Социальное государство:за и против
Становление социальногогосударства в России находится на самом раннем этапе. Законодательная базадалеко несовершенна. Конституция Российской Федерации в п.2 ст.7 определяет лишьнекоторые направления деятельности государства в социальной сфере, такие как, охранатруда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, поддержкасемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитиесистемы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантийсоциальной защиты.
Однако в Конституции отсутствуютмногие существенно важные положения, без которых построение социальногогосударства не возможно.
Трудности построения вРосси социального государства предопределенны геополитическим положение страны,климатическими условиями, менталитетом, многонациональностью страны,историческими традициями.
Одной из главныхсоставляющих социального государства должно быть эффективное социальноеобеспечение граждан, включающая в себя социальное страхование и обеспечениеграждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний(болезнь, возраст, безработица, несчастный случай), оказание помощи малоимущим,многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий, поощрительную ивспомогательную подсистему в сфере строительства, приобретения жилья,образования.
Необходимо обеспечитьгражданам качественное бесплатное медицинское обслуживание по основным видаммедицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческойоснове могут оказываться дополнительные медицинские и образовательные услуги.
Целью социальногогосударства является переход к такой системе общества, которая базируется наразвитии человека, его духовном и культурном совершенствовании.
Социальную политику вшироком понимании следует рассматривать как совокупность теоретическихпринципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными инегосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных насоздание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальныхпотребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Программной целью социальнойполитики государства является обеспечение достойных условий жизни населения.Государство обязано создавать условия для развития человека. Государственныморганам управления необходимо найти баланса между саморегулированием рынка игосударственным вмешательством.
Главная цель социальнойполитики — значительное сокращение масштабов бедности; повышение защитысоциально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей длясамостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственнойподдержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качествабазовых социальных благ.
Направления социальной политикидолжны быть ориентированы на следующие цели:
— достижение уровня икачества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономическиразвитых государств. Невозможно построение социального государства без реализацииправа на труд. Зачастую квалифицированные и образованные работники не способныобеспечить уровень жизни для себя и своей семьи, соответствующее современнымпредставлениям. Неспособность порой значительной части квалифицированных,образованных работников прокормить себя своим трудом, обеспечить уровень икачество жизни, соответствующие современным представлениям. Должна быть созданасистема радикального повышения трудовой мотивации, ориентированная на всегруппы и слои населения. Преодоление бедности невозможно без обеспечениягосударством право на труд и достойной его оплаты. В нашей стране появилосьизвращенное понятие бедности, когда к бедным вполне могут быть отнесеныздоровые, имеющие хорошее образование и хорошую профессию люди. Все мерыгосударства по повышению заработной платы ничтожны, необходим комплекс мер пообеспечению вертикальной мобильности, престижа образования, профессионализма итворческого вклада гражданам;
— обеспечение устойчивыхи высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса,конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннеми зарубежном рынках;
— обеспечениеблагоприятных экономических условий для укрепления суверенитета,территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности,международного авторитета и влияния России. Устранение конфликтов со странамибывших союзных республик;
— развитие человеческогопотенциала, гармонизация социальных отношений. Создание общества, в которомбудет преобладать отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а неконфликта и борьбы.
Фундаментом новойсоциальной политики должен стать законодательно закрепленный, гарантированныйкаждому гражданину минимум социальных благ, решение проблем, которыесущественно улучшат условия жизни людей.
К таким проблемамотносятся:
1. Прогрессирующаядеградация основных фондов, износ которых не компенсируется новымикапиталовложениями. Фактически экономика вошла в режим суженноговоспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленногопотенциала страны.
2. Деиндустриализациянародного хозяйства. Наблюдается спад в наукоемких отраслях промышленности ипроизводства товаров народного потребления, повышение сферы услуг в структурепроизводства и инвестиции, сокращение доли.
3. Угроза массовойбезработицы и бедности в результате сокращения производства идеиндустриализации.
4. Вывоз капитала, егосвязывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленноеобразовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственныхмощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложенийвследствие галопирующей инфляции и неопределенности прав собственности,неразвитости правовой системы обеспечения инвестиционной активности иразрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларовв год при незначительной величине ввоза, а также концентрация банковскойактивности в финансировании спекулятивной деятельности делают невозможнымподдержание расширенного воспроизводства и обновление производственногоаппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектамивалютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональнойэкономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондомнакопления.
5. Утечка умов и деградациячеловеческого потенциала. Образованные и квалифицированные специалистывынуждены покидать страну из-за низкой оплаты труда и финансирования.
6. Криминализацияхозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию и государственноерегулирование. Рост теневой экономики и коррупции, монополизация основных сферпроизводства.
7. Галопирующая инфляция,колеблющаяся в пределах 10-25% в месяц, крайне затрудняла долгосрочнуюхозяйственную деятельность, развитие производства, инвестиционную иинновационную активность.
8. Угроза разрушениятранспортной и энергетической инфраструктуры страны, повышение вероятностиаварий на энергетических и транспортных сетях вследствие длительногонедоинвестирования в их поддержание, обновление и развитие.
Социальная политикаформируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лицегосударственных структур, общественных организаций, органов местногосамоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направленана достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального исоциального благосостояния, повышением качества жизни населения иобщественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновенияочагов социальной напряженности.
В определенной мере приразделении бюджетных полномочий государство переложило с федерального нарегиональный и муниципальный уровни все проблемы реализации социальнойполитики. Регионы и муниципалитеты принимают законы, которые из-заограниченности их бюджетов сужают и без того скудные ресурсы, не продолжая вполной мере реализацию продекларированных в Конституции РФ и в федеральномзаконодательстве социальных гарантий.