Контрольнаяпо социологии
План
1.Общие основы социальных группировок и виды социальных групп. 2
2. Социальная стратификация и классовая структура общества. 8
3. Основные теории возникновения неравенства. 17
Список литературы… 22
1. Общие основы социальных группировок и виды социальныхгрупп
Общество как целостная социокультурнаясистема состоит из множества подсистем с различными системообразующими качествами.Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности. Социальнаяобщность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов,отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектомсоциального действия, поведения[[1]].
Социальные общности отличаются огромнымразнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Сложнаясовокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса:массовые и групповые общности. В этой работе мы уделим внимание именно групповымобщностям – социальным группам.
Несмотря на то, что понятие группы являетсяодним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно егоопределения. Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденномсмысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляютсобой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторыхиндивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этомразделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенныхграниц. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиесяв определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научномсмысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяетсякак агрегация — некоторое количество людей, собранных в определенном физическомпространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. Второй случай — этоприменение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с однойили несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики,старики, курильщики представляются нам группой. Такое понимание также не являетсянаучным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристикамиточнее подходит термин «категория»
Тогда что же представляет собой социальнаягруппа?
Очевидно, что подлинно человеческое существованиевозможно лишь в соединении взаимодействующих групп людей, которые застают на каждыймомент определенные общественные отношения (прежде всего, производственные), вступаютв эти отношения. следовательно, механизм существования и развития социальных группи социальных отношений «скрыт» в системе человеческой деятельности. Именно отношениямежду людьми в процессе этой деятельности – основа формирования и воспроизводствасоциальных групп. Системность и целостность социальным отношениям как особому типуобщественных отношений придают потребности и интересы социальных групп, т.е. совокупностилюдей, обладающих чертами сходства по объективному положению в системе общественныхотношений.
Российский социолог Г.С. Антипова определяетсоциальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющихобщественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности[[2]].Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов,определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежностьк данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Такимобразом, Р.Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие,членство и единство.
Фролов С.С., определяет социальную группу,как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемыхожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении можно увидетьдва существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:I) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждогочлена группы относительно других ее членов[[3]].
В соответствии с этим определением, пассажирысамолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, покасреди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих междусобой. Эти группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивоеожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, толькобеседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные, неустойчивые группы всоциологии называются квазигруппами.
Таким образом, квазигруппа — появляющаясянепреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, авзаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностьювозникновения и неустойчивостью. Чаще всего существуют непродолжительное время,после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаютсяв устойчивые социальные группы. Квазигруппы имеют множество видов:
Аудитория — социальная общность людей, объединеннаявзаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информациейи доводящими ее до этой общности).
Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутомфизическом пространстве общностью интересов. Толпы можно разделить на нескольковидов в зависимости от способа их формирования и поведения:
1) Случайная толпа. Примером такой толпы может быть обычноесобрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости,столкновение автомобилей и т.п.)[[4]].
2) Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующеесяи относительно структурированное[[5]].
3) Экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целяхличностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе ужеявляется целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивалии т.д.
4) Действующая толпа. Под термином «действующая»подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другиеформы общностей с экстремальными типами поведения. Одной из важных форм действующейтолпы является сборище -эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственнымдействиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намеренияхи требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляютсянепосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер.После этого сборище, как правило, распадается[[6]].
Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивымсоциальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского«социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с оченьслабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».[[7]]Фролов С.С. считает, что социальные круги — это социальные общности, созданные сцелью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общихцелей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основнаяфункция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями,аргументами.[[8]]
Существуют несколько разновидностей социальныхкругов: Контактные круги — это социальные общности людей, постоянно встречающихсяна спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованностив теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениватьсямнениями по интересующим их вопросам. Профессиональные круги, или круги коллег,- это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительнопо профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях,симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболееизвестны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обменаинформацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являютсяболее прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивыесоциальные группы. Дружеские круги — это социальные общности по обмену информацией,возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Статусные социальныекруги — социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов,имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократическиекруги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров.Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковыестатусы[[9]].
Итак, квазигруппы могут рассматриватьсякак некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимисявзаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп,то коротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.
Существую группы, разделяемые по принадлежностик ним индивидов: Аутгруппа — группа людей, по отношению к которой индивид не ощущаетчувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как«не мы», или «чужие». Ингруппа — группа или социальная категория,по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности.Индивид видит членов этой группы, как «мы».
В современном обществе индивид принадлежитодновременно к многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповыхсвязей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студентамладшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курсавместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды,где они входят в ингруппу.
Группа референтная — реальная или условная социальная общность,с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценкикоторой он ориентируется в своем поведении и самооценке[[10]].
В зависимости от плотности, формы осуществлениясвязей и характеру взаимоотношений между членами групп различаются большие и малые,первичные и вторичные социальные группы.
Группа малая — это группа, в которой общественныеотношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит изнебольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикамот групп большого размера. Разновидностью малых социальных групп являются первичныегруппы.
Группа первичная — группа, в которой происходит первоначальнаясоциализация индивидов и отношения в ней носят интимный, личностный, неформальныйхарактер. Основной целью членов группы является взаимное общение. Примером первичныхсоциальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивнаякоманда и т.д. Можно сказать что первичная группа выполняет роль первичного связующегозвена между обществом и личностью. В первичных группах каждый член видит другихчленов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходитчерез социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповьмвзаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В такихгруппах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальныевзаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга, прежде всегокак личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребностив общении
Группа вторичная — группа, социальные контакты и отношениямежду членами которой носят безличный характер. Такие группы направлены, как правило,на достижение общих целей и распадаются при отсутствии таковых. Основным типом вторичнойгруппы является социальная группа, сформированная для достижения определенных целей– организация (политическая, производительная, религиозная и т.д.).
Среди всех социальных групп особое местозанимают так называемые статусные группы — классы, слои и касты. Эти большие группы,возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низкимвнутренним социальным контролем[[11]],который тем не менее может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежностик статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу заповышение статуса своей группы.
Таким образом, социальные группы, (в отличиеот массовых общностей) характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, 2) относительновысокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е.наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождением вболее широкие общности в качестве структурных образований.
2. Социальная стратификация и классовая структура общества
Социальная структура[[12]]общества есть часть социальной системы, и объединяет в себе два компонента: социальныесвязи и социальный состав. Основными элементами социальной структуры общества являютсяиндивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальныефункции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы,социально-территориальные и иные общности. Социальная структура выражает объективноеделение общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различноеположение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.
Разнообразие отношений, ролей, позицийприводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводитсяк тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей,различающихся во многих аспектах. Так, в феодальной Европе главной характеристикойбыла принадлежность к определенному сословию: господ-феодалов, свободных горожанили зависимых крестьян; «свои» и «чужие» отделялись по цивилизационному признакупринадлежности к той или иной конфессии. А француз ты или англичанин, не имело особогозначения. В эпоху складывания национальных рынков и становления капитализма этническаяпринадлежность из горизонтального деления, не ставившего человека в более высокоеили низкое положения, стала превращаться в вертикальное. «Арап Петра Великого»,в новых обстоятельствах мог бы быть лишь на нижнем ярусе социальной башни. Знатностьпроисхождения и власть над зависимыми людьми вооруженных сеньоров уступает местомаркировке людей по богатству и собственности. В современных информационных обществаотмечается сосуществование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, тоотносительных автономных систем неравенства: власти, собственности, престижа.
Для описания системы неравенства междугруппами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация»- деление на общественные слои («пласты»); «страты» — социальные группы. Стратификацияподразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характериерархического ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях,и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членам общества. В самомобщем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеютнеравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
Любой человек занимает много позиций вобществе. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Например,возьмем любого из студентов; студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Но каждаяиз этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Каждаяиз социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности, есть «статус».Один из статусов человека определяет его социально, он-то и есть его главный статус.Социальный статус[13]есть место индивида или группы в иерархически организованной структуре. Под статусомподразумевается неисчерпаемый предписываемый человеку ресурс, открывающий для неговозможности влиять на общество и получать посредством этого ресурса привилегированныепозиции в системе власти и распределения материальных благ. Социальный статус определяетсяпоказателями, которые задаются типом социокультурной системы. Ныне особенно важнытакие критерии, как престиж профессии, уровень дохода, качество образования, объемвластных полномочий, размер собственности. Со статусом человека связана социальнаяроль, т.е. социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальнойпозицией личности в системе общественных или межличностных отношений[14].Модели поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением.Все виды социального поведения человека, его реализация себя как личности обеспечиваютсяпутем освоения и реализации в поведении социальных норм, предписываемых ему какпредставителю той или иной социальной общности.
Социальная стратификация подразумевает,что распределение благ в любом обществе основывается на нормах или на общепризнанныхправилах. Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения индивидови групп. С их помощью общество и социальные общности (классы, общины, социальныеорганизации) предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворятьих поведение; общество и отдельные общности на основе социальных норм направляют,контролируют, регулируют, оценивают это поведение. Нормы эти обычно отражают интересыглавным образом тех, кто обладает властью навязывать именно те правила, которыеони считают наилучшими, выгодными для себя. Стоит отметить, что почти в любом обществебольшинство людей соглашаются с такими правилами, хотя они находятся на нижних ступеняхсоциальной иерархии и обладают минимумом социальных и материальных благ.
Важным моментом социальной жизни являетсянеобходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам. Человекот рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым.Каждого ребенка приходится обучать «правилам игры», т.е. приучать к социальным нормам.Передача норм от одного социального поколения к другому жестко связана с их преемственностью.Каждое общество во всей своей справедливости – несправедливости неравенства воссоздаетсязаново с рождением каждого ребенка. Принадлежность к стабильно существующим реальнымсоциальным группам, часто задается передачей из поколения в поколение социальныхпозиций либо (и) всей совокупности черт поведения и установок. Тенденция наследованияпозиций – одно из свойств системы стратификации. Действие принципа наследованияпозиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеютравные шансы занять властные, обладающие высоким престижем и хорошо оплачиваемыепозиции. Здесь действуют два механизма селекции: 1) неравный (зачастую скрытый)доступ к подлинно качественному образованию; 2) неодинаковые возможности полученияпозиции в равной степени подготовленными индивидами.
Все сказанное относится к уровню межличностноговзаимодействия. Но на том уровне социального взаимодействия, на котором оперируетсоциология, изучая социальное неравенство, мы не имеем дела с индивидами. Их статус,роли – это лишь та поверхность, за которой скрывается подлинность социальности:социальные категории людей, их потребности и интересы, типы статусов и ролей, инаконец, группы во взаимодействии и взаимоотношениях. Для обозначения всей гаммыразличий между людьми существует понятие, по отношению к которому «социальная стратификация»,является видовым понятием по отношению к родовому. Это – «социальная дифференциация»источник социального многообразия, двигатель развития социальных систем. Термин«дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификациистатусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциациявызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциацияподразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальнымнеравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусови социального расслоения.
Как видим, в теории стратификации постояннообсуждается проблема равенства — неравенства. При этом под равенством понимают;1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенствошансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.); 4 равенстворезультатов. Неравенство, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей,но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологиособое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в качествеобразования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.
Социальное неравенство и социальная иерархияпозиций описываются разными моделями стратификации. Но в любом случае социальнуюстратификацию связывают с взаимодействием социальной дифференциации и социальнойоценки. Люди (и группы) при этом ранжируются выше и ниже в соответствии с той социальнойзначимостью, которой обладают выполняемые ими виды деятельности. Поэтому при рассмотрениипроблемы социального неравенства часто исходят из теории социально-экономическогоразделения труда, которое выражается в распределении последнего на организаторскийи исполнительский, умственный и физический, сложный и простой, квалифицированныйи неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный.Закрепленность различных групп людей за соответствующими родами деятельности естьоснова социального неравенства. Именно социально-экономическая разделенность трудаесть не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности,престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.
В научной литературе длительное времясосуществуют две традиции, по одной из них основными элементами общественного строенияпризнаются классы. Эта линия обычно связывается с марксизмом. Сторонники классовойтеории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественнойжизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественныеинституты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциациеймежду людьми. При этом внимание исследователей направлено не на род занятий индивидов,а на различия в их профессиональных позициях, не на доходы индивидов, а на распределениедоходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. В рамках же второйтрадиции понятие «социальная структура» раскрывает внутреннее строение и все многообразиесвязей в обществе. Так же часть общественных отношений, которая связана с иерархическиорганизованным взаимодействием групп людей, охватывается понятием «стратификация».
Проблема разграничения теорий стратификациии классовой структуры интерпретирована И. Краусом. «Стратификация и классовое деление,- пишет он, — разные структуры отношений. Стратификация – понятие описательное,подразумевающее некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь подходящегокритерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения … Классы… являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующеераспределение власти, преимуществ и других возможностей … классы формируются, когдасовокупность индивидов определяет свои интересы как сходные с интересами другихиз той же совокупности и как отличающиеся и противостоящие интересам другой совокупностилиц…». И.Краус подчеркивает важную роль в процессе формирования класса собственнойидеологии и создания классовой организации. И. Краус иначе, чем К. Маркс, представляетсебе объективные факторы, обусловливающие существование классов. В марксистскойтеории это прежде всего место в исторически определенной системе общественного производства,у И. Крауса – отношение к каким-либо социальным благам; поэтому любая страта, выделеннаяпо произвольно выбранному признаку, является потенциальным классом, а любая осознавшаяобщность своих интересов и организационно оформившаяся страта превращается в действительныйкласс.
Нам представляется, что для пониманияразницы между классовым и стратификационным подходами целесообразно обратится сначала к теории К. Марска. В его учении ведущее место отводится социально-классовойструктуре общества, которая представляет собой взаимодействие трех основных элементов:классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являютсяклассы. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов.Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделениятруда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классовпроисходил двумя путями: выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, котораяпервоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных,а также обнищавших соплеменников, попадающих в долговую кабалу.
Марксизм делит классы на основные и неосновные.Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает изгосподствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений,прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы,пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономическойформации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основуклассового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурнымэлементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои –это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженногоспецифического отношения к средствам производства, и следовательно, не обладающиевсеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса)и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскуюмонополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат,рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третьесословие» — городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе — интеллигенция.В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннеечленение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой.
Экономический подход к классам зафиксированв определении В.И. Ленина, ставшем хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет:«Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в историческиопределенной системе общественного производства, по их отношению (большей частьюзакрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественнойорганизации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественногобогатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которыходна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенномукладе общественного хозяйства» (Ленин В.И. Великий почин. Соч. Т. 39. с.15). Такимобразом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства.Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение)определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые),в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные).Борьба классов служит движущей силой общественного развития.
Несмотря на то, что ленинское определениеклассов, основанное на сугубо экономическом подходе, долгое время было превалирующим,часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование.Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включатьв себя политические, духовные и иные связи и отношения[[15]].
Итак, теперь сопоставим классы в марксисткойтеории и страты в функциональной теории. В чем разница? Признание класса означаетпризнание антагонизма, противоположности интересов больших общественных групп. Признаниеже страт означает признание определенных различий между людьми по каким-то признакам,- различий, которые приводят к слоевому размещению в обществе при продвижении ихснизу вверх. Марксистская теория классов занимается разделением общества, выявлениемобщественных противоположностей, а теория стратификации занимается общественнойдифференциацией. И тут речь идет не о различиях в терминологии. В первом случаевыделяются элементы дезинтеграции, внутренних антагонизмов, тогда как дифференциацияпредполагает целостность общества, его функциональную неразделимость.
Теория классов проводит разделение обществапо альтернативным признакам на эксплуататоров и эксплуатируемых, на владельцев средствпроизводства и на лишенных их, тогда как теория стратификации разделяет обществона основе одной или нескольких черт, имеющихся в наличии в каждой из групп, но вразличной степени( так, например, все имеют какой-то доход, но только различныхразмеров, и все в обществе имеют какой-то престиж, но неодинаковый).
В теории классов специфические экономические,политические и культурные интересы являются именно тем, что отделяет друг от другаклассы, а в теории стратификации категория «интересы» вообще не присутствует, аесли в исключительных случаях и присутствует, то не является обязательным атрибутомсоциальных слоев. С точки зрения приверженцев концепции К.Маркса, классы являютсяобъективно данными, т.е. они существуют независимо от сознания и представлений каких членов, так и внешних наблюдений. Сознание классового отчуждения марксистамирассматривается не как критерий для выделения класса, а как высокая ступень в развитиисамого класса. В большинстве же стратификационных подходов сознание самих членоввыделенных слоев или внешних наблюдателей играет главную или, по крайней мере, существеннуюроль в дифференциации общества.
Итак, в заключение можно сделать вывод,что классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферахжизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренныхсоциальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики,ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Классы как социально-политическаяобщность имеют общую для всех своих членов программу деятельности, которую вырабатываютего идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности,объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.
Что касается теории социальной стратификации,то она базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляетсобой реальную общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющихобщее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуреобщества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификациилежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статуснымпризнакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. Социологисчитают что понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятиемсоциальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должныприйти теории социальной стратификации, это необходимо потому, что понятие класса,годится для анализа социальной структуры прошлых обществ индустриального капиталистическогообщества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает. Во-первых,в истории помимо классов неравенство существовало в форме кастовой[[16]]и сословной систем. Кроме того в государственно-социалистических обществах функционироваласлоевая система, основанная на властных отношениях. во-вторых, в обществах классовоготипа всегда значительная (а зачастую и преобладающая) часть населения не входилав состав основных классов, образуя мозаику слове, сословия и других социальных единиц.В-третьих, в современных обществах все попытки выделения контрастных классов всечаще оказываются безуспешными в силу иерархически слоевого строения социума. В-четвертых,помимо основных социальных групп (классов или слоев) в обществе всегда существуетэтнорасовая, культурно-статусная стратификация.
Вывод, обобщающим понятием для научногоизучения и понимания отношений людей по поводу их неравенства: распределения власти,собственности, престижа, присвоения всех видов ресурсов – является «социальная стратификация».
3. Основные теории возникновения неравенства
Почти одновременно с Марксом и в противовесему свои представления о социальном неравенстве высказал Герберт Спенсер – авторестественно-органического учения о классах (1820-1903 гг). Стержень его подходак общественному развитию – признание аналогии между биологическим и социальным организмами.
По Спенсеру, всякое развитое обществоимеет три институциональных системы. Поддерживающая система – это организация частей,обеспечивающих в живом организме питание, а в обществе – производство необходимыхпродуктов. Распределительная система обеспечивает связь различных частей социальногоорганизма на основе разделения труда. Наконец, регулятивная система в лице государстваобеспечивает подчинение составных частей целому.
Источником классовых различий он считалзавоевание. Победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабамиили крепостными. Г.Спенсер находил в обществе три крупных системы органов – трикрупных класса. Низший класс выполняет функции поддержания жизни общества путемдобывания материалов для пищи и изготовления ее; средний класс занят доставкой этихпродуктов, их покупкой и продажей (они выполняют функции сосудистой системы у животных);высший класс – руководящий, направляющий, господствующий. Теория Спенсера представляласобой род апологетики и оправдание существующих общественных порядков. Ведь по Спенсеру,как животное не может существовать без основных органов, так и человечество навечнообречено пребывать в состоянии отношений господства и подчинения. Естественный отборпривел сильных к господству и приковал низшие классы к вечному пребыванию на низшихступенях социальной лестницы.
Важный вклад в становление теории социальногонеравенства внес австрийский социолог Людвиг Гумпович (1838-1909). Он обратил вниманиена роль и значение социальных групп в строении общества, признав в этих социальногрупповыхобразования (общественных классах) простейшие и основные элементы социума, являющиесяисходными при изучении социальной жизни. Гумпович восстал против стремления ученыхвыводить закономерности исторического процесса из поведения отдельных индивидов.Мысль о том, что предметом социального значения являются не индивиды, а «социальныегруппы» — ключевая для Гумповича. Необходимо познать их отношения господства и подчинения,общность их материальных и духовных интересов, стремлений и т.д.
Гумпович видел в группе подлинную и высшуюнадындивидуальную реальность, определяющую поведение индивидов. Первыми группамив истории, по его мнению, были орды, объединенные антропологическими и этническимипризнаками. Между ними существовало состояние непрерывной вражды. Сначала они уничтожалидруг друга, а затем, в ходе социальной эволюции, победители порабощали побежденных.Так родилось государство, но межгрупповые конфликты не исчезли.
По Гумповичу, в процессе взаимодействияболее сильный элемент (социальный или этнический) стремится подчинить своим целямболее слабый элемент, чтобы заставить его работать на себя, служить средством удовлетворенияпотребностей. Итак, отношения господства и подчинения – общее и основное делениесоциальных классов; они в то же время являются и отношениями народнохозяйственногоразделения труда между классами. Правда, для Гумповича не суть важно: является делениена господ (или господствующих) и на зависимых (или подчиненных) классовым или сословным.Классовое расчление, по его мнению, особенно резко выступает там, где сохранилисьи еще не затушевались этнические различия между частями общества. Вообще для негосоциальный класс исторически связан единством происхождения, расовой принадлежностии племенного родства. Получается, что классы – естественное порождение господстваболее сильной и одаренной расы над более слабой. Но постепенно дифференциация классов,первоначально основанная на этнических различиях, начинает строиться на разделениитруда. В современном ему европейском обществе Гумпович находил три основных класса:дворян, буржуазию и крестьян. Он характеризовал их как общности, до некоторой степенизамкнутые относительно друг друга. Эта замкнутость связан с наследованием имущества,профессии и общественного положения.
В то же время в Германии получила распространениетеория возникновения классов на основе разделения труда и образования профессий.Видным представителем этого направления был Густав Шмолер (1838-1917 гг). Он выдвинултеорию множественности критериев различий между классами (в профессии, трудовойдеятельности, владении, образовании, политических правах, а также в психологии ирасах). После детального рассмотрения этих различий он предложил следующие основыобразования классов: раса, разделение труда и образование профессий, распределениедохода.
Для Шмоллера неравномерное распределениесобственности и доходов есть лишь результат разделения труда и образования профессий.Главную противоположность между наемными работниками и предпринимателями он такжевидел не во владении, не в различии размеров имущества и дохода, а в разделениитруда. К этому он добавлял, что появление профессий и разделения труда внутри народовсоздает при известных условиях особые разновидности в народном характере, которыепутем наследственной передачи переходят из поколения в поколение. Благодаря этомуобразуются расхождения в условиях труда, способе жизни. С прогрессирующим разделениемтруда духовная и физическая приспособленность к определенного рода деятельностиразвивается настолько, что дети зачастую продолжают профессию отцов, выбирают женбольшей частью из одного и того же круга родственных профессий. В итоге вырабатываетсяопределенный вид воспитания, нравственности и привычек, что во всей совокупностисвоей способствует закреплению типичных классовых черт.
Особую концепцию исторических наслоенийразработал немецкий социолог Вернер Зомбарт (1863-1941). По его мнению, каждый класс– продукт определенной исторической эпохи, воплощающий хозяйственную систему прошлогои в то же время сохраняющийся в хозяйственной системе настоящего. Старая хозяйственнаясистема воплощается в каком-либо одном классе, остающемся и в новом общественно-хозяйственномстрое. В итоге вместо противоборствующих классов получается иерархия сословий, пронизаннаяидеалистическим кредо своего творца (класс-носитель духа), идеи соответствующейему хозяйственной системы, сознательно развитого убеждения людей и их общности).
Предтечами современных теоретиков стратификацииможно признать авторов теории классов на основе социальных рангов. Одним из нихбыл французский социолог Рене Вормс (1869-1926). В литературе, по его мнению, доминируютдва направления, два взгляда на этот вопрос: по одному – классы не что иное, какпрофессии, или, по крайней мере, совокупность нескольких связанных профессий (например,класса землевладельцев, класс солдат, класс духовенства и т.д.); по второму взгляду,класс – совершенно отличная от профессий категория, определяющаяся «социальным рангом».Можно принадлежать к одной и той же профессии, но относится в общественном «мнении»к различным социальным рангам, и, равным образом, в одном и том же социальном рангемогут быть люди различных профессий. Вормс принимает второй взгляд и старается развитьего и обосновать.
Вормс рассматривал классовое расчлениеобщества вместе с профессиональным. То и другое расчление существенно различны,но нельзя представить себе одно, не уяснив другого. Различие между ними в том, чтопрофессии, если можно так выразиться, расположены одни наряду с другими, одни возледругих. Классы же расположены иначе: они также идут как бы рядами, но эти ряды возвышаютсяодни над другими, как бы лежат слоями одни над другими.
По мысли Вормса, можно себе представитьв обществе, с одной стороны, ряд групп: группу занятых в промышленности; группулиц, принадлежащих к администрации и т.д. Но с другой стороны, внутри каждой изэтих групп можно различить ряды новых групп, идущих в ином направлении. Так, в группезанятых в индустрии, идут, возвышаясь одна над другой, группы рабочих, мастеров,хозяев; среди лиц, принадлежащих к администрации, возвышаются группы мелких чиновников,столоначальников, директоров. Рабочий, мастер и хозяин первой группы принадлежатк одной и той же профессии; точно также к одной и той же профессии принадлежат:мелкий служащий в администрации, столоначальник и директор или начальник. Но соответствующиеслои этого второго порядка, в каждой профессии, вместе взятые, составят собой ужекласса; как например, высшие слои указанных профессий, именно – хозяева, директораили начальники – составят один социальный класс, высший класс; мелкие служащие ирабочие составят низший класс и т.д. Отсюда Вормс приходит к выводу, что профессияобнимает собой лиц, непосредственно сотрудничающих в одном и том же деле, в одноми том же занятии, независимо от того, каков ранг этих сотрудничающих лиц. Классже, по Вормсу, заключает в себе всех тех, которые принадлежат к одному и тому жерангу, к одной и той же социальной ступеньке, какова бы ни была их профессия. Делениепо профессиям он называет горизонтальным; деление же на классы – вертикальным.
Итак, Вормс предложил понимать под классомсовокупность индивидов, ведущих одинаковы образ жизни, имеющих в силу одинаковостисвоего положения одинаковые стремления и одинаковый образ мыслей. Эта одинаковостьв положении» — результат, во-первых, сотрудничества индивидов в одном общем деле,а, во-вторых, (независимо от первого признака), — равенства богатства. «Социальныйранг», по Вормсу, — множественная, агрегированная характеристика индивидов по богатству,власти, престижу, воспитанию, образу жизни и т.д. Вормс не отрицает борьбу междусоциальными классами. При этом под борьбой классов он разумеет коллективные усилияклассов, имеющих низкий ранг, вырвать у высшего класса те преимущества, благодарякоторым он расположился вверху, занимая высший ранг.
В конце XIX – начале XX века зародилось учениеоб общественных классах на основе различий в уровне жизни, родственное концепции«социального ранга», а также распределительные теории. Вся эта группа учений о классахисходила либо из размеров богатства, либо из различий источников существования.Сами по себе эти показатели существенны при характеристике классов, но спорен вопрос,могут ли они служить главным критерием классового разделения. Такие теории получилиширокое хождение среди марксистов после смерти и Маркса, и Энгельса.
В частности, М. Туган-Барановский посуществу совершенно отвергал основной марксистский критерий разделения классов –отношения собственности – и принимал в качестве основного классоформирующего признакараспределительные отношения. Э. Берштейн выдвинул в качестве критерия для понятия«класс» степень имущественной обеспеченности, величину дохода разных групп населения.Этот критерий ясен, но он сводит понятие класса к элементарной группировке богатыхи бедных
Список использованной литературы
1. Арон Р. Этапы развития социологическоймысли. — М., 1983.
2. Антипина Г.С. Теоретико-методологическиепроблемы исследования малых социальных групп. — Л., 1989
3. Краткий словарь по социологии / Подред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина.- М. Наука, 1989.
4. Радугин А.А., РадугинК.А. Социология: курс лекций. 4-е изд., -М.: Центр, 2006.
5. Социология. Учебникдля вызов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006.
6. Щепачьский Я. Элементарныепонятия социологии. — М., Знание 1969
7. Фролов С.С. Социология.Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 2004.