Содержание
Введение
1. Основныепонятия и история возникновения субкультур
2. Эмпирическоеисследование молодежных субкультур
2.1 Методологияисследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Молодежная субкультура — достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этогофеномена затрагивает множество аспектов — от социокультурного развития обществав целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.
В современнойкультуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламываюти перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализациии адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни,поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статусаосложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.
В последнее время понятие«молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоватьсяучеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам,происходящим в молодежной среде.
Вопросы субкультурногоразвития в последнее время исследуются многими отечественными психологами исоциологами. Можно выделить работы отечественного психолога М.В. Розина,активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенностикультурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспектыформирования субкультуры как определенного поведения, психологическиепоследствия субкультурного образа жизни.
Среди другихотечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г.Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина и др.
Многиеисследователи этого вопроса описали в своих работах символику и выразительноеповедение той или иной субкультуры. Некоторые пытались выделить потребности,которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения.Эта работа, опираясь на опыт проведенных исследований, ставит перед собой новыецели.Цели исследования
1. Изучить наиболеепопулярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнююатрибутику.
2. Выяснить отношениеобщества к представителям молодежных субкультур.
3. Исследовать причинывступления молодых людей в молодежные неформальные объединения.
4. Определить отличаются лимолодые люди, причисляющие себя к молодежным субкультурам, по степенивыраженности и видам агрессии.
5. Определить отличается лисамооценка подростков, причисляющих себя к молодежным субкультурам, отсамооценки их сверстников, не причисляющих себя ни к какой субкультуре.
Кроме того,изучением данного вопроса в Полярном в прошлые годы никто не занимался (не былопохожих тем на научных конференциях). Значит изучение субкультур для полярногоабсолютно новая тема.
Объектисследования.
В проведенномисследовании приняло участие 170 человек: из которых 154 составляют группу подросткови 16 — контрольную группу родителей и учителей. В подростковой группепредставлены учащиеся всех общеобразовательных школ города обоих полов ввозрасте от14 – до 17 лет.
Актуальность этой темыобусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразныхсубкультур и ростом интереса к этому феномену. Стоит ли ждать беды отмногочисленных формирований или это естественный, прогнозируемый процесс. Дажебольшинство испытуемых проявили живой интерес к данной теме.
1. Основные понятия и историявозникновения молодежных субкультур
Словарьрусского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определенийкультура. Для нашего исследования интерес представляют следующие определения:
Культура –совокупность достижений человечества в производственном, общественном иумственном отношении.
В широкомсмысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема«официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархиюи менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этоготермина.
В работахзанимающихся изучением сходных феноменов можно встретить следующее определениесубкультуры. Субкультура — система ценностей, моделей поведения, жизненногостиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельноецелостное образование в рамках доминирующей культуры.
Для обозначениясоциально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам«базовой» культуры, используется термин «контркультура».
Йингер трактуетконтркультуру как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы,резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частьюкоторого» эта группа является».
Поднеформальными объединениями принято понимать социальные объединения различныхкатегорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанноскладывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаясяпродуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.
Хотя понятия субкультураи неформальные молодежные объединения несколько различаются, но в нашемисследовании они будут употребляться как синонимы.
Время возникновениямолодежной неформальной культуры в нашей стране – вопрос достаточнонеоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, каккультуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однакоже нельзя сказать, что тогда, в 50-х –60-х годах в нашей стране зародиласьнеформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчастипросто модным увлечением. Однако жесткая позиция государства в отношенииинакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Второй всплеск контркультурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников былоглубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось стольсерьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органамина идейной почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали появлятьсяпервые рок группы, хиппи, и полу подпольные «тусовки». Именно эта волнаподготовила почву для следующего этапа.
Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можнобыло насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 обэтом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблемамолодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именнок середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежнойконтр культуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.
Уже ксередине 90-х годов контр культурная активность молодежи пошла на спад.Сократилось число неформальных движений, некоторые исчезли, остальные перемешались.
2. Эмпирическоеисследование молодежных субкультур
2.1 Методология
Исследовательскаяработа по этой теме велась в несколько этапов.
На первой,пилотажной стадии исследования после анализа имеющейся по данной темелитературы, обнаружилось, что не существует четкой классификации молодежныхсубкультур. Поэтому мной были опрошены 37 подростков, которым необходимо былоответить на два вопроса, которые в дальнейшем вошли в состав анкеты: «Какие вызнаете, подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?» и «КакВы считаете, какие из перечисленных вами субкультур представлены в нашемгороде?». По результатам этого опроса, я выделила субкультур, которыепоочередно вносила в анкету для получения их описательной характеристики отреспондентов.
На следующейстадии исследования были разработаны схожие анкеты для подростков (Приложение1), их родителей (Приложение 2) и учителей (Приложение 3), целью которых былоуточнение отношения современного общества к представителям молодежныхсубкультур. А также выяснение наших знаний о представителях различныхсубкультур, и изучение общественного мнения о том, почему молодые людистановятся членами неформальных молодежных объединений. Эти анкеты заполнили117 подростков, 6 родителей и 10 учителей. Так как более 2 /3 вопросов анкетносили открытый характер, то при обработке полученных ответом нами активноиспользовался метод контент-анализа. Кроме того, для подтверждениястатистической значимости некоторых результатов мы использовали в качествеметода математической статистики угловое преобразование Фишера.
Кроме того,на этой стадии 117 подростков пошли процедуру социометрического исследования всвоих классных коллективах, для проверки данных многих исследователей о том,что в неформальные молодежные объединения вступают зачастую «отверженные»подростки, не нашедшие понимания в формальных коллективах.
Затем из всехопрошенных подростков мы выбрали 8 молодых людей причисляющих себя к той илииной молодежной субкультуре и столько же не причисляющих, того же пола ивозраста. Все отобранные подростки прошли процедуру тестирования повопросникам: Басса Дарки «Состояния агрессии», Г.Н. Казанцевой «Общаясамооценка».
Назаключительной стадии исследования я проанализировала, проинтерпретировала иоформила соответствующим образом все собранные материалы.2.2 Результатыисследования
Первымвопросом анкеты, всем тестируемым необходимо было закончить предложение «Молодежнаясубкультура – это…» Этим вопросом мы пытались выяснить понимание данногоопределения в обществе. В подростковой выборке получилось, что субкультуры впервую очередь это возможность для молодых людей общаться и взаимодействовать,затем это притяжение общих интересов, ценностей и увлечений и, наконец, этоопределенные занятия (музыка, спорт…), поведение людей.
Молодёжьнашего города в своих анкетах упоминает о 32 разновидностях субкультур, причем,в среднем каждый подросток смог выделить по 4-5 субкультур. Это говорит охорошей осведомлённости и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Нобольшинство голосов получили лишь 14 субкультур. На их долю приходитьсяпримерно 90% от всех выборов, в то время как на остальные 18 субкультур лишь 10%. Таким образом, услышав словосочетание, молодежные субкультуры подростка впервую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки,скинхеды, реперы, готы и хиппи. В то же время родители подростков выделили 20субкультур, а учителя знают 16, эти цифры не столь велики, но как мнепоказалось, родители и учителя также не плохо просвещены на эту тему.
/>
Именновыделенные как наиболее популярные субкультуры, по мнению полярницкихподростков, представлены в нашем городе. Среди них: реперы, панки, готы, рокеры,эмо, анархисты, скинхэды, хиппи, сатанисты, байкеры, меломаны, экстрималы иметаллисты. Учителя увидели на «своей территории» 12 субкультур, а родители 15.
В своемисследовании мы выявили 30 представителей неформальных молодежных объединений,что говорит о том, что каждый четвертый подросток принадлежит к той или инойсубкультуре. Эти тридцать подростков неравномерно распределились по восьмисубкультурам. А именно: реперы, панки, готы, эмо, меломаны, ди-джеи,экстрималы, рокеры. Уровень представленности в нашем городе тех или иныхсубкультур можно проследить по следующей диаграмме.
/>
Отметим,некоторые из тех субкультур, которые, по мнению большинства подростков,присутствуют в нашем городе, нам найти не удалось. Например, скинхеды,анархисты, хиппи. И наоборот, те субкультуры, в представленность которых верятлишь немногие подростки в Полярном, обнаружились в нашем исследовании. Например,меломаны, экстрималы (в том, что они есть в Полярном уверены лишь 4 подростка).
Возможно, этополучилось, вследствие неискренности тестируемы подростков, например, признатьсебя скинхедом или сатанистом, довольно рискованно учитывая отношение обществак идеологии этих субкультур. Другой причиной может оказаться недостаточноезнание молодыми людьми символики различных субкультур, так опираясь только навнешний вид и поведение подростка очень сложно сказать, кто перед тобойпредставитель готов, панков, эмо или сатанистов.
Кроме того,возможно, что представителей других субкультур просто не оказалось в нашейвыборке. Так в нашем исследовании приняло участие 154 подростка в возрасте от14 до 17 лет, всего в городе примерно 500 подростков этого возраста, а значит,существует вероятность, что в оставшейся группе были представители и другихсубкультур.
Основываясьна данных об известности различных неформальных объединений, а также на томкаких неформалов нам удалось выделить, мы время от времени заменяли в четвертомвопросе нашей анкеты названия неформальных объединений, деятельность, которыхнеобходимо было описывать испытуемым. Таким образом, нам удалось собратьописательные характеристики девяти субкультур.
Хотяиспытуемыми было названо большое количество субкультур, но описательнаяхарактеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристикидемонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. Внекоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны. С помощьюкачественного контент анализа мы выделили несколько смысловых групп, которыеявляются составляющими стереотипа о той или иной молодежной субкультуре.
Ди-джеи.
1. Делают клубную музыку.
2. Ставят на дискотеке музыку.
3. Проводят дискотеки.
4. Обмениваются музыкой.
5. Слушают клубную музыку.
6. Хорошо разбираются в музыке.
7. Танцуют.
8. Пьют пиво
9. Тусуются на дискотеке.
Панки.
1. Слушают рок музыку.
2. Употребляют спиртное.
3. Курят в общественных местах.
4. Выбривают ирокезы, красят волосы.
5. Бьют прохожих.
6. Беспределят.
7. Носят «косухи».
8. Не моются.
9. Веселятся.
10. Общаются.
11. Употребляют наркотики.
Реперы.
1. Слушают реп.
2. Читают реп.
3. Ходят в реперской одежде: широкие сползающие штаны, кепка.
4. Сочиняют реп.
5. Рисуют на стенах.
6. Гуляют, тусуются в подъездах.
7. Курят траву.
8. Стараются быть крутыми.
9. Танцуют брейк данс.
10. Веселятся.
11. Пьют алкоголь.
12. Катаются на скейте.
13. Курят сигареты.
14. Общаются.
Готы.
1. Одеваются, красятся в черное.
2. Ходят на кладбище.
3. Слушают готическую музыку.
4. Пессимисты, думают о смерти
5. Занимаются черной магией.
6. Общаются.
7. Читают книги про демонов.
8. Вешают кошек.
9. Ерундой страдают.
10. Проходят посвящение.
11. Рисуют рисунки.
12. Курят траву.
13. Едят СПИДы.
14. Лазят в Интернете.
Экстрималы.
1. Занимаются экстремальными видами спорта.
2. Ищут острые ощущения.
3. Получают удовольствие от трюков.
4. Рискуют жизнью.
5. Делают то, что не могут другие, покоряют неизведанные места.
6. Занимаются ерундой.
7. Ведут здоровый образ жизни.
Меломаны.
1. Слушают разную музыку.
2. Собираются, обмениваются записями, своими мыслями о музыке.
Скинхеды.
1. Бьют, мучают не русских.
2. Бреют головы.
3. Борются за чистоту арийской крови.
4. Пьют.
5. Курят в общественных местах.
6. Не уважают окружающий их порядок
7. Общаются.
8. Пишут листовки.
Попредставленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболеенаркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы, панки и готы.Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами идиджеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, иреперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки.Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивныесубкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.
Многиестереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почемупринято относиться, например, к панкам – отрицательно? Потому что СМИ стараютсяосвещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом,естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят своипредставления.
Многие, а точнее 70% опрошенных, считают, что субкультурыделятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако, не редко испытуемыезатруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные.Почему? Возможно, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры,которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляютдеятельность каких-то объединений. А может у подростка есть знакомые,представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а кдругому — плохо. Кроме того, вероятно, кто-то не мог разделить личные отношенияк представителю, и деятельность этой организации. А часть респондентов моглапросто полениться выполнить разделение.
И все же, как разделили неформальные объединения наширеспонденты? Мы посчитали все положительные и отрицательные выборы по каждойсубкультуре с учетом знака и путем их сложения получили для каждой индекспозитивности/негативности. Итак, по мнению, жителей города Полярного самымдеструктивным поведением отличаются скинхеды (их индекс – 61), следующими вчерном списке значатся панки (индекс – 43), далее готы (- 15) и т.д. Лидерами впозитивном списке стали экстрималы (+36), затем диджеи (+35), затем реперы(+26) и т.д.
/>
В целом можно выделить незначительное преобладание«позитивных» субкультур над «негативными» (235 выборов, против 225-ти).Субкультур деструктивным поведением выделено меньше, и в основном всеотрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах представленных надиаграмме. Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения покаждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательныехарактеристики субкультур, которые анализировались выше.
Анализируяоценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, в пределах от-7 до +7 баллов, я столкнулась с тем, что многие продемонстрировали полноебезразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0». (61 подросток, примернокаждый второй). Один класс продемонстрировал негативное отношение кпредставителям субкультур (- 19.5 баллов, ср.=-0,8).
В классах,где был высок процент неформальной молодёжи, обычные их сверстники, как разоценивали своё отношение к тем, кто является представителем субкультур восновном положительно, хотя и выражали негатив по отношению к самимнеформальным объединениям. Может кто-то просто не знает, что его одноклассникпричисляет себя к той или иной группе неформалов, а, возможно, мы становимсяболее терпимыми по отношению к этим людям, когда больше общаемся с ними, лучшеузнаем их и видим, что между нами больше сходств, чем различий.Подсчитавоценки, я увидела, что в среднем отношение к представителямнеформальных объединений среди молодежи положительно.
Кроме того,сами представители молодежных объединений гораздо реже выражали своебезразличие к себе подобным. Значит, не смотря на то, что не все субкультурыживут в мире и согласии друг с другом, они, по крайней мере, не безразличныдруг другу. Я проверила это предположение с помощью углового преобразованияФишера. Сначала я вычислила процентные доли молодых людей оценивших своеотношение к представителям субкультур в 0 баллов среди неформалов и средиобычных подростков. Затем вычислила угловое преобразование Фишера. Расчеты япроводила по следующей формуле:
/>, где
φ*– эмпирическое значение углового преобразования Фишера.
φ1– угол соответствующий большей процентной доле.
φ2-угол соответствующий меньшей процентной доле.
n1– колличество наблюдений в выборке 1.
n2– колличество наблюдений в выборке 2.
φэмп= 2.6 φэмп > φкр. Полученное значениенаходится в зоне значимости. То есть гипотеза подтверждается статистически.
Затем япредположила, что представители субкультур склонны более позитивно относиться ксебе подобным. С помощью процедуры описанной выше: φэмп = 2.1
Это значениесоответствует зоне неопределенности, значит мы не можем с уверенностью утверждать,что члены молодежных субкультур лучше относятся к представителям молодежныхнеформальных объединений вообще, чем их обычные сверстники. Хотя сравнение наглазок несомненно привело бы к такому выводу (см диаграмму).Родители относятсяк неформальной молодёжи положительно, ведь среди них есть и те, кто в юностибыл неформалом, таких 28%, а у кого-то дети, относятся к определённойсубкультуре, и родители одобряют это, из 14%.
/>
Средиучителей так же встретились те, кто когда-то считался неформальной молодёжью,их доля 37%. У 12% в классе были или есть неформальная молодёжь. 25% одобряютэто, а 12%- нет. Учителя относятся к представителям субкультур также в основномположительно.
Выясняя спомощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, мывыделили со слов опрашиваемых восемь основных причин, которые предлагаем внисходящем по значимости порядке.
1. Приобретение новых друзейс общими интересами.
2. От скуки.
3. Самовыражение.
4. Просто нравиться.
5. Скромные, непонятые ищутподдержки.
6. Мода, за компанию.
7. Ищут новые ощущения.
8. По глупости.
Такимобразом, по нашим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежныеобъединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей илипотому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они моглиреализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе). Некоторыеиз выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление кзащищенности, подражание, группирование, эмоциональная насыщенность общения),некоторые нет.
Многиеисследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, чтоподростков в неформальные объединения толкают непринятие их формальными,классными коллективами. Для проверки этого утверждения мы провели в шестиклассах из всех школ города социометрическое исследование.
В результатесоциометрии выяснилось, что среди неформальной молодежи не только не большепроцент отверженных (10% неформалов, против 15% их сверстников). Но и вышепроцент лидеров (17% неформалов и 11% их сверстников). Правда, проверив этиразличия математическим путем, я выяснила, что они не достигают уровнястатистической значимости. То есть мы не можем утверждать, что членамисубкультур становятся лидеры формальных коллективов.
Но и гипотезао непонятности и отверженности тех, кто вступает в неформальные субкультуры, навыборке города полярного не подтвердилась. Возможно потому, что исследованиякоторые мы изучали, были сделаны несколькими годами раньше, а с тех порситуация могла измениться. Вероятно, сначала в неформальные объединениядействительно отпочковывались, непонятые и не признанные обществом люди, ккоторым относились как к чудакам. Но сегодня отношение к представителямсубкультур более позитивное и в их состав входят яркие, неординарные люди, небоящиеся выражать себя.
Одной изцелей нашего исследования было сравнение уровней агрессивности у подростков,относящих и не относящих себя к субкультурам. Для диагностики агрессивности яиспользовала опросник Басса Дарки, который включает в себя восемь шкал, а также измерение индекса враждебности (сумма индексов обиды и подозрительности) ииндекса агрессивности (сумма индексов физической агрессии, раздражительности ивербальной агрессии). Он состоит из 75 утверждений, на которые испытуемыйотвечает да или нет. Из всех испытуемых я выделила две группы по восемь человек(первая группа — это представители различных субкультур: панки, меломаны, эмо,рэперы, готы, экстремалы; вторая — обычные подростки).
Высчитавсредние баллы групп по каждой шкале, я получила следующие результаты.Названия шкал Средний балл группы неформальных подростков Средний балл группы подростков, не причисляющих себя к субкультурам. Физическая агрессия 9 6 Косвенная агрессия 5 6 Раздражительность 7 7 Негативизм 4 4 Обида 5 5 Подозрительность 6 6 Вербальная агрессия 9 10 Чувство вины 5 7 Итого 50 51 Индекс враждебности 11 (высокий) 11 (высокий) Индекс агрессии 26 (высокий) 24 (крайняя норма)
По большинству шкал обегруппы набрали равные баллы или имеют незначительные различия. Индексагрессивности незначительно выше у неформалов. Кроме того, в этой группепреобладает индекс физической агрессии. Однако статистически достоверныхразличий по этому показателю обнаружить не удалось (использовался критерийМанна-Уитни, Uэмп.>Uкр.). Следовательно, мы можем только предположить, чточлены субкультур более склонны к физической агрессии, чем их сверстники. Индексвраждебности оказался завышенным у обеих групп. Что говорит о том, чтоподростки склонны критически и негативно оценивать все происходящее. Однако упервой группы ниже показатели по чувству вины.
Это может означать, чтоподростки первой группы вероятно менее склонны ощущать угрызения совести илисчитать, что поступают неверно, являются плохими людьми. Возможно,принадлежность к субкультурам позволяет нивелировать чувство вины подростков.М. В. Розин полагает, что демонстративное поведение позволяет участникам субкультурывоздействовать на свое собственное сознание: уменьшать остроту внутренних конфликтов,совершать замещающие действия по реализации тех или иных мотивов.
Однако, отмечает Розин,многие ребята, приходя в молодежную субкультуру, эффективным образом удовлетворяютсвои нормальные потребности — после выхода из движения они, как правило, уже нестрадают подростковыми комплексами: не «бунтуют» по ничтожнымповодам, не превращают жизнь в бесконечный поток приключений — все это остаетсяв прошлом.
Затем в тех же группах яраздала вопросник Г.Н. Казанцевой «Общая самооценка», так как предполагала, чтомолодые люди могут тянуться к неформальным молодежным объединениям, чтобыповысить свою самооценку. Самооценка измерялась в диапазоне от -10 до +10.Средний балл и в той и в другой выборке находился в пределах средней самооценки.Однако количественные показатели у группы неформалов несколько выше (среднийбалл первой группы – 2,38, средний балл второй группы – 1,75 балла). Такимобразом, можно говорить только о тенденции к росту самооценки и представителеймолодежных субкультур.
Итак, сформулируем рядвыводов:
1. Вцелом отношение общества к представителям молодежных субкультур снисходительнобезразличное.
2. Внастоящее время подростки больше осведомлены о субкультурах, больший интересмои вопросы вызывали и у учителей. Многие родители отвечали на вопросы анкетыформально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.
3. Стереотипыотношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомыхлюдей. Если мы не знаем человека, но видим что он относится к определённойсубкультуре, мы, имея негативное отношение к именно этой субкультуре, будемотноситься негативно, и непосредственно к этому человеку, а не зная того, чтоон причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к немуположительно.
4. Принадлежностьподростков к субкультурам может способствовать повышению их самооценки.
5. Вступлениеподростков в субкультуры не зависит от их статуса в формальных группах (вклассах).
Заключение
Присоединениек неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходныемотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями какестественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе неизвращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальномудовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотическихвеществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже,стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.
Объединение вгруппы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности,реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдьне только подростковому возрасту.
Не трудно заметить, чтобурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширениядемократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровеньдемократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольныхформирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следуети другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злойволи, оно вполне закономерно.
Более того, можно смелопредположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальныхобразований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по родусвоей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками,необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики ипсихологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволитлегче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные имнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.
В целях такойпросветительской деятельности, я планирую подготовить брошюрку для родителей ипедагогов с описательными характеристиками субкультур, которые есть в городеПолярном.
Литература
1. ЗапесоцкийА., Фаин А. «Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжныхобъединений» Москва ПРОФИЗДАТ, 1990
2. КуницинаВ.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001
3. ЛевичеваВ. «Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк» Москва«Знание» 1989
4. МайерсД. Социальная психология. С-Пб. 1999.
5. ОжеговС.Н. Словарь русского языка. М., 1983.
6. ОльшанскийФ.Д. «Неформалы: групповой портрет в интерьере» Москва «Педагогика» 1990
7. ПеровИ.М. Курсовая работа. Неформальные молодежные объединения. Биробиджан 1999
8. Психологическиетесты. В дух томах. Том 2, под ред. А.А. Карелина, М., 2003
9. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995
10. Сидоренко Е.В. Методыматематической обработки в психологии. С-Пб, 2000
Приложение1Социометрия
1. Когоиз класса ты пригласил бы на день рождения домой?
2. С кемты не хотел бы сидеть за одной партой?
Анкета.
Дорогиедрузья. Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработанаспециально для того, чтобы уточнить отношение современного общества кпредставителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителяхразличных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальныхмолодежных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этихнепростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите,пожалуйста, предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) –это…
2. Какиевы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?
3. КакВы считаете, какие из перечисленных вами субкультур представлены в нашемгороде?
4. Как высчитаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как:
Готы…
Панки…
Диджеи…
Реперы…
Экстремалы…
5. Делятсяли молодежные субкультуры на позитивно и негативно настроенные?
— да — нет — не знаю
6. Если вы ответили да на предыдущий вопрос, то разделите всесубкультуры, которые вы знаете на два столбикаПозитивно настроенные Негативно настроенные
7. Считаетели вы себя представителем какой-нибудь подростковой субкультуры? Какой?
8. Оцените,пожалуйста, свое отношение к представителям молодежных объединений вообще впределах от -7 до +7 баллов. Где оценка -7 означает что вы считаете этиобъединения поражающими преступность и порок и не хотели бы даже находитьсярядом с его представителем. А оценка +7 означает, что вы считаете представителейэтих объединений людьми, творческими и прогрессивными, обеспечивающими вконечном счете прогресс общества и с удовольствием присоединились бы к ним. 0 — на данной шкале будет свидетельствовать о полном безразличии к любымобъединениям и равнодушии к представителю любой субкультуры.
9. Каквы считаете почему молодые люди становятся членами молодежных объединений?
10. Возраст
11. Школа
12. Класс
13. ФИО
Спасибо.
Приложение2
Анкета дляучителей.
Уважаемыеучителя! Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Онаразработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного обществак представителям молодёжных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителяхразличных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальныхмолодёжных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этихнепростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите, пожалуйста,предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) — это…
2. Какие вы знаетеподростковые субкультуры, неформальные молодёжные объединения?
3. Как вы считаете, какие изперечисленных вами представлены в нашем городе?
4. Как вы считаете, чемзанимаются молодые люди в таких молодёжных объединениях как:
Готы…
Рокеры…
Реперы…
ЭМО…
Панки…
5. Делятся ли молодёжныесубкультуры на негативно настроенные и позитивно настроенные?
-да -нет -незнаю
6. Если выответили на предыдущий вопрос, то разделите все субкультуры, которые вы знаете надва столбика
Позитивнонастроенные Негативно настроенные
7. Принадлежали ли вы вюности к какой-нибудь молодёжной субкультуре? Какой?
8. Есть ли в вашем классепредставители каких-нибудь субкультур? Каким? (если да, то одобряете ли выэто?)
9. Оцените, пожалуйста, своёотношение к представителям молодёжных объединений вообще в пределах от -7 до +7баллов. Где оценка -7 означает, что вы считаете эти объединения поражающимипорок и преступность. А оценка +7 означает, что вы считаете представителейсубкультур людьми, творческими и прогрессивными. 0-на данной шкале будетсвидетельствовать о полном безразличии к любым объединениям и равнодушии кпредставителю любой субкультуры.
10. Каквы считаете, почему молодые люди становятся членами молодёжных объединений?
Спасибо.
Приложение3
Анкета дляродителей.
Уважаемыеродители! Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Онаразработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного обществак представителям молодёжных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителяхразличных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальныхмолодёжных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этихнепростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите,пожалуйста, предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) — это…
2. Какиевы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодёжные объединения?
3. Каквы считаете, какие из перечисленных вами представлены в нашем городе?
4. Каквы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодёжных объединениях как:
Готы…
Рокеры…
Реперы…
ЭМО…
Панки…
5. Делятсяли молодёжные субкультуры на негативно настроенные и позитивно настроенные?
-да -нет -незнаю
6. Есливы ответили на предыдущий вопрос, то разделите все субкультуры, которые вы знаетена два столбикаПозитивнонастроенные Негативно настроенные
7. Принадлежалили вы в юности к какой-нибудь молодёжной субкультуре? Какой?
8. Принадлежитли ваш сын/дочь к какой-нибудь субкультуре? Какой? (если да, то одобряете ли выэто?)
9. Оцените,пожалуйста, своё отношение к представителям молодёжных объединений вообще впределах от -7 до +7 баллов. Где оценка -7 означает, что вы считаете этиобъединения поражающими порок и преступность. А оценка +7 означает, что высчитаете представителей субкультур людьми, творческими и прогрессивными. 0-наданной шкале будет свидетельствовать о полном безразличии к любым объединениями равнодушии к представителю любой субкультуры.
10. Каквы считаете, почему молодые люди становятся членами молодёжных объединений?
Спасибо.