ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛВ Г. ОДИНЦОВО.
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По Социология управления
Тема Социология и другие родственные дисциплины
СТУДЕНТА БАРСУКОВОЙ А.П. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РязанцевВ.В.
КУРСА третьего
ДАТАСДАЧИ 9.12.2007 г
ГРУППЫ ДОУ(5)-05
2007 г.
ОДИНЦОВО.
Содержание:
1. Введение
2. Социологияи социальная философия
3. Социологияи история
4. Социологияи политология
5. Социологияи культура
6. Заключение
7. Списоклитературы
Введение
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которойсодержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарныхдисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук:математики, демографической, экономической и социальной статистики,информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества испособствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как:социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснятьи прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связьсоциологии и социальными науками: социологии и истории, социологии и социальнойфилософии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии,социологии и политологии, социологии и культурологи, социологии и социальнойантропологии, и т.д.
Социология и история. Социология как наука об обществе включает всебя существенные формы и функции исторического знания, использует методологиюи теорию исторической науки, методы и источники их изучения, исследуетотечественную историографию, историю России как неотъемлемую часть всемирнойистории, которая является фундаментальной базой истории социологии.
Социология и социальная философия. Социальная философия всоциологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальныхявлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество:исследование сущностного измерения общественной жизни через социальные факты, категории“социального”,“социальной науки”. Социальная философия послужила толчком кразвитию социологии как науки, т.к. она отражала идеологию и интересы прогрессивныхинтеллектуальных сил общества, стремящихся к научному познанию мира ипрогресса.
Социология и социальная психология.
Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В нейобщество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов,исследуемых в психике, поведении и деятельности.
Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрываетроль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения ипроцессы, политические организации движения, социокультурные аспекты политики,мировую политику и международные отношения, национально-государственныеинтересы России в новой геополитической ситуации и т.д.
Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятиякультуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур,социальных институтов культуры; уделяется внимание месту и роли России вмировой культуре и тенденциям культурной универсализации в современном мировомпроцессе и т.д.
Социология и социальная антропология. Социальная антропология — родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизничеловека и общества; миры человека и константы его существования, парадигмысоциоантропологического познания, социоантропологического исследования и др.
Социология теснейшим образом связана и с другими общественныминауками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.
Социологияизучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаряэтому социология – наука о целостности общественного организма, общественной жизни,общественных отношений. Объект и предмет науки взаимосвязаны, но нетождественны: объект – это то, на что направлен познавательный процесс (усоциологии, психологии, антропологии и др. общий объект – человек); предмет –характерные именно для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи иотношения, и выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законови закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфическихсоц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития общества,путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, ихобщностей и общества в целом.
Различныенаправления и школы в социологии по-разному определяли и определяют ее суть,выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.
Еще недостигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета социологии,нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общаятенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения.Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру,обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов.Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и науровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественнойжизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий.
Социологияразвивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественныминауками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии ссоциальной философией, историей, политологией, экономической наукой инекоторыми другими общественными науками.
Социология исоциальная философия.
Соотношениесоциологии и социальной философии определяется, прежде всего, тем, чтосоциология не является философской наукой и изучает, поэтому законы меньшейстепени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой являетсярассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такогоинтегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в негоединиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широкомракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его спомощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов,действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия исознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной жизни),отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности посравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи исвои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты,стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишьк специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий вобщественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда являетсянеобходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов икатегорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает какобщетеоретическая и
методологическаяоснова социологии. С другой стороны, социология, давая конкретный анализобщественной жизни во всём её сложном многообразии, способствует обогащениюпонятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению иконкретизации её положений и выводов на основе расширения и углубления их связис реальной жизнью, практикой.
Особенно тесны взаимосвязь, и даже взаимопроникновение социальной философииобщетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываютсяограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии ссоциальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развитияобеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой,а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематикикаждой из них.
Социология иистория.
Междусоциологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество,а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особоевнимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук,так или иначе, базирует своё знание на исследовании конкретных фактовобщественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий,идущих по линии, прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение– это соотношение теории общественного развития и его истории. История посвоей природе и сущности не может абстрагироваться отконкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого иразностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественнойжизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие отэтого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщениеисторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося,типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений,событий, процессов.
Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если историяизучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социологиятолько «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфересебе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект социологии или объектаистории. Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось ивошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своихизысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальноепланирование и прогнозирование. Взаимоотношение социологии и истории определяется,прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственноопираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтомуразвитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новыхдостижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва отреальной действительности.
С другойстороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкамуспешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражениюфактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких иглубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязисоциологии и истории может служить возникновение социологии истории, призваннойдать социологический анализ исторического процесса.
Социология иполитология.
Очень важнотакже определить правильное соотношение социологии и политологии. Теснаявзаимосвязь между ними определяется тем, что:
— во-первых,социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами иобъектами политики;
— во-вторых,политическая деятельность представляет собой одну из основных формжизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальныеизменения в обществе;-
— в-третьих,политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всехсферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика,культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;
— и, крометого, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находятсвоё выражение в появлении такой специальной социологической теории, каксоциологическая политология.
Тем не менее,это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизньобщества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая изэтих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественныхявлений. Поскольку закономерности политической жизни общества могут бытьправильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философскихзакономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развитияобщества как целостной системы, постольку социальная философия и социологияиграют роль общетеоретической и методологической основы по отношению кполитологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечиваютнакопление теоретического и эмпирического материала, необходимого дляотносительно более широких социальных обобщений.
Социология икультура
Культура естьсоциальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе).Можно сказать, что культура — это специфическая, генетически не наследуемаясовокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействиялюдей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни дляподдержания определенных структур деятельности и общения.
Пониманиекультуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширноммире социологической науки особое направление — социологию культуры. Социологикультуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ иФранции в 70-е г. г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М.Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение одинамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в областисоциологии знания и теории идеологии.
Социологиякультуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистскойсоциологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в томчисле — процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии.Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить исвязать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрытьих собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическомураскрытию историко-культурного материала, накопленного родственнымикультурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей насоциальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, наскорость и характер социокультурного развития. Социология культурыориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явленийкультуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформацийразличных культурных форм.
Культурарассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющеесоциальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных насоздание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностныхпредставлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальныхситуациях.
Объектомсоциального исследования является конкретное изучение распределениесуществующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачиобъектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а такжеобусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социологияизучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во временимногообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ вцелом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, котораяпозволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно,говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Что можносчитать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложноединамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальныеотношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространениепредметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечиваетсявзаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как «втораяприрода» порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными,нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересамиразличных социальных общностей, групп и индивидов. Социология культуры активноизучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействиенаучно-технического прогресса на культурные процессы, исследуютсоциально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовойинформации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культурыфиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях,вызванные распространением образования, динамикой численности учрежденийкультуры и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология –профессия, сформировавшаяся вокруг быстро развивающейся научной дисциплины,которая в последнее десятилетие достигла нового уровня зрелости и заняладостаточно высокое стратегическое положение среди социальных наук. Социальныенауки, в свою очередь, в нашем столетии заняли такое место в жизни общества,какое раньше им никогда не отводилось. В течение жизни последнего поколениядостигла высокого уровня техническая база социологии, усовершенствоваласьисследовательская технология, на новый уровень поднялась социологическаятеория. В исследованиях получено много интересных результатов, а ихкачественный уровень в среднем существенно повысился.
Список литературы:
Ионин Л.Г. Социологиякультуры. М., 1996.
Историязарубежной социологии. М., 1995.
Энциклопедическийсоциологический словарь (под ред.Осипова Г.В.). М., 1995.
КравченкоА.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс:
Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005 г.
Социология:Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок.- М.: Маркетинг,2002 г.