Реферат по предмету "Социология"


Социальные роли и ценностные ориентации

Оглавление
Введение. 2
1. Социальная рольличности. 3
2. Понятиеценностей. 11
3. Виды ценностей. 12
Заключение. 16
Библиографическийсписок. 17 
Введение
Мирчеловека — это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е.вещи, имеющие высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую частьэтого слова: ценности — это то, что дорого для человека. То, что имеет для негозначение. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные илиидеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные,устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. отом, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планамчеловека (или группы людей, общества).
Ценность— это не природное свойство чего-то — внешнего предмета, события или явления; вценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно,отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимогодля человека.
Всвоем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех илииных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценностиопределяют его «систему координат» — систему ценностных ориентации. Аценностные ориентации, как показывают данные современной философскойантропологии и психологии, представляют собой одну из важнейших потребностейчеловека.
Ценностьчего-то для человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет,событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности иинтересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека.
Вреальной жизнедеятельности личность проявляется в различных социальных ролях,которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данныйчеловек.
1. Социальная роль личности
Влюбом способе взаимодействия различных людей, каждый из индивидов, включенных втакое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуациикаждый из нас выполняет определенную роль: профессор, студент, друг, женщина,муж, брат, отец, покупатель, пассажир, футбольный болельщик, игрок в волейбол ит.п. Каждая из этих ролей включает в себя свой «сценарий», который мыпроигрываем во взаимодействии с другими людьми. Некоторые роли чащевостребованы, а некоторые — более важны, чем другие. Фактически почти каждыйюноша или мужчина считается достаточно компетентным, чтобы выполнять роль другаили супруга, но, конечно, не каждый в состоянии выполнить роль математика,шахматного гроссмейстера или поп-звезды. Роль, которая считается болеенеобходимой, более важной или более популярной, приносит ее исполнителю большеевознаграждение, чем роли, оцениваемые обществом как менее важные.
Человекв своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну,а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнятьтакие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, консультантгосударственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научныхстатей и книг и т.п. Каждая роль, выполняемая им, требует определенногосодержания деятельности, манеры поведения и общения с людьми, каждаясопровождается определенными ожиданиями к ней со стороны других людей.
Впервыеопределение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как егофункцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себяв определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения,которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять поотношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица поотношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к такимситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжениидлительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствахустоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы,соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можноопределить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемыхсоциальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенныестатусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются вконкретных социальных нормах[3, с.64].
Следовательно,социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом),занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества,выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способаповедения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли,выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой еголичности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смыслеобъективно-необходимого характера. А это означает, что социальные роли,выполняемые людьми в их взаимодействиях друг с другом, персонифицируютгосподствующие общественные отношения, являются социально обусловленными.
Посколькучеловек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей,ассоциируемых со свойственным ему социальным статусом, Р. Мертон ввел всоциологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей,характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однаколюбая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться тольково взаимодействии (реальном или мысленном) с другими людьми. Поэтому, отмечалвыдающийся российско-американский социолог П. Сорокин, вне драмы не может бытьроли: ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни делализолированный индивид, никакое из его действий не представляет собойсоциального явления. Роль может стать социальной лишь при наличии матрицы. Атакой социальной матрицей может быть только социально значимое взаимодействиедвух или более индивидов.
Еслиисходить из матричного понимания значимости социальных ролей, то в ихфункционировании следует выделить три основных блока:
1) представляемая роль — системаопределенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированная на субъектыролевого поведения;
2) субъективно воспринимаемая роль — совокупность тех специфических экспектаций (ожиданий), которые приписываетсамому себе человек, обладающий определенным статусом, т.е. его субъективноепредставление о том, как он должен поступать во взаимодействии с лицами другихсоциальных статусов;
3) играемая роль — реальное,воплощаемое в конкретных поступках поведение данной личности, обладающей этимстатусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковымстатусом. Именно этот третий блок ролевой структуры представляет из себяобъективирование во вне — в поступках, действиях и т.п. осуществляемойиндивидом роли, ее поведенческую реализацию.
Выдающийсяамериканский социолог Т. Парсонс[4, с.469] утверждал, что каждое действующеелицо (актор) нацелено на получение максимального удовлетворения от совершаемогодействия и его результата, и если это достигается во взаимодействии с другимдействующим лицом, то первый будет стремиться к продолжению действия. Такимобразом, каждый индивид приходит к ожиданию определенных действий от другихлюдей в определенных ситуациях. Из этих ожиданий (экспектаций) возникаютсоциальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гарантироватьжелаемый характер ответных реакций. Все это создает систему «ролевыхстатусов», каждому из которых предписывается определенное ожидаемоеповедение, а также поощрение и наказание за соответствие или несоответствиеповедения данным ожиданиям. Поэтому социальная роль мыслится Т. Парсонсом непросто как сектор конкретной системы действий данного индивида, но как именнотакой сектор в той мере, в какой он одновременно и подчинен определеннойсовокупности нормативных экспектаций на уровне социальной системы, и связан ссовокупностью отношений с другими исполнителями такого типа, что вместе онисоставляют коллектив.
Вцентре внимания социологического анализа, согласно Т. Парсонсу, находитсясочленение между нормативными системами, в то время как роли являютсякомпонентами более «удаленными» по направлению и личностным системам, аценности (нормы) — компонентами, более «удаленными» в сторону культурныхсистем.
Процессусвоения индивидом социальных ролей, осуществляющийся в ходе социализацииличности, включает в себя, считает Т. Парсонс, три основных компонента. Первыйиз них заключается в интернализации (т.е. в глубоком внутреннем усвоении)индивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества иданной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторымкомпонентом этого процесса является предоставление обществом индивидублагоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемымиему (или избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку индивидвзаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием ихсолидарности является соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащихуровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.
Т.Парсонс считал, что именно в процессе социального взаимодействия возникают иреализуются социальные роли индивидов. А совокупность таких взаимодействий, впроцессе которых индивиды выполняют определенные социальные роли, являетсяживой, динамичной, развивающейся тканью социальной системы. Поэтому «всоциальной системе, — подчеркивал он, — минимальной единицей является рольучаствующего индивидуального деятеля (или, если угодно, статус — роль), аминимальное отношение представляет собой стандартизированное взаимодействие,когда каждый участник функционирует как деятель, в той или иной мереориентируясь на других, и наоборот, каждый является объектом для всехостальных. Единицами социальных систем более высокого порядка являютсяколлективы, т.е. организованные системы действия, характеризующиеся исполнениемролей множеством человеческих индивидов» [4, с.480].
Ролевыевзаимозависимости индивидов создают, по утверждению известного немецкогосоциолога Н. Лумана, специфические «сети отношений»[1, с.265], в которыхиндивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другиероли. Любой авторитет, считает он, основывается на ролевых связках. Онограничен и уравновешен тем, кем может быть и чего может достичь носитель авторитетав других взаимодействиях. Именно взаимность, симметричность различных ролейпридает системе интеракций (взаимодействий) собственный специфический смысл,создавая условия для возникновения партнерства.
Вреализации идеи партнерства, как установил американский социолог И. Гоффман,возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Рольопределяет, как человек будет (должен) себя вести, если станет соблюдать вопределенной ситуации определенные правила. А исполнение роли — это «реальное поведениечеловека в определенной ситуации»[1, с.266], которое может отличаться, поройсущественно, от предписанной роли. Мы часто выходим за рамки роли или играем еене полностью. Более того, мы иногда выполняем наши роли неубедительно,некомпетентно и даже вызывающе, выходя за рамки жизненного «сценария». Роли вжизни, согласно И. Гоффману, бывают сценическими и закулисными. Официанты вресторане, например, играют сценические роли перед посетителями, но болеерасслабленно и естественно ведут себя на кухне, где их видят только повара идругие официанты. Профессор ведет себя по-разному, болтая со студентами в холлеили выступая перед ними с лекцией в аудитории.
Какбы то ни было, человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнениемсвоей роли, ибо такое пренебрежение в реальной жизни способно привести к утратедрузей, работы, семьи и даже свободы.
Социальныепо своему происхождению и характеру требования роли становятся структурнымикомпонентами человеческой личности в процессе ее социализации и интериоризации(глубокого внутреннего усвоения) ею норм и правил, характеризующих содержание исущность данной социальной роли. Интериоризировать определенную роль,интегрировать ее в свой поведенческий блок, — значит придать ей собственную,индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение ксоциальной позиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. Входе интериоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются вее поведении, проходя сквозь призму личностных установок, убеждений, принципов,идеалов. Именно через социальную роль, через усвоение и воплощение в своихпоступках, в своей деятельности правил и норм, индивид включается всвойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, если статусхарактеризует включенность личности в социальную структуру общества, тосоциальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меруиндивидуального культурного развития данного человека.
Внормативной структуре социальной роли могут быть выделены четыре основныхэлемента:
1) описание того типа поведения,которое требуется социальным окружением от лица в данной роли;
2) ожидания, предписания, требования,которые предъявляются окружающими данному лицу в связи с подобным поведением;
3) оценка окружающими людьми случаевхорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;
4) санкции за благоприятные инеблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к даннойсоциальной роли (поощрение, вознаграждение, наказание и др.).
Взависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативнойструктуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях: ролидолжного (обязательного), желательного и возможного поведения. Ролевыенормативы, которые мотивируют возможное поведение, обеспечиваются прежде всегопозитивными санкциями — добровольное исполнение обязанностей по отношению ктем, кто нуждается в помощи, влечет, к примеру, общественное одобрение,повышение престижа и т.п. Нормы ролей, воплощающие желательное поведение, обеспечиваютсякак позитивными, так и негативными санкциями в виде поощрения, вознаграждения,наработки общественного авторитета либо в виде осуждения, наказания и т.д.Соблюдение же обязательных нормативных требований социальной ролиобеспечивается чаще всего санкциями негативного характера в форме осуждения всоответствии с нормами права, господствующими в обществе, через деятельностьсуда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов.
Придостаточной степени интегрированности роли в поведенческий блок личности,приводящей к соответствию социальных ожиданий, требований, предписаний состороны общества к личности и субъективных представлений самой этой личности,ее взаимодействие с другими участниками социального процесса протекает безконфликтов. Однако между поведенческим и другими блоками ролевой структурывозможны более или менее существенные расхождения, которые приводят квозникновению внутриличностных, межличностных, внутригрупповых и прочихконфликтов, в том числе специфических ролевых конфликтов. Р. Мертон назвалролевым конфликтом такую ситуацию, при которой человек сталкивается спротиворечивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Например,подростки могут оказаться в ситуации ролевого конфликта в том случае, когда имприходится иметь дело с противоположно направленными ожиданиями их родителей исверстников. Ролевой конфликт может возникнуть и в том случае, когдаруководящий работник вынужден вести себя по-разному со своими начальниками иподчиненными. Р. Мертон утверждает, что существует несколько способовпреодоления ролевого конфликта[5, с.249]. Один из них заключается в том, чтонекоторые роли признаются более важными, чем другие, и их выполнению придаетсяприоритетное значение. Иногда очень эффективным способом, помогающим разрешитьролевой конфликт, когда, скажем, работник предприятия или фирмы «разрывается»между несовпадающими требованиями работы и семьи, является шутка, помогающаясмягчить или даже устранить назревающую конфликтную ситуацию.
Социальныероли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человекас другими людьми. Но само социальное взаимодействие становится возможным иэффективным только тогда, когда взаимодействующие индивиды правильновоспринимают и оценивают роли друг друга. Этот процесс американский психолог Т.Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли, отмечает он, — сложный процесс,включающий в себя восприятие жестов, замещающую идентификацию с другимчеловеком и проекцию на него своих собственных тенденций поведения[7, с.86]. Этозначит, что способность человека эффективно участвовать в согласованныхдействиях зависит от его способности становится в воображении различнымилюдьми. А все это обусловлено индивидуальным опытом и культурой личности,выполняющим важные конструктивные функции в формировании социальных ролей и вих осуществлении, в реализации их в конкретной жизнедеятельности человека вовзаимодействии с другими людьми, когда поведение каждого обеспечивается,изменяется регулируется фактом участия других людей.

/>/>2.Понятие ценностей
Человекживет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеипо-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека — это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е. вещи,имеющие высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую часть этогослова: ценности — это то, что дорого для человека. То, что имеет для негозначение. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные илиидеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные,устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. отом, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планамчеловека (или группы людей, общества).
Вценности чего-то или кого-то для человека отражается его отношение к чему-тоили кому-то. Для кого-то значим детектив как таковой, тем более отличносделанный; другому до детективов нет дела, но он берет читать очередную шумнуюновинку, потому что ему интересно, чем увлечен в этом сезоне массовый читатель,или он просто хочет не отставать от моды или выглядеть осведомленным влитературных новинках. Эти различные позиции обнаруживаются по поводу однойвещи, в данном случае детектива. Ценность — это не природное свойство чего-то —внешнего предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивидак предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляетсяпризнание этого чего-то как важного, значимого для человека.
Всвоем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех илииных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценностиопределяют его «систему координат» — систему ценностных ориентаций. А ценностныеориентации, как показывают данные современной философской антропологии ипсихологии, представляют собой одну из важнейших потребностей человека.
Ценностьчего-то для человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет,событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности иинтересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека. 3. Видыценностей
Деятельностьчеловека можно условно разделить на два вида. С одной стороны, это активностьпо выживанию в узком и широком смыслах слова (добывание пищи, устроение жилища,вынужденная работа за плату, обеспечение бытовых каждодневных нужд). С другой —свободная реализация себя, обретение и утверждение смысла за пределамивынужденной работы (игра, творчество, религия). Таковы различия не в предметедеятельности, а в отношении к ней.
Известнаяистория рассказывает, как на большой стройке работников, возивших в тележкахтяжелые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь,я таскаю камни...». Другой объяснил: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи».Третий воскликнул: «Я строю Собор Парижской Богоматери!» [1, с.168]
Ценностиразличаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность,красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — наположительные и отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подвластность, безопасность — опасность, красота — безобразие,истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности принятоотносить к практическим, другие — к духовным. Ценности также принято разделятьна высшие и низменные. Речь не идет, конечно, о том, что положительные ценности- возвышенны, а отрицательные — низменны. Положительность и отрицательностьопределяется тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека илинет. Для деления же ценностей на высшие и низшие необходим иной критерий.Различение возвышенного и низменного, духовного и плотского при кажущейсяочевидности этих слов в обычной речи отнюдь не однозначно.
Одиниз возможных подходов к такому делению мы находим у Аристотеля — в его учении облагах. Благом, говорит Аристотель, называют то, к чему все стремятся. Но кодним вещам люди стремятся ради них самих, к другим — как к средствам дляпервых. Продолжая рассуждение Аристотеля, можно указать на то, что нечтопривлекает и интересует людей как представителей какой-то профессии иликакого-то сообщества, или как проживающих в определенной местности, или какимеющих некое хобби и т.д. Что-то интересно детям, что-то взрослым, что-то —мужчинам, что-то — женщинам. Однако должно быть что-то, что ценно для человекакак такового независимо от половых, возрастных, профессиональных, социальных,религиозных, культурных и прочих различий. Не потому, что это что-то интересновозможно наибольшему числу людей, а потому, что это что-то не зависит отчастных ситуаций и индивидуального стечения обстоятельств. То, что ценно длячеловека как такового вообще и отвечает его назначению, Аристотель называлвысшим благом.
Исходяиз того, что разумность является специфическим свойством человека, отличающимего от растений и животных, Аристотель считал, что высшее благо для человеказаключается в разумной деятельности души. Все остальное имеет смысл и ценностьв отношении к этому высшему благу. Высшее благо — безусловно, т.е. абсолютно иуниверсально. Это утверждение можно смягчить в духе нашего времени: в рамкахопределенной системы ценностей высшая ценность мыслится как бы безусловной,т.е. абсолютной (не зависящей от преходящих обстоятельств) и универсальной(должной быть принятой каждой личностью). В современной аксиологии и этикевысшее благо называют идеалом.
Методологическиблизкий к аристотелевскому подходу, но содержательно существенно отличающийсяот него подход к пониманию ценностей предлагается в том направлении современнойфилософской антропологии, которое развивается в русле психоаналитическойфилософии. Рассмотрим его на примере учения Э. Фромма. Фромм исходит не изпредполагаемого предназначения человека, а из характера его существования. Вотличие от животного, которое не обладает разумом, является частью природы иживет в гармонии с ней, — человек, будучи частью природы, эмансипирован от нееи стоит вне ее, он наделен разумом, понимает свое бессилие, границы своегосуществования, свою смертность. Но человек — духовное существо, а значитспособен выходить за рамки самого себя, определять себя в ином, т.е.трансцендироватъся (от лат. transcendes — выходящий за пределы). Человек рождается из единства (единства сприродой, другими людьми), но живет в мире внутренне обособленном. Человекрождается из единства не только в том смысле, что он исторически выходит изгармоничного природного состояния. Каждый индивид рождается из единства —утробного и младенческого единства с матерью. Младенческое существованиеорганично, бессознательно и безмятежно — таков изначальный, актуальнонеосознаваемый, бессознательный, но существенный опыт каждого индивида. Раннеесознание не знает трагичности, обособленности, безысходности, первые росткикоторых пробиваются лишь в отрочестве.
Надосказать, этот опыт принципиально возможен в той мере, в какой он обеспеченуникальной деятельностью — материнством. К сожалению, реальное материнствоможет быть и ущербным, и отклоняющимся. Но как социально-культурный (т.е.отраженный в представлениях и нормах) опыт материнство представляет собойотношение абсолютного бескорыстия и самоотверженной заботы. По логике своейроли мать стремится к тому, чтобы стать ненужной: ведь ее любовь и забота имеютцелью подготовить ребенка к взрослой жизни и, стало быть, к независимости отэтой (такой) заботы. Такое отношение матери (или того человека, который,возможно, заменяет реальную мать: отца, няни, приемных родителей и т.д.)воспринимается младенцем как ожидаемое отношение к нему со стороны любогодругого.
Однаковзросление ребенка опосредствовано ослаблением и разрывом его связей с матерью,семьей (в смысле избавления от необходимости опекающей заботы). Условно говоря,преодолевая связь дитя — мать, индивид обретает сознание, становится личностью.Становящееся сознание — это сознание не-Я, осознание различности Я и Ты. Собособлением, с индивидуализацией усиливается личностное развитие человека. Потребностив слиянии, единении с другими, в идентификации, стремление к стабильности вконтактах с другими, говорит Фромм, суть основные из базовых потребностейчеловека. Развивая эту мысль, следует сказать, что в конечном счете полноеудовлетворение этих базовых потребностей (реально редко осуществимое)воспринимается человеком как высшее благо, или идеал, которым и задаетсяиерархия ценностей.
Другоеобоснование деления ценностей на высшие и низшие мы находим в рамкахрелигиозного мировоззрения. В любой религии конечное предназначение человекаусматривается в приобщении к Богу — обожении, через личное совершенствование испасение. В религиозном мировоззрении Бог выступает как абсолют, а мораль — какодно из средств обретения человеком этого абсолюта.
Вопросразличения высших и низших ценностей — это вопрос духовного содержания жизничеловека. Социальные критерии здесь неприменимы. Социологизаторский подход киерархии ценностей заключается в том, что высшими являются ценности,ориентирующие человека на благо социального целого — группы, сообщества,общества в целом. Отсюда вытекает точка зрения на мораль как инструментподчинения личных интересов общественным, которые считаются более важными, чемличные. Возможные последствия такого мировоззрения были продемонстрированы в XX в., трагедией народов, оказавшихсяпод властью тоталитарных режимов.

Заключение
Итак, социологический анализ выделяетв личности ее социально-типические качества, составляющие в своей совокупностии функционировании целостную, устойчивую и динамически развивающуюся личностнуюсистему. Только такая системность и целостность превращает личность в активнодействующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активнаядеятельность личности в качестве субъекта социальных процессов становитсявозможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами иправилами, стандартами поведения, которые наличествуют в обществе и определяютв решающей степени траекторию развития личности.
Социальнуюроль можно определить и как совокупность ожиданий и требований,предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающимопределенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требованиявоплощаются в конкретных социальных нормах.
Следовательно, социальная роль,возникая в связи с конкретным социальным статусом, выступает вместе с тем вкачестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательногодля данной личности.
В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человекисходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие дляиндивида ценности определяют его «систему координат» — систему ценностныхориентаций. А ценностные ориентации, как показывают данные современнойфилософской антропологии и психологии, представляют собой одну из важнейшихпотребностей человека.

Библиографический список
 
1.      БабосовЕ.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. – Мн.,2002.
2.      Гусейнов,А.А. Этика: Учеб./А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарика, 1998. – 472с.
3.      КонИ.С. Социология личности. – М., 1967.
4.      ПарсонсТ. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль. — М.,1996.
5.      ФроловС.С. Социология. — Гл. 13. — М., 1996.
6.      ШибутаниТ. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей//Социальная психология. — М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат School Violance Essay Research Paper In our
Реферат «практика педиатра»
Реферат Криминология методы и система
Реферат Бюджетное устройство и бюджетная система
Реферат William Cullen BryantS Thanatopsis Essay Research Paper
Реферат Совершенствование системы управления закупками на предприятии ОАО "Новосибирская макаронная фабрика"
Реферат Did Napoleon Betray The Revolution Essay Research
Реферат Методика розвитку зв язного мовлення у дітей дошкільників з вадами мовлення
Реферат Выявление доминирующего стиля управления у руководителей нижнего звена работающих в социальной сфере
Реферат Язык html системы программирования html, особенности языка и реализация системы. Назначение, пр
Реферат Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Реферат Инвестиционный портрет Республики Бурятия
Реферат Судебная реформа 1864 года
Реферат Проектирование технологического потока для изготовления блузки женской из поплина
Реферат Введение в операционные системы