Реферат по предмету "Социология"


Социология О. Конта

Закон трехстадий интеллектуального развития человечества (по Конту)

Введение
Французский ученый ифилософ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 –1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки обобществе. Именно он ввел в оборот само понятие «социология»,обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальнойфилософией. Конт также пользовался понятиями «социальная статика» дляистолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощьюкоторого раскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге онразработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию,посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество иисторический процесс. Конт выступал против того, чтобы считать общество простойсовокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своегорода «социальные атомы», существующие чуть ли автономно по отношениюдруг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как быпредшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точкизрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности,нравственных, политических и иных качеств, тем, следовательно, совершеннеебудет общество. Значит, чтобы развивать общество, надо прежде всего развивать отдельныхлюдей. Следовательно, общество если не во всем, то во многом формирует людей посвоему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершеннымии гармонично развитыми, надо изменить само общество, но лишь как социальныйсубъект, а не как автономно развивающаяся и свободная в своих действияхличность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных вобществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечиваетчерез соответствующие социально-политические и другие институты.

Закон трех стадийинтеллектуального развития человечества (по Конту)
Конт поставил и решалпроблему функционирования и развития общества как целостного социальногоорганизма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельностьвсех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс,упоминания о которых часто встречались в его работах.
Центральным звеномфилософско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам онписал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества».Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курсапозитивной философии», а также в других своих работах.
Таким образом, исследуяход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадийего развития, или 3-х различных теоретических состояний:
·  теологического;
·  метафизического;
·  позитивного.
Это значит, чточеловеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим(религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающиефункции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактнотеоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей,принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления.Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации ипронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояниячеловеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п.Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развитиявсего человечества.
Предшествующеесостояние умственного развития является необходимым условием развитияпоследующего. Последовательность достижения различными отраслями знанийпозитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений иопределяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости».Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме историческийпроцесс развития знания от простого — к сложному, от низшего — к высшему, отобщего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука болеевысокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку,которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки болеевысокой ступени. Поэтому как наука сначала рождается математика, затемастрономия, физика, химия, а после нее биология. Огюст Конт считал, что длязавершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать«Социальную физику» (так он вначале называл социологию).
В контовской классификациинаук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа(индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается наосновах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечтосвоеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействияиндивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческомроде вследствие воздействия каждого поколения на последующее». Этоположение взято из «Курса позитивной философии». Поэтому, социолог,наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться бытьбесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогдане удастся, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» нарассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всегонаблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.
Социология, по Конту,есть наука о мыслительной деятельности. Человек познает разум только приусловии наблюдения за его деятельностью и его творениями на протяжении историии в обществе. Разум человека не может быть познан ни путем интроспекции, как упсихологов, ни методом рефлективного анализа, как у Канта.
Саму социологию Контподразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику.Первая — призвана изучать условия существования и законы функционированиясоциологических систем; вторая — законы их развития и изменения.
Социальная статика, по Конту,- это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшейорганизации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество онсравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют своиспецифические функции. Но точно также, как нельзя рассматриватьфункционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живогоорганизма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понятьотдельные его структурные элементы вне его целостности. То есть нельзя изучатьполитику и государство вне рамок всего общества, взятого в данный момент. Всоотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Контаслужит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяетсоциальную природу личности.
Анатомически препарируяобщество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особовыделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль вобеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, чтоименно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которыхскладывается общество.
Человек, по его мнению,изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с«эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое,«социальное» начало. И вся история человечества у О.Контапредставляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека:на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинктылюдей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развитияобщества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждениюальтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз иявляется воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоленияврожденного эгоизма, индивидуализма.
Социальная динамикаО.Конта — это позитивная теория общественного развития — имеет болееисторико-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальнойдинамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества. Не отрицаяопределенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными(например, раса, климат, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритетон отдавал первичным — духовным, умственным. Поэтому характер общества накаждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта«состоянием человеческих умов». Он отмечал, «историячеловеческого ума выступает естественную и постоянную руководительницею всегоисторического изучения человечества». Таким образом, закон трех стадийумственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим иосновным законом всей эволюции человечества.
Значение социологииО.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полносинтезировать основные социально-философские идеи и практические потребностисвоего времени. Он впервые:
·  обосновалнеобходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законовего развития;
·  определилсоциологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;
·  поставилвопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;
·  обосновалзакономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры иряда важнейших институтов общества.
Критикуя умозрительный,чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя кположительному, опытному знанию к историко-сравнительному методу исследования,признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, оноказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферынаучного знания.

Список использованнойлитературы
1.   БабосовЕ.М. Общая социология: учебное пособие для студ. вузов /Е.М. Бабосов. – Мн.: «Тетрасистемс»,2006. – 640 с.
2.   ВолковЮ.Г. Социология/Ю.Г.Волков, Ростов –н/Д.: Феникс, -2000, — 571с.
3.   Общаясоциология: Учебное пособие/ Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М. – 2006,- 654 с.
4.   Социология.Основы общей теории учебник. /Г.В.Осипов. – М. Норма, 2008. – 912 с.
5.   Социология:учебник для вузов. /В.И.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008, — 448 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :