношениях. Параллельный экономический и социальный кризис в развитыхкапиталистических странах и развал СССР, обострение глобальных экологическихпроблем, а также тот факт что ученые не смогли предвидеть такого развитиясобытий, — все это стимулировало критический пересмотр общепринятых взглядов.Широкое наступление идеологии неоконсерваторов или, другими словами, «новыхправил» привело к свертыванию «государства всеобщего благоденствия», всеобщегоправа на бесплатное социальное обеспечение при резком одновременном сокращенииассигновании на социальные нужды и принятии курса на частичную приватизациюсоциальных служб. Снова, как и полвека назад и ранее, когда идея государствавсеобщего благоденствия активно пробивала себе дорогу, разные партии и движениявыступали на редкость единодушно.
Нужнозаметить, что социальная ответственность – основа современной политики. Она вгораздо большей степени, чем законодательная, порождает доверие между разнымисоциальными группами. Это связано в первую очередь с тем, что социальнаяответственность есть ответственность внутренняя, а не внешняя, которая присущалюдям, группам людей, их представителям не потому, что невыполнениеобязательств есть осознанная и принятая необходимость. И именно на такомфундаменте доверие наиболее прочно. Причем, с позиций права понятие «социальнаяответственность» тесно связано с понятием «социальное отклонение».
2.5Социальная работа как наука
Какнаука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования,своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социальноговзаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результатевлияния различных биологических и социальных факторов. Отличительной чертойсоциальной теории как теории является то, что она получила свое собственноеразвитие после признания социальной работы как профессии. Новая теориясоздавалась как результат настоятельной потребности общества внаучно-теоретических исследованиях в области социального развития ивзаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом иэкономическом этапе развития общества, а также потребности внаучно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальныхуслуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Социальнаяработа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук:философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики,антропологии, этики и др. В число ее проблем входят специфические исследования,связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальнымипроцессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитиеличности. Таким образом, тематика исследований в области социальной работыдостаточно широка и определяется рамками сложной системы: «социальная среда –человек».
Методологиясоциальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимоклиента присутствует и сам социальный работник, а также социального контекста,в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента,структуры социальной работы, и принципов функционирования отрасли. Большоевнимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т.е.способов и методов конкретной практической социальной работы с различнымигруппами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое местозанимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных напредотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.
Длясоциальной работы как отрасли научного знания характерны две противоборствующиетенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальнойработы: научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальноедействие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальныхпроблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или жечеловек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всехего личных бед и несчастий?
Всоциальной работе, по мнению многих зарубежных авторов,научно-исследовательская деятельность и практическая деятельность развиваются восновном независимо друг от друга. Однако большинство исследователей считают,что на учреждение социальной работы как социального института первостепенноевлияние оказали мировоззренческие факторы, попытки научного осмысления социальнойдействительности и социальных противоречий. Основным генерирующим началомявилось теоретическое знание, которое и легло в основу социальной практики исоциальной науки.
Другоенаправление утверждает первоосновой социальную практику и социальное действие исоответственно вторичность научного знания. По мнению ряда ученых, в противномслучае теория будет отдаляться от практики и даже мешать практикующимсоциальным работникам оказывать эффективную помощь нуждающимся.
Еслиисходить из того, что первопричина социальной дисгармонии общество, егоустройство, то социальная работа должна быть ориентирована прежде всего нареформирование или на радикальное изменение этого общества. Если же принять запервопричину социальных проблем самого человека, то для достижения гармониинеобходимо изменять прежде всего человека, а не его окружение. В таком случаесоциальная политика должна опираться на развитие учреждений, занятых проблемамивоспитания, социализации, коррекции и реабилитации, т.е. на развитиесоциально-психологической работы.
Всоциальной работе не существует единой теории, а наука представленаразнообразными общественными, социальными научными школами, в рамках которых иразворачиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практическойсоциальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.
Несмотряна многообразие теоретических построений для практической социальной работы, еесущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности,направленной на изменение, которое в конечном счете ориентировано на содействиев гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой,индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социальногоблагосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности заколлективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивостьразвития конкретной социальной системы.
Всевышесказанное характеризует социальную работу как полипарадигмальную теорию ипрактику. В современной социальной работе существует множество моделейпрактики, основанной на тех или иных теоретических взглядах. Например, когдаречь идет о традиционной социальной работе на индивидуально-личностном уровне,это прежде всего психолого-ориентированные модели. Среди них психодинамическиемодели, основу которых составляет модернизированный фрейдизм,эгопсихологическая модель и трансакциональный анализ. Еще одна группа моделейпрактической работы использует бихевиористские теории.
2.6Социальная работа как учебная дисциплина
Социальнаяработа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многихнаук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в томчисле зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии,педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин впреломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему втрудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина онапомогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политическойобстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность,оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.
Обучающиесясоциальной работе овладевают различными технологиями, позволяющими имобеспечивать посредничество между нуждающимися в помощи человеком и обществом,стимулировать клиента к выполнению им социально значимой деятельности,предотвращать социальные взрывы и корректировать девиантное поведение.
Системаобразования по социальной работе должна представлять собой сочетаниетеоретических и практических составляющих. Одним из важных элементов вподготовке специалистов по социальной работе должно быть освоение основмедицины, психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и др. Обязательным всистеме подготовки таких специалистов должен быть комплекс специальных мер,обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активныйхарактер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг). Учебныйпроцесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитиесамостоятельной активности обучающихся.
Основнаяцель образования – получение теоретических знаний, приобретение практическихумений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалистапо социальной работе. Специалист по социальной работе – специалист с высшимобразованием по специальности «социальная работа», получивший базовуюподготовку, которая предполагает три направления обучения: общегуманитарные исоциально-экономические дисциплины, общематематические и естественнонаучныедисциплины и специализации по социальной работе.
Социальногоработника должно характеризовать умение поставить цель и сформулировать задачи,связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решениянаучные методы; способность к кооперации с коллегами по работе в коллективе;знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей,находить и принимать управленческие решения; владение основами педагогическойдеятельности; готовность к работе над междисциплинарными проектами; пониманиесмысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социальногоначал в человеке, отношения человека к природе и возникающих в эпохутехнического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.
Длясоциального работника должно быть свойственно понимание феномена культуры, еероли в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения ипередачи социального опыта базисных ценностей культуры; умение оцениватьдостижения культуры на основе знания их исторического контекста; способность кдиалогу как способу отношения к культуре и обществу, в том числе – собственнойстраны и составляющих ее регионов, умение выражать и обосновывать свою позициюпо вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Вцелом, получив теоретические знания и практические навыки, специалист посоциальной работе должен быть способен к организационно-управленческой,научно-педагогической и практической деятельности в сфере социальной работы.
Вмире насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы, а такжеспециализированных факультетов университетов, ведущих подготовку профессионаловдля социальной сферы. В Российской Федерации подготовкой специалистов высшейквалификации по социальной работе занимаются свыше 60 высших учебных заведений,подготовкой социальных работников среднего звена – сотни средних специальныхучебных заведений. После официального учреждения в 1991 г. профессионального статусасоциального работника наблюдается устойчивая тенденция расширения в системевысшего образования сети специализированных университетов, академий,институтов, колледжей, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров длясоциальной сферы, в том числе и для органов и учреждений социальной сферы.
Переподготовкакадров и повышение квалификации уже действующих специалистов на базе высшейшколы проводится в основном в очно-заочной форме. Государственная системаподготовки и переподготовки кадров для социальной сферы носит многоуровневыйхарактер. В нее входят государственные университеты, медицинские ипедагогические институты и университеты, педагогические колледжи, кадровыецентры, технологические вузы, техникумы, профессионально-технические училища и лицеи.Однако, в целом, ощущается серьезная нехватка кадров высшей квалификации, чтохарактерно для многих стран мира, даже ля стран с развитой системой социальногообслуживания (США, Великобритания, Швеция и др.). В ряде случаев эту проблемурешают при помощи наставничества (тьюторства, супервизорства), когдавысококвалифицированные кадры помогают большому количествумалоквалифицированных социальных работников познать основы социальной работычерез совместную практическую деятельность, подразумевающую постоянный контрольи помощь старших младшим. Другой способ получения знаний – конференции,совещания, симпозиумы. Ежегодно в мире проводится более 100 национальных имеждународных конференций в областях, связанных с социальной сферой, какправило, организованных при участии профессиональных обществоведов, организацийсоциальных работников.
Социальнаяработа – универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарныйхарактер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь сдругими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.
социальнаяработа профессиональный гуманистический

Заключение
Современное пониманиеоснов социального развития исходит из того, что социальная политика государствадолжна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда издоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплатытруда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства,инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установлениегосударственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (средикоторых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,инвалидности, потери кормильца и др.).
Провозглашенная политикаперехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям оттоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержкамичреватыми не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовногои физического существования некоторых слоев населения. В их основе –свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромныйурон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.
Подобные негативныепроцессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшениеположения его слабо защищенных слоев, наблюдается разрыв социальных связей,деградация социальной инфраструктуры и появление реальной угрозы человеческомупотенциалу страны.
Резко обостряетсясоциальная дифференциация. В этом плане ярко характеризуетсоциально-экономическую ситуацию в России следующий показатель. По даннымстатистики уровень жизни 10% наиболее обеспеченных людей в 15 раз превысилуровень жизни 10% наименее обеспеченных. В действительности же этот коэффициентдостигает 30, на Западе составляет 10-12. Уродливость социальной пирамидыоттеняет и то, что на самой ее вершине – небольшая группа богатых (0,2%)которую обслуживает довольно значительный слой (4%). Тенденция обнищаниямолодых и работоспособных усиливается. И это результат глубокого экономическогокризиса, который переживает Россия.
Трудоспособное населениестраны все чаще сталкивается с таким социальным бичом как безработица.
Демографическиепоказатели России одни из самых низких. В Российской Федерации происходитдепопуляция (снижение численности населения). До половины детей рождаетсябольными, около 20% новорожденных появляются на свет вне брака, многие детирастут в неполных семьях, в детских домах, в семьях алкоголиков и наркоманов.
Катастрофически растетзаболеваемость, прежде всего врожденная. В России все чаще воскрешаютсяболезни, казалось бы, давно нейтрализованные – тиф, холера, дифтерия, чесотка.Во многих школах дети страдают от педикулеза.
В то же время бедствуетздравоохранение, в первую очередь система профилактики и санитарной службы.
Социальные невзгоды,стрессовые ситуации привели к тому, что по статистике самоубийств Россия вышлана первое место в мире. Примерно 50 тыс. человек в год кончают жизньсамоубийством (или 40 на 100 тыс. населения, что в 3 раза выше, чем в США и в 4раза выше, чем в Англии)! Особенно большой рост самоубийств наблюдается средимужчин. 71 человек на 100 тыс.
В России ежегодно кончаютжизнь самоубийством из-за жестокого обращения примерно 2 тыс. детей, 50 тыс.несовершеннолетних уходит из дома и 20 тыс. из детских садов и интернатов.
Над многими людьминачинает довлеть страх нищеты в старости. А большинство ветеранов-пенсионеровуже сейчас входит в общество с рыночной экономикой абсолютно нищими, без всякихнакоплений, которые были сметены известными «экономическими» решениями,громадными темпами инфляции последних лет.
Наличие определенноймассы крайне нуждающихся, уязвимых и незащищенных жителей России делает чрезвычайноактуальной проблему социальной помощи.
Среди множестваразнообразных черт, определяющих соотношения и тенденции развития современногообщества, есть две характерные черты, значение которых трудно переоценить.
Первая из них выражаетсяв том, что деятельность государства приобретает в официальных документах всебольшую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетовразвития все более и более учитываются потребности человека как высшие ценностиобщества, в соответствии с которыми строится государственная социальнаяполитика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного обществастановится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системысоциальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказаниеразовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в труднуюжизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.
Переживаемый российскимобществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем,порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системыценностей, падением нравственности.

Списокиспользованной литературы
1. АнаньевБ.Г. Опроблемах современного человекознания. – М., 1997.
2. БеличеваС.А. Социально-психологическая диагностик. – М.: РИЦ Консорциума «Социальноездоровье России», 1993.
3. БочароваВ.Г. Педагогикасоциальной работы. – М., 1994; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. –М., 1997.
4. Впоисках истины (Материалы методологического семинара покатегориальному аппарату социальной работы). / Отв. ред. В.Г. Попов, Т.Е.Денисова. – М., 1995.
5. ГорячевМ.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. – Самара: Изд-во«Самарский ун-т», 1997.
6.  Григорьев С.И. Теория и методология социальнойработы. – М., 1994.
7. ГусляковаЛ.Г. Объект,предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. –Барнаул, 1995.
8.  Маслоу А. Самоактуализация. Психологияличности. Тесты. – М., 1982; Роджерс К.К науке о личности // История зарубежнойпсихологии.– М., 1986.
9. МудрикА.В.Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
10.  Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок.– М.: ИНФРА-М, 1997.
11.  Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: Учеб.пособие./М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, Ю.И. Горюн, Ю.В. Койнова; Подред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – Ч. 1.
12. Риммер Ф.Г.Ценности и этика //Энциклопедия социальной работы. В 3 т. – М., 1993 – 1994. Т. 3.
13. Ромм М.В. Социальная адаптация и социализацияличности в современном обществе // Социология и современное общество: Учеб.пособие. В 2 ч. – Новосибирск: НГТУ, 1997. Ч. 1.
14.  Словарь-справочник по социальной работе. /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
15.  Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
16. Социальнаяработа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов р/Д: Феникс,2003.
17. Социальнаяработа: теория и практика: Учеб.пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова,д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.
18. Социальнаяработа. Серия. – М., Вып. 3. Социальная работа и подготовка социальныхработников в Великобритании, Канаде, США: (Учеб.-метод. пособие). – 1992.
19. Социальнаяработа. Серия. – М., Вып. 4. Социальная работа в Германии и Австрии:(Учеб.-метод. пособие). – 1992.
20. Социальнаяработа и социальная политика: Новые ценностные ориентации // Гуманитарные наукии образование: проблемы и перспективы. Сб. ст. – Саранск: Тип. «КрасныйОктябрь», 1997.
21. СулимоваТ.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. пособие. –М.: Ин-т практической психологии,1996.
22.  Теория методика социальной работы. (Краткий курс). – М.:“Союз”, 1994.
23. Теорияи методика социальной работы: Учеб.пособие/Рук.авт.кол-ва И.Г. Зайнышев. Ч. 1.– М.: Союз, 1994.
24. Теориясоциальной работы: Учебник/Под ред. Е.И. Холостовой.–М.,1998.
25. Теориясоциальной работы: Учеб.пособие/М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск; Изд-воНГТУ, 1999.
26. Теория и методология социальной работы:Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.
27.  Философия социальной работы. Монография. / Подред. В.И. Митрохина. – М.: МГСУ “Союз”, 1998.
28.  Фирсов М.В. Введение в теоретические основысоциальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.