Реферат по предмету "История"


Социально-политические взгляды Ж.П. Марата

Содержание
Введение
1. Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата
2. Революционные теории Ж.П. Марата
3. Роль Ж.П. Марата в великой французскойбуржуазной революции
Заключение
Литература
Введение
XVIII век был переломным в историиНового времени. Еще почти во всей Европе, за исключением Англии и Голландии,господствовал феодальный строй, еще казалось незыблемым и несокрушимыммогущество абсолютной монархии, а уже ряд верных примет предвещал ее близкоепадение. Начинался процесс смены одной общественно-экономической формации — другой — феодализма капитализмом.
Этот процесс шел неодинаково в разных странах. Единственнойстраной на европейском континенте, где противоречия между новымипроизводительными силами и старыми производственными отношениями достигликрайней степени была Франция.
Вершиной феодально-абсолютистского строя Франции являласьмонархия, королевская власть, она сохраняла незыблемым старое феодальноеделение общества на сословия. В первое сословие входило духовенство, во второедворянство, все остальное население составляло третье сословие, в которое входилокрестьянство, рабочие, ремесленники, мелкие торговцы и т.д.
Третье сословие, по разным причинам страдавшее отфеодально-абсолютистского режима и было в первую очередь заинтересовано в еголиквидации. Классовые интересы буржуазии, крестьянства, мелкой городскойбуржуазии, рабочих вступали в острое противоречие с господствовавшимфеодально-абсолютистским строем и поддерживающими его силами и властнотребовали его уничтожения. Это означало, что во Франции в конце XVIII столетия сложилось такое соотношение классовых сил,которое создавало условия для боевого антифеодального союза всех классов иклассовых групп, входивших в третье сословие. В этих противоречиях былизаложены основные причины буржуазной революции, предопределявшие еенеизбежность.
Кризис феодального строя, все увеличивавшийся разрыв междупривилегированными сословиями, возглавляемыми двором, и большинством нации — третьим сословием, консолидация антифеодальных сил в стране, нарастаниемассовых народных движений — все это должно было найти отражение видеологической борьбе.
Прогрессирующее разложение феодально-абсолютистского строябыло ознаменовано идеологической атакой на старый порядок. Это великое идейноедвижение во Франции получило в истории название «Просвещение».
Одним из крупнейших представителей демократического крылапросветительства 70-80-х годов XVIII века являлся выдающийся социальныймыслитель, ставший в последствии крупнейшим деятелем революции Жан Поль Марат (1743- 1793).
Время Марата, время французской революции XVIIIвека, как и всякая иная эпоха крутых поворотов истории, резкой ломки старыхобщественных отношений, было богата дарованиями, яркими талантами. Марат был неединственным крупным мыслителем и политическим деятелем своего времени. XVIII в. во Франции — время деятельности блестящей плеядыпросветителей, философов-материалистов, экономистов — физиократов.
И все же при исследовании эпохи первой Французской революциинельзя не обратить внимание, прежде всего на примечательное само по себеявление: ни один из деятелей Французской буржуазной революции XVIIIвека не вызывал к себе такой ненависти части своих современников, как Марат. Породитьтакую непримиримую, такую сосредоточенную, не гаснущую со временем ненавистьугнетающих классов — эту честь заслужил лишь один Жан Поль Марат.
1. Формирование социально-политических взглядов Ж.П.Марата
Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 г. в городке Будри, вкняжестве Невшатель — владении прусского короля Фридриха II.В семье, где Жан Поль оказался вторым ребенком, всего было семеро детей: четыресына и три дочери. В 16 лет Жан Поль покидает семью, получив заманчивоепредложение от жены богатого судовладельца поступить к ней на службу в качествевоспитателя своих детей.
Возможность повидать мир, выбраться из глухой провинции,какой было княжество Невшатель, жить и постигать науку в знаменитом городеФранции — Бордо, служившем для нее окном в мир, не могла не увлечьчестолюбивого юношу. Но в Бордо Марат ужился только два года. Все свободноевремя уходило у него на самообразование. Он хочет стать медиком. В 1762 годуМарат переселяется в Париж и упорно продолжает свои научные занятия. К концупребывания в Париже он уже имеет пациентов.
Но медицина неединственный объект неутолимой жажды познания молодого Марата, перебивающегосяс хлеба на воду. Его любознательность охватывает философию, историю,литературу, точные науки, особенно физику и химию. Естественно, чтосамообразование позволяет достичь наибольших успехов в гуманитарных областях. Читаетбольше всего французов, и когда появятся вскоре его собственные сочинения, то вних преобладает чисто французская тематика, сама манера, не говоря уже оссылках на французских писателей и мыслителей. Властителями дум, наставникамиМарата были Монтескье и Руссо. Особенно второй, важнейшие труды которого какраз выходили в свет во время жизни Марата в Париже: «Новая Элоиза» в1761 году, «Эмиль» и «Общественный договор» в 1762 году.
А вот французские материалисты, энциклопедисты не только непривлекали его, но вызвали решительную антипатию. Причина очевидна. Он осталсяверующим, точнее деистом в духе Руссо, а Дидро, д'Аламбер, Гольбах, Гельвециибыли воинствующие, атеисты. Они были неприемлемы для него и по социальным,политическим мотивам. Их идеал — конституционная, просвещенная монархия,дарующая реформы сверху. Но и сознании Марата уже созрели демократическиепристрастия. Он подходит к идее революционного свержения тирании, хотя тожеостается монархистом.
Все говорит о том, что Марат действительно велподвижническую жизнь, стремясь стать всесторонне образованным человеком. Снаивной гордостью он заявляет: «Мне кажется, что я исчерпал почти все, чточеловеческий разум сделал в области морали, философии, политики, чтобы извлечьвсе лучшее»[1].Фактически Марат стремился объять необъятное, и это стремление привело к тому,что он имел крайне слабое представление об экономике, да и о философии, которуюякобы он «исчерпал».
К таким результатам егопривела довольно своеобразная методика, которой он настойчиво следовал. Суть еесостояла в том, чтобы найти какой-то совершенно нетронутый сектор знаний, гдеон надеялся заполнить пустоту великими открытиями. Поэтому он берется за одно,затем его бросает, устремляется к другой цели, и такое хаотическое метаниесводилось к довольно поверхностному образованию.
В конце концов, Маратвсе больше склоняется к медицине как к наиболее верному пути к достижению славы.Марат решает стать новым Гиппократом. При этом он не пытается идти обычным протореннымпутем. Он мечтает о славе и стремится достичь ее быстро. И тогда он принимаетрешение уехать в Англию.
Конечно, Англия в товремя действительно превосходила Францию в науке и вообще в глазах многихфранцузов не без основания выглядела самой передовой страной. В 1765 году Маратпокидает Париж, чтобы вернутся сюда только через одиннадцать лет, в 1776 году.
Переезд Марата в другуюстрану был отчаянно смелой авантюрой, если учесть его скудные финансовыересурсы, вернее их полное отсутствие. К счастью в Лондоне нашлись люди, которыеего поддержали. В течение двух лет пребывания в Ньюкасле он приобрел авторитетхорошего врача.
Но вскоре Марат забываетсвои медицинские увлечения и начинает страстно интересоваться политикой. Маратприехал в Англию, проникнутый предубеждением против укоренившейся средифранцузов англомании. Тем более что его духовный кумир Жан-Жак Руссо яростноопровергал распространенное еще Вольтером восхищение английской конституционноймонархией. И как раз в то время, когда судьба занесла Марата в Лондон, онвоочию увидел прославленный остров свободы и либерализма в крайне неприглядномоблике возрождения королевского деспотизма.
Повсюду возникают народные волнения, создаются политическиеклубы и общества. Ньюкасл, где жил Марат, тоже охвачен движением. Марат сэнтузиазмом бегает по митингам, забывает все свои дела ради участия взаседаниях клубов.
Главное, что дала МаратуАнглия, — это политическая школа, опыт, урок. Вся последующая деятельностьМарата подтвердит это. Именно в Англии Марат окончательно вырабатывает главныепринципы своей политической философии, которая действительно делает егооригинальным. Правда, лишь по сравнению с другими деятелями Французскойреволюции, многие из которых воспринимали английский опыт со стороны, из-за Ла-Манша.Марат — единственный среди них, близко, непосредственно не только наблюдавший, нои участвовавший в английской политической жизни.
Если перечислить уроки,которые Марат извлек из политического опыта, приобретенного в Англии, то вдальнейшембудут совершенно ясны истоки идей, действий, борьбы Марата во время Французскойреволюции, ибо их объяснение только ссылками на Руссо и его духовное влияниепомогают понять многое, но далеко не все.
В Англии Марат,во-первых, отделался от иллюзий, характерных для французских либералов,мечтавших о создании избираемого законодательного органа, как гарантии созданиянового общества разума и справедливости. В Англии Марат убедился, что деньги,почести и другие средства, остающиеся в условиях конституционной монархии вруках короля, делают парламент послушным орудием.
Во-вторых, и этовытекает из первого, парламент, Национальное собрание не обеспечивают сами посебе сохранения народного суверенитета, высшей власти народа. Исполнительнаявласть, то есть король, может легко узурпировать этот суверенитет.
В-третьих, общественноемнение с помощью свободной печати, политических обществ, клубов может оказатьсяогромной силой. Особенно газета в руках энергичного, несгибаемого и смелогочеловека может дать ему путь к влиянию и к столь дорогой сердцу Марата славе.
В-четвертых, газеты иклубы, политические общества и другие средства выражения общественного мнениявсе же недостаточны для окончательного сокрушения деспотизма и его сторонников.Для этого мало даже насильственной революции, необходимость которой он осозналраньше. Необходим, кроме того, систематический террор против врагов свободы. Такимобразом, задолго до революции Марат — единственный из всех деятелей революции — сознательно пришел к идее необходимости террора.
В -пятых, он понял, чтоникакой конституционный либерализм, никакая парламентская демократия непринесут счастья наиболее обездоленным. В то время, как все деятели революцииво Франции, даже когда она уже начнется, не сразу поймут, как Марат, что внутритретьего сословия таятся острейшие противоречия между богатыми и бедными.
Марат жил в Англии вразгар промышленной, технической революции. Здесь появились механическиепрядильные и ткацкие станки, паровые машины, зародился и стал быстро растипромышленный пролетариат. В своей врачебной практике, в больницах, в тюрьмах, врабочих казармах он увидел такую ужасающую нищету, перед которой мерклистрадания французских бедняков. И он увидел первые вспышки гнева четвертогосословия. Рабочие выражали свою ярость отчаяния разрушением машин, хотявозникают и первые рабочие организации — профсоюзы. Марат понял, что идеалсправедливости, тесно связанный для него со стремлением к славе, недостижим,пока уделом большинства остается нищета. С этим он примирится не мог, и именноэта непримиримость предопределит его величие.
Наконец, в шестых, Маратостается по-прежнему, далек от понимания глубинных законов, предопределяющихвесь этот трагический заколдованный круг социального ада, который он увидел вАнглии.2. Революционныетеории Ж.П. Марата
Глубокие социальныепотрясения неизбежно вели к обострению политических противоречий.60-70-е годы XVIII в. в Англии заполнены напряженной политической борьбой против правленияолигархии. Эта бурная социальная среда не могла не оказать воздействие наформирование политических и социальных взглядов Марата.
В декабре 1774 года вЛондоне на английском языке была издана первая политическая книга Марата «Цепирабства». Она во многом носила следы влияния Руссо и Монтескье. Выступая непримиримымврагом деспотизма, прослеживая эволюцию разных его форм на отдельных этапахистории общества, наконец, выдвигая, положительную программу эгалитаристскогостроя, Марат в значительной мере следовал за Руссо. Однако в существенных вопросахМарат оставил Руссо позади. Указывая на связь богатства и деспотизма, онприходит к заключению, что антагонизм между феодальным дворянством илиберальной буржуазией является менее острым по сравнению с противоречием междубогатыми и бедными, которое гораздо острее.
Удручающий пессимизм — отличительная черта сочинения Марата.Его учитель и наставник Руссо тоже не уповал особо на будущее, обнаруживая«золотой век» лишь в прошлом. Но он, во всяком случае, размышлял оперспективах более справедливого будущего общества и выдвигал хотя иутопические, но все же обнадеживающие планы.
Марат совершенно не занимается конструированием будущего: онпросто не верит в возможность улучшения участи бедняков. Однако в противоречиис этим мрачным тупиком, из которого нет выхода, он детально, подробно, страстнои заинтересованно пишет, вернее, мечтает о революции, о насильственномперевороте с целью свержения тирании. «Цепи рабства» фактическипервая в истории попытка не создать, но по крайней мере вообразить тактикуреволюционного переворота. В этом и состоит значение труда Марата, его новизна,оригинальность и ценность.
Марат воодушевлен,буквально одержим идеей вооруженного восстания народа. Но одновременно еготерзают тревожные сомнения. Он предупреждает о многочисленных опасностях,которые обрекают восстание на поражение. Главное условие успеха — еговсеобщность, максимально широкое дружное, массовое участие в нем.
Марат хочет всеобщего,как можно более всеобъемлющего участия в революции всего народа. Однако он сгоречью признается, что надеяться можно только на самых бедных, которым нечеготерять, но которые ничего и не приобретут. Поэтому и на них надежды и плохи.
Марат сам не верит в предлагаемую им революционную тактику. Сознаниеобреченности пронизывает всю революционную риторику Марата. «Цепи рабства»- это удивительное пророчество сложного, противоречивого, трагического пути,которым пойдет Французская революция. Это пока еще смутное, подчас туманное, нофантастически верное предсказание всех тех трудностей, невероятно сложныхкатаклизмов и конечной гибели дела народной революции.
Вскоре после издания «Цепей рабства» Марат в 1776г. выезжает в Париж, начинается следующий этап его жизни и политическойдеятельности. В 1777 г. Марат получает официальную должность врача лейб-гвардиии за 15 месяцев пребывания в Париже делает блестящую карьеру. Но благополучие,обретенное Маратом, не только не излечило его от революционных настроений,выраженных им в «Цепях рабства», а лишь усилило их. Марат пишет свой«План уголовного законодательства», хотя он и не был юристом, и неимел ни знаний, ни практики в этой области. Марат написал новое разоблачениенесправедливого общества. В этом его отличие от «Цепей», где главное- призыв к насильственному ниспровержению деспотизма.
Исходный пункт рассуждений Марата — по-прежнему идеал Руссо.Он и начинает с утверждения, что все государственные учреждения являютсярезультатом не общественного договора, как это должно было бы быть, а насилия:«Все государства были созданы с помощью насилия, убийства, разбоя, и увласти поначалу не имелось никаких иных полномочий, кроме силы».
Марат, как и всегда,исходит исключительно из общих моральных принципов. Никакого намека на попыткувыяснить социально-экономическое происхождение государства. Правда, на этот разон гораздо ближе подходит к этому, проводя мысль, что все законы — орудиегосподства богатых над бедными, что собственность — результат «первогозахвата». Поэтому Марат делает вывод, опрокидывающий любое уголовное законодательство: «Ктокрадет, чтобы жить, пока он не может поступить иначе, лишь осуществляет своеправо». Мало того, он считает, что в преступлениях повинны не преступники:«Почти повсюду правительство само вынуждает бедняков к преступлению,отнимая у них средства к существованию».
Если в первом своемреволюционном произведении Марат осуждал глупость, доверчивость, покорностьнарода, то здесь он проявляет сочувствие, сострадание к угнетенным и униженным.Человек, которому создали репутацию «кровожадного», обнаруживаетискреннее чувство милосердия. «Жестокость пыток и казней препятствуетсоблюдению законов» — утверждает Марат и даже предлагает резко ограничитьприменение смертной казни.
Марат столь жеоригинален в оценке так называемых государственных преступлений. Он делит их надве группы: ложные и подлинные. Ложные государственные преступления, которые оноправдывает, — это любое выступление, прямое или косвенное, противнесправедливого государственного порядка. Подлинное государственноепреступление — это действие представителей властей против народа, ограбление,обман и угнетение народа.
Таким образом, Маратнаписал не проект уголовного кодекса, а обвинительное заключение против властей.Он сам позднее писал о своем новом сочинении, что оно «может быть, наименеенесовершенное из всех, мной написанных», ибо «точка зрения, развитаяв нем, поможет установлению царства справедливости[2]».
Новое сочинение Марата являлось, конечно, вовсе не юридическим.Это был моральный и политический трактат, написанный в разгар успешноймедицинской карьеры. Поэтому он и публиковал его без подписи, иначе произошелбы скандал, ибо официально Марат тогда лишь тайно и урывками обращался кполитике.
Как и в «Цепях рабства», в «Плане уголовногозаконодательства» Марат выступает как смелый и решительный революционныйдемократ — буржуазный революционный демократ, конечно. И в «Цепях рабства»и в «Плане уголовного законодательства» наибольшее место уделенокритике деспотизма во всех его проявлениях, разоблачению и резкому осуждениюабсолютистского режима.
Стабильная карьера идовольно прочное материальное благополучие заканчивается для Марата в 1784 г. Онтеряет свою должность врача лейб-гвардии и свое жалованье, наступают наиболеетрудные годы его жизни. Постоянное стремление к славе все чаще сменяетсясудорожными поисками хлеба насущного. Летом 1788г. тяжелая болезнь обрушиваетсяна Марата.
В начале 1789 г. Маратанонимно издает в Париже брошюру под названием «Дар отечеству», а вапреле 1789 г. — тоже анонимно — ее продолжение в виде новой брошюры,озаглавленной «Добавление» к «Дару отечеству».
«Дар отечеству»и «Добавление» к нему по тем политическим требованиям, которыевыдвигает в них Марат, существенно не отличаются от других многочисленныхполитических произведений, появившихся во Франции накануне созыва Генеральныхштатов. Мысли о суверенной власти народа, о том, что только народу принадлежитвысшая власть в государстве, — эти мысли, настойчиво защищаемые в обоихпроизведениях, пользовались в то время широким распространением.
И все же «Даротечеству» и «Добавление» в некоторых своих чертах существенноотличались от других родственных им по тематике произведений. В отличии отсвоих прежних произведений, где огонь критики направлялся почти в равной мере ипротив феодально-абсолютистского режима, и против нарождавшихся формкапиталистического гнета, в своих новых политических брошюрах Маратсосредотачивает всю силу критики на феодально-абсолютистском строе и егоучреждениях.
Спасительный кризис,возрождение мужества наступили, когда больному Марату рассказали, что решеносозвать Генеральные штаты. В отличие от множества французов, да и от самогоЛюдовика XVI, пожалуй, полагавших, что дело сведется лишь кперераспределению в сборе налогов, Марат сразу почувствовал, что наступилареволюция.
3. Роль Ж.П. Маратав великой французской буржуазной революции
Революция, начавшаяся 14июля 1789г. народным восстанием, низвергшим Бастилию, была по содержанию,объективным задачам и целям революцией буржуазной, но главным действующимлицом, главным героем этой революции был народ.
После событий 14 июля, вкоторых Марат принял лишь косвенное участие, его усилия были направлены на то,чтобы создать собственный постоянный печатный орган, каких в то времяпоявлялось много и 12 сентября 1789 г. Марат выпустил первый номер газеты«Друг народа». Под этим знаменитым названием газета и ее редактор ивошли в историю.
С помощью своей газетыон воздействовал на широкие массы и через них — на ход революционного процесса.За короткое время новая газета приобрела большую популярность и стала оказыватьгромадное влияние на передовые слои французских трудящихся.
Позиция, занятая Маратомв первые недели после начала революции, существенно не отличалась не только отпозиции представителей либерального дворянства и либеральной буржуазии,опьяненных успехом, достигнутым благодаря самоотверженным подвигам людей изнарода, но и от взглядов, проповедуемых многими представителями революционнойдемократии.
Сила позиции «Друганарода» состояла в том, что он ясно определял основное направление иглавные мишени, по которым в данное время надо было бить в интересах революции.Правильно понимая задачи революции и прислушиваясь к голосу народных масс,Марат разжигал их ярость, направлял их действенную силу против тех враговреволюции, которые в данный момент были наиболее опасными, против тех которыесоздавали наибольшие преграды на пути революции.
Вчитываясь в выступления«Друга народа» по самым различным политическим вопросам, исследователизамечали, что исходным пунктом всех соображений Марата является мысль, чтореволюция осталась незаконченной, что она находится в начале своего пути, чтоона еще не сокрушила своих врагов, не разрешила стоявших перед нею задач.
Эта позиция, такрешительно и твердо занятая Маратом в «Друге народа», соответствовалаобъективным условиям, сложившимся в стране. Именно в это время по городамФранции шла волна народных восстаний, уничтоживших старые местные органы властии заменявших их новыми, именно в это время все шире и грознее разгорался пожаркрестьянского движения. «Друг народа» с его постоянным, проходящимлейтмотивом через все его выступления, напоминанием о незавершенности революциибыл подлинным рупором этого движения многомиллионных народных масс, ждавших отреволюции удовлетворения своих социальных чаяний.
В ближайшие месяцы после падения Бастилии Марат считаетглавной, опасностью для революции тайные происки и планы партии двора, «партииаристократов», как он ее называет, которая «носится с мыслью оказатьпротиводействие принятию Конституции и вернуть королю абсолютную власть...».Марат уже понимает, что эта партия сторонников абсолютистского режима имеетприверженцев не только среди дворян и духовенства, которые являются ееестественной опорой, но и среди представителей крупной либеральной буржуазии илиберального дворянства, играющих роль друзей революции.
Предупреждая о грознойопасности со стороны партии двора и феодальной контрреволюции, Марат указываетна средства борьбы с этой опасностью. И здесь особенно ясно вырисовываетсядругая отличительная черта Марата как великого буржуазного революционера-демократа:он ищет средства избавления страны от грозящей ей опасности не в парламентскихрешениях, не в стенах Национального собрания, а в революционном действии масс,на площадях и улицах революционной cтолицы. Марат апеллирует не кдепутатам, он обращается к народу и только к нему.
Марат исходит изубеждения, что только народ может спасти революцию, обновить и возродить своюродину. Народ часто не понимает ни этой своей задачи, ни своих возможностей. Маратсчитает, что его обязанность как друга народа в том и состоит, чтобы пробудитьсознание народа, вдохнуть в него веру в свои силы и поднять его на борьбу.
«Несчастный народ! Оплакивайже, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь ее ужас, еслиокажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся средствуспасения — оно в твоих руках! [3]».
Это спасение — вреволюционных действиях, в восстании народа. Воля народа, подкрепленная силойоружия, — вот что является ведущей силой в революционном процессе. Марату чуждокакое бы то ни было преклонение перед формальной законностью. Поднимая народ назащиту революции, мобилизуя его против ее врагов, Марат выдвигает целуюпрограмму практических революционных мер: «чистку» Учредительногособрания, созыв народных собраний, разгон Учредительного собрания и выдвижениенародом новых представителей в новый законодательный орган.
Вся эта программа,которую Марат настойчиво пропагандировал на страницах своего журнала, исполненавеличайшего презрения и пренебрежения к формальной демократии, к «буквезакона». Марат отнюдь не антихрист, не враг государственности вообще.
И раньше и позже он нераз доказывал, что государственная власть в руках патриотов способна оказатьнемалое благо народу. Но он стремился убедить народ, что фетиши формальнойзаконности не должны сковывать его инициативы, столь спасительной для свободы иФранции. Только народное восстание является для Марата истинной основойреволюционной Франции, подлинным источником свободы.
Марат создает одно излюбопытнейших произведений революционной мысли Великой Французской революции — собственный проект Конституции и Декларации прав человека, объемистый документ,содержащий 60 страниц. Он совершенно не похож на привычные конституционныетексты. Проект Конституции Марата напоминает какой-то основной закон сказочнойЗемли обетованной, а не кодекс меркантильной буржуазии. Но ведь Марат и нехочет буржуазной революции, а мечтает об иной, народной революции.
Главное в его проекте, ив этом он далеко обгоняет свою эпоху, посягательство на священный для буржуазиипринцип частной собственности. Марат заявляет, что на основании естественногоправа, «когда какому-нибудь человеку недостает всего, он имеет правоотнять у другого имеющиеся у него в избытке излишки… Человек вправепокуситься на собственность, на свободу, даже на жизнь себе подобных». Нотакое естественное право ограничивается общественным правом, защищающим правадругих членов общества. Однако эта защита должна содержать принципиальноеисключение: «Закон должен предупреждать слишком большое неравенствосостояний, устанавливать предел, какой они не должны переступать».
Общество обязанообеспечивать всем равное право на жизнь, оно «в долгу перед теми егочленами, которые не обладают никакой собственностью и чей труд едва достаточендля удовлетворения их насущных потребностей, для обеспечения их средств,которые позволяют им питаться, одеваться… Те кто живет в роскоши, должнывзять на себя заботу о покрытии потребностей тех, кто лишен самого необходимого[4]».
Но это уже далековыходит за пределы целей буржуазной революции, которую Марат обгоняет на века. Оносмеливается даже утверждать, что социальная справедливость вправевосторжествовать даже с помощью насилия. Правомерность вооруженного восстаниянарода и преступность сопротивления ему — вот что провозглашает Марат.
Марат доскональноразвивает свою идею народного суверенитета. Он детально описывает задачи,принципы организации исполнительной власти. Она, вполне в духе временивоплощена в монархии. Зато, какого жесткого контроля он требует со сторонынарода над этой властью. Особенно настойчиво Марат предостерегает против угрозывоенного деспотизма. Досконально он излагает требование к организации судебнойвласти, требуя учреждения Верховного трибунала. Что касается налогов, то Маратабольше всего беспокоит, чтобы богатые не ускользнули от налогообложения, тогдакак бедняк у него «не должен платить ничего».
В этом проектесочетается постоянное стремление Марата к личной славе и поразительное чувствомилосердия и сострадания к угнетенным. Мысль Марата совмещает в себе вещинесовместимые: реальные требования буржуазной революции третьего сословия, содной стороны, и еще более резкое требование четвертого сословия, бедняков,плебеев города и деревни, с другой. Написав проект Конституции и Декларацииправ, Марат три недели обивал пороги парижских типографщиков, пытаясь уговоритьих напечатать его взрывчатое произведение. Но оно появляется лишь в концеавгуста за два дня до принятия Конституции 3 сентября 1791г.
Смелые и настойчивыепризывы Марата к революционным действиям, к революционной борьбе доходили досознания народных масс Парижа. Марат, несомненно, был одним из вдохновителейнародного движения 5-6 октября 1789г. — похода парижан на Версаль, приведшего кпоражению роялисткой контрреволюции, к вынужденному переезду короля, а вслед заним и Учредительного собрания из Версаля в Париж. После похода на Версаль 5-6октября, Марат резко усилил нападки на либералов, главенствующих вУчредительном собрании и парижском муниципалитете. К категории врагов революцииМарат теперь относит и те социальные группы (например, финансистов), которых ондо революции считал необходимым привлечь в ее лагерь.
Исторической заслугойМарата было то, что он первым осознал во всей глубине значение поворота крупнойбуржуазии к реакции и с предельной силой ударил по ее самым авторитетным вождям- Нектеру, Мирабо. Лафайету.
Марат развенчивал,разоблачал, показывал в действительном неприкрытом виде политикугосподствовавшей в Учредительном собрании крупной буржуазии и ее партии — конституционалистов. Он показывал антинародный и антидемократический характерзаконов об имущественном избирательном цензе, о разделении граждан на «активных»и «пассивных», о предоставлении права вето королю. Он доказывал, чтореальный смысл всей политики руководимого конституционалистами Учредительногособрания заключается в том, чтобы установить и увековечить господство новойаристократии — аристократии богатства.
Ведя борьбу противкрупной буржуазии, изменившей делу революции, Марат, можно сказать, преследовалее по пятам, клеймя каждый шаг ее антидемократической политики. Крупнаябуржуазия и ее лидеры быстро почувствовали и оценили силу ударов «Друганарода». Марат и его газета подвергалась преследованиям и гонениям властей.Уже в октябре 1789 г. был отдан первый приказ об аресте Марата, издание газетыпочти на месяц прекратилось, а сам Марат должен был уйти в подполье.
Марат в своих произведениях постоянно подчеркивал, чтонеобходимым условием для дальнейшего развития революции является сокрушениеполитического господства конституционалистов-фейянов, вступивших в союз с«аристократами», т.е. с открыто контрреволюционной партией двора. В борьбепротив этого блока Марат опирался на народ, апеллировал к народу. Ни один изфранцузских политических писателей того времени, ни один из революционных деятелейне пользовался такой любовью и уважением среди санкюлотов, как Марат.
При всем том, вопрекимнению некоторых историков, Марат был гораздо сильнее в области политическихвопросов, чем вопросов социальных. В своих сочинениях он уделял социальнымвопросам значительно меньше внимания и места, чем политическим, был гораздоосторожнее и сдержаннее, менее оригинален и самостоятелен в этих вопросах. Всоциальных вопросах Марат почти не продвинулся вперед за годы революции, вернееничего не изменил в своих старых взглядах. Более того, самоочевидной слабостьюМарата и как социального мыслителя, и как политического деятеля следуетпризнать странное, трудно объяснимое невнимание к такому кардинальному вопросуреволюции, как крестьянский вопрос.
Марат был главнымобразом политическим революционером. Он в совершенстве постиг «наукуполитики» и стал ее великим мастером. Но это отнюдь не значит, что и вэтой области у Марата не было слабостей, очевидных изъянов. Одним из очевидныхнедостатков в общеполитических воззрениях и тактике Марата было нигилистскоеотношение к республике, к республиканской форме власти. Марат продолжал упорновысказываться за сохранение монархии.
Позиция Марата в этомвопросе была противоречивой. Весь ход его аргументов против системы деспотизма,против монархической власти вообще с неопровержимой логикой вел, казалось бы, ктребованию свержения Людовика XVI с престола и уничтожениямонархии. Но в странном несоответствии с развиваемыми им публично общимиположениями Марат в феврале 1791 г. продолжал утверждать, что «ограниченнаямонархия более всего пригодна для нас» и даже что «нам нужен именнотакой король, и мы должны благословлять небо, что оно дало нам его». Боевымлозунгом Марата в это время был не лозунг свержения монархии, а лозунг разгонаНационального собрания.
Революционный инстинктМарата давно подсказывал ему, что король хочет бежать из революционной столицы.Когда предвиденное стало действительностью, когда Марат по реакции народа набегство короля понял, как яростно негодование масс, Марат, как истинный революционер,немедленно поднял знамя восстания. В статье, опубликованной в «Другенарода» 22 июня, т.е. написанной несколько часов спустя после бегствакороля, Марат призывает народ к немедленному восстанию.
Но нельзя не заметить,что Марат, возбуждая ярость масс против депутатов-изменников, Лафайета,генералов, обходит молчанием вопрос о короле и монархии. Позиция Mapата по вопросу о монархии остается крайне путаной. Марат — в отличие отмногих своих сотоварищей по лагерю революционной демократии, требовавшихреспублики, — отказывался поддержать этот лозунг, призывал народ не к свержению монархии, а к разгонуНационального собрания. Лишь под влиянием уроков кризиса, и в частностирасстрела 17 июля, Марат преодолел все имевшиеся у него в этих вопросахколебания и занял новую, совершенно четкую позицию; народное восстание длясвержения монархии.
В сентябре 1791 г. Учредительноесобрание завершает работу над текстом конституции и 3 сентября она была принята.Конституция 1791 г. устанавливала принцип верховенства нации: «Источниксуверенитета зиждется по существу, в нации. Никакая корпорация, ни один индивидне могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника»[5]. Францияпровозглашалась конституционной монархией.
Призывы Марата кнародному восстанию, к свержению монархии повторяются до тех пор, покаподымавшаяся все выше и выше волна народного возмущения и гнева наконец непрорвалась в могучем народном восстании 10 августа 1792 г., смывшемтысячелетнюю французскую монархию.
Народное восстание 10августа поднявшее революцию на новый, более высокий этап ее развития, привело кизменению в соотношении классов.10 августа не только была свергнута монархия,но и было сломлено политическое господство монархической фейянской крупнойбуржуазии. Руководящая роль в Законодательном собрании и правительстве, т.е. фактическиполитическая власть, перешла от фейянов кжирондистам. Жирондисты представляли интересы провинциальной, по преимуществуторгово-промышленной, и отчасти землевладельческой буржуазии, успевшей за годыреволюции извлечь некоторые выгоды и готовой защищать ее основные завоевания. Но,достигнув власти, став господствующей партией, жирондисты, опасаясь дальнейшегоразвития и углубления революции, превратились в консервативную силу.
Но те классы и классовыегруппы, которые составляли главные движущие силы революции и большинство нации,не добились еще в революции осуществления своих социальных и политическихтребований, и естественно стремились двигать революцию дальше. Это былмогущественный блок крестьянства, плебейства, революционно — демократическойбуржуазии, возглавляемый якобинцами, или Горой.
Жиронда стремиласьзадержать, остановить революцию — Гора стремилась ее продолжить, углубить иразвить. Столкновение между Горой и Жирондой было неизбежно. Крайне тяжелоевнутреннее положение страны и грозная опасность, нависшая над Францией иреволюцией со стороны иностранных интервентов, вторгшихся в глубь страныи угрожавших Парижу, обострила эту борьбу между Горой и Жирондой и в короткийсрок довела ее до логической развязки.
Марат был одним из первых якобинцев, кто в ближайшие днипосле народной победы 10 августа во весь голос предостерег народ, что борьба незакончена. И еще раз, доказывая свое глубокое понимание логики классовой борьбыв период революции, Марат предостерегал народ против всякой самоуспокоенности,напоминая, что сопротивление реакционных сил не подавлено. Марат настаивал, натом, чтобы король и его семья были взяты в заложники, чтобы народ потребовалсозыва Конвента и изменения Конституции, суда над королем и т.п. Декрет от21-22 сентября 1792г. гласил: «Национальный конвент единогласнопостановляет, что королевская власть во Франции упраздняется»[6].
В декабре 1792 г. Людовик XVI былпредан суду Конвента. Идея суда над королем никому не казалась простой и ясной,хотя с самого начала она была поставлена с ошеломляющей простой и ясностью. Марат,больше и громче всех взывавший к расправе над тиранами и их приспешниками, немог принять предложение покарать короля без суда. Он считал, что надо провестипроцесс над королем с соблюдением всех формальностей. Он писал, что «такойобраз действий был необходим для просвещения народа потому, что нужно убедитьразличными путями, соответствующими степени развития умов, всех жителейРеспублики[7]».
Конвент решает судить короля с соблюдением революционной идемократической процедуры.14 января он решил прекратить прения и начатьголосование по трем вопросам: виновность, обращение к народу и мера наказания.
Марат добивается чтобы решение Конвента о короле былопоставлено на поименное голосование. По последнему вопросу о мере наказаниякоролю, из 721 голосовавшего депутата 387 депутатов подали голос забезоговорочную смертную казнь. «Конвент отныне объявил Людовика предателемфранцузской нации, преступником против человечества»[8].
Призывая весь народ подняться на борьбу против армийинтервентов, Марат уже с августа 1792 г. предостерегал народ против людей,стоящих во главе Законодательного собрания, прикрывающихся маскойгражданственности, но преследующих тайные и коварные цели, — против жирондистов.
В положении и роли Марата в революции к этому времени многоеизменилось. После свержения монархии он вышел из подполья и начал легальноиздавать свою газету. В ближайшие дни после 10 августа вместе с другимиякобинцами Марат был избран в руководящие органы Парижской коммуны; в сентябреон избран членом Конвента. Его популярность в народе и в армии к этому временистала громадной; он пользовался всевозрастающим авторитетом у якобинцев; егослово имело большой политический вес, и в сознании передовой части французскогонаселения Марат наряду с Робеспьером и Дантоном, был вождем развивавшейсяреволюции.
Всей силой своего огромного авторитета Марат обрушиваетсятеперь на жирондистов: он видит в них главную опасность для революции. В этойборьбе Марат опирался на моральный авторитет, а жирондисты — на авторитетгосударственной власти. В апреле они вырвали у Конвента декрет о преданииМарата суду, возведя на него самые чудовищные обвинения.24 апреля Маратпредстал перед Революционным трибуналом. Процесс над Маратом закончился еготриумфом, революционный трибунал его оправдал.
После процесса авторитет Марата поднялся еще выше. Теперьвсе его выступления были пронизаны одной мыслью — «только одниреволюционные меры действительны»[9].Народ должен снова, как и раньше подняться на спасительное восстание, и изгнатьизменивших революции жирондистов из Конвента.
Обогащенный опытом революции, Марат в период подготовкивосстания, которое должно было свергнуть власть Жиронды, значительно расширил иуглубил свое понимание революционной диктатуры. В нем окончательно укрепляется«мужество беззакония», признание революции высшим и самымавторитетным фактором общественной жизни. Уже в речи по поводу суда надкоролем, т.е. в начале 1793 г. Марат дает замечательное определение Конвентакак потенциального органа революционной диктатуры. Рассматривая Конвент какреволюционный орган, наделенный неограниченной властью, в том числе властьюреволюционного насилия, считая, что интересы революции («общественногоблага») доминируют над всеми законами, Марат, в сущности, предвидел туреволюционно-демократическую диктатуру, которая через несколько месяцевсложилась в практике якобинского этапа революции.
Марат непосредственно участвовал в организации и руководственародным восстанием 31 мая — 2 июня 1793г., свергнувшим господство жирондистови приведшим к власти якобинцев. Нужно отметить, что якобинцы пришли к власти всамый критический момент в жизни республики. Выход был один — дать странеединую политическую основу в виде новой демократической конституции. Учредительноесобрание два года вырабатывало и утверждало текст конституции; якобинскийКонвент разрешил эту задачу в две недели: 10 июня началось обсуждение проектаКонституции, а 24 июня 1793г. был торжественно утвержден ее окончательный текст.Якобинская Конституция 1793г. была одной из самых демократических буржуазныхконституций Нового времени. Новая Декларация прав человека и гражданина,написанная Робеспьером, гласила: «Целью общества является общее счастье. Правительствомустановлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными инеотъемлемыми правами»[10].
В последние шесть недель перед убийством Марат вследствиетяжелой болезни уже не мог публично выступать и активно участвовать в работеорганов революционной власти. Но он зорко следил за развитием революции. Широкиенародные массы, простые люди, санклюты любили, ценили, глубоко чтили Марата какистинного Друга народа, прислушивались к его словам и советам. В то же времявсе изменившие народу и революции, все перебежчики: фейяны, жирондисты и имподобные яростно его ненавидели. После того, как вся «партиягосударственных людей» превратились из министров и парламентских вождей впреследуемых народной ненавистью беглецов, их злоба против Марата перешлавсякие пределы. Марат был по сути первой жертвой свергнутых жирондистов.
13 июля 1793г. вдохновляемая жирондистами Шарлотта Кордеубивает Жан Поля Марата. Убийство Марата было воспринято народом, всейреволюционной Францией как огромное бедствие. До последних дней якобинскойдиктатуры имя Марата оставалось самым славным именем революции, вдохновлявшимфранцузский народ на великие подвиги.
Заключение
Статьи, памфлеты, речи, письма, воззвания Жан Поля Маратадолжны быть без сомнения отнесены к числу наиболее замечательных литературныхпамятников эпохи первой Французской буржуазной революции.
Воспитанный, как и большинство якобинцев на идеях Руссо,Марат, отнюдь не был слепым последователем знаменитого автора «Общественногодоговора». Он представлял собой более позднее поколение, выросшее в тупору, когда революционная буря уже почти вплотную надвинулась на Францию. Обогащенныймногосторонним жизненными опытом, наблюдениями над общественной жизнью во всехее социальных разрезах, впечатлениями промышленной революции в Англии, Маратпошел во многом дальше Руссо.
Оригинальный социальный мыслитель, Марат, при всейпротиворечивости своих взглядов сумел уже в первых своих политическихпроизведениях («Цепи рабства», «План уголовного законодательства»)прийти к пониманию значения общественных противоречий в историческом процессе ик смелым революционным выводам.
Ученый и теоретик, с первых дней революции он стал народнымтрибуном, выразителем и защитником интересов народа, непримиримым борцом противсил реакции, он был выдающимся мастером революционной тактики. В острых спорах,разделявших в то время боровшиеся на политической арене силы, линия,отстаиваемая Маратом, обычно наиболее соответствовала интересам революции. Объективноэта линия намечала пути разрешения задач буржуазной революции плебейскимиметодами. Марат чувствовал и понимал чаяния широких народных масс, понимал ихинтересы в развертывавшейся великой социальной и политической борьбе; это ипридавало силу той политической позиции, которую он защищал.
Литература
1. Антюхина-Московченко В.И. ИсторияФранции, 1780-1918. — М.: Изд-во ИМО, 1963. — 812с.
2. Дайри Н.Г. Французская буржуазнаяреволюция XVIII в. — М.: Учпедгиз, 1955. — 80с.
3. История Франции. Т.2/Под ред.А.З.Манфреда. — М.: Наука, 1973. — 663с.
4. Конституции и законодательныеакты буржуазных государств XVII — XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы, М.: Изд-во Академиинаук СССР, 1957. — 400с.
5. Манфред А.З. Великая ФранцузскаяРеволюция. — М.: Издательство «Наука», 1983. — 430 с.
6. Молчанов Н.Н. Монтаньяры. — М.: Молодаягвардия, 1989. — 558с.
7. Новая история стран Европы иАмерики: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. — М.: Дрофа, 2002. — 909с.
8. Пономарев М.В. Новая и новейшаяистория стран Европы и Америки: Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 2000. — 287с.
9. Сборник документов по историинового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учебное пособие для вузов / под ред.В.Г. Сироткина.- М.: Высш. шк., 1990. — 303с.
10. Французская буржуазнаяреволюция, 1789 — 1794: Учебник / Под ред. В.П. Волгина. — М. Л.: Изд-воАкадемии наук СССР, 1941. — 849с.
11. Фридлянд Ц. Жан Поль Марат иФранция в XVIII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 560с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема сегментирования рынка в деятельности фирмы
Реферат 190600. 68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (магистерская программа «Эксплуатация автомобильного транспорта»)
Реферат Учет ценных бумаг: государственных краткосрочных облигаций, казначейских обязательств, векселей
Реферат Судинні захворювання головного мозку 2
Реферат Риси характеру народу мають вплив І на його історичну долю. Національний характер став предметом вивчення у всіх культурних націй
Реферат Дозування в аптечній практиці
Реферат Сочинение по картине В. Мешкова Золотая осень в Карелии
Реферат Vii. Империализм, как особая стадия капитализма Мы должны теперь попытаться подвести известные итоги, свести вместе сказанное выше об империализме
Реферат Финансовое и материально-техническое обеспечение ветеринарной службы
Реферат Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом
Реферат Бой 8 января 1780
Реферат Засоби управління перевантаженнями і політики відкидання пакетів
Реферат А. Н. Островского, спб., 1860 г
Реферат Роль и место общественных организаций в вопросах формирования сферы интеллектуальной собственности в России
Реферат Характер социально-экономического развития Руси в период монголо-татарского нашествия