Реферат по предмету "Психология"


Психологическая работа со спортсменами в условиях стресса

Введение
Социальнаяпсихология предполагает, что в общении, установлении контакта, достижениибольших целей в спорте большую роль играет личность тренера, его способ работысо спортсменами. Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководстваявляется вопрос о стилях руководства.
Предметомизучения является стиль руководства спортивным коллективом. Объект изучениянашей работы являются тренеры, спортсмены спортивных команд. Целью нашегоисследования является изучение взаимосвязи половых различий с оценкой стиляруководства. Выдвинули следующие гипотезы: Для женщин тренеров более характеренпопустительский стиль руководства коллективом; для мужчин тренеров болеехарактерен директивный стиль руководства коллективом; существуют половые различияв определении стиля руководства. В работе мы использовали методики: Опросникдля определения стиля руководства спортивным коллективом; Методика определениястиля руководства трудовым коллективом.

Соотношениепсихологического и физического здоровье спортсменов на примере единоборств
Всовременной жизни человечества трудно найти более распространенную сферусоциальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. Заключаяв себе, прежде всего гуманистические функции, благородное духовное содержаниеи.т.п., современный спорт, тем не менее, не лишен и ряда негативных тенденций всвоем развитии. Может показаться парадоксальным, но основная негативная чертабольшого спорта — постоянное стремление к росту спортивных результатов. Уровеньрекордов сегодня давно превысил возможности человеческого организма, и новыедостижения могут быть реализованы либо за счет увеличения тренировочныхнагрузок, либо применения допинговых препаратов. И тот, и другой путь опасендля здоровья спортсменов. Наряду с этим не менее остро стоит проблемапсихологического здоровья спортсменов. Прямо пропорционально росту спортивныхрезультатов возникает всё большая опасность возникновения отклонений либо вфизическом, либо в психологическом здоровье спортсмена.
Вкачестве испытуемых выступили спортсмены – единоборцы высокой квалификации(n=18; 10- КМС, 8 – МС). Исследование проводилось на базе Великолукскойгосударственной академии физической культуры.
Дляпроведения исследования были использованы следующие методики: самооценки своегофизического здоровья (Г.С. Никифоров), компьютерный тест Люшера, методикадиагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана, опросник измерения уровняагрессии Басса-Дарки, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна вмодификации А.М. Прихожан.
Приоценке своего физического самочувствия спортсменами — единоборцами быловыявлено, что 88% респондентов чаще всего находятся в бодром (активномсостоянии), плохо себя чувствуют довольно редко; оставшиеся 12% испытываютчувство апатии, усталости, данное состоянии у них преобладающее.
Своюфизическую активность как высокую оценили 37% респондентов, 63% считают еёсредней. Полученные данные можно объяснить тем, что для большинстваспортсменов-единоборцев данная физическая активность не является непосильной(то есть чрезмерно высокой).
Исследуястепень переносимости физических нагрузок, мы выяснили, что большинство — 75 %переносят нагрузки без особых усилий (легко, без напряжения); 12%спортсменов-единоборцев быстро утомляются и оставшиеся 13 % физические нагрузкипереносят крайне тяжело, долго восстанавливаются после них.
Половинареспондентов при исследовании указали, что болеют редко (не чаще одного раза вгод), 13% не более двух раз за сезон, 37 % респондентов болеют часто (не менееодного раза в месяц).
Приитоговой оценке своего физического состояния спортсменами мы получили следующиерезультаты: 13 % респондентов говорят об отличном физическом состоянии(физическом здоровье) в целом, 75 % считают своё физическое здоровье хорошим («нехуже и не лучше чем у остальных»), затруднились ответить 12% респондентов.
Такимобразом, можно говорить о том, что, в общем, физическое состояние (здоровье) успортсменов-единоборцев высокой квалификации находится на уровне нормы, жалобесть, но они не имеют массового характера.
Приизучении показателей психологического здоровья спортсменов было выявлено, чтобольшинство респондентов 80% испытывают состояние эмоциональной нестабильности,напряжённости, беспокойства, тревожности, оставшиеся 20% достаточноэмоционально устойчивы, независимы, легки в общении.
Приизучении бессознательных эмоционально-мотивационных установок нами быловыявлено, что 83% спортсменов-единоборцев склонны к мечтательности; испытываютсильное стремление к релаксации и идиллической гармонии 88%; чувствоодиночества присуще 45% респондентов; инфантильны 66% исследуемых.
Длябольшинства спортсменов-единоборцев (56%) характерен высокий уровеньвраждебности и негативизма. При изучении агрессии было выявлено, что уровенькосвенной, физической и вербальной агрессии превышает норму у всех спортсменов.Чувство вины испытывают 66% респондентов.
Приисследовании самооценки были получены следующие результаты: 92% имеютзавышенный уровень при оценке своего характера, 8% имеют адекватную самооценкупо этому критерию. При определении своих умственных способностей было выявлено,что 53% спортсменов имеют завышенный уровень, 30% адекватный, 46% заниженный.Отметим также, что при оценке своих достижений в спорте, было выявлено, что 46%имеют завышенную самооценку, 8% адекватную, 46% заниженную. При комплексномисследовании самооценки спортсменов-единоборцев высокой квалификации мывыяснили, что 86% исследуемых имеют завышенную самооценку, оставшиеся 14%адекватную.
Такимобразом, показатели физического и психического здоровья успорстменов-единоборцев высокой квалификации разнятся. Показатели физическогоздоровья находятся в рамках нормы, а показатели психологического здоровья поряду факторов имеют отклонения. Большинство спортсменов испытываютнеудовлетворённость жизнью, раздражительны, тревожны, склонны к враждебности иагрессии в различных формах её проявления, зачастую испытывают чувство вины,инфантильны, склонны к неадекватно завышенной самооценке своих качеств идостижений, испытывают чувство одиночества, самолюбивы, пессимистичны.

Особенностисовместимости игроков на примере хоккейной команды
Приизучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают своевнимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках командыв целом, а также в конкретном звене.
Какотмечал Н.Н. Обозов, «совместимость», «гармонизация», «согласованность»– понятия, описывающие одно явление – оптимальное сочетание частей (свойствучастников взаимодействия), функционирующих как единое целое. Естественно, свойстваличности не существуют сами по себе, они проявляются в действиях, поведении ипоступках индивидов, включенных во взаимодействие.
Л.Горский указывал на то, что хоккей убедительно характеризует коллективнуюдеятельность, состоящую из совокупности действий отдельных звеньев и конкретныхисполнителей и обусловленную единством замысла.
Сильныестороны каждого игрока становятся в коллективе достоянием всех и возрастаютпрямо пропорционально числу членов коллектива. Применительно к хоккею это иесть признак развитой системы, один из главных признаков коллектива, принциповформирования звена. А повысится ли продуктивность деятельности хоккейногозвена, если у всех сильны одни и те же качества? Очевидно, нет. Вот почему тридаже индивидуально сильных хоккеиста, но с одинаковым уклоном, объединившись,не составят сильное эффективное звено.
Такимобразом, в данной работе изучение индивидуальных свойств хоккеистов былопроведено с помощью методики, диагностирующей проявление таких личностныххарактеристик, как экстраверсия, интроверсия и нейротизм, и определяющейпосредством их выявления доминирующий тип темперамента. Согласованностьпринятия тактических решений была исследована путем предоставления игрокамграфических заданий, моделирующих возможные игровые ситуации, в которыххоккеистам необходимо было отметить на бланках единственно правильноепродолжение игровой ситуации. Нужно отметить, что данный ряд заданий былсоставлен совместно с тренером команды. Данные задачи позволили рассмотретькогнитивный и поведенческий компоненты согласованности действий игроков.Результативность (продуктивность) игроков команды является объективнымпоказателем, который выражается в итоговом количестве набранных очков (посистеме «гол + пас») каждого игрока по окончании сезона, поэтому этиданные мы анализировали с разрешения хоккейного клуба.
Анализируя показателипервого и второго звена (как наиболее продуктивных) можно отметить, что впервом звене игроки давали абсолютно верные ответы на предложенные задачи,напротив, во втором звене – были сделаны ошибки. Необходимо отметить, чторешение игровых задач отражает когнитивный компонент согласованностидеятельности хоккеистов, который заключается в том, насколько спортсменывоспринимают сложившуюся обстановку на площадке, и поведенческий – то, какиедействия они будут предпринимать (грамотное развитие игрового эпизода или,наоборот, проявление нецелесообразных действий). Следуя полученным результатам,можно отметить, что согласованность решений хоккеистов в конкретных игровыхэпизодах так же повышает результативность игрового звена в целом (первоеигровое звено).
Вместе с тем, обращаявнимание на результаты второго и третьего звеньев, можно заметить, что в обоихслучаях были сделаны ошибки при решении игровых заданий, но при этом продуктивностьвторого звена чуть выше, чем третьего. Между тем, во втором звене мы наблюдаемвзаимосвязь всех исследуемых личностных свойств, а в третьем – толькосоотношение характеристик холерического и сангвинического типов темперамента.Все выше сказанное позволяет определить, что успешное разрешение игровогоэпизода в целом оказывает влияние на продуктивность звена, но не стольсущественное, как взаимодополнение игроков по их личностным особенностям. Т.е.можно сказать, что взаимодополнение личностных свойств спортсменов выступаетведущим фактором, влияющим на их совместимость, по отношению к грамотномурешению тактических задач.
Анализируя результатытретьего и четвертого звена, следует отметить, что в четвертом звене, несмотряна правильные ответы, продуктивность «пятерки» оказалась ниже, чем в третьемзвене, в котором были ошибочные решения тактических задач. При этом в третьемзвене мы наблюдаем преобладание импульсивных личностных свойств, а в четвертом– наоборот, спортсмены оказались более уравновешенными по своим индивидуальнымособенностям. Это говорит о том, что для хоккея важно преобладаниеимпульсивных, подвижных личностных свойств, так как именно такое сочетаниеспособствует быстрому осмысливанию спортсменами игровых эпизодов и грамотномупринятию последующих действий.
Подводяитог, следует отметить, что наиболее совместимым звеном можно назвать то, вкотором оптимально сочетаются индивидуальные качества игроков, то естьприсутствует взаимодополнение личностных характеристик спортсменов (при этомвозможно некоторое преобладание игроков с импульсивными личностнымисвойствами). Это в сочетании с согласованностью в понимании наиболее грамотногоразвития игровой ситуации, несомненно, повышает результативность деятельностиигроков.
Диагностикавременных характеристик действий у спортсменок сборной РФ по дзюдо
Вработах, посвященных данной проблематике показано, что умение профессионалаоперировать длительностями от 120 мс до 60 секунд значительно улучшаетрезультаты в управлении скоростными действиями, «в частности латентнымвременем простой двигательной реакции».
Поданным Цуканова Б.И., особенность переживания времени обуславливается величинойсобственной единицы времени, которая также определяет темпоральную спецификудвижений человека.
Некоторыеавторы использует термин психологические часы, подразумевая, что индивидобладает неким таймером – аналогом физических часов, который отсчитываетимпульсы с определенной частотой и с индивидуальной точностью. Этим иобъясняется факт, что одни люди успешнее других ориентируются во времени. Вработе Цуканова Б.И., в дальнейшем Беспалова Б.И., Леонова С.В., показано, чтопомимо точности часов следует выделять и такой показатель, как их устойчивость.
Дляопределения точности и устойчивости восприятия времени человеком применяютсяметоды отмеривания, оценивания, воспроизведения, сравнения временныхинтервалов.
Механизмработы психологических часов в задачах оценивания, отмеривания состоит вподсчете длительности событий с помощью субъективных единиц счета. Точностьхода таких часов (их отклонение от показаний физических часов) определяетсясредним значением абсолютной ошибки оценивания или отмеривания длительности, аустойчивость хода можно оценить по дисперсии и ре-тестовой надежности такихошибок. Ввиду того, что физическая длительность субъективных единиц счеталабильна и зависит от состояния человека, его тренированности, условий решениязадач и пр., то точность и устойчивость хода психологических часов в задачахсубъективного оценивания и отмеривания длительности, по данным Б.И. Цуканова идругих авторов, довольно низкая, что следует учитывать при использовании этихпоказателей в психодиагностических целях.
Практическаязадача данной работы состояла в построении для каждого спортсмена интегральногопсиходиагностического профиля, по которому можно судить о состояниипсихомоторной и эмоциональной сферы спортсмена, о характеристиках еготемперамента, о временной перспективе личности.
Такжерешалась исследовательская задача, которая заключалась в выявлении тех специфичныхметодик, тестовых заданий которые были бы релевантны профессиональнойдеятельности спортсмена-дзюдоиста.
Висследовании приняло участие 11 спортсменов женской сборной команды России подзюдо. С каждой спортсменкой было проведено 3 бланковых и 8 инструментальныхтестов:
·         ВоспроизведениеДлительности Стимулов (ВДС) (Хроноскоп 20069
·         Диагностикачувства времени спортсменом (Хроноскоп 2009)
·         Диагностикаведущей руки спортсмена (Активациометр АЦ 9).
·         Диагностикасилы-слабости нервной системы (Активациометр АЦ 9).
·         Диагностикафункциональной асимметрии полушарий головного мозга (Активациометр АЦ 9).
Диагностикапсихоэмоционального состояния по активации полушарий головного мозга(Активациометр АЦ 9).
Координациядвижений рук (Активациометр АЦ 9).
Реакцияна движущийся объект (Активациометр АЦ 9).
Временнаяперспектива личности (опросник Ф.Зимбардо).
Психологическийвозраст (опросник Головаха, Кроник).
ПавловскийОпросник Темперамента (опросник Я. Стреляу)
Также скаждым спортсменом и его тренером проводилось интервью, в ходе котороговыяснялись особенности ведения поединка дзюдоистом, его сильные и слабыестороны, наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются борцы в ходетренировочной программы.
Результатыисследования показали, что наиболее актуальными методиками дляспортсменов-дзюдоистов оказались «Диагностика чувства времени спортсменов»,«Координация движения рук». Практически все спортсмены отметилиактуальность заданий для их профессиональной деятельности и выразили желаниепотренироваться именно в прохождении инструментальных тестов, связанных стемпоральной перцепции. Это, по их мнению, будет способствовать улучшениювыполнения профессионально важных действий, поможет осознать чувство темпа иритма ведения поединка.

Заключение
Пополученным результатам выявили что, у тренеров преобладает директивныйкомпонент, стиль руководства. При авторитарном стиле качество решенийруководителя зависит от информации, которой он обладает и от его способностиправильно его интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегдавладеет достаточной информацией для принятия решений, т.к. между ним и егогруппой большая социальная дистанция. Подчиненные не слишком откровенны савторитарным руководителем, и о многих событиях в группе он может не знать. Авторитарныйстиль способствует увеличению иерархических ступеней, порождающих формализациюотношений. В целом при таком стиле принятие решений и их поддержка членамигруппы зависят от авторитета руководителя. Авторитарный руководитель оченьвнимательно относится к контролю, который выступает преобладающейуправленческой функцией. Авторитарный стиль предполагает четкое планированиеработы, выполнение всех дел в соответствии со сроками, оперативное принятиерешений по важным вопросам функционирования группы. Выявлено, что оценка стиляспортивного руководителя не имеет половых различий, так как спортсмены женскогои мужского полов одинаково оценивают своих тренеров.

Списоклитературы
1.        НикифоровГ.С. (2009) Психология здоровья// СПб: Питер.
2.        ВолковИ.П. (2008) Практикум по спортивной психологии// СПб.: Питер.
3.        АйзенкГ., Вильсон Г. (2006) Как измерить личность// М.: Когнито-Центр.
4.        СурковЕ.Н. (2006) Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях//СПб.: СПБГАФК им. Лесгафта
5.        БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике// СПб.: Питер.
6.        АнаньевВ.А.(2008) Введение в психологию здоровья// СПб.
7.        БрехманИ.И. (2009) Валеология – наука о здоровье// М.
8.        ГурвичИ.Н. (2003) Социальная психология здоровья// СПб.
9.        АндриенкоЕ.В. Социальная психология. М.: Академия,2008.
10.      НаходкинВ.В. Нравственно-волевое развитие подростков в физкультурно-спортивнойдеятельности: Монография. – М.: Издат-во МГОУ, 2008.
11.      ПетровскийА.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 2008.
12.      СидоренкоЕ.В… Методы математической обработки в психологии. С.-Пб.: Речь. — 2007.
13.      Корягина,Вернер Особенности временных характеристик у занимающихся различными видамиспорта // «Теория и практика физической культуры» — М., 12-2006.
14.      СтрелковЮ.К., Инженерная и профессиональная психология, М. 2008.
15.      ЦукановБ.И. Время в психике человека. Одесса «Астро Принт» 2007.
16.      ШирокаяМ.Ю., канд. дис. «Динамика субъективной оценки временных интервалов впрофессиональной деятельности», М. 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.