ОТЧЕТ ПОПРАКТИКЕ
Я, Иванова ОлесяАлександровна, студентка 3 курса очного отделения филиала РГСУ в г. Серпухове,специальности «Социальная работа», проходила учебную практику в МДОУкомбинированного вида детский сад № 1 «Дюймовочка» в должности помощникасоциального педагога (педагога-психолога).
МДОУ детский сад №1«Дюймовочка» находится в г. Серпухове. В нём работают квалифицированныеспециалисты, которые не один год потратили на достойное воспитание детей.Помещение детского сада достаточно большое, много кабинетов, много пособий дляработы, ведь это также немаловажный фактор для хорошего развития детей. Есть прекрасныйсад с детскими горками и т.д., где ежедневно проходят прогулки и игры.Атмосфера в детском саду соответствует учреждению, в котором всё направлено наразвитие детей — проходят тренинги, т.к. есть дети немного отстающие в развитииот других, для них придуманы специальные программы. Дошкольники, как правило,всю информацию усваивают с особым интересом, поэтому работать с ними намногопроще, чем со школьниками. Устраивались групповые занятия, основанные наэрудицию и умение общаться между собой. Они играли, рисовали, читали вместе,после таких занятий было видно, что ребята привыкают к разговорам, продолжаютобщаться уже по окончании занятий.
Большое влияние наребёнка оказывает влияние его семья. Дети из неблагополучных семей (родителиупотребляют алкоголь, либо многодетных семей) менее общительны, бываетзатруднено развитие в плане речи и чтения, поэтому таким детям дают особыепрограммы для того, чтобы в школе они не отличались от своих сверстников изболее благоприятных семей.
Дошкольное детство — период,когда формируются базовые ценности ребенка, закладывается фундамент стиляжизни, пишется сценарий его жизни, формируются многие, важные для последующихэтапов развития человека, новообразования, поэтому общество, ориентируясь набудущее, должно особое внимание обращать на условия развития ребенка вдошкольном возрасте. Существует множество причин материального, социального,нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализацииобществом своих обязанностей перед детьми.
Среди них — отсутствиесогласованной воспитательной среды детских образовательных учреждений и семьи.
Современную ситуацию всистеме дошкольного образования можно охарактеризовать как педагогическоеотчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в детском саду. Порезультатам нашего исследования, несколько родителей не ждут никакой помощи отдетского сада. Родители мало интересуются содержанием и технологиямиобразовательного процесса в детском саду, используя его как «камеру хранения»для своих детей.
Педагоги дошкольныхучреждений, в свою очередь, не стремятся привлекать родителей ко всем этапамобразовательного процесса, активно использовать воспитательный потенциал семьи.Содержание взаимодействия воспитателей и родителей чаще всего носитодносторонний характер; основными темами общения воспитателей и родителейявляются бытовые и организационные вопросы.
Вместе с тем возрастающийпоток факторов, негативно влияющих на развитие современного ребенка, требуетсогласованных действий воспитывающих взрослых по их профилактике и преодолению.
Внимание исследователейсегодня сконцентрировано на дезадаптации детей преимущественно школьноговозраста. Проблемы дошкольного детства зачастую обращают на себя внимание лишьтогда, когда они перерастают в школьные трудности, преодоление которых почтицеликом ложится на плечи учителей.
Наблюдая за детьми, язамечала, что тем больше мы общаемся с ними маленькими, тем больше онистараются подражать нам. Это очень важно, ведь ребёнок «копирует» как нужныевещи, так и дурные повадки. Работа детского сада состоит, в первую очередь, втом, что несмотря на сложности воспитания дошкольников, воспитатели обязаныморально подготовить ребёнка к школе и не только. Особенно в наше время, когданедопонимание между детьми может принять размер «вселенского» масштаба.
В мои обязанности входилонаучить детей общаться, быть естественными перед самими собой, вовремяпостараться выявить детские проблемы на ранних стадиях зарождения, т.е. спомощью простых игр или интересных книг объяснить детям какие-то жизненныеситуации ( например, игра «Дорожное движение» ).
Так же, как будущийпедагог- психолог, я наблюдала за работой педагога в детском саду. Сразу сталоясно, что для работы с детьми нужно понимание, терпение и компетентность, чтоона прекрасно продемонстрировала; нельзя думать, что можно отругать ребёнка, ион забудет слова, нет — всё намного сложнее. И понять это, мне, как раз таки,помог личный опыт и некоторые учебные пособия («Проблемы дошкольников»).
Так как сделать так,чтобы усилия педагогов по формированию социальных навыков не оказалисьнапрасными? Мне кажется, ответ на этот вопрос «лежит» в двух плоскостях: знаниипсихологии растущего человека и педагогическом мастерстве. Психологическоеразвитие ребёнка есть процесс развития у него человеческих способностей, черезотношения с самим собой и его социальной средой.
Вообще, по личнымощущениям, социальный педагог и педагог- психолог имеют главенствующую роль вдетском саду, школе и там, где нужна помощь моральная. Задумавшись, я поняла,что невозможно пересчитать, сколько детей было «спасено», только благодаряработе психолога.
Я составила план,проведённой работы за время прохождения практики.
Работа с детьми.
1. Изучила занятостьдетей во внеурочное время.
2. Продолжила изучениеличности детей, работу проводила согласованно со педагогом-психологом детскогосада.
3. Проводила часыобщения, игр, рисования.
4. Уделяла особоевнимание детям, находившимся в сложной семейной ситуации.
5. Вела индивидуальнуюработу с «трудными детьми».
Чтобы корректно общатьсяс детьми, долгое время читала статьи различных педагогов- психологов, которыенаписаны на их личном опыте.
Практику провеладобросовестно, очень интересно было проводить время с детьми. Они вели себяискренне и всегда были рады узнавать что-то новое.
Календарный график (план)прохождения практики№ Наименование работ Отметка о выполнении Оценка и замечания руководителя практики 1 2 3 4 1.
1-ая неделя. Дата с 08.06. по 12.06.
Знакомство с коллективом детского сада № 1.
Разъяснение моих обязанностей на время прохождения практики в д/с № 1.
Знакомство с архивом.________ № Наименование работ Отметка о выполнении Оценка и замечания руководителя практики 2.
2-ая неделя. Дата с 15.06 по 19.06
Знакомство с воспитанниками детского сада № 1, которые находились там же во время каникул.
Подборка индивидуальных развивающих игр и программ для дошкольников. 3.
3-я неделя. Дата с 22.06 по 26.06
Работа с дошкольниками.
Занятия на природе и игровой комнате.
Чтение дошкольникам детской литературы.
Помощь педагогу-психологу д/с №1 в составлении плана работы с детьми. 4.
4-ая неделя. Дата с 25.06 по 05.07
Работа с дошкольниками.
Выявление более трудных детей и индивидуальная работа с ними.
Коллективные занятия с группой (развивающие игры, чтение, рисование). _
Отзыв руководителяпрактики
Отзыв
руководителя практики от организации (предприятия) по итогам прохождения
______________________________учебной_______________________________
(вид практики)
практики студентом
Ивановой Олеси Александровной
(Ф.И.О.)
Специальности_________социальная работа
Курса___3___ Формы обучения___очная_______ Группы_________________
в период с «_08_» __июня___ 200 9 г по «_05_» __июля_ 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА
(Указывается степень теоретической и практической подготовленности студента; качество выполняемой им работы по месту прохождения практики;
трудовая дисциплина; достоинства и недостатки, если они были)
Студентка РГСУ Иванова Олеся Александровна прибыла на место прохождение практики в МДОУ д/с № 1 «Дюймовочка» 8 июня 2009.
Олеся показала себя как хороший специалист, несмотря на юный возраст. С трудными воспитанниками проводила занятия с явным интересом, желанием помочь. Дети также с неподдельным интересом спешили на занятия к Олесе.
Всё время практики Олеся проявляла инициативу, вносила интересные предложения для коллективного занятия с группой. На занятиях Олеся уделяла внимание всей группе, дети постоянно были чем-то заинтересованы ( рисование, чтение, игры на природе).
Как показали результаты, за время практики Олеси, общий уровень развития детей был приподнят, что ни может не радовать. Мария очень приятный человек, в будущем у неё есть огромный потенциал стать блестящим работником своей профессии. ____________ ___________________________________________________________________
(должность руководителя практики от организации (предприятия))
(печать предприятия) ________________/________________
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____» ___________________ 20 г.