Реферат по предмету "Социология"


Сущность социальной защиты в сфере занятости населения

Содержание
Введение
1. Принцип добровольноститруда
2. Комплекс форм и способовсистемы защиты безработных граждан
2.1 Экономические формы испособы защиты безработных граждан
2.2 Организационные мерысоциальной защиты безработных
2.3 Правовые формы защитыбезработных граждан
3. Социальные выплаты
3.1 Пособие по безработице.Условия и сроки выплаты
3.2 Материальная помощь
4. Социальная защита детейбезработных
Заключение
Библиографический список

Введение
Проблемасоциальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в Россииявляется одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Начнуданную работу с того, что социальная защита — не безадресная всеобщаяблаготворительность. Необходимы строгие критерии и методы оценки,статистические исследования, правовые обоснования, предваряющие конкретныедействия, направленные на социальную поддержку бедных слоев населения. Социальнаязащита как сфера деятельности государства предполагает систему направлений иотраслей своей реализации.
Системасоциальной защиты безработного является элементом государственного управлениярынком рабочей силы и представляет коррекционно-регулятивную систему,направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическомстатусе людей в связи с безработицей.
Именноэффективная занятость является свидетельством процветания экономики ипредпосылкой благосостояния населения. Только эффективная занятость создаетматериальную основу для реализации любых социальных программ. Поэтому повышениеэкономической эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшимприоритетом не только политики занятости, но и экономической политики в целом.
В даннойработе постараюсь раскрыть сущность социальной защиты в сфере занятостинаселения и кратко, пользуясь необходимой литературой, показать путипреодоления проблемы, связанной с занятостью населения.

1. Принцип добровольности труда
В настоящеевремя, говоря о вопросах государственного регулирования занятости, о социальнойзащите от безработицы, нужно учитывать принцип добровольности труда, в основекоторого лежат и некоторые другие гражданские права, расширяющие свободураспоряжения работником своей рабочей силой: свобода самостоятельного выборагражданином участия или неучастия в общественном труде. При этом добровольнаянезанятость исключает какие-либо репрессивные меры со стороны государствапротив данного вида свободы; неограниченное право выбора гражданином сферыприложения своего труда, т. е. его профессионального приложения; право выбораформ собственности при приложении своего труда, включая право на индивидуальныйтруд; самостоятельный выбор работником наиболее благоприятного для него режимазанятости. Здесь может быть как полная занятость, так и частичная или временнаязанятость, совместительство, гибкие графики работы, надомный труд и т.п.; добровольностьвыбора географического места приложения труда. В настоящее время это наиболеесложный вопрос, поскольку он связан с институтом прописки, улучшением жилищнойобеспеченности граждан, контрастом в уровне жизни по территориям страны, в городеи деревне.
Международнойорганизацией труда (МОТ) в «Конвенции о содействии занятости и защите отбезработицы» № 168 разработаны и сформулированы принципиальные основы системысоциальной защиты от безработицы. Основная цель этой системы состоит в том,чтобы предоставление пособий по безработице содействовало полной, продуктивнойи свободно избранной занятости и имело бы такой характер, чтобы предпринимателибыли заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся— искать такую занятость.

2. Комплекс форм и способов системы защиты безработицы граждан
 
Безработнымиявляются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработнымотносятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые врассматриваемый период соответствовали трем критериям: не имели работы(доходного занятия); занимались поиском работы, т. е. обращались вгосударственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещалиобъявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия(работодателю), использовали личные связи и т. д или предпринимали шаги корганизации собственного дела; были готовы приступить к работе. По методологииМОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.
Учащиеся,студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если онизанимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Зарегистрированныеорганами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации,установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия). Системазащиты безработных граждан представляет собой комплекс экономических,организационных и правовых форм и способов.
2.1 Экономические формы и способы защиты безработных граждан
Экономическиеформы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программзанятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулированияпо поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места,поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных нарынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы. ВРоссии с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимаетсяМинистерство труда и социального развития РФ.
Кромегосударственной службы занятости существуют еще и негосударственные,коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуютсянаправленностью своей деятельности на определенные слои населения, напримермолодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.
2.2 Организационные меры социальной защиты безработных
Эффективностьорганизационных мер социальной защиты безработных зависит от развитостиинфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличиеинституциональных структур для организации взаимодействия работодателей инаемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такимиорганизациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзыарендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросахсоциального партнерства. Включение специальных органов в систему отношенийсубъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий междуними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразныхэкономических инструментов и правовых норм.
2.3 Правовые формы защиты безработных граждан
К правовымформам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных нарегулирование занятости населения. Это прежде всего Закон РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации», который действует в настоящее время сизменениями и дополнениями. Этимидокументами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основныепринципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования иорганизации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потереработы.
В связи сухудшением ситуации на российском рынке труда, которая вызвана не толькоувеличением численности безработных, но и увеличением продолжительности периодабезработицы, сегодня круг лиц, пополняющих армию безработных в связи со спадомв экономике и происходящими структурными сдвигами в ней, достаточно велик,поэтому и вопросы безработицы и социальной защиты безработных приобретаютособую актуальность для разработки государственной политики в сфере занятости.
Государствопредоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствиис Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости: свободувыбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда; бесплатноесодействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ; всоответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организацийобеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы; бесплатноеобучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системеслужбы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатойстипендии; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат всвязи с направлением на работу в другую местность по предложению службызанятости; возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие воплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иныхособенностей граждан; правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).
Закон РФ «Озанятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципыгосударственной политики в области содействия занятости: обеспечение равныхвозможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд исвободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовойи сокращение длительной (более года) безработицы; поддержка трудовой ипредпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей кпроизводительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в областизанятости; создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности впоисках работы, т. е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; сочетание местныхмер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающихрабочие места.
Законом РФо занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с нимизанятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, имеющие инуюоплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы; самостоятельнообеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческихработников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов; избранные,утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органахзаконодательной и исполнительной власти, а также в общественных организацияхразличного типа; военнослужащие любых родов войск, служащие в органах ВД; трудоспособныеучащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН; временноотсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).
Законотносит к занятым и временно отсутствующих работников. Причины могут бытьсамыми разными: временная нетрудоспособность, повышение квалификации, отпуск,приостановка производства, вызванная забастовкой или иными причинами. Когдаречь идет об отпуске, то подразумевается как очередной, так и учебный отпуск,отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

3.Социальные выплаты
3.1 Пособие по безработице. Условия и сроки выплаты
Пособие побезработице является новым для отечественного законодательства видомсоциального обеспечения. Его предоставление регулируется следующиминормативными актами: Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»от 20.04.96 г. № З6-ФЗ; Положением «О порядке регистрации безработных граждан иусловиях выплаты пособий по безработице», утвержденным постановлениемПравительства РФ от 17.11.92 г. № 877 с изменениями и дополнениями от 05.06.94г. и от 21.03.96 г. (СЗН РФ, 1994, № 7, ст. 776).
Пособие побезработице выплачивается безработным гражданам, зарегистрированным в органахСЗН в целях поиска подходящей работы. Для лиц, признанных безработными, пособиеявляется основным источником средств существования.
С учетомэтого пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые втечение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере,пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия побезработице принимается одновременно с решением о признании гражданинабезработным.
Продолжительностьвыплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило,12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Гражданам,признанным безработными, пособие по безработице начисляется с первого дняпризнания их безработными.
В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарныхмесяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получениепособия по безработице в размере минимальной оплаты труда. Пособие побезработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождениябезработным перерегистрации в установленное время, но не реже двух раз в месяц.
Гражданам,подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и другихрадиационных катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительноепособие: постоянно проживающим на территории зоны заражения с льготнымсоциально-экономическим статусом при условии постоянного проживания натерритории зоны до 1 января 1991 г. в размере 50 % минимальной оплаты труда; постоянноприживающим на территории зоны заражения с правом на отселение в размереминимальной оплаты труда; постоянно проживающим в зоне заражения до ихпереселения в другие районы в двукратном размере минимальной оплаты труда.
Гражданам,проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а такжев районах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате запроживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработицеустанавливается с учетом районного коэффициента. Но само пособие исчисляется изсредней заработной платы без учета указанного коэффициента.
Всоответствии со ст. 35 ФЗ о занятости населения выплата пособия по безработицепрекращается наряду с одновременным снятием с учета в качестве безработного вследующих случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотреннымв Законе о занятости; прохождения профессиональной подготовки, повышенияквалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости свыплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органыслужбы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другуюместность; попытки получения пособия по безработице обманным путем; осуждениялица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам без лишениясвободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; назначения в соответствиис пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возраст), за выслугулет.
СЗН во всехслучаях прекращения, приостановки, а также понижения размера пособияобязательно уведомляет безработного.
Своюспецифику имеет порядок начисления пособия по безработице гражданам, прибывшимиз государств — участников СНГ и признанным безработными. Им пособиеначисляется: в случае отсутствия справки о среднем заработке за последние 3месяца по последнему месту работы в размере минимальной месячной оплаты труда; припредоставлении справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнемуместу работы в валюте государств — участников СНГ, исходя из курса валют,сложившегося на день увольнения гражданина; если официальный курс валюты поотношению к российскому рублю не установлен, то размер заработка определяетсяисходя из средней заработной платы работников данной профессии (специальности),сложившейся на территории РФ.
Всоответствии с ФЗН о занятости с пособия по безработице на основании решениясуда производятся все виды удержании (алименты, возмещение ущерба и др.), но неболее половины получаемого пособия по безработице. Существует Указание ФСЗН «Опорядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным дляпроизводства взыскания органам СЗН». В соответствии с ним удержание алиментовпроизводится: с общей суммы пособия по безработице (включая все виды доплат кпособию по безработице); с пособий по временной нетрудоспособностибезработного; со стипендий (включая все виды доплат к стипендии), выплачиваемыхв период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовкиграждан по направлению СЗН.
Удержаниеалиментов не производится: с сумм, выплаченных безработному для переезда понаправлению центра занятости в другую местность; с материальной помощи.

3.2 Материальная помощь
Преимущественноеправо на получение материальной помощи должно предоставляться членам семьи,находящимся на иждивении следующих категорий безработных: инвалидов; одиноких имногодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающихдетей дошкольного возраста, детей-инвалидов; вынужденных переселенцев; женщин,уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания ихбезработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины идругие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством) спредприятий по причине сокращения численности или штата работников. Пособственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихсявозобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва — впериод отпуска по беременности и родам; граждан, впервые ищущих работу, а такжестремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года)перерыва — в период' временной нетрудоспособности, длящейся более 30 дней.
Висключительных случаях материальная помощь в виде разовых денежных выплат можетоказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживавшего сним, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самогобезработного. При необходимости органы СЗН могут оказывать материальную помощьгражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышениеквалификации или переподготовку.
Материальнаяпомощь может оказываться при обязательном и одновременном соблюдениинижеперечисленных условий: если средний совокупный доход (с учетом получаемогопособия по безработице и доплат на иждивенцев) на каждого членасемьи, совместно проживающего с безработным, непревышает двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленногозаконодательством; обязательной перерегистрации в качестве безработного (всроки, установленные СЗН), утратившего право на получение пособия побезработице в связи с истечением установленного срока его выплаты; обязательнойперерегистрации в течение первоначального (12-месячного) периода безработицы(за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том численаходящихся на излечении в стационарах лечебных учреждений), если членам семьив этот период оказывается материальная помощь; и последнее условие — этоготовность приступить к работе по истечении первоначального (12-месячного)периода безработицы, включая работу временного характера.
Кроме того,материальная помощь безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении,при соблюдении вышеизложенных требований может оказываться в виде следующихдотаций: за пользование жильем и коммунальными услугами — если размерызанимаемой безработными и членами их семей жилой площади не превышают (врасчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищнымкодексом РФ (12 кв. м на человека); за проезд на общественном транспорте — есливремя нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышаетвеличину норматива транспортной доступности, установленного местным органомвласти на данной территории; за пользование услугами здравоохранения — если этиуслуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования;за пользование услугами общественного питания — если они не пользуютсяльготами, предоставляемыми органами социальной защиты.

4. Социальная защита детей безработных
Длясоциальной помощи безработным гражданам введено в действие «Положение о порядкевыделения средств из Государственного фонда занятости населения РФ наорганизацию отдыха и лечения детей безработных граждан» (приказ ФСЗ от 05.05.95г.), которое определяет порядок и условия выделения финансовых средствбезработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органовслужбы занятости.
Длясоциальной защиты детей безработных на основании приказа ФСЗ РФ от 30 апреля1996 г. № 104 действует «Положение о порядке организации отдыха и оздоровлениядетей безработных -граждан». Данное Положение определяет порядок и условиявыделения финансовых средств из ГФЗН РФ гражданам, признанным в установленномпорядке безработными, а также гражданам, проходящим подготовку, переподготовкуи повышение квалификации по направлению органов службы занятости, наорганизацию отдыха и оздоровления детей. Финансовые средства выделяются дляоплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря и транспортныхрасходов, связанных с переездом ребенка к месту отдыха (лечения) и обратно.
Если обародителя являются безработными, то выделение финансовых средств предусмотренодля одного из них. Если в семье безработного более одного ребенка, органы СЗНмогут выделять средства на организацию оздоровления каждого ребенка для оплатыодной путевки в год. При наличии медицинских рекомендаций могут выделятьсясредства для оплаты нескольких путевок.
Выделениефинансовых средств на оздоровление детей производится в пределах статьи бюджетафонда занятости «Выплата пособий и материальной помощи». Размер финансовыхсредств из фонда занятости на оплату одной путевки и транспортных расходовустанавливается органами занятости субъектов РФ исходя из наличия средств посоответствующей статье расходов фонда занятости. Регионы с районнымикоэффициентами, в которых проживают безработные, устанавливают размеры финансовыхсредств на оздоровление детей с учетом коэффициентов.
Выделениесредств для приобретения путевки может производиться путем перечисления на счеторганизации, выделившей ее, или выплаты безработному при предъявленииоплаченной путевки. Оплата транспортных расходов осуществляется на основеплатежных документов (билетов, квитанций).
Финансовыесредства для оздоровления детей предоставляются следующим категориям граждан: безработным,получающим пособие по безработице, а также безработным, утратившим право наполучение пособия в связи с истечением установленного законодательством срокаего выплаты, при условии обязательной перерегистрации в качестве безработных вустановленные органами СЗН сроки; проходящим профессиональную подготовку,переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятостии получающим стипендию за счет фонда занятости.
Преимущественнымправом при выделении средств на организацию отдыха и оздоровление детейпользуются безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите ииспытывающие трудности в поиске работы в соответствии с законодательством озанятости.
Выделениефинансовых средств на организацию отдыха и оздоровление детей безработныхосуществляется на основе заявления безработного и медицинского заключения(справки) о состоянии здоровья ребенка и рекомендации по его лечению, а такжеприказа о выделении средств на организацию отдыха и оздоровления ребенка,принятого органами СЗН на основании заявления безработного. Решение должно бытьпринято в течение 7 дней со дня подачи заявления.

Заключение
В заключении можносказать, что социальная защита — одно из ключевых направлений социальнойполитики в современном мире, поскольку именно с бедностью и ее последствиямисвязаны многие причины нарушения социальной стабильности. Политические исоциально-экономические процессы последнего десятилетия XX в. впостсоциалистических государствах сопровождались ростом масштабов негативныхсоциальных явлений. В отдельных странах, в том числе и в России, вырослачисленность населения, нуждающегося в социальной поддержке.
Первоочередные задачисоциальной защиты связаны с преодолением материальной нуждаемости,недостаточности удовлетворения потребностей, связанных с перспективами самогосуществования человека. Всеобщая социальная защита от снижения уровня жизниневозможна. Правильнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и группнаселения, наиболее в ней нуждающихся. Сегодня существуют многочисленныесоциальные программы, отличающиеся и по направлениям социальной защиты, и порегионам, и по источникам финансирования, и по иным факторам. Все онинаправлены на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе ирешение наиболее острых социальных проблем, которые имеются в нем.
Социальные программыпредставляют собой вид правительственных программ для защиты граждан отразличных экономических и социальных рисков и возможного ухудшения уровня иусловий жизни. Они отражают степень активности вмешательства государства вжизнь общества и служат методом достижения определенного социальногорезультата. В числе социальных программ существуют и программы для безработных,пособия по которым обычно предусматриваются на уровне 50—75% от базовойзаработной платы.
Все виды социальныхпрограмм могут выполнять следующие функции, которые на практике пересекаются,но обычно доминирует одна из них: развитие различных социальных общностей,семей и индивидов; обеспечение социальной защищенности определенныхсоциально-экономических, социально-демографических или социально-доходных группнаселения; оптимизация условий для благоприятного функционирования каких-либосоциумов и, следовательно, общества в целом.
Здесь необходимодобавить, что отечественные и зарубежные эксперты отмечают технологическуюнепроработанностъ многих социальных программ в Российской Федерации и ихдекларативный характер в отличие от технологий западных социальных программ,имеющих опережающий характер.

Библиографическийсписок
1 Юрьева Т.В. Социальная экономика:Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с.ISBN 5—7107—4289—9
2 Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика.Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003– 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
3 Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальнойсферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшейшколы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
4 Иванова В.Н., Безденежных Т.И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. — М.: Финансыи статистика, 2002. — 192 с.: ил.
5 Социальная политика: Учебник/Под общ.ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.