Московский ПедагогическийГосударственный Университет
Дефектологический факультет
Эссе по социологии
на тему:
Социальный гедонизм
Выполнила:студентка 301 гр.
ЩегловаДарья
Проверила:доц.
РогачеваВарвара Игоревна
Москва 2010
Оглавление
Введение
Общество потребления: сущность,характеристики
Феномен гедонизма
Гедонизм в современном социуме
Молодежь современной России: ценностныеприоритеты
Заключение
Источники
Введение
В данной работе будетрассматриваться проблема социального гедонизма – «бич» нашего поколения. Чтоэто за явление? Откуда оно берет свое начало? Каково влияние гедонизма на социум?И каковы приоритеты современной молодежи? Для начала выясним, что же такоегедонизм.
Гедонизм (отгреческого hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственныхвоззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения истрадания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм былвпервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского(435–355 до н.э.), учившего, что добром является всё то, что доставляет наслаждение.Сама культура гедонизма возникла как потребность красивого культурногооформления «животной» стороны жизнедеятельности вида «Человек Разумный». Инымисловами, человечество смогло красиво выразить в культуре свои чисто животныепотребности, отбросив то, что отличает человека от животного. Но разница в том,что сами-то животные не стремятся к наслаждению. Они руководствуются основнымиинстинктами выживания, убегая от страха и наслаждаясь принятием пищи. Главныеживотные инстинкты сводятся к защите себя и своего потомства, добычипропитания. Люди же, следуя чисто животным инстинктам, возвели в культ огромныйспектр всевозможных удовольствий (в том числе и от получения пищи, как уживотных) и научились самыми изощрёнными методами психологически уклоняться отнеприятных эмоциональных ощущений.
Современное общество «поражено»гедонизмом. Для многих людей цель в жизни не создавать, а получать; несозидать, а потреблять.
Общество потребления: сущность, характеристики
Одной из характеристиксовременного общества является «общество потребления». Принцип потребленияособенно ярко наблюдается в экономически развитых странах: все больше средствтратится на досуг, развлечения, на продукцию, в которой нет необходимости ит.д.
Французский социолог ЖанБодрийяр рассмотрел сущность общества потребления в одноименной работе. Онназывает потребление цепной психологической реакцией, котораянаправляется современной магией, природа которой бессознательна. Он считает,что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ниподлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствиемтщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурногозакона выживания современного мира.
Ключевоепонятие социального устройства — счастье — Бодрийяр рассматривает какабсолютизированный принцип общества потребления. Наделяя счастьеколичественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальнойдифференциации, он видит его лежащим в основе современной демократии, смыслкоторой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостоянияи т. п. Иными словами, потребительская ценность товаров абсолютна ине зависит от конкретного человека. В современной цивилизации не существуетрационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор.Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен —он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение непредметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам.Потребности производятся вместе товарами, которые их удовлетворяют. В основевыбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержкатаких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации,потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность,«счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивностьи экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.
Характеристики обществапотребления (по Бодрийяру)
ü Персонализация,или наименьшее маргинальное различие (НМР)
Функциональный,обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезуиндивидуальности из знаков и подчёркнутых отличий. В сфере знаковых различий неостаётся места для подлинного различия, основанного на реальных особенностяхличности. Всё — от роскоши и права на свободное время до манифестированнойупрощённости — входит в свод чисто социальных различий, легимитированныхсамой системой. Даже искренний поиск утраченной действительности, познание себяимеют эффектом лишь произведённое социальное различие — основной движущиймеханизм общества потребления. Персонализация человека в знаках задаёт всёвплоть до самих его типов. Модель требовательного мужчины и заботящейся о себеженщины — это те же всеобщие, законодательно задекларированные идеалы,имеющие демократический смысл лишь в своём свойстве быть равно желанными длявсех.
ü Массово-информационная культура
Отношениемассовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению моды кпредметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовойкультуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура, такимобразом, изначально создаётся для недолговременного использования, она естьсреда, в которой сменяются знаки. Её императивом становится требование актуальности,современности, функциональной пригодности для человека-потребителя. Развитиесредств коммуникации приводит к утрате символической основы в человеческомобщении. На смену индивидуальности, живой культуре приходит ритуализациябессмысленных знаков, не имеющих содержания. Формируется некий минимум такихзнаков, обязательный для каждого «культурного» человека. Бодрийяр определяетэтот минимум как «наименьшую общую культуру», которая выполняет в массовомсознании роль «свидетельства культурного гражданства». Атрибутом мирапотребления является китч — никчёмный предмет, не имеющий сущности, нохарактеризующийся лавинообразностью распространения, имеющей классовую природу.Потребление предмета-китча есть симулятивное приобщение к моде, покупкаотличительного признака.
Средствамассовой информацию отражают и закрепляют тоталитарный характер обществапотребления. Суть этого тоталитаризма состоит в «гомогенизации» событий,приданию им равноправия перед восприятием потребителя. СМИ убивают живоесодержание мира, извлекая из него лишь события, содержание которых, в своюочередь, сводится уже лишь к бесконечной отсылке друг на друга. На основетакого отношения к подлинной действительности СМИ формируют «неореальность», неимеющую категорий истинности и ложности. «Неореальность», в создании которойтакже участвует реклама, состоит из «псевдособытий», возникновению которых непредшествует ничья цензура. Реклама не призывает к анализу достоверности своегосодержания, а требует веры в себя. В этом смысле она имеет пророческийхарактер.
ü Тело — самый прекрасный объект потребления
Обществопотребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, нои самого человека. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, делатьиз него инструмент устранения социальных различий. Традиционные понятиякрасоты, эротичности заменяются функциями — они подсчитываются как статьипотребительской способности. Тело становится упрощённым аналогом души —его нужно «найти», «открыть», «познать» и «спасти». Оно становится объектомсовремнной мифологии и, в сущности, не является больше материальным.Тело — это объект потребления, наряду с обладателем его потребляютмедицина и модные журналы. Связанная с ним сексуальность вгоняется в заданныестандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системыпроизводства.ü Драма досуга, илиневозможность убить своё время
Время имеетпотребительскую стоимость. Оно не может быть истинно свободным, поскольку егосвобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления. В традиционномсмысле время исчезает — его деление на свободное, приятно или плохопроведённое больше не является фундаментальным критерием его различения. Времягомогенно в своём статусе элемента производства. Досуг есть не более чем времявосстановления работоспособности. Люди стали «отходами денег и времени». Вобществе потребления — время невозможно убить, его нельзя потратить внесистемы потребления.
ü Мистика заботы
«Под солнцем заботызагорают современные потребители». Оберегающий, предусмотрительный и заботливыйоблик общества потребления есть не более чем его защитный механизм, скрывающий«глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию щедрости, где „благодеяние“скрывает барыш». Бессимволичность, опредмеченность отношений между людьмикомпенсируется знаками участия и доброжелательности. Услужливость, раболепство,идеология дара — это систематические факты современного общества, которыескрывают реальные экономические механизмы. Эти факты обязывают потребителясчитать себя больным, неполноценным, нуждающимся в помощи со стороны глобальнойсистемы услуг.
ü Аномия вобществе изобилия
При видимомизобилии возникает косвенный культ насилия как своего рода предохранитель,переключающий человека с размышлений о свободе на размышление о счастье.Изобилие обволакивает человека и с неизбежностью ставит его перед новойморалью, которая не является следствием прогресса. При таком положении вещейпоявляется новый тип насилия, являющийся компенсацией изобилию и своего родадоказательством его неустойчивости. Другими доказательствами являютсяпостоянная усталость и депрессия, ставшие как раз следствиями изобилия,упрощения, автоматизма современной жизни.[1]
С каждымгодом потребности общества растут все больше, что приводит к определенным экономическими социальным изменениям.
ü Вторговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную рольначинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространениеприобретает шопинг, который становится популярной формой проведениядосуга.
ü Революция в сфере коммуникаций(распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованиюнового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ кэтому пространству и участие в общении становятся платными услугами.
ü Бизнес производит такие феноменыкультуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную рольв этом играет реклама.
ü Конкуренция производителей порождаетконкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблятьтак, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «несливаться с толпой».
ü Появляетсяразвитая система кредитования, банковскиекарточки, карты постоянных покупателей ит. п.
ü Существенноизменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включаетсясимволическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могутстоить гораздо дороже, чем аналогичные товары менее « раскрученных»производителей.
ü Ускоряется темп изменений моды. Вещиобесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются.
ü Образование, прежде всего высшее,становится платной рыночной услугой.
ü Физкультура и спорт становятсяпроизводителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиямфизкультурой становится рыночной услугой.Феномен гедонизма
Свои истокигедонизм берет с древнейших времен, а именно с Древней Греции. Одним изосновоположников этого этического учения является философ Эпикур (342/341—271/270 до н.э.). Человек, как и всеживые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и вэтом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключаетсявовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении пределанаслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог. Для достиженияэтого состояния самодовлеющего душевного покоя человеку необходимо преодолетьстрадания, возникающие вследствие неудовлетворенных желаний. Следует избегатьтолпы, соблюдая при этом необходимый минимум социальных норм, которые призваныограничивать взаимную враждебность людей. Только в кругу друзей-единомышленниковвозможно истинное общение, которое не только само по себе являетсянаслаждением, но и способствует достижению счастливой безмятежной жизни.[2]
Другим основоположником гедонизмасчитается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг.до н. э.). Онразличает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и болькак грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия междувидами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже надругое. Путь к счастью лежит в достижении максимального удовольствия, избегаяпри этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получениифизического удовольствия.
Интересны этические взгляды насчастье Людвига Фейербаха(1804-1872), немецкого философа. Он считал, чтовоснове всех без исключения поступков и действий человека лежит одно простое ипонятное для всех побуждение — стремление к счастью. Стремление к счастью — этоосновное, первоначальное стремление всего того, что живет и любит, чтосуществует и хочет существовать. И не один лишь род людской — все живое основываетсяна стремлении к счастью. Гусеница, после долгих неудачных поисков инапряженного странствия, успокаивается, наконец, на желанном растении, к которомуона так стремилась. Что привело ее в движение, что побудило к этому трудномустранствию? Что заставило ее мускулы попеременно сжиматься и разжиматься?Только воля, — считает Фейербах, — только боязнь не умереть от голода, другимисловами, — любовь к жизни и инстинкт самосохранения, а это и есть — стремлениек счастью.
Философия Фейербаха учит и призываетне уходить от жизни, а открывать ее красоту и полноту в любви. Другого путинет, ибо счастье в одиночку невозможно.Человек эгоистичен по своей натуре. Стремление к личномусчастью как раз и выражается в эгоизме. Но эгоизм этот должен быть разумным.Природа сама установила путь для достижения взаимного счастья и недвусмысленноподсказывает пути его обретения. Это — обусловленное объективными законамиотношение между полами. Половая любовь — единственное изобретение природы, гдеодно существо, доставляя удовлетворение самому себе, доставляет одновременноточно такое же удовлетворение и своему партнеру.
Таковы были взгляды философов вразные временные рамки.Сегодня с уверенностью можно сказать, что большинство жителейЗемли имеют схожее верование. Гедонизм — это религия, так как предназначениемсвоей жизни гедонисты делают поклонение собственным желаниям. Интереснавыдержка из беседы с психологом Денисом Новиковым.
— Существует наслаждение роскошью. И дорогие вещи, какправило, по своим параметрам превосходят более экономичные аналоги. Есть ли вэтом гедонизм? Есть ли отсутствие аскезы в стремлении ездить на более быстромавтомобиле, пользоваться мобильником, в котором есть фотокамера?
— Страсть к роскоши тоже страсть. И то, что это страсть, обнаруживается потому, что ни функционально, ни эстетически такого рода траты, предметы, вещи неоправданы.
— Люди, преданные наслаждениям, подчас живут сегодняшнимднем. В то же время Господь сказал: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибозавтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»(Мф. 6:34). В чем разница?
— Я бы ответил так. Гедонист живет сегодняшним днем для того, чтобы недумать о разочаровании, о пустоте, о печали и вообще о чем-то тревожном иболезненном, что будет за этим днем. Это попытка жить сегодняшним днем, чтобыне думать, условно говоря, о смерти. Человек, который исполняет заповедихристианства и живет сегодняшним днем, делает это совершенно для другой цели.Он делает это для того, чтобы нынешний день провести наиболее наполнено,насыщенно, в соответствии со своими духовными запросами и требованиями совести.В этом смысле мотивация у людей совершенно разная.[3]
В современном обществе происходит,казалось бы, забота «всех обо всем», человек словно бы оказывается предметом всеобщеговнимания и диалога. Ему со всех сторон предлагают взять выгодный кредит,пробрести новые товары по необыкновенно дешевой цене, средства для еды или дляухода за телом, которые обладают необыкновенным удобством и эффектом. «Код»гедонизма – во всеобщей обращенности общества и индивида, в заботящемсясуществовании.
Гедонизм «растворяется» вповседневности, при этом ценности удовольствия, проникая во все сферыжизнедеятельности, нередко перестают восприниматься как нечто особенное и уникальное.Исчезает четкое противопоставление труда и отдыха, работы и праздника. «Код»гедонизма задает ситуацию «легкости» жизни, уверенности, что все проблемыпотенциально разрешимы, а совокупность удовольствий доминирует над совокупностьюстраданий.
Образ гедониста неоднозначен, но онможет быть обрисован примерно так, как это сделано в статье И.Манцова вотношении одной из киноработ: «Героиня картины Пьеретта Дюморье в исполненииКатрин Фро воплощает идею непрерывного, ничем не ограниченного буржуазногоудовольствия. Она себя так и аттестует статьей из толкового словаря: «Дилетант– человек, который делает все и с удовольствием». Недвусмысленный способпотребления жизни, где торжествует принцип разнообразия… Пьеретта предпочитаетглубоким отношениям острые ощущения. Ей хочется попробовать все. Она порхает пожизни, уверенная в себе и по-своему прекрасная. С легкостью меняет работу,любовников и жилье. Ее пьянит и возбуждает внезапно вспыхнувшая страсть ккатолическому священнику («Почему бы и нет?!»). Легким движением руки онаукладывает к себе в постель жениха собственной дочери …В этом мире тотальногоудовольствия ничто не помешает ничему».[4]Гедонизм в современном социуме
Сегодня проблема гедонизмаприковывает к себе взгляды важнейших умов современности.Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских иэгоистических настроений является знаковым для нашего времени. Один изамериканских идеологов П.Дж. Бьюкенен среди причин демографическогокризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическуюмораль. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремлениек максимальному комфорту, приоритет карьеры в ущерб семье, освобождение женщины(понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены,матери и хозяйки дома), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит кразрушению семьи и брака. «Какая сила, — задается Бьюкенен вопросом, — можетпротивостоять песне сирен гедонистской культуры, песне столь обольстительной ипризывной, песне, которую повторяют едва ли не все, кто обращается к молодежи,— Голливуд, MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, популярнаямузыка, дамские романы и прочие бестселлеры?»[5] Этотвопрос остается без ответа.
Д.Белл,крупнейший социальный мыслитель, подчеркивал, что центральное место всовременной западной культуре занимает гедонизм. По его мнению, именно в 1960-егг. оформилась современная гедонистская мораль. Однако сдвиг в системе ценностейзападного общества наметился еще раньше, в 1920-е гг., когда в результатемассового производства и роста потребления стала преобразовываться жизньсреднего класса.
Вконтексте постмодернистской культуры тема гедонизма, удовольствия и соблазнастановится особенно актуальной. Постмодернистское общество избрало своимимперативом наслаждение, а своей стратегией — соблазн. Еще раз вернемся к размышлениямЖ. Бодрийяра о потребностях современного общества: «Теперь не говорятуже: «У тебя есть душа, ее надлежит спасти», но:
«Утебя есть пол, ты должен найти ему хорошее применение»,
«Утебя есть бессознательное, надобно, чтобы «оно» заговорило»,
«Утебя есть тело, им следует наслаждаться»,
«У тебя есть либидо, нужноего потратить» и т.д.[6]
Современнуюкультуру накрыла волна гедонизма, изменила ее облик. Результатом этих переменстало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе исвоему телу, заботящегося о собственном благополучии. Личность такого человекадеформируется: теряется глубина, внутренне содержание. Вслед за этим следуетдуховный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризми безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами.Гедонистические устремления человека оборачиваются опустошенностью, и тогда онтратит все свои силы и энергию на поиск новых, еще не изведанных удовольствий.
Вкультуре влияние гедонизма сказывается, прежде всего, в снижении уровнядуховных ценностей, в адаптации произведений искусства к ожиданию и спросупотребителей, в установке на развлекательность. Культ гедонизма и чувственныхнаслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Современныесредства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм сталведущей ценностной ориентацией молодежи.
Так, французскийписатель Фредерик Бегбедер, автор романа «Романтический эгоист»,называет открытый им вид гедонизма апокалипсическим гедонизмом. «Романтическийэгоист», гедонист понимает жизнь как «долгий уик-энд с бокалами бурбон-колы» иубежден, что никто не имеет права помешать ему получить удовольствие (словитькайф) даже на фоне мировых катаклизмов, включая 11 сентября. «Апокалипсическийгедонизм — вот правильное состояние духа на сегодняшний день. Раз уж мы уверены,что небо непременно рухнет нам на голову, надо немедленно начать жить на всюкатушку, это самая здоровая реакция … После 11 сентября мы ничего не должныоткладывать на завтра, потому что неизвестно, состоится ли оно».[7]
молодежь гедонизм обществопотреблениеМолодежьсовременной России: ценностные приоритеты
Современной молодежисегодняшняя жизнь в России нравится гораздо больше, чем их предшественникам. Обэтом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого именьше половины (45%) старшего поколения.
Чем вызван подобныйоптимизм? Прежде всего, тем, что становление нынешнего молодого поколенияпроисходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения90-х, когда страна находилась в условиях жесточайшего социально-экономическогокризиса, политической нестабильности, войны на части ее территориии т. п. Сегодня уже нет ничего похожего.
При этом отношениемолодежи к жизни в России сегодня напрямую зависит от уровня их материальногоположения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положение, тем большеей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87% россиян в возрасте 17-26 лет,которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в Россиив целом нравится и только 13% не нравится. Для молодежи с плохим материальнымположением ситуация противоположна: 60% говорят, что сегодняшняя жизнь в странеим в целом не нравится и только 40% молодых людей говорят об обратном.
Если говоритьо работе, к которой стремится современная молодежь, то она в первую очередьдолжна быть интересной./>90% молодых людей говорят о том, что онилибо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. Напрестижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20% говорят оее наличии и 65% считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть молодежизаявляет о возможности сделать карьеру.
Особаяценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым делом. Покрайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все – 98% молодых людей,правда, 11% считают при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобногожелания. Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себехозяином (92%), побывать в разных странах мира (93%), иметь много свободноговремени и проводить его в свое удовольствие (83%).
Динамикаустановок молодежи, связанных с разными формами получения удовольствия отжизни, %
/>
Представителимолодежи
В целом современнуюмолодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям, что ибыло сделано в настоящем исследовании с использованием факторного анализа.Данная типология достаточно условная, кроме того, существует значительнаягруппа представителей молодежи, которую нельзя отнести к тому или иному извыделенных типов, поскольку она представляет некий синтез сразу нескольких изних.
Первый типможно условно назвать «семейными» (13%). Это молодые люди, которые впервую очередь говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создатьпрочную семью и воспитать хороших детей. Стоит заметить, что ценность семьи и детей,как уже было отмечено выше, присуща практически всем россиянам, поэтому в этукатегорию вошла только та молодежь, для которой была отличительнадостижительная мотивация лишь в этой группе задач. Если параллельно с планамисоздать хорошую семью и воспитать детей для представителей молодежи былиразвиты достижительные мотивации и в других областях, то они не включались вэтот тип.
«Труженики» (17%) – это та часть молодежи,которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижнуюи интересную работу, заниматься любимым делом. При этом, как и предыдущая, этота группа молодежи, которая нацелена на достижение успехов преимущественно всферах своих основных жизненных устремлений.
Третьягруппа, «предприимчивые» (20%), – это россияне в возрасте от 17до 26 лет, которые говорят о том, чтоони в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных странмира, достижения богатства и материального достатка. Четвертая группа – «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые впервую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его всвое удовольствие.
Сфера досугаи отдыха – важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономическихперемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений».Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможностизаполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и втом, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своемусвободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамичнореагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживаетнаибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведениясвободного времени.
Повседневноеобщение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие типсоциальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристикамиизбираемого ею стиля жизни.
Необходимоподчеркнуть, что сфера отдыха и досуга россиян тесно связана как с устоявшимисятрадициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися переднаселением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения,рекреации, развлечений; и новые технологии, завоевывающие Россию ираспахивающие перед ее гражданами прежде закрытые границы в остальной мир; иглобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую культуру.
Начнем стого, что подавляющее большинство россиян находится в разветвленной системенадежных родственно-дружеских контактов, живет с ощущением удовлетворенностивозможностями общения, уверенностью в потенциальной поддержке близких в случаенеобходимости (когда есть, на кого положиться) и в состоянии психологическогокомфорта без ощущения одиночества. Только 14% молодых людей и 12% старшегопоколения заявляют, что не могли бы обратиться в случае необходимости к своимзнакомым, родственникам, друзьям или коллегам и получить от них реальную помощьв решении сложных житейских проблем (таких, как протекция при устройстве наработу, улучшение жилищных условий, вопросов социализации детей, материальнойпомощи и т. п.). Практически все без исключения россияне включены внеформальные социальные сети, и общение как таковое для них крайне значимо. Приэтом возраст значения не имеет– все они одинаково открыты для общения, чемзачастую и заполняют свое свободное время. И только 2%-3% взрослых и около 2%молодежи заявляют, что одиноки и ни с кем не общаются. Причем этодолговременная тенденция, характеризующая общепринятый для россиян образ жизни.
Люди частопредпочитают отдыхать дома и поэтому самые распространенные и не требующиеникаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени(компьютер, телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание)при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-торазнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности. Добавление кэтим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку,видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение,направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себеболее выраженный развивающий компонент. Оставаясь домашним по своей сути, такойтип досуга все-таки более разнообразен и интересен, чем простое потреблениетелевидения и домашние хлопоты, и он в целом более «традиционен» для России, поскольку именно его насамом деле практикует подавляющее большинство населения (заметим – населения вцелом). Причем в последнее время у людей появляется все больше возможностей длядальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, MP3,спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукциии т. п.), что, безусловно, отражается на структуре и качествесвободного времени, заметно расширяя потребительско-развивающую часть в жизнилюдей. Поэтому даже «традиционный» домашний досуг, столь привычныймногим, уже не столь традиционен, как он был несколько лет назад.
Досуг российской молодежи: динамикапоследних 10-ти лет
/>
Активныйдосуг, о котором идет речь как о параметре качества жизни, начинается толькопри условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видовкультурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Однихувеселительных мероприятий для этого явно недостаточно. Посещение кино,театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе и т. п.,включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных,общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальнаяактивность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального,так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизнилюдей наибольшую полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип досуга, венчающийсобой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат,разнообразен и социально привлекателен для наиболее продвинутых социальныхслоев, включая образованную и социализированную молодежь.
За последние годы наблюдаются некоторыевесьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежив сторону все большего стремления к получению информации. За последниенесколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость такихсредств массовой информации как радио и периодическая печать, возрос интерес ктелевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растет популярностькомпьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнениядосуга. В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет,что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом,компьютерными играми (что почти в три раза больше по сравнению с 1997 годом).То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получениюдополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации – интерес к этимформам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается.
В целом можносказать, что российская молодежь почти полностью овладела компьютернойграмотностью и готова применять свои знания на практике, причем не только вигровых, но и в учебных целях. Наиболее депривироваными с точки зрения доступак освоению компьютерной техники на сегодняшний день остаются традиционно слабыегруппы российской молодежи: жители села и представители бедных семей.
Молодыереспонденты, прямо заявляющие, что для работы им компьютер не нужен, в половинеслучаев им пользуются либо дома, либо у друзей, либо в Интернет-кафе. Явно ониэто делают в целях обогащения и разнообразия собственного досуга. К тому же икаждый третий взрослый заявляет, что пользуется компьютером время от времени,хотя либо уже не работает (что чаще всего), либо его работа не требуеткомпьютерных навыков. Таким образом новые информационные технологии(спутниковое и кабельное телевидение, а для наиболее продвинутых и Интернет)«сделали свое дело» – люди перестали комплексовать по поводу того, что оничего-то не увидят, не услышат или не прочитают, поскольку все само приходит кним в дом через новые средства массовой телекоммуникации. И это еще одна характернаячерта новых способов досуговой активности. Кстати сказать, проблема массовогопотребления культурных ценностей и унификации способов проведения свободноговремени – это не только проблема России, поскольку весь мир живет в эпохуглобальных изменений, где новые технологии диктуют свои правила игры.
За прошедшие10 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения Россиипрактически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободноговремени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самыхформ внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи ихарактеризует активный тип социальной жизни. Как уже говорилось, произошел троекратныйрост в процессе использования компьютерной техники в бытовых и информационныхцелях, в два раза возросли занятия спортом, фитнесом, тренировками, в два разачаще молодые россияне стали посещать концерты, кино, театры и практически напорядок чаще они стали проводить свое свободное время в ночных клубах,дискотеках, кафе-барах. Даже по таким традиционным досуговым пристрастиям каксовременная музыка и интерес к телевидению ощущается заметный рост.
Тем не менее, не стоит переоценивать динамику досуговойактивности российской молодежи, поскольку, во-первых, досуг и социальная жизньмолодого поколения сильно отличаются от досуга и социальной жизни «поколенияотцов». И в первуюочередь это касается внедомашней досуговой активности. Развлекательное,рекреационное, культурное времяпровождение вне дома в российских условиях становитсяпреимущественно «молодежным». Существенно реже старшее поколение посещаеттеатры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан
И во-вторых, у российской молодежи по-прежнему отсутствуеттакой важнейший компонент гражданской позиции как активное социальное иобщественное участие (хотя даже в традиционном аутсайдереформ проведения свободного времени – политике – заметны хоть крайненезначительные, но подвижки).
Поэтому покане стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинствароссийской молодежи. А надо сказать, что она занимает гораздо более важное местов социальной жизни молодежи развитых западных стран (например, если в клубнойдеятельности, диспутах, общественных ассоциациях регулярно участвуют не менее 30%-40%английской молодежи до 30 лет, то у россиян в целом этот показатель непревышает 2%-3%; если кружки, самодеятельность, встречи по интересам всвободное время посещает около 20% молодых англичан, то показатели российскоймолодежи – 1,5%-2% и т. п.). Пожалуй, только в культурном,развлекательном и спортивном участии российская молодежь несколько приблизиласьк стандарту молодежи развитых западных стран. Интерес к активной общественнойдеятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только всамой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе свыходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия вмолодежном досуге практически стремятся к нулю – например, политическая,общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневнойжизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет с течением времени).[8]
Динамикадосуга российской молодежи за последние 10 лет, %
/>
Заключение
Современнаяэра – это эра гедонизма. Теряются моральные ценности, растет потребление различнойпродукции, жизнь нацелена на получение удовольствий… Наиболее подвержена этому«заболеванию» молодежь. Но, пожалуй, было бы ошибочно говорить так обо всех. Людине являются чем-то полностью стандартизированным. С течением времени интересы ипристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях.Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительныезанятия сохраняют свою значимость и сегодня. От каждого человека лично зависит,поддастся ли он влиянию гедонизма или будет искать свой путь целеустремленнойжизни.
Источники
/>1) http://www.vozrogdenierossiikislovodsk.ru
2) Манцов И. По ту сторону принципа удовольствия //Искусствокино, 1999. — № 11. С.90-98
3) http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html
4) http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/EPIKUR.html
5) http://www.100velikih.com
6) http://hunafa.info/?p=3116
7) http://hunafa.info/?p=3116
8) http://www.taday.ru/text/85074.html
9) http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/06-14.html
10) http://www.utmn.ru/docs/2109.pdf/>11) http://www.isras.ru