Реферат по предмету "Социология"


Социология за рубежом

Реферат
«Социологияза рубежом»

В течениедвух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, неназывая, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полноепредставление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель.Многие классики социологической мысли вошли в историю науки и как классикиФилософии, так как социология (обществознание) зарождается и долгое времясуществует в качестве составной части философии — социальной философии. Поэтомупервых «социологов» называют социальными философами.
Социальные философы. Средитаких философов античности выделяют двух гигантов — Платона (427-347 до н. э.)и его ученика и последователя Аристотеля (384-322 до н. э.). Они, как инынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей,обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическимирекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудомпо «общей социологии» справедливо считают «Государство» Платона. Великиймыслитель разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации,согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший измудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявшихгосударство от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники икрестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедическийум античности — Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроменего, общество включает в себя еще два класса — богатую плутократию и лишенныйсобственности пролетариат.
Еще в средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристальноизучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомиючеловеческого общества. Только через две тысячи лет после Платона и Аристотеляевропейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе,прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которыепослужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии. Многиеевропейские мыслители XVII — XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, задолго доофициального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали итрадициях, характере Народов, поведении социальных типажей. В XVII — XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую рольв формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура,функция и некоторые другие.
Социология как наука — если не говорить о тысячелетней предысториии развития социальной философии — родилась в середине XIX века. Философы оказалисьвесьма плодотворны в части создания новых наук или придумывания им названий.Вспомним, что родоначальником экономики был философ Адам Смит, а психологии —философ Вильгельм Вундт. Таким образом, три науки, составляющие ныне костяк такназываемых социальных, или поведенческих, наук, — психология, экономика исоциология — созданы философами. Но они не исключение. Из недр философии, какиз первоматерии, в разное время выделились в самостоятельные науки и физика, иастрономия, и математика, и все другие дисциплины. Только социальные науки, вотличие от естественных, задержались с появлением на свет. Человеческоеобщество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тыс. летназад, а науки о нем — социология, экономика, психология, этнография,антропология — появились, причем практически одновременно, только в XIX веке.
Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обществе является неслучайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономическиепредпосылки. XIX век — это век естествознания, его идеалом является опытное,«позитивное» знание. Наука не знает границ, естественнонаучному методуподвластно все, в том числе мораль, право, общественное устройство — словом,все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.
Стилю научного мышления XIX века были одинаково чужды как обскурантизм средневековья, так иморализаторство просветителей. Выражаясь современным языком, лидерамиестествознания в XIX веке являлись физика (механика И. Ньютона) и биология(эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти научные дисциплиныопределяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стилямышления не могли не наложить зримый отпечаток и на процесс формированиясоциологии и криминологии. Общественные феномены (в том числе и преступность)стали рассматриваться как объективные явления, ничем, в принципе, неотличающиеся от объектов познания физики и биологии. Поэтому достаточно долгоопытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ееразделы, по аналогии с механикой, — социальной статикой и социальной динамикой.В XIX векеевропейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путькапиталистического развития. Два первых из рассматриваемых в этой главемыслителей, О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а двадругих, Э. Дюркгейм и М. Вебер, — развитую. Между этими стадиями существуеткачественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенноразные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.
Огюст Конт (1798-1857). Этоговыдающегося французского мысля принято считать родоначальником социологии какнауки: именно он в 1839 году явился создателем и самого термина «социология».Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука обобществе должна стать не спекулятивным, а точным знанием, использующим методыестественных наук, отвергая туманные рассуждения и домыслы. По Конту, социология(первоначально он называл ее «социальной физикой») — единственная наука,которая призвана открывать универсальные законы развития и функционированияобщества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает припомощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и историческийметод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочныхсуждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Сам Конттермин «позитивный» рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный,достоверный, точный, организующий.
Конт при этом исходит из того, что всякое предложение, котороенедоступно точному превращению в достаточно ясное и простое объяснение частногоили общего явления, не может представлять реального и понятного смысла. Мы неможем устанавливать законы развития природы и общества, утверждает Конт. Мыможем действительно постичь лишь различные взаимосвязи явлений и фактов,никогда не будучи в состоянии до конца проникнуть в подлинные причины ихвозникновения. Поэтому дело ученого — наблюдать, регистрировать исистематизировать факты и на основе этой систематизации выявлять определенныезакономерности. Конт и его последователи-позитивисты были убеждены в том, чтотакие законы существуют, причем они универсальны как для природы, так и дляобщества. Признание универсализма — первый фундаментальный принцип, на которыйопирается позитивизм. Вторым его краеугольным камнем является признаниенеобходимости и целесообразности использования в изучении общества тех методов,которые утвердились в естествознании.
В своем творчестве Конт руководствовался идеалами прогресса, политическойи экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещенияможно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больноеобщество, он отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную наукуоб обществе, каким является естествознание. Открытые такой наукой законы надопреподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить их тому,как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. Точка зренияКонта была близка к взглядам просветителей.
Огюст Конт во всеобщей классификации (или «иерархии») наукпоставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, апреобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию вумах людей) считал столь же важной, как и роль религии.
Конт совершил поистине революционный переворот в науках обобществе, определив предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна рази навсегда отказаться от неразрешимых вопросов. К ним Конт относил те, которыенельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к нимотносятся философские суждения, оторванные от жизни.
Конт преклонялся не только перед социологией, но и передчеловеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельныйиндивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а изсоциальных систем. Под обществом Контом подразумевалось все человечество иликакая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующимзвеном между индивидом и обществом выступает семья, и семейная связь имеетсовсем иную природу, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей —социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными институтами,и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества.Последствиями изучения социальной динамики являются исследования в областисоциального прогресса, представляющего собой развитие по восходящей линии. Первичныефакторы такого прогресса — духовное и умственное развитие человека; вторичные —климат, раса, продолжительность жизни.
Конт сформулировал также основной закон общественного прогресса,т. е. закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий,согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развитиячеловеческого ума.
Первую стадию — теологическую, или фиктивную, — охватывающуюдревность и раннее средневековье (примерно до начала XIV века), Конт делил на трипериода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизньвсем окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Грецияи Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства-
Вторую стадию, метафизическую (с XIV по XIX век), Конт рассматривал какпереходную, для которой характерно разрушение старых верований — фундаментаобщественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французскаяреволюция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей купадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новойреологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философияпозитивизма, знаменующая наступление следующей стадии.
Свидетельством вступления в третью, позитивную, стадию являетсяраспространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности,гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.
Карл Маркс (1818-1883). Имя этогознаменитого немецкого мыслителя и теоретика общественной науки известно миру,пожалуй, лучше других. Маркс родился в семье адвоката, получил разностороннееобразование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясьнаучной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с егоинтересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначальногонакопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства,сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т. п. ПоэтомуМаркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Еслидля Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса —уничтожение такого общества и замена его новым, более справедливым. Многиесчитают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не какреакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самомделе, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другиесоциологи — за реформистский. Маркс — основоположник так называемой теорииконфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший факторсоциальных изменений, как движущую силу истории.
В отличие от Конта Маркс придавал негативным сторонам капитализма,а именно эксплуатации человека человеком, обнищанию масс, росту преступности,не относительное, а абсолютное значение. Он считал, что нельзя устранить этиявления полностью или частично в рамках капитализма, так как он представляетсобой такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.Антагонизм является непримиримым противоречием основных классов любогообщества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатируетдругой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладениеи феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит егодо логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя,ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами стеми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатациякак явление, как социальный институт не исчезнет. В результате Маркс пришел квыводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить,заменив классовое общество на бесклассовое. Наиболее важными в социологическомсмысле работами Маркса считаются: «Манифест Коммунистической партии»,«Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франциис 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии. Предисловие».
Герберт Спенсер(1820-1903). Этот выдающийся английский мыслитель, создатель учения осоциальной эволюции, внес наибольший вклад в развитие мировой социологии.Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер обратился к изучениюфилософии и социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теорияЧарльза Дарвина, приобретавшая в английской и во всей европейской научной мысливсе большее влияние. Спенсер горячо приветствовал и высоко отзывался о вышедшейв 1858 году книге Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Помнению современного социолога Дж. Тернера, «скорее не Спенсера следует,согласно укоренившимся стереотипам, считать социальным дарвинистом, а,наоборот, Дарвина — биологическим спенсерианцем». Во всяком случае, сам Дарвинпризнавал серьезное влияние, которое оказали на него работы Спенсера. Спенсерасчитают основателем школы органической аналогии (к которой неоднократнообращались и другие классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравнивалобщества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство,церковь, образование и т. д.) — с частями организма (сердцем, нервной системойи т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важнуюфункцию. Экономическая жизнь в обществе, утверждал Спенсер, подобна обменувеществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговлявыполняет функции, подобные кровообращению, и т. Д-Изменения общества не могутпроисходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: измениласьэкономика — меняется социальная структура общества, поскольку возникают новыеклассы, например, предприниматели и наемные рабочие. Считается, что Спенсерпервым применил в социологии понятия структуры и функции.
Основной закон социального развития, по Спенсеру, — закон выживаниянаиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняетэкономическая конкуренция. Правительство не должен вмешиваться, по мнениюСпенсера, в процесс естественного отбора а от наименее приспособленныхиндивидов полезно избавляться — такая позиция позднее получила название«социал-дарвинизм». Спенсер был противником революции, считая ее болезньюсоциального организма.
Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальнойэволюции, в частности, его идея о том, что все общества последовательноразвиваются: от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложномуобществу с совершенно не схожими между собой элементами. Такое развитиеэволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двухвзаимосвязанных процессов — дифференциации и интеграции. Чем большеразнообразия между частями общества, т. е. чем сильнее их дифференциация, темнеумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятсярегионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процессглобализацией. Но во времена Спенсера этого термина не существовало, а потомуон писал о социальной интеграции.
Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространениютакого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив иописав его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогнозотносительно возможного установления социалистического общества и его скороговозвращения к естественным законам эволюции. Спенсер первым дал полномасштабноеописание сферы социологии, предвосхитил открытие некоторых положенийструктурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальныхявлений.
Последователями основанного Спенсером эволюционно-органическогонаправления были также представители национальных социологических школ: воФранции — Р. Вормс, в Германии — А. Шеффле, в России — П. Лилиенфельд; все ониискали аналогии между организмом и обществом. Во многом благодаря их идеям в XX веке зародился системныйподход к изучению общества.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Этотвыдающийся мыслитель и ученые является основателем французской социологическойшколы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался напозитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новойметодологии: натурализм — понимание законов общества по аналогии с законамиприроды и социологизм — утверждение специфичности и автономности социальнойреальности ее превосходства над индивидами. В 1895 году в работе «Правиласоциологического метода» Дюркгейм — первый профессор социологии во Франции —сформулировал принципы социологии, ставшие хрестоматийными.
Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучениесоциальных фактов, под которыми он подразумевал независимую от индивидов реальность,обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык,верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгеймрекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использоватьфункциональный анализ, который позволяет устанавливать соответствие междусоциальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью обществакак целого.
В социальной реальности Дюркгейм выделил три уровня:
ü  уровень структуры (физическое и материальное основание общества,территория, население);
ü  уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);
ü  уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Центральной в научном творчестве Дюркгейма является проблемасоциальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по своей природеосновано на консенсусе. Конфликты не являются ни движущей силой историческогоразвития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они — признак болезни илиразлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею Маркса о революции как единственноприемлемом способе разрешения социальных конфликтов.
Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия исолидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит двефазы: механической солидарности (до индустриальное и отчасти традиционноеобщество); органической солидарности (позднее до индустриальное, а затем —индустриальное общество).
Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическимобществам, в которых действия и поступки людей однородны, поскольку сами онипохожи друг на друга и потому — взаимозаменяемы. Такое общество стремитсяполностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение.
Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональнойспециализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид вкакой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условиемсолидарной деятельности людей является соответствие выполняемых имипрофессиональных функций их способностям и наклонностям.
Макс Вебер (1864-1920). Этот известныйсоциолог, соотечественник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом. Тем не менее,взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу.Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческуюмиссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развитияобщества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу,только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективноесознание — скорее метафора, нежели точное понятие.
Вебер ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип.Он утверждал, что эти теоретические конструкты («капитализм», «церковь»,«хозяйство» и т. д.) служат основой понимания человеческих действий иисторических событий. «Класс», «государство», «общество» — собирательныепонятия. Мы говорим о «капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле»как о типичном (среднестатистическом) представителе данного слоя. Однако вреальной жизни «предпринимателя» или «рабочего» вообще не существует. Этоабстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целыесовокупности фактов, людей, явлений.
Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповатьтолько на социальную статистику неправильно. Он считал, что это — первый идалеко не последний шаг ученого. Второй и более важный шаг — поиск мотивов,которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучениемотивов человеческого поведения (которые, по сути, игнорировали Конт, Маркс иДюркгейм) — взаимодополняющие части социологического исследования. Таково ядронаучного который получил название «понимающей социологии». Вебер исходил изтого, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своимдействиям. Для этого и вводится термин Verstehen, который дословнопереводится с немецкого как «понимание» и приобретает в социологическом методеВебера автономное значение.
Но как выявить эти мотивы, эти значения поведения людей? Ведь мыих не видим прямо и непосредственно. Ученому надо мысленно поста себя на местотого, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, чтоим руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая реальное действие, напримерзабастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение причин еевозникновения на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы же другихлюдей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинстволюдей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия. Этоодно из центральных понятий веберовской социологии, которое сам он определяетследующим образом: ««Действием» мы называем действие человека(независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится лик невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующийиндивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным»мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом илидействующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируетсяна него».
Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типовсоциального действия: целерационалъное, ценностно-рациональное, традиционное,аффективное. Два последних, строго говоря, не должны входить в предметсоциологии, поскольку человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь страдициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первыедва он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).
Вебер разработал практически все базисные теории, которые сегоднясоставляют фундамент социологии. Это учение о социальном действии и мотивации,общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании. Это основысоциологии религии, социологии города, социологии социального господства, экономическойсоциологии и социологии труда. Это теория бюрократии, концепция социальнойстратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учениео социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализмаи института собственности. Все достижения Вебера просто невозможно перечислить,настолько их много. Благодаря теоретическому вкладу Вебера. а также его коллегТенниса и Зиммеля можно утверждать, что немецкая школа доминировала в мировойсоциологии вплоть до Первой мировой войны.
Фердинанд Теннис(1855-1936). Этот выдающийся немецкий социолог в своем главном труде «Община иобщество» предложил ставшую позже классической типологию социальности: Gemeinschaft — общество (община), гдегосподствуют непосредственно личные и родственные отношения, и Gesellschaft — общество, где преобладаютформальные институты. Если «общинные» отношения предполагают, по Теннису,«высшую самость», то «общественные» — «искусственное лицо». Отсюда следует иразличие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речьидет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»; во втором(обществе) — об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве.Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса и контракта (договора).Рассуждая о динамике общества, Теннис полагал, что «общинная» социальность входе истории все явственней вытесняется «общественной» социальностью. Отсюдаоткрывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской игородской жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т. д.
Георг Зиммель (1858-1918). Главнаяработа этого известного немецкого обществоведа «Философия денег» была задуманаим еще в 1889 году первоначально как «Психология денег», а получила завершениеи была опубликована в 1890 году. Автор предпринял глубокий анализ влиянияденежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческуюкультуру и отчуждение труда. Учение Зиммеля часто называют формальнойсоциологией — за то, что основным предметом изучения он считал «чистую форму»,фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а неэмпирически многообразные, преходящие. В том, как люди ведут себя или действуютв различных экономических ситуациях, слишком много случайного, идущего от ихэмоций и желаний. Индивиды и их желания могут изучаться естественными иисторическими науками. Изолировав желания, переживания и мотивы какпсихологические акты от их объективного содержания, социолог, по мнениюЗиммеля, получает нечто, не относящееся к психологии, а составляет сферуценностей -~ область идеального. Социолог изучает идеальное (точнее —идеаци0-нальное'), а не психологическое или нравственное. Но и это еще не все.Настоящий социолог изучает не содержание индивидуального а ценности сами посебе, т. е. как чистые социальные формы. Так, очистив от случайногочеловеческие отношения, ученый получает черты вечного — чистые формы. Из нихпредлагается строить геометрию социального мира. Чистая форма есть попростуотношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которыевыступают предметом их желаний. Формально-геометрический метод Зиммеля позволилвыделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которойсоциологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.
Европейские и американские социологи. Европейское и американское общество в тот период, когда егоизучали теоретики «классического» периода развития социологической науки,переживало потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря индустриальнойреволюции, разворачивался во всю свою мощь. Выражаясь образно, штаны трещали нателе старого общества — рост промышленных городов-спрутов, обезземеливаниекрестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми,пауперизация и обнищание широких масс. И все это — на фоне невиданногорасширения политических прав, прежде всего для средних слоев, а не только дляаристократии (как прежде); на фоне появления железных дорог, газовых фонарей,синематографа, пароходов и других невиданных ранее чудес «века железа», как егоокрестили позже историки.
Социология, по мнению современного американского исследователяАлвина Гоулднера, возникла как идеология среднего класса. Именно в XIX веке возникло широкоедвижение интеллигенции (причем во всех европейских странах, включая и Россию) впомощь социальным аутсайдерам. Врачи проводят инспекции на предприятиях иописывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам исиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детишек. Среднийкласс, в который входило все больше и больше людей, горел желанием улучшитьположение дел в обществе. Социология же рождалась как наука об обществе и еготрансформации.
Если европейские пионеры социологии были философами, то американские— проповедниками и священниками. Это свидетельствует не только о романтическомореоле зарождения социологии в Европе и США, но и о том утопическом проекте,который был выбран в качестве некой теоретической платформы. XIX век, судя также и по русскойлитературе (вспомним хотя бы тургеневского Базарова), был весьма деятельным.Все стремились что-то улучшать, изменять, преобразовывать. Конт, создавая новуюнауку, мечтал ее сделать разновидностью научной религии: поверив в нее,правители смогут править в соответствии с объективными и надежными законами.Алгеброй социологи пытались проверить общественную гармонию.
Мы уже говорили, что центром мировой социологии на первом этапе(конец XIX—начало XX веков) стали три европейские страны: Франция, Германия, Англия.На следующем этапе, который начинался в 20-е годы XX века и продолжается по сейдень, центр мировой социологии переместился в США, где эта наука сразу жеполучила немалую помощь государства и поддержку большинства университетов.Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени,возник в 1892 году в Чикагском университете. Уже к 1910 году большинствоамериканских университетов и колледжей предлагали желающим курсы социологии.
Ничего подобного в Европе не происходило. Социология непользовалась здесь поддержкой ни со стороны государств, ни со стороныуниверситетов. Эмиграция социологов ослабила европейскую и усилила американскуюнауку. В XIX веке социологическое обучение в Европе, в отличие от США, было вроли пасынка. Если оно и получало прибежище в университетах, то не так, как вСША: здесь для известных ученых создавали кафедры и разрешали читать лекции. ВЕвропе же профессора экономики, истории, права, политической экономии илифилософии предлагали обучение «по социологии», хотя и не под ее собственнымименем. Зиммель преподавал социологию под именем Философии, Вебер и Парето —под именем экономики. Только Дюркгейм и еще немногие европейцы в XIX веке получили академическийтитул как социологи. Дюркгейм, в частности, был профессором социологии иобразования в Парижском университете.
В США же вокруг ведущих университетов — Чикагского, Гарвардского,Мичиганского — в конце XIX—начале XX веков сформировались крупные научные школы. Десятки тысячпроведенных в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научнойсоциологии. Если европейцы под научной социологией понимали прежде всеготеоретическую науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, тоамериканцы сводили научную социологию в первую очередь к эмпирической,созданной по образцу классического естествознания. Именно благодаря новомувзгляду на природу социологии Америка вскоре опередила Европу в деде созданиясоциологии как науки.
Альбион Смолл (1854-1926). Этотвыдающийся американский социолог был руководителем первого в мире факультетасоциологии в Чикаго (1892 год), основателем Американского социологическогообщества, профессионального журнала «American Journal of Sociology» издателем первого американского учебника по социологии. Каксоциолог, Смолл испытал на себе значительное влияние социал-дарвинизма ипсихологизма, полагая, что социальная жизнь определяется взаимодействием шестиклассов интересов, но интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты.
Уильям Грэм Самнер (1840-1910).Самнер — один из отцов американской социологии, который, однако, такженаходился под влиянием дарвинизма. Он представил студентам систематизированныйкурс лекций по социологии — «Наука об обществе», в котором, испытав очарованиеидей Дарвина, придал естественному отбору и борьбе за существованиеуниверсальное значение как основополагающим законам социальной эволюции.Отметим, что Смолл признавал положительную роль социального неравенства и многовнимания уделял изучению обычаев, традиций и нравов народов. До сих порсохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в «Народных обычаях» в 1906году: механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества и укреплениисвязи между поколениями; разработка понятий «мы-группа» и «они-группа», «этноцентризм»как основы межгруппового взаимодействия.
Толкотт Парсонс(1902-1979). Парсонс сыграл особую роль в развитии американской социологии. Пословам Гоулднера, он осуществил грандиозный синтез немецкого романтизма сфранцузским функционализмом, которые, как казалось прежде, были совершеннонесовместимы. Сын конгрегационалистского священника, Парсонс провел всю своюсознательную жизнь в академических кругах Соединенных Штатов, за исключениемкороткого периода аспирантуры в Европе (Лондонская школа экономики,Гейдельбергский университет), который однако, оказал серьезное влияние на егомировоззрение. Существует мнение, что он американизировал немецкоесоциологическое наследие.
Однако неправильно считать, думает Гоулднер, что Парсонс простоперенес европейскую традицию на почву американской культуры. Вначале он снемецкой дотошностью разобрал социологическое наследие европейцев на составныеэлементы, а затем с чисто американской деловитостью, прежде переинтерпретировавкаждый, заново соединил их в новую конструкцию. Возможно, синтез получилсянесколько формалистическим, а потому язык парсонсовской теории до конца так ине понят: он чрезвычайно сложен и схематичен. Но синтез этот был крайненеобходим, ведь большинство американцев считают, что Америке не хваталоглубокой теории, хотя у нее в избытке накопилась надежная и эффективнаяпрактика. Новая теория, по оценке Гоулднера, получилась излишне метафизической.Эта метафизичность возникла из определенной гипертрофии роли стабилизирующихфакторов развития общества и недооценки роли конфликта. Это даже не теория, анечто другое, что больше походит на социологическую парадигму или перспективу,не имеющую строгой логики, однако поражающую своей энциклопедичностью итворческим потенциалом.
Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремилсясовершить великий Эйнштейн — создать всеохватывающую социологическую теорию,которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальнойматерии. Парсонс, как и Эйнштейн (который, кстати сказать, творил свою общуюфизическую теорию почти в те же годы, что и Парсонс создавал свою общуюсоциологическую теорию), потерпел неудачу. Общей теории, охватывающей вседругие в качестве своих частных случаев, нет ни в физике, ни в социологии. Амногие специалисты считают, что таковые вовсе не нужны. Тем не менее, вконечном счете, как считает Гоулднер, Парсонсу удалось сотворить гигантскуюдедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальностьво всем ее многообразии.
Теория действия задумывалась Парсонсом как предельно общая системакатегорий, в качестве своего предмета она берет особый аспект социальнойсистемы — действия, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и болееиндивидами. Общая социологическая теория нарсонса является наиболее крупной ивлиятельной концепцией структурного функционализма, в которой сочетаются анализобъективной и субъективной сторон общественной жизни явлений.
Следует отметить, что на поприще частных социологических концепций(или, как называет их Мертон, теорий среднего уровня) США значительнопреуспели. Америка дала миру самый длинный ряд выдающихся мыслителей — это Э.Шилз, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, П. Блау Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Парк, Э. Гофман,Дж. Александер, Д. Белл, Т. Веб-лен, А. Гоулднер, Р. Миллс, Д. Рисмен, У.Самнер, А. Смолл, А. Тоффлер Дж. Хоманс, которые во многом определили научноесодержание современной социологии.
Если в Европе социологическая мысль развивалась в тесном контактес философией, то в Америке среди социологов получила широкое распространениесоциальная психология. Представители обеих культур стремились объяснитьэволюцию и функционирование общества, но делали это по-разному: европейцыбольше тяготели к глобальным историческим схемам, американцы — к конкретныммоделям и прикладным разработкам.
Вместо философской субстанции американцы делали акцент наповедении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что неподдается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется вовне в такназываемом открытом поведении. Так появился бихевиоризм (от англ. Behavior — поведение), подчинивший себе в первой половине XX века все социальные науки(экономику, психологию, социологию, политологию). Теперь уже за ними закрепилсяярлык поведенческих, или бихевиориальных, наук. С этим званием, а именноповеденческой (а не философской, какой она была в Европе еще в начале XX века), социология и дожиладо наших дней.
В 60-е годы XX века, когда в США резко возросли государственные дотации,академическая социология успешно развивалась во всех регионах страны. Период еепризнания и полной институционализации закончился. Начиная с этого моментасоциология росла быстрее, чем любой другой сектор американской культуры. Сгеографической точки зрения американская социология стала полицентричной. На английскомязыке говорят сегодня социологи всех стран мира, а общая численностьамериканских социологов превышает число европейских в 2-3 раза. Современнаяэпоха — это, по выражению Миллса, эпоха социологии. К 1960 году большинствоамериканских университетов и колледжей имели социологические факультеты, хотятолько 70 % из них предлагали подготовку на докторскую степень. В 60-е годы вСША социологов было больше, чем во всех странах мира вместе взятых. Сегодняздесь более 20 тыс. профессиональных социологов; эту профессию можно получить в250 университетах и колледжах страны.
На протяжении XX века западная социология претерпела значительную эволюцию и кнастоящему времени представляет собой довольно сложную систему идей, концепций,теорий и методов. К наиболее крупным направлениям или, как их еще называют,социологическим парадигмам сегодня относят:
ü   теорию социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер);
ü   структурный функционализм (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон);
ü   символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер);
ü   этнометодологию (Г. Гарфинкель);
ü   феноменологическую социологию (А. Шюц);
ü   гендерную социологию.
Социологическая мысль была раньше и является сейчас ответом накризис динамично развивающегося общества. Причем не только европейского.Сегодня социология успешно развивается на всех континентах; особенно активно —в странах Латинской Америки, Японии и Китае.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.