Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Шумеро-вавилонская литература

Шумеро-вавилонская литература

До нас дошло сравнительно много произведений шумерской и
вавилонской литературы III и II тысячелетий до н. э. По своему содержанию она
так или иначе свя-зана с религией. Подавляющее число ее произведений являются
ре-лигиозными литургическими и магическими текстами. а те немногие
произведения, которые не были связаны с культом, обрабатывают религиозные темы,
главным образом мифологические. Произведений, которые связаны с иной тематикой,
можно указать лишь единицы.

Мифология официальной религии выросла из народной мифологии,
которая является одним из важнейших элементов народного устного творчества или
фольклора. Поэтому в произведениях шумеро-вавилонской литературы мы встречаем
целый ряд фольклорных эле-ментов. Особенно отчетливо они выступают в
многочисленных мифах о происхождении мира, людей, земледелия и оседлой жизни в
форме самых простых и бесхитростных народных сказаний, похожих на лю-бые
народные сказки аналогичного содержания.

Вавилонские поэты, использовав подобные древнешумерские
ска-зания, создали высокохудожественные произведения литературы. Од-ним из
наиболее ярких произведений такого рода является знамени-тая поэма,
называвшаяся по первым своим словам «Когда наверху». В основу содержания поэмы
был положен шумерский миф о сотворении мира, в котором героем и творцом был
Энлиль; но вавилонские жре-цы заменили его Мардуком.

Самым высоким достижением вавилонской художественной
литера-туры в области обработки мифологических сюжетов является большая
эпическая поэма о Гильгамеше, Древнейшие памятники, рассказываю-щие о подвигах
героя Гильгамеша. были составлены на шумерском языке; позднее они были
переработаны и переосмыслены вавилонски-ми писателями, повидимому,
принадлежавшими к жреческой среде. Так возник вавилонский эпос о Гильгамеше,
написанный на двена-дцати больших таблицах, и каждая таблица является как бы
отдель-ной главой поэмы. По своему замыслу и по своим художественным
достоинствам она может быть отнесена к числу лучших произведений мировой
литературы.

Поэма о Гильгамеше не принадлежит к числу памятников
литур-гической литературы. Она не связана ни с определенным мифом, ни с
определенным обрядовым ритуалом. Автор ее только использовал в качестве
материалов ряд народных сказаний и мифов для создания произведения на свою
собственную тему — на тему о жизни и смер-ти.

Эта проблема издавна занимала мысль шумеро-вавилонского
об-щества. Существовали мифы и сказания, старавшиеся объяснить, по-чему боги
бессмертны, а люди смертны. До нас дошло одно из таких сказаний, в котором
причиной смертного удела людей выставляется неразумие первого человека — Адапы.
Адапа был сыном и любимцем бога Эа, который дал ему великую мудрость. но не дал
вечной жиз-ни. Случилось так, что один раз Адапа имел возможность получить
бессмертие, но по своему неразумию сам отказался от этого. Он был призван на
суд к богу Ану за то, что, разбил крылья у Южного Ветра. Эа предупредил Адапу,
что ему будут давать пищу смерти и воду смерти, но чтобы он не вкушал их. На
суде за Адапу вступи-лись другие боги, Ану смягчился и сказал, чтобы Адапе дали
пищу жизни и воду жизни; но Адапа отказался от них. Удивленный Ану спросил
Адапу, почему он не ел и не пил. Адапа ответил: «Эа, господин мой, сказал мне:
не ешь и не пей». Тогда Ану приказал сбросить Адапу обратно на землю. Это
сказание, повидимому, со-ставленное жрецами, стремится примирить людей с их
смертным уде-лом и внушить им убеждение в бессилии их перед лицом богов.
Од-нако подобная попытка объяснения смертной участи людей не могла
удовлетворить мыслящих людей древневавилонского общества. Поэма о Гильгамеше
стати вновь эту проблему, но также не дает утеши-тельного ответа.

Герой поэмы Гильгамеш — легендарный царь Урука, одного из
древнейших городов Шумера. После смерти он был обоготворен, и в его честь в
Уруке был установлен регулярный культ. Поэма рисует Гнльгамеша в образе
богатыря-великана, красавца и мудреца; две части его были божеские и только одна
часть — человеческая. Вме-сте со своим другом и соратником Энкиду Гильгамеш
совершает ряд небывалых подвигов, прославивших его настолько, что сама богиня
Иштар стала добиваться его любви. Но Гильгамеш отверг ее. Раз-гневанная богиня
хотела убить Гильгамеша, .наслав на Урук небес-ного быка, который уничтожал
посевы, но Гильгамеш и Энкиду убили быка. Тогда по просьбе Иштар боги поразили
болезнью и смертью Энкиду. Удрученный смертью друга, Гильгамеш сам устрашился:

Гильгамеш об Энкиду. друге своем,

Плачет горько и мечется по полю:

«Не умру ль и я, как Энкиду?

Горе вошло в мое сердце,

Смерти страшусь я и мечусь, я по полю».

Гильгамеш решает проникнуть в тайну жизни и смерти. Из
древ-них сказаний он узнал, что были люди, которые не умерли, которым боги дали
бессмертие —Ут-Напиштим и его жена. Гильгамеш предпри-нимает далекое и опасное
путешествие в страну богов, чтобы найти там Ут-Напиштима и узнать от него, как
он получил бессмертие. После долгих скитаний Гильгамеш преодолел все
смертоносные пре-пятствия, которые встретились ему на пути, и добрался до
берега небесного моря. Там остановила его волшебница и, узнав о цели его
путешествия, сказала, что оно безнадежно, что он не найдет бессмертия, ибо оно
только .для богов. Волшебница посоветовала ему вернуться и наслаждаться жизнью.
Но эта мораль, очевидно, широко распространенная среди рабовладельческой
верхушки вави-лонского общества, не удовлетворила Гильгамеша. Он пошел дальше,
добрался до Ут-Напиштима, но не получил от него утешительного ответа.
Ут-Напиштим рассказал Гильгамешу, что когда царствовал он в Шуруппаке, боги
разгневались на людей и наслали на землю всемирный потоп. Все люди погибли;
спасся только сам Ут-Напиштим с женой и семьей, так как он был любимцем бога
Эа, который пре-дупредил его о грозящей катастрофе и научил его построить
ко-рабль и заранее войти в него. Когда кончился потоп, боги взяли Ут-Напиштима
и жену его к себе и дали им бессмертие. В заключе-ние Ут-Напиштим сказал
Гильгамешу: «А тебя кто из богов введет в сонм бессмертных?» Не нашлось такого
бога. Хотел Гильгамеш по совету Ут-Напиштима побороть смерть разными
магическими способа-ми, но и это не удалось ему. Обессиленный и пораженный
отчаяни-ем, возвращается Гильгамеш на родину и вызывает из страны мерт-вых
Энкиду, чтобы узнать «закон земли» — безрадостную участь мертвых в царстве
Нергала и Эрешкигаль. Конец поэмы утрачен. По-видимому, Гильгамеш умирает.
Поэма, естественно, не разрешает проблемы жизни и смерти, но значение поэмы
заключается в том, что в ней мы встречаем первые проблески критики религии.
Гильга-меш пытается бороться с богами, спорить с ними, может даже вре-менно
одолевать их, и боги вынуждены этот бунт терпеть. Поэма о Гнльгамеше оказала
большое влияние на литературу других древних народов.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен
«Разговор господина с рабом», в котором отразилось разложение верхушки
рабовладельческого общества.

Господин вел жизнь, руководясь правилом: «наслаждайся жиз-нью,
пока ты живешь на земле». В книце концов он во всем разоча-ровался — ему
надоела и воина, и охота, и любовь, ему надоело строить дома, замышлять
заговоры. Человек разочаровался и в бо-гах и пришел к выводу, что ни жертвами,
ни магическими действия-ми нельзя приучить бога «ходить за человеком подобно
собаке». Остается одно — «сломать шею и броситься в реку».

Были у вавилонян сборники нравоучительных изречений и пра-вил;
один из них, несомненно, относится в своей основе к древне-вавилонской эпохе. В
этом сборнике красной нитью проходит страх перед внутренними заговорами и волнениями
и проповедуется мораль классового мира и добровольного подчинения
эксплуататорам, обра-щенная, очевидно, к общинникам. Наставления завершаются
весьма выразительным советом молиться богам: «Жертва умножает жизнь, а молитва
искупает грех».

К числу произведений светской литературы надо отнести
неко-торые царские надписи исторического содержания, дошедшие к нам от III и
первой четверти II тысячелетия. Эти надписи, приближаю-щиеся по своему
содержанию к сказаниям, в художественной форме повествуют об исторических
событиях того времени. Такой характер носит большая надпись Урукагины, в
которой он описывает тяжкое положение населения Лагаша при своем вступлении на
престол и рассказывает о своих реформах. К таким надписям относится над-пись
лагашского патеси Эаннатума о его походе против правителя Уммы и одержанной им
победе.

При подготовке этой работы были использованы материалы сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 4
Реферат Предмет и метод бухгалтерского учета 2 Бухгалтерский учёт:
Реферат Средневековый город в Западной Европе
Реферат Методы анализа сводной консолидированной отчетности
Реферат А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор: Брунер Т. Б. План урока
Реферат Почему кино считается синтетическим искусством
Реферат Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина Мы
Реферат Социологическое и психологическое обеспечение рекламной кампании
Реферат Автор-составитель: Зайцева Ирина Александровна
Реферат Семантика и структура фразеологизмов с числовым компонентом
Реферат Dietary And Activity Habits Essay Research Paper
Реферат Фонтан Герона Александрийского
Реферат Анализ системы управления 2
Реферат Жанровое своеобразие романа Замятина Мы
Реферат Особенности общественного и национального этикета