Реферат по предмету "Социология"


Социологические исследования в системе социальных исследований

Федеральное агентство пообразованию
Рязанский ГосударственныйРадиотехнический Университет
Гуманитарный факультет
Кафедра Социального УправленияПрава и Политологии
Курсовая работа
На тему: Социологическиеисследования в системе социальных исследований
Выполнил:Авдеев В.А.
Проверила:Анальчук Н.Н.
Рязань 2009

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Модели их виды и сущностьмоделирования
1.1 Сущность и виды моделей
1.2 Функции моделей и моделирования
1.3 Особенности моделирования
Глава 2. Построение моделей имоделирование
2.1 Построение модели и разработка
2.2 Моделирование демографическихпроцессов
2.3 Примерная модель социальнойадаптации
Список используемых источников
Приложения

Введение
 
Одно из существенныхнаправлений социального прогнозирования связано с задачей изучения соответствиямежду личными стремлениями молодежи из разных социальных групп и интересамиобщества. При анализе социальных проблем, связанных с возможностями и личнымипланами молодежи, в условиях социализма выявляются два весьма существенныхаспекта: с одной стороны, стремление человека реализовать свои личные планы вотношении альтернатив, имеющихся в обществе, и с другой — учет интересовобщества(определенные рабочие места должны своевременно заполняться, чтобыпроизводство могло функционировать успешно). Эти аспекты могут бытьсформулированы в виде следующих вопросов: «Как обеспечить человеку наибольшиевозможности в соответствии с его устремлениями?» и «Как наиболее эффективнорешить проблемы, связанные с использованием трудовых ресурсов?» Сюда жедобавляются и вопросы, связанные с тем, что выбор профессии долженосуществляться в соответствии не только с личными планами индивида, но и с егоспособностями; в противном случае и индивид, и народное хозяйство будут нестипотери. В условиях социализма все эти вопросы неразделимы и решаютсяодновременно. Эти задачи приобретают все большее значение в современныхусловиях, соответствии с целями развития социалистического общества,формирующегося как«ассоциация, в которой свободное развитие каждого являетсяусловием свободного развития всех». Успешное решение этих задач дает не толькосоциальный, но и прямой экономический эффект. С одной стороны, появляетсявозможность уменьшить вероятность ошибок, неудовлетворенности. С другойстороны, улучшаются условия для сокращения текучести, избыточной миграции, дляболее быстрого и эффективного включения молодежи в трудовой процесс, что прямосвязано с решением важнейших экономических задач, ростом производительноститруда и т. п.Сюда примыкает и проблема максимального использования интеллектуальногоизменения. Общество заинтересовано в том, чтобы выявить и в полной мере развитьи использовать способности всех людей. Это приобретает огромное значение вэпоху мощного научно-технического прогресса.
 

Глава1. Модели их виды и сущность моделирования
 
1.1Сущность и виды моделей
 
В широком смыслемоделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Онопредполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальныхпроцессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферыприменения моделирования, по существу, неограниченны. Им охватываются всепроцессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным иисчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательномупроцессу.
Моделирование — этоспецифическое многофункциональное исследование. Его главная задача —воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющийего объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Онадолжна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом самомоделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этомслучае оно не дает должного представления об оригинале модели и также невыполняет своей функции.
Общество не может разумноразвиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, неконтролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ былэффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходимаинформационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаясяколичественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр иобработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не всепроцессы общества поддаются количественному измерению и контролю.Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в нихвзаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друганеоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность ихарактер подвижны и неопределенны. К тому же следует учитывать, что всесоциальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей немогут иметь числового отображения. Отсюда — объективно необходимыми становятсяразличные методы анализа качественного содержания процессов в социальнойсфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которыхявляются: углубление познания действующих систем, объектов; определениеосновных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; проведениесравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественныххарактеристик. Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: познавательные,эвристические; модели будущего — прогностические; модели желаемого, заданногосостояния. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе всетри типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические,прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта,имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.
Цели моделирования. Учитываяостроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующиецели. С одной стороны —
отобразить состояниепроблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты,«узлы» противоречий; с другой стороны —
определить тенденцииразвития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательноеразвитие; активизировать деятельность государственных общественных и иныхорганизаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Какимтребованиям должна отвечать модель. Целесообразно выделить две группытребований. Во-первых, модель должна: быть более простой, более удобной; даватьновую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта.Во-вторых, модель должна способствовать: определению или улучшениюхарактеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению илипознанию объекта.
Следовательно,правомерно при разработке модели говорить об ее подобии объекту-оригиналу, прикотором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка еепараметров с ожидаемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная«свобода» модели, для того чтобы она была способной к преобразованию взависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной,иметь в запасе наибольшее число вариантов.
 
1.2Функции моделей и моделирования
 
Моделирование выполняети важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяетпозитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты.Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясьего составной частью.
В целом модель должнасоответствовать следующим требованиям.
Модель должнаудовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Онадолжна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазонаизменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение кмодели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социальногообъекта, явления, процесса.
Модель должна бытьдостаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числомпеременных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежностии практической полезности полученных на ней результатов.
Модель должна удовлетворятьусловиям, ограничивающим время решения задачи.
Модель должна ориентироватьсяна реализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимойна данном уровне развития общества.
Модель должна обеспечиватьполучение новой полезной информации о социальном объекте (явлении,процессе) в плане поставленной задачи исследования.
Модель должна строитьсяс использованием установившейся терминологии.
Модель должна предусматриватьвозможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальномуобъекту, явлению, процессу.
В научной литературедовольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделейсложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы всоциальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатовмоделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразиеэлементов модели, наглядность модели, блочное представление модели,специализация моделей и др. Различают модели материальные и идеальные.Модель является одновременно и средством, и объектом исследования,заменяющим оригинал. Моделирование применяется тогда, когда сам объектисследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременногоанализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.
Оценка моделей. Параметрыоценки моделей могут быть различными. Один из них — прогрессивность модели,означающая, насколько она по целому ряду моментов является лидирующей.Определение качества модели — не такая простая задача, особенно когда речь идето моделях социальной сферы. Прогрессивность модели определяетсяхарактеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере в зависимостиот целей и задач исследователей.
В качестве главныхкритериев выступают:
новизна отражения(интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системноевоспроизведение);
распространенность(социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.) — уровеньразработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм,формализована материализованная система (кибернетическая)).
Уровень творческогорешения с помощью модели означает степень выполнения с гносеологической(познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой)функций.
Последовательностьнарастания этих возможностей, т.е. творческого решения, следующая:
определение(различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов,событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейшихмодельных представлений;
реализациягносеологических и эвристических потенций разработанной модели, осуществлениенаучного прогноза качественно новых фактов, событий и их практическогоиспользования.
Уровень использованиямодели характеризуется такими показателями:
определена цель применениямодели;
углублено знание по темили иным аспектам применения модели в социальной сфере;
используется в системенаучного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях.
Не менее важнымявляется рассмотрение структуры моделей.
В структуру моделейвходят три основных компонента: совокупностьнаправлений развития объекта познания: побудительные силы развития; факторывнешних воздействий. При исследовании важно зафиксировать степеньреализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапепознания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективном анализе.Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развитияисследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, сравнении с ним,опирающееся на репрезентативные массивы информации.
 
1.3Особенности моделирования
 
Моделированиесоциальных процессов преследует множество различных целей и задач.Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказатьповедение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей вусловиях рыночных отношений). В процессе моделирования анализируется целый рядфакторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. Вотечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточныйминимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждыйиз уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем примоделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические,организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые срокиреализации, их прогнозное видение.
Прогностическаямодель доходов населения и оплата труда
Прожиточныйминимум. Минтрудом России, осуществляющим социальную политикув области труда, занятости и социальной защиты населения, прогнозируютсяследующие минимальные показатели стоимости жизни прожиточного минимума.
Прогнозированиевеличины прожиточного минимума до 2009 года производилось в соответствии сФедеральным законом от 20 ноября 2008 г. № 201 -ФЗ «О потребительской корзине вцелом по Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по определениюпотребительской корзины для основных социально-демографических групп населенияв целом по Российской Федерации, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 17 февраля 2008 г. № 192, и Методикой исчислениявеличины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, утвержденнойпостановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2007 г. №36/34. По прогнозным оценкам специалистов Минтруда России в 2008 годупрожиточный минимум в среднем на душу населения достигнет уровня 2010-2047 руб.В разрезе социально-демографических групп населения его величина длятрудоспособного населения составит 2190-2230 руб., пенсионеров — 1531 -1559руб. и детей — 1992-2029 руб.
В соответствии сзаложенным в сценарных условиях последовательным повышением уровняжизни, постепенным снижением инфляции до уровня 11 % в 2008 году, МинтрудомРоссии прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в2005 -2008 гг. в пределах от 104,5% до 107% в зависимости от варианта прогноза.
В 2008 году покупательнаяспособность среднедушевых денежных доходов населения значительно увеличится исоставит 2,23-2,31 раза против 1,78 раза в 2004 году.
В прогнозном периоде реальныедоходы населения будут возрастать более высокими темпами, чем рост ВВП. Так,при обеспечении в 2008 году прироста ВВП по сравнению с 2004 годом на 14,8-18,1%, реальные доходы населения могут увеличиться за этот период на 23-28%.
Доля денежных доходовнаселения в ВВП в 2009 году может составить 57,5-57,7%, против 53,0% в 2008году Увеличение реальных доходов возможно через повышение платежеспособногоспроса населения с пополнением бюджетов всех уровней, что окажет положительноевлияние на финансовые и экономические
Заработная плата ивнутренний валовой продукт. Прогнозные оценки заработной платы Минтруда России базируютсяна заданных сценарными условиями темпах экономического роста. Прогнозируемыйприрост объема ВВП на 2008 -2009 годы по отношению к 2007 году соответственнона 14,8-18,1 % и промышленного производства на 16,1-18,6% дают предпосылкиобеспечения повышения заработной платы в абсолютном значении, в том числереальной заработной платы, при сохранении инфляции на прогнозируемом уровне.
По прогнозу МинтрудаРоссии рост реальной заработной платы при сохранении имеющихся тенденций вэкономике в 2008-2009 гг. может составить от 105,9% до 107% в год в зависимостиот варианта прогноза.
По прогнозу МинтрудаРоссии рост реальной заработной платы при сохранении имеющихся тенденций в экономике к 2008году может составить 28,5% по сравнению с 2007 годом по первому вариантупрогноза и 36% — по второму варианту прогноза.
В 2008 году номинальнаязаработная плата возросла по сравнению с 2007 годом на 48,3% и достигла 3450руб. Впервые за последние годы по сравнению с прошлым годом значительноувеличилась (на 22,8%) реальная заработная плата. Однако эти сдвиги пока невнесли перелом в сложившуюся ситуацию.
Средний уровеньзаработной платы в стране еще крайне низок, в 14 субъектах Российской Федерациисредняя заработная плата не достигла еще и прожиточного минимума.
В целом по РоссийскойФедерации доля работников, имеющих заработную плату ниже прожиточного минимума,составляет более 30%.
Для ликвидации такого положенияактуальным в ближайшее время является решение проблемы приближения минимальногоразмера оплаты труда к прожиточному минимуму и повышение заработной платыработников бюджетной сферы.
С 1 января 2008 годаминимальный размер оплаты труда установлен в размере 2000 рублей, что составляетк прогнозируемому в 2008 году уровню прожиточного минимума трудоспособногонаселения (2550 руб.) 12,6%.
По прогнозу МинтрудаРоссии с 1 июля 2009 года предусмотрено довести размер минимальной оплаты трудадо 3000 руб. в месяц, в 2010 году—до 3400 руб., в 2011 году— до 3670 руб., в2012 году — до 3890 руб. В результате минимальный размер оплаты труда в 2009 годусоставит от уровня прожиточного минимума трудоспособного населения 78,5-79,9 %.
Приближение минимальногоразмера оплаты труда к уровню прожиточного минимума в сжатые сроки возможно прирешении следующих задач:
Sсоздание полноценных минимальныхсоциальных гарантий оплаты труда наемным работникам;
sсокращение доли работников сзаработной платой ниже прожиточного минимума;
Sснижение необоснованно высокойдифференциации в заработной плате между различными категориями работающих;
sлегализация части заработной платы,которая в настоящее время скрывается от налогообложения.
В процессепрактической реализации любых социальных мер возможны альтернативные подходы,непредвиденные ситуации, непредвиденное воздействие тех или иных факторов, чтои предполагает множество вариантов моделей, которые отражают измененноесочетание тех или иных социальных факторов, влияющих на исследуемые процессы. И каждая модель может представлятьсобой один из вариантов развития системы. Отсюда модели, с одной стороны,отражают протекание процесса в настоящем, с другой — помогают познать, какони будут протекать в будущем. А следовательно, моделирование выполняетфункции поиска оптимальных средств управления, составления возможного прогноза.
Одной из практическихзадач в социальной сфере и в практике моделирования является определениенаиболее значимой проблемы и цели ее исследования.
Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именноона является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективнуюи субъективную основу, и важно не допускать абсолютизации ни однойиз них.
Объективная сторонапроблемной ситуации заключается в противоречии между процессом развития истремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами ихудовлетворения, между компьютеризацией и ее социальными последствиями, междурыночными отношениями и нравственными устремлениями личности, особенно молодогопоколения и т. д.
Применительно ксоциальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определениипроблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств решения и в ходесамого решения входит прежде всего — понимание значимости этой ситуации,целесообразность ее решения, пересекающиеся в ней мотивы и интересы людей,нуждающихся в разрешении данной ситуации.
Модель социальнойсистемы
Именно это волнуетмиллионы людей. А особенно теперь, когда слишком многие ценности в мире подвергнутысомнению.
Многие ученые полагают,что построить модель социальной системы невозможно. В качестве аргументоввыдвигают — ее сложность, многофакторность, высокую динамичность протекающих вней процессов и многое другое. В этих возражениях против моделированиясоциальной системы есть рациональные посылки. Конечно, любая модель вопределенной мере есть упрощение. Но если рассматривать практическуюдеятельность человека, связанную с управлением, строительством и созданиемгородов, с организацией государственной деятельности, то ведь она есть не чтоиное, как моделирование и модель. Тогда почему не допускать мысль омоделировании социальной жизни в отдельных регионах, городах, странах,расчленяя, естественно, эту проблему на множество задач-моделей и выстраивая наих основе — более сложные, аккумулирующие в себе новые качества ихарактеристики, отвечающие требованиям системного подхода? Или наоборот,возможен путь от общего видения, комплексной модели — к частным моделям,объединенным между собой логической конструктивной связью, взаимодействием ивзаимо-полняемостью. Да, они не аксиомы, они будут иметь относительныйхарактер. Но они будут способствовать более объективному анализу настоящего,ростков будущего в нем, развитию способностей к обобщениям, творческомуосмыслению имеющегося и возможного, а следовательно, активизироватьдеятельностную сущность человека по преодолению возникающих противоречий.
Ведь, в принципе,общественные теории — не что иное, как своеобразные модели. И моделированиесоциальной системы можно рассматривать как попытку разрешения глобальнойпроблемы. Но естественно, что подобные модели возможны лишь в результатеинтеллектуальных, творческих поисков наиболее выдающихся представителей науки.
Необходимо учитывать, чтомоделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и социальнымиметодами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используетсядля исследования глобальных проблем, которые отличаются многоплановостью,охватывающей, по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование и втаких случаях выступает как многомодульное построение. Оно сохраняет своисущностные характеристики при моделировании более «низких» проблем социальнойсферы, в том числе демографической ситуации в условиях рыночных отношений (вотдельных конкретных регионах), сложных процессов миграции, появлениябезработных и других процессов. Необходимыми будут многоуровневые моделиразличных социальных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье).Они, в сущности своей, — сложные социальные компоненты. В качестве проблемныхмоделей могут быть:
уровень жизни пенсионеров(в ближайшие 5 — 10 лет);
оценка состояниявузовского образования и его тенденции;
женщина и семья вусловиях социальных реформ;
духовно-нравственноеповедение личности в условиях рыночных отношений;
здоровье населения вусловиях экологической опасности;
переквалификацияработников из различных социальных групп в условиях рыночных отношений;
экономика здоровьячеловека (когда экономический эффект будет рассматриваться во взаимосвязи свлиянием на здоровье человека);
профессиональная модельсоциального работника;
нравственная модельсоциального работника;
моделирование экологиичеловека.
Модель проблемнойситуации, как видим, строится при возникновении противоречия. Так,например, моделирование типа социального работника — гуманного, идущего назащиту человека, с любовью к нему, содержит в себе противоречие, потому что самон социально не защищен, общественный статус его низок, не имеет он и должнойправовой защиты. Или моделирование проблемы «женщина и семья»: с одной стороны— необходимо укрепление семьи, формирование уважения общества к женщине,проявление заботы о детях, с другой — высокий уровень безработицы среди женщин(до 70% от общего числа), отсутствие социальных условий для рождения ивоспитания детей и т.д.
Проблемная модельнаходится в органическом единстве с прогнозом. В качестве иллюстративногоматериала можно рассмотреть прогностическое системное моделирование различныхаспектов жизнедеятельности общества, отдельных социальных групп, проблемэкологии, миграции и т.д.

Глава 2. Построениемоделей и моделирование
 
2.1Построение модели и разработка модели
 
Прогноз явленийсоциальной жизни начинается и завершается построением прогнозной модели. Вотличие от естественных наук, оперирующих главным образом теоретическимимоделями, основанными на уже познанных закономерностях окружающего мира свысоким уровнем формализации и широкими возможностями измерения с помощью ЭВМ,в социологических исследованиях до сегодняшнего дня используются попреимуществу описательные модели. Причина – в низ­ком уровне математизациисоциологических исследований, не­достаточной готовности общественных наук кстрогой формализации исследуемых объектов. Поэтому социологическая прогнознаямодель чаще выглядит как система уравнений, набор правил, таблица и т.п. ипредставляет собой совокупность более или менее строго измеряемых данных,достаточно полно отображающих структуру и характер предмета исследования.Прогноз в этом случае выступает как преобразование индикаторов конкретныхзначений одной модели (исходной) в измененные по определенным законам иправилам индикаторы двух других (поисковой и нормативной). Иначе говоря, модельпредмета социологического прогностического исследования – это объектисследования, формализованный настолько, чтобы предстать в форме, поддающейсяколичественным оценкам аналитического, диагностического и прогностическогохарактера. Все эти признаки распространяются, в частности, и на исходнуюмодель. Особая же, специфическая ее функция состоит в том, что она выполняетроль основы, ядра прогнозной разработки. Все остальные операции по составлениюпрогноза согласно законам про­гностики являются, по сути, преобразованиемпараметров исход­ной модели. Поэтому и необходима тщательная разработкаисход­ной модели: интерпретация недостаточно основательно разработанной системыисходных показателей сведет на нет сам прогноз как специфически научноеисследование, подменив его одной из форм простого или сложного предвосхищения.
Простейший тип исходноймодели – упорядоченный набор показателей. Показатель – это операционнаяхарактеристика социально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства,связи или отношения и является одновременно инструментом измерения последних. Показателькак инструмент социологического измерения имеет вид некоторого суждения оналичии или отсутствии, а также интенсивности проявления определенногоэмпирически наблюдаемого свойства объекта. Например, характеристика среднегодохода на душу населения может служить од­ним из показателей материальногоблагосостояния общества, а степень загрязненности воздуха – охраны окружающейсреды. В широком смысле показатель – это любая потенциально или актуальноподдающаяся эмпирической проверке характеристика объекта. «Динамикаправонарушений», качество питания, «доля экспорта в национальном доходе» –показатели функционирования различных сфер жизнедеятельности общества. Имеядостаточно четкое и емкое содержание, они не дают представления о способах сбораи источниках информации и ее объеме. Социальный показатель – характеристикасоциально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связиили отношения; показатель является инструментом измерения последних. Структурапоказателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). Индикатум ииндикатор в структуре показателя аналогичны субъекту и предикату суждения ивследствие этого поддаются всем операциям и преобразованиям логики предикатов.Индикатум почти всегда имплицитно присутствует, подразумевается в содержаниииндикатора. Например: «средний возраст вступления в брак» – характеристика,являющаяся индикатумом, подразумевает определенное число-индикатор. Индикатум«среднее число учащихся на одного преподавателя» тоже предполагает соответствующеечисло-индикатор. То же самое относится к индикатуму «отношение к спорту» и т.п.Наиболее адекватная интерпретация социального показателя – таблица, состоящаяиз индикатумов и индикаторов. Любой социальный показатель, имеющий структуру«индикатум» – «индикатор», можно изобразить функцией Р(х) (объект химеет свойство Р). Это эмпирическая форма показателя. Однакосоциологическое исследование имеет целью объяснить изучаемые явления ипроцессы, выявить функциональные и причинные связи между переменными.Показатели функциональных связей могут быть выражены импликативной логическойформой Р(х) ЙК(х) — если объект х имеет свойство Р, то онимеет свойство К. Этой же формой можно выразить взаимосвязи междусвойствами разных объектов. В этом случае формула имеет вид
Р(х)ЙК(у)–
если объект х имеетсвойство Р, то объекту имеет свойство К. Поскольку социальныепроцессы нередко имеют вероятностный характер, в при­веденные формулы можноввести модельные операторы. Все изложенное касается только таких показателей, которыеимеют непосредственное конкретное содержание и выражаются в вещественныхединицах. Однако показатели могут быть получены расчетным путем на основенекоторого количества других показателей и выражаться невещественнымивеличинами. Показатели, утратившие свое вещественное содержание, называютсяиндексами. Показатели-индексы име­ют комплексную структуру и описываютсяформулой
(К(х) бL ( x ) б M ()… N ( x)ЙР(х)) —
если объект х имеетнекоторые свой­ства К, L и т.д., то он имеет свойство Р. Индикаторв структу­ре индекса, как правило, отражает ненаблюдаемое свойство объек­та.Основное отличие показателя от индексов заключается в опосредованной,усложненной процедуре расчета последних, а также в особенностях теоретическойинтерпретации. В остальном они, как правило, совпадают.Виды социальныхпоказателей1. Качественные иколичественные
Качественные показателитолько констатируют наличие или отсутствие качества в терминах номинальнойшкалы (пол, национальность, возраст). Количественные показатели свидетельствуютоб интенсивности проявления свойства в значениях «больше-меньше». Могут бытьдискретными (принимающими значения, отличающиеся на целую величину, напримерчисленность населения) и непрерывными (принимающими любые целые или дробныезначения в зависимости от требуемой степени точности: возраст, затратывремени).2. Единичные игрупповые
Единичные – всякийпоказатель, индикатум которого мыслится как единичный предмет; среди нихбывают:
а) абсолютные –отражают такие характеристики субъектов., которые конструируются безиспользования информации как о группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней(возраст, семейное положение);
б) относительные –выводятся на основе информации об отношениях между членами группы (широкоиспользуются в социометрии);
в) сравнительные –характеризуют субъект посредством сравнения значения, которое приобретается нанекотором континууме, со значениями других членов группы;
г) контекстуальные –описывают члена группы свойством группы в целом (работник торговли,дошкольник).
Групповые показателибывают трех типов:
а) аналитические –формируются посредством статистического обобщения данных о каждом единичномобъекте; имеют дополнительные различия:
– один и тот жеиндикатор может быть использован для описания как всей группы в целом, так и еекаждого отдельного члена;
– сами показателимогут быть выражены мерами изменчивости статистического распределения:стандартным отклонением, дисперсией, параметрами кривизны и т.п. Будучирассчитанными на основе единичных, экстраполироваться на них эти показатели немогут;
б) структурные –основываются на данных об отношениях членов группы;
в) глобальные –описывают только группы в целом и не сводятся к свойствам индивидов. Возможносоединение нескольких типов в одном показателе, одновременная характеристикаодних и тех же объектов как групп и как индивидов. Сами по себе социальныепоказатели опосредуют переход от теории к методологии исследования социальногоявления или процесса к сбору эмпирической информации и обратно через анализ иинтерпретацию данных к концептуальной мо­дели объекта.Разработка исходной модели
Процесс построенияисходной модели социального объекта, представленной как система показателей,включает следующие этапы:
1) разработкуконцептуальной модели объекта;
2) построение тезаурусапоказателей;
3) экспертные оценкизначимости показателей;
4)математико-статистические оценки значимости показателей.1. Разработка концептуальной моделиобъекта
Сущностьпредпринимаемого для этой цели анализа заключается в том, что объект представляетсяв виде некоторого ограниченного числа основных измерений, описывающих его сболее или менее достаточной полнотой. Затем идентифицируются и оцениваются всевозможные состояния, которые данный объект может принимать. По сути своей этаоперация аналогична логико-аналитической схеме объекта. Например, припостроении модели такого объекта как «структура ценностных ориентации» могутбыть выделены следующие структурные компоненты: ориентация на трудовую,бытовую, культурную, общественную деятельность. Далее необходимо установитькачественные формы каждого компонента, отражающие сущность социальных измененийв данной области. Сложность этого этапа исследования социального объектасостоит в том, что результаты его могут быть следствием только содержательногоанализа, а не выводиться с помощью набора формальных процедур. Сама модельдолжна быть в определенной мере формализована, т.к. становится основойпостроения системы эмпирических показателей.
Обычно при построениимодели в виде набора показателей допускается, что каждый из структурныхкомпонентов может принимать несколько нормативных форм, например, три: высшую(1), среднюю (2), низшую (3). Эти формы не исчерпывают всего многообразияпроявлений жизнедеятельности объекта, но для его формализации это упрощениевынужденное и может быть в дальнейшем компенсировано теоретическим анализомрезультата. В итоге отдельные измерения, конкретизированные с точки зрения ихнормативных форм, образуют многомерную аналитическую модель объекта. Схемапредставляет собой матрицу, где объект («ценностные ориентации») представленпересечением четырех видов его проявления (трудовая, бытовая, культурная,общественная деятельность), каждый из которых имеет три нормативных формы(высшая, средняя, низшая).
Схема идентична частоприменяемому при разработке инструментария социологических исследований«логическому квадрату», который позволяет выработать агрегированный индекссложного социального объекта. Каждой клетке приписывается индекс в соответствиис суммарными баллами нормативов. В итоге выборочная совокупность распределяетсяна одномерном континууме индексов. Такая схема не может быть реализована безэмпирической интерпретации нормативов, т.е. индексирования, основная сложностькоторого заключается в нахождении и отборе наиболее значимых показателей исследуемогообъекта. Если представить это в виде схемы, то процесс такой операционализациибудет состоять из двух уровней:
– основныекомпоненты, перечисленные выше;
– каждый из нихпредставляется в виде составляющих, образуя формальную иерархическую структурутипологии показателей.2. Построение тезауруса показателей
Сложность анализасоциального объекта состоит в том, что максимально полный перечень егохарактеристик охватывает все без исключения его проявления и практическиреализован быть не может. Поэтому разумнее поставить цель, отобрать, с однойсто­роны, сравнительно немногочисленную, компактную совокупность переменных, сдругой – обеспечить полноту и всестороннее рассмотрение путем отбора наиболеесущественных характеристик.
На основе перечня всехвопросов, задаваемых исследователями в процессе сбора информации, иклассификации их по рубрикам создается тезаурус, обеспечивающий относительнуюполноту на­бора показателей Тезаурус – это перечень социальных показателейисследуемого объекта, отобранных в результате анализа содержания методическихдокументов, полученных в процессе сбора социологической информации исистематизированных в соответствии с принятой классификационной схемой.Относи­тельная полнота набора показателей обусловлена тем, что речь идет обиспользуемых показателях (а их количество весьма ограниченно), тогда как запределами системы, возможно, ос­таются такие характеристики, которыесущественны для понимания исследуемого объекта, но по тем или иным причинам непринимаются во внимание. Однако здесь есть и некоторый позитивный момент,связанный с тем, что содержание используемых показателей отражает насущныепрактические задачи, стоящие перед наукой, поэтому полученная типологияпоказателей будет прежде всего отражать главные проблемы исследуемого объекта.
Теоретической гипотезойпостроения системы может служить предположение, что существенная проблематикасоциологических исследований и, следовательно, виды показателей по содержаниюмогут быть типологизированы согласно построенной исходной схеме. Методическаягипотеза может состоять в том, что количество показателей, используемых всовременной социологии, достаточно ограниченно и поддается учету. Эмпирическимполем исследования может служить совокупность методических документов,полученных в процессе сбора социологической информации, имеющейся вбиблиотеках, архивах и банках данных организаций. Каждый показатель (вопроссистемы вместе с вариантами ответов) заносится на отдельную перфокарту скраевой перфорацией и шифруется в соответствии с предварительно разработаннымрубрикатором. Составляется картотека обследованных документов.
Опыт показывает, чтодостаточно репрезентативная информация о содержании социальных показателей,используемых в практике социологических исследований для объектов типа«национальные отношения», «ценностные ориентации», «куль­тура», «общественнаяжизнь», «социальное обеспечение» и т.п., может быть выявлена путем анализа200—300 документов. Кроме того, исследователь получает представление о количественныхи содержательных приоритетах по направлениям исследования объекта (например, всоциологических исследованиях в области антиобщественных явлений стабильное первенствозанимает анализ правовых и морально-этических аспектов нарушения нормобщежития, и сравнительно незначительное внимание уделяется анализу мотивацииантиобщественных действий). Представляется полезным сравнить разработаннуюсистему данных с результатами уже проведенных аналогичных исследований. Этодает возможность более объективно оценить достоверность полученных вами данных.При этом важно по­мнить, что система не исчерпывает всего многообразияпоказателей исследуемого объекта, однако обладает относительной полнотой сточки зрения практической направленности социологических исследований, осуществляемыхв этой обла­сти. Основная ее функция – служить информационной основой дляпостроения системы показателей исследуемого объекта.
3. Экспертные оценкизначимости показателей
Одна из важныхметодологических проблем построения системы показателей – определение критериевотбора показателей. Среди различных подходов к этой проблеме по значениювыделяются логический и исторический. Первый связан с анализом формальнойструктуры исследуемого объекта, второй – с конкретно-историческим контекстомфункционирования объекта. Последний обладает тем преимуществом, что позволяетвыдвинуть гипотезу методологического характера о том, что эффективным критериемотбора социально значимых показателей может служить степень отражения имнаиболее актуальных социальных проблем и наиболее важных социальных целейобщества. До проведения социальных исследований проблемно-целевых аспектовизучаемого объекта наиболее подходящим способом проверки данной гипотезыпредставляется использование методов экспертных оценок. При этом социальныепроблемы следует рассматривать в единстве с социальными целями. Наиболее важныеэтапы поискового и нормативного прогнозов – построение соответственно «деревапроблем» и «дерева целей». «Дерево целей» не должно строиться чисто умозрительно-дедуктивно,в отрыве от реально существующих проблем, оно не должно строиться и чистоэмпирически-индуктивно, в отрыве от определенного, теоретически разработан­ногосоциального идеала. Односторонний подход таит в себе опасность ошибок припостановке целей. Кроме того, при построении «дерева проблем» не следуетигнорировать теоретически разработанные цели во избежание разрыва между теориейи практикой. В идеале нижний (наиболее детальный) уро­вень «дерева целей»должен совпадать с нижним уровнем «де­рева проблем», Иначе говоря, ближайшиепрактические цели должны сводиться к решению наиболее актуальных социальныхпроблем, но иметь четко ориентированную долгосрочную перспективу. С учетом этихособенностей взаимосвязи между «деревом целей» и «деревом проблем» к экспертизеприходится предъявлять довольно строгие требования. Эксперты должны бытьспециалистами по конкретным социальным проблемам и вме­сте с тем иметьпредставление о всей проблематике исследуе­мого социального явления, отенденциях развития его каждо­го конкретного аспекта. Предъявлять такого рода требованияк какой-то одной группе экспертов в условиях недостаточно разработанной покапроблематики большинства социальных явлений и процессов было бы нереальным.Поэтому для участия в опросе полезно привлекать различные группы экспертов. Совокупностьэтих групп призвана обеспечить большую степень репрезентативности выборкиреспондентов в целом. Для обеспечения надежности результатов желательно использоватьнесколько (две-три) методик опроса экспертов. Опросы должны иметь определеннуюлогическую последовательность.
Участие экспертов вопределении проблем и целей исследуемо­го объекта является весьма эффективнымприемом. Специалисты по экспертизе считают, что по существу ни один иной методпрогнозирования не является столь эффективным. Это объясняется не столькодостоинствами самого метода, сколько ограничениями, возникающими прииспользовании более точных и сложных методов, прежде всего недостаточностьюисходной информации и необходимостью трудоемких подготовительных процедур. Чтоже касается экспертных оценок, то они достаточно экономичны и эффективны присравнительно незначительной потере точности. На первом этапе работы попроведению экспертизы составляют исходный перечень основных проблем изучаемогообъекта, обобщают и уточняют его путем контент-анализа. Панельный очный опросэкспертов из параллельной контрольной группы «методом комиссии» позволяетобобщить формулировки проблем, устранить дублирующие друг друга или носящиеспецифический, частный характер, относящиеся не ко всему объекту в целом, а кего отдельным деталям. В итоге будет получен перечень, который станет основойматериала экспертизы – окончательного варианта «Анкеты эксперта». Цельэкспертизы – упорядочить выделенные социальные проблемы и соответствующие им показатели,первые – по степени их актуальности в общественной жизни, вторые – по степениэффективности отражения связанных с ними проблем. Проблемы и показатели могутоцениваться при помощи двух независимых методик: ранжирования и непосредственнобалльных оценок. Обработка результатов экспертизы проводится традиционнымиматематико-статистическими методами.Панельный опрос экспертов
Следующую задачу –определение значимости социальных целей исследуемого объекта следуетрассматривать в плане решения социальных проблем. Последние ранжируют постепени важности и актуальности, но теперь уже в диалектической взаимосвязи сцелями. Для решения этой задачи используют технику деструктивной отнесеннойоценки, касающуюся группы экспертных интуитивных методов, коллективноеобсуждение мнений и генерацию новых идей. Метод основан на хорошо известныхправилах проведения одной экспертизы и принадлежит к классу управляемыхэкспертных опросов, но с такой степенью свободы высказываний экспертов, котораяпозволяет рассчитывать как на конструктивную критику даваемых оценок, так и наполучение оригинальных, нетривиальных оценок.
Сущность этой техникиполучения экспертных оценок заключается в стимулировании творческого потенциалаэкспертов с помощью критики (деструкции) предложенных оценок и выработки(от­несения) новых известными приемами «мозговой атаки». Стимулирующий эффектсоздается, во-первых, за счет искусственной эли­минации ограничений привысказывании критических экспертных суждений на первом (деструктивном) этапеработы, во-вторых, за счет «расковывания» творческого потенциала экспертов привыска­зывании оригинальных конструктивных суждений на втором этапе работы(отнесение оценок), в-третьих, за счет нового, неожиданно­го «видения»экспертом проблемы глазами своих коллег по ходу дискуссии с ними. Все этопозволяет рассчитывать на высокую эффективность применения данной техники приэкспертизе сложных социальных явлений. Наиболее эффективна эта техника привынесении оценок, предполагающих ряд альтернативных вариантов, один из которыхможет быть расценен как оптимальный по заранее заданным критериям. При такомподходе цель экспертизы сводится к определению набора альтернатив. Кроме того,метод достаточно конструктивен при оценках, связанных с выявлением факто­ров,влияющих на характер альтернатив. Процедуры метода деструктивной отнесеннойоценки включают следующие этапы:
1. Составлениепроблемной записки (материала для обсуждения), включающей описание процедурыопроса и формулировку предмета обсуждения. Она начинается с постановки проблемыи перечня задач опроса. Здесь очень важна четкость формулировки, поэтомусложные объекты обычно расчленяются на более простые элементы.
2. Формированиеэкспертной группы. Оптимальная численность ее найдена эмпирическим путем: одинчеловек – при рассмотрении сравнительно простых вопросов, несколько больше –при сложных. Желательно, чтобы в группу включались эксперты с сильно развитымикритическими наклонностями (модераторы), обладающие конструктивным мышлением(генераторы), хорошо знакомые с одним из аспектов рассматриваемой проблемы илисо всей проблемой в целом. Желательно также, чтобы в группе были представленыспециалисты из разных областей знания с высоким уровнем общей эрудиции.
3. Генерация идей наоснове обсуждения проблемной записки по правилам «мозговой атаки». Онаначинается с того, что ведущий ставит проблему обсуждения, т.е. раскрываетосновное содержание проблемной записки, которая раздается экспертам занесколько дней до опроса (им предоставляется возможность освежить ее в памятинепосредственно перед началом опроса), отвечает на вопросы, возникшие у экспертовпри ознакомлении с запиской, формулирует подлежащие обсуждению положения иконцентрирует внимание участников на правилах проведения «мозговой атаки»:
– высказыванияэкспертов должны быть четкими и сжатыми (регламент: не более 1—2 минут);
– скептическиезамечания и критика предыдущих выступлений не допускаются;
– каждый экспертимеет право выступать несколько раз;
– не разрешаетсязачитывать ответы, приготовленные заранее;
– словопредоставляется в первую очередь желающему высказаться в связи с предыдущимвыступлением;
– ведущий поощряетэкспертов за оригинальный подход к рассматриваемым вопросам;
– создается повозможности самая непринужденная обстановка собеседования, «расковывающая»инициативу и творческие по­тенции экспертов, активизирующая обмен мнениями.
4. Систематизация идей,высказанных на предыдущем этапе. Ее осуществляет специальная аналитическаягруппа организаторов опроса;
– составляетсяперечень всех высказанных идей;
– каждая идеяформулируется в общепринятых терминах, стандартных для данного исследования;
– выявляютсядублирующие или взаимодополняющие друг друга идеи, которые сводятся вкомплексы;
– идеиклассифицируются по группам, и создается перечень групп с перечислениемсоставляющих их идей в логическом порядке значимости;
– составляетсязаписка (доклад), представляющая собой тезисы-вопросы для последующего этапа(деструкции). Опыт показывает, что если представить экспертам для деструкциипросто развернутую записку (доклад), то повышается риск отвлечения их вниманияв сторону от обсуждаемых вопросов.
5. Деструкция идей ивыдвижение контр идей (желательно на одном и том же задании группы). Обсуждениепроводится так же, как и на этапе «мозговой атаки», с той лишь разницей, чтопри деструкции от экспертов требуется возможно более смелая, последовательная иисчерпывающая критика поочередно каждого выдвинутого положения (в порядкеочередности выдвигаемых положений, а не выступающих). При выработке новыхоценок процедура «мозговой атаки» повторяется полностью. Результатом данногоэтапа являются материалы для дальнейшего уточнения содержания проблемнойзаписки.
6. Подведение итоговэкспертизы: составляется систематический перечень всех критических замечаний,полученных на этапе деструкции, сводный список не опровергнутый критическимизамечаниями.
Использование этого методапозволяет уточнить и систематизировать экспертные оценки социальных целейисследуемого объекта, необходимые для разработки проблемно-целевой модели, котораяможет выступать в роли исходной (базовой) модели прогноза социального явлений.
2.2Моделирование демографических процессов
Общая характеристикадемографических моделей.
Для анализа и прогнозаразвития состояния человеческого общества (населения) используютдемографические модели. Основными количественными характеристиками развитиянаселения являются его количество, разделение по половозрастному составу и типвоспроизводства. Под типом воспроизводства демографы понимают соотношениепоказателей рождаемости, брачности и смертности в обществе и уровеньсоциального контроля над этими показателями. Существует несколько подходов кразделению обществ по типам воспроизводства.
Согласно общейклассической концепции1 выделяются два основных типа воспроизводстванаселения.
Первый тип (к немупринадлежит большинство развивающихся государств с высокой рождаемостью исмертностью и низкой ожидаемой продолжительностью жизни) отличается оченьвысокой долей в населении в целом детских возрастов (0—14 лет) и небольшим процентомлиц пожилого возраста (65 лет и старше).
Ко второму типу относятсястраны, имеющие невысокую рождаемость, низкую смертность и большую ожидаемуюпродолжительность жизни. Для этих стран в структуре населения характерныпониженная доля детей и высокий процент пожилых людей.
Ряд авторовпридерживается другой классификации типов воспроизводства населения. Например,А. Ландри выделяет три тина воспроизводства населения, присущих соответственно:присваивающей (или архаичной) экономике, аграрному и индустриальному обществу.Каждый тип отличается характером социального контроля над показателямивоспроизводства: от архаичного уровня, зависящего от естественного отбора, дополного контроля пал рождаемостью и снижения смертности за счет повышенияуровня жизни и затрат на здравоохранение в индустриальном обществе.
Показателивоспроизводства используются в демографических моделях в качестве эндогенных.Экзогенные переменные определяются вне модели. Они могут быть как демографическими(длительность пребывания в данном демографическом состоянии
возраст вступления вбрак, длительность пребывания в браке, возраст родителей при рождении детей ит.д.), так и недемографическими (биологическими,социально-психологическими, экономическими и т.п.). Экзогенными переменными демографическихмоделей чаще всего являются переменные, полученные из данных официальнойстатистики.
Система соотношений междуэндогенными и экзогенными переменными в демографических моделях можетнепосредственно вытекать из смысла переменных и представлять собой результаткачественного анализа объекта моделирования; отражать некоторый содержательныйвывод о характере протекания демографических процессов или являться результатоманализа методами математической статистики (регрессии, корреляции, факторногоанализа и др.).
Наряду с чистодемографическими большое распространение получили демоэкопомические модели, устанавливающиевзаимосвязь роста населения и экономического роста.
В зависимости от типамодели система соотношений между ее переменными задастся в виде системматематических уравнений, числовых таблиц или правил, по которым однипеременные определяются на основе других.
Придав переменным моделиконкретные числовые значения, соответствующие определенному населению нанекотором этапе его развития, получают модель конкретного населения. Модели,значения переменных которых отражают закономерности не какого-либоопределенного населения, а любого населения либо населения с некоторымиустановившимися свойствами, являются типовыми. Примером типовых моделейявляются типовые демографические таблицы рождаемости и смертности.
Различают демографическиемакромодели, описывающие демографические процессы на уровне всегонаселения или отдельных его частей (модели распределений), и микромодели, отражающиедемографические процессы на уровне индивида или семьи через последовательностьдемографических процессов в его жизни или в жизни других демографических единиц(модели состояний). Макромодели описываются распределением индивидов всоответствии с заданным набором демографических признаков. Микромоделихарактеризуются демографическим состоянием отдельного индивида (вступление вбрак, рождение детей, смерть одного из супругов и т.д.).
Модели воспроизводстванаселения.
 Для анализа ипрогнозирования половозрастного состава населения используют людей воспроизводстванаселения в непрерывном и дискретном видах. Непрерывные модели служатдля анализа общих закономерностей динамики развития населения, дискретные (чашес годовым временным интервалом) — для практических расчетов.
Простейшие моделивоспроизводства населения — модели роста — рассматривают население в целом.
Таблицы рождаемостистроятся на общих, специальных и частных коэффициентах рождаемости в промилле(в тысячных долях) за определенный отрезок времени. Общие коэффициенты определяютчисло рождений по отношению к обшей численности населения, специальные иллюстрируютчисло рождений отдельно по женщинам и мужчинам репродуктивного возраста, частныекоэффициенты определяют число рождений у отдельных репродуктивных группнаселения и накопленное число рождений у женщин, достигших определенноговозраста (кумулятивный коэффициент).
Таблица коэффициентарождаемости Возрастной интервал в годах Коэффициент рождений в возрастном интервале Кумулятивный коэффициент рождений 15-19 175 175 20-24 494 669 25-29 294 963 30-34 152 1115 35-39 61 1176 40-44 13 1189 45-49 1 1190
К моделям, учитывающимполовозрастную структуру населения, относятся дискретные матричные моделивоспроизводства населения и интегральное уравнение воспроизводстванаселения (непрерывная модель).
Эти модели основываютсяна следующих трех принципах:
Все население разбиваетсяна группы по половому и возрастному отличию (используются данные переписейнаселения).
Переход совокупностииндивидов в следующую возрастную группу осуществляется с некоторымкоэффициентом, равным вероятности дожития до следующей возрастной категории.
Число рождений считаетсякак сумма рождений в каждой репродуктивной возрастной группе.
За основу моделейпринимают изменение возрастного состава женской части населения. Данные помужской части населения рассчитываются как вторичные, исходя из соотношенийженского и мужского населения.
Матричные моделивоспроизводства населения строятся на основе демографических таблиц смертностии рождаемости. Таблицы составляются по данным переписи населения и статистикиЗАГСов и представляют собой систему коэффициентов, определяющих динамикудемографического состояния населения.
 
2.3 Примернаямодель социальной адаптации
 
Примерная модельсоциальной реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации
Цель – организациясоциальной помощи пострадавших на базе существующих социальных учреждений
Задачи –консультирование и решение социально-экономических правовых проблем оказаниемедико-социальной социально психологической поддержки оздоровление иреабилитация Представляется возможным создание специальных служб отделенийсоциальной поддержки пострадавших без привлечения дополнительных средств – набазе центров социального обслуживания за счет пересмотра штатного расписания. Анализпоказывает что, несмотря на общие тенденции, социальная реабилитация населениина радиоактивно загрязненных территориях должна проводиться с учетом внешних ивнутренних факторов. Для этого необходимо разделить всех граждан на несколькогрупп по степени риска и возрасту – переселенцы ликвидаторы дети молодежьнаселение трудоспособного возраста пенсионеры.
В особую группувыделить семьи переселенцев и ликвидаторов последствий радиационных аварий.Целесообразность этого образования обусловлена тем, что переселенцы ликвидаторыотносятся к группе риска и по закону имеют особый статус. В отдельную группутак же следует выделить детей подвергшихся радиационному воздействию вдошкольном возрасте. специалисты считают эту группу кризисной по критическиммедицинским показаниям. Технологии социальной работы с пострадавшими могутосновываться и на работе с семьями. в этом случае объектом наблюдения помощи иреабилитации должны стать семьи ликвидаторов переселенцев и проживающего наданной территории населения со времени аварии. Как подтверждают исследованияэти категории населения пережили стресс и находятся в кризисной психологическойситуации длительное время. Следовательно, особо нуждаются в социально-социальнопсихологической поддержке и реабилитации. Понимание этого обстоятельствапозволяет социальным работникам искать альтернативные пути реабилитациипострадавши. Основой методики социальной работы должны стать какпреемственность и интегративность всех видов помощи клиентам, так и иновационость.Кроме социальной работы по общепринятым направлениям потребуется консультации ипомощь психолога психотерапевта юриста знакомых, со спецификой обслуживаниянаселения подвергшегося воздействию радиации. Помощь может оказатьсянепосредственно в центре и выездными профилактическими бригадами напроизводстве в учреждениях школах. Результативными является организация работытелефона доверия консультаций по письму. Внедрение различных форм патронажакризисных семей. Таким образом, в центре создаются все условия для социальнойзащиты и осуществления мер по реабилитации пострадавших. Для созданияинформационного банка данных социального паспорта для дальнейших исследований ианализа ситуации сложившейся в среде пострадавших потребуется организацияработы специальных отделений анализа и прогноза. В их функции будут входитьследующие обязанности: регулярное наблюдение за ситуацией создание банка данных(медицинские социальные регистры) организация приемов население по меступроживания профессиональными психологами юристами социальными работникамипроведение ликбеза по радиоэкологии обеспечение постоянно действующей курсовойподготовки для социальных работников, разработка специальных программ посоциальной реабилитации населения прогноз ситуации на базе мониторинговыхисследований. После апробации и внедрения модели социальной зашиты иреабилитации пострадавших следует ее транспортировать для оказания адреснойсемейной помощи населению, проживающему на загрязненных территориях иликвидаторам.
 

Списокиспользуемых источников
 
1. Бестужев-Лада И.В. Поисковоесоциальное прогнозирование. М., 1984.
2. Бестужев-Лада И.В. Нормативноесоциальное прогнозирование. М., 1993.
3. Лекции по технологии социальнойработы. В 3-х частях. /Под ред. Е.И.Холостовой. Ч. I. М.: Социально-технологическийинститут. 1998.
4. Социальное прогнозирование имоделирование. М., 1995.
5. Социальные технологии: Толковыйсловарь. /Отв. ред. В.Н.Иванов. Белгород, 1995.
6. Технология социальной работы. Ч.I.Учебное пособие для вузов (материалы для практических занятий). /Под ред.П.Я.Циткилова. Новочеркасск — Ростов н/Д, 1998.
7. Теория и методика социальной работы.Ч.II. М., 1994.
8. Социальные конфликты: экспертиза,прогнозирование, технология решения. М., 1992.
9. Виноградов В.Н., Гончарук С.А… Законыобщества и научное предвидение. М., 1972.
10. Теория прогнозирования и принятиярешений: Учебное пособие для вузов. /Под ред. С.А.Саркисян. М., 1977.
11. Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальноепрогнозирование. М., 1984.
12. Рабочая книга по прогнозированию.М., 1982.
13. Бестужев-Лада И.В. Прогнозноеобоснование социальных нововведений. М., 1993.
14. Добров Г.М. Прогнозирование науки итехники. М., 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.