Реферат по предмету "Социология"


Система социальной защиты семьи

Содержание
 
Введение
1Сущность социальных проблема отдельных категорий семей
2Основные направления социальной политики
3Виды социальных служб и организаций, предоставляющихуслуги и помощь семьям
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
 
Семья — этооснованная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которойобъединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональнойсвязью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей такженазывается социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений междулюдьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни:сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительнаячасть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно поотношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейшийисточник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человекуподдержку, принятие, рекреацию.
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные длясовременного общества, поэтому формирование комплексной системы социальнойзащиты семьи в нашей стране является весьма актуальной проблемой.
Целью данной работы является изучение системы социальной защитысемьи.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. изучить сущность социальных проблема отдельных категорий семей;
2. проанализировать основные направления социальной политики;
3. изучить виды социальных служб и организаций, предоставляющихуслуги и помощь семьям.
В структурном отношении работа представлена введением, тремяпараграфами, заключением, списком использованной литературы.
1 Сущность социальных проблема отдельных категорий семей
 
В семьенаходят отражение все социальные проблемы, характерные для современногообщества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологийсоциальной работы — направленные на социальную реабилитацию инвалидов илидетей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащими т.д. Существу ют также специфические технологии, предназначенные для оказанияпомощи семье как таковой.
Неправильнаяориентация социальной работы может быть причиной постановки нереалистичныхцелей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому анализ социальнойдействительности и выбор стратегий, адекватных объективному положению дел,имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.
Основныетрудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены еетипом.
Причинойвозникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередьмалообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногдатрудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработицелибо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже доходамужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнениемобязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на нихправо и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости ихсодержания.
Социально-экономическиепроблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще,чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностнойсфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Самая жебольшая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации иориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения,руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередьродители.
Хотяполоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, всемейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно.Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такиечерты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себежесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие,если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы,мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она сталатаковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной)ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различныхролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеконе всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; этоприводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи.Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейсямолодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (илиобоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.[1]
Хотя неполныхсемей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполныхсемей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемыполоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создатьновую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будетформирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, сее детьми).
Многодетныесемьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. вевропейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящеевремя устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количествасемей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной(рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективностиконтрацепция или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть кпрерыванию беременности).
Всемногодетные семьи могут быть распределены на три категории:
1. семьи, многодетность вкоторых запланирована (например, в связи с национальными традициями,религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностыо,теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием ихздоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
2. семьи, образовавшиеся врезультате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которыхрождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть ивполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
3. неблагополучныемногодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведенияродителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма,асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно частонуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случаеутраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейноезаконодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегдавозможно.
Многодетныесемьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную смногодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками изпреобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, имприсущи неадекватные представления о собственной значимости, что можетотрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малыеинтервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят кпостоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер. Это объективнаязакономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящаяот имущественного и образовательного статуса родителей.
Семьиинвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадомпроизводственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов,ограничением трудоспособности и адаптационной способности.
Инвалидывообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ,направленных на приспособление общества к потребностям и возможностяминвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Осуществлениеправа инвалидов на труд, самообеспечение — одна из главных проблем ихсоциальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение,но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития.
Семьи,воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные синвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), нозачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами,отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией вспециализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживаетодобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайновелики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, покаочень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим сдругой деятельностью.
Замечено, чтов семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощьспециалистов по социальной реабилитации, уровень разводов ниже среднего длятакой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не стольбезнадежной.[2]
Полнаямалодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейногонеблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждатьсяв помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработицавлияют как на материальное положение, так и на социально-психологическоесамочувствие работающих членов семьи. Сравнительно небольшая помощь, оказаннаяв такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, можетпомочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти вкатегорию неблагополучных.
Семейныепроблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений междусупругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи имогут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной илималообразованной семье. По мере улучшения социальной ситуации в России, когдазадачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии,совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.[3]
Таким образом, мы можем видеть, что каждой категории семей присущиспецифические социальные проблемы. К сожалению, далеко не все виды семейныхдисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточностиили неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно сбольшой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущегосемейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы наранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения.
/>2 Основные направления социальнойполитики
 
В настоящее время, согласно КонституцииРоссийской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитойгосударства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальнуюподдержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острыхпроблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитиесистемы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направлениягосударственной социальной политики по улучшению положения детей в РоссийскойФедерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей)»; Семейныйкодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России»-федеральные целевые программы «профилактика безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»;Положение «О приемной семье»; «Основные направления государственной семейнойполитики»; 3акон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам,имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины иповышению ее роли в обществе до 2000 г.» и др.[4]
Решение острейших проблем российских семейтребует разработки и реализации федерального и региональных планов действий вподдержку семей, предусматривающих конкретные меры семейной политики суказанием сроков, исполнителей и источников финансирования, разработанных наоснове докладов о положении семей во всех регионах России и учитывающихрегиональную специфику демографического, социального и экономического развития.
Именно семья и все виды ее деятельности (домашнеехозяйство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производительнаядеятельность и т. д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этойдеятельности не могут существовать ни человек, ни общество.
Основными направлениями семейной политикиявляются:
· улучшениематериальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;
· обеспечениеусловий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнениемсемейных обязанностей и личными интересами человека;
· оказаниевсесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;
· обеспечениеохраны здоровья матери и ребенка;
· защитаправ несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности иправонарушений;
· усиленноевнимание к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с цельюсоздания благоприятных условий для их жизнедеятельности;
· всесторонняяподготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи;
· профилактикасемейного неблагополучия и др.
Для реализации основных направлений семейнойполитики разрабатывается целый ряд государственных документов:
· Докладо положении семей в Российской Федерации;
· Национальныйплан действий в отношении семьи (среднесрочная государственная семейнаяполитика);
· Целеваяфедеральная программа «Семья»;
· Целевыеведомственные программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;
· Федеральнаяпрограмма координации деятельности негосударственных субъектов семейнойполитики;
· Положениео Государственной фамилистической (семейной) экспертизе;
· Региональныеконцепции и программы семейной политики.
Из вышесказанного речь идет о комплексном подходек семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы.Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной иотражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельностиобщества. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена наустранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельностисемьи, чтобы максимально смягчить их последствия. В то же время онасосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ееосновных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной,воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкаядифференциация семейной и социальной политики на основе разделенияобщесоциальных и специфических проблем семьи.[5]
Приоритетным направлением семейной политики, какна государственном, так и на региональном уровне, является обеспечениесоциальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именносемья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей,ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворениеминдивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи винтересах общества.
К настоящему времени сложились четыре основныеформы государственной помощи семьям, имеющим детей:
1. Денежные выплаты семье на детей и в связи ерождением,
содержанием и воспитанием детей (пособия попенсии).
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинскиеи другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детскоепитание, лекарства, одежца и обувь, питание беременным женщинам и др.).
4. Социальное обслуживание семей (оказаниеконкретной психологической, юридической, педагогической помощи,консультирование, социальные услуги).
Итак, государственная семейная политика на современном этаперазвития отражается в социальном и материальном обеспечении семьи и детства.Особенное внимание уделяется охране семей, имеющих детей, и всяческистимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование имиджасемьи среди молодого населения страны./> 3 Видысоциальных служб и организаций, предоставляющих услуги и помощь семьям
Насегодняшний день система служб и организаций, направленная на оказание помощиразличным категориям семей в нашей стране находится на этапе формирования.
В политике социальной поддержки детей преобладающей являетсястратегия помощи малообеспеченным. При этом система оказания материальнойпомощи имеет существенные недостатки. Выплачиваемые государством компенсации насегодня не являются гарантией стабильного экономического положения, так какразмер детских пособий минимален.
Медико-социальные службы (поликлиники, женские консультации) такжене всегда способны обеспечить должный уровень социальной работы с детьми измногодетных семей.
Чтокасается уровня профилактических и реабилитационных мероприятий с детьми и ихродителями, осуществляемыми детскими дошкольными учреждениями и школами, то онтоже оставляет желать лучшего. Подобная ситуация обусловлена, во-первых, общейчрезмерной загруженностью педагогов, во-вторых, нехваткой специалистов вобласти социальной и семейной педагогики, в-третьих, отсутствием в штатномрасписании большинства подобных учреждений должности специалиста по социальнойработе, который должен выступать главным организатором, координатором иконтролером профилактических и реабилитационных мер с детьми развода, вчетвертых, отсутствием программ социально – психолого-педагогической работы сэтой категорией нуждающихся.
Центры занятости населения так же содействуют многодетным семьям,в первую очередь, принимая меры по трудоустройству многодетных родителей ипредставляя их детям возможность работать по нескольку часов в период учебы иливо время летних каникул.
Наиболее эффективно меры по оказанию помощи детям на местномуровне осуществляются Территориальными центрами социальной помощи семье идетям. Учреждения данного типа создаются в целях оказания семьям, детям иотдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализациизаконных прав и интересов, содействия в улучшении их социального иматериального положения, а также психологического статуса.
Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан,реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства,содействие стабильности семьи как социального института, на улучшениесоциально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровьяи благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом игосударством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чемЦентр осуществляет:
— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровнясоциально-экономического благополучия семьи и детей;
— выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
— определение и периодическое предоставление (постоянно, временно,на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических,медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иныхсоциальных услуг;
— поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем ихсамообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложныхжизненных ситуаций;
— социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальнойпомощи, реабилитации и поддержке;
— социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными ифизическими возможностями;
— оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;
— участие в работе по профилактике безнадзорностинесовершеннолетних, защите их прав;
— участие в привлечении государственных, муниципальных инегосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения,образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозныхорганизаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества КрасногоКреста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросовоказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этомнаправлении;
— внедрение в практику новых форм и методов социальногообслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальнойподдержке и местных социально-экономических условий;
— проведение мероприятий по повышению профессионального уровняработников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг иулучшению их качества.
Таким образом, меры по оказанию помощи семьям, оказываемыесоциальными службами и организациями в нашей стране, пока сложно назвать весьмаэффективными, комплексная система социальной поддержки семей находится на этапестановления.
Заключение
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающеезначение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального,экономического культурологического развития общества.
Значение семьи в общественной жизни определяется такими ееосновными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями,рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения кпоколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностейи совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведениедомашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства,восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными ипрестарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения,взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей идругие.
Государственная семейная политика, объектом которой являетсясемья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи.Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи каксоциального института. Это два взаимосвязанных процесса.
Социальная защита семьи должна быть направлена не только наподдержание благосостояния нуждающихся семей, но и на благополучие семьи,укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие«благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает нетолько «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и«счастливую жизнь».
Список использованной литературы
1. Климантова,Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики /Г.И. Климантова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. –192 с.
2.  Технологии социальнойработы / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
3. Федотовская,Т.А. О демографических аспектах современной государственной семейной политики вРоссийской Федерации / Т.А. Федотовская // Государственная семейная политика. –М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 217 с.
4.  Холостова, Е. И. Социальнаяработа / Е.И. Холостова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2004.- 692 с.
5. Шеляг,Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики / Т.В. Шеляг //Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 146 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иммуномодулирующая профилактика и пути повышения резистентности сельскохозяйственных животных
Реферат Особенности функционирования системы управленческого учета "Директ-костинг"
Реферат Разработка технологии производства зерна кукурузы в Краснодарском крае урожайностью 5 т га
Реферат Кубанский казачий хор
Реферат История болезни - Фтизиатрия
Реферат Василий Великий Восточные Отцы IV века
Реферат Herman Melville 2 Essay Research Paper Herman
Реферат Содержание социальной работы с многодетными семьями
Реферат Анализ Аркадий и Базаров (роман Тургенева «Отцы и дети») (сравнительная характеристика (вариант 1) После выхода в свет в 1862 год
Реферат Золотой век русской литературы
Реферат Udatex данной расчетной формулы обусловлено неоднократными обращениями и пожеланиями наших клиентов экспертов, сто, страховых компаний pzu, axa, Allianz и др
Реферат Каплан, Мордехай
Реферат Исследование предельных процессов для числовых последовательностей с применением графических калькуляторов
Реферат О значении и значимости слова "розовый" в книге А.Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке"
Реферат 13. психотический, пограничный и невротический уровни развития личности >13. 1