Реферат по предмету "Социология"


Социальная политика в отношении иждивенчества

Содержание
1.    Социальная политика вотношении иждивенчества
1.1  Определение понятия«иждивенчество»
1.2  Социальная политикаРеспублики Беларусь в отношении детства
1.3  Реализация социальнойполитики в области помощи инвалидам
2.    Социологическоеисследование, направленное на выявление отношения населения к существующей вреспублике системе социальных льгот
Список литературы

1.        Социальная политика в отношениииждивенчества
 
1.1 Определение понятия «иждивенчество»
Исходяиз определения, размещенного в словарях, иждивенец — лицо, находящееся надлительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороныдругих лиц. В российском юридическом праве иждивенец — это нетрудоспособныйчеловек, чаще всего имеющий группу инвалидности. Иждивенцами не являютсявременно безработные трудоспособные люди, они являются тунеядцами.
Обращаясь кюридическому значению данного понятия, можно сказать, что иждивенцы — лица,получающие от других лиц полное материальное содержание или постояннуюматериальную помощь, которая является для них основным источником средств существования.Иждивенцы наделены определенными правами в области пенсионного обеспечения,возмещения вреда, причиненного смертью кормильца; наличие иждивенца учитываетсяпри выплате некоторых видов пособий и компенсаций.
Такимобразом, к числу иждивенцев на сегодняшний день относят в большинстве случаевинвалидов и детей до 18 лет. Также следует подчеркнуть, что иждивенцами неявляются трудоспособные люди, которые временно не работают. Последние подпадаютпод категорию «тунеядец».
1.2 Социальнаяполитика Республики Беларусь в отношении детства
Государственнаясоциальная политика страны направлена на недопущение дискриминации в реализациии защите прав и законных интересов ребенка, содействие физическому,интеллектуальному, патриотическому, духовному, психическому и нравственномуразвитию детей. Особое внимание государственным гарантиям в защите прав ребенкауделено в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, принятом в 1999 году. Этимправовым актом определена государственная политика в интересах детей какдеятельность государственной власти, учреждений и организаций по обеспечениюэкономических, психолого-педагогических и организационных гарантий правребенка.
Государственнаясоциальная политика по защите прав детей базируется и реализовывается наследующих принципах:
— законодательное обеспечение прав ребенка;
— государственная поддержка семьи, родителей в воспитании и защите их прав вподготовке ребенка к самостоятельной реализации и защите своих прав;
— обеспечение минимальных государственных стандартов по основным показателямкачества жизни и благополучия ребенка;
— ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка;
— государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций,органов местного самоуправления по гарантированному обеспечению прав и законныхинтересов ребенка.
Социальнаяполитика государства по защите детства в Республике Беларусь осуществляется сучетом мировой практики, которая имеет разнообразный опыт в сферефункционирования детских фондов.
Признаваяприоритет общественных принципов и норм международного права и важностьмеждународного сотрудничества для улучшения положения детей, РеспубликаБеларусь уже в 1990 году подписала и ратифицировала Конвенцию ООН о правахребенка. В 1991 – 1992 годах были приняты законы «Об образовании в РеспубликеБеларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в РеспубликеБеларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, а в 1993году в Беларуси принят закон «О правах ребенка», который стал своего роданациональной декларацией прав ребенка. Законодательная база привлекает вниманиек проблеме семьи и детства, расширяет возможности в получении социальнойподдержки.
УказомПрезидента Республики Беларусь утверждены специальные программы, в частностипрограмма «Дети Беларуси», включающая подпрограммы «Дети-инвалиды», «ДетиЧернобыля», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей».Программа «Дети Беларуси» направлена на создание благоприятных условий дляжизнедеятельности детей, обеспечения их социальной защищенности в условияхобострения социально-экономической ситуации.
Одной изострейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашейреспублике является проблема социального сиротства. В последние годы общество игосударство уделяет поиску путей решения данной проблемы самое пристальноевнимание.
Основныепроблемы детей-сирот решаются в соответствии с подпрограммой «Дети-сироты»,которая включает в себя меры по предупреждению причин социального сиротства,созданию благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни, ихпсихологической поддержки и социальной адаптации.
Увеличениечисленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повлеклоза собой рост сети детских интернатских учреждений. Однако это увеличениепроизошло за счет появления новых типов учреждений для детей-сирот: детскихприютов, детских деревень, детских домов семейного типа.
Подпрограмма«Дети-инвалиды» нацелена на комплексное решение проблем детей с ограниченнымивозможностями и семей, в которых они воспитываются. В подпрограмме намеченымеры, направленные на повышение эффективности профилактики детскойинвалидности, создание системы реабилитации детей-инвалидов, приобщение кзанятиям спортом, развитие их творческих способностей, разработку и выпускнеобходимых технических изделий и средств реабилитации.
Одним изважнейших направлений государственной социальной политики по защите правдетства являлась помощь детям, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.Подпрограмма «Дети Чернобыля» включает мероприятия, направленные на снижениевоздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы,совершенствование медицинской и реабилитационной помощи, обеспечениепроживающих на территории детей продуктами питания с повышенными лечебнымисвойствами.
Подпрограмма«Развитие социального обслуживания семей и детей» нацелена на создание иразвитие оптимальной системы учреждений нового типа, оказывающих социальныеуслуги семье, женщинам и детям, и способствующих созданию условий для ихэффективного функционирования.
Такимобразом, государственная социальная политика в отношении детей и семьинаправлена на повышение уровня и качества жизни; обеспечение прав детей на ихполноценное развитие (физическое, социальное, интеллектуальное, нравственное),создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической,воспитательной и культурно-психологической функции.
1.3 Реализациясоциальной политики в области помощи инвалидам
Проблемаинвалидности занимает одно из центральных мест в области мировыхмедико-социальных проблем, поскольку во всех странах есть люди с ограниченнымивозможностями и их число постоянно растет.
ДанныеМинистерства статистики свидетельствуют, что каждый 25-й житель РеспубликиБеларусь имеет инвалидность.
Ростинвалидности среди населения может быть в значительной степени обусловленсоциально-экономической нестабильностью – рост безработицы, снижение уровнятехники безопасности, жесткая конкуренция на рынке труда, неуклонное снижениезанятости людей с дефектами здоровья – и, как результат, поиск социальнойзащиты через инвалидность. Причинами роста инвалидности населения такжеявляется социально-демографическое неблагополучие в обществе.
Приформировании национальной правовой базы социальной защиты инвалидов учитываютсяосновные положения международных норм в области прав человека. Общей основой ируководством для принятия мер в государственном масштабе в области защиты правинвалидов, предупреждение инвалидности и оказания им помощи в развитии ихспособностей, а также содействия по включению в нормальную жизнь обществаявляется Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в1975 году. Согласно Декларации «инвалид – любое лицо, которое не можетсамостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личнойили социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, физическихили умственных возможностей».
Инвалиды, всоответствии с Декларацией, имеют неотъемлемое право на уважение ихчеловеческого достоинства, пользуются такими же основными правами, что и ихсограждане.
Всоответствии с законодательством в Беларуси действует новый принципустановления инвалидности, где в основе оценки находится ограничение разныхсторон жизнедеятельности человека, а не только нарушение работоспособности, какэто было раньше.
Органамисоциального обеспечения проводится работа по развитию и совершенствованиюсистемы социального обслуживания нетрудоспособных граждан. Вследствие этогоактивно развивается служба надомного обслуживания, которая действует с 1986года.
Социальныеслужбы зачастую работают в контакте с организациями, предпринимательскимиструктурами на условиях благотворительности и оказания шефской помощи.Благодаря этому, создаются фонды социальной защиты малообеспеченных, центрымедико-социальной помощи, салоны милосердия, открывались благотворительныесчета, организовывалось бесплатное питание.
Несмотря напереходный этап в экономике, государство выделяет квартиры для инвалидов.Государственные органы социальной защиты помогает нуждающимся в ремонте домов иквартир.
Важнымнаправлением в системе социальной защиты стала реабилитация людей с устойчивымидефектами здоровья. В современных условиях реабилитация не можетрассматриваться только в медицинском аспекте. В республике остро стоит проблемареабилитации инвалидов трудоспособного возраста. Государственной службойзанятости осуществляются меры, направленные на обучение и переобучение инвалидовс учетом коньюнктуры рынка труда и рекомендаций медико-реабилитационныхэкспертных комиссий.

2.        Социологическое исследование,направленное на выявление отношения населения к существующей в республикесистеме социальных льгот
Дляпроведения данного социологического исследования был разработан и в дальнейшемприменен опросник, состоящий из вопросов.
Висследовании приняли участие 54 человека. Контингент участников исследования:выборка в основном состояла из работников средней общеобразовательной школы(учителя, администрация и техперсонал).
Возрастныепоказатели: от 24 до 56 лет.
Текстопросника:
1.        Ваш пол: м/ж
2.        Возраст:____ лет
3.        Образование_____________________________
4.        Считаете ли Вы, что существующая система льгот в Беларуси соответствуетсовременным требованиям развития страны, отвечает критериям социальнойсправедливости: да/нет
5.        На Ваш взгляд, способствует ли повышению реального уровня жизниполучателей льгот действующий порядок предоставления льгот: да/нет
6.        Укажите пункты, свидетельствующие, на Ваш взгляд о несовершенствесистемы социальных льгот, существующей в настоящее время в РеспубликеБеларусь:_________________________________________
7.        Как Вы относитесь к тому, что на социальные выплаты тратятсяденьги налогоплательщиков:
— положительно;
— отрицательно.
8.        В чем вы видите выход из сложившейся в социальной политикеситуации в отношении системы социальных льгот:
А) полнаяотмена льгот
Б) сделатьсоциальную помощь адресной;
В) выделятьденьги на социальные льготы из специальных фондов, а не из бюджета.
Врезультате проведенной качественной и количественной обработки данных,полученных в результате исследования, можно придти к следующим выводам:
Большинствоопрошенных (64,8%) считают, что существующая система льгот в Беларуси несоответствует современным требованиям развития страны, не отвечает критериямсоциальной справедливости.
Приблизительнотакое же количество испытуемых (62,7%) считают, что действующий порядокпредоставления льгот не способствует повышению реального уровня жизни получателейльгот.
Только14,4% опрошенных положительно относятся к тому факту, что на социальные выплатытратятся деньги налогоплательщиков.
Еслиговорить о выходах, предложенных опрошенными в области предоставления льгот, то75,2% высказались за то, что социальную помощь в республике необходимо сделатьадресной. 22,7% опрошенных предлагают выделять деньги на социальную помощь изспециально созданных для этого фондов. За полную отмену выплат и льгот невысказался никто.
Такимобразом, в результате социологического опроса было выявлено, что большинствограждан страны понимают несовершенство существующей системы социальных льгот. Вчисле ее недостатков около 40% участников опроса признают то, что некоторыекатегории граждан, пользующихся социальными льготами, на самом деле ненуждаются в них. 35% опрошенных считают неправильным перекладывание частизатрат на тех граждан, которые льготами не пользуются. Такое же число гражданполагает, что преференциями незаслуженно пользуются близкие и родственникильготников. Свыше 20% отрицательно относятся к тому, что на финансированиельгот тратится значительная часть государственного бюджета. Каждый пятыйучастник опроса обращает внимание на то, что льготами чаще пользуются отдельныекатегории граждан, например, жители крупных городов, наиболее активные гражданеи т. п. К тому же сам по себе механизм назначения и реализации ряда социальныхльгот требует много времени и средств.

Списоклитературы
1.    Бреева Е.В. Дети в современном обществе. – Мн.: Эдитор, 1996. – 206с.
2.    Венгер Ю.И. Социальная защита инвалидов в РБ// Веснік ВДУ, — 2005,- №2. – С. 29-33.
3.    Венгер Ю.И. Социальная политика: Учебно-методический комплекс,Ю.И. Венгер. – Витебск: Издательство УО «Витебский государственный университетим. П.М.Машерова», — 2005. – 92 с.
4.    Государственная программа по предупреждению инвалидности иреабилитации инвалидов. – Мн., 1997. – 11 с.
5.    Дети Беларуси: Республиканская президентская программа. – Мн.,1998. – 50 с.
6.    Дзіцячыя дамы, школы-інтэрнаты і ахова правоў дзяцей у РБ: Стат.даведнік/ Міністэрства адукацыі РБ. – Мн., 2001. – 132 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.