Реферат по предмету "Социология"


Система методов работы социальных педагогов

Введение
Сегодня ни одно развитоегосударство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку вуниверситетах и специальных учебных заведениях. Социальные работникипрофессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в ихповседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по­жилымлюдям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам спсихическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из«групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимаютсоци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов,призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
В конце XX века в Россиив условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера иформ социальных отношений, потери для многих людей социальных перспективвозросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливаетзначимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальнойработы.
На протяжении последнихчетырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональнойдеятельности, одновременно являющийся специальностью в сис­теме высшегообразования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научнаяспециальность — социальные науки.
Социальная работа как видпрофессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в КвалификационныйСправочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность«специалист по социальной работе».
Профессиональноестановление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования»личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитиюак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения кпрофессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
В общей стратегииразвития социального образова­ния вопрос о специализациях являетсяприоритетным.
Актуальность нашегоисследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро­совсоциальной работы — вопрос о принципах и фор­мах работы специалистов в областисоциальной работы.
Данное исследованиепосвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных педагогов.
Отсюда и цель нашейработы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов  вРоссийской Федерации.
Объект исследования:особенности работы социального  педагога.
Предмет исследования: экономико– правовая система процесса работы  социального педагога в России.
Задачи исследования:
— обобщить научнуюлитературу по теме социальной работе
— выявить систему ;
 -обосновать пути решенияпроблемы успешной работы  социальных педагогов.
В данной работе мыприменили следующие методы  исследования: изучение, анализ и обобщениеисточников по данной теме.
Работа состоит извведения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Системаподготовки социальных работников в России
1.1.Социальная работакак учебная дисциплина 
Как отдельное направлениеобщественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельностисоциальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда ПостановлениемГоскомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочникдолжностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., былдополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56].Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентомпринятой в мире должности «социальный работник»[2,37].
12 октября 1994 г.Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовалотарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальнойработе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя изтарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функцииспециалистов по социальной работе:
аналитико-гностическая(выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в томчисле несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальнойподдержки, и осуществление их патронажа);
диагностическая(установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по местужительства, работы и учебы);
системно-моделирующая(определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям,оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);
активационная (содействиеактивизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи илисоциальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
действенно-практическая(помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением;необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь воформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временноесоциальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещениинуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление всоответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявленияиска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организацияобщественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;—выступление в качестве их общественного защитника в суде);
организаторская(координация деятельности различных го­сударственных и негосударственныхорганизаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержкеграж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сетиучреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая(повышение своей квалификации и  профессионального мастерства).
Должность специалиста посоциальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли —социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по деламмолодежи[12,78].
В сфере социальной защитынаселения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений,сеть которых ди­намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600центров социального обслуживания, 115 центров социальной по­мощи семье и детям,36 центров психолого-педагогической помо­щи населению и экстреннойпсихологической помощи по телефо­ну, 132 социальных приюта для детей иподростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8центров по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита­ционныхцентров для детей и подростков с ограниченными воз­можностями, 35 учрежденийдля лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В нихтрудятся не­сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].
В стадии решениянаходится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе вучреждениях здравоохране­ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировойпрак­тике.
Правовой основойдеятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проекткото­рого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].
В качестве специальностипо дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открытаПриказом Гос­комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «со­циальная работа»,предусматривающий четырехлетний срок обу­чения с присвоением квалификации«социальный работник»[12,69].
Учебный план включаетобщегуманитарные дисциплины (фи­лософия, политология, теория и история мировойи отечествен­ной культуры, основы экономической теории и др.) и дисципли­ны,непосредственно связанные со специальностью: теория и ме­тодика социальнойработы (методологические основы социальной работы; содержание, направление,методы и технология социаль­ной работы; организация социальной работы;практическая пси­хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци­альнойработы), социология (общая социология; общая социаль­ная технология; социологиясемьи), психология (введение в пси­хологию; дифференциальная психология;возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальнаяпедагогика; об­щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги­ка),правоведение (теория государства и права; гражданское пра­во; семейное право;жилищное право; трудовое право; право со­циального обеспечения; уголовное правои криминалистика), ме­дико-социальные основы здоровья (организацияздравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про­блема;основы здорового образа жизни с вопросами профилакти­ки наркомании, защитыребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенностиорганизма челове­ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение впедиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение вгеронтологию; вопросы эпидемиологии и про­филактики инфекционных заболеваний[4,12].
На период утвержденияучебного плана по специальности «со­циальная работа» предусматривалось пятьспециализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру­довыхколлективах; медико-социальная помощь населению; соци­альная работа с семьями идетьми группы риска; социальная рабо­та с молодежью. Силами временного научногоколлектива под ру­ководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше стапрограмм по дисциплинам базового курса и специализаций.
С сентября-декабря 1991г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовкекадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количествовысших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и пере­подготовку,приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обученияначалась в Амурском, Башкирском, Ива­новском, Северо-Осетинском, Удмуртскомгосударственных уни­верситетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институ­те,Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов.Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].
Решен принципиальноважный вопрос о переходе на подго­товку по социальной работе на трех уровняхвысшего профессио­нального образования. Утверждены в качестве государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образо­вания «Требования кобязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки бакалавра по направлению521100 — «социальная работа»»[4,7].
Современное видениесоциальной работы как профессиональ­ной деятельности потребовало внесения вучебный план сущест­венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы­ремциклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история,право, экономика, культуро­логия, политология и др.), общие математические иестественно­научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель­наятехника, концепции современного естествознания и др.), об­щепрофессиональныедисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, историясоциальной работы в Рос­сии, социальная работа за рубежом, психология,практическая пси­хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль­наяпедагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло­гия, социальное право,этика социальной работы, экономика со­циальных служб, менеджмент социальнойработы), дисциплины специализации[4,7].
В общей стратегииразвития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров поспециаль­ности «социальная работа» должна быть в определяющей степенинаправлена на будущую профессиональную деятельность студен­тов, т.е. иметь нетолько фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.
Таким образом, одной изважнейших задач в обучении студен­тов социальной работе является интеграциятеории и практики.
Практика остается широкимполем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, онапредставляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем,имеющих место в социальной сфере.
В вузах России издавнасложилась традиция проведения прак­тики на старших, выпускных курсах, когданепосредственно про­исходит подготовка студентов к специальности, тем самымизна­чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак­тическихнавыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложнойнаучно-методической проблемой в современных ус­ловиях является необходимостьсоздания системы практической подготовки к социальной работе в процессеобучения. В вузах Рос­сии предпринята попытка структурирования всех активныхформ обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб­ных планахфакультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохожденияпрактики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активнымучастием практи­ков.
Так, многие темы по курсутеории и методики социальной ра­боты читаются специалистами из Министерствасоциальной за­щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей,представителями территориальных центров, социальных служб. Становитсятрадицией, что в проведении семинарских за­нятий, круглых столов наряду спреподавателями участвуют и прак­тические социальные работники. Такой подходспособствует при­ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо­собствуетаккумуляции накопленного опыта.
Систематизация практикипредпринимается с 1 курса обуче­ния студентов. После 12-часовой программы«Введение в специ­альность» начинается ознакомительная практика. Она проходит всентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способст­вует раннейсоциальной ориентации будущих специалистов. Имен­но здесь они получаютинформацию о различных направлениях социальной работы, об организационныхструктурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].
Для проведенияознакомительной практики формируются груп­пы практикантов, назначаетсяруководитель практики. Опреде­ляются ее цели и задачи, основным содержаниемкоторых яв­ляются повышение информационно-коммуникативного уров­ня студента,формирование начальных знаний о социальных про­блемах и попытках государства поих решению, обучение элемен­там наблюдательности, общения, действия в оказаниипомощи и поддержки клиентам.
Руководитель практикидает каждому студенту конкретные по­ручения, поддерживает и контролируетпрактиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находитьнужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогамознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил статьсоциальным работником», а также отвеча­ют на вопросы анкеты, разработаннойдеканатом факультета.
После завершенияознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работыи курс «Теоре­тико-методологические основы социальной работы»[6,9].
На 2-м году обучениястепень практики усложняется. Продол­жается чтение теоретического курсасоциальной работы, ее орга­низационных основ. Одновременно к основному курсупредлага­ется ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цельпрактики — обучение навыкам общения с объектом социаль­ной работы. Аудиторныезанятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций,встреч с практически­ми работниками.
В ходе проведенияучебно-практических занятий преподавате­ли ставят своей целью формированиенравственно-целостных ори­ентации будущего специалиста, его гуманистическогоотношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со­циальнойработе в России.
После завершения курса«Теория и методика социальной ра­боты» студенты проходят практику втерриториальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даютсяразличные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержа­ниепостоянного контакта с практическими социальными работ­никами. Он вместе соспециалистами территориальных центров занимается планированием работы,присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программоказания помощи на­селению.
Им присваиваетсяквалификация «специалист по социальной ра­боте с семьями и детьми группы риска».
«Медико-социальная помощьлюдям пожилого возраста и инва­лидам в условиях стационарных учрежденийсоциального обслужи­вания»: место работы специалистов — в домах-интернатах систе­мыМинсоцзащиты России; присваивается квалификация «специ­алист помедико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;
«Социальная реабилитациялиц без определенного места жи­тельства и занятий»: осуществляется подготовка кработе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных группнаселения; присваивается квалификация «специалист по социаль­ной реабилитациилиц без определенного места жительства и заня­тий»;
«Социальная работа слюдьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальностисуществует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи надому, специ­альных домах для одиноких престарелых; присваивается квалифи­кация«специалист по социальной работе с людьми пожилого возрас­та»[4,18].
Специализациями, введениекоторых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются: «Социальна я работав учрежде­ниях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях»,«Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальнаяработа в пенитенциарных учреж­дениях», «Социальная работа на производстве»,«Социальная рабо­та с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалифи­кации:специалист по социальной работе в учреждениях здраво­охранения, учебныхзаведениях и т.д[14,81].
В зависимости от выбораспециальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации,широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи­яхсоциальной работы, систематизируют теоретико-методологи­ческие знания вприменении к практике.
На 3-м курсе обученияпреподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательскойдеятельности, привле­кая их к разработке исследовательских проектов посоциальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга,научных кружках и конференциях. Кроме того, осо­бое внимание уделяетсяформированию у них усиленной мотива­ции к самостоятельной работе в различныхуправленческих струк­турах социальной сферы.
Практика на 3-м курсепосвящается отработке методов и при­емов работы с различными категорияминаселения. Практикант получает конкретное задание, сформулированноепреподавателя­ми и руководителями территориальных центров социальных ус­луг, азатем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работес клиентом: проводит беседы, консульта­ции, участвует в выработке решения,учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.
По завершении практикистудент сдает экзамен по курсу «Тех­нологии социальной работы». На основанииотчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации повнедрению основных принципов и методов социальной работы.
На 4-м курсеинтегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанныхс социальным управле­нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода­тельстве,организационных структурах социальной сферы.
Продолжаетсясистематизация практической подготовки, на­правленной на укреплениетеоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовкесоциального работ­ника, а также на создание различных моделей социальных служб,на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин­дивида, группы иобщества.
На этом этапеотрабатываются навыки в области консультиро­вания клиентов, в совершенствованииметодик коммуникативно­го общения, управленческо-организационной деятельности.Сту­денты проходят практику на базе стационарных социальных уч­реждений иобщественных благотворительных организаций. Од­ним из ее направлений являетсяизучение психологических аспек­тов, проблем борьбы с детской преступностью,профилактики от­клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга­низаций,оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели изавершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.
На наш взгляд, следуетосуществлять обучение по двум специ­альностям, что даст выпускникам вузовбольше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации«Органи­зация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенныхпо первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве»и любой другой из определен­ных по второму признаку.
Сегодня важно обеспечитьнеобходимую программно-методи­ческую базу обучения и практики, переработать идополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип­линбазового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующихучебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методическиеэкспериментальные центры соци­ального обслуживания населения и т. д.
В организации этой работычрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов РоссийскойФедерации по об­разованию в области социальной работы, созданного ГоскомвузомРоссии на базе Московского государственного социального уни­верситета иАссоциации коллективов вузов и школ социальной работы.
В процессе всестороннейреорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новымэкономическим отно­шениям, формируются и развиваются адекватные рыночной эко­номикесоциальные институты и явления. Среди них — социаль­ная работа, нравственный,интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россиюпо пути постро­ения социального и правового государства, гражданского общест­ва,стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегосяв сложной жизненной ситуации, на госу­дарственную поддержку и заботу.
На завершающем этапеобучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика врегиональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах иуправле­ниях). Завершением практики является подготовка и защита дипломногопроекта.
В большинстве случаевпреддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагаетсядальнейшая работа выпуск­ника института. Руководитель преддипломной практикиразраба­тывает план-задание на этот период времени, осуществляет кон­сультациии контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта иего подготовке. Наиболее интерес­ные выдержки из проектов публикуются внаучно-исследователь­ских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом,во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практичес­каяподготовка к социальной работе. В целом она составляет око­ло 20% от общегообъема нагрузки. Много это или мало? По срав­нению с зарубежным опытом —значительно меньше (в ряде евро­пейских стран на практику отводится до 40%учебного времени)[5,8].
Поэтому одной из проблемдальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часовдля практической подготовки.
Необходимо решать иоставшиеся проблемы, а именно:
проблемы целенаправленнойподготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработкиу них установки на контакты взаимного сотрудничества;
проблемы обучения поорганизации практики преподава­тельского состава (семинары, обмен опытомработы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере),выра­ботки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].
Не менее важной являетсяи проблема формирования потреб­ностей и интересов студентов в подготовке кпрофессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.
В то же время в процессеподготовки студентов к профессио­нальной деятельности представляетсяцелесообразным сократить направление специализаций.
По отзывам студентов,практика помогает им самоутверждать­ся в выборе профессии, способствуетпониманию того, что про­фессия социального работника — это работа истинныхэнтузиас­тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующихпрофессиональной технологической подготовки.
Приведем высказываниестудентки: «… Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданнойсоциальной помощи было бы очень тяжко… Для таких социальный работник — «светв окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно,получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].
Итак, профессиональноестановление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования»личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитиюак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения кпрофессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
 
1.2. Проблемыпрофессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе
Самодвижение личности квершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:
«оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выборпрофессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;«профессиональная подготовка» — формирование профес­сиональной направленности исистемы профессиональных зна­ний, умений и навыков, приобретение опытатеоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;«профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новойсоциальной роли, профессиональное само­определение, формирование личностных ипрофессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
«профессионализация»—формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных ипрофессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нальнозначимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональнойдеятельности;
—        «профессиональноемастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональнойдеятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижныхинтегральных психологических новообразований[9,71].
Профессионализм как одноиз ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основеличностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере­совсоциального работника. Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению вреальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующихзадач:
развитие личностногоинтереса к выбранной профессии;
формированиепервоначальных представлений об основах профессиональной работы;
формированиепрофессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;
—формированиепрофессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].
Таким образом,профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решениемпрофессионального са­моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде­литьсяв своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать векторпрофессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:
чего он хочет в своейпрофессии;
что он должен предпринятьв своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;
что он может (должен)сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?
Задача профессиональногостановления может быть решена лишь посредством реализации « личностноориентированной пе­дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци­альногоработника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только приусловии формирования особых личностных качеств. Богатство его личностиприобретает обще­ственную значимость, становится условием развития как про­изводственных,так и социальных отношений.
Миссия социальногоработника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая«чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, исвоим предназначением, с другой, социальный работник по­могает социальнобольным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивныхжизненных позиций, не­совершенства общественных отношений, поведенческих стерео/>типов, негативных установок, не нашедшей выходаагрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само­стоятельнорешать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественноесознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностныевозможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности,нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностнозрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящихперед ним социальных задач[2,56].
Личностная зрелостьпроявляется в умении соединять, со­относить свои индивидуальные особенности,статусные и воз­растные возможности, собственные притязания с требования­миобщества и окружающих. Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную,когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типамобщения. Поэто­му в процессе формирования личности социального работника,включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человекастоль важную роль играет профессио­нальное воспитание.
В широком смыслепрофессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; вузком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия длярешения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальныхработников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять своюдеятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях[7,90]   Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечатьследующим специфическим требованиям:
создание условий длясвободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальнойработе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­колюбия;
усиление творческойнаправленности процесса обучения и, как следствие, личности каждогообучающегося;
подготовка обучающихся квхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» иуспешной адаптации в ней;
создание условий дляобучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;
создание условий дляпоощрения уникальности и непо­ вторимости личности будущего социальногоработника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы —становления мастерства;
создание условий дляформирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося ипозитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;
организация учебногопроцесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развитиясвойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения,взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].
Профессиональноевоспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себяпрофориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про­исходитосознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которойзаключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилияхстать сво­бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ­номвоспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлениюнамеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовойдеятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функциясобственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процессобразования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесссамообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессиональногосамовоспитания социального ра­ботника обусловлены конкретно-историческойситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная,общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессиональногообразования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавалсоциальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к немупредъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условияхчеловек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Теория профессиональноговоспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания трудакак ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому видудуховной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теориейпрофессионального становления как единства социального заказа и самоопределенияличности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работкижизненной стратегии личности на основе ценностно — смыслового самоопределения;реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта.Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс,обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональномутруду в качестве субъекта этой деятель­ности. Это определяетличностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения ивоспитания, а именно:
профессиональноестановление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает каквнешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­паеткак средство, обеспечивающее это единство;
главной проблемойобучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания являетсяпрофессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гическойниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своихпотребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретениепрофессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческойпозиции и жизненной стратегии;
задача возрожденияРоссии, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственныекультурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новыхподходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебныхкурсов в рамках этих систем;
учебный процесс долженстроиться на основе согласован­ ности традиций и инноваций, использованияактивных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов имодульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибкихтеоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;
—        практическоеосвоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общениестановится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается«ограниченность индивидуального бытия»[10,189].
К принципампрофессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческогосаморазвития личности:
сочетание логического иэвристического, рационального и эмоционального;
осуществление своегосаморазвития через непрерывное са­мосовершенствование ;
распространениесобственного опыта и знаний.
2.Принцип самопознания:
ориентация нарефлексивное мышление;
осознание своих сильных ислабых качеств;
опора на свои сильныекачества, признание слабых и ра­бота над ними;
использование тестов,самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
анализ причины своихуспехов и неудач.
3.Принцип приоритетапрактики:
признание необходимостиизучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
практическая реализациясвоих идей;
изучение теории не толькос целью ее понимания, но и по­следующего применения.
4.Принцип сотворчествапреподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:
проявление доверия,искренности, терпимости, демокра­тичности;
—        решение общихзадач, помогая другим и принимая их по­мощь.
5.Принцип историзма:
изучение истории обществаи социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;
анализ прошлогоположительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящеевремя[20,254].
Профессиональныеособенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).
Принципиальнойособенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер.Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализмимеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненныхпроблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальноесодержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежныхпрофессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основевзаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Еще одна важнаяособенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническомхарактере, что явля­ется следствием ее на целостного человека и ориентации нажиз­ненные проблемы реальных людей.
Основные направленияпосредничества:
между клиентом иразличными социальными институтами;
между клиентом и другимиспециалистами;
между другимиспециалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;
между клиентами.
Роли социальногоработника в учреждениях социального об­служивания. Классификация и типологияролей. Проблемы ро­левого репертуара профессиональной деятельности социально­гоработника в свете требований государственных стандартов подготовки социальногоработника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональнымролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этихролей в зависимости от склонностей, интересов, способно­стей будущегосоциального работника? Какие функции вклю­чает каждая профессиональная рольспециалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесениеуме­ний и навыков, необходимых специалисту, с каждой функци­ей и с каждойпрофессиональной ролью. При этом специализа­ция может быть ориентирована нетолько по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделыуправления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицамис наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли,которую им предстоит выполнять на бу­дущей работе.
Рассмотрениепрофессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной нетолько местом индивида в системе объективных социальных отношений, но исовокупно­стью осуществляемых им функций, дает возможность обоз­начить уровнипрофессиональной деятельности социального ра­ботника [7,54](И.А.Зимняя). К нимотносятся: практическая соци­альная работа с клиентом; организация икоординация этой ра­боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со­циальныхслужб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство всоциальной работе; исследования в со­циальной работе. Соответственно, можновыделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальныйработник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь.Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфическиеспособности (напри­мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет при­оритетнуюценность формируемых в процессе подготовки уме­ний (например, функция«посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих,каждая профессио­нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемыхисполнителем (например, коммуникативная функция активно­го слушания входит вфункционал практического социального работника).
Можно более подробнорассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.
Прежде всего социальныйработник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Онсодействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, сдругой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.
Осуществление этихфункций возможно при определенных условиях:
понимание социальнымработником проблем клиента;
способность социальногоработника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненныхпроблем клиента;
знание посредникомсоциальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;
знание социальнымработником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представителикоторых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;
наличие взаимопониманияразличных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социальногоработни­ка стать посредником в их общении;
делегирование клиентомсоциальному работнику предста­вительных полномочий;
делегирование социальномуработнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений иорга­низаций;
признание правасоциального работника на частичное представительство смежных профессий;
доверие сторон посреднику,что достигается его профес­сионализмом .
Профессиональные ролисоциального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно.Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [7,257]:
—        Социальныйработник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности(находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыминекоторому насилию (находящихся в состоянии рис­ка). Задачей этого социальногоработника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Этароль мо­жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).
Брокер (Broker) —социальный работник, направляющий
людей в существующие службы, которые могут быть им полез­
ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­
циальных служб и связать эти службы.
Посредник, «буфер»(Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми,человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласияи продуктивно работать вместе.
Адвокат, защитник(Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей,нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание,помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах илиимеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
Оцениватель (Evaluator) —социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей,групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.
Мобилизатор (Mobilizer) —социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает,активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как ихсоберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и наиндивидуальном уровне.
—Учитель (Teacher) —социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людямразвивать умения.
Корректор поведения(Bavior Charger) — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внестиизменения в
поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Консультант (Consultant)— социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками илиагентст­вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше­нии проблемклиента.
Проектант сообществ(Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программдеятельности со­ обществ.
Менеджер информации (Datamanager) — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализируетдан­ные о социальной среде.
Администратор(Administrator) — социальный работник, который управляет агентством,учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.
— Практик (Caregwer) —социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу(фи­зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах [9,82].
Функционал этих ролейдостаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условияпрактической ра­боты — с детьми, подростками, пенсионерами, безработны­ми,инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективностипрофессиональной деятельности социально­го работника.

Литература
1.   Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.
2.   Бочарова В.Г. Педагогика социальнойработы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
3.   Бочарова В.Г. Задачи и перспективыразвития социаль­ной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.
4.   Государственный образовательныйстандарт высшего про­фессионального образования.— М.: Изд-во Госкомитета РФ повысшему образованию, 1995
5.   Данакин Н.С. Смысл и профессиональныеособенности социальной рабо­
ты // Российский журнал социальной работы. — 1999. — № 1. — С. 25—32.
6.   Демидова Т.Е. Профессиональноеобщение социального работни­
ка. — М., 1994.
7.   Зимняя И.А. Профессиональные роли ифункции социального работника (об­
щие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной рабо­
ты. — 1995. — № 1. — С. 79—82.
8.   Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И.Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальнаяработа.— 1992.— № 5.- С.15
9.   Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория ипрактика общения (коммуникативная
профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной ра­
боты. — 2001. — № 1. — С. 82—87.
10.            ЛаврененкоИ.М.Личность и профессиональная деятельность социального ра­ботника (международныйопыт) // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 2. — С. 110—119.
11.            Никитина Л.Е.,Симонович В.Л. Практическое обучение со­циального педагога в вузе.— Березники:«Типография купца Тарасова», 1999.
12.            Образование вобласти социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школысоциальных и эконо­мических наук, 1996.
13.            Обучениесоциальной работе: Преемственность и инно­вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри;Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.
14.            Обучениесоциальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессовШкол социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
15.            Обучениесоциальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа:наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
16.            Обучениесоциальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальнойработы.— М.: АСО­ПиР, 1997.
17.            Полонский В.М.Словарь понятий и терминов по законода­тельству Российской Федерации обобразовании.— М.: МИРОС, 1995.
18.            Программы высшихучебных заведений для специально­сти № 03.11.00 «социальнаяпедагогика»: В 4 ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.
19.            Рыбакова Н.А. Квопросу о профессиональном воспитании: путеводитель про­
фессионального становления социального работника // Российский журнал соци­
альной работы. — 1996. — № 1. —С. 117—122.
20.            Социальная работаи подготовка социальных работников в Вели­
кобритании, Канаде, США. — М., 1992.
21.            Социальнаяработа. — М., 1997.
22.            Топчий Л.В.Проблемы подготовки кадров социальных ра­ботников в Российской Федерации //Социальная рабо­та.— Вып.2.— М.,1992.
23.            Фирсов М.В.Теориясоциальной работы. – М.,1999- 431с.
24.            Фирсов М.В.Введение в специальность и основы профессиональ­
ной этики социального работника. — М., 1993.
25.            Холостова Е.И.Профессиональный и духовно-нравственный порт­
рет социального работника. — М.,1993.
26.            Шмелева Н.Б.Профессиональное развитие личности социального
работника в системе подготовки и переподготовки кадров. — Ульяновск,
1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.