Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Главное управление МЧС России по Тюменской области
Управление мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области Объединенный учебно-методический центр по ГО и ЧС Тюменской
области
РЕФЕРАТ
Организация и состояние обучения в области безопасности жизнедеятельности в организации
Тюмень 2009
Введение
Организация подготовки населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований.
Подготовка осуществляется путем:
- повышения квалификации руководителей формирований в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и на курсах ГО;
- проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по программам подготовки формирований;
- участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.
Основным методом проведения занятий с личным составом формирований ГО по темам базовой и специальной подготовки является практическая тренировка (упражнение).
Практические и тактико-специальные занятия с личным составом формирований ГО организуют и проводят руководители формирований или начальники соответствующих служб гражданской обороны, а на учебных местах - командиры структурных подразделений формирований ГО (групп, звеньев).
Занятия с личным составом формирований ГО проводятся в учебных городках, на натурных участках или на территории объекта (организации). На тактико-специальные занятия формирования ГО выводятся в штатном составе, с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
Практические занятия с формированиями общего назначения могут проводиться по структурным подразделениям (группам, звеньям).
Занятия по темам специальной подготовки с формированиями служб гражданской обороны могут проводиться путем однодневного сбора под руководством начальника соответствующей службы гражданской обороны субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Работающее население.
Обучение данной категории населения осуществляется по месту работы.
Подготовка осуществляется путем:
- проведение занятий по месту работы;
- участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
- индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ответственность за организацию и обучение работающего населения несут начальники ГО объектов экономики, организаций, учебных заведений, а в сельской местности, кроме этого, - руководители органа местного самоуправления.
Обучение проводится по примерной программе.
Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работников организаций, не входящих в состав формирований ГО, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение работников организаций проводится по решению руководителя организации, как в рабочее время, так и без отрыва от основной производственной деятельности.
Занятия проводятся руководящим составом, инженерно-техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другими подготовленными лицами. Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты.
При организации обучения в научно-исследовательских учреждениях и организациях, конструкторских бюро и учебных заведениях для проведения занятий по отдельным темам целесообразно привлекать научных работников, преподавательский состав, работников структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, специалистов экономики.
1. Требования НПА в области обучения работников организации
Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности страны. Решение данной задачи без подготовки всех должностных лиц и населения в области ГО и защиты от ЧС не представляется возможным.
Правовой основой обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, в настоящее время являются Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации.
К ним относятся Федеральные законы «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О пожарной безопасности»; постановления Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
В Федеральном законе «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) говориться о том, что:
Во-первых, к числу основных задач в области гражданской обороны относится обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Во-вторых, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовым актами Российской Федерации, на соответствующих территориях: организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
В-третьих, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий.
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) говориться о том, что:
Во-первых, одной из обязанностей граждан Российской Федерации является изучение основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в указанной области;
Во-вторых, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства, а руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы;
В-третьих, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. (Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации).
В Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ. (в редакции от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ и определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82- О) говориться о проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
В Постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003г. N 547 определено, что подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- население, занятое в сфере производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
2. Основными задачами обучения в области безопасности жизнедеятельности в организации
Основными задачами обучения в области безопасности жизнедеятельности в организации являются:
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
- выработка умений и навыков для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ;
- овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- обучение всех групп правилам поведения в чрезвычайных ситуациях и основным способам защиты от них, приемам оказания первой медицинской помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
- выработка у руководителей и специалистов федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управлении силами и средствами, входящими в РСЧС;
- практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях;
- проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.
Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
- обучение всех групп правилам поведения в чрезвычайных ситуациях и основным способам защиты от них, приемам оказания первой медицинской помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите от чрезвычайных ситуаций;
- выработка у руководителей и специалистов федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управлении силами и средствами, входящими в РСЧС;
- практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Положением «Об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000г. N 841 определено, что обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с установлением форм обучения в зависимости от группы обучаемых.
Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:
а) начальники ГО;
б) должностные лица и работники ГО;
в) личный состав формирований;
г) работающее население, не входящее в состав формирований;
д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;
е) неработающее население
Необходимо отметить о том, что подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства, а подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
3. Состав учебно-материальной базы для обучения работников организации в области безопасности жизнедеятельности. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ним
Учебно-материальная база ГО – это комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, наглядными и учебными пособиями, предназначенный для эффективного обучения руководящего состава, формирований ГО, рабочих, служащих предприятий, учреждений, организаций, учащейся молодежи и неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
Учебно-материальная база оказывает прямое воздействие на процесс обучения, она не только способствует улучшению методики подготовки обучаемых, но и позволяет вырабатывать у них устойчивые навыки к длительным физическим нагрузкам, высокие морально-политические и психологические качества.
Создание современной учебно-материальной базы ГО, отвечающей всем требованиям эффективной подготовки, является одной из важнейших обязанностей начальников ГО (руководителей) предприятий, организаций, учреждений. Они должны проявлять заботу о ее создании, развитии, совершенствовании и содержании в настоящей готовности для проведения занятий и учений.
Учебно-материальная база, создаваемая на предприятиях, учреждениях, организациях состоит из учебных городков, учебных классов, уголков ГО, средств индивидуальной защиты и защитных сооружений.
Основу учебно-материальной базы составляют:
а) предприятия
учебный городок
учебные классы 1-2
уголки ГО (информационно-справочные стенды)
Учебный городок ГО является основой учебно-материальной базы. Он представляет собой территорию со специально оборудованными площадками, различными сооружениями, элементами коммунально-технических и энергетических сетей, разрушениями и завалами, имитирующими участки очагов поражения.
Учебный городок предназначен для практической подготовки личного состава формирований и проведения учений, а также для отработки рабочими, служащими и учащимися нормативов по ГО.
Вся территория учебного городка делится на участки, на каждом из которых отрабатывается определенная группа вопросов согласно программы обучения. Для отработки отдельных практических вопросов на участках оборудуются учебные места.
На учебном городке целесообразно иметь класс, макет объекта (района). Учебный городок может иметь следующие участки:
№ 1. Защита от оружия массового поражения и защита от ЧС природного и техногенного характера
№ 2. Ведение спасательных работ
№ 3. Проведение аварийных и других неотложных работ
№ 4. Обеззараживание и санитарная обработка
Количество учебных мест и сооружений определяется с учетом производственной деятельности, численности и предназначения формирований ГО и нештатных АСФ.
Учебный класс ГО один из основных учебных объектов учебно-материальной базы. Он представляет собой специально оборудованное помещение, оснащенное техническими средствами обучения, стендами и макетами, красочно и наглядно раскрывающими основное содержание мероприятий ГО. Также в классе может быть материал (стенды 1-2 шт.) по технике безопасности.
Учебный класс предназначен для подготовки руководящего состава, формирований ГО, рабочих и служащих в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера, а также для проведения занятий по технике безопасности.
Базой для класса могут является специально выделяемые для этой цели помещения. Класс обеспечивает проведение практических занятий по основным темам подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; тренировок в пользовании средствами индивидуальной защиты, оказания самопомощи и взаимопомощи, а также теоретических занятий.
При оформлении класса определяются разделы (согласно программам обучения) и для каждого из них выделяется стенд (стенды).
Оборудование класса ГО включает:
стенды
макеты
средства защиты
приборы разведки и дозиметрического контроля
аппаратуру связи и оповещения
медицинское имущество
средства обеззараживания
инструмент
одежду
учебно-методические и наглядные пособия.
При разработке стендов главное внимание уделяется их целевой направленности, наглядности и доступности в понимании излагаемого материала. Содержание экспонируемого материала стендов должно убеждать в высокой эффективности и надежности защитных мероприятий ГО.
На стендах отражаются мероприятия, проводимые на объекте в интересах повышения устойчивости функционирования его в военное время, раскрываются основные вопросы защиты рабочих и служащих, организация АСДНР, порядок подготовки формирований и обучения работающего персонала.
Уголок ГО (Информационно-справочный стенд)
1. Как показывает практика, не все «Уголки ГО» в полной мере отвечают современным требованиям. Все более дают знать о себе потери от стихийных бедствий, аварий и катастроф. Как защититься, как действовать в ЧС – этому надо учиться. В настоящее время подойдет информационно-справочный стенд ГО и защите от ЧС.
2. Стенд должен содержать ту информацию, которая имеет отношение к району (городу) и конкретно к предприятию, организации, учреждению.
3. Информационно-справочному стенду отводится специальное место. Стенд должен раскрывать основные вопросы в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера применительно к условиям конкретного цеха, отдела, бригады, деятельности коллектива предприятия, учреждения, организации.
4. Информационно-справочные стенды создаются на предприятиях, организациях, учреждениях, учебных заведениях с целью углубления конкретных знаний персонала к местным условиям и особенностям производственной деятельности, оказания помощи каждому в уяснении его задач в условиях угрозы нападения противника, а также в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф. Поэтому стенды должны располагаться в цехах, отделах, бригадах, в коридорах, вестибюлях и т.д., в хорошо доступных для обзора местах.
5. Стенды (уголки ГО) создаются в соответствии с современными требованиями. Их экспозиции и пояснения должны постоянно обновляться и уточняться.
6. При оформлении уголков ГО обычно разрабатывается от 6 до 10 разделов.
Информационно-справочный стенд
а) 1 вариант
Оповещение.
Стихийные бедствия (два плаката).
Авария.
Пожар.
Защита.
Первая медицинская помощь (два плаката).
Наша ГО (заполняется согласно плана ГО объекта).
б) 2 вариант
Кто и как оповестит.
Если стихийное бедствие.
Как поступить.
Помощь пострадавшим.
Защита.
Это может случиться.
Наша ГО.
в) 3 вариант
Сигналы ГО.
Стихийные бедствия.
Аварии, характерные для нас.
Руководящий состав ГО.
События и факты.
Как помочь пострадавшему при ЧС.
Справочные материалы.
4. Организация обучения
1. Обучение работников организаций, не входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны (далее - формирования ГО), в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями федеральных законов ”О гражданской обороне” и “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”, приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется по месту работы.
2. Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работников организаций, не входящих в состав формирований ГО, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.
3. Обучение работников организаций проводится по решению руководителя организации, как в рабочее время, так и без отрыва от основной производственной деятельности.
4. Для проведения занятий в организациях создаются учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам и другим структурным подразделениям. Состав группы не должен превышать 20-25 человек. Для проведения практических занятий решением руководителя занятия разрешается учебную группу делить на две или несколько подгрупп.
Занятия проводятся руководящим составом, инженерно-техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другими подготовленными лицами. Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты.
При организации обучения в научно-исследовательских учреждениях и организациях, конструкторских бюро и учебных заведениях для проведения занятий по отдельным темам целесообразно привлекать научных работников, преподавательский состав, работников структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, специалистов экономики.
Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами начальников гражданской обороны организаций.
Они должны пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
5. Занятия на нашем предприятии проводятся на собственной учебной материальной базе и обеспечиваются необходимым имуществом и оборудованием, специальной технике, закрепленной на праве хозяйственного ведения.
Приказ «Об итогах подготовки по гражданской обороне в 2008 году и задачах на 2009 учебный год» от11.01.2009 г., Приказ «Об обучении рабочих и служащих в области ГО и защиты от ЧС» от 12.01.2009 г. в приложении № 1, № 2.
6. Начальникам гражданской обороны организаций предоставляется право с учетом местных физико-географических условий, специфики производства, особенностей контингента обучаемых, степени усвоения ранее изученных вопросов и других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также ее содержание, без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей примерной программой. Эти изменения, а также разбивка тем на отдельные занятия должны найти отражение в рабочих программах, разрабатываемых в организациях.
7. Руководящий состав гражданской обороны и РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций оказывают организационную, техническую и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществляют постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делают соответствующую запись в журнале учета занятий.
8. Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на начальников гражданской обороны, а в сельской местности, кроме этого, - на руководителя органа местного самоуправления.
9. В ходе занятий серьезное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
10. Учебный год в организациях завершается итоговым занятием. Оно проводится в целях проверки результатов обучения, закрепления полученных знаний и практических навыков.
В результате обучения работники организаций, не входящие в состав формирований ГО, должны:
знать:
основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
задачи и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
задачи и возможности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
методы формирования у людей психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, пути привития навыков управления своим психологическим состоянием;
уметь:
четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
защищать себя и членов семьи от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае производственной аварии на своем объекте;
пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;
проводить частичную санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ, ветеринарную обработку животных, необходимые агрохимические мероприятия;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях.
Заключение
Для успешного обучения работников предприятия необходимо основное внимание при обучении работников организаций и личного состава формирований направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач согласно предназначения, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и пожарах; в ходе учений и тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях; принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне».
2. Федеральный закон от 11.11.1994 г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ от 28.10.2002 г. № 129-ФЗ, от 04.12.2006 г. № 206-ФЗ, от 18.12. 2006 г. № 232-ФЗ).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороне (в ред. Постановлений РФ от 02.12.2004 г. № 724, от 01.02.2005 г. № 49).
4. Положение Правительства Российской Федерации «Об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 г. № 841.
5. Постановление Администрации Тюменской области от 01.12.2003 г. № 388 «Об организации обучения населения Тюменской области способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
6. Методические рекомендации по организации и осуществлению обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности для городов и районов Тюменской области. (В издательстве Главного управления МЧС России по Тюменской области, 2006 год).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Проблемы возникновения жизни и эволюции ее форм |
Реферат | Роль государства в экономике |
Реферат | Электрохимические методы анализа, их теоретические основы и классификация |
Реферат | Понятие, цели и функции рекламы |
Реферат | Эволюция звезд |
Реферат | Химические системы |
Реферат | Человек и ноосфера |
Реферат | Трейдерская деятельность У. Ганна |
Реферат | Теории зарождения жизни во вселенной |
Реферат | Специфика античной науки |
Реферат | Правила, условия и программы туристского страхования |
Реферат | Добужинский М.В. |
Реферат | Шпаргалка по Налогообложению 2 |
Реферат | Магия |
Реферат | Этапы развития правового регулирования в сфере недропользования в Республике Казахстан |