Реферат по предмету "Социология"


Социологии + пpогpамма для социологичесских исследований

План:
1. Объект социологии
2. Предмет социологии
3. Как социология изучает общество

Основные категории:
Статус, роль, социальная структура, социальные функции, социальные отношения, социальное взаимодействие, социализация, культура, социальный контроль, девиация, социальные группы, социальный состав, социальные институты, социальная система, социальная стратификация,

Литература:
1. Смелзер Н. Социология.- М., 1994
2. Кравченко А. Основы социологии: чу. пособие для техн. М.1997
3.Кравченко А. Введение в социологию.- М., 1995
4. Радугин А...-Социология: курс лекций. -М., 1995


1. Общество как объект социологии.

Общество- самая богатая абстракция, содержащая в себе все понятия социологии
Общество- исторический результат естественно складывающихся отношений людей.
Признаки по Э. Шилзу
Общество- относительно автономное от всей совокупности людей образование. Другие общности: человечество, цивилизация, этнос, государство, страна.
Общество- потенциально бесконечно воспроизводящая себя общность. Три аспекта воспроизводства:
биологический (сотни индивидов- клан, племя, род, этнос, суперэтнос, цивилизация),
производственный (от сотен до сотен миллионов) и культурный (сегодня - сотни миллионов)
Произ
Биологи- водствен-
ческийКультурный ный

Три аспекта воспроизводства

2. Предмет социологии:

Социология наука о системном понимании общества.
Общности - исходный элемент общества и предмет социологии.
Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль- динамическая характеристика.
Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности. Выполнение норм достигается через механизм социального контроля.
Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальная функция - относительно однородные виды деятельности людей: направленные на удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений - социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня развития общества.
Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения.
Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные институты.
Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами.
Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность.
И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей,социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действийи массовогоповедения.

3. Как социология изучает общество

Исторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы к его изучению:
Э.Дюркгейм: Человек автоматически подчиняется нормам коллективного сознания, которые он застает уже готовыми, поэтому общество (его структуры) первично и давлеет над человеком. Дюркгейм - основоположник структуруализма в социологии. Пример: Планировка парка определяет движение людей по аллеям. С позиции этого подхода основное внимание сосредотачивается на исследовании макроструктур структур общества.
М. Вебер: Необходимость удовлетворять потребности заставляет людей вступать в отношения друг с другом, брать на себя выполнение определенных функций. Именно функции отличают положение людей и лежат в основе образования общественных структур. Вебер - основоположник функционального подхода в социологии. Пример: Лодки в море - течения накладывают отпечаток на общую картину движения, но гребцы преодолевают его исходя из целерациональных побуждений. С позиции этого подхода основное внимание уделяется исследованию ролевого поведения, малым группам - микроструктурам.
Т.Парсонс: синтезировал эти подходы, выделив ключевое звено - культуру, как основной системообразующий элемент общества. Культура определяет модели поведения в обществе, способы объединения людей в общности и сами общественные структуры, Парсонс -основоположник структурного функционализма. Пример: Пример - лодка на аллеях парка.

Уровни социологического знания: По типу знания - фундаментальный (теоретический), прикладной (эмпирический), инженерный (практический).
По масштабу и значимости изучаемых явлений - макро и микроуровень.
Область приложений социологии раскрывается в частных социологических дисциплинах.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая.

LD-2 РАЗДЕЛ 1. Тема 2. Обзор развития социологии.
План
1. Донаучный этап
2. Этап формирования науки
3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины
Литература
1. Современная западная социология: Словарь
2. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии
3. Капитонов Э. Социология ХХ века

1. Донаучный этап развития социологии
Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда: Высший - мудрецы, управляющие гос., средний - воины, низший - ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили с структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П. противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и тирания - последовательные этапы его деградации.
Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения А. раскрываются в “Этике” и “Политии”. А. провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные- однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу относились и имущие земледельцы.
Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал г-во высшим проявлением чел. духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель --г-ва обуздание эгоистических интересов людей. М. сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.
Т.Гобс (1588-1679):”Теория общественного договора” - основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.

2. Научный этап развития социологии
Этап характеризуется поисками предмета и метода науки., как самостоятельной отрасли знания. Естественно истор. предпосылкой является - кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения общественных явлений.:
Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).
Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между о-вом и окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.
Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективнее сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.
К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.
Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли являетсятворчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.
Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель формальной социологии, представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими формами культуры.
З. считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей - чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты социальных явлений.. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц. концепции З. находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами обобществления (культурой). З. называл социологию “геометрией социального взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия З. считал подчинение и господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности, явления конфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов предполагает их права и обязанности, поэтому общество З. рассматривал как систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов.Процессам ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт. Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой, обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.
Габриэль Тард (1843-1904) “Социальная логика”, “Социальные законы”, “Мнение и толпа” - является представителем психологической школы в социологии.. Родоначальником психологического направления является З.Фрейд: сам факт социальной жизни связан с либидо, являющимся первопричиной всех социальных связей. Формы человеческого общества представляют механизм упорядочивания половых связей и определяются отношением мужчин друг к другу. История представляется как развертывание либидо в системе ассоциаций, самой мощной из которых является государство.
Основной тезис Г.Тарда состоит в том, что социальные явления являются психическими по своей природе. Т. сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Т. толкует как циркуляцию желаний или идей, проявляющихся в форме 1) репетиции или имитации 2) оппозиции 3)адаптации или изобретении. Мысль одного повторяется другими (имитация), сталкиваясь мысли образуют оппозиции, наконец идеи либо взаимоуничтожаются, либо синтезируются (адаптация или изобретение). Синтез идей является источником социального движения.

Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный
На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.
В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.

3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины

Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области приложений. Начиная с этого этапа социология развивает себя на собственной основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой общей теории общества.
К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса, Р.Мэртона, У. Мура, Дж. Хоуманса, Н.Смелзера.
Талкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система” “Социологическая теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.
Отношения структурных единиц строится на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм, правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии, государство, -семья, школа, религия)
Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической теории, в которой конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и регулирования. представителями которой являются Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Болдинг.
Льюис Козер ( 1913- ) определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развития группового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.
Третье направление в развитии современной социологической теории - леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимости радикальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой является Г.Маркузе (Фрейдо-марксизм)
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” - полагал, что в результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютнуюэффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества. В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей, а общество утратило возможности развития. Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в сознании”, составной частью которой является сексуальная революция. Носителями революции сознания являются те, кто обладает двумерным мышлением: интеллигенция, служащие, опирающиеся на нищие массы третьего мира, национальные и религиозные меньшинства.



Ld-2. Раздел 2. Методология, методика и техника прикладных соц. исследований
Тема 1. Программа прикладного исследования.

План
1. Общая структура прикладного соц. иссл.
2. Содержание и функции программы
3. Последовательность разработки программы

Литература
1. Ядов В,
2. Как провести социологическое исследование: по ред., Шереги и Горшкова
3. Капитонов Социология ХХ века

1. Общая структура прикладного социологического исследования

Социологическое исследование - это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Общая структура п.с.и приведена на схеме 1.

2. Содержание и функции программы

Программа - это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Основной раздел программы - теоретический (1).
Он начинается с целеориентации исследования (а). В основе иссл. лежит проблема,


Схема 1.
как область затруднений; предметный аспект проблемы - это определенная социальная задача; гносеологический аспект - осознание к-л общ. потребности и способов ее решения.
Объект иссл. - область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему.
Предмет исследования - значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования.
Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования - интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов.
Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования.
б) определение и интерпретация теоретических понятий включает:
* соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление)
* достижение однозначности в понимании (составление тезауруса)
* достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых )
в) эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам. В ходе э.и.п. происходит конкретизация теор. понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР - (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ - ИНСТРУМЕНТ).
г) построение модели- это системное описание существенных сторон предмета иссл. , охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений.
Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования.
На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.

3) процедурно-методический раздел программы включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки.
Метод - это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.
Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица).
Методика - система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.

Методы получения информации:
* опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)
* наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)
* анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)
* эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)
выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
* Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
* Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоcступенчатая)
* Определение объема выборки
* Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
* Определение технологии отбора объектов
Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Формулы для определения объема выборки:

n = 2

n =( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),

где n - объем выборочной совокупности
N- объем генеральной
t2- число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности
A - предельная ошибка выборки


4) организационный раздел программы
Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов.
Рабочий план включает следующие основные этапы:
* формирование рабочей группы
* разработку программы исследования
* разработку инструментария
* расчет выборки
* проведение пилотажных исследований
* размножение инструментов
* инструктаж участников полевого исследования
* организацию полевого исследования
* контроль качества заполненных документов
* подготовку инструментов к обработке
* обработку
* анализ результатов
* подготовку отчета
* оформление архива исследования


Р2. Тема 2. Опрос как метод социологического исследования.

Виды опросов:
1. Анкетирование
2. Интервьюирование
3. Экспертный опрос
4. Социометрический опрос
5. Социологическое тестирование
Формы опросов
* контактный
* почтовый
* телефонный
* прессовый
По месту проведения различают
* опросы по месту работы
* опросы по месту жительства
* опрос целевых аудиторий
Фазы опроса
* Адаптация
* Сбор основной информации
* Завершение опроса
Классификация вопросов
1. По содержанию
* о событиях и фактах
* о мотивах, оценках, мнениях
2. По форме
* прямые
* косвенные
3. По структуре
* открытые
* закрытые
4. По функциям
* основные
* фильтрующие
* контрольные


Правила построения вопросов
* вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет кругозор человека ? Да, Нет, Не знаю)
* вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным . А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю)
* вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”)
* количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого
* вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах
Измерение в социологии
Измерить - значит сравнить с эталоном.
Эталоном служит шкала. Шкала это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности.
Виды шкал:
1. Номинальная
2. Порядковая (номинально-порядковая, ранговая, интервальная)
3. Числовая
Требования к шкале:
* валидность
* полнота (учет всех значений)
* чувствительность



1.
2. Титульный лист
* титул
* название анкеты
* идентификаторы
3. Вводная часть
* обращение
* пояснения
* гарантии анонимности опроса
* что делать с анкетой
* благодарность
4. Основная часть
* расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные)
* принцип “воронки”
* “дымовая” техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение)
5. Социльно-демографическая часть
* пол
* возраст
* образование
* социально-проф. положение
* культурная идентификация (семья)
* национальность
* место жительства
Правила группового анкетирования
1. Представиться
2. Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой
3. Пояснить гарантии анономности
4. Ответить на вопросы
5. Не навязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг-другу)
6. Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей
7. Оказывать помощь в заполнении анкеты
8. Организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет

Р2. Тема 3. Обработка и анализ данных социологических опросов

Обработка данных социологических опросов включает ряд этапов:
1. Подготовка данных к вводу в ПВМ
2. Ввод данных в ПВМ
3. Математическая обработка
4. Создание электронных и физических архивов

1. Подготовка данных к вводу включает проверку и кодировку массива заполненных анкет. Для этого массив заполненных анкет просматривается, при этом из массива исключаются :
* анкеты заполенные менее чам на 2\3 (по количеству ответов на закрытые вопросы)
* претенциозно заполненные анкеты (имеющие “минусы” в ответах на вопросы “ловушки”)
* анкеты не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов
* анкеты у кторых не заполнен социально-демографический блок
Каждая годная анкета номеруется. Из нее выписываются ответы на открытые вопросы. Если необходимо, то соответствующие позиции открытых вопросов кодируются.

2. Ввод данных в ПВМ производится в соответствии с инструкциями по вводу данных конкретного пакета программ, при этом желательно, чтобы номер анкеты в физическом массиве и номер анкеты в электронном виде совпадали.
Во время ввода рекомендуется копировать массив введенных в память данных на дискету и защищать его от постороннего вмешательства. По окончании ввода данных делаются 2 копии введенного массива, при этом одна копия считается рабочей, а дольная копия описывается и бочей, а другая контрольной, которая хранится в архиве вместе с архивированной копией программы, с помощью которой производился ввод и обработка данных.

3.Математическая обработка данных включает:
1. Расчет и анализ одномерных распределений ответов по каждому вопросу
2. Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения по всем основным социально-демографическим признакам, включенным в анкету
3. Анализ влияния факторов на изучаемые процессы в соответствии с гипотезами исследования
4. Построение математической факторной модели изучаемого процесса
Математическая обработка результатов производится с использованием стандартных пакетов обработки информации наиболее известными из которых являются система “САНИ” и “АСТРА”.
1.Расчет и анализ одномерных распределений ответов производится в отношении доли отметивших каждую альтернативу. При этом расчитываются следующие показатели:
* Доля отметивших каждую альтернативу в % к числу ответивших на данный вопрос (Этот показатель используется наиболее часто)
* Доля отметивших каждую альтернативу в % к числу опрошенных (Этот показатель часто используется, когда анализируются ответы на вопросы касающиеся только части респондентов)
* Доля отметивших каждую альтернативу в % к сумме ответов на все альтернативы данного вопроса (Этот показатель иногда используют, если по содержанию вопроса можно было отметить несколько альтернатив)
Данные о линейных распределениях ответов удобно занести на бланк анкеты. По результатам анализа делается заключение

о модальности ответов и их вариабельности. Из дальнейшего анализа,как правило исключают ответы на вопросы, у которых респондентами использовано менее половины позиций шкалы, а также вопросы на которые более трети респондентов отказались отвечать ( нет ответа или отмечена позиция “Не знаю”, “Не могу сказать” и т.д.)
2. Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения позволяет сделать заключение о различии модальности в группах опрошенных по основным социально-демографическим признакам: полу, возрасту, уровню образования и т.д.
Как правило такой анализ производится по основным показателям изучаемого процесса.Перед построением таблиц сопряжения полезно проанализировать коэффициенты связи (по Пирсону) включенных в анализ показателей состояния изучаемого процесса с социально -демографическими показателями. Как правило различия в распределении модальности наблюдаются, если соотвтетсвующий коэффициент связи существенен с Р > 0, 95. Группировочные таблицы строятся с указанием доли ответивших на вопрос из числа респондентов соответствующей группы.Пример:
Как по Вашему, нужна ли социология экономистам ?


Девушки
Юноши
Определенно нужна
22
11
Скорее нужна
48
22
Скорее не нужна
15
39
Совершенно не нужна
5
21
Не знаю
10
7
Коэфф. Пирсона0, 62

Как видим, налицо различие в отношении к социологии по полу опрошенных. Этот факт необходимо учитывать в дальнейшем анализе.
3.Анализ влияния факторов на изучаемые процессы производится с использованием статистических мер вязи, к которым относятся коэффициенты сопряженности Пирсона, Крамера, Чупрова, информационные меры связи. Коэффициенты расчитываются с использованием стандартных программ и показывают меру взаимообусловленности в распределении частот появления соответствующих признаков. Один из признаков условно считается зависимым, другой - детерминирующим, однако заключение о наличиии связи может дать только качественный анализ всей сосвкупности связей. Анализ коэффициентов связи позволяет:
* выделить факторы статистический уровень влияния которых позволяет исключить их из дальнейшего анализа (гипотеза о наличии связи отрицается)
* проранжировать оставшиеся связи по уровню взаимной сопряженности с изучаемым процессом, при этом следует иметь ввиду, что уровень взаимной сопряженности может определяться как влиянием данного фактора на процесс, так и взаимным изменением данного фактора и процесса под влиянием третьего фактора. Вывод о связи может быть сделан только на основании анализа всей совокупности связей в системе “изучаемый процесс” - “факторные признаки”, поэтому расчитывают не отдельные коэффициенты, а таблицу коэффяициентов.Пример:
Пусть S0 - показатель, отражающий уровень интереса студентов к социологии, а F1, F2,F3 - факторы учебного процесса, отражающие содержание программы, уровень квалификации преподавателей и объем программы в часах. Матрица коэффициентов связи может выглядеть так:

S0
F1
F2
F3
S0
1
0,89
0, 68
0,75
F1
0,89
1
0,56
0,95
F2
0,68
0,56
1
0,11
F3
0,75
0,95
0,11
1

Чисто внешне значимы все три фактора, однако при анализе внутренних связей можно заметить, что оценка содержания программы оказалась зависимой от ее объема в часах, поэтому не смотря на то, что уровень связи изучаемого процесса с показателем “содержание...” выше, детерминирующим следует считать фактор “объем программы в часах”, так как именно он определяет меру содержательности программы. Кроме того на содержание программы оказывает значимое влияние и фактор “квалификация ...”, поэтому результат анализа может быть графически отражен в виде следующей схемы:

4. Построение математической факторной модели включает оценку количественного влияния факторов на изучаемый процесс. Модель разрабатывается после качественного анализа влияния факторов и требует включения только тех факторов, влияние которых на изучаемый процесс доказано на предыдущем этапе. Модель как правило представляется в виде регрессионной функции вида:
Y = F ( f2,f3, ... ,fn),
вид функции выбирается исходя из качественного анализа процесса или подбирается путем перебора. Для моделирования часто используют стандартные пакеты типа Statgraf или Statistica для Windows.
Анализ завершается подготовкой отчета по результатам проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов исследования:
Во введении дается развернутая характеристика проблемной ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования.
Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме, теоретический анализ основных понятий исследлования, теоретическую и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками.
Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения.
Аналитический раздел - содержит результаты анализа полученных данных.
В заключительном разделе подволятся итоги исследования и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с цлью исследования.
В отчет также включают список использованных литературных источников и приложения.

Раздел 3. Общество как целостная динамическая система.
Тема 1. Признаки, типология и эволюцияобщественных систем.

1. Признаки общества.
Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.
* - это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
*- это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей
* - обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.
Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Э. Шилз выделилследующие признаки общества:
1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы
2. Браки заключаются между представителями данной общности
3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности
4. Оно имеет свою территорию
5. У него есть самоназвание и своя история
6. Оно обладает своей системой управления
7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида
8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества)и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).

2. Изменение общественных систем
Изменение о.с. - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое усложнение о.с. называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития.
1. С понятием социальной эволюции связывают:
* постепенное накопление изменений
* естественно обусловленный характер этих изменений
* органический характер процессов, обуславливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей
2. С понятием социальной революции связывают:
* относительно быстрые изменения
* субъективно направляемые изменения на основе знания
* неорганический характер процессов
Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий характер.
1. Теории линейно-восходящего развития.
Основным тезисом является утверждение о нгаличиии процессов глобальных изменений присущих всем общественным системам, образующего мировую тенденцию развития. В этой тенденции изменяются способы накопления и передачи социального опыта (“дописьменные”, “письменные”, ), уровни коммуникации ( “река”,“море”, “океан”, ), способы добычи средств существования ( “охота и собирательство”, “скотоводство и земледелие (огородничество)”, “индустриальное общество”, ), уровень сложности общества (простые и сложные общества). Перечисленные аспекты изменений выступают основаниями для простейшей типологии общественных систем по уровню их развития. Нетрудно заметить, что различные типологические признаки образуют ряд исторических ступеней, каждой из которых присущ определенный способ накопления и передачи знаний, коммуникации, средств жизнеобеспечения и сложности общественных структур. На этом основаны попытки ввести обобщенные (сложные) типологии. Одной из первых попыток построения такой типологии является типология К. Маркса , который предложил выделить ряд ступеней развития (общественно-экономических формаций) в соответствии с уровнем развития производительных сил и производственных отношений (“первобытная”, “рабовладельческая”, “феодальная”, “капиталистическая”, ). Современный социолог Даниел Белл предложил трехступенчатую систему типологии (“традиционное общество”, “индустриальное общество”, ). Созданная на этой основе теория постинтустриального развития является сегодня ведущей социологической доктриной на западе.
Ориентиры развития индустриального общества:
* рост материального благосостояния на основе приоритета в развитии технико-экономических структур и потребления, как центра жизни
* частное предпринимательство и рыночное хозяйство
* правовое государство и плюралистическая демократия
* “трипартизм” - социальное партнерство
* корпоративизм - наднациональный характер развития
Постиндустриальное общество - это стратегическое приспособление к новой постмодернисткой культуре и цивилизации, которые формируются в результате глубокой трансформации социального мира.
Показателями нового исторического состояния являются:
1. Информационная цивилизация (электронная революция создает новый тип социальных связей, открывает безграничные возможности приобщения человека к знаниям, формирует “компьютерную демократию”, основанную на власти общественного мнения.
2. Экоразумная цивилизация (переход к экологически чистым технологиям на основе микроэлектроники, биотехнологии и т.д., обеспечивающейсосуществование человека с природой путем возврата к ремесленно-натуральному хозяйству - мелкомасштабной технологии, “котеджная цивилизация” и концепция “электронного дома”.
3. Концепция малых дел - переход от централизованных систем управления к локальным с расширением местного самоуправления, разгосударствлением экономики и децентрализацией власти.
4. Досуговая цивилизация (изменение структуры занятости, снижение роли производства материальных благ ведет к повышению роли досуга, концентрируя преобладающую часть экономической жизни в сфере услуг).
Реальные тенденции: Анализ социальной прогностики, сделанной в 60-80-е годы на основе сложившихся тенденций развития западного общества показывает, что идет отставание по темпам решения качественных задач в сфере науки и техники. Так, известный фантаст и прогност А.Кларк в кн. “Черты будущего” (1962 г.) полагал что к 2000 году будут решены следующие задачи:
* высадка на планеты (80)
* экзобиология (80)
* гравитационные волны (80)
* энергия синтеза ядер (90)
* кибернетические организмы (90)
* заселение планет (2000)
* искусственный разум (2000)
* беспроволочная передача энергии (2000)
* замедление времени (2000)
Сегодня эти задачи не решены даже принципиально. Это показывает, что реально идет процесс замедления темпов развития западной цивилизации.
Личная точка зрения: Методологическая ограниченность рассмотренной точки зрения состоит в сведении развития общества к развитию его инструментальных составляющих. Глобальные же тенденции развития общ. следует искать в тенденциях развития Человека, одной из сторон которой является фундаментализация восходящего ряда его духовных потребностей. В представленных моделях (и соответственно направленности развития) игнорируются потребности в личной коммуникации (постулируется обратный тезис - индивидуализация бытия) и сакральном (в противовес постулируется примат рационального). Не смотря на относительную технологическую отсталость, в фарватере глобальных тенденций развития сегодня находятся восточные общества, ценностные ориентиры которых в большей мере соответствуют отмеченной тенденции. Человечество стоит перед сменой парадигмы развития.
Иные точки зрения: Тейяр Де Шарден “Феномен человека”, “Божественная среда”, В. Чалидзе “Иерархический человек” и В. Кайтуков “Эволюция диктата”.
Рене Генон. Из кн. “Кризис современного мира”: ”Находится все больше людей, сознающих (хотя подчас и весьма туманно), что западная цивилизация не может бесконечно развиваться в одном и том же направлении, и что в какой-то момент она достигнет определенной точки, в которой развитие прекратится и сама эта цивилизация возможно полностью исчезнет”
Вероятно наиболее обоснованными являются теории циклического развития общества.
2. Теории циклического развития общества

Один изнедостатков теорий линейно-восходящего развития - рассмотрение типологии обществ вне ихкультурно-исторического разнообразия - только попринципу “хуже-лучше” или “менее развитое-более равитое”. Между тем человечество представлено культурным разннообразием различных обществ. Одним изпервых это было замечено русским социологом Н.Я.Данилевским, который выделил 13 самобытных цивилизаций:египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, романо-германская, славянская, мексиканская и перуанская. К. и.т. Данилевского различаются по преобладанию одного из четырех видов деятельности: религиозной, культурной, политической и экономической. Каждая цивилизация проходит определенный круг развития: бессознательный, государственный, период расцвета и упадка.
Своеобразную культурно-историческую типологию предложил П.Сорокин, который вычленил три основных тьипа социокультурных систем: спириуталистический (ценности сверхчувственной реальности и истина), сенсуалистический (ощущения и внешняя реальность), идеалистический (синтез интуиции, разума и чувственных ощущений). Эти типы являются характеристиками суперсистем, которые определяют эпохи развития культуры и общества последовательно сменяющие друг-друга.


Р.3. Тема 2. Культура как социальная система
Вопросы:
1. Понятие и сущность культуры
2. Культурная статика
3. Формы культуры
4. Культурное разнообразие
5. Культурная динамика
1. Понятие и сущность культуры
Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества.
Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как механизм инвариации проявления воли.
Культура как система норм (запретов, традиций, и законов), регулирующих время, место и способ удовлетворения потребностей.
Культура - как система норм и правил, регулирующих отношения между членами общества и направленных на сохранение общности как целого.
Развитие знаковых систем и культура.

Культура - как система ценностей.
2. Культурная статика
2.1. Элементы культуры:
* материальные (артефакты)
* духовные
Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей..
Структура культуры:
Ценности - социально одобряемые представления о добре , красоте и справедливости . Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.
Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и Законов (норм или правил оформенных решением властных органов). Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов - табу. Социальные нормы отражают ценности общества и охраняют их.
Язык, знания, верования и мифы - часть культуры, основанная на ценностях и отражающая их.
Миф - вымышленная реальность. Знания - суждения достоверность которых проверена наукой или опытом. Верования - эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Развитой формой верований являются религии. В религии находят отражение ценности общества, выражаются наиболее адекватные механизмы достижения целей, основанных на постулируемых ценностях. Религию считают квинтэсенцией культуры. Закрепление религиозных постулатов в форме норм, традиций, обрядов делает религию универсальным инструментом культуры. Мировые религии : Христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам, конфунцианство, буддизм.
Культурные универсалии - культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры (по Дж . Мердоку): возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д.
Элементы культуры, функционирующие как единое целое называют культурными комплексами (примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.).
Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями.
Образ жизни - часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы

Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте, элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами.

3. Формы культуры
* элитарная
* народная
* массовая (поп-культура, кич)
* субкультура -часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам
* контркультура - альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям.

4. Культурное разнообразие - разнообразие национальных культур. Примеры: обычаи: Чукчи сжигают дом в котором мать родила ребенка, осетины не должны никогда видеть тещу, японцы в знак любви поворачиваются спиной, цвет траура в Китае - белый. Психологически комфортная дистанция: для канадцев 70-80 см., для аргентинцев 30-40. Идеалы красоты: сорматы и майя скашивали лоб, грузины - вытягивают шею, располагая младенца чуть вниз головой.
Архетипы - структура коллективного бессознательного, обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы - результат исторического развития Человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д. , то есть в культуре.
Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида:
* экстра или интровертности мышления
* импульсивности или планомерности действий
* объективной или этической направленности оценочных суждений
* конкретной или иррациональной направленности действий
Каждое общество характеризуется преобладанием индивидов с той или иной характерностью психической организации.
Региональные исследования проведенные в 1994-1995 годах показали, что интуитивно-ощущающий тип -"лингвики" - значимо превалирует в выборке- более 50%. Лишь около 20% составляют сенсорно-мыслящие- "продактики". В структуре населения США "лингвический" тип составляет около 12% , в то время как “продактики" по оценкам приведенным Кригер и Тьюсон, составляют около половины населения США.
Ниже приведены различия между основными характеристиками русских и американцев
Американцы
Русские
Направленность целей на внешние объекты
На отношения между людьми
Установка на конкретные достижения
Установка на смысловой контекст деятельности
Планомерность и последовательность действий
Импульсивность
Критерий оценки -объективный результат
Этичность, сохранение отношений между людьми

Преобладающие ценности:
Наиболее предпочтительные ценности российского населения (региональная выборка) : семья - 80%, справедливость- 60%, Родина - 40%- далее следуют надежность, безопасность - 50%, на противоположном полюсе оказались: личный успех -20%, собственность - 14%, реформа -1%. Данные общероссийских опросов дают аналогичную картину:. Для сравнения - ранжированный ряд ценностей средних американцев, приведенный Смелзером: личный успех, активность и труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи, собственность. Таким образом, на примере России и США мы имеем достаточно противоположные системы ценностей и культур.

5. Культурная динамика
Культурная динамика описывает модификацию черт культуры во времени и пространстве.
Культурная трансмиссия - процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение.
Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новым элементами последующими поколениями.
Культурная диффузия - взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, деятельность миссионеров.
Пример: заимствование ряда черт культуры русским этносом у византийского (алфавит, религия, формы государственности)
Селективность культуры - избирательность по отношению к заимствованиям.
Культурные различия могут принимать форму противоречия - культурного конфликта.
Нарушение культурного единства общества называют аномией. Аномия является следствием отсутствия или разрушения культурных норм.
Культурный лаг - неравномерность развития отдельных частей культуры.
Этногенез и культура. Из теории этногенеза Гумилева следует, что на особенности культуры оказывает фаза этногенеза. Так, для более “молодых” этносов характерны больший этноцентризм, направленность на достижение успеха, пренебрежение безопасностью, ориентации на личный характер отношений и т.д. Для более “зрелых” - ориентация на аттрактивные ценности, безопасность, развитие формальной стороны взаимоотношений между членами общества (законы) Таким образом, один и тот же этнос, находясь в различных фазах этногенеза будет характеризоваться особенностями культуры в рамках каждой фазы. Характер изменения доминирующих ценностей в ходе этногенеза показан на схеме ниже.




Тема. Социальная структура и социальная стратификация.
1. Конкретизация понятия “социальная структура”
2. Социальная стратификация
3. Социальная мобильность
4. Социальная структура современного российского общества.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативно установленны)й или неформальный характер. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее хароактерный статус человека, выделяющий его от других людей - называется главным статусом. Статус человека в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус.
Человек имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникастатусный ет диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода Для кажодого статуса характерно определенное видение мира.
Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу. В узком смысле слова статусом человека считается его место, как представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный статус - положение человека в малой группе, характеризуемое его дичными качествами.
Для каждолго статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность статусов - образует социальную структуру общества.
Статусы и роли функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с ценностями и нормами принятимы в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.





2. Социальная стратификация

Люди различаются не только по рангу статуса,но и по реальной возможности удовлетворять свои потребности. Эту хаарктеристику социального положения людей называют социальной стратификацией.
Социальная стратификация различается в обществах разных культур. В индии люди различаются по кастам (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + 4 тыс. неосновных каст, низшую позицию занимают - неприкасаемые) - отражающим их положение в отношении к сакральным ценностям (мудрости), в средневековой Европе и России - по сословитям (сосоловные права и обязанности передаются по наследству -дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство), сегодня - по доходу (количество денежных поступлений за определенный период) и богатству (накопленному доходу). Кроме этого людей различают власть (способность навязывать свою волю другим) и престиж (уважение). Доход, богатство, власть и престиж образуют интегральный социально-экономический статус.
Социальная стратификация представляет собой регулируемое неравенство с институциональными и нормативно-ценностными механизмами социального контроля.
Социальная стратификация современного общества строится в соответствии с интегральным статусом. В соответствии с этим выделяют высший слой - элитарное меньшинство, средний слой и низший слой - люмпенизированный слой социальных аутсайдеров. Уорнер ввел классификацию на 6 слоев или страт: ВВК (доход + власть + престиж)- Высшие военные чины, федеральные чиновники, сенаторы и конгрессмены, совладельцы и директора транс.нац. корпораций, ВК - (доход + престиж) - управляющие и владельцы средних фирм, практикующие врачи, юристы, гос. служащие, мниципальные чиновники, профессура и т.д.), ВСК - ( доход) - управляющий среднего звена, муниципальные служащие, преполаватель, врач - по найму, инженер, ССК - служащие, рук. низового звена, квалифицированные рабочие редких профессий, НСК - квалифицированные рабочие большинства профессий, служащие фирм,СНК - водитель такси, продавец, официантка, рабочий средней квалификации, ННК - дом. прислуга, садовник, шахтер, дворник, неквал. рабочий, Неклассовы элементы - нищие, безработные, и т.д.

3. Социальная мобильность

Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство, доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменнеие социального положения людей. Различают:
* демографическую, географическую и социальную м.
* индивидуальную и групповую с.м.
* внутри поколеннную и межпоколенную с.м.
* вертикальную и горизонтальную с.м.
* восходящую и низходящую с.м.

Маргинальность

LD-6. Т.-1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.
1. Личность - общество - личность: методологические аспекты проблемы
Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее характеристиками в социологии являются - активность,мотивы, цеености, культура, архетип.
Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед - ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного.
Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению категории “свободы”:
1. Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его действия определяются только интенциями его психики, то социология тереяет свой предмет - сводится к психологии
2. Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории.
Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений:
* объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врождены только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”..
* культура же не может быть представлена вне ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину. Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их носителя. Личностьже явлется феноменом психического, включая и бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура.В результате “аллеи парка” превращаются в “извилистые русла рек”.
2. Социализация
Под социализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальных установок соответствующих определенным социальным ролям.
Выделяют начальную, охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию.
Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно предполагает:
* умение распоряжаться деньгами независимо от других
* возможность обеспечивать себя средствами к существованию
* проживание отдельно от родителей
* самостоятельность в выборе образа жизни
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений.
Социализация проходит этапы совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность,зрелость и старость.
Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы. Орвиль Г. Брим- младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей:
1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская - корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети - только усваивают их.
3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между “черным” и “белым” есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно - через идеал.
4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей - на мотивацию их поведения.
Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет процесс преодоления психологических тенденций сложившихся в детстве.
Процесс усвоения новых норм и ценностей вамен старых - ресоциализация.

Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения (делинквентность), пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.
Содержательный контекст процесса социализации определяется ценностными ориентациями членов общества: американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность, в индийцы - созерцательность, пассивность и мистицизм. Социальные нормы определяют также то, какие качества в процессе развития ребенка будут поощряться окружающими, а какие пресекаться.
Ряд социологов считает, что характер человека формируется под влиянием биологических факторов. Так, Эдмонд Уилсон утверждал, что биологические особенности человека, накапливаемые и передаваемые из поколения в поколение и закрепленные на генетическом уровне, стимулируют альтруизм, употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Бронислав Малиновский считал, что созданные человеком институты легимитизируют определенные формы удовлетворения естественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в непосредственно естественной форме: институт семьи легимитизирует сексуальные отношения, спорт - агрессию и т.д. Процесс социализация таким образом - есть процесс включения человека в деятельность соответствующих институтов.
3. Развитие личности как процесс социализации
Представления о механизмах социализации нашли отражение в теориях развития личности.
4. Агенты социализации.
Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.
2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие


люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.
В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам частовытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.
3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Вжным в этот период является:
- изменение роли агентов социализации
-изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей
- усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих
- несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом
- противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.
Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания и способностей к самоконтролю.
Классовы различия социализации
Кроскультурные исследования, проведенные Мелвином Коном показали, что классовые различия играют значительную роль в процессах социализации. Так, в семьях “среднего класса” превалирует ориентация на осмысление фактов и ответственность (автономия), инициативу и свободомыслие, в семьях “низшего класса” - на подчинение внешнему авторитету, конформизм. При этом в первых семьях прежде всего имитируется поведение отца, во вторых - поведение матери.
5.Образование и социализация
Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агетами социализации. В этом каспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.
Оразование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.
Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.
Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.
Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников. Исследуя поведение студентов Троу выделил четыре типа студенческой культуры: коллегиалов,профессионалов, академиков и нонконформистов (богему).
Система экономического образования США
Экономистов в основном готовят в университетах. Экономисты составляют примерно 25% (у нас 13%), инженеров - 11% (45%). Специализация:

В США

Экономическая теория
8-10

Аналитики, бухгалтеры, ревизоры
20

Организаторы
70

Особое место уделяется теории экономики, экономике труда, теории реализации (маркетинг), психологии труда, трудовым отношениям и трудовому законодательству. Студенты ориентируются на знание основ дисциплин и категорий, умение работать на ЭВМ, решающуюроль играют письменные или компьютерные тесты, подготовка докладов и рефератов.
Процесс обучения: 1-2 года - общий профиль, 3 курс - выбор, если 2/3 курсов экономические, то разрешается специализация по экономике.
Каждый студент имеет индивидуальный план. Оценка знаний студента осуществляется в рамках национального стандарта и не зависит от ВУЗа.
Работа преподавателей, оценивается студентами. Преподаватель имеет несколько часов в неделю, нагрузка 15-17 студентовна преподавателя. Оплата труда: ассистент\ доцент -17\35 тыс. долларов (начало 90-х).
Во время учебы наибольшее время уделяется способным студентам, которых на 5-6 курсе переводят в магистры ( около 100 из 1000), затем в аспирантуру - 10-12 из 100.
Специализация идет в фирмах


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.