Универсальная модельсоциальной защиты основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Онаактивно действует в Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии. Ее особенностьюявляется наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты,охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программахучаствуют практически все граждане этих стран. Сохранение принципа всеобщегоблагосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственногосектора экономики и высокого уровня налогообложения.
Финансовой основойскандинавской модели социальной защиты служит перераспределение черезгосударственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале,иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулированиеважнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии инекоторые пособия. В Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице.К началу 2000-х годов в структуре общей суммы налоговых поступлений 33 %составляли взносы в систему социального страхования, включая платежи трудящихсяна пенсионное страхование. Для большинства населения уровень прямогоналогообложения был равен 30 – 40 % ежемесячного дохода. Максимальный уровеньналогообложения достигает в Швеции 60 % и более доходов.
Система налоговогоперераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования.В скандинавских странах его размеры играют определяющую роль в выплатеразличных социальных пособий и особенно в медицинском обеспечении. Менеемасштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная рольпринадлежит страховому компоненту системы социальной защиты.
Скандинавская модельсоциальной защиты формировалась исторически. В настоящее время она возведена науровень обеспечения социальной безопасности. Отличительными сторонами этоймодели являются:
— основополагающеезначение универсальной государственной системы базовой защиты;
— наличиедополнительного корпоративно – страхового компонента системы социальной защиты;
— вспомогательная рольмуниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.
В ряде скандинавскихстран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базоваясумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960 году базоваясумма в Швеции составляла 4200 крон (10 шведских крон равнялись примерно 1американскому доллару), а в 2001 году – 36 900 крон. От размера базовойсуммы зависят социальные выплаты.
Пенсионное обеспечение.Пенсионный возраст определен в 65 лет. Однако возможен ранний выход на пенсию –с 58 лет в Финляндии, с 61 года в Швеции. Однако в этом случае будетвыплачиваться меньший размер пенсии.
Пенсионное обеспечениесостоит из двух частей 40 % выплат приходиться на базовую государственнуюпенсию, 60 % — из дополнительных корпоративно-страховых фондов. Данные фондыфинансируются за счет выплат по социальному страхованию, выплачиваемыхработодателями и лицами, работающими по найму. Размер взноса составляет 13 % отполучаемого дохода. Дополнительные пенсии и базовые полагаются всем жителямстраны. Размер дополнительной пенсии устанавливается на основе максимальныхдоходов за последние 15 лет и выплачивается из расчета 2 % от среднего доходаза самые прибыльные годы, помноженного на число фактически отработанных лет, нопревышающих 30 лет. Для лиц, проработавших более 30 лет, такая пенсия составляет60 % от среднего дохода. (В Швеции на начало 2000-х годов размер дополнительнойпенсии составлял 138 739 крон). Наряду с базовой и страховой пенсиейсуществуют дополнительные выплаты по условиям коллективного договора. На данныевыплаты могут рассчитывать лица, проработавшие длительный срок (30 и более лет)на одном предприятии или в одной отрасли. Размер добавочной пенсииустанавливается по договоренности с профсоюзами, макс. Размер 10 – 15 % отвеличины последней заработной платы.
Управление национальнойпенсионной системой строго централизованно.
Занятость населения.Пособия по безработице выплачиваются из специальных касс, финансируемыхгосударством (до 90 %) и за счет страховых взносов членов профсоюза(обязательно) и жителей (добровольно). Условием его получения служитосуществление выплат в кассу страхования по безработице в течении минимум 12месяцев предшествующего периода. Компенсация устанавливается в размере 80 % отзаработка. Граждане, не имеющие необходимого стажа, получают минимальноепособие по безработице (240 крон в день). Оно выплачивается 300 дней подряд,при условии готовности безработного приступить к работе. Лицам в возрасте 57 –64 лет пособие выплачивается – 450 дней. Безработный, отклонивший предложение оработе без достаточных оснований, лишается права на получение пособия на 20 –60 дней. Страховкой не покрываются первые 5 суток после потери работы, а дляуволившихся по собственному желанию – 45 дней.
Для снижения уровнябезработицы предусматривается следующая система мер:
— предоставлениесубсидий государством для найма рабочей силы;
— выдачаправительственных дотаций предприятиям, предоставляющим работу молодежи;
— организацияпереквалификации работников с последующим трудоустройством;
— организацияобщественных работ.
Законодательствомпредусмотрен также государственный контроль за условиями труда осуществляемыйНациональным ведомством по труду и Национальным советом по рынку труда. ВШвеции ежегодно проводится 30 – 40 тысяч инспекций на предприятиях. В 2001 годув 450 случаях был наложен запрет на продолжение производственной деятельностидо устранения недостатков.
Медицинскоеобслуживание. Медицинское обслуживание – бесплатное или, в зависимости от видамедицинской страховки, с частичной оплатой. Максимальный размер компенсаций замедицинские услуги в течении года составляет 900 крон. Пребывание в больницеобходиться в 80 крон в день, при этом пенсионеры оплачивают только треть суммы,оставшуюся часть вносит государство.
Национальная системамедицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачамилекарств и основном за счет отчислений работодателей (от величины начисленнойзарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям. Страховые выплатыродителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по беременности,пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним, пособие по случаюухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.
Системы страхованияскандинавских стран гарантируют их жителям оплату периода временнойнетрудоспособности. Первый день заболевания, как правило, не оплачивается.Размер выплат составляет примерно 80 % от суммы потерянного дохода. В 90-е годыв Швеции была усилена значимость корпоративно-страхового принципа в механизмевыплаты пособий по временной нетрудоспособности. Новая система оплатыбольничных листков (ведена в 1992 году) увеличила ответственность работодателейза условия труда. Первые две недели заболевания (со второго по четырнадцатыйдень болезни) стали оплачиваться за счет работодателя. Количество оплачиваемыхпо болезни дней не ограничено. Но величина пособия не может превышать 598 кронв день. По закону о страховании от несчастных случаев на производстве придлительной утрате работоспособности из-за профессионального заболевания илитравмы предусмотрена полная компенсация утраченного дохода.
Национальная системамедицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачамилекарств и стоматологических услуг. В начале 2000-х годов эта страховкапокрывала оплату лекарств, стоимость которых превышала 400 крон за 12 месяцев.
Из фондов социальногострахования, формируемых в основном за счет отчислений работодателей (отвеличины начисленной зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям.Страховые выплаты родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск побеременности, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним,пособие по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.
Местное самоуправление.Особенностью универсальной модели социальной защиты является вспомогательнаяроль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.Деятельность большинства учреждений, занимающихся социальной работой, находитсяздесь в ведении государственных органов.
Структура службсоциальной работы:
— на правительственномуровне занимается Министерство здравоохранения и социальных дел;
— за ту или инуюобласть социальной сферы отвечают социальные государственные службы –национальное бюро, которые действуют во многом автономно. Взаимодействиеминистерства с ними проявляется в выделении бюджетных средств, в полученииитоговых отчетов по работе бюро и использованию ими выделенных финансовыхпоступлений. Министерство также назначает руководителей национальных бюро;
— на местном уровне –муниципалитеты, которые получают на эти цели государственные субсидии. С начала2000-х годов шведское правительство увеличило субсидирование местных органоввласти – коммун и лэн по статьям здравоохранения, социальной защиты,образования. Значительные средства выделяет государство муниципалитетам дляоказания социальной помощи детям и семьям с детьми (размер компенсации доходитдо 60 % затрат).
Престарелые и инвалиды.В деле помощи престарелым и инвалидам, проживающих на дому, важная роль вШвеции отводится муниципальным службам домашних услуг. Заключив соответствующиедоговоры, они помогают пенсионерам и инвалидам в приготовлении пищи, уборкеквартиры, сопровождают подопечных на прогулках, выполняют поручения на почте, вбанке, в коммунальных учреждениях. За такие услуги клиенты социальных службплатят весьма умеренную и вполне доступную им сумму.
Муниципалитеты в рядескандинавских стран большое внимание уделяют вопросам защиты здоровья иорганизации труда лиц, занятых в особых условиях производства (сельскоехозяйство и другое). Так, в Финляндии хорошо зарекомендовала себя практиканадомной помощи фермерам специальными «заместителями», нанимаемымимуниципалитетами. Чтобы фермеры могли периодически отдыхать и иметь замену безпомощи платной рабочей силы, местные самоуправления содержат в своем штатепрофессиональных заместителей фермеров. Право пригласить такого «заместителя»имеет фермер, занятый в животноводческом хозяйстве и входящий в пенсионнуюстраховую систему сельскохозяйственных производителей страны. В середине 90-х годовпродолжительность ежегодного отпуска у фермера составляла в среднем 22 дня.Кроме того, фермеру-животноводу на год полагалось 12 выходных дней. В этотпериод его замещали «заместители», труд которых оплачивали муниципалитеты. Кпомощи последних могли прибегнуть не только животноводы, но ифермеры-земледельцы на период болезни, при несчастном случае, при родах ипрочих подобных обстоятельствах.
Определенную помощьнуждающимся гражданам в скандинавских странах оказывают частные социальныеслужбы агентства. Причем наблюдается тенденция увеличения числа частныхкомпаний, предоставляющих социальные услуги (уход за детьми, престарелыми идругими). Однако в целом роль частных социальных служб в сфере социальнойзащиты остается незначительной. Они выполняют преимущественно вспомогательныефункции. Основными же субъектами социальной помощи являются государственныеорганы во взаимодействии с муниципалитетами, а также корпоративно-страховыеструктуры.