Введение
Сегодня ни одно развитоегосударство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку вуниверситетах и специальных учебных заведениях. Социальные работникипрофессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в ихповседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилымлюдям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам спсихическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из«групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимаютсоциальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов,призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
В конце XX века в Россиив условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера иформ социальных отношений, потери для многих людей социальных перспективвозросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливаетзначимость профессиональной подготовки специалистов в области социальнойработы.
На протяжении последнихчетырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональнойдеятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшегообразования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научнаяспециальность — социальные науки.
Социальная работа как видпрофессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в КвалификационныйСправочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность«специалист по социальной работе».
Профессиональноестановление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования»личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитиюактивности студента, формированию личностной модели самодвижения кпрофессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
В общей стратегииразвития социального образования вопрос о специализациях являетсяприоритетным.
Актуальность нашегоисследования заключается в том, что один из главных сегодня вопросовсоциальной работы — вопрос о принципах и формах работы специалистов в областисоциальной работы.
Данное исследованиепосвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных педагогов.
Отсюда и цель нашейработы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов вРоссийской Федерации.
Объект исследования:особенности работы социального педагога.
Предмет исследования: экономико– правовая система процесса работы социального педагога в России.
Задачи исследования:
— обобщить научнуюлитературу по теме социальной работе
— выявить систему ;
-обосновать пути решенияпроблемы успешной работы социальных педагогов.
В данной работе мыприменили следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщениеисточников по данной теме.
Работа состоит извведения, двух глав, заключения и литературы.
Глава 1. Системаподготовки социальных работников в России
1.1.Социальная работакак учебная дисциплина
Как отдельное направлениеобщественной практики и самостоятельный вид профессиональной деятельностисоциальная работа конституировалась только в 1991 г., когда ПостановлениемГоскомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочникдолжностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., былдополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе» [1,56].Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентомпринятой в мире должности «социальный работник»[2,37].
12 октября 1994 г.Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовалотарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальнойработе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя изтарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функцииспециалистов по социальной работе:
аналитико-гностическая(выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в томчисле несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальнойподдержки, и осуществление их патронажа);
диагностическая(установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по местужительства, работы и учебы);
системно-моделирующая(определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям,оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
активационная (содействиеактивизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи илисоциальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
действенно-практическая(помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь воформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временноесоциальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещениинуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление всоответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявленияиска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организацияобщественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;—выступление в качестве их общественного защитника в суде);
организаторская(координация деятельности различных государственных и негосударственныхорганизаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержкегражданам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сетиучреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая(повышение своей квалификации и профессионального мастерства).
Должность специалиста посоциальной работе на сегодня установлена в рамках только одной отрасли —социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по деламмолодежи[12,78].
В сфере социальной защитынаселения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений,сеть которых динамично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600центров социального обслуживания, 115 центров социальной помощи семье и детям,36 центров психолого-педагогической помощи населению и экстреннойпсихологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей иподростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационныхцентров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учрежденийдля лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В нихтрудятся несколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].
В стадии решениянаходится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе вучреждениях здравоохранения, пенитенциарной системы, что соответствует мировойпрактике.
Правовой основойдеятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проекткоторого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].
В качестве специальностипо дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открытаПриказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «социальная работа»,предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации«социальный работник»[12,69].
Учебный план включаетобщегуманитарные дисциплины (философия, политология, теория и история мировойи отечественной культуры, основы экономической теории и др.) и дисциплины,непосредственно связанные со специальностью: теория и методика социальнойработы (методологические основы социальной работы; содержание, направление,методы и технология социальной работы; организация социальной работы;практическая психология в социальной работе; медико-социальные аспекты социальнойработы), социология (общая социология; общая социальная технология; социологиясемьи), психология (введение в психологию; дифференциальная психология;возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальнаяпедагогика; общая педагогика для социальных работников; семейная педагогика),правоведение (теория государства и права; гражданское право; семейное право;жилищное право; трудовое право; право социального обеспечения; уголовное правои криминалистика), медико-социальные основы здоровья (организацияздравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная проблема;основы здорового образа жизни с вопросами профилактики наркомании, защитыребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенностиорганизма человека, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение впедиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение вгеронтологию; вопросы эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний[4,12].
На период утвержденияучебного плана по специальности «социальная работа» предусматривалось пятьспециализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в трудовыхколлективах; медико-социальная помощь населению; социальная работа с семьями идетьми группы риска; социальная работа с молодежью. Силами временного научногоколлектива под руководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше стапрограмм по дисциплинам базового курса и специализаций.
С сентября-декабря 1991г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовкекадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количествовысших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и переподготовку,приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обученияначалась в Амурском, Башкирском, Ивановском, Северо-Осетинском, Удмуртскомгосударственных университетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институте,Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов.Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].
Решен принципиальноважный вопрос о переходе на подготовку по социальной работе на трех уровняхвысшего профессионального образования. Утверждены в качестве государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образования «Требования кобязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению521100 — «социальная работа»»[4,7].
Современное видениесоциальной работы как профессиональной деятельности потребовало внесения вучебный план существенных изменений. Новый проект включает дисциплины по четыремциклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история,право, экономика, культурология, политология и др.), общие математические иестественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительнаятехника, концепции современного естествознания и др.), общепрофессиональныедисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, историясоциальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология,практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальнаяпедагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право,этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальнойработы), дисциплины специализации[4,7].
В общей стратегииразвития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров поспециальности «социальная работа» должна быть в определяющей степенинаправлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь нетолько фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.
Таким образом, одной изважнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграциятеории и практики.
Практика остается широкимполем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, онапредставляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем,имеющих место в социальной сфере.
В вузах России издавнасложилась традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когданепосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самымизначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практическихнавыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложнойнаучно-методической проблемой в современных условиях является необходимостьсоздания системы практической подготовки к социальной работе в процессеобучения. В вузах России предпринята попытка структурирования всех активныхформ обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планахфакультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохожденияпрактики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активнымучастием практиков.
Так, многие темы по курсутеории и методики социальной работы читаются специалистами из Министерствасоциальной защиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей,представителями территориальных центров, социальных служб. Становитсятрадицией, что в проведении семинарских занятий, круглых столов наряду спреподавателями участвуют и практические социальные работники. Такой подходспособствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствуетаккумуляции накопленного опыта.
Систематизация практикипредпринимается с 1 курса обучения студентов. После 12-часовой программы«Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она проходит всентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способствует раннейсоциальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получаютинформацию о различных направлениях социальной работы, об организационныхструктурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].
Для проведенияознакомительной практики формируются группы практикантов, назначаетсяруководитель практики. Определяются ее цели и задачи, основным содержаниемкоторых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента,формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства поих решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказаниипомощи и поддержки клиентам.
Руководитель практикидает каждому студенту конкретные поручения, поддерживает и контролируетпрактиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находитьнужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогамознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил статьсоциальным работником», а также отвечают на вопросы анкеты, разработаннойдеканатом факультета.
После завершенияознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работыи курс «Теоретико-методологические основы социальной работы»[6,9].
На 2-м году обучениястепень практики усложняется. Продолжается чтение теоретического курсасоциальной работы, ее организационных основ. Одновременно к основному курсупредлагается ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цельпрактики — обучение навыкам общения с объектом социальной работы. Аудиторныезанятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций,встреч с практическими работниками.
В ходе проведенияучебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формированиенравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистическогоотношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальнойработе в России.
После завершения курса«Теория и методика социальной работы» студенты проходят практику втерриториальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даютсяразличные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержаниепостоянного контакта с практическими социальными работниками. Он вместе соспециалистами территориальных центров занимается планированием работы,присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программоказания помощи населению.
Им присваиваетсяквалификация «специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска».
«Медико-социальная помощьлюдям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учрежденийсоциального обслуживания»: место работы специалистов — в домах-интернатах системыМинсоцзащиты России; присваивается квалификация «специалист помедико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;
«Социальная реабилитациялиц без определенного места жительства и занятий»: осуществляется подготовка кработе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных группнаселения; присваивается квалификация «специалист по социальной реабилитациилиц без определенного места жительства и занятий»;
«Социальная работа слюдьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальностисуществует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи надому, специальных домах для одиноких престарелых; присваивается квалификация«специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста»[4,18].
Специализациями, введениекоторых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются: «Социальна я работав учреждениях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях»,«Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальнаяработа в пенитенциарных учреждениях», «Социальная работа на производстве»,«Социальная работа с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалификации:специалист по социальной работе в учреждениях здравоохранения, учебныхзаведениях и т.д[14,81].
В зависимости от выбораспециальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации,широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологияхсоциальной работы, систематизируют теоретико-методологические знания вприменении к практике.
На 3-м курсе обученияпреподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательскойдеятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов посоциальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга,научных кружках и конференциях. Кроме того, особое внимание уделяетсяформированию у них усиленной мотивации к самостоятельной работе в различныхуправленческих структурах социальной сферы.
Практика на 3-м курсепосвящается отработке методов и приемов работы с различными категорияминаселения. Практикант получает конкретное задание, сформулированноепреподавателями и руководителями территориальных центров социальных услуг, азатем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работес клиентом: проводит беседы, консультации, участвует в выработке решения,учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.
По завершении практикистудент сдает экзамен по курсу «Технологии социальной работы». На основанииотчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации повнедрению основных принципов и методов социальной работы.
На 4-м курсеинтегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанныхс социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве,организационных структурах социальной сферы.
Продолжаетсясистематизация практической подготовки, направленной на укреплениетеоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовкесоциального работника, а также на создание различных моделей социальных служб,на развитие способностей студента формировать взаимосвязи индивида, группы иобщества.
На этом этапеотрабатываются навыки в области консультирования клиентов, в совершенствованииметодик коммуникативного общения, управленческо-организационной деятельности.Студенты проходят практику на базе стационарных социальных учреждений иобщественных благотворительных организаций. Одним из ее направлений являетсяизучение психологических аспектов, проблем борьбы с детской преступностью,профилактики отклоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих организаций,оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели изавершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.
На наш взгляд, следуетосуществлять обучение по двум специальностям, что даст выпускникам вузовбольше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации«Организация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенныхпо первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве»и любой другой из определенных по второму признаку.
Сегодня важно обеспечитьнеобходимую программно-методическую базу обучения и практики, переработать идополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплинбазового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующихучебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методическиеэкспериментальные центры социального обслуживания населения и т. д.
В организации этой работычрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов РоссийскойФедерации по образованию в области социальной работы, созданного ГоскомвузомРоссии на базе Московского государственного социального университета иАссоциации коллективов вузов и школ социальной работы.
В процессе всестороннейреорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новымэкономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной экономикесоциальные институты и явления. Среди них — социальная работа, нравственный,интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россиюпо пути построения социального и правового государства, гражданского общества,стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегосяв сложной жизненной ситуации, на государственную поддержку и заботу.
На завершающем этапеобучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика врегиональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах иуправлениях). Завершением практики является подготовка и защита дипломногопроекта.
В большинстве случаевпреддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагаетсядальнейшая работа выпускника института. Руководитель преддипломной практикиразрабатывает план-задание на этот период времени, осуществляет консультациии контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта иего подготовке. Наиболее интересные выдержки из проектов публикуются внаучно-исследовательских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом,во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практическаяподготовка к социальной работе. В целом она составляет около 20% от общегообъема нагрузки. Много это или мало? По сравнению с зарубежным опытом —значительно меньше (в ряде европейских стран на практику отводится до 40%учебного времени)[5,8].
Поэтому одной из проблемдальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часовдля практической подготовки.
Необходимо решать иоставшиеся проблемы, а именно:
проблемы целенаправленнойподготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработкиу них установки на контакты взаимного сотрудничества;
проблемы обучения поорганизации практики преподавательского состава (семинары, обмен опытомработы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере),выработки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].
Не менее важной являетсяи проблема формирования потребностей и интересов студентов в подготовке кпрофессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.
В то же время в процессеподготовки студентов к профессиональной деятельности представляетсяцелесообразным сократить направление специализаций.
По отзывам студентов,практика помогает им самоутверждаться в выборе профессии, способствуетпониманию того, что профессия социального работника — это работа истинныхэнтузиастов, людей милосердных и благородных, отважных, требующихпрофессиональной технологической подготовки.
Приведем высказываниестудентки: «… Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданнойсоциальной помощи было бы очень тяжко… Для таких социальный работник — «светв окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно,получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].
Итак, профессиональноестановление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования»личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитиюактивности студента, формированию личностной модели самодвижения кпрофессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
1.2. Проблемыпрофессионального воспитания и обучения специалиста по социальной работе
Самодвижение личности квершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:
«оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный выборпрофессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;«профессиональная подготовка» — формирование профессиональной направленности исистемы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опытатеоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;«профессиональная адаптация» — вхождение в профессию, освоение новойсоциальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных ипрофессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
«профессионализация»—формирование профессиональной позиции, интеграция личностных ипрофессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессиональнозначимые образования, квалифицированное выполнение профессиональнойдеятельности;
— «профессиональноемастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональнойдеятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижныхинтегральных психологических новообразований[9,71].
Профессионализм как одноиз ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основеличностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересовсоциального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению вреальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующихзадач:
развитие личностногоинтереса к выбранной профессии;
формированиепервоначальных представлений об основах профессиональной работы;
формированиепрофессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
—формированиепрофессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].
Таким образом,профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решениемпрофессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определитьсяв своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать векторпрофессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:
чего он хочет в своейпрофессии;
что он должен предпринятьв своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;
что он может (должен)сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?
Задача профессиональногостановления может быть решена лишь посредством реализации « личностноориентированной педагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На социальногоработника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только приусловии формирования особых личностных качеств. Богатство его личностиприобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных,так и социальных отношений.
Миссия социальногоработника благородна, но условия ее выполнения далеки от идеальных: решая«чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, исвоим предназначением, с другой, социальный работник помогает социальнобольным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивныхжизненных позиций, несовершенства общественных отношений, поведенческих стерео/>типов, негативных установок, не нашедшей выходаагрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей самостоятельнорешать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественноесознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностныевозможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности,нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностнозрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящихперед ним социальных задач[2,56].
Личностная зрелостьпроявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности,статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиямиобщества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную,когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типамобщения. Поэтому в процессе формирования личности социального работника,включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человекастоль важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смыслепрофессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; вузком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия длярешения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальныхработников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять своюдеятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях[7,90] Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечатьследующим специфическим требованиям:
создание условий длясвободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальнойработе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия;
усиление творческойнаправленности процесса обучения и, как следствие, личности каждогообучающегося;
подготовка обучающихся квхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» иуспешной адаптации в ней;
создание условий дляобучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;
создание условий дляпоощрения уникальности и непо вторимости личности будущего социальногоработника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы —становления мастерства;
создание условий дляформирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося ипозитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;
организация учебногопроцесса, в котором учебная группа становится условием формирования и развитиясвойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения,взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].
Профессиональноевоспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себяпрофориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда происходитосознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которойзаключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилияхстать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональномвоспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлениюнамеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовойдеятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функциясобственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процессобразования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесссамообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессиональногосамовоспитания социального работника обусловлены конкретно-историческойситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная,общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессиональногообразования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавалсоциальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к немупредъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условияхчеловек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Теория профессиональноговоспитания, таким образом, развивается в результате интеграции понимания трудакак ценности; отношения к профессии социального работника как к особому видудуховной культуры и духовно-практической деятельности; овладения теориейпрофессионального становления как единства социального заказа и самоопределенияличности; понимания самоопределения как самопроектирования жизни, выработкижизненной стратегии личности на основе ценностно — смыслового самоопределения;реализации творческого подхода к проблемам формирования субъекта.Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс,обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональномутруду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяетличностно-ориентированную направленность профессионального обучения ивоспитания, а именно:
профессиональноестановление будущего социального работника в равной мере затрагивает каквнешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступаеткак средство, обеспечивающее это единство;
главной проблемойобучающегося социальной работе в свете профессионального воспитания являетсяпрофессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологическойниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своихпотребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретениепрофессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческойпозиции и жизненной стратегии;
задача возрожденияРоссии, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственныекультурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новыхподходов к проектированию систем профессионального образования и учебныхкурсов в рамках этих систем;
учебный процесс долженстроиться на основе согласован ности традиций и инноваций, использованияактивных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов имодульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибкихтеоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;
— практическоеосвоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общениестановится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается«ограниченность индивидуального бытия»[10,189].
К принципампрофессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческогосаморазвития личности:
сочетание логического иэвристического, рационального и эмоционального;
осуществление своегосаморазвития через непрерывное самосовершенствование ;
распространениесобственного опыта и знаний.
2.Принцип самопознания:
ориентация нарефлексивное мышление;
осознание своих сильных ислабых качеств;
опора на свои сильныекачества, признание слабых и работа над ними;
использование тестов,самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
анализ причины своихуспехов и неудач.
3.Принцип приоритетапрактики:
признание необходимостиизучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
практическая реализациясвоих идей;
изучение теории не толькос целью ее понимания, но и последующего применения.
4.Принцип сотворчествапреподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:
проявление доверия,искренности, терпимости, демократичности;
— решение общихзадач, помогая другим и принимая их помощь.
5.Принцип историзма:
изучение истории обществаи социальной работы, использование опыта прошлых поколений;
анализ прошлогоположительного опыта социальной работы с целью его использования в настоящеевремя[20,254].
Профессиональныеособенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).
Принципиальнойособенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер.Социальный работник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализмимеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненныхпроблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальноесодержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежныхпрофессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основевзаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Еще одна важнаяособенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническомхарактере, что является следствием ее на целостного человека и ориентации нажизненные проблемы реальных людей.
Основные направленияпосредничества:
между клиентом иразличными социальными институтами;
между клиентом и другимиспециалистами;
между другимиспециалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
между клиентами.
Роли социальногоработника в учреждениях социального обслуживания. Классификация и типологияролей. Проблемы ролевого репертуара профессиональной деятельности социальногоработника в свете требований государственных стандартов подготовки социальногоработника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональнымролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этихролей в зависимости от склонностей, интересов, способностей будущегосоциального работника? Какие функции включает каждая профессиональная рольспециалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесениеумений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждойпрофессиональной ролью. При этом специализация может быть ориентирована нетолько по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделыуправления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицамис наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли,которую им предстоит выполнять на будущей работе.
Рассмотрениепрофессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной нетолько местом индивида в системе объективных социальных отношений, но исовокупностью осуществляемых им функций, дает возможность обозначить уровнипрофессиональной деятельности социального работника [7,54](И.А.Зимняя). К нимотносятся: практическая социальная работа с клиентом; организация икоординация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальныхслужб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство всоциальной работе; исследования в социальной работе. Соответственно, можновыделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальныйработник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь.Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфическиеспособности (например, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетнуюценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция«посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих,каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемыхисполнителем (например, коммуникативная функция активного слушания входит вфункционал практического социального работника).
Можно более подробнорассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.
Прежде всего социальныйработник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Онсодействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, сдругой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.
Осуществление этихфункций возможно при определенных условиях:
понимание социальнымработником проблем клиента;
способность социальногоработника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненныхпроблем клиента;
знание посредникомсоциальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
знание социальнымработником инструментальных возможностей смежных профессий, представителикоторых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;
наличие взаимопониманияразличных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социальногоработника стать посредником в их общении;
делегирование клиентомсоциальному работнику представительных полномочий;
делегирование социальномуработнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений иорганизаций;
признание правасоциального работника на частичное представительство смежных профессий;
доверие сторон посреднику,что достигается его профессионализмом .
Профессиональные ролисоциального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно.Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [7,257]:
— Социальныйработник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности(находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыминекоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социальногоработника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Этароль может быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).
Брокер (Broker) —социальный работник, направляющий
людей в существующие службы, которые могут быть им полез
ны, с целью дать возможность людям использовать систему со
циальных служб и связать эти службы.
Посредник, «буфер»(Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми,человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласияи продуктивно работать вместе.
Адвокат, защитник(Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей,нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание,помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах илиимеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
Оцениватель (Evaluator) —социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей,групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.
Мобилизатор (Mobilizer) —социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает,активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как ихсоберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и наиндивидуальном уровне.
—Учитель (Teacher) —социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людямразвивать умения.
Корректор поведения(Bavior Charger) — социальный работник, который работает над тем, чтобы внестиизменения в
поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Консультант (Consultant)— социальный работник, который действует совместно с другими работниками илиагентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблемклиента.
Проектант сообществ(Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программдеятельности со обществ.
Менеджер информации (Datamanager) — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализируетданные о социальной среде.
Администратор(Administrator) — социальный работник, который управляет агентством,учреждением, программой (проектом) или социальной службой.
— Практик (Caregwer) —социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу(физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах [9,82].
Функционал этих ролейдостаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условияпрактической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными,инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективностипрофессиональной деятельности социального работника.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальнойработы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
3. Бочарова В.Г. Задачи и перспективыразвития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.
4. Государственный образовательныйстандарт высшего профессионального образования.— М.: Изд-во Госкомитета РФ повысшему образованию, 1995
5. Данакин Н.С. Смысл и профессиональныеособенности социальной рабо
ты // Российский журнал социальной работы. — 1999. — № 1. — С. 25—32.
6. Демидова Т.Е. Профессиональноеобщение социального работни
ка. — М., 1994.
7. Зимняя И.А. Профессиональные роли ифункции социального работника (об
щие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной рабо
ты. — 1995. — № 1. — С. 79—82.
8. Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И.Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальнаяработа.— 1992.— № 5.- С.15
9. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория ипрактика общения (коммуникативная
профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной ра
боты. — 2001. — № 1. — С. 82—87.
10. ЛаврененкоИ.М.Личность и профессиональная деятельность социального работника (международныйопыт) // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 2. — С. 110—119.
11. Никитина Л.Е.,Симонович В.Л. Практическое обучение социального педагога в вузе.— Березники:«Типография купца Тарасова», 1999.
12. Образование вобласти социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школысоциальных и экономических наук, 1996.
13. Обучениесоциальной работе: Преемственность и инновации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри;Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.
14. Обучениесоциальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессовШкол социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
15. Обучениесоциальной работе в России. Программы и технологии. 4.1. Социальная работа:наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
16. Обучениесоциальной работе в России. Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальнойработы.— М.: АСОПиР, 1997.
17. Полонский В.М.Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации обобразовании.— М.: МИРОС, 1995.
18. Программы высшихучебных заведений для специальности № 03.11.00 «социальнаяпедагогика»: В 4 ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.
19. Рыбакова Н.А. Квопросу о профессиональном воспитании: путеводитель про
фессионального становления социального работника // Российский журнал соци
альной работы. — 1996. — № 1. —С. 117—122.
20. Социальная работаи подготовка социальных работников в Вели
кобритании, Канаде, США. — М., 1992.
21. Социальнаяработа. — М., 1997.
22. Топчий Л.В.Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации //Социальная работа.— Вып.2.— М.,1992.
23. Фирсов М.В.Теориясоциальной работы. – М.,1999- 431с.
24. Фирсов М.В.Введение в специальность и основы профессиональ
ной этики социального работника. — М., 1993.
25. Холостова Е.И.Профессиональный и духовно-нравственный порт
рет социального работника. — М.,1993.
26. Шмелева Н.Б.Профессиональное развитие личности социального
работника в системе подготовки и переподготовки кадров. — Ульяновск,
1994.