БЕЛКООПСОЮЗ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРИЦИИ»
Кафедра теория и история кооперации
Программа социологическогоисследования
На тему: «Социальная проблемасиротства»
Выполнила:
студенткакоммерческого факультета
дневнойформы обучения
ГруппыП-12
МихееваТ.И
Проверила:
пр.Туренкова И.Н.
Гомель 2010
Актуальность темы
Одной из острейшихсоциально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, каки на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства.
Сиротствокак социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, иявляется неотъемлемым элементом цивилизации. Видимо, с возникновениемклассового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когдадети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлятьпоследними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются отребенка или устраняются от его воспитания.
Основныепричины современного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольныйотказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – влегальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках илипроданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих,утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийныхбедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. По последнимданным, которых насчитывается около 10 тыс. человек.
Детство– период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающиепсихологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей,жизнеспособность и целеустремленность.
Этидуховные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условияхродительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным,способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность засебя и других.
Дети-сиротыхарактеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующиеспецифические особенности:
• неумениеобщаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослымии сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
•нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их,опора только на свои желания и чувства;
•низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы,правила, необходимость соответствовать им;
•слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбетех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
•неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей иподдержки с их стороны;
•несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленнойна будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достиженииближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
•склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление однимили несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости(курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственныхвеществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологическойзащиты
Как показывает статистика – в 2007году навсегда расстались со своим сиротским статусом 539 мальчиков и девочек — впервые с 90-х годов прошлого века в республике был преодолен психологическийрубеж в 500 усыновлений. Для сравнения: в 2006 году в семьи белорусских гражданбыли устроены 337 детей, в 2005-м – 369 детей.
В прошлом году среди регионовреспублики лидирующую позицию по количеству усыновлений занимала Гомельскаяобласть — 103 ребенка обрели свою новую семью, родной дом. «А Гомельскийдом ребенка расстался с половиной своих воспитанников — усыновлены 85малышей». В Брестской области количество усыновлений достигло 97 случаев,в Минской области — 86 случаев. В Минске обрели семью 79 сирот, в Могилевской –70 случаев, в Гродненской – 65 случаев. На нижней ступеньке этого своеобразногорейтинга — Витебская область (37 усыновлений). А 8 семей в прошлом годуусыновили сразу по двое детей.
Так же можно отметить, что значительноизменился социальный портрет усыновителя. Если в 2007 году преобладалипредставители силовых ведомств (военные, пограничники, милиционеры,таможенники, сотрудники госбезопасности, МЧС), то в 2008 году больше сталоинженерно-технических работников. Изменения произошли и в образовательномуровне — большинство усыновителей имеют высшее образование (в некоторыхрегионах их почти 80%). Преимущественно усыновители относятся к категории людейсо средним достатком.
В последние годы несколькорасширились возрастные границы усыновления. Более 300 усыновленных детей — ввозрасте до 3 лет. В 2008 году был редкий случай усыновления 12-летнегомальчика. Практика показывает, что шансы найти новых родителей у старших ребятневелики. Однако в стране динамично развивается институт приемной семьи,который ориентирован как раз на жизнеустройство детей старше 5 лет.
Что касается семейного положенияусыновителей, то 95% из них — семейные пары, остальные — одинокие женщины.Причем 40% усыновителей имеют своих детей, и их желание взять в семью малыша,дать ему не только родной кров, но и обогреть любовью объясняется небездетностью, а гуманизмом высшей пробы. В настоящее время в Республиканскомбанке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей,насчитывается около 13,5 тыс. ребят (из них 9 тыс. детей в возрасте до 18 летнаходятся в интернатных учреждениях, 4,5 тыс. — воспитываются в замещающихнеродственных семьях). В 2007 году три белорусских ребенка были усыновленыгражданами Италии, еще два — гражданами России, постоянно проживающими натерритории нашей страны. Так же можно привести следующие статистические данные:
Устройстводетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ (человек) 2005 2006 2007 2008 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за год 5151 4752 4685 4123 из них устроено: в дома-ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа, детские деревни 1516 1266 1206 1089 под опеку (попечительством), на усыновление 3127 3029 3113 2647 в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение 172 140 134 199 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях 11315 10416 9799 8972 в том числе: домах ребенка 1063 1034 926 781 детских домах 2345 2201 2023 2078 школах-интернатах общего типа 44825 4382 4367 3803 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях под опекой (попечительством) 16451 17697 17797 18149 на усыновлении 9345 9294 9529 9513
В последние годы общество игосударство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. Основным приоритетомразвития правовой базы государственной семейной политики в Беларуси была защитаправ и интересов детей. Дети – это будущее любой страны, любого общества, икаждый ребенок является его ценностью. В настоящий момент в Республике Беларусьнасчитывается 1 674 300 детей, нуждающихся в защите государства. Признаваяприоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важностьмеждународного сотрудничества для улучшения положения детей, РеспубликаБеларусь в 1990 г. подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.
Интернатныеучреждения для детей РБ (начало учебного года) 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 Дома ребенка 11 11 11 11 11 В них детей 1268 1302 1265 1134 1144 Детские дома 32 32 32 29 29 В них детей 2448 2428 2278 2101 2145 Детские дома семейного типа 56 58 65 77 95 В них детей 328 396 438 524 622 Дома-интернаты для детей инвалидов 9 9 9 9 9 В них детей 1707 1643 1118 1081 1033 Школы-интернаты общественного типа 62 60 60 61 55 В них детей 9978 9349 8968 8707 7428 из них школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 34 33 32 34 31 в них детей 5290 4787 4396 4238 3721
В 1991–1992 гг. былиприняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началахгосударственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственныхпособиях семьям, воспитывающим детей».
В 1993 г. в Беларуси,первой среди республик бывшего СССР, был принят закон «О правах ребенка»,который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка.
В апреле 1995 г.утвержден «Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000годы». В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указамиПрезидента Республики Беларусь утверждены «Основные направления государственнойсемейной политики» и программа «Дети Беларуси» на 1995 – 2000 годы.
В сентябре 1999 г.введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье.
В октябре 2000 г.принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
В мае 2001 г. указомПрезидента Республики Беларусь утверждена программа «Дети Беларуси» на 2001 –2005 годы.
В мае 2003 года принятЗакон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних».
В декабре 2003 годаПостановлением Совета Министров Республики Беларусь утвержден «Национальныйплан действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы».
Во всех современныхправовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право нажизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, то есть право насемейное воспитание. Однако, к великому сожалению, далеко не все дети имеютвозможность реализовывать данное право, закрепленное в статье 185 Кодекса обраке и семье Республики Беларусь. Это объясняется тем, что в Беларуси, как,впрочем, и во всех странах мира, несовершеннолетние дети могут оказатьсялишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: вслучае смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения к лишениюсвободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия, уклонения от выполнениясвоих обязанностей, отказа взять своих детей из родильных домов и иныхучреждений.
Выпускники интернатныхучреждений рано или поздно оказываются на пороге самостоятельной жизни, ккоторой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят житьсамостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой – боятсяэтой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей,родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Этодвойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью исобой.
Именно в такой ситуацииформируется четкая потребность в профессиональной социальной помощи, котораяпозволит подготовить выпускников интернатных учреждений к полноценнойсамостоятельной жизни, к созданию новой семьи, которой они были лишены подвлиянием тех или иных факторов.
Так, например,существует модель социализации и семейной реабилитации детей-сирот. Даннаямодель социальной помощи реализуется поэтапно.
Первый этап являетсяосновным, так как в период проживания в детском доме (школе-интернате),реализуется основные программы по социализации и семейной реабилитации ребенка.Основная цель этапа сводится к адаптации детей к новым формам семейноговоспитания и создание из детского сиротского сообщества «семью коллективноготипа». Это необходимо, в первую очередь для обогащения жизненного, семейногоопыты ребенка, через приобщение к разнообразным проявлениям жизни благополучнойсемьи.
Второй этап данной моделисоциальной помощи называется переходным. Также его можно назвать этапомпродолженной опеки, когда выпускники детского дома (школы-интерната) делаютпервые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеютсложившиеся взаимодействия и отношения ребенка со взрослыми членами коллективаи участниками программ. На этом этапе выбор делает сам выпускник. Основная цельданного этапа сводится к сохранению у выпускников социально-нравственногоздоровья в условиях переходного периода к самостоятельной жизни.
И здесь не мало важносоздать условия поддержания установленных связей в среде детского дома(школы-интерната); продолжить работу по установившимся формам общения в рамкахпрограммы семейной реабилитации; оказывать консультативную социально-правовуюподдержку выпускников для полноценной адаптации к новым условиям жизни.
Третий этап –заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования,получением возможности жить на своей площади, началом трудовой деятельности,для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданиемсемьи. На данном этапе основной целью социальной помощи в социализации исемейной реабилитации является поддержка выпускников в сложных жизненныхобстоятельствах. И здесь работа может включать в себя: посещение выпускников поместу жительства; оказание консультативной социально-правовой поддержки; работас будущими мамами и молодыми семьями.
Как показывает опытработы по данной модели социализации и семейной реабилитации детей-сирот,выпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыминаставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительныйэтап и начало самостоятельной жизни, а следовательно более подготовлены ксамостоятельной жизни и к созданию новой семьи.
Еще одной формойсоциальной помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов является, такназываемые семейная модель воспитания и социализации детей-сирот.
Свое выражение онанаходит в практике приглашения детей в дома сотрудников детского дома – в«гостевую семью». Как правило, это осуществляется на выходные, праздничные иканикулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. Восновном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников. Благодаряданной форме социальной работы у детей расширяются социальные контакты, онивидят образцы нормальных семейных отношений, между мужем и женой, ближайшимиродственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипыповедения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая всемьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которойживут другие люди в своих домах. Именно таким образом создаются оптимальныеусловия для формирования позиций о возможности благополучия семьи и семейныхотношений, а также семьи как приоритетной ценности.
Кроме того,осуществляется помощь выпускникам в связи с рождением ребенка. Главная цельсохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти напомощь в трудный период самостоятельной жизни, что позволяет уменьшитьвероятность повторения судьбы своих родителей. Безусловно, огромную роль вподготовке к будущей семейной жизни выпускников детских домов и интренратныхучреждений играет социально-психологическая и социально-педагогическая помощь.Но также не мало важную роль в подготовке детей-сирот и выпускников интернатныхучреждений к созданию их будущей семьи играет и материальная сторона. Ибосегодня огромное количество молодых людей решаются на создание семьи только приналичии некой материальной базы (постоянной работы, жилья и др.). В случаедетей-сирот за данную сторону социальной помощи отвечает социальное обеспечениеи социальная защита. И здесь социальная помощь ориентируется на ЗаконРеспублики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 года № 73-3. В данномЗаконе закрепляются основополагающие права данной категории детей, которыеявляются приоритетными для формирования будущей самостоятельной жизнидетей-сирот.
Так, например,закрепляется право внеконкурсного зачисления на обучение за счет средствреспубликанского или местных бюджетов в государственные учреждения,обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального ивысшего образования. Также, благодаря данному законодательному актуопределяется жилищный вопрос выпускников интернатных учреждений, то есть вЗаконе закрепляются гарантии на право внеочередного предоставления жилогопомещения социального пользования, а также право во внеочередном получениильготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки длястроительства или приобретения жилья.
И, конечно же, не маловажным моментом в подготовке выпускников интернатных учреждений в образованиисемьи является возможность трудоустройства и приобретения постоянного местаработы. И здесь социальная помощь опирается на целевые государственные программысодействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления бронидля приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентациидетей-сирот.
Таким образом,необходимо отметить, что вся социальная работа с детьми-сиротами направлена, впервую очередь, на создание оптимальных и комфортных условий для подготовки ихк будущей самостоятельной жизни вне того учреждения, где они провели своедетство. И наиболее приоритетным моментом здесь же является формированиемотивации на создание совей собственной семьи, благополучной семьи, которая быотличалась от той, из которой ребенок попадает в детский дом или школу-интернат.
Так же необходимо отметить, что Президент РБпотребовал кардинального решения проблемы социального сиротства.
Глава государства АлександрЛукашенко поручил доработать проекты программ «Дети Беларуси» на 2006-2010 годыи уже в марте представить их на утверждение. Совещание по указанным документампрошло 8 февраля у Президента страны.
Как подчеркнул белорусский лидер,вопросы поддержки семьи, улучшения условий жизни юных граждан, охраны здоровьяи содействия здоровому образу жизни детей в ближайшее время будут находиться вцентре внимания государства. Он заявил также, что в стране будет проведенокардинальное совершенствование политики охраны материнства и детства.
В ходе совещания особое вниманиебыло уделено проблеме социального сиротства. Президент потребовал еекардинального решения уже в нынешнем году.
«В Беларуси сегодня более 30 тыс.детей-сирот. В большинстве - это социальные сироты при живых матерях иотцах. В 2005 году закончено расследование почти 10 тыс. уголовных дел,связанных с уклонением родителей от содержания детей. Этому надо в нынешнемгоду однозначно положить конец. Не должно быть детей, которых мы при живыхродителях содержим за счет государства. За исключением тех случаев, еслиродители инвалиды или больны»,- подчеркнул Александр Лукашенко.
«Родители должны сами содержатьсвоих детей. Если они по причине наркомании, алкоголизма не могут этогосделать, значит, эти родители должны быть помещены в соответствующие места, гдеони будут работать на пользу государства, а заработанные средства пойдут вдетские дома, где мы будем содержать, воспитывать и обучать их детей. В этомгоду эта проблема должна быть переведена в плоскость конкретного решения. И неформально, а реально», - потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко убежден, чтонеобходимо постепенно переходить от интернатной к семейной форме воспитаниядетей-сирот. Он поручил продумать вопросы строительства в Беларуси детскихдеревень по 10-15 домов, в каждой из которых могут поселиться до 150 детейразного возраста вместе с воспитателями, которые должны стать для них фактическиродителями. Заместитель Премьер-министра Беларуси Александр Косинец назвал«Дети Беларуси» самой успешной социальной программой, предметно решающейвопросы улучшения положения детей, обеспечивающей их социальную защиту. Проектпрограммы на 2006-2010 годы, который был рассмотрен на совещании, являетсялогическим продолжением программ 1998-2000, 2001-2005 годов.
Проблемная ситуация
1. Проблемазаключается в низком уровне жизни в большинстве семей Республики Беларусь, чтоприводит к уменьшению количества многодетных семей.
2. Такжеособо важной проблемой является то, что население сексуально безграмотно, и неинформировано о контрацептивных средствах, а так как отсутствует понимание онеобходимости планирования семьи, то повышается вероятность увеличения количествадетей-сирот.
3. Ещеодной проблемой является растущее количество так называемых «отказниц», то естьматерей решивших отдать своего ребёнка на попечение государства.
4. Немаловажна проблема развития детей, оказавшихся на попечении приемных родителей(в лучшем случае) или в детдомах.
5. Государствоуделяет большое внимание сиротству: создаются школы-интернаты, детские дома,дома-малютки, детские деревни и др., однако ничто из выше перечисленного несможет заменить родной дом и тепло семейного очага.
6. Однакосиротство остается одной из ведущих социальных проблем РБ, как бы печально этоне звучало.
Определение цели изадач исследования
Целью социологическогоисследования является изучение проблемы социального сиротства в РеспубликеБеларусь. Всякое направление человеческой деятельности ставит перед собой рядзадач, решение которых помогут разрешить создавшиеся в данный момент проблемы:
1. Исследовать влияние социальных,экономических, демографических факторов на нравственный облик людей.
2. Изучить условия, в которых происходитформирование как негативных, так и позитивных явлений, таких как социальноесиротство.
3. Изучить процессы формированияморальных стереотипов в обществе.
4. Использовать и статистическуюотчетность, использовать результаты опросов общественного мнения.
5. Показать, что особое место поценности информации о нравственном облике граждан занимают данные конкретныхсоциологических исследований.
6. Провести анкетирование с цельюизучения мнения населения по проблеме социального сиротства.
Объект исследования
Объектом данногосоциологического исследования является население республики с новорожденноговозраста и до 18 лет.
Гипотезы исследования
1. Государство должноболее адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая ихколичество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несутответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные инадлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость.(Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например — Германия, которая отменила государственные пенсии, переложив, таким образом,проблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).
2. Само общество вцелом, должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самихсебя, за свое будущее, за своих детей.
3. На сегодняшниймомент СМИ еще не обратили внимание на проблему сиротства в РБ, а если иосвещают тему социального сиротства, то как правило разово и таким образом, чтоне способствуют улучшению ситуации, хотя должны давать практическую информацию,справки, советы, Формировать определенное отношение к проблеме, побуждать кактивным общественным действиям и т.д.
4. Оказывать конкретнуюпомощь непосредственно социальным сиротам, контролироватьдействия власти и других структур, занимающихся решением проблем социальногосиротства.
5.Я думаю, что обществоне должно спокойно относиться к проблеме сиротства, так и к мало публикуемой обэтой проблеме информации, а и выдвигать свои беспокойства соответствующимгосударственным органам, т.к. это будет способствовать более тщательной работепо предупреждению и раскрытию негативных явлений в обществе.
Эмпирическая интерпретация понятий
Социальнаяпроблема – противоречие,объективно возникающее в процессе жизнедеятельности общества.
Проблема — объективно возникающий в ходе развития сознаниявопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляетпрактический или теоретический интерес.
Социальноесиротство — это беда всего гражданского общества; болезнь общества;дети, остающиеся без присмотра взрослых; загубленное будущее детей; источникбудущей криминогенной прослойки; переполненный детский дом в относительно благополучномгороде; последствие неверного отношения к институту семьи; сиротство при живых родителях; социально незащищенный слой общества, включающий в себядетей-сирот.
Анкета
1.Имеетели Выкакое-нибудь представление о проблеме сиротства на данный момент в РеспубликеБеларусь?
· Да,я в курсе происходящего
· Нет,ничего не знаю
· Ваш вариантответа______________________________________
2.КакВы относитесь к проблеме сиротства в РБ?
· Положительно
· Отрицательно
· Ваш вариантответа_______________________________________
3.Обсуждаемая темасоциального сиротства вызывает у Вас чувство сострадания?
· Да
· Нет
· Вашвариант_____________________________________________
4.Как Вы думаете, чья это проблема «сиротство»?
· Государства
· местнойвласти
· проблеманас с вами, простых людей
· городав целом
5.Назовите,пожалуйста, одну-две главные проблемы социального сиротства, к которым, поВашему мнению, пресса должна привлечь внимание общественности?
· ответственностьродителей за судьбы детей;
· проблемаустройства в жизни по достижении совершеннолетия;
· безработица;
· взаимоотношениядетей;
· взаимоотношениясирот и общества;
· жестокоеобращение с детьми;
· жильедля детей-сирот;
· недостаточноевнимание общества к социальным сиротам;
· несостоятельностьтрадиционных учреждений для детей-сирот;
· профилактическиемероприятия и методы работы с детьми;
· равнодушиеокружающих людей к проблемам конкретных детей;
· тратагосударственных средств, выделяемых на детей-сирот, не по назначению.
6.Какиетемы, по Вашему мнению, должны находиться в центре внимания местной прессы,освещающей проблемы социального сиротства?
· Деятельностьместных органов власти по решению проблем социального сиротства
· Ситуацияв неблагополучных семьях
· Деятельностьшкол, учреждений культуры, спортивных заведений
· Общеесостояние города (экономика, культура, здравоохранение, нравственность)
· Происшествия,преступления, охрана порядка, работа милиции.
7.Если бы Вампредложили усыновить ребенка, как бы Вы к этому отнеслись?
· Положительно
· Отрицательно
· Вашвариант_________________________________________
8.Готовы ли Вы помогатьдетским домам и выходцам из детских домов?
· Да
· Нет
9.Принимаете ли Выучастие в каких-либо благотворительных мероприятиях посвященных проблемесиротства?
· Да
· Нет
· Вашвариант ответа____________________________________
10.Вашпол?
· мужской
· женский
11.Вашвозраст?
· 14-16лет
· 17-19лет
· 20-23года
· старше24 лет
12. Вашеобразование?
· нет
· базовое
· среднее
· средне-специальное
· среднетехническое
· высшее
13. Вашесоциальное положение?
· ученик
· студент
· фермер
· рабочий
· служащий
· Вашответ__________________________________________
14. Вашематериальное состояние?
· удовлетворительное
· хорошее
· отличное
15. Вашесемейное положение?
· холост(не замужем)
· женат(замужем)
Литература
1.Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социол.Исслед.-2003.-№9.
2.Кравченко А.И. Социология: уч.пос. для вузов.- М.: Академия,1999.-384 с.
4.Скутнева А.П. Проблемы молодежи// Социол. Исслед.- 2003.-№11.-с.73-78.