Содержание
1. СЕМЬЯ:СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2. СЕМЬЯКАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РЕАКЦИЮ ИНДИВИДА НА ПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМУ
3. СЕМЬЯКАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ
4.СОЗВЕЗДИЕ СЕМЬИ
Библиографический список
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: АНАЛИЗ
В настоящее время в российском обществе отмечается повышенноевнимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняетсяобъективными процессами, хотя и трудно, но развивающимися в обществегуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом пониманияприоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В связи сэтим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем,культивирование взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культурыродителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
В 2009-2010 гг. было проведено изучение учащихся специальнойкоррекционной школы VIII вида (420семей) и учащихся общеобразовательной школы (1476 семей) по таким параметрам,как половозрастная и количественная структура семьи, образовательный ипрофессионально-квалификационный статус родителей, их социально-педагогическийстатус (лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы),особенности психофизического здоровья матери и отца, жилищные условия иматериальная обеспеченность семьи.
Начальным этапом исследования было изучение контингентаобразовательных учреждений с целью конструирования целостной картинысоциального развития ребенка. Были проанализированы личные дела 1500 обычныхдетей и 500 детей с умственной отсталостью (диагноз: олигофрения в степенидебильности).
Дифференциация детей осуществлялась по следующим показателям:уровень соматического здоровья, уровень социальной адаптивности, социальныйстатус, статус семьи.
Анализ результатов исследования показал, что учащиеся сумственной отсталостью из специальной (коррекционной) школы соматически болеездоровы, чем учащиеся массовой школы (81 против 66%). Хронические заболеваниядиагностируются у 12% детей с ментальными нарушениями и у 33% обычных детей.Однако учащихся, имеющих статус ребенка-инвалида, на 6% больше в коррекционнойшколе (7 и 1% соответственно).
По показателю социальной адаптации различие групп детейнезначительно. Неадекватные социально-поведенческие реакции наблюдаются у 0,2%обычных детей и у 5% детей с умственной отсталостью. Стоящих на учете вкомиссии по делам несовершеннолетних обычных детей — 0,3%; детей с умственнойотсталостью — 12%. Нормально адаптированными являются 99,5% обычных детей и 83%детей с умственной отсталостью.
Наиболее благополучными по социальному статусу являютсяобычные дети. Среди них не встречаются такие категории, как дети-сироты,социальные дети-сироты, а категория — «опекаемые дети» представлена 1% (8человек). Среди детей с ментальными нарушениями данные категории представлены27% учащихся, то есть практически каждым 3-4 ребенком. Примерно каждый 7-8-йребенок в обеих группах живет в неполной семье. С двумя родителями проживают87% обычных детей и 58% детей с ограниченными умственными возможностями; средипоследних число детей, находящихся под опекой, больше на 7%.
Почти все обычные дети (99,6%) и только 10% детей сумственной отсталостью проживают в благополучных семьях. Более половины этихдетей живут в неблагополучных семьях (62%). В группе учащихсяобщеобразовательной школы таких детей нет. В семьях, относящихся к группесоциального риска, проживают 0,4% обычных детей и 28% учащихся коррекционныхшкол и школ-интернатов.
Анализ распределения родителей по возрасту показалдоминирование среди них респондентов в возрасте от 31 до 40 лет (коррекционнаяшкола — 72,1%; массовая школа — 70,4%). Четвертая часть родителей учащихсяобычной школы по возрасту распределяется между 41 и 50 годами (24,5%), а пятаячасть перешагнула полувековой рубеж (20,7%). В коррекционной школе такаяситуация свойственна для 14,7 и 9,7% респондентов соответственно.
Сравнительный анализ социально-демографических иэкономических характеристик семей, воспитывающих обычных детей и детей синтеллектуальной недостаточностью, позволяет констатировать значительноеразличие данных семейных (фамилистических) систем. Одними из основных факторов,детерминирующих отличие семей, выступают образовательный уровень родителей и ихпрофессиональный статус (большинство родителей детей с умственной отсталостью —люди с начальным (14%), средним (26,3%) и средним специальным образованием(56,6%). Только 0,9% респондентов имеют диплом высшего учебного заведения.Среди родителей обычных детей подавляющее большинство составляют люди с высшимобразованием (94%); 4,7% родителей закончили профессиональные училища, колледжии техникумы (среднее специальное образование) и 0,4% закончили только школу(среднее образование).
Трудовой потенциал семьи подразумевает совокупность еехарактеристик, обеспечивающих благосостояние и развитие семьи за счет трудовойдеятельности ее членов. Самостоятельное развитие семьи базируется прежде всегона использовании трудового потенциала, составными частями которого являютсяобразовательный и профессионально-квалификационный потенциал каждого членасемьи.
В ходе исследования было установлено, что более половиныродителей детей с умственной отсталостью (56,3%) являются представителями двухпрофессиональных групп: рабочие (24,7%) и работники сельского хозяйства(31,6%). Среди родителей обычных детей к первой группе относятся лишь 0,2%респондентов, а представителей второй группы нет совсем.
Самое большое число родителей обычных детей занято в сферепредпринимательства (55,2% против 2,3% по коррекционной школе); в два разаменьше относятся к категории служащих (27,2% против 38,9% по коррекционнойшколе). Ведением домашнего хозяйства занимаются 17,3% родителей учащихсякоррекционной школы.
Достаточно высокий образовательный и профессиональный статусчасто обусловливает получение материального дохода, необходимого длянормального функционирования семьи, а значит, осуществления ею эффективныхсоциализирующих практик в отношении ребенка, в том числе с ограниченнымивозможностями здоровья.
Интересным является то, что не имеет постоянного места работыпрактически каждый десятый родитель ребенка с ограниченными умственнымивозможностями и почти треть (36,7%) родителей обычных детей. Такой высокийпроцент безработных среди родителей детей массовой школы объясняется, преждевсего, уровнем притязаний респондентов, которые, имея высшее образование, несчитают возможным заниматься малооплачиваемым, трудом как высокой (бюджетныеорганизации), так и низкой квалификации1.
Изучение демографических, социальных и культурно-бытовыхусловий семей детей с умственной отсталостью и обычных детей преследовало цельвыяснить конкретные условия жизни семьи, своеобразие положения в ней ребенка.При проведении исследования было выявлено, что доминирующим типом семейнойсистемы выступает простая нуклеарная семья. Семьи этого типа можно разделить натри категории:
• с одним ребенком;
• с двумя детьми;
• с тремя и более детьми (многодетные семьи).
Как было установлено, наиболее популярной оказалась втораякатегория семейной системы. Количество семей с двумя детьми было практическиравным в обеих родительских группах (67 и 69%2). Семей,воспитывающих одного ребенка, в два с лишним раза больше в массовой школе, чемв коррекционной (28 и 10% соответственно). Тот факт, что на фоне тотальногоснижения рождаемости семьи с двумя детьми превалируют над семьями с однимребенком, объясняется детскими датами рождения, которые приходятся на болеестабильный в социально-экономическом плане период развития России, когдабольшинство родителей имело возможность содержать двух детей. Почти четвертьсемей, воспитывающих детей с отклонениями в умственном развитии, являютсямногодетными (23% против 3% по общеобразовательной школе), которые в своембольшинстве находятся в трудных материальных условиях.
Значительную долю семей, особенно детей с умственнойотсталостью, составляют неполные семьи. Преимущественно это семьи одинокихматерей, разведенных женщин, вдов, семей с отчимами или приемными отцами (73,5и 17,2% по массовой школе). Такое положение в ряде случаев может выступатьдетерминирующим фактором реализации неадекватных социализирующих практиксемейного воспитания, а в дальнейшем различных социокультурных девиацийребенка. Анализ социально-демографических характеристик полных и неполных семейпозволил констатировать, что полные семейные системы более благополучны ижизнеспособны. В их составе нет родителей, находящихся в местах лишениясвободы, родителей, злоупотребляющихся алкоголем, родителей, лишенных прав наребенка.
В 13% неполных семей, относящихся к специальной(коррекционной) школе, наблюдались различные социальные девиации. Это семьиалкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т. п. Для таких семей характернопроявление насилия со стороны супругов по отношению друг к другу, окружающим,собственным детям. В общеобразовательной школе подобных семей нет.
Из всех полных семей 83,6% являются, со слов самих родителей,относительно обеспеченными. По неполным семьям данный показатель в три с лишнимраза ниже и составляет 25,8%. Таким образом, лишний раз доказано, что именнополная семья чаще всего в состоянии создать для развития и социализации ребенкаоптимальные условия. В случае с полными семьями важным, по мнению Т. А. Гурко,является не столько сам показатель дохода (что точно измерить достаточносложно), но и его восприятие членами семьи3. Это тем болееинтересно, так как уровень совокупного дохода в таких семьях невелик.Следовательно, можно предположить, что члены полных семей стремятсяминимизировать свои потребности, а также имеют дополнительные доходы.
В ходе исследования было выяснено, что ежемесячный совокупныйдоход более половины семей детей с отклонениями в ментальной сфере (61,4%)составляет от 501 до 1000 рублей; у 29,2% доход не превышает 500 рублей4.Для 69,4% семей, воспитывающих обычных детей, характерно колебание совокупногодохода в пределах от 1000 до 2000 рублей в месяц, а у 18,1% доход составляетболее 2000 рублей. Наблюдаемый диссонанс совокупных доходов родителей обычныхдетей со сферой их занятости (предпринимательство — 55,2%) говорит либо о том,что предпринимательская деятельность не так успешна, как представляетсясоциально, либо о том, что родители стремятся не афишировать свои истинныедоходы.
Экономический потенциал семьи, или материальный достатоксемьи, определяется не только уровнем текущих доходов, но и наличием жилья иуровнем жилищно-бытовых условий. Сравнительный анализ жилищно-бытовых условийсемей выявил, что почти 90% семей обычных детей и 58,5% семей детей сментальными отклонениями проживают в благоустроенных квартирах со всемиудобствами. Примечательным отличием является то, что 30% семей, воспитывающихдетей с отклонениями, имеют минимальный набор мебели и недорогую, частоизношенную (или бывшую в употреблении) бытовую технику. Свой дом, в основном счастичными удобствами, имеют 7,6% семей обычных детей и 29,5% семей учащихсякоррекционной школы; 4,2% семей первой группы и 11,7% семей второй проживают вобщежитиях или коммунальных квартирах.
Таким образом, сравнительный анализ социально-демографическихи экономических характеристик семей, воспитывающих обычных детей и детей синтеллектуальной недостаточностью, позволяет констатировать значительноеразличие данных семейных систем. Одними из основных факторов, детерминирующихотличие семей, выступают образовательный уровень родителей и их профессиональныйстатус. Эти факторы часто обусловливают получение материального дохода,необходимого для осуществления нормального функционирования семьи, а значит,осуществления ее эффективных социализирующих практик в отношении ребенка, в томчисле с ограниченными возможностями. В ходе исследования было установлено, чтообъективному риску социальной уязвимости подвержены практически все семьи,воспитывающие детей с умственной отсталостью, и около 5% семей учащихсямассовой школы. Подавляющее большинство семей, имеющих детей с умственнойотсталостью, живут за чертой бедности, уровень образования родителей крайненизок, лишь каждая десятая семья может считаться по совокупностисоциокультурных, психологических, экономических и других характеристикблагополучной. В данной ситуации семья не только не в состоянии оказатькакой-либо действенной помощи образовательному учреждению в развитии ивоспитании ребенка с умственной отсталостью, но и, напротив, выступаетфактором, осложняющим реализацию процессов социализации как обычного ребенка,так и ребенка с ограниченными возможностями.
Это актуализирует необходимость интеграции данных категорийсемей, испытывающих потребность во всесторонней поддержке государства, вбенефициарную систему (систему льгот, пособий и т. п.), а также обеспечениетесного сотрудничества образовательных учреждений с социально-психологическимии социально-реабилитационными учреждениями, антикризисными центрами, так как внастоящее время слаженная, скоординированная работа данных социальных структурнаблюдается крайне редко.
семьяпсихологическая травма интеллектуальный
2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РЕАКЦИЮ ИНДИВИДА НАПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМУ
До сих пор речь шла о тех ситуациях, когда семья оказываласьнепосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на ихвыявление направлены многочисленные исследования, изучающие взаимодействиемежду неудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, содной стороны, и различными нервно-психическими расстройствами — с другой(Ушаков Г. К., 1987; Bottcher H., 1968; Trnka V., 1974). Но эти исследования касаются лишь малой частиситуаций, в которых семья способствует психической травматизации.
Семья — не единственный источник патогенных ситуаций, онимогут складываться и вне ее. Однако это не значит, что семья в этом случаеоказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессетравматизации, определяя степень чувствительности индивида, его способность кпротивостоянию и выбор способа преодоления патогенной ситуации. Все это имеетместо и тогда, когда семья является основным источником травматизирующегопереживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и в силу другихсвоих особенностей определяет чувствительность к травме и особенностиреагирования индивида на нее.
Как исследователю семьи, так и клиницисту необходимопредставлять себе совокупность способов, которыми семья может оказывать влияниена процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из них.
1. Семья как фактор сенсибилизации ее члена к психическойтравме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различноетравматизирующее воздействие в зависимости от «почвы», то есть от личностныхособенностей индивида, определяющих его чувствительность к травме. Всоответствии с положением В. Маньяна существует обратно пропорциональнаязависимость между чувствительностью нервной системы и массивностью психическойтравмы, необходимой для развития болезни. Чем чувствительнее нервная система,тем менее интенсивной травмы достаточно для нарушения ее деятельности. Это положениебыло распространено на взаимосвязь реакции и «почвы» в целом, выдвинутаконцепция континуума реакции — «почвы», в соответствии с которой связь междутравматизирующим воздействием и «почвой» характерна для любого патологическогопроцесса. Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:
а) через формирование неспособности противостоять психическойтравме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует подростка, однакооно делает его чувствительным к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднеестолкнется вне семьи. Точно так же скрытая безнадзорность (гипоопека) сама посебе не травмирует психику, но затрудняет формирование волевых качествличности. Это сенсибилизирует ее, делает уязвимой, например, для алкоголизации;
б) через воздействие на психическую сопротивляемость.Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть факторомтравматизации, но и ослабить способность индивида сопротивляться самымразличным психотравмирующим явлениям;
в) через формирование представления индивида о патогеннойситуации и ее оценки. В. Н. Мясищев (1960) неоднократно указывал на огромноезначение представления индивида о патогенной ситуации и оценки им этойситуации. Семья играет важнейшую роль в формировании представления ее членов осамых различных сторонах жизни. Возможны ситуации, представление индивида окоторых (сформированное в основном под воздействием членов семьи) объективнооказывается травматизирующим. Например, для подростка с пограничной умственнойотсталостью неудача в учебе сама по себе не является патогенной ситуацией,однако становится таковой в силу определенного отношения к ней всей семьи иособенно родителей, возлагавших на подростка какие-то надежды. Подростокстановится на точку зрения семьи, и от этого ситуация приобретаетпсихотравмирующие свойства.
2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы(«хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи). Психическая травма можетвызвать различные реакции как самого индивида, так и семьи. В одних случаях этореакции противодействия — они направлены на скорейшую ликвидацию психическойтравмы и ее последствий. В других случаях реакции могут быть прямопротивоположными — они так или иначе стимулируют травму, утяжеляют ее,затрудняют ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма«хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствияаккумулируются, что проявляется в том, что при повторяющихся травмах новаявозникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей,поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.
3. Роль семьи в формировании индивидуальных способовпротиводействия травме. Психическая травма ставит индивида перед необходимостьюкак-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональные методыпротиводействия, защитные (вытеснение, проекция) или деструктивные(инфантилизация, фиксация). Семья, как правило, существенно влияет на выборспособа реакции на травму: через представления членов семьи о трудностях и«правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Воспитаниепо типу «потворствующая гиперпротекция» в семье, которая к тому же поощряетдемонстративное поведение, во многом предопределяет реакцию подростка напсихическую травму — в данном случае это будет демонстративная реакция.
Итак, семья выступает в качестве важного источникапсихической травматизации, прежде всего, непосредственно участвуя втравматизации. Семья — одиниз наиболее значимых источников психогенныхпереживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенногоучастия семьи в процессе травматизации — когда она определяет уязвимость своихчленов по отношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивостьк терапевтическим воздействиям. В клиническом плане это означает необходимостьпостоянно иметь в виду весь комплекс возможных видов участия семьи в этиологиипсихической травмы.
3. СЕМЬЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Упоминание о системных зависимостях и об ориентации напозитивное развитие заставляет обратиться к основополагающим теоретическимпостроениям: семейная терапия основана на теории систем и все большеориентируется на концепции развития или эволюционно-теоретические концепции.
Анализируя специфику системной ориентации и ориентации наразвитие в детском и подростковом возрасте, следует признать, что семья играетроль среды, в которой ребенок может получить более или менее благоприятныевозможности для развития. При этом поведение ребенка само по себе привноситкачественные изменения в условия развития, оно активно участвует в этомпроцессе. Это имеет значение, конечно, не только для детей, но и для всехчленов семьи: мы понимаем семью как развивающее пространство, то есть системуусловий, создающих возможности для развития как каждого отдельного члена семьи,так и всей семьи как единого целого. Это система с обратной связью, то есть ееособенности формируются в процессе развития и определяют ее возможностиразвития. Поэтому развивающее пространство семьи можно с полным правом описатькак систему результатов развития.
Условия развития определяются отношениями членов семьи друг сдругом, структурой семьи в целом, внешними влияниями на семью и возможностямипреодоления проблем. Значимость каждого условия зависит прежде всего от егоместа в структуре, например от того, действует ли новая ситуация только как«стрессор», повышающий вероятность декомпенсации или как «стимул к развитию»,вызывающий продуктивную дискуссию. В этих рамках психопатология рассматриваетсякак психопатология развития. Тем самым психические нарушения включаются в общуюсистему жизненных процессов.
Семьи нуждаются в психотерапевтической помощи в тех случаях, когдавозможности преодоления проблем оказываются недостаточными в сопоставлении симеющимися нагрузками. Общие цели семейной терапии, согласно этой концепции,состоят в том, чтобы высвободить возможности развития в семье, активизироватьресурсы для преодоления проблем, превратить «мешающие факторы» в «факторыразвития».
При этом психотерапевты в той мере, в какой для них вообщевозможна совместная работа с семьей, включаются в описанные взаимосвязи; междуспециалистами и семьей быстро формируются трансактные связи, в которыхотражаются профессиональные установки, а также структура семьи и ее стратегиизащиты. Таким образом, и систему терапии можно понимать как структурный элементусловий развития всех участников терапии.
4. СОЗВЕЗДИЕ СЕМЬИ
Важное влияние на ребенка оказывает его положение в созвездиисемьи. Приобретя достаточный опыт, мы можем зачастую классифицировать детей всоответствии с этим положением и узнавать, являются ли они первенцами,единственными детьми, младшими в семье и так далее.
Должно быть, люди уже давно догадались, что младший ребенок всемье — это, как правило, особый ребенок. Об этом свидетельствуют бесчисленныесказки, легенды, библейские сказания и тому подобное, в которых младший ребеноквсегда появляется в одном и том же свете. Дело в том, что он действительнорастет в уникальной ситуации: для родителей он особый ребенок, и отношение кнему, как к младшему, особо заботливое. Он не только самый младший, но обычнотакже самый маленький и соответственно самый беспомощный. Его братья и сестрыуже подросли и стали до некоторой степени независимыми, и поэтому он вырастаетв более теплой атмосфере, нежели та, в которой довелось вырасти им. В связи сэтим у него возникает ряд черт характера, которые оказывают совершенно особоевлияние на его личность и отношение к жизни. Следует указать на однуособенность, кажущуюся парадоксальной. Никакому ребенку не нравится все времябыть самым маленьким и наименее способным. Такое положение стимулирует ребенкак тому, чтобы доказать: он может сделать все сам. Его стремление к властистановится особенно выраженным, так что младший ребенок зачастую вырастаетчеловеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучшим во всем.Часто младший ребенок обгоняет всех остальных членов семьи и становится самымспособным ее членом.
Имеется и другая группа младших детей, которым меньшепосчастливилось: они также обуреваемы желанием превосходить других, однако уних отсутствует необходимая энергия и уверенность в себе из-за характера ихвзаимоотношений со старшими братьями и сестрами. Если младший ребенок не можетзатмить старших, он часто уклоняется от своих обязанностей, становится трусом ивечным нытиком, постоянно ищущим повода отлынивать отдела. Он не становится нина йоту менее честолюбивым, но та разновидность честолюбия, которая развиваетсяу него, заставляет его увиливать от решения вопросов и заниматьсядеятельностью, находящейся вне насущных проблем жизни, с тем чтобы повозможности избегать такой опасности, как объективная проверка егоспособностей.
Несомненно, многие читатели замечали, что младший ребенокведет себя так, будто он ощущает себя неполноценным и обойденным вниманием. Входе наших исследований мы всегда были в состоянии обнаружить это чувствонеполноценности, а также проанализировать психологическое развитие ребенка,происходящее под влиянием этого мучительного чувства. В этом смысле младшийребенок походит на ребенка, появившегося на свет с физическими недостатками.То, что ощущает ребенок, не обязательно должно соответствоватьдействительности. Не важно, что случилось на самом деле, является данныйиндивидуум неполноценным или нет. Важна лишь его собственная интерпретация егоположения. Нам отлично известно, что дети легко дают ситуации превратноетолкование. Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий.Что должен делать педагог? Должен ли он использовать добавочные раздражители иподстегивать тщеславие такого ребенка? Должен ли он постоянно выталкивать егона авансцену, чтобы этот ребенок всегда был первым? Такое решение проблемыоказалось бы неверным. Опыт учит нас, что, первый ты или нет, невелика разница;было бы лучше впасть в другую крайность и утверждать, что быть первым и лучшимне так уж важно. Нам может наскучить все время слушать о «первых и лучших».История, а также опыт показывают нам, что быть первым и лучшим в жизни далеконе главное. Настаивать на этом — значит сделать ребенка односторонне развитым;прежде всего такое воспитание лишает его шанса вырасти хорошим человеком.
Главное последствие доктрины о «первых и лучших» заключаетсяв том, что ребенок думает только о себе и зря растрачивает время, беспокоясь,не обогнал ли его кто-нибудь. Его душа наполнена завистью и ненавистью к своимтоварищам и тревогой за собственное положение. Младшего ребенка его место всемье превращает в участника состязаний, напрягающего все силы, чтобы обойтиостальных. Этот состязательный элемент демонстрирует все его поведение,особенно мелкие жесты, очевидные для любого, кто научился исследоватьпсихологические стороны межчеловеческих взаимоотношений. Есть, например, дети,которые всегда маршируют во главе процессии и не выносят, чтобы кто-нибудьоказался впереди них. Подобная привычка всюду чувствовать себя как на беговойдорожке характерна для большого числа детей.
Этот тип младшего ребенка иногда встречается в чистом виде,хотя более распространены различные его вариации. Среди младших детей мынаходим деятельных и способных индивидуумов, которые отличились настолько, чтостали спасителями всей своей семьи. Вспомните библейское сказание об Иосифе! Внем отлично описано положение младшего сына. Оно обрисовано там настолько яснои подробно, что современные исследователи, располагающие всеми научнымиданными, не могут надеяться что-либо к этому добавить. За столетия психологиейбыло потеряно немало ценного материала — материала, который мы должныпопытаться открыть заново.
Есть и другой тип младшего ребенка — он похож на спортсмена,бегущего марафонскую дистанцию, который внезапно натыкается на препятствие, небудучи уверен, сможет ли он его перепрыгнуть. Он пытается уйти от трудностей,обойдя это препятствие. Когда младший ребенок такого типа теряет мужество, онстановится самым невероятным трусом, какого только можно себе представить. Онвсегда отстает, любая задача кажется ему слишком трудной; он непревзойденныймастер отговорок. В конечном счете он никогда не пытается сделать что-нибудьполезное и использует всю свою энергию на то, чтобы тратить время даром. Влюбом реальном конфликте он всегда терпит поражение. Обычно этот ребенок занятлихорадочными поисками такого рода деятельности, в котором был бы начистоисключен элемент соревновательности. Он всегда найдет объяснения своимнеудачам. Он может заявить, что всегда был слишком слаб или слишком избалованили что братья и сестры не дали ему вырасти. Его судьба становится еще горше,если у него действительно имеется какой-то физический дефект; в таком случае оннаверняка воспользуется своей слабостью, чтобы оправдать свою неудачу.
Ни один из этих типов никогда не сможет вырасти в полезногочлена общества. Первому типу, тому, кто всегда стремится быть лучшим, хорошоживется в мире, где ценится соревнование ради соревнования. Такой человек будетсохранять свое душевное равновесие только за счет других. Индивидуумы второготипа оказываются раздавлены своим комплексом неполноценности и страдают отневозможности примириться с жизнью до самого ее конца.
Старший ребенок в семье также имеет четкую характеристику.Прежде всего у него есть такое преимущество, как отличная исходная позиция дляпсихического развития. История признает, что старший сын занимает в семье особоблагоприятное положение. У многих народов и во многих классах общества этотпривилегированный статус закреплен законом. Например, не подлежит сомнению, чтоу европейских фермеров сын-первенец знает о своем положении с раннего детства ипонимает, что когда-нибудь он унаследует ферму, а потому его положениезначительно благоприятнее, нежели у других детей, которые в конце концов должныбудут уйти с отцовской фермы. У аристократов наследником родового титулаявляется именно старший сын. Даже в семьях более скромного происхождения обычносчитается, что старший ребенок наделен достаточными способностями и здравымсмыслом, чтобы быть хорошим помощником родителям. Мы видим, как лестно дляребенка то, что окружающие постоянно дают ему ответственные поручения. Мы можемпредставить себе, что он мыслит примерно следующим образом: «Я старше, больше,сильнее остальных, и значит, я также должен быть умнее их». Если его развитие вэтом направлении идет без помех, у него в конечном счете сформируется характерстража закона и порядка. Такие люди, безусловно, очень высоко ценят власть. Этоотносится не только к их личной власти; это также оказывает влияние на ихоценку власти вообще. Власть — понятие, которое для старшего ребенка являетсячем-то само собой разумеющимся, чем-то важным, что должно почитать.Неудивительно, что такие индивидуумы отличаются консерватизмом.
Стремление к власти для второго ребенка тоже имеет особыйоттенок. Вторые дети всегда находятся под гнетом и борются за превосходство; поих действиям легко заключить, что они относятся к жизни как к гонкам, и этоопределяет цель их жизни. Тот факт, что впереди него находится кто-то ужеполучивший власть, является для второго ребенка мощным раздражителем. Если онспособен развить свой потенциал и нагнать первенца, он обычно будетпродвигаться вперед огромными шагами, в то время как первенец, уже обладающийвластью, считает свое положение относительно устойчивым, пока второй ребенок неугрожает его обогнать. Эта ситуация также очень живо описана в библейскойлегенде об Исаве и Иакове. В этом сказании между братьями идет жестокая битва —не столько за реальную власть, сколько за внешние атрибуты власти. В подобныхслучаях второй ребенок продолжает бескомпромиссную борьбу до тех пор, пока цельне будет достигнута и первенец превзойден или пока битва не будет проиграна ине начнется отступление, признаком которого зачастую являются нервныерасстройства. Социальная установка второго ребенка подобна социальной завистинизших классов общества. Доминирующая нота в ней основана на том, что егопрезирают и им пренебрегают. Второй ребенок может поставить перед собой такуювысокую цель, что будет страдать всю жизнь и лишится душевного покоя, преследуяиллюзорную и недостижимую цель.
Единственный ребенок, безусловно, находится в оченьспецифической ситуации. Он полностью отдан на милость своего воспитания. Егородители, если можно так выразиться, не имеют выбора; все свое внимание онисосредоточивают на единственном ребенке. Он становится чрезвычайно зависимым,всегда ждет, чтобы кто-нибудь указал ему путь, и постоянно ищет поддержки.Балуемый в течение всей жизни, он совершенно не привык к трудностям, посколькукто-то всегда расчищал перед ним дорогу. Будучи постоянно центром внимания, оночень легко может возомнить, что он и в самом деле чрезвычайно ценная особа.Его положение настолько затруднительно, что он почти наверняка усвоит себекакие-то неправильные взгляды на жизнь. Если родители понимают опасности егоположения, они, разумеется, могут предотвратить многие из них, однако в лучшемслучае это остается сложной проблемой.
Зачастую родители единственных детей — необычайноблагочестивые люди, которым жизнь кажется наполненной опасностями и соблазнами.Поэтому они обращаются со своим ребенком с преувеличенной заботой и вниманием.Ребенок, в свою очередь, истолковывает их заботу и предостережения как способоказывать на них дополнительное давление. Наконец, из-за их постоянноговнимания к его здоровью и безопасности мир начинает ему казаться оченьвраждебным. У него может возникнуть постоянный страх перед трудностями, ккоторым он подходит с неохотой, поскольку видел в жизни только приятное. Утаких детей возникают затруднения с любой независимой деятельностью, и рано илипоздно они оказываются неприспособленными к жизни. На жизненном пути им неминовать катастроф. Они подобны паразитам, которые ничего не делают, а лишьнаслаждаются жизнью, пока кто-то другой заботится об их нуждах.
В состязании между несколькими братьями и сестрами возможныразличные комбинации; поэтому оценка каждого случая индивидуально становитсячрезвычайно затруднительной. В ситуации, когда среди нескольких девочек растетединственный мальчик, женское влияние может доминировать в семье настолько, чтомальчик, особенно если он самый младший, оказывается оттесненным на задний плани окруженным фалангой женщин. Его стремление к самоутверждению встречается сбольшими проблемами. Находясь во враждебном окружении, он не может твердорассчитывать ни на одну привилегию из тех, которые в нашей непросвещенноймужской цивилизации предоставлены любому лицу мужского пола. Постоянная неустроенностьи невозможность оценить свои человеческие качества становятся его наиболеехарактерными чертами. Женская часть семьи может его настолько запугать, что онначинает считать мужчин людьми второго сорта. С одной стороны, имеется большаявероятность того, что его мужество и уверенность в себе будут подавлены;однако, с другой стороны, раздражитель может оказаться таким сильным, чтомальчик мобилизуется и многого достигнет. Обе реакции вытекают из одной и тойже ситуации, и лишь сопутствующие обстоятельства определяют, что выйдет изтаких мальчиков.
Таким образом, мы видим, какое влияние может оказыватьположение ребенка в семье на его врожденный психический и интеллектуальныйбагаж. Этот факт выбивает у всех теорий наследственности, которые столь вредныдля педагогики, почву из-под ног. Несомненно, имеются случаи, демонстрирующиеналичие наследственных влияний, — например, у ребенка, растущего вдалеке отродителей, могут появляться некие «семейные» черты характера. Однако причинуэтого будет легче понять, если мы вспомним, как жестко обусловлены некоторыедефекты психического развития ребенка наследственными физическими недостатками.Представим себе ребенка, который родился физически слабым и стал от этогобеспокойным и скованным. Если его отец появился на свет с тем же недостатком ивступал в жизнь тем же путем, неудивительно, что ребенок совершает аналогичныеошибки и у него развились аналогичные черты характера. Если взглянуть на теориюнаследования приобретенных признаков с этой точки зрения, нам станет ясно, чтоее фактические основы очень шатки.
Исходя из описаний, данных нами ранее, мы можем заключить:каким бы отрицательным влияниям ни подвергался ребенок в ходе своего развития,наиболее серьезные последствия влечет за собой его желание господствовать надсебе подобными, стремление к личной власти, которая даст ему преимущества посравнению с ними. В нашей культуре он практически обречен развиваться поопределенному образцу. Если мы хотим предотвратить такое порочное развитие, намнеобходимо знать и понимать возникающие перед ним трудности. Есть лишь однаосновополагающая позиция, которая поможет нам преодолеть все эти трудности, —это позиция развития социального чувства. Если ребенку привито социальноечувство, никакие встреченные им препятствия не повредят его развитию. Однакопоскольку в нашей культуре возможности для развития социального чувстваотносительно ограничены, встреченные ребенком препятствия могут сыграть в егожизни важную и, возможно, пагубную роль.
Стоит нам это понять, и нас уже не удивит, почему множестволюдей посвящают всю свою жизнь борьбе, между тем как другим жизньпредставляется юдолью слез. Мы должны понять, что эти люди — жертвы своегопсихического развития, которое пошло по ложному пути с тем плачевнымрезультатом, что все их отношение к жизни сформировалось неправильно.
Мы, таким образом, должны оценивать себе подобных счрезвычайной осторожностью и прежде всего никогда не позволять себе даватькакие-либо моральные оценки, оценки, касающиеся нравственной ценности того илииного человеческого существа. Напротив, мы должны пользоваться нашими знаниямина благо общества. Мы должны подходить к заблуждающимся и обманутым людям ссочувствием, поскольку мы гораздо яснее их понимаем, что происходит внутри них.На основе наших открытий возникают новые важные взгляды на педагогику. Самавозможность распознать источник заблуждений дает нам в руки множество мощныхорудий для улучшения ситуаций. Анализируя структуру и развитие психики любогочеловека, мы можем не только понять его прошлое, но также строить обоснованныепредположения относительно его будущего. Так наша наука дает нам некотороепредставление о том, что реально представляет собой тот или иной человек. Онстановится для нас живым существом, а не просто картонной марионеткой. Следовательно,мы способны ощущать его человеческую ценность гораздо более полно и осмысленно,чем это характерно для нашей эпохи.
Библиографическийсписок
1. ЛагерхеймБ., Гиллберг К. (Lagerheim В., Gillberg С.) Психиатрия детского иподросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД,2008. С. 355-358.
2. МорозоваЕ. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детейраннего возраста//Дефектология. 2009. № 3. С. 49—57.
3. КолпаковаЛ.М., Мухаиметзянова Г. Н. Особенности эмоционально-личностных отношений матери иребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста) // Материалы II Международного Конгресса «Молодоепоколение XXI века: актуальные проблемысоциально-психологического здоровья». Минск, 3-6 ноября: РИТМ, Социальныйпроект, 2010. С. 105-106.
4. ГусловаМ. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающихдетей-инвалидов// Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
5. ЗайцевД. В. Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология. 2008. №6. С. 3-10.