Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Общие рекомендации по определению цены лицензии

Виды лицензионных платежей
Впрактике лицензионной торговли установились следующие виды лицензионныхплатежей:
— периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действиялицензионного соглашения — роялти;
— твердые (фиксированные) суммы платежей, выплачиваемые единовременно или врассрочку — паушальные платежи;
— периодические платежи (процентные отчисления) в сочетании с первоначальнымплатежом — комбинированные (смешанные) платежи.
Определениерасчетной цены лицензии при условии выплаты лицензионного платежа(вознаграждения) в виде роялти является основной для осуществления ее пересчетадля иных видов платежей: паушальных, комбинированных.
Существуютобъективные пределы изменения размеров роялти, в которых сделка для лицензиараи лицензиата взаимовыгодна.
Установлениеобласти взаимовыгодных размеров роялти является одной из наиболее важных задачкоммерческого анализа, решение которой обеспечивает принятие правильныхрешений, максимальную эффективность реализации соглашения.
Выбор базы роялти
Дляопределения расчетной цены лицензии при условии выплаты лицензионноговознаграждения в виде роялти необходимо определить базу роялти, ставки роялти исрок действия лицензионного договора.
Важнопри определении цены лицензии определение базы роялти, которая выбирается так,чтобы лицензиар и лицензиат могли получить прибыль (доход) от использованияобъекта лицензии по мере возрастания объема производства (продажи) продукции,применения технологии на основе переданной лицензии. Это может быть стоимостьпроизведенной продукции, единица продукции (товара), единичная мощность цеха(производства) и т.д.
Наиболеераспространенной как для лицензиата, так и для лицензиара базой исчисленияроялти является цена единицы продукции по лицензии или стоимость произведенное(реализованной) лицензионной продукции. Применение названной базы роялтиприводит к наименьшему числу конфликтов между партнерами по вопросам выплатылицензионного вознаграждения и широко используется в международной практикеторговли лицензиями, если позволяет специфика объекта лицензии.
Еслиобъект лицензии — процесс или технология, базой роялти может быть объем изготовленной(реализованной) продукции, произведенной с применением данного процесса(технологии). Кроме того, базой роялти в таком случае может стать стоимостьосновного переработанного сырья. Этот вариант рекомендуется выбирать в случае,когда по лицензии выпускают ассортимент изделий из одного и того же сырья икогда невозможно установить единую сумму роялти для всех произведенных изделий.
Вслучае, когда изобретение относится лишь к части продукции или технологическогопроцесса, то целесообразно в лицензионном соглашении предусматривать выплатулицензиатом лицензиару фиксированных отчислений с единицы или партиипроизведенной или реализованной продукции по лицензии.
Определение ставки роялти
Послевыбора базы роялти следует переходить к определению ставки роялти.
Напервом этапе определяются начальные, приемлемые для сторон размеры роялти,применяемые на практике (диапазон возможных ставок). На втором —устанавливаются окончательные, согласованные размеры роялти с учетом рядафакторов. Основываясь на изучении опыта зарубежной, национальной имеждународной торговли лицензиями, рекомендуется на первом этапе применятьследующие методы:
— Рассмотрение роялти как минимального вознаграждения лицензиара.
— Сопоставление роялти с наилучшей альтернативой, которую может выбратьлицензиат.
— Сравнение размера роялти со ставками, которые ранее устанавливались лицензиаромв аналогичных соглашениях, а также со ставками, преобладающими в даннойотрасли.
— Рассмотрение роялти как производной от экономии, дополнительной прибыли(дополнительного дохода) лицензиата.
Справедливыероялти должны, как минимум, покрыть лицензиару его издержки, связанные сподготовкой соглашения и передачей лицензии. Если лицензиар согласно договорудолжен предоставить лицензиату дополнительную техническую информацию или помощь(дальнейшее проведение исследовательской работы по просьбе лицензиата, обучениеспециалистов лицензиата, участие в пуске объекта лицензии и т.д.), лицензиардолжен включить и эти расходы в минимальное вознаграждение.
Неоднозначныйподход может быть при решении вопроса о включении в состав абсолютногоминимального вознаграждения лицензиара расходов на НИОКР. Если объектлицензионного соглашения уже освоен в производстве лицензиара, то он имеетвозможность возместить затраты на НИОКР за счет реализации продукции,изготовленной по лицензии. А факт освоения объекта лицензии лицензиаромповышает ценность лицензии для покупателя, так как снижает его риск и долженобязательно учитываться на втором этапе согласования ставки роялти. Логично вэтом случае не включать затраты на НИОКР при определении размера минимальноговознаграждения лицензиара.
Еслиобъект лицензионного соглашения не освоен лицензиаром, то целесообразноучитывать затраты на НИОКР при определении размера минимального вознаграждениялицензиара. При продаже лицензии нескольким лицензиатам необходимо распределятьуказанные издержки между покупателями пропорционально, например, объемампроизводства продукции по лицензии.
Максимальныероялти, на которые может соглашаться лицензиат, равны по величине стоимостинаилучшего альтернативного решения, которое он может выбрать вместоприобретения лицензии.
Такимиальтернативными решениями могут быть: проведение собственныхнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной области:приобретение по лицензии сравнимой (аналогичной) технологии; полный отказ отработы с технологией лицензиара.
Определениеэтих альтернатив дает лицензиату хорошее представление о практической ценностиобъекта лицензии.
Еслилицензиат обнаружит, что при относительно низких затратах имеется несколькоальтернативных решений, он будет считать, что предложенный лицензиаром объектлицензии имеет ограниченную ценность и не согласится на высокие ставки роялти.И, наоборот, если объект лицензии защищен сильным патентом (блоком патентов),охватывающим важную область знаний, ему имеет смысл согласиться на болеевысокие роялти.
Вотечественной практике торговли лицензиями для многих предприятий и организацийна этапе освоения нового для них механизма формирования цен на лицензии, атакже в целях оперативности решения вопроса приемлемым методом определенияставки роялти может быть метод, основанный на использовании стандартных ставокроялти (отраслевых роялти), определение размера ставки роялти по аналогам (изпрецедентов ранее заключенных лицензиаром лицензионных сделок, лицензионныхсоглашений на сходную продукцию между другими предприятиями и организациями).Значения стандартных ставок могут быть взяты как из отечественной, так и иззарубежной практики.
Лицензиатне должен заключать соглашение, если не убедится, что лицензия ему даствозможность получить экономию, дополнительную прибыль (дополнительный доход).Поэтому логично подходить к установлению размера роялти как к справедливомураспределению экономии, дополнительной прибыли (дополнительного дохода),полученных лицензиатом вследствие использования объекта лицензии.
Значительныекапитальные вложения и риск, которым подвергается лицензиат в процессе освоенияпроизводства по лицензии, дают ему право на получение большей части егоэкономии, дополнительной прибыли (дополнительного дохода). Таким образом, метод1 дает возможность выйти на минимальные ставки роялти, на которые можетсогласиться лицензиар, а метод 2 — определить максимальные ставки роялти, накоторые мог бы согласиться лицензиат. Суммы, полученные в результатеиспользования методов 3 и 4, дают возможность определить промежуточные значенияставок роялти. Используя из этих четырех методов те сочетания, которые подходятименно для данной конкретной ситуации, договаривающиеся стороны могутэффективно определить диапазон возможных ставок роялти и сконцентрировать своевнимание на них во время переговоров.
Определивдиапазон возможных ставок роялти, рекомендуется приступить ко второму этапуопределения ставок роялти — установлению окончательных, согласованных размеровс учетом ряда факторов, относящихся к конкретной лицензионной сделке.
Расчетнаяцена лицензии непосредственно связана со сроком действия лицензионногосоглашения, который включает в себя период освоения объекта лицензии и егокоммерческого использования. Это, в свою очередь, во многом зависит отспецифики объекта лицензии.
Лицензиарзаинтересован в увеличении срока действия соглашения, лицензиат стремитсясократить его, чтобы освободиться от выплат роялти и перейти к свободномуиспользованию объекта лицензии.
Припродаже патентной лицензии этот срок не должен быть больше срока действияпатента. В основе срока действия лицензионного соглашения должен также лежатьсрок морального старения объекта лицензии.
Призаключении лицензионных соглашений лицензиар и лицензиат должны стремитьсяустановить длительное взаимовыгодное сотрудничество. Лицензиар заинтересован внем, так как размер вознаграждения, выплачиваемый ему за лицензию, вбольшинстве случаев зависит от объема выпуска продукции лицензиатом, алицензиат заинтересован в систематическом получении усовершенствований ирезультатов новых разработок, проводимых лицензиаром.
Еслилицензиат передает лицензиару изобретение по усовершенствованию объекта лицензионногосоглашения, то он вправе настаивать на уменьшении первоначально установленногороялти на сумму, причитающуюся ему как продавцу изобретения поусовершенствованию лицензионной продукции (технологического процесса). Вслучае, если применение изобретения лицензиата позволяет лицензиару получитьбольшую по размеру прибыль, чем та, которую лицензиат получает от использованияизобретения лицензиара, то они могут поменяться местами. В этом случаепоследний вынужден будет выплачивать роялти лицензиату. Условия выплатылицензионного вознаграждения существенно влияют на срок действия лицензионногосоглашения. Более длительные сроки лицензионного соглашения устанавливаются,если расчеты между партнерами по соглашению осуществляются в виде роялти иликомбинированных платежей, и более короткие — при паушальных платежах (припрочих равных уровнях).
Лицензионноесоглашение может быть прекращено любым из партнеров при наличии серьезных на топричин и виновности одной из сторон в несоблюдении его условий. В частности,лицензиар может требовать расторжения договора в случае банкротства илинеплатежеспособности лицензиата; если лицензиат, получив по лицензионномусоглашению право на полную или исключительную лицензию, не в состоянииполностью освоить или использовать объект лицензии либо прекратил производстволицензионной продукции без серьезных на то причин и т.п.
Достигнутаядоговоренность о базе роялти, ставке роялти и сроке действия лицензионногосоглашения позволяет определить расчетную цену лицензии. Если за базу роялтипринимается стоимость произведенной (реализованной) продукции, расчет долженпроизводиться по общеизвестной формуле, широко используемой в международнойпрактике:
Cr = i=TS Vi * Zi * Ri
где
Cr— цена лицензии, рассчитанная в виде роялти;
Vi- объем планируемого (ожидаемого) производства (реализации) продукции в i-мгоду (ед.);
Zi— цена единицы продукции в i-м году (возможно Zi — const);
Ri— ставка роялти в i-м году (возможно Ri — const);
i=l,2,3,.,(T-l)— срок действия лицензионного соглашения.
Еслиза базу роялти принимается фиксированное отчисление с единицы продукции полицензии, расчет цены лицензии должен производиться по формуле:
Cr = i=TS SZ*Vi
гдеSZ — сумма (ставка роялти) с единицыпродукции по лицензии, производимой (реализуемой) лицензиатом (вoзмoжнo SZ — const).
Еслиза базу роялти принимается экономия, дополнительная прибыль (дополнительныйдоход) от использования лицензии, расчет цены лицензии должен производиться поформуле:
Cr = i=TS Б*Ri
где
Б— дополнительная прибыль (дополнительный доход) лицензиата;
Ri— ставка роялти в i-м году как доля лицензиара в прибыли (доходе) лицензиата(возможно Ri — const).
Призаключении большинства лицензионных соглашений покупатель получает лишьограниченные права использования предмета лицензии (сходство с договоромаренды). Это предопределяет принцип установления цены лицензии в виде роялти.
Непосредственнаясвязь роялти с фактическим использованием объекта лицензии предопределяетпопулярность применения платежей в виде роялти.
Сцелью экономического стимулирования лицензиата к увеличению объемовпроизводства и реализации продукции рекомендуется в лицензионных соглашенияхпредусматривать дифференцируемые ставки роялти (при любой базе роялти), т.е.уменьшать их при фактическом превышении объема производства и реализациипродукции по сравнению с расчетным (базовым) вариантом, предусмотреннымлицензионным соглашением.
Паушальные платежи
Нарядус роялти в практике лицензионных соглашений используются и паушальные платежи,которые рекомендуется применять в тех случаях, когда к лицензиату переходитвесь комплекс прав в отношении предмета лицензии (аналогично с договоромкупли-продажи); при предоставлении лицензии предприятию (организации) другогоминистерства (ведомства), малоизвестному независимому лицензиату в тех случаях,когда нет реальной возможности осуществить действенный контроль задеятельностью лицензиата по использованию объекта лицензии.
Выплатапаушальных платежей особо выгодна лицензиару. Наряду с отсутствиемнеобходимости осуществлять контроль за деятельностью лицензиата она связана сединовременным получением достаточно большой суммы денежных средств (иливалюты, по договоренности с лицензиатом), являясь для него в ряде случаевсущественной финансовой поддержкой.
Определениеразмера паушального платежа простым арифметическим сложением сумм платежей,определенных на основе роялти за весь период действия лицензионного соглашения,будет неточным в связи с изменением «ценности» наличных денег взависимости от срока их получения, вызванным состоянием кредитно-денежныхотношений.
Пообщему правилу, действующему в международной торговле лицензиями, лицензиарстремится получить такую сумму паушальных платежей, которая, будучи вложенной вбанк, обеспечивала бы ему прибыль, по величине и по времени получения равнуювыплате лицензионного вознаграждения в виде роялти. В свою очередь, лицензиатстремится при выплатах в виде паушальных платежей снизить цену лицензии.
Коэффициентснижения вычисляется по формуле сложных процентов:
аi = 1 / ((1 + n/100)*i)
где
i— число лет, отсчитываемых от даты вступления лицензионного соглашения в силу;
n— выбранная ставка дисконта ( % );
а— коэффициент дисконтирования для суммы, полученной в i-м году. Ставка дисконтадолжна быть не ниже ставки коммерческого кредита по долгосрочным кредитнымоперациям, иначе было бы выгоднее помещать деньги в банк. В качестве ставкидисконта могут быть взяты действующие ставки коммерческого банка подолгосрочным ссудам, средний уровень рентабельности по отрасли, норма прибылипо аналогичным инвестициям (или отраслевой нормативный коэффициентэффективности, выраженный в процентах).
Используяметод дисконтирования, можно текущие платежи в форме роялти свести кпаушальному платежу, и наоборот, паушальный платеж свести к среднему уровнюроялти за весь период действия лицензионного соглашения. Чистыедисконтированные поступления по лицензиям (чистая дисконтированная стоимость,прибыль) как основа для определения размера паушальных платежей могут бытьопределены по следующей формуле, широко используемой в международной практикелицензионной торговли:
Cr = Cp * ((1 + n/100)*i)
где
Сr— роялти, которые должны быть выплачены в i-ом году;
Ср— чистые дисконтированные поступления по лицензии (чистая дисконтированнаястоимость, прибыль);
n— ставка дисконта;
i— год выплаты роялти.
Такимобразом, формулу расчетной цены лицензии при выплате в виде паушальных платежейможно представить в следующем упрощенном виде:
Cp= Cr * а
где
Ср— расчетная цена лицензии при выплате в виде паушальных платежей;
Сг— расчетная цена лицензии при выплате в виде роялти;
а— коэффициент перехода (дисконтирования) от платежей в виде роялти к паушальнымплатежам.
Необходимостьуплаты значительных сумм до получения прибыли, а также более высокая степеньриска, связанного с приобретением лицензии, приводит к тому, что лицензиат невсегда соглашается на выплату лицензионного вознаграждения в виде паушальныхплатежей. Не всегда приемлема эта форма выплаты лицензионного вознаграждения идля лицензиара — он лишается данных о рентабельности использования изобретений(ноу-хау) у лицензиата.
Вместес тем следует иметь в виду, что в ряде случаев выплата лицензионноговознаграждения в виде паушальных платежей или в виде роялти может оказатьсянеприемлемой для одного из партнеров или для лицензиата и лицензиараодновременно.
Комбинированные платежи
Втаких случаях могут быть использованы комбинированные (смешанные) платежи. Приэтом первоначальные (паушальные) платежи выплачиваются в начальный периоддействия лицензионного договора до начала коммерческого использования объекталицензии. Остальная часть лицензионного вознаграждения выплачивается в видероялти в процессе коммерческого использования объекта лицензии по окончаниикаждого отчетного периода.
Первоначальныеплатежи в большинстве случаев служат своего рода гарантией серьезностинамерений лицензиата, что очень важно для отечественной практики торговлилицензиями. Они в то же время позволяют окупить затраты на заключениелицензионного соглашения, на изготовление технической документации, другихматериальных носителей информации о передаваемой технологии (образцы, специальноеоборудование, приборы), а также на выполнение других условий соглашения, вопределенных случаях могут восполнить затраты на исследование и разработкуобъекта лицензии.
Размерпервоначальных платежей рекомендуется устанавливать в пределах до 25% от ценылицензии, определенной в виде роялти. Для перевода этой цены в комбинированныеплатежи рекомендуется установить размер первоначальных платежей, а затемсоответственно уменьшить ставки роялти.
Вцелях стимулирования лицензиата к использованию изобретений в производствецелесообразно в лицензионных соглашениях при выплате лицензионноговознаграждения в виде роялти, в том числе и при наличии первоначальныхплатежей, предусматривать минимальные гарантированные платежи. Их рекомендуетсявыплачивать по окончании отчетного периода вне зависимости от результатовосвоения объекта лицензии, объемов производства и реализации лицензионнойпродукции из расчета, чтобы сумма первоначальных и минимальных гарантированныхплатежей не превышала 75% суммарных платежей в виде роялти, дифференцируя этотразмер в зависимости от видов лицензионных договоров (при полной иисключительной лицензии —до 75%, при неисключительной лицензии —до 50%).Ежегодные минимальные гарантированные платежи фиксируются в текстелицензионного договора.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.dist-cons.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обряды и верования древних славян
Реферат Підготовка громадян до проходження військової служби
Реферат Технология монтажа ленточного конвейера
Реферат Male And Female Baldness Essay Research Paper
Реферат Clarendon Aristotle Politics Essay Research Paper The
Реферат Проведение маркетингового исследования мебельного предприятия ОАО Алые паруса
Реферат Представления древних мистиков и современная картина мира
Реферат 28. Цезарь давно уже решил низвергнуть Помпея так же, конечно, как и Помпей его
Реферат Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 2010
Реферат Система автоматического регулирование температуры теплоносителя зерносушилки
Реферат Экономико-географическая характеристика Мурманской области
Реферат Бытие и Закон ОнтоТопоЛогия
Реферат Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
Реферат Технология и организация маркетинговых исследований
Реферат Безналичный денежный оборот