Реферат по предмету "Социология"


Социальные привилегии бомжа, студента и психолога

Оглавление
 
Введение
1. Социальный статус
2. Статусныепривилегии
3. Статусныепочести
4. Статусныепривилегии бомжа
5. Статусныепривилегии студента
6. Статусныепривилегии психолога
Заключение
Список литературы

Введение
Если группурассматривать в качестве субъекта деятельности, то к ее структуре нужноподходить с точки зрения анализа структуры групповой деятельности, включаяанализ функций каждого члена группы.
К структурнымхарактеристикам группы прежде всего следует отнести: различия индивидов вположении, различия в функциях, которые заданы индивиду организацией илигруппой (роли), систему групповых ожиданий, систему групповых норм и, наконец,систему групповых санкций. Зачастую имущественное положение образованногочеловека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо нижеимущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги,занимаясь экономическими аферами, сделками и.т.д. Чей статус социальная позициявыше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого,интересную и дефицитную профессию третьего?
 

1.Социальныйстатус
 
Хотя статус – оченьраспространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этойнауке не достигнуто.
Общее понимание статусасводится к следующим положениям: 1) под статусом подразумевается позицияиндивида в группе или обществе; 2) статус – это социальное положение человека вобществе. Социальное положение – это обобщенная характеристика, охватывающаяпрофессию, экономическое положение, политические возможности, демографическиесвойства человека.
Классическаяформулировка статуса принадлежит американскому социологу Р. Линтону (1930-егг.), который отделил социальный статус от социальной роли, говоря при этом,что статус человек занимает как некую ячейку, а роль необходимо играть. Такжеопределяет статус Н. Смелзер. Таким образом, «статус указывает на позицию,которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств,прописанных законом возможностей или ограничений, признанных публично иподдерживаемых авторитетом общественного мнения».
Статусные привилегии –это то, что отличает один статус от другого. Социальный престиж (уважение,признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретнымстатусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемуюобществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. Статусы в обществеиерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собойоснову стратификации данного общества. Статусныепривилегии могут быть как позитивными, так и негативными. Выделение главногостатуса важно, поскольку он определяет человека социально. Причем не всегда тотстатус, который в качестве главного выделяет общество, совпадает с темстатусом, который выделяет для себя человек. Однако люди воспринимают другдруга в зависимости от их статусного положения. Так, в ходе одного исследованияэтой проблемы в нескольких группах студентов представляли одного и того жечеловека в качестве: в первой – студента, во второй – лаборанта, в третьей –аспиранта, в четвертой – преподавателя и т.д. Затем студентам каждой из этихгрупп предложили определить его рост. В результате рост этого человека с первойдо последней группы увеличился на 5 дюймов, в то время как рост сопровождавшегоего экспериментатора в глазах студентов не изменился.
Статус как культурныйфеномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами ипривилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человекасоциально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей,адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т. е. психологическогоотождествления себя со своим статусом. Все это – элементы статуса.
В целом, когда идетречь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престижфункций, закрепленных за данным статусом. Социальный престиж статуса играетогромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (вособенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение,сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные членыобщества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенноевлияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я».Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими своего статуса. Этастатусная самооценка как сущностная черта целостной личности имеет две крайности.Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнемувлиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокаясамооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью,уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.
Человек, достигшийвершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, можетоставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится оченьвысоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьмапосредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на негосвысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разныхранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус вовсех группах, к которым он относится.
Несовпадение статусов –это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтомунесовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимаетвысокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанностиодного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнениюобязанностей другого статуса.
Несовпадение статусовпроявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, министрне имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Полицейский не может бытьмафиози. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностнымиобязанностями защитника закона. От банкира никто не ждет, что он станет проситьмилостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена – что он будеткурить или выпивать. Когда подобное происходит, обнаруживается расхождениестатуса и соответствующего ему ролевого поведения.
 
2.Статусныепривилегии
С точки зренияпрактических целей, стратификация по статусам идет рука об руку с монополизациейидеальных и материальных товаров или возможностей. Помимо специфическойстатусной почести, которая всегда основывается на дистанции и исключительности,мы обнаруживаем все разновидности материальной монополии. Почетное выделениеможет состоять в привилегии носить специальный костюм, кушать специальныеблюда, запрещенные для остальных, жестикулировать руками, играть на музыкальныхинструментах, как это делают только профессиональные артисты. Конечно,материальная монополия предоставляет самый эффективный мотив дляисключительности статусной группы, хотя сама по себе она не всегда достаточноеусловие. Решающая роль «стиля жизни» в статусных «почестях» означает, чтостатусные группы выступают специфическими носителями всякого рода«условностей». В какой бы форме это ни выражалось, все «стилизации» жизни либопроистекают из статусных групп, либо поддерживаются ими. Даже если главныестатусные условности разнятся очень сильно, они все равно остаютсяопределенными типичными чертами, особенно среди тех страт, которые считаютсясамыми привилегированными. Говоря достаточно общо, среди привилегированныхстатусных групп существует статусная дисквалификация, направленная противвыполнения физического труда. Дисквалификацией можно назвать переоценкунынешними американцами традиционного подхода к физическому труду. Очень частозанятие рациональной экономической деятельностью, особенно «предпринимательскойдеятельностью», выглядит как дисквалификация статуса. Артистическая илитературная деятельность, если они нацелены на получение дохода, или простосвязаны с тяжелыми физическими усилиями, также рассматриваются как унизительнаяработа. Примером является работа скульптора, если он трудится в своей пыльноймастерской, подобно каменщику, одетый в пыльный халат. Напротив, деятельностьхудожника в студии-салоне и все формы музицирования более подходят образуданной статусной группы.
3.Статусныепочести
В противоположностьклассамстатусные группы являются нормальными сообществами. Правда, вбольшинстве своем они аморфны. В противоположность чисто экономическидетерминированной «классовой ситуации» мы понимаем под «статусной ситуацией»любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминированспецифическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такаяпочесть может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей, и,конечно же, оно тесно связано с классовой ситуацией: классовые различия самымиразнообразными способами связаны со статусными различиями. Собственность кактаковая не всегда признается в качестве статусной характеристики, но в течение времениона проявляла себя таковой, причем с удивительной регулярностью. В экономикесоседской общины очень часто самые зажиточные люди становились вождями, чтоозначает всего лишь проявление к ним уважения. К примеру, в так называемойсовременной чистой демократии, которая означает такой порядок, при которомникто не имеет узаконенных привилегий, случается, что партнера по танцамвыбирают из среды своего же класса. Сообщения об этом поступили из небольшихшведских городов. Однако статусная почесть не обязательно связана с«классовой ситуацией». Напротив, статусная почесть, и это нормальноеположение дел, находится в четкой оппозиции всему, что связано ссобственностью.
И имущие, и неимущиемогут принадлежать к одной и той же статусной группе, и часто это имеет весьманедвусмысленные последствия. Видимое «равенство», создаваемое социальнымоцениванием, с точки зрения долговременной перспективы ненадежно. «Равенство»статусов среди американских «джентльменов», к примеру, выражено тем фактом, чтоза пределами той субординации, которая определена различными функциями«бизнеса», встретившиеся на вечеринке в клубе зaигрой в карты или биллиард «шеф» и его «подчиненный» обращаются друг с другомкак равные. Непризнание того, что люди от рождения имеют равные права,оценивается негативно. Считается отвратительным поступком, когда «шеф» свысокадарит «подчиненного» своей благосклонностью, всячески подчеркивая разницу«позиций». В то же время шеф-немец не боится причинить себе вред, выказав своиистинные чувства. Такова одна из главных причин того, почему в Америке немецкаяформа «дружеского общения между людьми одного круга» не получила тойпопулярности, какую приобрели чисто американские формы клубного общения.
 
4.Социальнаястратификация
Социальнаястратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальноенеравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образужизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенствобыло незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложныхобществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровнюобразования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. В однихобществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; естьобщества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностьюразрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, какимявляется общество — закрытым или открытым.
Термин «стратификация»пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальныеслои (страты) также по вертикали. Основанием служила лестница доходов: беднякизанимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые —верхнюю.
Каждая страта включаеттолько тех людей, кто имеют приблизительно одинаковые доходы, власть,образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами — основноесвойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат.Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:
доход;
власть;
образование;
престиж.
Доход — количестводенежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц,год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий,пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли, которые получаетотдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течениеопределенного периода времени, скажем, одного месяца или года.
Доходы чаще всеготратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются ипревращаются в богатство.
Богатство — накопленныедоходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случаеони называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым(дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Наследство могут получатькак работающие, так и неработающие, а доход — только работающие. Богатые могутработать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками,поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса — не доход, анакопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классовглавным источником существования выступает доход, так как у первого если и естьбогатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяетне трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Богатства и доходыраспределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологиинтерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеютнеравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качествапродукты питания, одежду, жилье и т. д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются,живут в более комфортабельных домах, могут позволить себе дорогой отдых и т. д.Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытыепривилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благамимедицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самыеобщественные школы) и т. д.
Образование измеряетсячислом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, вначальной школе обучаются 4 года, неполной средней — 9 лет, полной средней —11,в колледже — 4 года, университете — 5 лет, аспирантуре — 3 года, докторантуре —3 года.
Власть измеряетсяколичеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение(власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимоот их желания). Решения президента России распространяются на более стамиллионов человек (выполняются ли они — другой вопрос), а решения бригадира —на 7—10 человек.
Суть власти — вспособности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложномобществе власть институционализирована, т.е. охраняется законами и традицией,окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяетпринимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, какправило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем илииным видом власти — политической, экономической или религиозной,— составляютинституционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политикугосударства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.
Три шкалы стратификации— доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения:деньги, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективныйпоказатель.
Престиж — уважение,каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, родзанятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника.Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Всепрофессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можнорасположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило,профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но внекоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощиспециальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различныепрофессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили общественнуюоценку престижности каждого вида труда. Выстроив их в иерархическом порядке ониполучили рейтинг, или шкалу, профессионального престижа. К сожалению, в нашейстране периодических репрезентативных опросов населения о профессиональномпрестиже никогда не проводилось.
Если верхнюю частьшкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю —представители преимущественно физического, малоквалифицированного. У нихнаименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четыремизмерениям стратификации, составляют одну страту.
 
5.Статусныепривилегии бомжа
Различные исследователиотносят к «Низшему классу» (англ. Underclass) —социальныегруппы населения: самых бедных и отверженных членов общества, ущемленный всвоих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятыхнеполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежностиотделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют егоустремлений и успехов.
Основное занятие бомжей— сбор бутылок и изучение свалок и мусорных баков на предмет поиска продуктовпитания и чего-то, что можно продать или использовать в быту. Иногда бомжиграбят приусадебные участки, оставленные без присмотра хозяев. Иногда наносятощутимый вред, собирая цветной металл, срезают провода ЛЭП. «Оседлые» бомжи(живущие у вокзалов, станций метро, рынков и т. п.) часто используются длявыполнения разовой, как правило, грязной и низкоквалифицированной работы.Профессии бомжей
Бутылочники — одна из самых низких социальных ступенейбомжей. Они занимаются сбором и продажей бутылок.
Металлисты — эти бомжи занимаются сбором металлолома и егореализацией.
«Инвалиды» — эти бомжи порой специально себя калечат, азатем стоят на автотрассах либо в подземных переходах, обнажая свои уродства.
Из-застереотипного образа бомжа — грязного нищего бродяги-алкоголика,питающегося на помойках, спящего на земле — слово «бомж» сталовосприниматься как уничижительное для бездомных. Часто у безработногоизменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структурадосуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения вовесь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности —самоуважение и самооценка… К статусной группе “бомжей” большинство населенияотносится с презрением и обращается с ними как с изгоями.
Оказавшись изгоямиобщества, эти люди могут найти сочувствие и понимание без всяких условий иобъяснений только друг у друга.
 
5.Статусныепривилегии студента
Студент как человекопределённого возраста и как личность может характеризоваться с трёх сторон:
1.        спсихологической, которая представляет собой единство психологических процессов,состояний и свойств личности.
2.        ссоциальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемыепринадлежностью студента к определённой социальной группе и т. д.
3.        сбиологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строениеанализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение,черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д.
Характерной чертойнравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивовповедения. Заметно укрепляются такие качества как целеустремлённость,решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владетьсобой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу,любви, верности и др.).
Молодежьявляется социальной группой культурного характера, сущность особенностейкоторой — не в возрасте, а в социализационной неподготовленности, неполнойготовности к культурной, общественной практике. Развитие молодежи имеет цельюпринятие социального опыта, его обновление и подготовку передачи обновленногоопыта последующему поколению. Смысл молодежной активности представляется не каксубкультурный «вызов» или «сопротивление» доминантной культуре, а как процессконструирования себя, своей идентичности. Профессиональное образование концентрируети усиливает социальные процессы, направленные на поддержание культурнойидентичности. С одной стороны, как часть молодежи, студенчество обладаетсоответствующими социально-возрастными характеристиками. При этом оно выступаеткак наиболее образованная ее сила, как носитель интеллектуального потенциала.Студенчество служит резервом пополнения рядов работников умственного труда ипринадлежит к интеллигенции в качестве ее составной части. Именно молодежь,являясь наиболее информированной социальной группой общества, выступая при этомносителем интеллектуального и творческого потенциала, уже сегодня определяетхарактер содержания будущего России. Университет — это статус высшее учебноезаведение, который содержит в себе ожидаемые культурные характеристики. Преждевсего, это обязательство соответствовать содержанию и качеству подготовкивыпускников установленным нормативной конфигурацией требованиям (а также:реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессиональногообразования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);осуществление подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификацииработников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкомуспектру наук; ведущий научный и методический центр в областях своейдеятельности; способствование приобщению к культуре, сообщение аксиоматическихоснований для социально «правильного», нормативного поведения, «повышениеуровня социальной адаптивности личности». В идеале, ценность университетскогообразования как самостоятельного социального феномена, имеющего цельюсоциокультурную, личностную и статусную привлекательность заключается вприобретении «интеллигентности», т. е. способности молодого человека постоянночерпать знания, готовности понимать другого человека и другую культуру.
6.Статусныепривилегии психолога
 
Психолог- ориентирован наумение настраивать людей на позитивное восприятие себя и окружающего мира.Личностям данного статуса присуще умение видеть,слушать, выслушивать и слышать людей, склонность подмечать незаметные,незначимые на первый взгляд детали; свойственно дружелюбие, приветствие,сочувствие, сопереживание к людям, поэтому для психолога характерна постояннаяработа над самим собой умение контролировать свои эмоций, чувства. Психологсмотрит на мир через призму своей деятельности, в результате склоненинтуитивно понимать, и стремится помочь решить внутриличностные проблемы другихлюдей; искреннее желание помогать, направлять на позитивное, адекватноеотношение к жизни, обратившихся к нему. Для психолога важно расположить к себечеловека к доверительному общению, поэтому стиль одежды предполагаетсдержанность, опрятность, неброские цвета и т. д. Психолог относится ксоциальной « Интеллигенции»— к наиболееобразованной части общества, лучше других подготовленной к восприятию иретрансляции социокультурных посланий. Квалификационный уровень интеллигенциивысок, она завершила свое образование и, в целом, располагает, включая молодыеслои, накопленным предыдущими поколениями символическим «капиталом», обладаетумением пользоваться максимально широким спектром приобщения к культуре. 
Заключение
Положение субъекта всистеме межличностных отношений определяет его права, обязанности и привилегии.В различных группах один и то же индивид может иметь разный статус.
Существенныерасхождения в статусе, который приобретает индивид в группах, различающихся поуровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередкостановятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Социальный престиж (уважение,признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретнымстатусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемуюобществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. Статусы в обществеиерархизированы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так инегативными. Бомж, студент и психолог — имеют не только разныестатусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Принятаяиерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации(расслоения) данного общества. Статусные группы обычно различаются своим стилемжизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Какотметил М.Вебер, если бы общество ранжировало позиции чисторыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любогочеловека (в том числе ассенизатора) вызывало бы к нему огромное уважение. Норечь идет о социальных (а не экономических) законах,которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусныхусловий.

Списоклитературы
hrm.by/psihologiya/sotsialnyie-roli-i-sotsialnaya-stratifikatsiya.html
статья. Социальные роли и социальная стратификация
bomjara.jino-net.ru/index.php
Вебер М. Основные понятия стратификации// Социс. 1994. № 5. С. 147—156.www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=46&0a1=847&0o1=1&0s1=1 Белова Т. Лекции, Социальный статус личностиРусанова А. Г. Культурнаяидентификация студентов и проблемы высшего образования
Информационный гуманитарный портал«Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №11 2008 –Высшее образование для XXI века
Общая социология Учебное пособие, А.Г.Эфиндиева,изд. М.: ИНФРА-М, 2002г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.