Реферат по предмету "Социология"


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

ВУЗ Институт социальной психологии

Диплом по теме:
«Социальное обслуживание в системе НКО»
Санкт-Петербург
2009
Введение
Некоммерческой организацией (НКО) является организация, неимеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и нераспределяющая полученную прибыль между участниками. Цель создания НКО — длядостижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научныхи управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физическойкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешенияспоров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях,направленных на достижение общественных благ (ст. 116-123 Гражданский кодексРФ; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7 — ФЗ «О некоммерческихорганизациях», далее — Закон об НКО).
Современное понимание основ социального развития исходит изтого, что социальная политика государства должна быть направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Система социальной защиты населенияявляется одним из институтов реализации социально-экономической политики, целькоторой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивогоэкономического развития общества.
Под социальной защитой населения внастоящее время понимается совокупность законодательно установленныхэкономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов иучреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержанияжизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социальноуязвимых.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть ибудут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попеченияродителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу поразвитию и воспитанию таких детей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее времяодной из наиболее существенных тенденций социальной политики являетсястановление системы социального обслуживания, широкое применение в работе снаселением современных технологий и методик.
Социальное обслуживание — это предоставление конкретныхсоциальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для ихнормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами осебе позаботиться.
Социальное обслуживание населения в одних работахрассматривается как современная парадигма социальной работы, в других – каквысокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативнуюсоциальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономическойситуации, а в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.
По мере организации и развития сети территориальныхсоциальных служб и формирования отрядов профессиональных социальных работниковстановится реальной и ощутимой возможность осуществления более эффективногосоциального обслуживания населения.
Цель данной работы – рассмотреть особенности и значение социальногообслуживания в системе НКО на примере благотворительного фонда «Эвричайлд».
В связи с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
-        Провести анализНКО г. Санкт-Петербурга, занятых в социальной сфере;
-        Охарактеризоватьзаконодательство, регулирующее деятельность НКО в Санкт-Петербурге;
-        Дать краткуюхарактеристику благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» ипредставить описание её деятельности;
-        Определить цель,задачи, этапы и организация исследования эффективности деятельностиблаготворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» на примерепроекта «Передышка»;
-        Выявить мнениеродителей о проекте до и после проведения мероприятий и представитьрекомендации для информирования родителей о проекте.
Объект исследования: НКО в современном российском обществе.
Предмет исследования: особенности участия НКО в социальном обслуживании населениясовременной России.
База исследования: филиал благотворительной организации по защите прав детей«Эвричайлд» в Санкт-Петербурге.Степень разработанности темы. В современнойнауке феномен НКО относится к числу недостаточно изученных. В существующейлитературе рассматриваются по большей части прикладные, практические аспектыдеятельности некоммерческих организаций. В частности, можно выделить отдельныенаправления исследования развития и функционирования «третьего сектора»: -        предпосылкиформирования «третьего сектора» в России, эволюция организационно-правовых формнекоммерческих организаций (И.В. Мерсиянова, И.А. Скалабан, Дж. Бредли и др.);-        особенностивзаимоотношений государства и гражданского общества, «третьего сектора» как егоорганизационной основы (А. Арато, Ю.М. Резник, З.Т. Голенкова и др,);-        роль«третьего сектора» в производстве и распределении социально-значимых благ (СВ.Панасенко, А.В. Мещеряков, П.Ю. Гамольский и др.);-        нормативно-правовыеосновы деятельности некоммерческих организаций, генезис правового регулированияорганизаций «третьего сектора» (Е.А. Абросимова, С.С. Юрьев, М.Л. Макальская,НА Пирожкова и др.);-        местои роль «третьего сектора» в системе социальных институтов современногороссийского общества, основные этапы его институционализации (И.М. Модель, Б.С.Модель, И.В. Мерсиянова, Ф.М. Бородкин и др.);-        развитиедобровольческого движения и благотворительной деятельности (Т.Н. Гаврилова,В.И. Шарин, Э.Ш. Гарифулина, И.В. Антонович, А.Ю. Бендрикова, Е.В. Белокурова);-        особенностиучастия организаций «третьего сектора» в социальном обслуживании населения(И.М. Войтенко, М.И. Либоракина, К.Г. Чагин);-        межсекторноесоциальное партнерство государства, социально ориентированного бизнеса и«третьего сектора», принципы и механизмы его осуществления (В.Н. Якимец, В.Л.Хананашвили, А.Н. Толмасова, В.П. Юшко, Е.А. Панова и др.).Но до сих поротсутствует социологическое исследование роли НКО в социальном обслуживаниинаселения.
Глава 1. Функционирование НКО вСанкт-Петербурге: опыт и нормативно-правовая база
 
1.1 Анализ НКО Санкт-Петербурга,занятых в социальной сфере
Специфика социальной защиты населения на современном этапеобусловливается тем, что социальная политика, проводимая государством, требуетновых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказаниюнаселению необходимого комплекса социальных услуг. Одним из основных звеньевсоциальной защиты является система социального обслуживания.
По качественному признаку субъекты социальной защиты можноразделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы,специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму — организациинезависимо от их организационных форм и форм собственности, реализующиеотдельные меры социальной защиты для получения предусмотренныхзаконодательством налоговых и иных льгот.
Учреждениями социального обслуживания независимо от формсобственности являются:
1.   комплексные центры социальногообслуживания населения;
2.   территориальные центры социальнойпомощи семье и детям;
3.   центры социального обслуживания;
4.   социально-реабилитационные центры длянесовершеннолетних;
5.   центры помощи детям, оставшимся безпопечения родителей;
6.   социальные приюты для детей иподростков;
7.   центры психолого-педагогическойпомощи населению;
8.   центры экстренной психологическойпомощи по телефону;
9.   центры (отделения) социальной помощина дому;
10.дома ночногопребывания;
11.специальныедома для одиноких престарелых;
12.стационарныеучреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых иинвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственноотсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13.геронтологическиецентры;
14.иныеучреждения, предоставляющие социальные услуги.
К предприятиям социального обслуживания относятсяпредприятия, оказывающие населению социальные услуги.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидацииучреждений и предприятий социального обслуживания независимо от формсобственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Управление государственной системой социальных службосуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с ихполномочиями. Управление социальными службами иных форм собственностиосуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительнымидокументами.
Научно-методическое обеспечение социальных службосуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В данном разделе представим список НКО, функционирующих всоциальной сфере в г. Санкт-Петербурге.
Таблица 1 — Сводный перечень НКО СПБ, занятых в социальнойсфере№ НАЗВАНИЕ АДРЕС ГОД ОСНОВАНИЯ МИССИЯ Благотворительное общество «Невский ангел» ул. Галерная, 57, оф. 3. Т/ф. 315 — 20 — 33, 1988 г Поддержка и развитие социального добровольчества и социального партнерства. фонд «Ночлежка» 192007, СПб, ул. Боровая, 112-б тел.: 380 50 44 1990 г. Улучшение качества жизни бездомных посредством оказания социальной помощи, методами защиты прав и изменения отношения общества к проблеме. РОО инвалидов «Лига жизненной помощи людям с проблемами развития» 199106, Санкт-Петербург, Весельная ул., д.7/10 тел.: 322 05 72 1992 г социальная и правовая поддержка людей с умственными и множественными ограничениями, а также их близких. СПб БОО «Волонтерская служба» Санкт-Петербург, Лиговский пр., 87, оф. 300 тел.: 8 (950) 023 45 17, 8 (951) 671 47 20 1992 г. поддержка и развитие молодежных инициатив, помощь нуждающимся (дети из детский домов, пожилые, люди с ограниченными возможностями). СПб БОО «Теплый дом» ул. Чайковского, д.1, лит.А, пом.11н (вход с ул.Оружейника Фёдорова); ул. Двинская, д.10. Тел.: 275-81-65 2003 г. Разработка и реализация социальных проектов, программ и проведением мероприятий, обеспечивающих поддержку различных приютов, центров социальной помощи, беспризорных детей, детей-сирот, детей-инвалидов. Общественная благотворительная организация «Перспективы» ул.Гороховая, д.64/17 1995 г Деятельность организации направлена на социально незащищенных детей и молодых людей- инвалидов с множественными нарушениями в развитии. СПб РОО «Российский красный крест» ул. Миллионная, 11 1998 г. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поиск доноров крови по запросу родственников, пропаганда донорства, обучение первой помощи, профилактика ВИЧ-инфекции и ИППП, помощь беженцам и лицам, ищущим убежище. СПб БОО «Врачи детям» 197376, СПб, ул. Льва Толстого 7, офис 707, ул.Расстанная, 20/80; ул.Шелгунова, 17. Тел.: 380-3092 1989 г. оказывает комплексную социальную, медицинскую и психологическую помощь детям разных групп риска (безнадзорным и беспризорным, воспитанников приютов и детских домов); содействует семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей путем восстановления родственных связей или размещение детей в российских приемных семьях; способствует формированию общественного мнения в отношении приемных семей и семей группы риска, а также детей, оставшихся без попечения родителей. СПб ОБФ «Родительский мост» 191023, CПб, ул. Моховая, 30, лит. Г (второй двор) тел.: 272-6851, 272-2364 1985 г Фонд «Родительский мост» первая организация на территории России, которая стала оказывать профессиональные услуги по оказанию кризисной помощи и семейному жизнеустройству детей-сирот. СПб РОО по работе с детьми и молодежью «Центр «Инновации»
ул. Думская, д.1/3
Тел.: 315 48 25 1996 г поддержка, подготовка и осуществление проектов и программ, направленных на прогрессивные инновации в работе с детьми и молодежью, социальная поддержка и защита детей, молодежи и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. СПб РБОО «Упсала-цирк» Санкт-Петербург, ул. Седова, 12 тел.: 8-963-320-11-59 с 2000 г Организация привлекает детей в цирк, обучает цирковому мастерству и организует выступления, оказывает социальную и психологическую помощь детям и их семьям, организует питание, досуг, летний и зимний отдых, стимулирует регулярное посещение детьми школ и помогает восполнить пробелы в образовании. Целевая группа- дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. СПб БОО «Детский кризисный центр» 196135, С-Пб, ул. Гастелло, 15 тел.: 371 61 13 2001 г. профилактика детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, поддержка семей, нуждающихся в материальной и социальной помощи; оказание социальной и психологической помощи детям и родителям, оказавшимся в различных кризисных ситуациях. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» СПб, Обуховской обороны, д. 199 тел.: 362 76 78 (79) 12 июня 1992 года Объединение и координация усилий общественных объединений, представляющих интересы детей-инвалидов, молодых инвалидов с детства, их семей и оказывающих им помощь и поддержку. Клуб социальной реабилитации «Феникс» пер. Подъездной, д. 21 тел.: 8 (911) 235 63 80 2001 г. решение широкого круга проблем, с которыми сталкиваются в жизни люди с проблемами психического здоровья. БФ «Милость» 191025, Россия, СПб, Невский пр., 102, оф. 43/1 тел.: 579 43 51 2005 г повышение качества жизни людей, способствование созданию и развитию гражданского и милосердного общества Деятельность фонда направлена на возрождение и развитие цивилизованной общественной благотворительности, развитие социального партнерства. Фонд активно помогает детям, людям пожилого возраста, инвалидам, а также способствует решению социальных проблем и реализует культурные проекты. Филиал благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ
Приморский пр., 33.
Тел.: 431 04 60 1994 г поддержка и развитие новых социальных услуг на базе центров; содействие в разработке и внедрении изменений в социальной политике на городском и федеральном уровне; методическая поддержка и профессиональное сопровождение специалистов социальной сферы; развитие межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы; развитие альтернативных форм семейного жизнеустройства детей, разлученных с родителями. Фонд поддержки социальных и культурных инициатив ИнАРТ 191014, Санкт-Петербург, Басков пер., д. 32-34, лит. А, пом. 3-Н 2006 г. Сбор и распределение средств для поддержки маргинальной культуры и развитие творчества людей с проблемами в области психического здоровья. Популяризация творчества, содействие улучшению и повышению качества жизни людей с проблемами в области психического здоровья. Повышение толерантности общества к людям с проблемами в области психического здоровья. Содействие профилактике психического здоровья населения. НП «Центр социальной помощи «Доверие» 197101, СПб, Кронверская ул., 4 оф.Н-1, Н-2 тел.: 232 33 44 1992 г. оказывает различные виды помощи социально уязвимым группам населения Санкт-Петербурга (людям старшего и пожилого возраста, инвалидам; женщинам, попавшим в тяжелые жизненные условия; детям, лишенным родительского попечения). Благотворительный фонд «Шаг навстречу» Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, д.53/8, лит. А, пом. 22Н тел.: (812) 310 08 24 2004 г. помогает детям с ограниченными возможностями развить свои способности и получить возможность выступать с известными мастерами на исторических площадках нашего города. СПб РБОО им. Р. М. Гуревич 191014, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 8 тел.: 364-91-76 2000 г. Социальная реабилитация, поддержка и защита семей. СПб БОО Центр развития детей «Сообщество» Санкт-Петербург, ул. Школьная д. 110 тел.: 491 92 29 2004 г. Регулярное проведение благотворительных праздников, экскурсий, спектаклей, встреч с известными деятелями культуры и спорта для детей-сирот, детей-инвалидов, воспитанников приютов и школ-интернатов. СПб РОО «Ассоциация инвалидов, ветеранов, блокадников» ул.3-я Красноармейская, д.10 тел.: 317-85-53 2001 г. Организация оказывает различные виды помощи инвалидам, ветеранам и блокадникам. Молодежный Волонтерский Клуб «СОК» Введенский канал 7, офис 403 тел.: 326-45-97, 8-950-023-45-17 2003 г. профилактика ВИЧ/СПИДа в молодежной среде. 1.2 Законодательство, регулирующеедеятельность НКО в СПб
Социальная защита представляет собой организационно-правовойметод соблюдения социальных прав человека и достижения целей социальногогосударства в Российской Федерации, опирается на нормативные источники,регулирующие правоотношения социальной защиты в таких важнейших сферахобщественной жизни, как образование, здравоохранение, труд и занятость,социальное обеспечение.
Социальную защиту следует рассматривать как относительносамостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественныеотношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защитына основе статьи 7 Конституции Российской Федерации. Этот институт охватывает,в частности, сферы труда и занятости, семейной и молодежной политики,социального обеспечения, здравоохранения, поощрения мероприятий социальногохарактера, реализуемых негосударственными субъектами. Применительно к отраслямзаконодательства он носит комплексный межотраслевой характер.
Основой деятельности по реализации программы социальнойзащиты населения являются Законы Российской Федерации:
·         «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
·         «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей»;
·         «О социальнойзащите инвалидов в РФ»;
·         «Об основахсоциального обслуживания населения в РФ»;
·         «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
В настоящее время различные отрасли законодательстваРоссийской Федерации включают нормативные правовые акты, регламентирующиегарантии социальной защиты, при этом нередко отсутствует внутреннее единствотаких норм права. Считаем целесообразным объединение нормативных актов,составляющих правовой институт социальной защиты, в единый кодифицированный акт- Социальный кодекс Российской Федерации.
В данном разделе представим законодательную базу деятельностиНКО в Санкт-Петербурге. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих даннуюсферу можно выделить федеральное законодательство и региональноезаконодательство.
Федеральные нормативно-правовые акты:
¾       КонституцияРоссийской Федерации (Российская газета, 1993, № 237);
¾       Гражданскийкодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,1994, № 32, ст. 3301);
¾       Федеральный законот 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст.5849; 1999, № 28, ст. 3473; 2002, № 12, ст. 1093, № 52, ст. 5141; 2003, № 52,ст. 5031; 2006, № 3, ст. 282, № 6, ст. 636, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 37, №1, ст. 39, № 10, ст. 1151, № 22, ст. 2563, № 27, ст. 3213, № 49, ст. 6039, №49, ст. 6061; 2008, № 20, ст. 2253, № 30, ст. 3604, № 30, ст. 3616)
¾       Федеральный законот 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 1997, № 20, ст.2231; 1998, № 30, ст. 3608; 2002, № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; № 30, ст.3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2006, № 3,ст. 282, № 6, ст. 636)
¾       Федеральный законот 1 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности иблаготворительных организациях» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1995, № 33, ст. 3340; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029; 2003, №27, ст. 2708; 2004, № 35, ст. 3607, 2007, № 1, ст. 39; 2009, № 1, ст. 17)
¾       от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов,регулирующих деятельность некоммерческих организаций»
¾       Федеральный законот 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации,1996, № 3, ст. 148; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029, ст. 3033; 2003, № 27,ст. 2700, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 19, ст. 1752; 2008, №30, ст. 3616; 2009 № 1, ст. 17);
¾       Федеральный законот 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39,ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, №50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122)
¾       Федеральный законот 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2071; 2001, №7, ст. 623; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 166; 2004, № 49, ст. 4854;2005, № 19, ст. 1755; 2О06, № 43, ст. 4412; 2007, № 50, ст. 1942, №30, ст.3616);
¾       от 4 мая 1999года № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации ивнесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации о налогах и установлении льгот по платежам в государственные внебюджетныефонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РоссийскойФедерации».
¾       от 24.07.07 №209-ФЗ “О формах поддержки негосударственных некоммерческих организаций”;
Региональные нормативно-правовые акты:
¾       от 10. 10. 2001 №697-85 «О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений».
Глава 2. Исследование деятельностиблаготворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» 2.1 Краткая характеристика благотворительной организации по защите правдетей «Эвричайлд» и описание её деятельности
Международная детская организация «EveryChild» былаобразована в декабре 2001 г. при слиянии Христианского Детского ФондаВеликобритании (CCFGB) и Европейского Детского Фонда (ECT).
Христианский Детский Фонд Великобритании с 1993 годаосуществлял свою деятельность в Санкт-Петербурге. 8 февраля 2007 года былзарегистрирован Филиал благотворительной компании «Эвричайлд» в РоссийскойФедерации, который явился правоприемником деятельности Христианского ДетскогоФонда Великобритании и филиала благотворительной компании «Эвричайлд» вСанкт-Петербурге.
МИССИЯ – это стремление к тому, чтобы семьи, сообщества иправительство смогли обеспечить наилучшие условия для воспитания и развитиядетей. Мы защищаем права детей в соответствии с конвенцией ООН «О правахребенка», поддерживая и реализуя право ребенка жить в семье.
Задачи:
-           Профилактикаразлучения ребенка с родителями и возвращение детей в биологические семьи.
-           Поддержка семейныхформ жизнеустройства детей.
-           Лоббирование идеиважности семейного воспитания для развития ребенка и содействие во внедренииэтих подходов в социальную политику на городском и федеральном уровнях.
-           Поддержка местныхнеправительственных организаций, предоставляющих услуги детям и семьям,обучение их сотрудников новейшим методам социальной работы.
Специалисты компании работают в службах социальной поддержкидетей и семей по месту жительства, которые предоставляют следующие услуги:
1. Индивидуальная работа с семьями, находящимися в труднойжизненной ситуации
-        Социальноесопровождение семей, находящихся в сложной жизненной ситуации
-        Консультированиесемей по социальным, психологическим и правовым вопросам
-        Предоставлениеинформации об услугах других организаций и содействие в их получении
-        Оказаниекомплексной помощи по выводу семьи из кризиса
2. Помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями
-        Комплекснаяоценка потребностей ребенка и реализация индивидуальной программы помощи
-        Работа на дому сдетьми с тяжелыми формами нарушений при активном участии членов семьи
-        Обучениеродителей навыкам ухода за детьми и их развития в домашних условиях
-        Преодолениесоциальной изоляции детей с особыми потребностями
3. Работа с семьями группы риска и местным сообществом
-        Семинары-тренингидля детей и родителей
-        Клубная работа сдошкольниками, младшими школьниками и подростками
-        Развитиеволонтерского движения подростков
-        Группывзаимопомощи родителей, совместно участвующих в решении своих проблем
-        Досуговая иобразовательная программы
Сейчас услугами пользуются около 2000 детей из почти 1700семей.
Службы поддержки детей и семей уже работают в Выборгском иНевском районах Санкт-Петербурга. Они оказывают комплексную адресную помощь всоответствии с потребностями ребенка и семьи.
Партнеры:
-        Городская ирайонные администрации
-        Районные отделыобразования, здравоохранения и социальной защиты населения
-        Органы опеки ипопечительства
-        Муниципальныесоветы
-        ГУВД
-        Районные игородские неправительственные организации
Международная благотворительная организация«Эвричайлд» (Великобритания) помогает детям в пятнадцати странахмира. История «Эвричайлд» в России насчитывает более пятнадцати лет.
В соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка организация«Эвричайлд» развивает социальные услуги для детей и семей в целяхпрофилактики распада семьи, способствуя совершенствованию региональной инациональной социальной политики. Организация «Эвричайлд» работает сдетьми и для детей. Специалисты фонда убеждены в том, что важно знать иучитывать потребности развития детей при любой форме профессиональной помощи иобеспечивать участие детей и их родителей в планировании и создании услуг.
Деятельность «Эвричайлд» в Россиипроектно-ориентирована. Все проекты объединяет общая цель четырехлетнегостратегического плана (2007-2011 годов.), а именно: снижение численности детей,попадающих в интернатные учреждения, и повышение численности детей,возвращенных в семьи.
«Эвричайлд» оказывает профессиональную, методическуюи финансовую поддержку службам, осуществляющим защиту прав детей ипредоставляющим социальные услуги детям и семьям.
Международная благотворительная организация создает иразвивает инновационные услуги самостоятельно или в партнерстве с другими НКО игосударственными организациями, внедряет новые методы и технологии социальнойработы, повышает квалификацию специалистов на основе передового российского имеждународного опыта социальной работы.
Рассмотрим некоторые действующие проекты благотворительногофонда «Эвричайлд», реализуемые в России.
Проект «Эффективные социальные службы для детей группыриска».
На пути решения проблемы социального сиротства есть многопрепятствий, среди которых и недостаток квалифицированных и опытных сотрудниковсоциальных служб, и недоверие социальным службам, и недостаточное участиепрофессионального сообщества и НГО в политических и законодательных инициативахпо защите прав детей.
Проект «Эффективные социальные службы для детей группыриска», осуществляемый Филиалом благотворительной компании «Эвричайлд»(Великобритания) в РФ совместно с Санкт-Петербургской общественной организацией«Врачи детям» при финансовой поддержке Европейской Комиссии, призвансодействовать преодолению этих препятствий.
Цель проекта — создание равных жизненных возможностей длядетей через развитие местных служб помощи ребенку и семье и содействиеразработке федеральной и региональной политики в области защиты прав ребенка
В среднем 200 сотрудников 20 недавно созданныхгосударственных учреждений социальной помощи воспользуются услугамиметодического сопровождения и профессиональной поддержки. Для 400 сотрудниковучреждений, направляющих детей в интернатные учреждения, милиции, ООиП,поликлиник и образовательных учреждений будут проведены 8 информационныхмероприятий, в результате чего специалисты будут лучше понимать роль ивозможности городских социальных служб.
Также будет сформирована адвокативная группа, представляющаявсе регионы страны. Группа будет участвовать в законодательной деятельности,некоторые ее участники уже вошли в состав Общественной Палаты РФ.
Проект сформирует новые навыки и повысит уверенность всобственных силах у лиц, вовлеченных в сферу общественного контроля запринятием решений и в планирование социальной политики. Результатом станутпроекты политических документов или планов действий, единый набор посланий, которыебудут учтены при разработке федеральной и региональной социальной политики вотношении детей на 2011-2014 гг. Созданный ресурсный центр на базе организаций«Эвричайлд» и «Врачи детям» будет активно использоваться городскими властями испециалистами по социальной работе. В среднем 2000 детей получат поддержку отспециалистов новых служб, обученных проводить оценку потребностей ребенка иоказывать психолого-педагогические и социальные услуги с учетом передовойпрактики. Среди направляющих учреждений повысится доверие к социальным службами их роли в профилактике социального сиротства, возрастет количествонаправлений в социальные службы.
В перспективе пользу от проекта получат дети, ежегоднопоступающие в интернатные учреждения страны, а также сотни тысяч детей и семей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проект «Мониторинг положения женщин и детей с точкизрения НГО в ряде регионов Российской Федерации».
Для изучения воздействия мирового финансового кризиса наблагополучие семей и детей благотворительная компания «Эвричайлд» начинаетновый проект под названием «Мониторинг положения женщин и детей с точкизрения НГО в ряде регионов Российской Федерации». Проект проводится прифинансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с 1 сентября 2009 года по 31августа 2010 года.
Цель проекта — обобщить сведения, полученные от широких слоевнаселения. Такие сведения призваны дополнить доступную в России макроинформациюо влиянии глобальной рецессии на детей и семьи в выбранных регионах РоссийскойФедерации.
От 27 НКО из 12 или более регионов страны«Эвричайлд» соберет количественную и качественную информацию ипроанализирует ее на основании согласованных с ЮНИСЕФ показателей.
Выявленные факты помогут ответить на вопрос, какие проблемы ивопросы требуют дополнительного внимания специалистов, занимающихся помощьюсемьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Полученные результатыбудут предоставлены в ЮНИСЕФ для последующего использования.
Регионы проекта: Владимирская (1 НКО), Калужская (1 НКО), Ленинградская(1 НКО), Новосибирская (2 НКО), Нижегородская (1 НКО), Псковская (1 НКО),Мурманская (1 НКО) Свердловская ( 2 НКО) области, Красноярский край (1 НКО), Карелия(1 НКО), Москва (10 НКО) и Санкт-Петербург (5 НКО).
Выбор регионов объясняется тем, что НКО, работающие там,входят в сеть по деинституционализации, созданную в рамках предыдущего проекта«Эвричайлд», и готовы участвовать в данной деятельности.
Целевыми группами проекта станут представителипрофессионального сообщества в области деинституционализации — руководители испециалисты детских домов, домов ребенка, отделов опеки и попечительства,центров поддержки семей и детей и НКО; а также семьи, находящихся в труднойжизненной ситуации.
Проект «Развитие социальных служб для ребенка исемьи».
Проект начал свою работу в 2004 году. Он направлен напредотвращение детской безнадзорности, физического и психологического насилия всемье, а также отказа от ребенка и помещения его в государственное сиротскоеучреждение.
Многих этих проблем можно избежать, если оказать семьесвоевременную информационно-консультативную поддержку и помощь в решениипроблем – социально-психологических, правовых и материальных. Государственныеучреждения, занимающиеся социальной помощью населению, имеют очень ограниченныйштат сотрудников. По существующим нормам на 15 тысяч населения полагается одинсоциальный работник. Очевидно, что имеющихся ресурсов и знаний не хватает дляоказания комплексной адресной помощи детям и семьям. Учитывая остроту иважность проблемы безнадзорности и социального сиротства, в рамках проекта«Эвричайлд» в партнерстве с районными администрациями и государственнымиучреждениями социальной защиты Выборгского и Невского районов Санкт-Петербургабыли созданы службы помощи детям и семьям, которые занимаются индивидуальнымсопровождением семей, находящихся в кризисной ситуации, а также групповойработой с детьми и родителями. «Эвричайлд» провел большую работу по подбору иобучению социальных работников этих служб и оплачивает их труд, при этомнекоторые из них уже официально оформлены как сотрудники государственныхучреждений и в будущем планируется их перевод на государственный бюджет. Врамках проекта также были проведены тренинги для всех специалистов посоциальной работе, работающих в государственных учреждениях Невского района.
Индивидуальная работа с семьей начинается с визита тудасоциального работника, который проводит комплексную оценку потребностей ирезервов семьи, оказывает эмоциональную и психологическую поддержку, а такжесоставляет вместе с родителями ребенка индивидуальный план по выходу изкризиса. Работа с семьей в среднем длится от 3-х до 6-ти месяцев в зависимостиот сложности существующих проблем, при этом частота визитов со временемуменьшается. Особенность нашей работы состоит в том, что она не сводится кразовой материальной помощи, которая может удовлетворить только текущие нуждыребенка и семьи, но не устранит причины кризисной ситуации. Ведь очень частоматериальные проблемы являются лишь следствием назревшего кризиса, а не егопричиной. Своевременно оказанная помощь по устройству ребенка в детский садик,информирование семьи о причитающемся ей по статусу государственном пособии,консультация по медицинским и правовым вопросам, помощь в оформлениирегистрации или паспорта, без которых невозможно устроиться на работу илиполучить бесплатную медицинскую помощь, — все это может кардинально улучшитьситуацию в семье без особых материальных затрат. Тем не менее, иногда первое,что приходится делать социальному работнику – это покупать продукты, когдаситуация в семье настолько бедственная, что нечем кормить ребенка. Для этихцелей у «Эвричайлд» существует специальный материальный фонд. Мы считаем принципиальноважным, что услуги, которые мы создаем, расположены по месту жительства. Этоэкономит время социального работника и позволяет эффективно использоватьресурсы местного сообщества: детские сады, школы, библиотеки, поликлиники имногое другое.
Межведомственное взаимодействие. Важным аспектом нашей работыявляется создание системы раннего выявления неблагополучия в семье. Чем раньшеоно обнаружено, тем легче его преодолеть. В этой связи очень важна слаженнаяработа различных государственных учреждений, таких как детские сады и школы,поликлиники, библиотеки, милиция. Важно, чтобы информация о проблемах детей исемей, с которыми они работают, своевременно поступала в службу социальнойподдержки, которая сможет на них быстро среагировать. За последний год намудалось наладить такое межведомственное взаимодействие в Невском районе. 102семьи (135 детей), нуждающихся в социальной поддержке, были выявлены поинформации, поступившей из различных учреждений района.
Групповая работа с родителями. Другое важное направлениедеятельности созданных с помощью «Эвричайлд» социальных служб, — это групповаяработа с родителями, детьми младшего возраста и подростками. Цель ее –выработать у взрослых и детей активную жизненную позицию, помочь им поверить вто, что они сами могут изменить свою жизнь к лучшему. Разные семьи имеют схожиепроблемы, и важно объединить их усилия, чтобы они могли помочь друг другу впреодолении трудностей, делиться жизненным опытом, и просто общаться друг сдругом. На территории действия наших проектов в Невском и Выборгском районахработают родительский клуб, «семейная гостиная», женский клуб, которые активнопосещают местные жители. Они имеют возможность придти туда всей семьей. В товремя как родители обсуждают интересующие их вопросы, участвуют винформационном семинаре или тренинге, с детьми занимаются отдельно играми идругими интересными вещами. Вот некоторые из тем родительских встреч:«Монетизация льгот», «Увеличение доходов семьи», «Поиск работы и ведениепереговоров с работодателем», «Организация летнего отдыха для детей». Семьямтакже оказывается помощь в трудоустройстве, организована группа надомного трудадля тех родителей, которые имеют маленьких детей или по другим причинам немогут надолго отлучаться из дома.
Групповая работа с детьми младшего возраста. В некоторыхсемьях малыши не посещают детский садик в силу отсутствия в нем свободных мест илидороговизны его оплаты, родители часто не имеют возможности заниматься сосвоими детьми, и те вынуждены сидеть дома в четырех стенах без общения сосверстниками. Для групп таких детей сотрудники служб проводят занятия посоциализации, где дети имеют возможность общаться друг с другом и развиватьнавыки коммуникации, что очень важно для их последующей учебы в школе. Большойпопулярностью пользуются уроки безопасности, где малышей учат, как вести себяна улице, при встрече с незнакомыми людьми, или когда они находятся одни дома.Эти занятия проходят в игровой форме с видео- и фотоматериалами. Такие же урокибезопасности сотрудники служб проводят в некоторых детских садах, которые оченьв этом заинтересованы. Активное участие малыши принимают в различных творческихконкурсах и праздниках.
Групповая работа с подростками направлена на то, чтобыуберечь их от негативного влияния улицы, привить им позитивный круг интересов иактивную жизненную позицию. Сюда входят тренинги по профилактике поведениявысокой степени риска, тренинги по коммуникативным навыкам и профориентации,дискуссионный видеоклуб, а также различные экскурсии и праздники. В результатеэтой работы сформировался актив подростков, которые привлекаются волонтерами кработе проекта, а также творческая подростковая группа, которая занимаетсясъемками фильма и социальных проблемах микрорайона «Рыбацкое».
Отличительной особенностью работы «Эвричайлд» является то,что семья является партнером и активным участником процесса социальнойреабилитации. Главная задача – помочь родителям и детям поверить в свои силы,мобилизовать внутренние резервы, научить их справляться со схожими проблемами,которые могут возникнуть у семьи в будущем. Все это означает, что работа фонда имеетдолговременные устойчивые результаты, которые принесут пользу не только детям исемьям, включенным в наши проекты, но и всем жителям районов, где работает фонд.
Таким образом, партнерство между компанией «Эвричайлд» изаинтересованными сторонами будет и дальше успешно продолжаться на высокомуровне. За последние два года достигнуты заметные результаты. Об этотсвидетельствуют результаты выполненных проектов, рост числа детей, которыхпринимают «замещающие семьи», и главное – в обществе растет понимание, чтолучшим местом для ребенка является все-таки не интернат, а замещающая семья. Этомуспособствовала большая совместная работа благотворительной компании «Эвричайлд»с министерствами образования и здравоохранения, другими государственными инегосударственными российскими структурами.
2.2 Цель, задачи, этапы и организацияисследования
Проблема: На сегодняшний день участие в проекте «Передышка»настораживает многих родителей с детьми с синдромом Дауна. Родители переживаюто том, как их ребенок будет себя чувствовать в принимающей семье. В то же времяпередышка действительно необходима многим родителям, так как у многих из нихпросто некому доверить ребенка в то время, когда необходимо решитьмногочисленные административные дела. Противоречие между необходимостьюпередышки и страхом участия в программе и составляют проблему исследования.
Цель исследования – определить эффективность деятельностипроекта «Передышка» благотворительного фонда «Эвричайлд».
Задачи:
Выявить основные причины и потребности участия в проектеродителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна;
Охарактеризовать основные страхи и опасения, возникающие уучастников проекта;
Определить результаты проекта и отношение к проекту уродителей, которые стали его участниками.
Объект исследования – родители детей с синдромом Дауна,желающие участвовать в проекте «Передышка».
Предмет исследования – мнение родителей детей с синдромомДануна о проекте «передышка».
Выборка составляет 50 человек. Мужчины и женщины, имеющие всемье ребенка с синдромом Дауна, проживающие в г. Санкт-Петербурге и желающиепринять участие в проекте «Передышка».
Содержание запрашиваемой информации: мнения родителей опроекте и об оптимальных формах взаимодействия с принимающей семьёй
Формы представления результатов исследования: в форме отчётас использованием диаграмм.
Основные этапы исследования:
Подготовка исследования; На данном этапе была сделана выборкаиспытуемых, составлена анкета и определено время проведения исследования.
Сбор первичной социологической информации; На данном этапебыл проведён анкетированный опрос родителей, имеющих в семье ребёнка ссиндромом Дауна, участвующих в проекте.
Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка ианализ обработанной информации и оформление выводов. На данном этапе былиобработаны полученные данные, сделаны выводы.
Проведение проекта «Передышка» с участниками опроса.
Повторный анкетированный опрос. На данном этапе был проведёнповторный анкетированный опрос родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромомДауна, которые уже поучаствовали в проекте «Передышка».
Гипотеза исследования: можно предположить, что настороженноеотношение к проекту «Передышка» у родителей с ребёнком с синдромом Дауна будет преодоленос помощью информирования родителей о принимающих семьях и о положительном опытеуспешно участвующих в проекте семей. 2.3 Результаты анкетирования родителей до мероприятия
Мы провели исследование с целью узнать мнение родителей ссиндромом Дауна о проекте. Выборка состояла только из родителей, которые далисогласие на участие в проекте, то есть тех родителей, у которых былапотребность в этом. Результаты первичного исследования представлены ниже:

Вопрос 1. Ваш пол.
Результаты показывают, что в основном опрошенные участникипроекта – женщины. В исследовании принимали участие 44 женщины и 6 мужчин.
Вопрос 2. Возраст.
В исследовании принимали участие родители детей с синдромомДауна в возрасте от 32 до 49 лет.
Вопрос 3. Кол-во детей в семье.
Как правило, в семье, где воспитывается ребёнок с синдромаДауна – он единственный ребёнок. Только 8 детей из 50 имеют братьев или сестер.И только две семьи из них являются многодетными.
Вопрос 4. Как Вы считаете, участие в программе поможет Вам:
1.        Отдохнутьфизически
2.        Сделатьнеотложные дела
3.        Отдохнутьморально
4.        Другое (указать,что именно).
На данный вопрос можно дать не один ответ, а отметить все,которые как считают родители, актуальны для них. 38 родителей ответили, что онисмогут благодаря проекту отдохнуть физически, 26 считают, что смогут отдохнутьморально и 23 указывают на возможность сделать неотложные дела. 11 респондентовответили «другое» и так как вопрос анкеты был открытым, мы проанализируемответы.
Родители, давшие ответы на этот вопрос называли следующиефакторы: «восстановится», «уделить время себе», «почувствовать себя в норме» ит.п.
Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимальнопребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?
1.        На несколькочасов
2.        На два-три дня
3.        Более 3 дней
По данному вопросу были получены следующие результаты: 41родитель считаю целесообразным отдать ребёнка лишь на 2-3 часа, только 6родителей могут представить себе оставить своего ребенка с синдромом Дауна на2-3 дня и только трое опрошенных могут отдать ребёнка на срок более 3 дней.
Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающейсемье?
Этот вопрос предполагает открытые ответы родителей.
Таким образом, основными требованиями можно считать доброту,опыт по общению с детьми с отклонениями и профессионализм.
Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по10-бальной шкале.
Таким образом, основная часть родителей имеют степень доверияк принимающей семье от 5 до 9 баллов (37 родителей).
Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семьебудет способствовать социальной адаптации Вашего ребёнка?
1.         Да
2.         Нет
3.         Не знаю
Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семьебудет способствовать развитию Вашего ребёнка?
4.         Да
5.         Нет
6.         Не знаю
Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программеможет как-то навредить Вашему ребёнку?

Ответ представлен на рисунке 1.
 
/>
Рис. 1
 
Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие впроекте?
Большинство родителей на этот вопрос ответили, что участие впроекте вызывает у них беспокойства безопасности за своего ребенка. Ониозабочены тем, что принимающая семья не сможет должным образом, заботиться оребёнке с синдромом Дауна и ребенку может угрожать опасность.
Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей ссиндромом Дауна участвовать в этом проекте?
Ответ представлен на рисунке 2.
 
/>
Рис. 2

Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?
В основном пожелания сводились к пожеланию удачи и пожеланийбыть смелее и не переживать. 2.4 Описание проекта «Передышка»
Далее, после проведения опроса, родители участвовали впроекте «Передышка». Его описание представлено в данном параграфе.
Филиал благотворительной компании “Эвричайлд”(Великобритания) в РФ с октября 2007 года по июнь 2009 года реализует проект“Создание модели услуги кратковременного размещения детей с особымипотребностями в профессиональных принимающих семьях”.
Цель проекта – создание работающей, устойчивой модели услугидля детей с особыми потребностями и их семей, базирующейся на предоставлениисемьям возможности кратковременного размещения ребенка с особыми потребностямив хорошо подготовленной и обученной принимающей семье.
Многие из этих детей, не имея возможности в силу тяжестисвоего заболевания посещать воспитательные и учебные детские учреждения,замкнуты в четырех стенах своих квартир без доступа к образовательным имедицинским услугам. Их родители, не получая достаточной помощи от государства,нуждаются в поддержке, чтобы обеспечить своим детям все необходимое для ихразвития.
Нередко альтернативой домашнего ухода для таких детейстановятся специализированные дома-интернаты, куда родители помещают своегоребенка от безысходности, не имея возможности и средств растить егосамостоятельно. Отношение к инвалидности в обществе все еще остаетсянегативным, а государственная система социального обеспечения детей с особымипотребностями развита недостаточно.
Уход за ребенком с особыми потребностями требует большихсредств, усилий и практически не оставляет свободного времени, особенно вусловиях, когда в семье только один родитель. Это зачастую приводит кнакоплению усталости вплоть до угрозы игнорирования или даже отказа от ребенка.Предполагается, что родители получат возможность размещать ребенка с особымипотребностями на период от нескольких часов до 15 дней в году в принимающейсемье.
Таким образом, у них появится свободное время, чтобы решитьсрочные проблемы, совершить командировку или просто немного отдохнуть и уделитьвнимание своему здоровью. Услуга также позволит детям с различными нарушениямиустановить отношения с другими людьми помимо членов своей семьи, что оченьважно для преодоления социальной исключенности.
В ходе реализации проекта был создан банк принимающих семей,готовых заботиться о детях с особыми потребностями. Такая семья сможет принятьребенка на несколько часов или несколько суток. Для подготовки принимающихсемей проводятся специальные тренинги и семинары, им будет оказана всяческаяподдержка.
Проект предполагает также оказание психологической поддержкисемьям, имеющим детей с особыми потребностями, формирование доверия кпринимающим семьям и новой услуге.
Создатели проекта уверены, что созданная услуга получит вдальнейшем распространение не только в Санкт-Петербурге, но и на всей территорииРоссийской Федерации. 2.5 Проведение анкетирования после мероприятия
После участия в программе было проведено повторноеанкетирование родителей детей с синдромом Дауна, участвующих в проекте.
Результаты первичного исследования представлены ниже:
Первые три вопроса не задавались, так как ответы на них немогли измениться после участия в программе.
На вопрос 4 о том, что участие в программе помогло, ответилиследующим образом:
44 родителей ответили, что они смогли благодаря проектуотдохнуть физически, 35 считают, что смогут отдохнуть морально и 32 указываютна возможность сделать неотложные дела. 21 респондентов ответили «другое» и таккак вопрос анкеты был открытым, мы проанализируем ответы.
Родители, давшие ответы под пунктом другое называли следующиефакторы: «восстановится», «дать передышку», «осмотреться», «поспать», «уделитьвремя себе», «почувствовать себя в норме» и т.п. (рис. 3).
/>
Рис. 3
 
Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимальнопребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?
Тут мы видим, что по сравнению с ответами перед участием впроекте родители теперь считают, что ребенка можно отдать на более длительныйсрок.

/>
Рис. 4
По данному вопросу были получены следующие результаты: 31вместо 41 родителя считаю целесообразным отдать ребёнка лишь на 2-3 часа, теперь16, а не 6 родителей могут представить себе оставить своего ребенка с синдромомДауна на 2-3 дня и также трое опрошенных могут отдать ребёнка на срок более 3дней (рис. 4).
Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающейсемье?
Этот вопрос предполагает открытые ответы родителей. Полученныеответы были нами проранжированы по частоте и на их основе представлен рисунок 5.
/>
Рис. 5

Отметим, что после участия в проекте родителей большесмелости отводят принимающей семье, более ценят умение договариваться, но менеетребовательны к профессионализму и доброте принимающих родителей.
Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по10-бальной шкале.
Таким образом, степень доверия к принимающей семье выросла,теперь основная часть родителей имеют степень доверия к принимающей семье от 8до 10 баллов (35 родителей).
Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье способствуетсоциальной адаптации Вашего ребёнка?
Ответ представлен на рисунке 6.
 
/>
Рис. 6
 
Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семьебудет способствовать развитию Вашего ребёнка?

Ответ представлен на рисунке 7.
 
/>
Рис. 7
 
Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программеможет как-то навредить Вашему ребёнку?
Ответ представлен на рисунке 8.
 
/>
Рис. 8
 
Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие впроекте?
После участия в проекте родители по прежнему отвечали, что участиев проекте вызывает у них беспокойства безопасности за своего ребенка, но теперьони свои опасения не связывали с тем, что принимающая семья не сможет должнымобразом, заботиться о ребёнке с синдромом Дауна и ребенку может угрожать опасность.А скорее опасались за непредвиденные обстоятельства.
Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей ссиндромом Дауна участвовать в этом проекте?
Ответ представлен на рисунке 9.
 
/>
Рис. 9
 
Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?
Теперь пожелания сводились к тому, что бы родители не боялисьучаствовать в проекте и рассказали всем другим родителям детей с синдромомДауна о таком замечательном проекте.
Заключение
Социальная сфера в Российской Федерации сегодня создаетбольше сложных вопросов, чем получает ответов. Привычными стали такие проблемы,как бедность, безработица, преступность, безнадзорность и другие.
Но надо отдать должное органам власти, местногосамоуправления — в последние годы социальной сфере уделяется все большевнимания. Отметим, что несмотря на множество принимаемых мер, изменений незаметно.
В России до настоящего времени не произошло формированиячетких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, в томчисле и такого важного института как система участия НКО в социальномобслуживании населения. Для которого характерны чрезвычайно высокаяпатерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественныеинституты.
В течение последних лет социальная защита населения Россииориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных,жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Наопределенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решениязадач в этой сфере и представлялся удачным.
Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочногоэффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, наперспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения вцелом. Таким образом, НКО может носить не только реактивный характер, но испособствовать профилактике кризисных ситуаций.
Реабилитация инвалидов и поддержка их семей в настоящее времяявляется одним из актуальных и приоритетных направлений государственнойполитики в социальной сфере. Это связано с тем, что на этапе коренныхсоциально-экономических перемен в нашей стране наблюдается усиление внимания кпроблемам тех категорий граждан, чьи права и свободы в наибольшей степенинуждаются в защите со стороны государства. Кроме того, Россия, став членомСовета Европы, обязалась придерживаться тех принципов, которые лежат в основеего деятельности в области социальной политики, в частности, конвенций исоглашений, посвященных реабилитации инвалидов.
Одним из основных принципов социальной политики развитыхстран в отношении инвалидов (и особенно детей) является принцип их интеграции вобщество и независимости. Однако следует признать, что без проведения особыхмероприятий на разных уровнях невозможно воплотить в жизнь этот самый важныйдля большинства инвалидов принцип.
Именно в этой сфере будущее принадлежит НКО.
По мнению многих наблюдателей, российские НКО — не толькоподходящее средство решения наиболее тяжелых проблем страны, но и показательвозникающего «гражданского общества». Призывая к возрождению общества, НКОвыступают за абсолютно новый, по сравнению с коммунистическим режимом, способпринятия и выполнения решений. Под лозунгом «самопомощи», «плюрализма всоциальном обеспечении» или «третьего сектора» НКО часто выступают в качестведополнения и даже альтернативы традиционному государственному покровительству.
Некоммерческие общественные организации — это довольнонеопределенная категория, включающая в себя широкий спектр: от крупныхблаготворительных организаций с профессиональным штатом сотрудников донебольших групп самопомощи, не имеющих даже офиса или телефонной связи.
Таким образом, НКО могут быть рассмотрены как политическиедействующие лица, поскольку они стараются поддержать и представить интересысвоих членов или клиентов на политической арене. К тому же они действуют какпроизводители социальных услуг, снабжающие определенный круг их получателей иклиентов специфическими благами, т.е. различными социальными услугами. Наконец,НКО может стать социальным клубом, где поощряются различные формы общественнойжизни. На фоне этого «возможного набора» задач основной эмпирический вопроссостоит в том, «до какой степени и в каком виде НКО наиболее склонны выполнятьпредставительские, производительные и коммунитарные функции»? Можнопредположить, что решающую роль в определении функций НКО играют общиеинституционализированные условия, т.е. исторические, культурные и социальныефакторы.
Исходя их этих предпосылок, мы раскрыли тему работы иреализовали цель работы в связи с поставленными задачами.
В первой главе дипломной работы мы проанализировали документыи материалы, иллюстрирующие стратегии адаптации к новым условиям существованияНКО. Проанализированы нормативно-правовые акты и список организаций,действующих в этой сфере.
Завершающая часть дипломной работы заключается в проведенномисследовании результатов проекта «Передышка» для родителей детей с синдромомДауна в Санкт-Петербурге.
Список использованных источников
1.     Баркер Р. Словарьсоциальной работы. — М.: Институт социальной работы, 1994.
2.     Борисов В. Естьли в России социальное партнерство? // Человек и труд. — Вып. 11. – 1999.
3.     Вдовиченко Л.Н.Конфликтогенные факторы в Российской Федерации // Вестних Московскогоуниверситета. Серия 18. Социология и политология, 1995, № 3, с. 92.
4.     Гайнуллина Ф.И.,Мирсияпов Т.А. Профсоюзы Татарстана: история, современность, перспективы. –Казань: Издательство КГУ, 1997 – 10 с.
5.     Грачев Л.К. Программасоциальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.- М., 1992.
6.      Гулина М.А.Психология социальной работы. – СПб.: “Питер”, 2002.
7.      Гусева Н.К.Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации.- Н.Новгород:НГМА, 1999 г.
8.      Дементьева Н.Ф.Перспектива реабилитационной ориентации центров социального обслуживания //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1999 г. № 2.
9.     Дементьева Н.Ф.,Пузин С.Н. Технология социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражениемопорно-двигательного аппарата // Медико – социальная экспертиза иреабилитация.- 2000 г. № 2.
10.   Дементьева Н.Ф.,Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособныхграждан. – Москва: ЦИЭТИН, 1991 г.
11.    ДобровольскаяТ.А., Шабалина Н.Б. Социальные проблемы инвалидности // Социологическиеисследования. – 1992.- № 5.
12.   Доманин А.Б.Становление и развитие института социального партнерства в российских условиях.// Социально-гуманитарные знания. № 4. 2004. с. 205-219.
13.   Заяц О.В. Опыторганизационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений иорганизаций. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
14.   Здравомыслов А.Г.Россия на пути преодоления кризиса. М., 2007, с. 6.
15.   Кляйнеберг М.Некоммерческие общественные организации в Российском секторе социальногообеспечения. — 2000 год, том III, выпуск 1.
16.   Корнюшина Р.В.Зарубежный опыт социальной работы. — Владивосток: Издательство Дальневосточногоуниверситета, 2004.
17.   Леванков В.А.Стратегия социального управления: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 92с.
18.   Новикова К.Н.Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. — Казань,1996 г.
19.   Основыреабилитации инвалидов в системе социальной работы // Развитие социальнойреабилитации в России. – М, 2000.
20.   Основы социальнойработы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М, 1997.
21.   Профсоюзы игосударственная власть в условиях общественных перемен конца XX в. – Казань:Издательство КГУ, 1996.
22.   Развитие сетиреабилитационных учреждений для инвалидов в Российской Федерации // Социальнаяработа № 4, 2002.
23.   Рогова Г.В.Социально-политические процессы и судьбы рабочего движения в России//Мироваяэкономика и международные отношения, 1996, № 8.
24.   Семигин Г.Ю.Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль», 1996 – 206 с.
25.   Словарь терминовпо социальной работе. – Калуга: 1992 г.
26.    Соколова И.А.Организация социальной реабилитации инвалидов на базе муниципального центрасоциальной защиты населения // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.2000 г. № 2.
27.   Солосин С.В.Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук;Казань, 2002.
28.   Социальнаяработа: теория и практика. Учебное пособие. — М.: “Инфра-М”, 2002 г.
29.   Социальнаяреабилитация детей // Спецкурсы по социальной педагогике.- СПб, издат-во РГПУ,1998 г.
30.   Социально –бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Пособие для социальных работников.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”,1997.
31.   Справочноепособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой. — М.: Юристъ, 1997.
32.   Теория и методикасоциальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. — М.: Проспект, 1994.
33.   Теория и практикасоциальной работы6 проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСИ, 1992 г.
34.   Технологиисоциальной работы: Учебник под общ. редакцией проф. Е.И. Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2002.
35.   Федеральный законот 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения вРоссийской Федерации».
36.   Холостова Е.И.,Осадчих А.И. Cоциальная работа с инвалидами. – М.: Ин-т социальной работы, 1996г.
ПриложениеАнкета для участника проекта (родителя ребенка с синдромом Дауна)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Вопрос 1. Ваш пол
Вопрос 2. Возраст
Вопрос 3. Кол-во детей в семье
Вопрос 4. Как Вы считаете, участие в программе поможет Вам:
5.        Отдохнутьфизически
6.        Сделатьнеотложные дела
7.        Отдохнутьморально
8.        Другое (указать,что именно).
Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимальнопребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?
1.        На несколькочасов
2.        На два-три дня
3.        Более 3 дней
Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающейсемье?
Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальнойшкале.
Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семьебудет способствовать социальной адаптации Вашего ребёнка?
7.         Да
8.         Нет
9.         Не знаю
Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семьебудет способствовать развитию Вашего ребёнка?
10.      Да
11.      Нет
12.      Не знаю
Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программеможет как-то навредить Вашему ребёнку?
Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие впроекте?
Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей ссиндромом Дауна участвовать в этом проекте?
Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?
Спасибо за внимание!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Внедрение городской интеллектуальной транспортной системы в России, итс в России». Как известно, на заседании правительства Москвы сообщили о том, что к 2013 году будет внедрена экспериментальная городская интеллектуальная транспортная система в Мос
Реферат Вендельский период
Реферат Константин Дмитриевич Бальмонт
Реферат Aging Advertisement Essay Research Paper Terry Argie12301Soc
Реферат Програма провідник Основні прийоми роботи із програмою Провідник опис усіх пунктів меню
Реферат Неуспевающий ребенок как психолого педагогическая проблема
Реферат Социальная политика и экономическая безопасность
Реферат Adam Smith Essay Research Paper In eighteenth
Реферат Герон Александрийский
Реферат Буття як проблема філософії
Реферат Бредовский поход
Реферат 300012, Тульская область, г. Тула, ул
Реферат An Intertwining Of Hinduism And Buddhism Essay
Реферат Галицийская Социалистическая Советская Республика
Реферат Внешняя политика южно- и северорусских земель