Социальный портретсовременного студента по результатам различных социологических исследований
Введение
По мнениюотечественных и западных ученых образование сегодня становится товаром, чтоопределенным образом влияет на представления людей об учебе в высшем учебномзаведении, правах собственности и передачи знания, о подлинной роли гражданствав современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, спомощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество вцелом двигаться по пути прогресса. Сегодня для всех очевидно: образование можетчрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этимивозможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущееобщества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.
Какие онисегодняшние студенты?
За последниегоды студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди сталижить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» — это словесноевыражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть,поспать и т.д. Причем пищевой — первый. Вот такая проблема.
Современныестуденты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.
Одна третьстудентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всемнеобходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концуучебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся частьстудентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончанияучебного заведения.
Из этойпроблемы вытекают достаточно глобальные последствия.
Корпоративныесвязи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и впервую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.
Раньше этобыла не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсыавторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в оченьслабой степени, и даже учеба для современного студента — это полдела, поэтому исоциальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоитпроблема заработка.
Ноувлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человекникогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познаниюнового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он сталэрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо зналиклассику, то сейчас — нет. Но незнание классических произведений они восполняютдругим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студентапоявился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета.Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Новсе равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что уних столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выборакаждого из них.
Время учебы ввузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, которыйотличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертойнравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивовповедения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере встарших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,инициатива, умение совлаадеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам(цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)
Социальный портрет современного студента по результатам различныхсоциологических исследований
Средиразличных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило,выделяют три. Это: 1) профессионально-познавательный мотив (в основе котороголежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям,специфичным для будущей профессии); 2) мотив получения диплома о высшемобразовании (как стремление к определенному статусу в обществе); и 3) мотивмежличностного общения (в основе которого находится потребность общения с«единомышленниками» — кругом людей, объединенных общими интересами ипрофессиональной направленностью).
В одном изисследований социальный портрет современного студента описывается следующимобразом. Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количествомсайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем всети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшейпопулярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте».Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными.Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успеватьвезде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают,что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым,помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать вжизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.
Порезультатам опроса преподавателей: По-мнению преподавателей современныйстудент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный,энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, истарательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные,умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, ноне в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальнымиучениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только своизнания, но и любовь к предмету.
Приведенныениже данные социологических исследований позволяют дать характеристикусовременного студента, выделить наиболее типичные черты его социальногопортрета.
На вопрос«Что для Вас в жизни самое главное?» Получены ответы: семья – 48,7%, любовь –38,6%, здоровье – 35,4%, работа – 30,3%, образование – 28,4%, уважение окружающих– 15%, творчество – 14,5%, дети – 13,4%.
По даннымопроса студенты больше всего ценят: порядочность – 59,5%, чувство собственногодостоинства – 57,2%, понимание – 44,1%, доброту – 42,1%, независимость – 41,6%,свободу – 36,6%. А больше всего ненавидят: предательство – 80,9%, жестокость –49,2%, ложь – 46,1%, жадность – 33,8%, невежество – 23,1%.
На вопрос«Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?»студенты дали следующие ответы: наркомания – 60,8%, трудоустройство – 49,6%,преступность – 36,7%, пьянство – 24,1%, получение образования – 20,8%,невозможность обрести материальную независимость – 19,8%.
Считаютнаиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство,трудолюбие, интересную работу – 63,9%, хорошее образование – 46,8%, «богатые»родители и связи – 25,5%, везение – 10,8%, способности – 9,4%. Студенты явнонедооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждыйчетвертый надеется на богатых родителей и связи.
Угрозабезработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждается– 52,8%.
Актуальнымипроблемами в социально-культурной сфере студенты считают: финансирование – 70%,подготовка кадров – 50%, оказание платных услуг – 30%, оплата труда – 40%,заинтересованность – 30%, сохранение культурного наследия – 20%, недостаточноевлияние государства на развитие отрасли – 20%, сокращение учреждений культуры –10%, внедрение новых технологий – 10%, качество услуг – 10%.
Пути решениясовременных социально-культурных проблем студенты видят в привлечениивнебюджетных средств – 70%, качественная подготовка кадров – 70%, доступностьпредставляемых услуг – 30%, совершенствование законодательно-правовой базы –20%, государственная поддержка культуры – 20%, возрождение традиций и обычаев –10%, реклама – 10%.
Кпервостепенным ценностям современное студенчество вуза относит: карьера – 80%,здоровье – 60%, материальные блага – 50%, семья – 50%, образование – 50%,духовное развитие – 50%, самореализация – 50%, моральная устойчивость – 40%,честность – 10%, любовь – 10%.
Негативнымикачествами личности студенты считают: необразованность – 30%, лживость,наглость, инфальтильность, лень, неумение работать – 20% (каждая позиция),предательство, заносчивость, притворство, меркальтивность, доверчивость,зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию – по 10%,соответственно каждая позиция.
Проведенныйсоциологический опрос среди студентов показал, что «портрет современногостудента» им представляется как (основные положительные черты): активный, общительный,приветливый – 100% (каждая позиция), внимательный – 80%, ответственный,легкообучаемый – 70%, пунктуальный и вежливый – 60%, аккуратный – 50%,корректный и отзывчивый – 40%.
К негативнымкачествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли:неответственный и неаккуратный – 50%, неорганизованный, неусидчивый иневнимательный – 40%, некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно – 30%.
Характеризуя«Современный портрет педагога» к его позитивным качествам студенты относят:профессионализм, образованность, коммуникабельность – 100%, справедливость –90%, компетентность – 80%, вежливость – 70%, активность, доброжелательность,убедительность, общительность, уравновешенность, отзывчивость – 60% (каждаяпозиция), требовательность, терпеливость, организованность – 50%,жизнерадостность, трудолюбие, внимательность, оптимизм, любовь к работе,чувство юмора, корректность, умение выслушать – 20%, энтузиазм, приветливость –30%.
Основныминегативными качествами современного педагога студенты считают:непрофессионализм, необразованность, неумение управлять аудиторией – 70%,безответственность, агрессивность, грубость в общении, ленивость, пассивность,деспотичность – 60%, некоммуникабельность, безразличность, хитрость,замкнутость – 50%, вспыльчивость, неопрятность, неорганизованность,некорректность, равнодушие, строгость, нервозность – 40%, невнимательность,неотзывчивость, несправедливость – 30%, невежливость, меланхоличность – 20%.
Заключение
Думается, чтоприведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишьподтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся впоследние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий емутворческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российскимидеалам гуманизма, культуры, образования и науки.
Сегодня,когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и местев нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированногоотношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государствастановится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимыхинтересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческойцивилизации.
Такимобразом, без коренной трансформации системы отечественного образования,очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен винтеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление вобщественное сознание.
Список литературы
1. Белл, Д. Грядущеепостиндустриальное общество / Д. Белл. – М.: Академия, 1999.
2. Епифанова С. Формированиеучебной мотивации // Высшее образование в России. –2000.– №3. – С.1006-1007.
3. Карпенко М., Кибакин М.,Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшееобразование в России – 2000. – №3. – С.99-1005.
4. Кораблева, Г.Б. Профессияи социологический аспект связи / Г.Б. Кораблева. – Екатеринбург: Изд-воУрал.гос. проф.-пед. Университет, 2005.
5. Плотинский, Ю.М. Моделисоциальных систем и современность / Ю.М. Плотинский //
6. Система образованияСвердловской области в 90-е годы: Риски развития /под ред. Е.С. Баразговой.-Екатеринбург: Уральское издательство, 2004.