Реферат по предмету "Социология"


Социальное страхование рабочих в Российской Империи

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕРАБОЧИХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1903 – 1917 г.г.
До начала ХХ века управленческаяэлита Российской империи вполне справедливо считала, что крайне незначительноечисло профессиональных наемных рабочих в городах, а также связь подавляющегобольшинства сезонных рабочих с землей, не ставят в повестку дня принятиякаких-либо специальных мер социальной защиты или поддержки рабочих и членов ихсемей.
Необходимо отметить,что первые попытки решить вопрос об обеспечении рабочих материальной помощью вслучае потери трудоспособности были предприняты сразу же после буржуазныхреформ Александра II. 8 марта 1861года был принят закон об освобождении рабочих горных заводов и наделении ихземлей. Этим же законом было предусмотрено бесплатное лечение рабочих в течениедвух месяцев, а также получение пособий за счет заводоуправлений, где создавалисьспециальные фонды. Тогда же вошли в практику пенсии рабочим по инвалидности,болезни и старости, которые выплачивались из капиталов горнозаводскихтовариществ, создаваемых за счет 2-3 – процентных взносов рабочих и равных имвзносов заводоуправлений. Специально оговаривалось, что в эти же фондыпоступали все штрафы взыскиваемые с рабочих, а так же частные пожертвования.Законом 4 июля 1862 года Правительство Российской империи распространилоправило о горнозаводских товариществах на частные горные и горнозаводскиепредприятия, оговорив, что их применение зависит от «обоюдного согласия рабочихи предпринимателей».
В 1881 году былоутверждено положение о вспомогательных кассах, которые выдавали пенсиизаболевшим рабочим в размере от ½ до 2/3 заработной платы. Пенсии постарости, болезни или увечью назначались заводоуправлениями. Так, например,полная пенсия в ½ заработка выдавалась проработавшим 35 лет, рабочимостальных категорий устанавливалась пенсия от 1/3 до 1/6 месячного оклада. В1893 году правительство вновь вернулось к закону от 4 июня 1862 года настаиваяна его применении на частных заводах. Однако полностью и в этот раз егопровести не удалось: русская буржуазия считала для себя обременительным сборсредств на страхование рабочих.
В конце XIXвека в практику взаимоотношений рабочих и предпринимателей вошло обращениерабочих в суд для возмещения результатов увечья, а также организация больничныхи вспомогательных касс для выдачи пособий и пенсий, а также страхование рабочихв страховых акционерных обществах. Все это стало возможным благодаря реформе в1864 году судебной системы в Российской империи.
Предприниматели,страхуя своих рабочих в этих обществах, извлекали значительные прибыли в видепремий от акционерных обществ за каждого застрахованного рабочего и избавлялисьот небезопасных для них в условиях либерального судебного режима споров срабочими. Росли доходы и частных страховых обществ за счет собираемых страховыхсумм. В 1905 году пособия и пенсии застрахованным рабочим составили 2 920тысяч рублей, а премии владельцам – 3 802 тысячи рублей.
Ситуация резкоизменилась в первое же десятилетие ХХ века. Возник так называемый «рабочийвопрос», который стал предметом пристального изучения со стороны какспециалистов, в том числе и представителей высшей бюрократии Российскойимперии, так и со стороны политических деятелей и политических партий.
Развитие капитализма вРоссийской империи в последние годы ее существования шло огромными темпами.Вместе с ростом производственных мощностей, валового национального продукта шелрост рядов рабочего класса. Пролетарии с членами семей составляли в 1879 году22 млн. человек (17,5 % к общему населению страны), а в 1913 году – 32,5 млн.человек (19,6 %). Росла и заработная плата. С 1904 по 1913 год средняя годоваязаработная плата в обрабатывающей промышленности поднадзорный фабричнойинспекции возросла с 205,5 рублей до 263,6 рублей. В тоже время вмашиностроении и металлообрабатывающей промышленности Петербурга и Прибалтикизаработная плата доходила до 511 рублей.
Важным социальнымпоказателем жизни рабочих в думский период Российской империи былапродолжительность рабочего дня. В 1900 – 1913 годах рабочий день постепенносокращался. Если по закону «О продолжительности и распределении рабочеговремени в заведениях фабрично-заводской промышленности» (1 января 1898 г.)продолжительность рабочего дня составляла 11,5 часа, то перед 1914 годом егопродолжительность составляла 9-10 часов, как и во всех европейских странах иСША.
Рабочей политикой, каки большинством дел внутренней политики, занималось Министерство внутренних дел.Основной смысл рабочей политики состоял с одной стороны, в опеке рабочегодвижения со стороны правительственных органов и с другой стороны в жесткомполицейском преследовании экстремистских проявлений в рабочем движении.Своеобразным проявлением опеки и направления рабочего движения в реформистскоерусло стала деятельность (начальника московского охранного отделения полиции,бывшего участника социал–демократического движения в России полковника С.В.Зубатова. В 1901 – 1903 годах он организовал рабочие союзы – «Обществовзаимного вспоществования рабочих в механическом производстве» в Москве.«Собрание русских фабрично – заводских рабочих города Санкт – Петербурга» идругих. Фактически С.В. Зубатов хотел претворить в жизнь знаменитую рабочуюполитику «железного канцлера» Германии Бисмарка. К несчастью для Россииполицейско – социальная деятельность Зубатова не была должным образом оценена.В социальной истории России еще предстоит изучить идеи которымируководствовался целый слой российских общественных деятелей к которымпринадлежал С.В. Зубатов.
2 июня 1903 года, послесерьезной проработки законопроекта о назначении пенсий и пособий рабочим вособых совещаниях Николай IIутвердил в качестве закона «Правила о вознаграждении потерпевших вследствиенесчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятияхфабрично – заводской, горной и горнозаводской промышленности». В «Правилах»предусматривались несчастные случаи – смерть или увечье рабочих напроизводстве, но не учитывалась потеря трудоспособности от болезней, старостиобщей инвалидности. В законе устанавливалось также ограничение правапострадавшего, если владелец предприятия мог доказать, что несчастный случайпроизошел «по небрежности или злому умыслу рабочего». Размер пенсий при полнойутрате трудоспособности устанавливался в 2/3 годового заработка потерпевшегоили в уменьшенном размере, «определяемом соответственно степени ослаблениятрудоспособности потерпевшего». В 1904 – 1909 годах правительствораспространило действие этого закона на рабочих предприятий артиллерийскоговедомства, рабочих и служащих казенных железных дорог, на частные железныедороги и их строительство, на рабочих управления водных путей, шоссейных дорог.В тоже время закон не распространялся на сезонных рабочих строительства,сельского хозяйства и т.п.
Интенсивноеобщественное движение, революционная анархия в 1905 – 1906 годах, в которойактивное участие принял быстро растущий российский пролетариат, поставила наповестку дня не только основные социальные вопросы, но и рабочий вопрос. Первымпрактическим шагом в направлении изучения и разрешения рабочего вопроса былосоздание в январе 1905 года весьма представительной комиссии В.Н. Коковцева.После достаточно фундаментального изучения не только накопленного социальногоматериала в своей собственной стране, но и опыта Западной Европы быларазработана программа. Эта программа сводилась к следующему: 1. Обязательнаяорганизация больничных касс, создаваемых на средства рабочих и фабрикантов. 2.Создание на предприятиях смешанных органов из представителей администрации ирабочих « для обсуждения и разрешения возникающих на почве договора наймавопросов, а так же для улучшения быта рабочих». 3. Регулирование государствомрабочего дня на предприятиях и фабриках. Сокращение рабочего дня с 11,5 часа до10 часов в день. 4. Пересмотр статей закона, карающих забастовки и досрочноерасторжение договоров о найме. Программа комиссии В.Н. Коковцева была обсужденаи одобрена Комитетом министров. Более того Комитет министров назвал в качествеобразца того же Бисмарка, который «своевременно»издал страховые законы вГермании и тем самым взял рабочее движение в свои руки.
В связи с пересмотромзакона о стачках Комитет министров высказал чрезвычайно важное, имевшеепринципиальный характер соображение: «Для правильного разрешения вопросов озабастовках, возникающих исключительно на экономической почве, необходимо,чтобы рабочие были надлежащим образом организованы и знали точно свои права иобязанности». Таким образцом Комитет министров императорской России вполне ясносвязывал будущий закон о свободе стачек с организацией профессиональных рабочихсоюзов.
Необходимо отметить,что по важнейшим вопросам решения рабочего вопроса, введения его вцивилизованное русло наподобие тому как он решался в Западной Европе, усилияминистров поддерживали и промышленники России. В записке Петербургскогообщества заводчиков и фабрикантов направленной в Кабинет министров прямоподчеркивалось, что введению закона о свободе стачек должно предшествоватьрешение вопроса о рабочих союзах, ибо без рабочих организаций немыслимоосуществление ни государственного страхования на случай инвалидности истарости, ни больничных касс, ни нормировки рабочего дня.
Работа по разработкесоциальной политики правительства России по рабочему вопросу была продолженасовещанием, которое в 1906 году возглавил министр торговли и промышленности,шталмейстер Д.А. Философ. Это совещание проходило при активной работе в немпредставителей фабрикантов и заводчиков.
Летом 1908 годаМинистерство торговли и промышленности внесло в IIIГосударственную Думу законопроекты о страховании рабочих от несчастных случаеви по болезни вместе с двумя сопутствующими законопроектами о страховыхприсутствиях и страховом совете. Более того, предварительно все четырезаконопроекта вновь были обсуждены в специальном междуведомственном совещаниипод председательством товарища министра торговли и промышленности Н.А. Остроградскогои вновь на заседании Совета министров.
Примерно три годапонадобилось III Государственной Думечтобы поставить страховые законопроекты на обсуждение. Выявились три основныхпозиции по существу этих важных социальных законопроектов. Правые – октябристы,центристы – конституционные демократы и левые – социал-демократы. Если правые влице представителя реакционной части капиталистов России барона Е.Е.Тизенгаузена – октябриста, директора фабрики Коншина в Серпухове добивалисьглавного переложить на плечи рабочих их лечение, то левые в лице депутатовсоциал-демократов внесли 162 поправки максималисткого толка, требуя отгосударства тех приемов и видов страхования к которым еще не был готов самрабочий класс и осуществление которых привело бы к развитию социальногоиждивенчества в России. Российские либералы – кадеты прекрасно понимая чтоправый и левый экстремизм могут привести модернизирующуюся. Россию к очередномуизданию» русской смуты XVIIвека в лице своего докладчика Н.Н. Щепкина призывали Думу решить вопрос по «по- государственному», то есть заменить узкоклассовый подход общеклассовым. Впротивном случае, подчеркивал Н.Н. Щепкин вы «заставите идти трудящихся накатаклизмы». Надо уметь «пойти на некоторые жертвы» с обоих сторон икапиталистов и рабочего класса. «И если вы этого minimum,а не дадите сейчас, то вам придется дать значительно больше в будущем».
По требованиюпредседателя Совета министров П.А. Столыпина, придававшего огромное значениесоциальным законам для рабочих и министра торговли и промышленности пришедшихна пленарное заседание Думы была восстановлена правительственная редакция рядастатей, и в частности статьи, возлагавшей расходы за лечение напредпринимателей.
В январе 1912 годастраховые законопроекты были приняты IIIГосударственной Думой. Государственный Совет утвердил их в мае, а с 23 июня1912 года после того, как их подписал император Николай II,они стали законами.
Пойди все хорошо,совершенствуй россияне эти первые но весьма основательные законы твердопоставившие разрешение «рабочего вопроса» на реформистские рельсы, России непришлось бы испытать и сотой доли тех ужасов и несчастий навязанных ей «краснымколесом» большевистского переворота в октябре 1917 года.
Что же представлялисобой эти законы? Закон о страховании рабочих от несчастных случаев, ужедействовал в России со 2 июня 1903 года. Новая его модификация только несколькорасширялась область его применения. По закону 1912 года предусматривалосьстрахование рабочих, занятых на предприятиях фабрично-заводской, горной игорнозаводской промышленности, с общей численностью занятых в 2,5 млн. человек,что составляло несколько более 20 % рабочих России. Но зато самыхорганизованных. Закон не распространялся на строительных рабочих,сельскохозяйственных рабочих, прислугу, ремесленников и ряд других категорий лицнаемного труда. В большей мере потому, что их труд по найму был временнымявлением и они после сезона уходили в деревню, где у них был надел земли и жиласемья. Размер пособия пострадавшим на время лечения, так же как и пенсии вслучае потери трудоспособности от несчастного случая, устанавливался в 2/3заработка. Пенсии семьям погибших от несчастных случаев были же, как и позакону от 2 июня 1903 года.
Основное отличие новогозакона от закона 2 июня 1903 года заключалось в замене личной ответственностипредпринимателя, коллективной ответственностью группы предпринимателей даннойотрасли производства. Рабочие в определенной мере выиграли от этого изменениязакона. Раньше рабочий в случае увечья имел дело непосредственно со своимнанимателем, который, разумеется всеми доступными ему способами, особенноугрозой увольнения и судебной волокитой, старался уменьшить причитающеесяпострадавшему рабочему пособие. По новому закону пособие должно быловыплачивать вновь образуемое страховое товарищество, в которое объединилисьвладельцы предприятий определенного района. Пострадавший рабочий избавлялся отстраха потерять пособие в случае закрытия предприятия от банкротства или еще покаким-то другим причинам. Определенным негативным последствием измененияотношений рабочих со страховым товариществом, а не с предпринимателем, было то,что он оставался один на один с мощной организацией, имевшей специальноподготовленный штат служащих, специалистов страхового дела, врачей иинспекторов, которая располагала всеми возможностями и средствами либо вовселишить его страхового вознаграждения, либо свести его к незначительной сумме.
Закон о страхованииболезни рабочих не имел никаких аналогов в действующем социальномзаконодательстве Российской империи. Проведение закона в жизнь делалосоциальное и бытовое положение рабочих России более близким к положениюсоседних с Россией стран Европы. Важнейшим элементом закона былопринудительное, обязательное страхование рабочих данного предприятия. Рабочиедля этого объединялись в фабричные больничные кассы. Такая касса была обязанавыдавать денежные пособия в течение определенного законом срока. Средства кассысоставлялись из обязательных взносов рабочих и владельцев фабрик и заводов.Общее число и категории страхуемых рабочих предусматривались те же, что и взаконопроекте о страховании от несчастных случаев. Размер пособий для семейныхрабочих устанавливался от ½ до 2/3 заработка, для холостых – от 1/4 до ½месячного заработка. Срок выдачи пособий равнялся шести месяцам, при повторныхзаболеваниях общая продолжительность выдачи пособия в течение одного года недолжна была превышать семи месяцев.
Важнейшим нововведениембыло включение в закон положений о страховании женщин работниц по случаю родов.С 1912 года женщины работницы должны были получать пособие от ½ до 2/3своего заработка в пособии на погребении. В случае смерти члена кассы семьяполучала на погребение сумму в размере его 20-30 кратного дневного заработка.
Финансы больничных касссоставлялись из взносов рабочих, которые должны были отчислять 1-2 % заработка.Владельцы предприятий вносили в больничную кассу 2/3 суммы взносов рабочих. Дляфинансирования больничных касс использовались и штрафы налагаемыефабрично-заводскими правительственными инспекторами на предпринимателей за несоблюдение социальных законов. Все штрафы поступали в больничные кассы.Минимальный размер фабрично-заводской кассы устанавливался в 200 человек.Предприятия где было занято меньшее число рабочих объединялись в одну кассу.Фактическим хозяином кассы был владелец предприятия, так как денежные средствазаслушивало собрание уполномоченных. Оно должно было не превышать 100 человек.На собраниях председательствовал владелец предприятия или уполномоченное имлицо. Правление кассы по закону должно было состоять из нечетного числа членовс перевесом числа рабочих над представителями владельца предприятия в одинголос. Необходимо подчеркнуть, что больничные кассы таким образом становилисьдемократическими институтами, элементами становящегося в России гражданскогообщества, где рабочие получали реальную возможность учиться обсуждать своисоциальные проблемы, обучаться методам управления своими делами.
В тоже времяправительственная бюрократическая система Императорской России достаточножестко контролировала все дело социального страхования рабочих. Здесь ставиласьцель не допустить произвола со стороны предпринимателей, так и социальногоиждивенчества и социального экстремизма со стороны рабочих. Совет по деламстрахования заседавший под председательством министра торговли и промышленностипредставлял собой всероссийский контрольный орган, объединявший и направлявшийдеятельность губернских страховых присутствий, страховых товариществ ибольничных касс. Губернские страховые присутствия получили широкие права понадзору за страхованием в пределах губернии. Состав губернских присутствий былдостаточно консервативен. Председательствовал согласно закону губернатор.Членами присутствия были по должности начальник жандармского управления,прокурор окружного суда, управляющий казенной палатой, врачебный инспектор,старший фабричный инспектор, окружной горный инженер. В соответствии сдемократическими изменениями в управлении местными делами в состав присутствияс правом решающего голоса входили по одному представителю от губернского земстваи городской думы, которые к этому времени располагали весьма значительнымисуммами и вели огромную социальную деятельность. Кроме того, в него входили подва представителя от предпринимателей и больничных касс.
Таким образом, законы орабочем страховании впервые принятые в думский период существования Российскойимперии носили для периода 1912 года достаточно прогрессивный характер и сталиважнейшим этапом становления нового типа социальной деятельности. В низовыхорганизациях – в страховых товариществах и больничных кассах готовились кадрыпрофессиональных страховых работников, и нарабатывался реальный опытпрактической социальной и страховой работы, без которых нельзя было развиватьдело социального страхования вширь на другие социальные слои и группы населенияРоссийской империи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Організація охорони праці на прикладі закритого акціонерного товариства "Ратнівський молокозавод"
Реферат Память. Функционально-структурная организация
Реферат William Blake Essay Research Paper William Blake
Реферат Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений
Реферат Education Essay Research Paper Mans essential characteristic
Реферат Томалогия - новое направление в психологии
Реферат Модель внедрения стандарта качества ISO 9000 на примере НВК "Саха"
Реферат Роль религии в странах Востока
Реферат Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения
Реферат Схема финансирования проекта
Реферат «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Реферат Міжнародний ринок туристичних послуг України
Реферат Державна політика регулювання зайнятості: світовий досвід та вітчизняна практика
Реферат Рынок и структура потребления мыла туалетного
Реферат Великие Кутюрье Ив Сен Лоран Коко Шанель Кристиан Диор Юбер де Живанши Лори Аззаро