Контрольнаяработа:
Социологияинженерной деятельности
Содержание
1. Труд инженера. Социальные проблемыинженерного труда
2. Рациональное использование трудаинженером
3. Профессиональная мобильностьинженера
4. Требования к личности инженера
1.Труд инженера. Социальные проблемы инженерного труда
Инженер(фр. ingenieur, от лат. ingenium— способность,изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием.Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами.Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов идорог, затем в Англии и других странах. В русской армии XVI века инженеры назывались«розмыслами».
Вшироком смысле, инженер — специалист-разработчик чего-либо технически сложногометодом системного структурного построения. Инженер занимается инженерингом. В задачи инженера входит:руководствуясь заданной целью, спроектировать, разработать, всесторонне просчитать,протестировать продукт инженеринга, подготовить его к реализации. Необходимывсесторонние знания и достаточно углублённые во многих областях науки. Трудинженера оценивается знаниями технологии производства, инженерные знания решаютпроблемы технического характера. Инженер должен быть экспертом, проводитьнаучную работу. В деятельности инженера важно не только найти проблему, но ипроанализировав её, предложить путь решения. Труд инженера определяется умениямипроводить мониторинг, разрабатывать новые технологии или совершенствоватьстарое оборудование, делать расчёты по респектабельности внедрения новыхтехнологий, вести надзор за деятельностью предприятий. Профессия инженера имеетместо во всех сферах деятельности: в экологии, производстве, по охране труда ит.д. Так например, если рассмотреть труд инженера по нормированию труда, томожно увидеть, что он включает в себя выполнение различных функций и видовдействий. Таких, как разработка и внедрение технически обоснованных нормтрудовых затрат применительно к конкретным производственно-техническим условиямпо различным видам работ, выполняемых на предприятии, на основе использованиямежотраслевых, отраслевых и других прогрессивных нормативов по труду с учетомпсихофизиологических и социально-экономических факторов, а также местных норм,рассчитанных на основе технических данных о производительности оборудования,результатов анализа затрат рабочего времени при применении наиболеепроизводительных приемов и методов труда. Проводится анализ степениобоснованности и напряженности норм, проводятся работы по улучшению ихкачества, обеспечению норм на однородных работах, выполняемых при одинаковыхорганизационно-технических условиях. Осуществляется контроль над соблюдением вустанавливаемых нормах требований рациональной организации труда при разработкетехнологических процессов (режимов производства), определяется экономическийэффект от внедрения технически обоснованных норм трудовых затрат. Проверяютсядействующие нормы труда с целью выявления устаревших и ошибочно установленныхнорм, проводится работа по их своевременной замене новыми, более прогрессивнымиметодами по мере внедрения организационно-технических мероприятий. Определяетсячисленность работников по функциям управления и структурным подразделениям всоответствии с отраслевыми нормативами численности, выявляется отклоненияфактической численности от нормативной и причины таких отклонений,разрабатываются предложения по устранению сверхнормативной численности и т.п.Так же труд инженера рассматривается и с учетов физиологических,психологических качеств личности инженера.
Рассматриваяте трудности, с которыми сталкивается профессия инженера в различных сферахдеятельности, следует отметить, что среди проблем, связанных с индивидуальнымихарактеристиками личности инженера, профессиональными знаниями, есть проблемымакро уровня. В связи с развитием техники увеличивается число объектов,которыми надо управлять, а следовательно идет больше затрат энергетическихресурсов человека. При этом не осуществляется мотивирование работника навысокий показатель производительности. Отсутствие защиты прав работника напредприятиях и организациях с различной формой собственности приводит кснижению качества в труде инженера и других работников. Увеличение скорости исложности производственных процессов усложняет подбор кадров на вакансиюинженера, тем самым идет отток профессионалов. Автоматизация и усложненностьоборудования требует специфических навыков, которыми не обладают многиеспециалисты, а обучение проводится не на всех предприятиях, многие лица, синженерным образованием, остаются вне сферы инженерной деятельности.
Экономическаяобстановка в стране способствует снижению потребности в инженерах,следовательно, люди, получившие инженерное образование, не имеют возможностинайти работу по специальности. На сегодняшний день существует требование рынкабрать специалиста только с опытом работы, наличие которого отсутствует увыпускников вузов.
Проблемойинженерного труда можно обозначить тот факт, что многие лица, повышаяобразование, не являются специалистами в области инженерии, а лишь имеютформальную сторону этой профессии, что также приводит к снижению не толькоинтенсивности производства, но и квалифицированности выполнения деятельности.
2.Рациональное использование труда инженера
Рассматриваявопрос о рациональности использования труда инженера, следует отметитьразработку и внедрение элементов труда, нормы выполнения трудовой деятельности,в которых необходимо учитывать психофизиологические и социально-экономическиефакторы, а также анализ затрат рабочего времени при применении наиболее производительныхметодов организации труда, в том числе и психологический фактор, обусловленныйличностными характеристиками работников, т.е. учитывать человеческий фактор.Это как правило делается больше с формальной стороны. Инженером ведетсяпостоянный учет и контроль над соблюдением в устанавливаемых нормах требованийрациональной организации труда при разработке технологических процессов(режимов производства), определение экономического эффекта от внедрениятехнически обоснованных норм трудовых затрат.
Контрольза своевременным доведением до рабочих и служащих новых норм и расценок,правильностью применения на предприятии нормативных материалов по труду идругих направлений деятельности позволит снизить напряженность в работе,повысит эффективность выполнения деятельности.
Определениетрудоемкости изделий в результате осуществления мероприятий, обеспечивающихрост производительности труда и повышение качества продукции, а также новыхвидов изделий в связи с внедрением новой техники и прогрессивной технологии,рационализаторских предложений и изобретений, совершенствованием организациитруда и производства; разрабатывать задания по снижению нормативнойтрудоемкости — все это будет способствовать рациональности использования трудаинженером.
Рациональностьиспользования труда инженером определяется постоянным изучением исовершенствованием передового отечественного и зарубежного опыта в областиорганизации, нормирования, оплаты труда и использования его в совей работе сучетом менталитета страны и экономических возможностей предприятия исоциально-психологических возможностей персонала (уровень подготовки,психологические особенности межличностного взаимодействия, потребности людей ипредъявляемые к ним требования). Кроме того, для более рационального трудаинженера, необходимо в процессе решения производственных задач привлекатьспециалистов всех (отдельных) структурных подразделений. Необходимо постоянноотслеживать тот факт, что руководство предприятия обязано оказывать содействиеинженеру в исполнении должностных обязанностей. Таким образом, будет проведенапрофилактика возникновения конфликтов по причине исполнения функционально-ролевыхобязанностей и будет более рационально простроена деятельность инженера. А всвое время, каждый работник, в том числе инженер, несет ответственность заисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящейдолжностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовымзаконодательством Республики Казахстан.
3. Профессиональная мобильностьинженеров
Рассматриваяпрофессиональную мобильность инженера, следует отметить, что подразумевается нетолько особенности его нервной системы и ее свойств, способствовавшихэффективной деятельности, но и мобильность в эмоционально-волевой сфере. Особоезначение отводится эмоциональной мобильности, которая накладывает отпечаток настиль профессиональной деятельности опытных инженеров, диктует, определеннуюстратегию обучения и последующего профессионального роста.
Чувствительностьк эмоциональным раздражителям, нарушения психических механизмов регуляцииповедения — все это могло бы служить основанием для прогнозирования низкойнадежности деятельности инженеров в нестандартных ситуациях.
Инженерс эмоциональной мобильностью всегда находится в некотором напряжении. Он хорошоосознает, что устойчивость параметров, устойчивость работы всего оборудования втечение длительного периода достаточно иллюзорна и всегда надо, быть готовым квозможным нарушениям в функционировании оборудования.
Поэтомуон не дожидается пассивно очередного сбоя, активно контролирует все изменения впараметрах, что дает возможность на самых ранних этапах выделить и проанализироватьнехарактерные для нормального режима изменения, выявить их причину и определитьдальнейшую динамику, а также сформулировать план своих действий. Тем самымвозрастает оперативное время принятия решения. Такая стратегия не толькоуберегает специалистов (особенно инженеров на производственных объектах) отнепредвиденных, внезапных (и уже потому стрессовых) ситуаций, что нередкоснижает надежность и эффективность действий инженера, особенно например, впервые секунды аварии, но и позволяет им ликвидировать нарушение на самыхранних этапах, не допуская серьезных последствий.
Эмоциональнаямобильность накладывает свой отпечаток и на процесс обучения. Во времяобучения, если повышена эмоциональная мобильность, то специалисты — инженерамогут показать прекрасные результаты по теоретической подготовке, но приналичии большого количества параметров, снижается сосредоточенность испособность отслеживания происходящих изменений, что недопустимо в деятельностиинженера. Следовательно, говоря о профессиональной мобильности инженера,отмечаем проявление концентрации внимания, высокий уровень проявленияоперативной памяти, хорошее восприятие, техническое мышление, что и находитсвое отражение в эффективных действиях в процессе производства, внедрениятехнологий, изменений.
Отечественныеисследования профессионализации убедительно доказали, что профессиональнаядеятельность, в которую активно включен человек, формирует у специалистатребуемые психические механизмы, орудия, средства, надежно компенсирующие егослабые стороны и развивающие сильные (в рамках конкретной деятельности). Дляпрофессиональной мобильности инженеров можно выделить следующие механизмы:чувствительность к отклонениям, постоянная собранность, готовность к ликвидациинарушений, высокие самоконтроль и критичность, глубокое пониманиетехнологических процессов и знание объектов управления.
4.Требования к личности инженера
Дляинженера важно осознавать свой труд, понимать существующие границы инженерногоотношения к действительности. Понимание истоков и смысла техники и техническоготворчества является одним из путей самоопределения инженера, формой развитияинженерного сознания. В процессе рассмотрения требований к личности инженера,прежде всего, следует отметить, необходимость развития технического мышления,который определяется как синтез логического и образного мышления. Следуетотметить, что техническое мышление выступает как специфическое следствиенаучного мышления (с одной стороны) и особого практического мышления (с другойстороны).
Выделяяличностные особенности, которые необходимы в труде инженера, следует обозначитьследующие:
1.Долговременная выносливость, т.е. сопротивляемость усталости к концу дня,особенно в период внедрения и разработки технология и обновлений условий труда.
2.Выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, если приходитьсявыполнять максимальный объем работ при аварийных ситуациях или ошибках впроектировании.
3.Устойчивость и концентрация внимания, переключаемость внимания, т.е.способность сокращать время на «вхождение» в деятельность по выполнению новойзадачи или одновременно нескольких задач.
4.Сообразительность, способность быстро и дифференцированно воспринимать сутьдела.
5.Специальные знания по инженерному труду и специфики выполняемой деятельности
6. Организационныеспособности: способность к рациональному планированию и организации выполняемойработы
7.Личная инициатива: готовность и способность решать проблемы по собственнойинициативе
8.Инженер обязан обладать способностью к принятию решения и готовностьюотстаивать свои проекты, планы, разработки, несмотря на внешнее сопротивление.Особенно это значимо при внедрении новых технологий, как в областипроизводства, так и нормировании и условии трудовой деятельности в целом.
9.Инженера обязаны владеть навыками ведения переговоров, убеждения, что позволитприспосабливаться к партнеру взаимодействия, убедительно аргументировать своимысли, предложения и убеждать в необходимости применения рациональных решенийпо организации труда и выполнении различных производственных операций.
10.Важно учитывать, что человек, выбравший профессию инженера, должен обладатьумением качественно выполнять работу в ограниченное время, обладать навыкамисаморегуляции, кратко и четко излагать свои мысли, быть корректным, коммуникабельнымв общении с коллегами, подчиненными и высшим руководством.
11.Иметь техническое высшее образование, владеть знаниями управления и методамистимулирования персонала.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркова А.К. Психологияпрофессионализма. — М., 1996.
2. Вопросы профессиоведения / Подред. В.Е.Гаврилова. — М., 1982.
3. Згурский В.С. Человек и профессия.- М., 1972.
4. Марищук В.Л. Критериипрофессиональной пригодности в профотборе. -Л., 1974.
5. Борисова Е.М. Индивидуальность ипрофессия. — М., 1991.
6. Климов Е.А. Введение в психологиютруда.- М., 1988.
7. Зинченко В.П. Мунипов В.М. Основыэргономики.- М., 1979.
8. Шадриков В. Д. Проблемы профессиональнойдеятельности.- М., 1982