Реферат по предмету "Социология"


Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выпускнаяквалификационная работа
Социальная адаптацияграждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений
(на примере деятельностимуниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживаниянаселения» с. Тарногский Городок Вологодской области)
Специальность 040501 социальнаяработа
Тотьма
2010

Оглавление
Введение
Глава 1. Организациясоциальной адаптации пожилых людей в стационарных условиях как социальнаяпроблема
1.1 Пожилые люди как социальнаяобщность
1.2 Тенденции развитиясети стационарных учреждений
1.3 Социальная адаптацияпожилых людей
Глава 2. Анализдеятельности специалистов стационарного отделения МУ КЦСОН с. ТарногскийГородок Вологодской области, направленной на социальную адаптацию клиентов
2.1 История учреждения
2.2 Характеристика деятельностиотделения
2.3 Анализ деятельностиспециалистов стационарного отделения по реализации социальной адаптации, реализуемойв отделении
2.4 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Введение
В настоящеевремя пожилые люди являются наиболее социально — незащищенной категориейобщества. Дом-интернат является той средой, в которой многие престарелые людиживут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости,расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости,социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависитсостояние физического и психологического здоровья пожилого человека.        Поэтомуочень важно изучить проблемы домов-интернатов, находить пути их решения длятого, чтобы обеспечить пожилым людям, живущих в этих учреждениях, достойносоциально функционировать. Важно повседневное внимание к решению социальныхпроблем этой категории граждан [24;86].
Цель работы заключаетсяв изучении деятельности специалистов и служб по социальной адаптации гражданпожилого возраста в условиях стационарных учреждений.
Задачи работы:
1) датьтеоретический анализ деятельности социальных служб, направленных на социальнуюадаптацию граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях;
2)проанализировать деятельность специалистов комплексного центра социальногообслуживания населения, целью которой является адаптация лиц пожилого возрастав условиях стационарного отделения;
3) датьрекомендации по реализации программы социальной адаптации.
Проблемаисследования заключается в том, что процесс социальной адаптации идет далеко невсегда успешно.
Объектисследования процесс социальной адаптации пожилых людей в условияхстационарного отделения.
Предметисследования деятельность специалистов стационарного отделения, котораянаправлена на организацию адаптации лиц пожилого возраста к условиям проживанияв данном отделении.
Методыисследования:
1)теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2)эмпирические: анкетирование, анализ документов.
Гипотеза. Социальнаяадаптация пожилых людей в стационарном отделении будет иметь положительнуюдинамику при соблюдении следующих условий:
1) нормативно-правоваярегламентация деятельности, направленной на социальную адаптацию;
2) наличие программысоциальной адаптации;
3)соответствие условий потребностям пожилых людей;
4)благоприятный психологический климат в отделении.
Практическаязначимость работы заключается в следующем:
1.    Определена рольдомов-интернатов малой вместимости в решении проблем социальной адаптацииграждан пожилого возраста.
2. Показанозначение домов-интернатов в жизнедеятельности граждан пожилого возраста.
3. Выявленынаправления деятельности всех служб и специалистов по социальной адаптацииграждан пожилого возраста.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы,приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цели изадачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. Впервой главе рассматриваются теоретические основы создания в домах-интернатахмалой вместимости условий для комфортного проживания граждан пожилого возраста.Вторая глава посвящена анализу деятельности социальных служб центра по оказаниюуслуг по социальной адаптации граждан пожилого возраста. В заключении сделанывыводы по проблеме исследования и определена практическая значимость исследования.Список литературы включает 27 источников. Приложения наглядно иллюстрируютпроведенное исследование.

Глава 1.Организация социальной адаптации пожилых людейв стационарных условиях как социальная проблема
1.1 Пожилыелюди как социальная общность
Одна из тенденций,наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, рост абсолютногочисла и отдельной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольнобыстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежии увеличения доли пожилых.
Так по даннымООН, в 1950г. В мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет,к 1975г. Их количество выросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025г. численностьлюдей старше 60 лет достигнет 1млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950г. ихчисленность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличитсятолько в 3 раза [3;145].
Динамикароста числа граждан пожилого возраста в России по данным государственныхстатистических данных. Приложение 1.
Главныепричины постарения населения – снижение рождаемости, увеличениепродолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессумедицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организацииэкономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30лет увеличилось на 6 лет, у женщин – на 6,5 лет. В России же за последние 10лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни [25;106].
Старость – самый тяжелый периоджизни человека, а демографическое постарение требует от общества все большихзатрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этойвозрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всехпроблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старыхлюдей [3; 345].
Социально-демографическуюкатегорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальнойработы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической,биологической, психологической, функциональной и т. п. Совокупность пожилыхлюдей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что онавключает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить этучасть населения на «молодых» и «пожилых» или («глубоких») стариков, подобнотому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст.Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодолениерубежа в 75-80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем«пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье,распределение домашних обязанностей и т. п. [27; 150].
Всоответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до74 лет, к старым – в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90лет и старше [25;95].
По данным ООНи Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике,хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран – 65 лет (в России –60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).
К пожилымотносятся разные люди – от относительно здоровых и крепких до глубокихстариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев,имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинствоиз них не работают, получая пенсию по старости [25; 65].
Социальныеусловия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья.В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. Всилу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеконе одинаково, самооценки сильно различаются.
Другойпоказатель состояния здоровья – активная жизнедеятельность, которая снижается упожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличияортопедических проблем. По данным ВОЗ уровень заболеваемости пожилых людейпочти в 6 раз выше, чем у молодых.
Материальноеположение – единственная проблема, которая может соперничать по своейзначимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальнымположением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Поданным А.Г. Симакова, наблюдаются значительные различия в психике пожилыхлюдей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых [26; c.6].
Современныетеории старения играют важную роль в организации социальной работы спожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию ирезультаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальномуработнику, прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить своинаблюдения, составить план действий и наметить их последовательность [9; 87].
Ресурсныйпотенциал старшего поколения России как основа новых социальных норм.
Трудноуловимыи изменчивы закономерности общественного бытия. Меняется окружающий нас мир.Появляются новые социальные нормы и общественные практики. От того, как социумотвечает на новые вызовы, и найдены ли новые адекватные решения, зависит егопроцветание или упадок. Исследователи справедливо считают, что период ссередины 18 века до конца 21 можно назвать эпохой демографической революции.Существенной ее чертой является процесс старения населения.
Демографическоестарение – важная черта современного мира. Возрастная структура населения — существеннаяхарактеристика любой страны [5; с.22].
Современнаясоциальная работа с престарелыми людьми должна строиться в соответствии сПланом действий по проблеме престарелых, разработанным ООН более 15 лет назад ирассчитанным на период до 2001г. В предисловии к этому Плану станы мираторжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем еепродолжительность, в связи, с чем стареющим людям следует (насколько этовозможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящейудовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
В России внастоящее время принят ряд Федеральных социальных программ, авторы которыхменее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многимсоциальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренниепротиворечия [16; 5].
Исследователиотмечают, что в период российских реформ с середины
80-х годов началформироваться феномен женского неблагополучия смертности, связанный с болеенеблагоприятными тенденциями, захватывающими преимущественно молодые возрастныегруппы за счет опережающего роста смертности от экзогенных причин. Этитенденции говорят о возможном сокращении в ближайшей перспективе разрыва впродолжительности жизни мужчин и женщин по самому неблагоприятному сценарию: засчет смертности в женских когортах. Это вторая отличительная черта процессастарения населения России [5; c.22]. Приложение 2.
Изучениюсодержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание.Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70-х гг.действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практикаподтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющимлюдям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает всложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой– переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленномупорядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивостьнервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения,неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказываются на состоянииздоровья [11; 31].
Приоритетноенаправление социальной работы с пожилыми людьми – организация среды их обитаниятаким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способоввзаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности,уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.
Пожилойчеловек, даже являясь клиентом социальной службы, субъект, т.е. лицо,принимающее решение [19;108].
Современнаясоциальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с принципамиООН в отношении пожилых людей 2001 г.:
« Сделатьполноценной жизнь лиц преклонного возраста». Данный документ рекомендуетправительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальнойподдержки пожилых людей:
1)разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым, укрепляясвязь между поколениями;
2) поощрятьблаготворительные организации;
3) защититьпожилых людей от экономических потрясений;
4) обеспечитькачество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
5) полностьюобеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места егопроживания – на родине или в другой стране.
Эти принципысгруппированы следующим образом:
1 –НЕЗАВИСИМОСТЬ
2 – УЧАСТИЕ
3 – УХОД
4 –РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА
5 –ДОСТОИНСТВО [25; 698].
Такимобразом, на любом уровне при разработке Социальной политики выделяются дваведущих принципа:
1)    обоснованность.Социальная политика должна просчитываться по необходимым ресурсам;
2)    реалистичность.Социальная политика должна быть ориентирована на практическое решение наиболеезначимых социальных проблем на тот или иной промежуток времени.
В реализациисоциальной политики также приняты два принципа:
1)    конкретизация.Проявляется в прогнозировании социальных процессов, составлении социальныхпроцессов, составлении социальных и экономических программ, моделированиисоциально-экономических процессов;
2)    результативность.
До 2015г. предстоитвсесторонне усовершенствовать механизм реализации направлений государственнойполитики в отношении пожилых людей как особой социально-демографической группы.Имеется в виду следующее:
— обоснованиепринимаемых решений, федеральных и религиозных целевых программ, направленныхна поддержку людей старшего поколения. Экспертиза законопроектов и проектовнормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях на предмет ихвозможного воздействия и ожидаемых последствий для граждан старшего поколения;
— обеспечениевсем пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форммедицинской помощи. Создание в РФ разветвленной системы гериатрической помощинаселению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений ирасполагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системыпаллиативной помощи, включая хосписы, совершенствование системыгеронтопсихиатрической помощи;
— последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом ростапотребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;
— развитиесети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальныеуслуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому.Введение инновационных моделей социального обслуживания;
— улучшениеснабжения пожилых людей геродиетическими продуктами, имеющимилечебно-профилактическое значение;
— предоставление гражданам пожилого возраста возможности для посильной занятостив государственном и негосударственном секторах экономики;
— поддержаниесоциально-культурной активности пожилых людей и т.д.
В ст.7Конституции РФ указывается, что «Российская Федерация – социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека». В ст.17 «признаются и гарантируются праваи свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормаммеждународного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Разрабатываяи принимая соответствующие законодательные акты. Российское государствосогласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948),Заключительным актом Хельсинского совещания (1975), итогового документа Венскойвстречи (1989) и др.
1.2 Тенденцииразвития сети стационарных учреждений
Становлениесовременной системы социального обслуживания началась в 90-е годы прошлогостолетия. Была принята «Концепция развития социального обслуживания населения вРоссийской Федерации» (Минсоцзащиты России, 1993г.) и была начата отработка всубъектах Российской Федерации оптимальных моделей социального обслуживаниянаселения, а также созданы первые учреждения социального обслуживания новоготипа [24;237].
В настоящеевремя основную нагрузку принимают на себя государственные, муниципальныестационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты общего типа,психоневрологические дома-интернаты, геронтологические центры,геронтопсихиатрические отделения). Всего 1250 учреждений.
Численностьпожилых людей и инвалидов, проживающих в названных стационарных учрежденияхсоциального обслуживания, достигает 240 тыс. человек, из них более 5,5тыс.являются участниками Великой Отечественной войны. Из общего числа проживающих вдомах-интернатах граждан пожилого возраста примерно 80тыс. человек, имеющихнеобратимые нарушения двигательных и иных функций, находятся на постоянномпостельном режиме [25; 691].
Большоевнимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяетсяорганизации медицинского обслуживания, противоэпидемических,санитарно-гигиенических и социально реабилитационных мероприятий. Завершенаработа по переходу на страховую систему медицинского обслуживания гражданпожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах [6; 31].
С 1991г.число домов-интернатов различных типов выросло с 737 до 1250, а количество меств них – на 15 тысяч. За последние два года введено в действие 6 тыс. новыхмест, стационарным обслуживанием дополнительно охвачено 8,4 тыс. человек. Этопозволило приблизиться к решению одной из острых проблем пожилого населения –удовлетворение потребности в постоянном постороннем уходе [25].
Основнымитенденциями развития стационарных учреждений социального обслуживания являютсяразукрупнение многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условийорганизации жизненного пространства пожилых людей и инвалидов.
Сформированасеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости (на 10 – 20мест), которые по большей части открываются в сельской местности, что позволяетприблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданампожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки [2].
Данныефедерального государственного статистического наблюдения наблюдается рост числастационарных учреждений социального обслуживания. Приложение 3.
Но вместе стем государственные статистические данные свидетельствуют онеудовлетворительном состоянии определенной части социальных объектов. Из 3875зданий, принадлежащих учреждениям социального обслуживания граждан пожилоговозраста и инвалидов, требуют реконструкции 838 зданий, находятся в аварийномсостоянии 190 зданий, являются ветхими 294 здания. В указанных учрежденияхтрудно обеспечить процессы адаптационного и реабилитационного характера,нормальный образ жизни людей, особенно в период, непосредственно следующий запоступлением в дом-интернат [2].
Современнаятенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, чтосоциальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решениезадач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особуюзначимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возрослитребования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченнымивозможностями жизнедеятельности [14].
В областифункционируют стационарные учреждения следующих видов: дома-интернаты дляпрестарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологическиеинтернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей.
Работа поорганизации социальной адаптации пожилых людей в муниципальныхдомах-интернатах, имеет свою специфику:
·     компактностьпроживания, что способствует индивидуальному и дифференцированному подходу кклиентам;
·     доброжелательныйсоциально-психологический климат, когда практически все друг друга знают,облегчает социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста и инвалидовв новых условиях и способствует повышению качества социально-медицинскогообслуживания.
Граждане,проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые людии инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей, вынужденнообъединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентовдомов-интернатов, характеризуется признаками, составляющими понятие «госпитализм».К этим признакам относятся:
·     монотонныйобраз жизни;
·     ограниченностьсвязей с внешним миром;
·     бедностьвпечатлений;
·     скученность,недостаточность жизненного пространства;
·     зависимостьот персонала;
·     ограниченныевозможности занятости;
·     регламентированностьдеятельности социального учреждения [15].
В качествеположительных сторон динамики развития стационарных учреждений социальногообслуживания следует указать улучшение условий проживания в них за счетсокращения среднестатистического числа обитателей и увеличения площади спален врасчете на одно койко-место почти до санитарных норм. Средняя вместимостьдома-интерната общего типа за 13 лет уменьшилось с 293 до 138 мест (более чем в2 раза), средняя площадь комнат для проживания увеличилась до 6, 91 кв.м.приведенные показатели отражают тенденцию разукрупнения существующихстационарных учреждений социального обслуживания, повышения комфортностипроживания в них. Во многом отмеченная динамика обусловлена расширением сетидомов-интернатов малой вместимости [25; 708].
По мнениюисследователей, в настоящее время, когда провозглашен курс на учетиндивидуальных особенностей и потребностей человека, необходимо менятьвнутреннюю структуру домов-интернатов. Профессионализация этого видасоциального обслуживания должна начаться с привлечения специалистов посоциальной работе, введения в штаты других необходимых специалистов, повышениястатуса социальной работы в целом, создания современной материально-техническойбазы [13; c.148].
Такимобразом, актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностейлюдей пожилого возраста: создание домов- интернатов малой вместимости (до 100мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальном образовании. Обеспечениефункционирования стационарных учреждений как пансионатов социальногообслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологическогокомфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциалаучреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов сучетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологическихпотребностей и привязанностей к определенной среде обитания.
1.3Социальная адаптация пожилых людей
Анализ рядалитературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразиивзглядов в определении понятия «социальная адаптация». Адаптация понимается какдинамическое состояние системы, непосредственный процесс приспособления кусловиям внешней среды с одной стороны, а с другой, — свойство любого живогоорганизма, обеспечивающее ее устойчивость в меняющихся условиях.
Цельсоциальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продлениесоциальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей,предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время,удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей,потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов,облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активностипожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненноготонуса [4; с. 284].
Ключевым вопределении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственносуть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека черезгармоничное приспособление к изменившимся условиям среды. В социологическомсправочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»:«Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [18;13].
Близкиеподходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются впсихологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченкосоциальная адаптация рассматривается, с одной стороны, как процесс активногоприспособления индивида к условиям социальной среды, с другой, как результаттого процесса [18; 20].
Рассматриваяпонятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект отсоциального, т.к. адаптация является комплексным феноменом.
Социальнаяадаптация– это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном теченииприводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такогосостояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятиемрешений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего. Или активногоприспособления человека к условиям социальной среды. Особенно актуальнапроблема социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к условиямпроживания в доме-интернате.
Стадииадаптации:
1) начальная(знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);
2) стадиятерпимости (я не хочу, но надо);
3)аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);
4)ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа)[17;19].
Социальнаяадаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс.Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальнойадаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладаниеграждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченнаяспособность к передвижению.
Измененияпсихики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события присохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость,неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушенияхэмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической ипространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность,координация). В домах-интернатах наблюдается:
1)ограниченность жизненного пространства;
2) недостатокбытового комфорта;
3)психологическая несовместимость проживающих;
4)зависимость от окружающих;
5) формальноеотношение персонала.
Эти группыобстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонноговозраста в домах интернатах [20; 22].
О.И. Зотова иИ.К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации.Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействиеличности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношением целей иценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная средаспособствует реализации потребностей и стремлением личности, служит раскрытию иразвитию ее индивидуальности.
В описаниипроцесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление»,«целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение» [7].
Большинствоотечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полнаяадаптированность, дезадаптация.
А.Н. Жмыриковпредлагает учитывать следующие критерии адаптированности:
·     степеньинтеграции личности с мокро- и микросредой;
·     степеньреализации внутриличностного потенциала;
·     эмоциональноесамочувствие.
А.А. Реансвязывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего ивнешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональнуюстабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствиедистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологическойнапряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведенияличности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме,и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнемукритерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннемукритерию. Системная социальная адаптация – это адаптация, как повнешнему, так и по внутреннему критерию.
Такимобразом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления,регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессесоциальной адаптации человек выступает как активный субъект, которыйадаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами,стремлениями и активно самоопределяется [20].
Социальнопсихологическая адаптация пожилых людей проживающих в стационарных учрежденияхзанимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные дляпожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.
Признакинеудовлетворительного прохождения адаптационного периода: ухудшаетсянастроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональнаянеустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п.
Типыадаптации:
1)конструктивный (оптимально приспособленные люди) могут адаптироваться в любыхусловиях. В качестве доминирующих выступают потребности и четкая жизненнаяпозиция;
2) защитный(в целом адекватно приспосабливающиеся) на первом плане выступают потребности взащите собственного «Я», он приспосабливается за счет себя и может себязащитить;
3) активно-агрессивный– вину за собственные трудности приписывают внешним обстоятельствам «виноват нея». Они характеризуются агрессивностью и неадекватностью восприятиядействительности;
4) пассивный– для них характерна пассивность, жалость к самому себе, депрессия,безынициативность [8].
По истечениипериода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилымилюдьми продолжается с учетом личностных, возрастных особенностей и состоянияздоровья.
На этом этапевелика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целомвсего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологическогоклимата среди проживающих [6].
Основныекритерии эффективности социальной и социально-адаптационной работы:
·     критериирезультативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей,людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной исоциально-адаптационной работе);
·     критерииоптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьшихфизических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);
·     критериимотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышенияактивности клиентов);
·     критерииуправляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальнойи социально-адаптационной работы);
·     критериисистемности (характеризуется системным использование каждого из направленийсоциальной и социально-адаптационной работы).
В целом дляработы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты сврачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлойжизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями попередвижению, способностями к самообслуживанию [12;23].
Задача всегообщества, и социального работника, в частности, сделать так, чтобы у пожилогочеловека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если онокружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свойдуховный и интеллектуальный потенциал.
Наблюдается положительнаядинамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных насоздание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста встационарных учреждениях. Приложение 4.
Такимобразом, определяя перспективы развития содержательной деятельности социальнойи социально-адаптационной работы, для муниципальных стационарных учрежденийсоциального обслуживания населения выделим:
а)совершенствование работы в соответствии с государственными стандартамисоциального обслуживания;
б) разработкаи реализация социальных проектов;
в)совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации;
г) внедрениеинновационных форм и методов работы с клиентами во всех интернатах;
д)индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлениисоциально-адаптационных услуг.
Именно это ивлияет на конечный результат – повышение качества жизни клиентовстационарных учреждений социального обслуживания населения.

Глава 2.Анализ деятельности специалистов стационарного отделения МУ КЦСОН с. ТарногскийГородок Вологодской области, направленной на социальную адаптацию клиентов
2.1 Историяучреждения
Полноенаименование Учреждения — муниципальное учреждение «Комплексный центрсоциального обслуживания населения». Официальное сокращенное названиеУчреждения – МУ КЦСОН.
1. Учреждениесоздано на основании постановления главы Тарногского муниципального района от16. 06. 1997г. №188.
2.Учредителями Учреждения выступает отдел социальной защиты населенияадминистрации Тарногского муниципального района Вологодской области.
3. Учреждениеявляется юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеетсамостоятельный баланс, свои банковские счета, печать, штампы, бланки со своимнаименованием.
4. Учреждениеявляется некоммерческой организацией и входит в систему социальногообслуживания населения.
5.Местонахождение Учреждения: с. Тарногский Городок, Вологодской области.
6. Почтовыйадрес: 161 560 Россия, Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул.Советская, дом 39.
7. Датарегистрации 23 июня 1999г., МУ КЦСОН был открыт 16 января 1999г.
8.Ведомственная принадлежность: Департамент труда и социального развития г.Вологда,ул. Благовещенская, 9.
9. Учреждениеотвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами.При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательства несетсобственник имущества.
10.Учреждение в своей деятельности руководствуется действующим законодательствомРоссийской Федерации, Вологодской области и Уставом. Приложение 5.
11.Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественныеправа и несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде иарбитражном суде в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации.
Были открытыследующие структурные подразделения:
1.    16.01.1999г. отделениесоциального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
2.    09.02.1999г. отделениесрочного социального обслуживания;
3.    11.10.1999г. стационарноеотделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;
4.    03.03.2003г. отделениесоциального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов командойсоциальных работников;
5.    01.07.2004г. отделение поработе с семьей и детьми;
6.    02.08. 2004г.социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;
7.    19.09.2005г. отделение«Социальное такси»;
8.    11.04.2006г. отделениедневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
9.    21.12.2006г.Консультативное отделение.
Основныенаправления деятельности МУ КЦСОН
ДеятельностьЦентра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических,профилактических и иных мероприятий, в связи, с чем Центр осуществляет:
1) мониторингсоциальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучияграждан на территории обслуживания;
2) выявлениеи дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке,определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, наразовой основе) ее предоставления;
3) оказаниегражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических,социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых и иныхуслуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;
4) социальнуюреабилитацию граждан с ограниченными возможностями, в том числе детей;
5) участие вработе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
6) оказаниеразличных видов социальной помощи лицам без определенного места жительства игражданам, освободившимся из мест лишения свободы;
7)привлечение учреждений здравоохранения, образования, миграционной службы,службы занятости и др., а также общественных и религиозных организаций иобъединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению;
8) внедрениев практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости отнуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономическихусловий;
9) проведениемероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.
Направлениедеятельности Центра могут корректироваться в зависимости отсоциально-демографической и экономической ситуации в регионе, национальныхтрадиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержке идругих факторов / Устав. Приложение 5.

2.2.Характеристика деятельности отделения
Целямистационарного отделения являются:
·     социальноеобслуживание проживающих в отделении (далее клиенты), стабильноематериально-бытовое обеспечение клиентов, создание наиболее адекватных ихвозрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
·     проведениемероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Длядостижения данных целей отделение осуществляет следующие виды деятельности.
1. Материально- бытовые услуги, предоставляемые клиентам отделения:
·     предоставлениежилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий,лечебно-трудовой деятельности, культурно — бытового обслуживания;
·     предоставлениеи пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
·     содействиев организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи.
2. Услуги поорганизации питания, быта, досуга клиентов отделения:
·     предоставлениерационального питания, в том числе диетического;
·     обеспечениеодеждой, обувью, нательным бельем, согласно утвержденным нормативам;
·     предоставлениепостельных принадлежностей;
·     обеспечениесохранности личных вещей, ценностей.
3.Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги клиентов отделения:
·     бесплатноеоказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательногомедицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ итерриториальных программ обязательного медицинского страхования вгосударственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
·     обеспечениеухода с учетом состояния здоровья;
·     организацияпроведения медико-социальной экспертизы;
·     проведениереабилитационных мероприятий, в том числе для инвалидов на основаниииндивидуальных программ реабилитации;
·     оказаниепервичной медико-санитарной помощи;
·     оказаниепсихологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;
·     обеспечениетехническими средствами ухода и реабилитации;
·     обеспечениесанитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и в местах общественногопользования;
4. Услуги, связанныес социально-трудовой реабилитации:
·     созданиеусловий для использования остаточных трудовых возможностей, участие влечебно-трудовой деятельности.
5. Правовыеуслуги:
·     выполнениефункций опекуна и попечителя;
·     помощьв оформлении документов;
·     оказаниепомощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальныхвыплат;
·     содействиев получении консультативной помощи;
·     обеспечениепредставительствования в суде с целью защиты прав и интересов;
·     содействиев получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующимзаконодательством.
6. Содействиев организации ритуальных услуг.
7. Оказаниеплатных услуг клиентам.
8. Условияприема, содержания и выписки из стационарного отделения.
В отделениепринимаются пенсионеры старше 55 лет женщины и 60 лет мужчины, лица, которымустановлена инвалидность 1и 2 группы, нуждающихся в уходе, бытовом имедико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, не имеющиеустановленных медицинских противопоказаний к приему в стационарное отделение.
Основаниемдля приема в отделение является путевка, выданная комиссией при отделесоциальной защиты населения Тарногского муниципального района и личногозаявления лица, желающего проживать в отделении.
На каждогоклиента в отделении формируются:
·     личноедело, в котором хранится путевка отдела социальной защиты населения, паспорт сотметкой о регистрации в отделении, заявление о приеме в отделении, пенсионноеудостоверение, трудовая книжка, справка о доходах, страховое свидетельство,договор с администрацией о предоставление платных или частично оплачиваемыхсоциальных услуг;
·     историяболезни, а которой приобщаются медицинская карта, заверенная лечебнымучреждением, справка медико-социальной экспертизы, амбулаторная карта,поступившего из медицинского учреждения, а также медицинские документы,заведенные во время пребывания в отделении.
Правила иобязанности клиентов, а также основания и порядок их ограничения определяютсязаконодательством Российской Федерации.
Социальныеуслуги предоставляются отделением в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и Вологодской области.
Пенсионерамво время пребывания в отделении выплата пенсий и ежемесячной выплатыпроизводится в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации и Вологодской области.
Лицам, плохоразбирающимся в денежных знаках, выдача денег производится в присутствииработников отделения, определяемых администрацией, которые проверяютправильность выплаченной суммы и расписываются за неграмотных.
Временноевыбытие клиентов из отделения может быть разрешено директором Учреждения сучетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменногообязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за ним.
Выписка изотделения пожилых граждан и инвалидов производится по письменному заявлениювыписываемых граждан. Для утративших способность удовлетворять свои жизненныепотребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными пописьменному заявлению их законных представителей. В случае если они обязуютсяобеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания. При выбытиииз отделения клиенту выдается закрепленная за ним одежда, белье и обувь посезону, справка с указанием времени пребывания в отделении и причины выбытия. Атакже возвращаются личные документы, вещи и ценности, хранившиеся в учреждении.
Клиентотделения, признанный в установленном законом порядке недееспособным, подлежитпереводу в психоневрологическое учреждение социального обслуживания населения[Устав/19-21]. (Положение о стационарном отделении для граждан пожилоговозраста и инвалидов). Приложение 6.
Стационарноеотделение МУ КЦСОН располагается в кирпичном благоустроенном здании, имеетсяцентральное отопление, водопровод, канализация. Клиенты отделения проживают в 1и 2-х местных комнатах. Общая площадь стационара – 230,3 кв.м., в том числеспальных помещений – 97,5 кв.м., на одного проживающего приходится по 6,5 кв.м.
Социальнаяработа не является монополией государства, многое зависит от взаимодействияслужб стационарного отделения с организациями негосударственного сектора идругими подразделениями Учреждения. Приложение 7. Приложение 8.
Встационарном отделении разработаны правила внутреннего распорядка и режим дня. Приложение9.
Таким образом,деятельность Тарногского стационарного отделения направлена на оказаниеразносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого, что отвечает нормамРоссийского законодательства, а также запросам клиентов. В отделении проводятсяразличные мероприятия медицинской, педагогической и психологическойнаправленности, рассчитанные на сохранение здоровья, выяснение трудностейклиентов, обмен знаниями и умениями, взаимопомощь и т.д.
Результатом комплексногоподхода к организации досуга лиц старшего поколения является их социальная активность,способность к адаптации в сложных экономических условиях, возможностьреализовать свои культурные запросы, и таким образом повысить уровень икачество жизни пожилых людей.
Уровеньсмертности в стационарном отделении по годам в период с 2003 — 2009г.Приложение 10.
Диаграмма
/>
2.3 Анализдеятельности специалистов стационарного отделения по реализации социальной адаптации,реализуемой в отделении
В отделенииразработана программа адаптации «Дом, в котором мы живем» и успешноприменяется, для того чтобы сделать переход человека из одной микросреды вдругую менее болезненным. Приложение 11.
Цельпрограммы:
·    содействиеадаптации людей пожилого возраста к условиям проживания в стационарномотделении.
Задачипрограммы:
·    диагностиказаболевания поступившего и назначение симптоматического лечения;
·    проведениепсихологического обследования с последующей разработкой программы коррекциивыявленных нарушений;
·    выявлениеспособностей у поступившего к занятиям трудовой терапией;
·    знакомствопоступившего с работой структурных подразделений, с перечнем гарантированных идополнительных услуг, с культурно-бытовой жизнью отделения;
·    содействиев реализации творческих способностей клиентов.
Программасостоит из трех блоков.
1.Медицинский блок:
·     проверкадокументации, необходимой для поступления в стационарное отделение;
·     проведениемедицинской диагностики и симптоматического лечения;
·     назначениеполного обследования;
·     рекомендациик трудовой терапии;
·     планированиеосмотра узкопрофильными специалистами;
·     оказаниенеотложной медицинской помощи;
·     наблюдениеза состоянием вновь поступившего.
·     2.Психологический блок:
·     знакомствос работой психолога и его основными функциями;
·     проведениепсихологического обследования поступившего;
·     проведениетренинговых занятий, направленных на развитие группового общения;
·     разработкапрограммы коррекции выявленных нарушений.
3.Социокультурный блок:
·     проведениеознакомительной экскурсии по стационару;
·     ознакомлениес культурно-бытовой жизнью отделения;
·     проведениебеседы о внутреннем распорядке, о правилах поведения;
·     знакомствос проживающими.
Реализацияпрограммы рассчитана на период пребывания вновь прибывшего вприемно-карантинном отделении в течение 7 дней. Каждый день – это проведениемероприятий одного из блоков: беседы, опрос, диагностика, экскурсия,тренинговые занятия и т.д.
Контрольосуществляется заместителем директора, заведующей стационарного отделения.Всеми специалистами проводится текущая и отчетная документация.
Поступившемучеловеку дается как можно более исчерпывающая информация о жизни в отделении,разъяснения по бытовым вопросам, по вопросам постоянного медицинского контроляза здоровьем подопечного, о возможности сохранения связей и встреч подопечногос родственниками, знакомыми. При этом необходимым условием работы всегоперсонала с подопечными является доброе, чуткое и терпимое отношение.
Программуадаптации реализуют: заведующая стационарным отделением; фельдшер; культорганизатор;санитарки; повара; зав. складом; санитарка-банщица.
Заведующая стационарным отделениемпринимается на работу и освобождается от должности приказом директора КЦСОН.Подчиняется непосредственно директору. В своей работе руководствуется уставомМУ КЦСОН и должностной инструкцией. Приложение 12.
Заведующаяобеспечивает общее руководство и организацию работы обслуживающего персонала попредоставлению гарантированных социальных услуг, предоставляемых в стационарномотделении. Осуществляет контроль за качеством предоставляемых услуг, составляетграфик работы санитарок, осуществляет контроль за его выполнением. Оформляетличные дела поступающих граждан в стационар. При поступлении престарелыхорганизует экскурсию по отделению, знакомит с обязанностями и правами с режимомрабаты всех специалистов и кабинетов, а также проводит ежедневный обходклиентов. Проводит прием престарелых по всем вопросами.
Организуетпроведение культурно-массовых мероприятий с престарелыми.
Своевременноготовит необходимую отчетность о работе отделения. Составляет план работы на каждыймесяц и год. Приложение 13.
Фельдшер принимается на работу иосвобождается от должности приказом директора КЦСОН. Подчиняется директору изаведующей стационарным отделением. В своей работе руководствуется уставом МУКЦСОН и должностной инструкцией. Приложение 14.
Задачисоциально-медицинской помощи заключается в следующем:
·     обеспечениереальности осознания пожилым человеком границ своих теперешних физическихвозможностей;
·     пробуждениев сознании человека убежденности в необходимости дальнейшего познания мира,развития отношений с людьми и т.п.;
·     усилениев сознании пожилого человека силы своего внутреннего «Я», т.е. формирование внем новых целей в предстоящей жизни;
·     оказаниеподдержки в укреплении воли, внушение необходимости постоянного движения. Пробуждениеверы в себя резко активизируют пожилого человека, положительно влияет на егоздоровье.
Оказываетсоциально-медицинские услуги проживающим в стационарном отделении престарелымгражданам и инвалидам. Ежедневно ведет лечебную гимнастику с проживающими.Контролирует работу персонала стационарного отделения по выполнениюсанитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, ведет бракеражныйжурнал, и журнал витаминизации пищи, составляет меню   на каждый день. Ведетпрофилактическую работу (беседы) по предупреждению заболеваний различногохарактера также проводит санитарно-просветительскую работу среди персонала ипроживающих в стационаре. Своевременно заполняет медицинскую документацию и контролируетпрохождение медицинских осмотров работников. Своевременно готовит отчеты опроделанной работе.
Культорганизатор назначается иосвобождается от должности приказом директора КЦСОН. В своей работе подчиняетсядиректору центра и непосредственно заведующей отделением. В своей работеруководствуется правилами внутреннего трудового распорядка и должностнойинструкцией. Приложение 15.
Проводитмассовые игры, коллективное и игровое общение, организует представления,проводит вечера развлечений, праздники, концерты и другой досуг с клиентами.Также проводит физкультурно-спортивные мероприятия среди клиентов иоформительскую работу в отделении. 
Целью организациидосуговых мероприятий является повышение самооценки пожилого человека,возможности его скорой адаптации к изменившимся условиям жизни путем созданияусловий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей гражданстаршего поколения.
Используютсяследующие направления организации досуга:
— организацияпраздничных мероприятий, вечеров отдыха;
— проведениетематических бесед;
— проведениемузыкальных часов;
— проведениеигр, психологических тестов, викторин;
— организацияэкскурсий и посещение культурно-зрелищных мероприятий.
Игроваятерапия поддерживает хорошее настроение, оптимизм также благотворно влияет наразличные функции организма. Развлечения, соответствующие возрасту и общемусостоянию способствуют сохранению физической независимости, физическойактивности. Периодически проводятся подвижные игры. Во время этих игр нашиклиенты вырабатывают способность быстрой реакции на ситуацию, поддерживаютактивный образ жизни, развивают способность к творческому восприятиюпредложенного игрой образа, обогащаются эмоционально, воспитываются волевыекачества, способности к саморегуляции. И у зрителей, и у играющих создаетсяопределенный творческий интерес, который обогащает их новым содержанием. Вовремя игры пожилые люди преображаются, воодушевляются, входят в процесссоревнования, испытывают радость, укрепляют чувство уверенности в себе.
Старостьпредотвратить невозможно, но ее можно сделать счастливой, активной, интереснойи наполненной. В отделении ежегодно проводится праздничное мероприятие «Деньпожилого человека». Приложение 16.
А также:«Новый год», «23 февраля», «Международный женский день 8 марта», «1 апреля –день юмора», «1 мая», «9 мая – День Победы»; раз в квартал проводится «Деньименинника», проводятся мероприятия посвященные религиозным праздникам. Ккаждому событию оформляются наглядные стенды.
Музыкотерапиявлияет функции человеческого организма, снимает нервно-психологическоенапряжение.       Музыкотерапия в активной форме включает в себя терапию пением(разучивание песен, частушек). Во время этих занятий возникает эмоциональнаяактивность, развиваются и укрепляются межличностные отношения. Наступаетэмоциональная разрядка, повышается социальная активность, улучшается физическоесамочувствие.
Прежде всего,старым людям необходимо постоянно тренировать свои интеллектуальные способностипосредством различных видов умственной нагрузки, таких как чтение, запоминаниестихов и песен.
Медицинскийобход, оказание лечебных процедур, хозяйственно-бытовые услуги – это, в первуюочередь общение.
Участие,внимание, вежливость высоко ценятся проживающими. Они охотно вступают в беседу,рассказывают о своей жизни, о семье, делятся наболевшими проблемами и заветнымимечтаниями. Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный иинтеллектуальный комфорт для пожилого человека, предупреждают депрессии. Это, вкакой-то степени, тренировка памяти, тренировка ее сохранности. Воспоминания –своеобразный щит от одиночества. Они помогают вернуться в прошлое, мысленносоприкоснуться с близкими и дорогими людьми, снова ощутить себя здоровым исчастливым. Зачастую воспоминания не соответствует действительности. Какправило, они лучше, интереснее, удивительнее.
Воспоминанияэмоционально восполняют жизнь пожилого человека и при умелом общении оказываютположительное влияние на состояние его здоровья.
Не маловажнав общем процессе реабилитации и адаптации пожилых людей, проживающих, аотделении, трудотерапия. Она проводится исходя из физических способностей,склонностей и предпочтений, является безопасной и посильной, не утомительной,осуществляется под контролем с соблюдением режима труда и отдыха. Важную роль втрудовой терапии играет фактор осознания пожилыми людьми своей нужности,полезности. Большое значение имеет моральное и материальное поощрение за труд.Способные и стремящиеся трудится, пожилые люди помогают в работе поблагоустройству и уборке территории учреждения.
Санитарки стационарного отделенияпринимаются на работу и освобождаются от должности приказом директора КЦСОН.Подчиняются директору и заведующей стационарным отделением. В своей работеруководствуется уставом МУ КЦСОН и должностной инструкцией. Приложение 17.
Обеспечиваетуборку жилых и подсобных помещений, доставку и раздачу пищи. Обслуживаетлежачих больных, помогает медработнику в проведении лечебных процедур. Оникруглосуточно находятся с клиентами и больше всех времени уделяют проживающим.Но со стороны руководства не уделяется внимания для повышения квалификации. Неприветствуется и учеба по заочной форме обучения. Составлен распорядок работысанитарок в стационарном отделении. Приложение 18.
Санитарка-банщицапринимаетсяи подчиняется директору и заведующей. В своей работе руководствуетсядолжностной инструкцией. Приложение 19.
Осуществляетпомывку клиентов, оказывает социально-бытовые услуги гигиенического характера.
При открытиив 1999г. Стационарного отделения проживало 25 человек, им больше вниманияуделялось как со стороны руководства, так и специалистами. Была созданатренажерная комната, где бабушки очень любили заниматься. Но потом ее ликвидировали.Перенеся все тренажеры в открывшееся реабилитационное отделение. С проживающимизанимался психолог, но потом все реже и к сегодняшнему дню занятия вовсе сошлина нет. Обострились напряженные отношения между некоторыми клиентами,заведующая отделением не умеет улаживать конфликтные ситуации, и позволяетповышенные тона в общении, на что остро реагируют проживающие. Что провоцируетнапряженность и конфликтность. Как следствие нет комфортной обстановки иуверенности в завтрашнем дне у клиентов. Не проводится и групповая работа ссотрудниками. Был проведен опрос сотрудников отделения в виде анкетирования обудовлетворительности работников микроклиматическими условиями труда,содержанием деятельности, психологической атмосферой в коллективе.Анкетирование было проведено в ноябре 2009 г. Приложение 20. В анкетировании принялоучастие 10 человек. Анкета состоит их двух блоков, которые состоят из 10вопросов. Такой подход к работе с пожилыми, проживающими в стационаре, помогаетне только контролировать работу сотрудников, но и оценивать их компетентность идобросовестность. Это также позволяет определить качество обслуживания.
1-й блок:
Социальныйпаспорт выборки (вопросы с 7-9):
·     вотделении работает женский коллектив, 50% в возрасте от 20-29 лет, и по 30% ввозрасте от 30-39 и в возрасте от 50-60 лет;
·     семейноеположение: 60% в зарегистрированном браке, 20% в гражданском; 10% разведенных;10% не были в браке;
·     уровеньобразования: по 30% имеют высшее и среднее специальное, 40% среднее образованиеили начальное профессиональное.
1-й вопрос:какие мероприятия вам больше всего запомнились? Работники, имеющие высшее исреднее специальное активно участвуют в жизни Учреждения, сотрудники со среднимобразованием остались не востребованными в участии общественной жизни.
2-й вопрос:какими чертами характера не должны обладать персонал отделения? Все участникианкетирования выбрали те черты, характера какими не должны обладать социальныеработники; были также дополнены некоторые варианты.
3-й вопрос: 60%анкетеров были активны и высказали свои суждения по вопросу: «Что бы Вы хотелиизменить в жизни Вашего Учреждения», но в их высказываниях чувствовалось невера в изменения и в свои возможности;
4-й вопрос: 30%анкетируемых стаж работы составил от 1-3 лет; от 3 -5 лет 40%; от 5-7 лет 10%;и от 7лет и более20%. Это говорит о том, что текучесть кадров не большая иработают люди не случайные, и не равнодушные.
5-й вопрос:была предложена таблица с утверждениями и 6 бальная шкала оценок: больше всегобаллов 3,9 недовольство зарплатой и 3,7 баллов недовольны руководством Учреждения.Имеют желание искать 2,8 балла другую работу, также интеллект не востребован вполной мере 2,4б.
6-й вопрос:оцените психологическую атмосферу в учреждении. Была предложена таблица из 10пар слов противоположных по смыслу и 7 бальная шкала оценок, чем ближе кправому или левому слову в каждой паре будет поставлен любой знак, тем болеевыражен тот или иной признак. В сторону безуспешности 3,8 б.; в сторонунепродуктивности 3,4 б.; по 3,3 б. в сторону скуки и неудовлетворенности. Такимобразом, опрос показал, что есть напряженность в коллективе и нужно обратить наэто внимание руководству Учреждения.
В связи сэкономическим кризисом были приведены в действие мероприятия по экономии воды иэлектроэнергии в отделении. В комнатах клиентов была отключена вода, оставилитолько в туалетах. Свет даже в коридорах заставляют отключать, хотя клиенты итак ничего не видят. В комнатах вкручиваются лампочки меньшей мощности. Банныедни установили раз в 10 дней. А если во время помывки клиент заболел, то онпропускает и затем ждет еще 10 дней. Все эти условия созданные руководством неспособствуют цели социальной работы: оберегать от всех потрясений слабые слоинаселения. У нас клиенты, прожившие тяжелую, полную лишений послевоенную жизньна себе в первую очередь снова почувствовали все тяготы и неудобства.
Чрезвычайныхпроисшествий в отделении не было. Все рабочие выполняют свои должностныеобязанности в полном объеме, взысканий никаких не было на протяжении всеговремени работы стационарного отделения. Выполнялись все предписаниягосударственного пожарного надзора. В течение 2009 года была замененаэлектропроводка, произведен демонтаж горючих поверхностей помещений, демонтаж изамена глухих металлических оконных решеток, была проведена огнезащитнаяобработка деревянных конструкций чердачного помещения. Были выделены средства ипроизведена замена водопровода.
Не решеннымиостались проблемы: требуется срочная замена канализации, замена оконных блоков,покупка оборудования для прачечной и кухни, покупка нового автомобиля.Материалы отчета стационарного отделения за 2009г.
В Тарногскомстационарном отделении постоянно проживают 15 человек, поэтому не составляеттруда проследить развитие отношений поступившего с опекаемыми и сотрудниками,изменения доли его участия в бытовой и общественной жизни отделения,психосоматическое состояние в динамике.
Был проведенопрос «Качество жизни» (март 2010года). Приложение 21.
Исследованиепроводилось методом беседы с заранее составленными вопросами. Такой метод былвыбран в связи с престарелым возрастом исследуемых, которые не могут самипрочесть и написать ответ на вопрос в связи плохого зрения и других физических отклоненийздоровья, и полной немощности.
Основнымипоказателями качества жизни являются различные сферы жизни:
— материальная;
— духовная;
— бытовая;
— сферакоммуникации.
Цельисследования: получение полной, достоверной информации о качестве жизнипроживающих в стационарном отделении.
Среднийвозраст проживающих составляет – 85 лет, Всего по списку 15 клиентов, два — ВВОВ; инвалиды 1-й группы –3 человека, остальные инвалиды 2-й группы.
В данномучреждении находятся:
— менееодного года – 1 человек;
— от одногодо пяти лет – 3 человека;
— более пятилет – 11 человек.
Режим дня:
— довольны –10 человек;
— не совсемдовольны – 5 человек.
Рациономпитания:
— довольны –8 человек;
— не совсемдовольны -6 человек;
— не довольны– 1 человек.
Взаимоотношенияс обслуживающим персоналом:
— доброжелательные – 10 человек;
— когдадоброжелательные, когда конфликтные – 5 человека.
Взаимоотношенияс поживающими:
— доброжелательные, когда конфликтные – 12 человек;
— конфликтные– 3 человека.
Довольны ликачеством предоставляемых услуг:
— хотели быулучшения качества медицинского обслуживания – 8 человек;
— хотели бы,чтобы с вами работали психолог и специалист по социальной работе – 5 человек.
Хотели бы,что либо изменить в работе данного учреждения:
— открытькабинет для встреч с родными – 2 человека;
— сделатьпандусы для спуска со второго этажа и сделать поручни вдоль стен – 10 человек;
— ничего не хотели,менять – 3 человека.
Организациейотдыха:
— довольны –10человек;
— не совсемдовольны – 2 человека;
— не довольны– 3 человека.
Такимобразом, в результате опроса выяснилось, что качеством предоставляемых услуг 13человек не довольны и хотели бы улучшения медицинского обслуживания и общениясо специалистами.
У опрошенныхмежличностные взаимоотношения напряженные, наблюдается нетерпимость друг кдругу, непонимание.
Взаимоотношенияс обслуживающим персоналом у 5 человек конфликтные, что говорит о том, чтонужны меры для изменения напряженных ситуаций.
Не смотря навсе усилия сотрудников, жизнь пожилых людей, проживающих в отделении«Милосердие», не богата событиями. Здесь, наряду с оказаниемсоциально-медицинской помощи, необходимо налаживать более тесные, неформальныеконтакты опекаемых с сотрудниками.
В результатепроведенных исследований выявились очевидные проблемы, как во взаимоотношенияхвнутри коллектива так и напряженность, и неудовлетворенность среди поживающихстационарного отделения. Все проблемы не способствуют благоприятному процессуадаптации лиц старшего возраста к условиям проживания в стационарномучреждении.
2.4 Выводы ирекомендации
На основепрактического анализа деятельности специалистов комплексного центра социальногообслуживания населения с. Тарногский Городок по предоставлению услуг посоциальной адаптации гражданам пожилого возраста в стационарных условиях,пришли к выводам.
1. Принятынормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, направленную насоциальную адаптацию.
2. Ведетсяразработка программ по социальной адаптации, и количество таких услуг с каждымгодом увеличивается.
3. Создаютсяусловия с учетом потребностей пожилых людей и с учетом общепринятых стандартов.
4.Оказываются все виды услуг на качественном уровне.
5.Специалисты, которые оказывают услуги пожилым людям, добросовестны и обладаютвсеми качествами социального работника.
6. Не хватаетсредств для технической оснащенности отделения и высококвалифицированныхспециалистов.
Таким образом,наши предположения, что социальная адаптация людей пожилого возраста будетиметь положительную динамику при соблюдении     некоторых условийподтвердились.
На основесделанных выводов можно дать следующие рекомендации.
·     Вестиразработку программ по социальной адаптации.
·     Обязательноевведение в штатное обеспечение домов-интернатов специалистов по социальнойработе, психологов.
·     Заботитьсяо техническом обеспечении: протезирование, специальными кроватями для лежачихбольных, пандусы для спуска и подъема колясочников, поручни вдоль стен дляоблегчения передвижения проживающих.
·     Должнавестись работа по повышению профессиональной квалификации работников и ихучастие в семинарах по профподготовке и обмену опытом с другими учреждениями.
·     Всехработников заинтересовать и принимать всем участие в общественной жизниучреждения.
Социальнаяадаптация первоначальный и очень важный этап в реабилитации пожилых людей кусловиям проживания в стационарных учреждениях. От того, насколько успешнопройдет первый этап, будет зависеть и дальнейший этап вхождения в новые дляпожилого человека социальные отношения. В нашей действительности престижпрофессии социального работника низкий, профессия молодая и не получила такогоже уровня востребованности, как за рубежом. Но на самом деле на местах делаетсяне все во благо пожилых людей. Здесь сказывается недостаточность финансированияи чисто формальный подход к проблемам и нуждам пожилых людей.

Заключение
Проблемысоциальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центревнимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ,направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровняжизни пожилых и старых людей.
Одна изважнейших форм социальной защиты пожилых людей – социальное обслуживание,которое в настоящее время сложилось в целостную систему, постоянносовершенствующуюся, о чем свидетельствует создание новых учреждений социальногообслуживания, введение новых видов услуг и т.д. Среди учреждений социальногообслуживания пожилых людей широкое распространение в России получилистационарные учреждения – дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Впоследнее время существенно меняются требования организации всей работыдомов-интернатов, что обусловлено:
1)    резким «постарением»клиентов, находящихся в этих учреждениях, в первую очередь за счет поступающихв более старшем возрасте;
2)    увеличением среди нихчисла тяжелобольных;
3)    изменением социальногосостава поступающих, большинство из которых получают пенсию;
4)    более повышеннымитребованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.
Значительноизменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты.Основная причина – это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянноймедицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, накладывает отпечатоки на профиль домов-интернатов, которые становятся в большей мерегериатрическими со значительным объемом медицинской помощи.
Социальнаяработа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптациилюдей, оказавшихся в новых жизненных условиях. Результатом процесса социальнойадаптации является развитие у пожилого человека способности к самоконтролю,установление и расширение социальных связей.
Приорганизации социальной адаптации пожилых людей в стационарном учрежденииспециалист по социальной работе должен понимать и осознавать множествопсихологических, соматических и морально-этических проблем, существующих упожилых и старых людей.
В курсовойработе дан анализ социальной работы с пожилыми людьми, проводимой в Тарногскомстационарном отделении, важнейшей задачей которой является поддержание уровняжизни пожилых и старых людей, содействие их адаптации в новых для них условияхпроживания.

Списоклитературы
1. Конституция РоссийскойФедерации: Официальный текст (с изменениями 25 июля 2003 г.) – Гарболово: Издательский Дом А. Громова, 2005. – 32 с.
2. Материал семинара дляспециалистов муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания.Вологда, Департамент труда и социального развития Вологодской области, 2007г.
3. Альперович В.Социальная геронтология: пожилым и молодым о старости и старении. – Ростов — на-Дону: Феникс, 1997.
4. Вопросы социальногообеспечения №22./ Теория и практика/ Ресурсный потенциал старшего поколенияРоссии как основа новых социальных программ/.
5. Воронина О.А.Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условияхдома-интерната для престарелых. // Психология старости и старения: Хрестоматия./ Сост. О.В.Краснова. – М., 2003. – с. 284-288.
6. Государственный докладо положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. / Под общ. Ред.Г.Н. Кареловой. – М., 2001.
7. Гулина М.А. Психологиясоциальной адаптации и дезадаптации личности. // Психология социальной работы./ Под ред. М.А. Гулиной. – М., 2002.
8. Гулина М.А. Словарьсправочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
9. Гуслова М.Н. Теория иметодика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М.Н.Гуслова. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
10. Дыскин А.А., РешетовА.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М.: 2003. – 160 с.
11. Краснова О.В., ЛидерсА.Г. Социальная психология старости: Учебное пособие. – М.: Изд. центр«Академия», 2002.
12. Марченко И. Сочетаниеразличных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов. //Социальная работа. – 2004. — № 1. – с.43.
13. Налджанин А.А.Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии. –Ереван: Луйе, 1988.
14. Настольная книгаспециалиста: социальная работа с пожилыми людьми. / Отв. ред. Холостова Е.И. –М.: Институт социальной работы, 1995.
15. О реализацииконцепции развития сети областных стационарных учреждений. Департамент труда исоциального развития Вологодской области. – Вологда, 2003.
16. О Федеральной целевойпрограмме «Старшее поколение на 1997-99 годы»: Постановление правительства РФот 28 августа 1997 №1090. // Российская газета. – 1997. – 18 сентября. – с. 5.
17. Психологический словарь./М., 1997. с. 13.
18.Психологическийсловарь. / Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогический процесс, 1996.
19. Социальноеобслуживание пожилых. / Под ред. Е.Баскаковой. – М.: Социздат, 2001.
20.Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребыванияв домах-интернатах: методические рекомендации. / Сост. Я.Ф.Дементьева,Е.Ю.Шаталова. – М.: ЦИЭТИН, 1992.
21. Тетенова Г.Социальная психологическая реабилитация в условиях дома-интерната. //Социальная работа. – 2004. — № 1. – 22-23.
22.Технология социальнойработы.: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред.И.Г.Зайнашева. – М.: Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
23. Условия стационарныхучреждений улучшаются. / В. Радыщевский // Социальное обеспечение. – 2003. — №6. – с. 33-35.
24. Холостова Е.И.Пожилой человек в обществе. Часть 1. – М.: СТИ, 1999 – 237 с.
25. Холостова Е.И.Социальная работа: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К*», 2009. – 860 с.
26. Шабанов В. Развитиесоциального обслуживания пожилых людей – одно из ключевых направленийсоциальной работы. // Социальная работа. – 2004. — № 1. – с. 6-9.
27. Яцемирская Р.С.,Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.