НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
План
Введение
Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
1.1.Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
1.2.Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
Глава II. Специфика социальной помощи личности в
различные возрастные периоды
2.1. Оказаниесоциальной помощи детям, подросткам и молодежи
2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальнойработы с женщинами)
2.3.Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Вопрос социальной помощи различным категориям граждан, безусловно,общественно значим в связи с необходимостью заботы современного государства осоциально незащищенных слоях общества. Такая точка зрения не вызывала сомненийв годы, когда всякий гражданин Советского Союза мог рассчитывать навсестороннюю социальную поддержку со стороны государства. Актуальной этапроблема стала в связи с происшедшими за последние годы изменениями в областисоциальной политики России.
Практическую же значимость иактуальность работе придает специфичность ее темы. Дело в том, что вопросклассификации методов и технологий социальной работы с личностью повозрастному принципу относительно малоизучен: преобладают метод отнесенияклиентов социальной службы к тому или иному социальному слою (неполные семьи,малоимущие и т. д.), гендерный (половой) принцип и др. Безусловно, применяетсяи возрастной критерий (существуют методы помощи молодежи, пожилым людям),однако не сформирована последовательная система выбора вида социальной помощи взависимости от возрастных особенностей психического развития, социальногостатуса личности. Впрочем, элементы гендерного принципа, принципа социальнойстратификации и других критериев необходимо использовать и в данном случае всилу практической невозможности отделить совокупность половых, статусно-ролевыххарактеристик личности от возраста, которому они присущи. В частности, проблемысреднего возраста рассмотрим на примере женщин.
Как видим, предметом даннойработы является изучение конкретных методов социальной помощи личности наразных жизненных этапах. Отсюда, цель работы составляет, во-первых, выявлениепроблем, характерных для каждого возрастного периода, а во-вторых, определениеспецифики социальной помощи людям различных возрастов.
Детализируя, можно определитьследующие задачи, решение которых позволит рассмотреть выбранную тему. Здесьследует выделить, с одной стороны, вопросы личностного развития (проблемыпериодизации, особенности усвоения на каждом возрастном этапе социальных норм,ресоциализация), с другой – определение конкретных методов преодолениявыявленных кризисных ситуаций, характерных для того или иного возраста. В общемплане, задача настоящей работы — изучение методов социальной помощи личности спозиции непосредственно социального работника учреждений, специализирующихся наоказании такой помощи лицам того или иного возрастного периода (детские дома,дома престарелых).
Последовательное выполнениеперечисленных задач составит структуру работы. Прежде всего, это анализ понятийличности, разработанных различными общественными науками и выявление понятия,отвечающего задачам социальной работы. Наиболее важным в этом планепредставляется вопрос социализации как процесса становления личности. Затем,специфика исследуемой проблемы предполагает подробное рассмотрение этаповсоциализации и на этой основе – выделение в развитии личности конкретныхвозрастных периодов. Учитывая, что каждый из данных периодов характеризуетсяприсущими ему социальными проблемами, следует выявить совокупностьспецифических методов и технологий социальной работы, необходимых при решениипроблем конкретного возраста.
Далее. Особенность методаработы видится, во-первых, в ее связи с социально-педагогическим,социально-психологическим, социологическим подходами к изучению личности,проблем, возникающих перед ней на том или ином жизненном этапе, а также путейих преодоления. Сюда, в частности, относятся социальная схема возрастнойпериодизации развития детей и подростков, методы педагогической работы с депривированнымидетьми. Более того, такие понятия, как возрастной кризис, переходный возрастразработаны психологией, а понятия личности, социализации, социальной адаптации– межотраслевые.
Следует учесть, наконец, чтоограниченный объем работы не позволит провести анализ большей части правовых,организационных, экономических основ социальной работы, составляющихнеотъемлемую часть конкретных методов и технологий социальной помощиличности.
Глава I. Личность, ее развитие исоциализация в разные возрастные периоды
1.1. Междисциплинарное значение понятия «личность»;
социализация
Прежде всего, тема работы требует дать характеристику и некоторый анализпонятия личности как объекта социальной помощи, и определить основные этапы, накоторых проявляется необходимость оказания этой помощи.
В настоящее время интерес кпроблемам человеческой личности настолько велик, что практически всеобщественные науки обращаются к этому предмету исследования. Известно несколькодесятков определений, что такое личность, в различных областях знаний. В философии личность человека как таковая не рассматривается: ею надо стать. В социологии личность — совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность — это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в ее самосознании. Психология (и этоопределение наиболее близко к рассматриваемой теме) считает личностью человека сосвоими взглядами и убеждениями, проявляющего свою уникальную целостность,единство социально-психологических качеств в межличностных, общественныхотношениях, сознательно участвующего в той или иной деятельности, понимающегосвои действия и способного руководить ими.[1]Понятие личности — это совокупность таких психологических качеств индивида, как отношение к чему – либо, нормы поведения, взгляды, ценности.
В области социальной работы, большей частью с прикладной точки зрения,личность можно охарактеризовать в плане прохождения ею этапов социализации ипреодоления на этом пути кризисов различных возрастов. Такая особенностьпредполагает некую специфику в оказании социальной помощи личности, находящейсяна том или ином жизненном этапе. Определенную значимость, таким образом,представляет понятие социализации как процесса становления и дальнейшегоразвития личности под воздействием общественных институтов.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с однойстороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальнуюсреду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активноговоспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активнойдеятельности, активного включения в эту среду.[2]
Первая сторона процессасоциализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как средавоздействует на человека; вторая его сторона характеризует воздействие человекана среду с помощью деятельности. Следует отметить, что психология рассматриваетэтот процесс как бы «со стороны личности», в то время как социальную работуинтересует прежде всего взаимодействие в плоскости «личность – среда».
Социализацияпо своему содержанию – это процесс становления личности. Выделяют три сферы, вкоторых это становление осуществляется: деятельность (индивид предстает здесьсубъектом деятельности и в этом качестве, как было сказано, не только меняетокружающий его мир, но и меняется сам, становясь личностью); общение (позволяетреализовать усвоенные нормы поведения и увеличить все многообразие связейличности с воспитывающим ее обществом, тем самым развивая и обогащая самуличность); самосознание (выделение собственного внутреннего мира, осознаниесамостоятельности и независимости своего «Я», как бы взгляд на себя со стороны;в его структуру входят три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценкаличностью группы).
Говоря об этапахсоциализации, большинство ученых придерживаются следующего деления этогонеоднозначного и во многом противоречивого процесса на временные промежутки.
· Дотрудовая стадия; это ранняя(первичная) социализация, включающая в себя дошкольный период раннего детства ипериод обучения в школе. Ее содержание представляет собой привитие индивидуэлементарных правил человеческого общежития, формирование у него базовых (азатем все более сложных) понятий, основ его будущей социальной жизни. Ввоспитании и обучении ярко выражена ведущая роль семьи, дошкольных учреждений,школы, неформальных объединений.
· Трудовая стадия – так называемаясоциализация взрослых, наиболее длительный и неоднородный по содержанию периодсоциализации. Здесь, в ходе осуществления разнообразной трудовой деятельности,наблюдается последовательная реализация и еще большее усложнение бесконечногомногообразия усвоенных на предыдущем этапе норм и правил социального бытия.Адаптируясь к быстро изменяющимся условиям самостоятельной взрослой жизни (чтотакже является элементом социализации), человек в полной мере проявляет своиличностные качества и уровень зрелости.
· Послетрудовая стадия характеризует возраст, когда происходит постепенноеснижение социальной активности личности. Становится очевидной необходимостьскорого перехода к более «спокойной, размеренной», в большинстве случаевбездеятельной жизни.
Этапы социализации позволяютвыделить некоторые промежутки времени в процессе развития личности, когда онаособенно незащищена – так называемые переходные периоды, кризисы различныхвозрастов. Они сопровождают личность на протяжении всей жизни и особенноприсущи стыкам рассмотренных периодов социализации (как, впрочем, наблюдаютсяони и в рамках данных этапов – например, в случае ресоциализации бывшегоосужденного или адаптации вынужденного переселенца к новой национальной среде).Суть таких кризисов заключается в необходимости адаптироваться к новой сределибо требованиям, предъявляемым к вновь приобретенному социальному статусу — другими словами, принять новые социальные нормы.
Часто встречающаяся болезненность таких периодов обусловлена неготовностью,нежеланием разрушать сложившуюся и привычную (а потому весьма комфортную)многолетнюю систему поведенческих стереотипов, в то время как все окружение,объективный ход жизни, изменения качеств самой личности подталкивают ее квынужденному восприятию иных правил поведения в социальной среде. Напротив,возможно и неприятие по каким-либо причинам средой определенных качествличности (это, скажем, положение национального «изгоя»).[3] Впрочем, социальная работаимеет дело лишь с практической стороной последствий этой сложной проблемы изсферы психологии, педагогики, социологии.
Не менее важной длярассматриваемой темы причиной появления нужды в социальной помощипредставляются различные проблемы материального, бытового, психологическогоплана (жестокость в семье, непонимание родителей, проблемы с жильем,малообеспеченность, отсутствие работы и др.). Они имеют более общий характер,однако на каждом возрастном этапе приобретают определенную специфику.
Отсюда, во-первых, длярешения задач социальной работы более подробного изучения требует вопросвозрастной периодизации развития личности. Во-вторых, детальное рассмотрениекаждого из таких периодов позволит определить конкретные формы и методы социальнойпомощи личности на том или ином этапе жизни.
1.2. Основания и цели возрастнойпериодизации в сфере
социальной работы
Возраст — это ключевое понятие для периодизации развития человека в течениевсей индивидуальной жизни и соответственно — для проектирования системдейственной социальной помощи.
Как отмечено выше, основнойцелью возрастной периодизации в сфере социальной работы является изучениеособенностей развития личности на каждом из таких этапов с цельюсовершенствования методов социальной помощи. Поскольку особое место в настоящейтеме занимает понятие социализации, представляется целесообразным провестипериодизацию на основе ее этапов. Наиболее общими периодами в таком случаебудут: детство (от рождения до достижения совершеннолетия, то есть когдадостигнуто полное развитие личности), период среднего и зрелого возраста (примерносоответствует трудовой стадии социализации), пожилой возраст.
В свою очередь, период детства в соответствии с социальной периодизациейможно разделить на: преддошкольный (до 3-х лет), дошкольный (от 3-х до 6-7лет), школьный (младший – от 6-7 до 10 лет, старший школьный – от 11 до 14 лети подростковый — от 15 до 18 лет). Затем, переходом к трудовому этапу служитмолодежный период (примерно до 25-27 лет). С началом трудовой деятельности впроцессе социализации связываются период среднего (30-45 лет) и зрелого (45-50 лет)возрастов. Наконец, группы старших возрастов (от 60 до 74 лет — пожилой, 75-89- старческий, 90 лет и старше – долгожители).[4]
Необходимо отметить, что в силу наиболее интенсивного биологического исоциального развития именно период дошкольного детства насыщен многочисленнымикризисами ( кризис первого года жизни, кризисы трех, семи лет). Однако процессывоспитания и обучения в этом возрасте происходят преимущественно в рамкахсемейной микросреды. В то же время, роль общественных институтов социализации(а значит, и необходимость социальной помощи непосредственно формирующейсяличности ребенка) возрастает с наступлением школьного возраста.
Школьныйвозраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом,который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давнозамечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту оченьрезко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чемпрежде. Это какая-то переходная ступень — уже не дошкольник и еще не школьник.
Самой существенной чертой кризисасеми лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешнейстороны личности ребенка. Это проявляется в том, что к 7 годам возникает рядсложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко икоренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольноговозраста.
Есть типические формы трудновоспитуемости,которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятсяконфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.[5]
Переходный период в подростковом возрасте, кризиссреднего возраста, проблемы адаптации людей пожилого поколения и другиеситуации, требующие решения в ходе оказания социальной помощи и связанные с возрастнымиособенностями, рассмотрим в дальнейшем ходе работы.
Глава II. Специфика социальной помощиличности в
различныевозрастные периоды
2.1. оказание социальной помощи
детям, подросткам и молодежи
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка.Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных.
Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам.Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности всоставе группы, подготовка к поступлению в школу.
Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии смедициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населенияспособствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются,например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитаниедошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правилаповедения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.
Система социальной защиты школьников органически включает разнообразныемероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей иобщественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния,включающего уверенность в их успешном социально-профессиональномсамоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическаяработа способствует включению в производительный труд, систему непрерывногообразования.
Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогическоготравматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку имсвойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальнаяработа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широкоиспользуется практическая социально-психологическая работа.
Важным направлением социализации детей и подростков является ихреабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной,социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этомдиагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планывосстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных,практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираютсяактуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрестисоциально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личнойжизни.[6]
Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированныхдетей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требуетсовмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекаетсядля помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качествсоциального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.
Работая с «трудными» детьми, необходимоориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенкав конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где егоповедение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни,взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздопонятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данногоребенка.
Психологи выделяют в качестве основныхследующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детскомвозрасте:
· Формирование навыков общения;
· Гармонизация отношений ребенка в «семье» (местепостоянного проживания) и со сверстниками;
· Коррекция некоторых личностных свойств, которыепрепятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они невлияли негативно на процесс общения;
· Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
В этом плане основное содержание работы социального работника - этосоздание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях снесовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольногообращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения помощи(движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными» подростками,нельзя проявлять прямолинейность. Последние, в отличие от детей младшего возраста– отнють не пассивный объект социальной работы; их дезорганизующуя активностьвелика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со сторонысоциального работника должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение кнему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, аатрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь послеэтого можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно,социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные ценности, аучитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловленыего пристрастиями и предпочтениями.
Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если неигнорируют эти обстоятельства и создают в начале своеобразный костяк своих единомышленниковсреди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Этидве разные задачи – формирование ядра своих единомышленников и влияния нанаименее поддающихся – приходится решать одновременно.[7]
Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения сподростком. В контакте с последним реализуется ярко выраженная инеудовлетворенная потребность воспитуемого в неофициальном и доверительномобщении с умным взрослым, придерживающимся общепринятых моральных принципов,помогающим постигать смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Здесьсоциальному работнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизироватьсебя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего младшегопартнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним. Доверительныеотношения с подростками исключают традиционные методы – поучение,морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействиястановится умение устанавливать контакт и способность принимать подросткатаким, каков он есть.
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающаяих изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала своюнеэффективность и даже вред – по отношению к детям, имеющим нервно-психическиерасстройства. Новая технология основывается на следующих положениях.
· Личностно ориентированныйиндивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения,общения, сферы интересов, потребностей.
· Разработка дифференцированных программпомощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватныхиндивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков.
· Организация работы с ними васпекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности.
· Разработка и создание целостнойсистемы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.[8]
При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемымидетьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками,основным является понятие «особые социальные потребности». У таких детей какможно раньше должны быть выявлены и определены первичные нарушения развития.
После диагностики начинаются целенаправленные положительное воздействие, коррекция,обучение и пр. (независимо от возраста детей). Отсутствие целенаправленнойпсихолого-педагогической помощи, пренебрежение ею может привести к необратимымпоследствиям – невозможности достичь определенного уровня реабилитационногопотенциала ребенка.
Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития егореальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечиваетсяпространственная организация реабилитационной среды. К примеру, дети-невротикии дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного пространства,облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем предсказывать ходсобытий, планировать свое поведение. Вообще, дети, имеющие различные отклоненияв развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляцииповедения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний.Может проводиться их комплексное медико-психолого-социально-педагогическоеобследование с использованием игровой диагностики и игровой терапии содновременной коррекцией.[9]
Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми сособыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольнысобой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Нужно что-то,ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно отказаться от того илииного поведения. Иными словами, взрослые (родители, социальный работник,педагог) должны убедительно и наглядно доказать ребенку пагубность егоповедения.
Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность егодеятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает активныйпоиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции нарушенного развитияподростков, которое проявляется в виде разнообразных проблем социальнойадаптации.
Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считатьаналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности ребенка,осуществляемая в следующей последовательности.
1) Психологическая квалификацияличностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов,определение уровней психических изменений (индивидуально-психологического,межличностного, личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловойсферы.
2) Установление на основепроведенного анализа конкретных задач сферы, в отношении которых показаны профилактические,дидактические и коррекционные воздействия – то есть определение того, какиеособенности психики данного подростка будут поддаваться эффективному влиянию извне.
3) Нахождение, разработка и апробациятактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий,способствующих их реализации. Здесь проверяются предварительные гипотезы ивыводы.
Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подросткамииз групп риска предусматривает изучение причин деформации личности и ихистоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобывоспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологическиепатологии.[10]
Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию у«трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен зачастуюлишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом заключаетсяспецифика подросткового возраста). Такого рода задачи могут реализовываться вчетыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой личнойзаинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях); второй –ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально «опредмечивающие»существующее потребностное состояние); третий – установочный (формируютсяличностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», напримериндивидуальные установки на бесконфликтные отношения с родителями); четвертый –деятельностный (разработка для подростка развернутых планов и программорганизации будущего поведения в рамках определенной деятельности – спортивной,творческой, учебной и т. д.). Реабилитация связывается с расширением причинизменения поведения подростков, появлением новых предметов деятельности, — иными словами, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.
В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных трудновоспитуемыхподростков еще не означает неосознанного стремления, скажем, к совершениюпреступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать окончательнойдеградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их жизни целиком иполностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечатьвозрастным и индивидуальным потребностям.[11]
Свои особенности имеет формирование социальной защищенности выпускниковдетских домов. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются всоциальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей(в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родителивполне здоровы психически и физически, но они социально депривированныеличности), осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания вдетском доме. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальнойжизнью.
Социализациявоспитанников детских домов осуществляется в тесном взаимодействиивоспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьныйпсихолог и школьный социальный работник. Стержнем социальной защиты таких детейявляется воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности квзаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского домасочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетомвозможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этомуестественному соревнованию цивилизованные формы.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Дляэтой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослыедети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Подготовку ксемейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывалисьнавыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи, организации досуга(в частности, воспитанники здесь постигают функции членов семьи). Нельзя неучитывать, что подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает насложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников,а также к детям, которых выбирают на усыновление.[12]
Очевидно,что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детейв детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствиеположительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов,понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных,ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. При этомчрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, неприносит ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает,выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального донорства»).Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, чтосвязи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должныимитировать семейных.[13]
Наконец,задачей социального работника в детском доме должна быть и помощь в оптимизацииотношений ребенка с его опекунами, другими родственниками, а также сродителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав илинаходясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения сребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенновстречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его изколеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность вобщении с родителями и другими родственниками.
В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципыпрактической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенностидетей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность,интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то:начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование.Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижениеуспеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получаетпредставление о сильных сторонах своего развития, опираясь на эти качества,дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки.Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовойпроцесс в соответствии с индивидуальными особенностями.
Один изважнейших путей решения задач социальной защиты — профориентация школьников и учащихся средних специальных и высшихучебных заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесси осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя диагностическую,обучающую, формирующую и развивающую функции.
Особенностью нынешних задачпрофориентации стала реально возникшая перед значительным количеством молодыхлюдей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторыеэтические проблемы профессионального консультирования. В профориентацииэтические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: сточки зрения готовности индивида к выбору и реализации определеннойнравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашемслучае – социального работника) оказать индивиду реальную помощь в такомсамоопределении, без какого-либо нарушения основных этических нормвзаимодействия с клиентами.[14]
Изучение реальных потребностей молодежи в социальныхуслугах – ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласноисследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовойзащиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – всексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приютедля подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При организациисоциальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так,социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыреотделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребыванияи стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлятьдезадаптированных подростков, выявлять и анализировать факторы, формы и стацииподобной социальной дезадаптации; разрабатывать индивидуальные программы социальнойреабилитации молодежи, комплекс мероприятий, направленных на вывод молодыхлюдей из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделениясоциальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программсоциальной реабилитации молодежи; восстановление утраченных контактов с семьей,внутри семьи; оздоровление межличностных отношений, устранениепсихотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения на основе нормнравственности; содействие в получение специальности и работы; оказаниекомплексной медико-психологическойаиаправовойапомощиаиадр.[15]
П
2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примересоциальной работы с женщинами)
Социальные проблемы среднего и зрелого возраста, с одной стороны, весьмасложны, поскольку требуют дифференцированного подхода с точки зрениясоциального положения, полового, религиозно-этнического и других признаковклиента. Эти признаки формируют совокупность различных социальных проблем такихгрупп населения, как, например, военнослужащие, женщины, представителинациональных и религиозных меньшинств и др.
С другой стороны, для всех этих групп характерен широко известный«кризис среднего возраста». Именно с ним, если отбросить комплекс бытовых,экономических, правовых проблем, и сталкивается чаще всего социальный работникпри работе с представителем среднего возраста. Сложность здесь представляет какраз необходимость выделения этого психологического кризиса в структуреоднотипных, повторяющихся проблем материального, бытового, юридическогохарактера. Дело в том, что зачастую именно это явление составляет причинусемейных, бытовых неурядиц, непонимания в трудовом коллективе, общейподавленности психики. Таким образом, именно преодоление данной проблемы можетявляться залогом успешного решения иных трудностей социально-психологическогоплана.
Названный кризис представляет собой, по сути, психологическое явлениесвоеобразной разочарованности, когда приходит осознание, что надежды молодостиуже никогда не сбудутся; приходит усталость от монотонности семейной жизни,однообразия трудовых отношений. Это вызывает общую апатию и зачастую глубокуюдепрессию. Если же названные явления сопровождаются, скажем, бедственнымматериальным положением, жестокостью в семье, положением национального ирелигиозного изгоя самого клиента и его семьи, то для разрешения всегокомплекса проблем потребуется сложная социально-экономическая,психологическая помощь.
Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различныепроявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода «зрелости».Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с проблемой «упущенныхнадежд» молодости, разочарованием в семейной жизни, жилищными и бытовымитрудностями. По мере приближения к пожилому возрасту актуализируются проблемынереализованности растраченного «впустую» потенциала, одиночества и ненужностиво все более ускоряющемся темпе жизни, материальной обеспеченности в условияхприближающейся старости. Сказанное определяет и различие в методах социальнойработы с такими людьми – будь то консультация, психологический тренинг,групповая работа, социально-экономическая помощь. [16]
Принимая во внимание ограниченный объем работы, рассмотрим проблемысреднего возраста на примере социальной помощи женщинам (учитывая на фонесоциально-гендерной типологии особенности возрастной периодизации).
Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность ихпричин общей социально-психологической проблематикой общества определяютнеобходимость системного подхода к их разрешению, использования самыхразнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.
Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможностьнайти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости)свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные ивнесемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметьработу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:
· необходимость второго заработка всемье,
· работа – важнейшее средство«социальной страховки» как для женщины, так и для ее семьи,
· работа – средство самоутверждения,саморазвития, способ получения признания, место, где можно получитьудовольствие от интересного общения, отдых от однообразных домашних дел (этохарактерно для женщин в основном с высоким образовательным статусом).[17]
Для женщин единственным вариантом позитивного развития ситуации являетсянеобходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельноговмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семей и строить своюжизнь, максимально используя принципы личностной независимости и свободывыбора.
Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение такихусловий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором нарынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские итрудовые обязанности (в том числе имея малолетних детей), так и всецелопосвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим.Проницаемость границ между этими статусами, безболезненный переход от одного кдругому должны обеспечиваться как законодательно, так и системойорганизационных мероприятий, облегчающих и обеспечивающих женщине адаптацию кизменившимся условиям рынка труда.
Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейныхотношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и своей семьи:быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть независимой в планедоходов, самой обеспечивать свою семью – данный выбор предусматривает изменениеполитики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественнополезный труд давал людям возможность получать доходы, достаточные дляобеспечения жизни.
Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфересексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного исексуального насилия, оградить женщину от нежелаемых беременностей, внедритьосновные положения планирования семьи в массовое сознание и, вследствие этого,возможно, устранить бесславное лидерство России среди всех стран по показателюколичества ежегодно совершаемых абортов.[18]
В технологическом плане требуется внести серьезные изменения в системувоспитания и образования детей, что только отчасти входит в компетенциюсоциальной работы. Социальный работник может, во-первых, инициировать вниманиек этой сфере на местном уровне путем обращения в органы принятия решений,средства массовой информации, создания объединений лиц, заинтересованных врешении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социальногоуправления. Во-вторых, он может осуществлять социально-терапевтическую икоррекционную работы с целью изменения неблагоприятной ситуации в конкретнойсемье.
Обеспечение максимальной (территориально-организационной и экономической)доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достовернойинформации о технологиях планирования семьи также способны оказать позитивноевлияние на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения иобеспечение здорового образа жизни относятся к тем видам социальнойдеятельности, которые осуществляются на всех трех уровнях – федеральном,региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропагандавалеологических знаний, навыков планирования семьи входят в обязанностиспециалиста по социальной работе, а разнообразные методики оздоровленияиспользуют центры социального обслуживания населения, основными клиентамикоторых являются женщины.[19]
Говоря о собственно гендерных направлениях социальной работы, можновыделить три этапа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизнии здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. Вконкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та илииная задача.
Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоватьсяприюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг(психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование иправовая защита, содействование в подыскании другого места жительства иподходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов).Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах не разрешаетсоциальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизнь женщиныили ее детей. Острые экономические затруднения дают женщине право обращаться заадресной социальной или экстренной помощью, которая также являетсякраткосрочной (в соответствии со своим концептуальным предназначением) разовойтехнологией.
Поддержание социального функционирования носит более долгосрочныйхарактер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин.Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: всеадекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинскойреабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшимсредством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку илипереобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правоваяпомощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов илиимущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенстванормативной базы, либо особенностей своего социального статуса женщинынаходятся в уязвимом положении.
Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин,обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включаятехнологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Большое значениеимеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских,социальных и иных прав различных страт женского населения.[20]
Разумеется, все эти три типа задач, как правило, выполняются социальнымиработниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса –правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими иобразовательными учреждениями и т. п.
Наиболее распространенными их типами являются центры социальногообслуживания населения, а также центры социальной помощи семье и детям.Типология и названия подобных центров, их функции могут варьировать в зависимостиот местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальнойпомощи, созданные зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями,частными и общественными организациями. Характерно, что большинство клиентовпрактически любых социальных учреждений, ориентированных на оказание самыхразнообразных услуг, — женщины. Важно, чтобы деятельность этих организаций ненарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачной дляконтроля в плане содержания и методов работы, а также информационно доступнаклиентам.
Экстренная социальная помощь – это разовое единичное содействие индивидуили семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей.Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и такжепредусматривает выдачу денег, продуктов или вещей, но может предоставлятьсянеоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различныекатегории населения, в первую очередь представители социально неблагополучныхсемей.
Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, какправило, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительныхорганов и учреждений социального обслуживания: первые пресекают насилие, авторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.
Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц,претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержатьдруг друга, достичь более высоких результатов под руководством специалиста всоциальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальныхинтересов.
Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статусгрупп самопомощи, т. е. объединений клиентов, существующих в течение болеедлительного времени, имеющий более обширный круг проблем, развивающих личностьчленов группы. Содействие социального работника в создании таких групп означаетперевод его клиентов из разряда объектов воздействия в разряд субъектов,которые равноправно участвуют в решении собственных проблем.[21]
2.3. Социальная защита людей пожилого возраста иинвалидов
Система социальногообслуживания пожилых людей охватывает, в частности, медицинскую гериатрическуюпомощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание вдомах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезнуюпомощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающихпродолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение;организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовоеи коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д. Попечительство над пожилыми людьми - одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительствопонимается как правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересовграждан. Его формы весьма разнообразны, однако основной формой социальногопопечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще)осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья,является функционирование системы домов-интернатов.[22]
Следует отметить, что внастоящее время в дома-интернаты поступают в основном люди, полностьюутратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода.Конечно же, пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке.Расширяющаяся помощь на дому (это весьма разнообразные надомные услуги:доставка продуктов на дом, помощь в оформлении документов, в приобретениитоваров первой необходимости и т. д.) позволяет им отодвигать сроки переселенияв дома престарелых.
Более того, вопреки широкораспространенному мнению, большинство пожилых не испытывают ограничений впривычной деятельности и не являются зависимыми; они живут в собственных домахили в домах своих родственников. Старость сама по себе не означает, чтонеобходима специализированная помощь социального работника. Поэтому основнаяпомощь пожилым оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи.Основные мероприятия при медико-социальной реабилитации пожилых направлены на максимальновозможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. Вкачестве ее форм можно назвать: специализированные центры со стационарнымиотделениями, специализированные отделения по уходу, реабилитационныеучреждения. Важнейший принцип — профилактическая направленность.[23]
Среди лиц, проживающих вдомах-интернатах, можно выделить три группы: 1) желающие-одиночки; 2) желающие,проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться вдома-интернаты по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.).
В домах-интернатах общеготипа (то есть для престарелых и инвалидов) проводится большая работа посоциально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям.Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. В это времяизучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такаяработа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежатьконфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянноежительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, ихпредпочтение в содержательном досуге и т.д. Особая задача социальной работы вэтом плане — устранение отрицательных факторов, влияющих на проживание пожилыхв доме-интернате, таких как: стрессы, малая информированность о внешнем мире,гиподинамия, скученность (при норме 7 кв. м. на человека часто в наличии 4 — 5кв. м.). Этих целей можно достичь следующим образом: CМИ,беседы, читки, стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды, взятой издому. Нужно дать вновь поступившему психологическую установку на новый образжизни, особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлятьсреди них лидеров, которые могут помочь в деле.
В домах-интернатах для престарелых и инвалидов предусмотрено медицинскоеобслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационногохарактера: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудоваязанятость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.
Необходимо отметить, что пожилой человек, даже являясь клиентом социальнойслужбы, — субъект, то есть лицо, принимающее решение. Поэтому право престарелыхлюдей на полноценную жизнь реализуется, только если они сами принимают участиев решении вопросов, их непосредственно касающихся. В этом плане стремлениевзять на себя ответственность за решение проблем пожилого человека –своеобразная форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения.[24]
Важную роль в решении подобного рода задач в настоящее время играютгруппы самопомощи. Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определенномуместу группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такиегруппы, как свидетельствует практика, состоят из 5-7 человек, живущихпоблизости и имеющих периодические контакты. Возникают они иногда спонтанно, ночаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов или (реже)социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Каждый участник такойгруппы не только принимает участие в ее деятельности, но и помогает другим участникам.Цель работы в такой группе – смягчение влияния негативных явлений, а не ихполное преодоление (что невозможно), поддержка человека, а не формированиенового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизненным навыкам, а неполным отрицание прошлых норм жизни.
Причины создания групп самопомощи:
· самореализация и развитиеличности,
· кризисная ситуация или горе,
· плохие социальные условия,состояние здоровья, инвалидность,
· принадлежность к группе «изгоев»,меньшинствам и др.
Социальные работники должны быть осведомлены о наличии подобныхучреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципамиих работы и направляя туда нуждающихся.
На разных этапах жизни человека может доминировать объективное илисубъективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило,в ситуации доминирования объективного начала, то есть доминированияпассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т. д.Становясь пенсионерами, стареющие люди лишаются значимого для них общения,поддержки, даже смысла жизни и нуждаются в помощи. Задача социального работника– приложить максимум усилий для стимулирования, актуализации субъективногоначала в человеке. Необходимо оказывать таким людям помощь в освоении новых и актуализациистарых социальных ролей – порой организуя группы самопомощи, клубы пожилыхлюдей, издавая специализированные газеты, журналы и т. д.[25]
С этой точки зрения, клубная работа, получившая широкое распространение,- один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Клуб –своеобразное объединение людей, имеющих одинаковые социальное положение,политические или религиозные взгляды. Его задачей является удовлетворениеразнообразных духовных потребностей его участников. Программа занятий в клубедля пожилых людей спланирована и приспособлена к их потребностям. Наиболее популярныеформы занятий – просветительские лекции, встречи с интересными людьми, чтениекниг и журналов, работа различных кружков.
В ряде клубов создается секция социальной помощи, задача которой –выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливаетсяопека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированныхучреждениях. Именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средствомвозрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба,которая осуществляется под воздействием социального работника, может принестиоздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки иинтерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностныеустановки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначеговоря, в данном случае имеет место «эффект группы».[26]
С вопросом социальной помощипрестарелым тесно связана проблема поддержки инвалидов, поскольку эти группынаиболее схожи в плане однотипности проблем сохранности физических возможностейи способности к самообслуживанию (одевание, соблюдение личной гигиены,приготовление и прием пищи, передвижение по квартире, лестнице, улице, покупки,посещение учреждений).
Следует сказать, что инвалидом считаетсялицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функцийорганизма, обусловленное заболеванием, последствием травмы или дефектами.Сказанное предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе отрудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительноеместо отводится медико-социальному направлению.[27]
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работникув учреждениях здравоохранения. В задачу медико-социального специалиста,обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственнопричине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степенивозможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новымусловиям, определение режима питания и формирование соответствующего образажизни.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работникруководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностьюпроводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента(в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеетзаинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
Заключение
Завершая работу, подведем некоторые итоги. Прежде всего, на основе актуальногодля социальной работы понятия личности мы проанализировали содержание основныхэтапов социализации. Отсюда появилась возможность построить адекватную задачамработы систему возрастной периодизации развития личности, которая стала основойдля выделения основных возрастных периодов, наиболее ярко выражающих спецификунеобходимой им социальной помощи. Наиболее подробно были рассмотрены социальныепроблемы детского, молодежного, среднего, зрелого и пожилого возрастов и путиих решения.
Далее. Поэтапное изучение деятельности учреждений, оказывающих социальнуюпомощь личности, показало различия в конкретных методах этой помощи,обусловленные возрастом и степенью развития клиента социальной службы.Сказанное касается деятельности детских домов, центров реабилитации молодежи,домов-интернатов и т. д.
Так, социальная защитадошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой. Органысоциальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников.Воспитание дошкольников решает задачи их социализации.
Система социальной защиты школьников органически включает разнообразныемероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей иобщественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников, а также эффективная социализация.
Дальнейшее исследование показало, что наиболее адекватной технологиейрешения данных задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми,имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками можно считатьаналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности ребенка.
Что касается особенностей психического развития детей в детскомдоме, то критическим фактором, определяющим трудности их обучения и воспитания,выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитателидетских домов пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных,ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. Однаконельзя забывать, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детскихучреждений не должны имитировать семейных.
Изучение социальных проблеммолодежи показало, что она нуждается прежде всего в бирже труда, пунктахправовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» идалее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии– приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.
Технологии, применяемые в социальной помощи женщинам (как наиболеенезащищенной группе в рамках среднего возраста) включает все адекватные видысоциально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации иподдержки женщин в трудной жизненной ситуации. Например, консультации или инаяправовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтовили имущественных споров. Эффективной технологией является также созданиетерапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которыхнаилучшим образом могут поддержать друг друга, достичь более высокихрезультатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своейличности, защите своих социальных интересов.
Система социальногообслуживания пожилых людей охватывает, в частности, медицинскую гериатрическуюпомощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание вдомах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; трудоустройствожелающих продолжать пассивную трудовую деятельность.
Важно отметить, что основные мероприятия при медико-социальнойреабилитации пожилых направлены на максимально возможное сохранениежизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. Этому, в частности, способствует создание групп самопомощи – небольших,привязанных к определенному месту групп, члены которых, имея общие проблемы,помогают друг другу.
Наконец, особая роль при оказании помощи инвалидам (наиболее близкой кпрестарелым по характеру присущих им социальных проблем группе) отводитсясоциальному работнику в учреждениях здравоохранения. В задачумедико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологическихособенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такомусостоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовойдеятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания иформирование соответствующего образа жизни. Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное исемейное психологическое консультирование. — М., 1994.
2. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990.
3. Бабкин Н.И. Хрестоматия икомментарий по социальной педагогике. – М., 1999.
4. Вакулина О.С. Семейноеконсультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей //Российский журнал социальной работы. – 1998. — №2/8.
5. Кузнецова В.А. О практике иперспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. –1992. – Вып. 1.
6. Куган Б.А. и др.Социально-психологческие требования к воспитанникам и воспитателям детскихдомов. – Курган, 1997.
7. Настольная книга специалиста:Социальная работа с пожилыми людьми / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Ин-т соц.Работы, 1995.
8. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. –395с.
9. Обухова. Л.Д. Возрастная психология. Учебник;
Изд.«Роспедагенство». — М., 1996
10. Овчарова Р.В. Справочная книгасоциального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480с.
11. Павленок П.Д. Девиантноеповедение: сущность, содержание, виды и меры по преодолению // Российскийжурнал социальной работы: 1998. — №2/8.
12. Петровский В.А. и др. Построениеразвивающейся среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
13. Ржаницына Л. Работающие женщины вРоссии в конце 90-х // Вопросы экономики. – 2000. — №3.
14. Раттер М. Помощь трудным детям. –М., 1987.
15. Самарина О. Социальная защитаженщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики. – 2000. — №3.
16. Социальные службы для подростков имолодежи. – М., 1993.
17. Социальная работа / Под общ. ред.проф. В.И. Курбатова. – Ростов н / Д.: Феникс, 1999.
18. Социально-бытовое обслуживаниепенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. – М., 1994. Вып. 1.
19. Семейный детский дом: Реальность,проблемы и перспективы в современной России. – М.,1995.
20. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – 5-еизд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
21. Социальная реабилитациядезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. М.,1996.
22. Теория и методика социальнойработы / под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАБСУ, 1993. – Вып. 1.
23. Теория и методика социальнойработы / Под ред. акад. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.
24. Технологии социальной работы:Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400с.
25. Холостова Е.И. Пожилой человек вобществе. – М., 1999.
26. Янкова З.А. Создание группвзаимопомощи – важнейшее направление социальной работы / Социальная работа ссемьей. — М., 1995.