Реферат по предмету "Социология"


Современная семья

Контрольнаяработа
По дисциплине: Демография

Введение
Семьейназывается основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединениелюдей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитаниедетей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включаетмножество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии,особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцахсвидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могутсчитаться нормой носителями другой культуры. Социологи и антропологи сравниваютсемейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, формебрака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а такжепроисхождению и способу наследования имущества.
Семьяпринадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социальногостатуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, смомента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, каксемейно-брачное состояние.

Типы семьи
Прикомплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексномсочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и еёорганизации.
В зависимостиот форм брака:
· моногамнаясемья — состоящая из двух партнёров
· полигамнаясемья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
o Полигиния —одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, бракзаключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате естьограничение на количество жён — не более четырёх
o Полиандрия —одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречаетсяредко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимостиот пола супругов:
· однополаясемья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмныхдетей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
· разнополаясемья
В зависимостиот количества детей:
· бездетная,или инфертильная семья;
· однодетнаясемья;
· малодетнаясемья;
· среднедетнаясемья;
· многодетнаясемья.
В зависимостиот состава:
· простаяили нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленногородителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современномобществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
o элементарная —семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в своюочередь:
—   полной —в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
—   неполной —семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только изродителей без детей
o составная —полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составнуюнуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкциюнескольких элементарных
· сложнаясемья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушеки дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимостиот места человека в семье:
· родительская —это семья, в которой человек рождается
· репродуктивные —семья, которую человек создаёт сам
В зависимостиот проживания семьи:
· матрилокальная —молодая семья, проживающая с родителями жены,
· патрилокальная —семья, проживающая совместно с родителями мужа;
· неолокальная —семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
Наследованиепо отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё иотчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьиназываются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальностьсемьи.
Вопросамиклассификации современных семей занимался Торохтий В.С.
Каждую изкатегорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологическиеявления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающиепсихологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и егосодержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи,социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологическиепотребности её членов.
Функции семьи,как социального института
Исследователиединодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи междусемьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах.Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом:производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функцийявляются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назватьтрадиционными. К ним можно отнести следующие функции:
а) репродуктивная —в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальнойпотребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувстваделает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь взначительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей,особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самимдетям;
б) хозяйственно-экономическая —включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды,обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни ибыта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная —(лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследованиестатуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести ипередачу каких-то фамильных драгоценностей;
вовсенеобязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, ихможно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом сфотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному
г) образовательно-воспитательная —(социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве иматеринстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
Семейное иобщественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, вопределённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны ини при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание болееэмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо«проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответныечувства детей к родителям;
д) сферапервоначального социального контроля — моральная регламентация поведениячленов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацияответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями идетьми, представителями старшего и среднего поколения;
е) рекреативная —(лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга,заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовногообщения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная —предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводствосоциальной структуры;
и) психотерапевтическая —позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении,признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
В то времякак традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранеенеизвестная — психотерапевтическая функция.
Брак удаченили нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее времясемейное существование в значительной степени зависит от стабильности близкихэмоциональных отношений.
Демографическаястатистика
С позицийвоспроизводства населения весьма важным критерием построения демографическойтипологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный циклопределяется следующими стадиями родительства:
·  предродительство —период от заключения брака и до рождения первенца
·  репродуктивноеродительство — период между рождениями первого и последнего детей
·  социализационноеродительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чащевсего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка всемье совпадает с предыдущей стадией)
·  прародительство —период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей
Семейнаяструктура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во времяпереписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление осемейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований.При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующимпризнакам:
·  размерсемьи(число её членов);
·  типсемьи(нуклеарная, сложная, полная, неполная)
o Нуклеарныесемьи (англ. nuclearfamily) —семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
o Сложнаясемья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящейлинии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различныеродственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколькобрачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместногохозяйства.
·  числодетей в семье
o малодетныесемьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
o среднедетныесемьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, атакже для возникновения внутригрупповой динамики)
o многодетныесемьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещенияпоколений)
Примечательно,что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 иболее детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медальматеринства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден«Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7,8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей,то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая почисленности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной длягосударства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствиис Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальнойподдержке многодетных семей».
Семейная психология
Семья каксложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии:социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучениястановится семья как социальный институт, малая группа и системавзаимоотношений.
В научнойлитературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются«психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи»,«социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгогоопределения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина подсоциально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративнуюхарактеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основнымиаспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологическийклимат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказываетрешительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не являетсячем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и отих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и какдолго продлится брак. Так для благоприятного психологического климатахарактерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развитияличности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членовсемьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордостьза принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятнымпсихологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью,уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к болееслабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателямиблагоприятного психологического климата семьи являются стремление её членовпроводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всехтемы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые делакаждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающихконфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственнойсоциальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считатьсяс потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества,как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда членысемьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этомслучае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё этопрепятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций —психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям,ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если членысемьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существованиесемьи становится проблематичным.
Психологическийклимат можно определитькак характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональныйнастрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает врезультате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний иволнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающимсобытиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важнымфактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья вцелом, она обуславливает стабильность брака.
Многиезападные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачиваетсвои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта,своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные такжеподчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
В.С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот«интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающийкачественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, вчастности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиямсоциальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат»,которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородногосостава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельностии наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Длямалой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительнуюпсихологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностныхинтимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, гдеодновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняетсягибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существованияявляется целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».
Психологическоездоровье — этосостояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающееадекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членовсемьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтийотносит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность,социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость,адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейноедолголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общийпсихологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степеньеё благополучия.
Проблемы семей встранах СНГ
Одной из основныхпроблем современной семьи является падение статуса семьи как социальногоинститута общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, чтов годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким,хотя государство оказывало существенное влия-ние на семейные отношения вобществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системесоциальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К томуже надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всёбольше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижениекомфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков,В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что«неравно-правное положение института семьи среди других социальных институтовпри-вело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличениюпрестижа одиночно — холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка всемье) в разных стратах и слоях общества»(1). Эти тенденции особенноусили-лись в 90-е годы, когда «обзаведение семьёй с несколькими детьмиперестало выступать в качестве одного из показателей человеческогоблагополучия»(2).С этим связано сокращение числа браков и рост количестваразводов.
Так, если в Бурятии на1000 чел. населения было заключено в 1960г.12,2 браков, в 1980г. — 10,8, то в1997г. только 5,2. В эти же годы количество разводов составляло 1,9; 2,9 и 2,5.Основными причинами разводов как свидетельствуют исследования в Бурятииявляются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов,супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей,психологическая несовместимость. В це-лом по России в 1999г. на 1000 чел.населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.
Как показали результатымикропереписи населения Бурятии 1994г. нико-гда не состояли в браке в возрасте25 — 29 лет 16,3% женщин и 24,3% мужчин. Конечно, сокращение числа браков, ростколичества одиноких людей объясняются не только ростом престижа одиночно — холостяцкой независимости, но и (возможно в первую очередь) резким падением в90-е годы жизненного уровня населения и другими обстоятельствами.
Серьёзной проблемойсемьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформпроизошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последниепятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в Россиив настоящее время состо-ит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысиларождаемость. Эти тенден-ции присущи и демографической ситуации, сложившейся вБурятии. Здесь в 1990г. в расчёте на 1000 чел. населения рождалось 18,2 чел., в1999г. — только 11,0. Если в 1990г. на каждую тысячу женщин в возрасте 15 — 49лет приходилось в среднем 74,8 родившихся, то 1999г. — 40,0.
Переход к рыночнойэкономике, сопровождавшийся снижением жизненного уровня населения в условияхнеудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины,недоступности высокоэффективных средств лечения для большинства населенияусугубил ситуацию и со смертностью детей. В 1999г. в Бурятии на каждую 1000родившихся приходилось 18,7 умерших детей в возрасте до 1 года (в среднем в Россииза 1999г. — 16,9).
С начала 1993г. впервыеза все послевоенные годы отмечается снижение численности населения Бурятии. С1993 по 1999гг. потери населения за счёт естественной убыли и оттока составили24,6 тысяч чел.
Как среди русского, таки среди бурятского населения происходит сокращение многодетных и увеличениеоднодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными. Так,если в 1970г. русская городская семья состояла из 3,6 чел., сельская — из 4,1,то в 2000г. эти показатели равнялись соответственно 3,3 и 3,8 чел. Бурятскаягородская семья в 1970г.насчитывала 4,0 чел., сельская — 4,7, в 2000г. — 3,8 и4,0. Расчёты специалистов показывают, что ближайшие десятилетия действующаяныне тенденция уменьшения численно-сти населения в России сохраниться. Попоследним прогнозам ООН (1998г.) к 2050г. население России по среднему вариантусоставит примерно 121,3 млн. чел., согласно же худшему варианту — 102,5 млн.
Всё более остройстановится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призванапомочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условияхсмены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неёдвухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенносужаются функции социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмноготруда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком являетсяпреимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные ГоскомстатаРеспублики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем32 минуты в сутки, а мужчины — всего 16 минут. Воспитанием детей занимаютсяясли, детсады, детдома, школы. Мы — отцы и матери, — как остроумно пояснил этуситуацию профессор Бестужев — Лада, — сдаём детей, как чемоданы, в камерыхранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся:почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимсяпрестарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.
Но дело не только вотсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном егоиспользовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогическине образованы. Нередко по отношению к детям применяется не толькопсихологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этомсвидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрастедо 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть,а для 2 тысяч — самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят издома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетнихнаходятся в розыске.
По даннымсоциологических опросов, проведённых в нашей республике (2000г.), прибегают киспользованию физического насилия родители как город-ских, так и сельскихсемей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.
При этом прослеживаетсятенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется преждевсего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня частинаселения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.
Сегодня, как никогдараньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитаниидетей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказываетсятребование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают обародителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителейбыла достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имелвозможность заниматься воспитанием детей.
Актуальными проблемамисемьи является реализация экономической, защитной функций, функцииэмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзногоулучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжик семейной жизни.
Необходимым условиемоздоровления российской семьи является поворот государства, местных органоввласти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния насемью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации,особенно центрального телевидения.
Москва, 4 февраля,Благовест-инфо
Темедуховного и нравственного кризиса, сохранения и поддержки традиционной семьибыло посвящено первое пленарное заседание Христианского межконфессиональногоконсультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), которое состоялось 4февраля в гостинице «Даниловская». ХМКК, организованный по инициативе РусскойПравославной Церкви в 1993 году, недавно возобновил свою работу последлительного перерыва. Тема «Христианская семья – «малая церковь» и основаздорового общества» оказалась одинаково близкой для представителей РПЦ,Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и ряда крупнейшихпротестантских деноминаций России.
Заседаниевозглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связейМосковского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев),ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископПаоло Пецци и председатель Отдела внешних церковных связей Российского союзаЕХБ (евангельских христиан-баптистов) Виталий Власенко.
Как отметилмитрополит Иларион, главным итогом встречи стало полное «единодушие,единомыслие и единогласие» участников в выражении тревоги о нравственномсостоянии современного общества и в желании «совместно отстаиватьосновополагающие истины христианского вероучения». Как отмечается в Декларации,принятой на заседании, «не игнорируя наши различия и не собираясь идти навероучительные компромиссы, мы намерены совместно защищать то, в чем мы имеемсогласие – веру в Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди».
В своем приветствиив адрес участников пленарного заседания ХМКК Патриарх Кирилл подчеркнулнеобходимость общего христианского свидетельства о неизменности традиционныхсемейных ценностей «в склонном к нравственному релятивизму обществе, гдеинститут брака подвергается серьезной переоценке». «Мы, христиане различныхконфессий, призваны исповедовать незыблемость евангельских норм о святостибрачного союза мужчины и женщины, который апостол уподобляет союзу Христа и ЕгоЦеркви», — говорится в послании. По словам предстоятеля РПЦ, участникимежхристианского диалога могут сформировать «общую позицию христианских церквейпо развитию светского семейного законодательства», а также «внести важный вкладв общественную дискуссию по проблеме брака, обозначив для нее четкие моральныеориентиры, основанные на Священном Писании».
Обращаясь кучастникам встречи с вступительным словом, митрополит Иларион отметил, чтосовременная проблематика семьи включает множество вопросов: это и разводы,брошенные дети и старики, и аборты, и рост числа самоубийств, комплекс проблембиомедицинской этики – эвтаназия, клонирование, использование человеческихэмбрионов и т.д. «Достойно сожаления то, что эти явления нередко объявляютсядопустимыми в ряде христианских сообществ и даже приветствуются отдельнымилидерами некоторых христианских церквей. Сегодня настало время отказаться отполиткорректного молчания и с дерзновением заявить онедопустимости пересмотра традиционных норм христианской нравственностипод предлогом быть открытым к нуждам и потребностям современного человека», — сказал глава ОВЦС.
СопредседательХМКК архиепископ Паоло Пецци согласен, что в ряде стран Европы законотворчествопо вопросам семьи: легализация абортов, эвтаназии, «гиперпокровительствоальтернативным формам брака» – все это «еще больше разрушает традиционные общественныеустои» и обязывает христиан к совместному поиску путей выхода из кризиса.
«В настоящеевремя христиане всех конфессий должны «едиными устами» заявить о непреходящиххристианских ценностях. В противном случае нас ожидает то, что постигло многиедревние цивилизации», – присоединился к коллегам сопредседатель ХМКК ВиталийВласенко. Он подчеркнул необходимость «развенчать секулярный миф о семье» изаново вернуться к христианскому осмыслению роли отца, матери и детей в семье.
Далеефундаментальный доклад о библейском понимании семьи сделал доктор богословия,пастор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ)Василий Витюк. «Церковь должна встать на защиту библейского понимания семьи», –сказал он, добавив, что для того, чтобы «семья стала местом спасения, ее самунадо спасать».
Генеральныйсекретарь Синода Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии, пастор, докторфилософии Александр Прилуцкий проанализировал противоречия, с которымисталкивается традиционная христианская семья в современном мире с еголиберальной идеологией, «глубоко враждебной христианству». По словамдокладчика, в создании христианской семьи, в преодолении коммуникативногодиссонанса огромную помощь молодым может оказать христианская приходскаяобщина, основанная на духовном единстве. Говоря о такой современной тенденциикак «минимизация личной ответственности», он также коснулся вопросов такназываемого гражданского (незарегистрированного) брака, который назвал«безответственным сожительством», «пространством эксперимента», которое дает«ощущение кажущейся независимости».
ПредставительРимско-Католической Церкви, директор Центра семьи Архиепархии Божией Матери вМоскве, священник Эдуард Шатов говорил о влиянии на семейные отношениясовременной идеологии консюмеризма, тотальных внешних обновлений. «Если я могупоменять машину (дом, образование, работу), то почему бы не поменять жену – этотоже полезно для моего развития», – такую модель поведения навязывают человекусовременные масс-медиа. Однако христианское понимание нерасторжимости брака,«верности на всю жизнь» не может устареть, и свидетельство об этом – важныйдолг христианских семей, считает священник. Он рассмотрел также проблемусоциальных ролей в современной семье, говоря о «взаимодополняемости» и взаимномжертвенном служении друг другу всех ее членов, включая бабушек и дедушек.
На заседанииХМКК не раз упоминалось о том, что преодоление демографического кризиса,всесторонняя поддержка традиционной семьи – это общее дело государства,общества, религиозных общин. Необходимость участия христианских организаций взаконотворческой деятельности стала темой сообщения директора Институтагосударственно-конфессиональных отношений и права Игоря Понкина «Семейнаяполитика российского государства». Он говорил о «сложностях перевода»христианских семейных ценностей на юридический язык, что необходимо дляэффективного оппонирования некоторым законопроектам. Юрист привел в пример«блестящий опыт» французских католиков, которым удалось в 1990-е гг. найтиправовую аргументацию невозможности считать семьей однополый союз.Положительный пример такого рода прозвучал и на заседании ХМКК: протоиерейАлександр Нагла, представитель Латвийской Православной Церкви, рассказал о том,как христиане Латвии сообща оказали влияние на принятие парламентского решенияо недопустимости законодательного уравнивания однополого союза и традиционнойсемьи.
Далее И.Понкин подверг жесткой критике «кулуарно» готовящийся законопроект «Обобразовании в РФ», в котором, по его словам, не предусмотрено никакогомеханизма укрепления семьи. Напротив, вводимые противозаконно в школах рядарегионов программы полового воспитания «пропагандируют разврат», а «учебникЧубарьяна» («История мировых религий» под редакцией академика РАН АлександраЧубарьяна) «пропагандирует секты, в том числе – те, которые разрушают семьи»,отметил докладчик. Он также выразил озабоченность «дискредитацией» институтаотцовства в современном российском общественном мнении и в юридическойпрактике.
В дискуссииучастники ХМКК активно обсуждали такие темы как практика смешанных(межконфессиональных) браков, роль СМИ в формировании образа «благополучной»семьи, необходимость христианского добрачного и семейного консультирования,возможность оперативного реагирования на острые общественные события со стороныХМКК и другие.
Общаяединодушная позиция членов ХМКК в отношении поднятой темы была выражена в двухитоговых документах: Декларации и более пространном Итоговом документе. Данныетексты размещены на специальном сайте возобновленного ХМКК.
Подводя итогизаседания, митрополит Иларион заявил на пресс-конференции, что общее стремлениехристиан России и СНГ защитить традиционные нормы христианской нравственности,которое со всей очевидностью проявилось на первой встрече ХМКК, является«важным свидетельством для наших братьев и сестер на Западе». По его словам,«доминирующие там секулярные представления о семейных ценностях… – этосамоубийственная политика, которая идет параллельно со стремлением вытеснитьцеркви из общественного поля». Глава ОВЦС осудил попытки «модифицироватьхристианскую нравственность в угоду секулярным стандартам». Сопредседатели ХМККПаоло Пецци и Виталий Власенко выразили свою солидарность с мнением митрополитаИлариона. Архиепископ Пецци уверен, что консолидированная позиция российскогохристианского сообщества по поводу сохранения традиционных семейных ценностейимеет значение для всего общества, в том числе – и для тех, кто не относит себяк христианам.

Заключение
Семейная политика имеетособое значение в наше время, когда исторические процессы трансформации семьи,сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшимипроблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильнойгосударственной семейной политики обусловлена прежде всего общественнымипотребностями. По своей природе и предназначению семья является союзникомобщества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев,социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано вактивно действующей семье, способной выработать и реализовать собственнуюжизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
Необходимостремиться к развитию духовного и культурного уровня семейных отношений. Важнымрезервом укрепления семьи является улучшение семейного воспитания в школе.Частично этот резерв задействован. В школах введен специальный курс «Этикаи психология семейной жизни». Практическое значение его для будущихмолодоженов не вызывает сомнения, но он затрагивает только верхний, видимыйплан семейных отношений. Глубинных же основ семьи, того, что составляет еедуховную сущность, он не касается, в то время как исходным положением должностать раскрытие не столько частных моментов семейных отношений, сколькофундаментальных основ семьи. Если нет духовного единения, то при всем умениисоставлять домашний бюджет, готовить пищу, шить и даже при знании психологическихоснов супружеских отношений семья будет держаться на зыбком фундаменте вещныхприоритетов.

Список использованнойлитературы
1.  «Психология.Учебное пособие» Москва – 2006 «Социология молодёжи. Учебное пособие» Ростов –2003. «Реализация конституционного принципа равенства полов»
Москва– 2008
2.  www.bg-znanie.ru
3. ru.wikipedia.org
4. www.blagovest-info.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.