Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Социология"


Система методов работы социальных педагогов

Введение
Сегодня ни одно развитоегосударство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку вуниверситетах и специальных учебных заведениях. Социальные работникипрофессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в ихповседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по­жилымлюдям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам спсихическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из«групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимаютсоци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов,призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
В конце XX века в Россиив условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера иформ социальных отношений, потери для многих людей социальных перспективвозросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливаетзначимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальнойработы.
На протяжении последнихчетырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональнойдеятельности, одновременно являющийся специальностью в сис­теме высшегообразования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научнаяспециальность — социальные науки.
Социальная работа как видпрофессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в КвалификационныйСправочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность«специалист по социальной работе».
Профессиональноестановление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования»личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитиюак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения кпрофессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
В общей стратегииразвития социального образова­ния вопрос о специализациях являетсяприоритетным.
Актуальность нашегоисследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро­совсоциальной работы — вопрос о принципах и фор­мах работы специалистов в областисоциальной работы.
Данное исследованиепосвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных педагогов.
Отсюда и цель нашейработы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов  вРоссийской Федерации.
Объект исследования:особенности работы социального  педагога.
Предмет исследования: экономико– правовая система процесса работы  социального педагога в России.
Задачи исследования:
— обобщить научнуюлитературу по теме социальной работе
— выявить систему ;
 -обосновать пути решенияпроблемы успешной работы  социальных педагогов.
В данной работе мыприменили следующие методы  исследования: изучение, анализ и обобщениеисточников по данной теме.
Работа состоит извведения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Системаподготовки социальных работников в России
1.1.Социальная работакак учебная дисциплина 
Как отдельное направлениеобщественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельностисоциальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда ПостановлениемГоскомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочникдолжностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., былдополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56].Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентомпринятой в мире должности «социальный работник»[2,37].
12 октября 1994 г.Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовалотарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальнойработе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя изтарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функцииспециалистов по социальной работе:
аналитико-гностическая(выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в томчисле несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальнойподдержки, и осуществление их патронажа);
диагностическая(установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по местужительства, работы и учебы);
системно-моделирующая(определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям,оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);
активационная (содействиеактивизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи илисоциальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
действенно-практическая(помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением;необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь воформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временноесоциальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещениинуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление всоответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявленияиска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организацияобщественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;—выступление в качестве их общественного защитника в суде);
организаторская(координация деятельности различных го­сударственных и негосударственныхорганизаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержкеграж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сетиучреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая(повышение своей квалификации и  профессионального мастерства).
Должность специалиста посоциальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли —социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по деламмолодежи[12,78].
В сфере социальной защитынаселения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений,сеть которых ди­намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600центров социального обслуживания, 115 центров социальной по­мощи семье и детям,36 центров психолого-педагогической помо­щи населению и экстреннойпсихологической помощи по телефо­ну, 132 социальных приюта для детей иподростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8центров по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита­ционныхцентров для детей и подростков с ограниченными воз­можностями, 35 учрежденийдля лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В нихтрудятся не­сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].
В стадии решениянаходится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе вучреждениях здравоохране­ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировойпрак­тике.
Правовой основойдеятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проекткото­рого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].
В качестве специальностипо дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открытаПриказом Гос­комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «со­циальная работа»,предусматривающий четырехлетний срок обу­чения с присвоением квалификации«социальный работник»[12,69].
Учебный план включаетобщегуманитарные дисциплины (фи­лософия, политология, теория и история мировойи отечествен­ной культуры, основы экономической теории и др.) и дисципли­ны,непосредственно связанные со специальностью: теория и ме­тодика социальнойработы (методологические основы социальной работы; содержание, направление,методы и технология социаль­ной работы; организация социальной работы;практическая пси­хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци­альнойработы), социология (общая социология; общая социаль­ная технология; социологиясемьи), психология (введение в пси­хологию; дифференциальная психология;возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальнаяпедагогика; об­щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги­ка),правоведение (теория государства и права; гражданское пра­во; семейное право;жилищное право; трудовое право; право со­циального обеспечения; уголовное правои криминалистика), ме­дико-социальные основы здоровья (организацияздравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про­блема;основы здорового образа жизни с вопросами профилакти­ки наркомании, защитыребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенностиорганизма челове­ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение впедиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение вгеронтологию; вопросы эпидемиологии и про­филактики инфекционных заболеваний[4,12].
На период утвержденияучебного плана по специальности «со­циальная работа» предусматривалось пятьспециализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру­довыхколлективах; медико-социальная помощь населению; соци­альная работа с семьями идетьми группы риска; социальная рабо­та с молодежью. Силами временного научногоколлектива под ру­ководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше стапрограмм по дисциплинам базового курса и специализаций.
С сентября-декабря 1991г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовкекадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количествовысших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и пере­подготовку,приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обученияначалась в Амурском, Башкирском, Ива­новском, Северо-Осетинском, Удмуртскомгосударственных уни­верситетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институ­те,Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов.Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].
Решен принципиальноважный вопрос о переходе на подго­товку по социальной работе на трех уровняхвысшего профессио­нального образования. Утверждены в качестве государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образо­вания «Требования кобязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки бакалавра по направлению521100 — «социальная работа»»[4,7].
Современное видениесоциальной работы как профессиональ­ной деятельности потребовало внесения вучебный план сущест­венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы­ремциклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история,право, экономика, культуро­логия, политология и др.), общие математические иестественно­научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель­наятехника, концепции современного естествознания и др.), об­щепрофессиональныедисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, историясоциальной работы в Рос­сии, социальная работа за рубежом, психология,практическая пси­хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль­наяпедагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло­гия, социальное право,этика социальной работы, экономика со­циальных служб, менеджмент социальнойработы), дисциплины специализации[4,7].
В общей стратегииразвития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров поспециаль­ности «социальная работа» должна быть в определяющей степенинаправлена на будущую профессиональную деятельность студен­тов, т.е. иметь нетолько фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.
Таким образом, одной изважнейших задач в обучении студен­тов социальной работе является интеграциятеории и практики.
Практика остается широкимполем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, онапредставляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем,имеющих место в социальной сфере.
В вузах России издавнасложилась традиция проведения прак­тики на старших, выпускных курсах, когданепосредственно про­исходит подготовка студентов к специальности, тем самымизна­чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак­тическихнавыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложнойнаучно-методической проблемой в современных ус­ловиях является необходимостьсоздания системы практической подготовки к социальной работе в процессеобучения. В вузах Рос­сии предпринята попытка структурирования всех активныхформ обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб­ных планахфакультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохожденияпрактики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активнымучастием практи­ков.
Так, многие темы по курсутеории и методики социальной ра­боты читаются специалистами из Министерствасоциальной за­щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей,представителями территориальных центров, социальных служб. Становитсятрадицией, что в проведении семинарских за­нятий, круглых столов наряду спреподавателями участвуют и прак­тические социальные работники. Такой подходспособствует при­ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо­собствуетаккумуляции накопленного опыта.
Систематизация практикипредпринимается с 1 курса обуче­ния студентов. После 12-часовой программы«Введение в специ­альность» начинается ознакомительная практика. Она проходит всентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способст­вует раннейсоциальной ориентации будущих специалистов. Имен­но здесь они получаютинформацию о различных направлениях социальной работы, об организационныхструктурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].
Для проведенияознакомительной практики формируются груп­пы практикантов, назначаетсяруководитель практики. Опреде­ляются ее цели и задачи, основным содержаниемкоторых яв­ляются повышение информационно-коммуникативного уров­ня студента,формирование начальных знаний о социальных про­блемах и попытках государства поих решению, обучение элемен­там наблюдательности, общения, действия в оказаниипомощи и поддержки клиентам.
Руководитель практикидает каждому студенту конкретные по­ручения, поддерживает и контролируетпрактиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находитьнужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогамознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил статьсоциальным работником», а также отвеча­ют на вопросы анкеты, разработаннойдеканатом факультета.
После завершенияознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работыи курс «Теоре­тико-методологические основы социальной работы»[6,9].
На 2-м году обучениястепень практики усложняется. Продол­жается чтение теоретического курсасоциальной работы, ее орга­низационных основ. Одновременно к основному курсупредлага­ется ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цельпрактики — обучение навыкам общения с объектом социаль­ной работы. Аудиторныезанятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций,встреч с практически­ми работниками.
В ходе проведенияучебно-практических занятий преподавате­ли ставят своей целью формированиенравственно-целостных ори­ентации будущего специалиста, его гуманистическогоотношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со­циальнойработе в России.
После завершения курса«Теория и методика социальной ра­боты» студенты проходят практику втерриториальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даютсяразличные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержа­ниепостоянного контакта с практическими социальными работ­никами. Он вместе соспециалистами территориальных центров занимается планированием работы,присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программоказания помощи на­селению.
Им присваиваетсяквалификация «специалист по социальной ра­боте с семьями и детьми группы риска».
«Медико-социальная помощьлюдям пожилого возраста и инва­лидам в условиях стационарных учрежденийсоциального обслужи­вания»: место работы специалистов — в домах-интернатах систе­мыМинсоцзащиты России; присваивается квалификация «специ­алист помедико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;
«Социальная реабилитациялиц без определенного места жи­тельства и занятий»: осуществляется подготовка кработе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных группнаселения; присваивается квалификация «специалист по социаль­ной реабилитациилиц без определенного места жительства и заня­тий»;
«Социальная работа слюдьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальностисуществует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи надому, специ­альных домах для одиноких престарелых; присваивается квалифи­кация«специалист по социальной работе с людьми пожилого возрас­та»[4,18].
Специализациями, введениекоторых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются: «Социальна я работав учрежде­ниях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях»,«Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальнаяработа в пенитенциарных учреж­дениях», «Социальная работа на производстве»,«Социальная рабо­та с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалифи­кации:специалист по социальной работе в учреждениях здраво­охранения, учебныхзаведениях и т.д[14,81].
В зависимости от выбораспециальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации,широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи­яхсоциальной работы, систематизируют теоретико-методологи­ческие знания вприменении к практике.
На 3-м курсе обученияпреподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательскойдеятельности, привле­кая их к разработке исследовательских проектов посоциальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга,научных кружках и конференциях. Кроме того, осо­бое внимание уделяетсяформированию у них усиленной мотива­ции к самостоятельной работе в различныхуправленческих струк­турах социальной сферы.
Практика на 3-м курсепосвящается отработке методов и при­емов работы с различными категорияминаселения. Практикант получает конкретное задание, сформулированноепреподавателя­ми и руководителями территориальных центров социальных ус­луг, азатем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работес клиентом: проводит беседы, консульта­ции, участвует в выработке решения,учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.
По завершении практикистудент сдает экзамен по курсу «Тех­нологии социальной работы». На основанииотчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации повнедрению основных принципов и методов социальной работы.
На 4-м курсеинтегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанныхс социальным управле­нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода­тельстве,организационных структурах социальной сферы.
Продолжаетсясистематизация практической подготовки, на­правленной на укреплениетеоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовкесоциального работ­ника, а также на создание различных моделей социальных служб,на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин­дивида, группы иобщества.
На этом этапеотрабатываются навыки в области консультиро­вания клиентов, в совершенствованииметодик коммуникативно­го общения, управленческо-организационной деятельности.Сту­денты проходят практику на базе стационарных социальных уч­реждений иобщественных благотворительных организаций. Од­ним из ее направлений являетсяизучение психологических аспек­тов, проблем борьбы с детской преступностью,профилактики от­клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга­низаций,оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели изавершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.
На наш взгляд, следуетосуществлять обучение по двум специ­альностям, что даст выпускникам вузовбольше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации«Органи­зация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенныхпо первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве»и любой другой из определен­ных по второму признаку.
Сегодня важно обеспечитьнеобходимую программно-методи­ческую базу обучения и практики, переработать идополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип­линбазового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующихучебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методическиеэкспериментальные центры соци­ального обслуживания населения и т. д.
В организации этой работычрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов РоссийскойФедерации по об­разованию в области социальной работы, созданного ГоскомвузомРоссии на базе Московского государственного социального уни­верситета иАссоциации коллективов вузов и школ социальной работы.
В процессе всестороннейреорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новымэкономическим отно­шениям, формируются и развиваются адекватные рыночной эко­номикесоциальные институты и явления. Среди них — социаль­ная работа, нравственный,интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россиюпо пути постро­ения социального и правового государства, гражданского общест­ва,стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегосяв сложной жизненной ситуации, на госу­дарственную поддержку и заботу.
На завершающем этапеобучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика врегиональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах иуправле­ниях). Завершением практики является подготовка и защита дипломногопроекта.
В большинстве случаевпреддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагаетсядальнейшая работа выпуск­ника института. Руководитель преддипломной практикиразраба­тывает план-задание на этот период времени, осуществляет кон­сультациии контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта иего подготовке. Наиболее интерес­ные выдержки из проектов публикуются внаучно-исследователь­ских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом,во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практичес­каяподготовка к социальной работе. В целом она составляет око­ло 20% от общегообъема нагрузки. Много это или мало? По срав­нению с зарубежным опытом —значительно меньше (в ряде евро­пейских стран на практику отводится до 40%учебного времени)[5,8].
Поэтому одной из проблемдальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часовдля практической подготовки.
Необходимо решать иоставшиеся проблемы, а именно:
проблемы целенаправленнойподготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработкиу них установки на контакты взаимного сотрудничества;
проблемы обучения поорганизации практики преподава­тельского состава (семинары, обмен опытомработы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере),выра­ботки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].
Не менее важной являетсяи проблема формирования потреб­ностей и интересов студентов в подготовке кпрофессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.
В то же время в процессеподготовки студентов к профессио­нальной деятельности представляетсяцелесообразным сократить направление специализаций.
По отзывам студентов,практика помогает им самоутверждать­ся в выборе профессии, способствуетпониманию того, что про­фессия социального работника — это работа истинныхэнтузиас­тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующихпрофессиональной технологической подготовки.
Приведем высказываниестудентки: «… Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданнойсоциальной помощи было бы очень тяжко… Для таких социальный работник — «светв окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно,получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].
Итак, профессиональноестановление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования»личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитиюак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения кпрофессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
 
1.2. Проблемыпрофессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе
Самодвижение личности квершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:
«оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выборпрофессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;«профессиональная подготовка» — формирование профес­сиональной направленности исистемы профессиональных зна­ний, умений и навыков, приобретение опытатеоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;«профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новойсоциальной роли, профессиональное само­определение, формирование личностных ипрофессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
«профессионализация»—формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных ипрофессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нальнозначимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональнойдеятельности;
—        «профессиональноемастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональнойдеятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижныхинтегральных психологических новообразований[9,71].
Профессионализм как одноиз ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основеличностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере­совсоциального работника. Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению вреальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующихзадач:
развитие личностногоинтереса к выбранной профессии;
формированиепервоначальных представлений об основах профессиональной работы;
формированиепрофессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;
—формированиепрофессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].
Таким образом,профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решениемпрофессионального са­моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде­литьсяв своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать векторпрофессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:
чего он хочет в своейпрофессии;
что он должен предпринятьв своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;
что он может (должен)сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?
Задача профессиональногостановления может быть решена лишь посредством реализации « личностноориентированной пе­дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци­альногоработника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только приусловии формирования особых личностных качеств. Богатство его личностиприобретает обще­ственную значимость, становится условием развития как про­изводственных,так и социальных отношений.
Миссия социальногоработника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая«чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, исвоим предназначением, с другой, социальный работник по­могает социальнобольным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивныхжизненных позиций, не­совершенства общественных отношений, поведенческих стерео/>типов, негативных установок, не нашедшей выходаагрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само­стоятельнорешать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественноесознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностныевозможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности,нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностнозрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящихперед ним социальных задач[2,56].
Личностная зрелостьпроявляется в умении соединять, со­относить свои индивидуальные особенности,статусные и воз­растные возможности, собственные притязания с требования­миобщества и окружающих. Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную,когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типамобщения. Поэто­му в процессе формирования личности социального работника,включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человекастоль важную роль играет профессио­нальное воспитание.
В широком смыслепрофессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; вузком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия длярешения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальныхработников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять своюдеятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях[7,90]   Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечатьследующим специфическим требованиям:
создание условий длясвободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальнойработе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­колюбия;
усиление творческойнаправленности процесса обучения и, как следствие, личности каждогообучающегося;
подготовка обучающихся квхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» иуспешной адаптации в ней;
создание условий дляобучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;
создание условий дляпоощрения уникальности и непо­ вторимости личности будущего социальногоработника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы —становления мастерства;
создание условий дляформирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося ипозитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;
организация учебногопроцесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развитиясвойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения,взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].
Профессиональноевоспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себяпрофориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про­исходитосознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которойзаключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилияхстать сво­бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ­номвоспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлениюнамеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовойдеятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функциясобственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процессобразования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесссамообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессиональногосамовоспитания социального ра­ботника обусловлены конкретно-историческойситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная,общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессиональногообразования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавалсоциальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к немупредъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условияхчеловек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Теория профессиональноговоспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания трудакак ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому видудуховной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теориейпрофессионального становления как единства социального заказа и самоопределенияличности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работкижизненной стратегии личности на основе ценностно — смыслового самоопределения;реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта.Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс,обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональномутруду в качестве субъекта этой деятель­ности. Это определяетличностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения ивоспитания, а именно:
профессиональноестановление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает каквнешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­паеткак средство, обеспечивающее это единство;
главной проблемойобучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания являетсяпрофессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гическойниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своихпотребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретениепрофессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческойпозиции и жизненной стратегии;
задача возрожденияРоссии, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственныекультурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новыхподходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебныхкурсов в рамках этих систем;
учебный процесс долженстроиться на основе согласован­ ности традиций и инноваций, использованияактивных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов имодульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибкихтеоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;
—        практическоеосвоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общениестановится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается«ограниченность индивидуального бытия»[10,189].
К принципампрофессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческогосаморазвития личности:
сочетание логического иэвристического, рационального и эмоционального;
осуществление своегосаморазвития через непрерывное са­мосовершенствование ;
распространениесобственного опыта и знаний.
2.Принцип самопознания:
ориентация нарефлексивное мышление;
осознание своих сильных ислабых качеств;
опора на свои сильныекачества, признание слабых и ра­бота над ними;
использование тестов,самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
анализ причины своихуспехов и неудач.
3.Принцип приоритетапрактики:
признание необходимостиизучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
практическая реализациясвоих идей;
изучение теории не толькос целью ее понимания, но и по­следующего применения.
4.Принцип сотворчествапреподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:
проявление доверия,искренности, терпимости, демокра­тичности;
—        решение общихзадач, помогая другим и принимая их по­мощь.
5.Принцип историзма:
изучение истории обществаи социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;
анализ прошлогоположительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящеевремя[20,254].
Профессиональныеособенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).
Принципиальнойособенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер.Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализмимеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненныхпроблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальноесодержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежныхпрофессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основевзаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Еще одна важнаяособенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническомхарактере, что явля­ется следствием ее на целостного человека и ориентации нажиз­ненные проблемы реальных людей.
Основные направленияпосредничества:
между клиентом иразличными социальными институтами;
между клиентом и другимиспециалистами;
между другимиспециалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;
между клиентами.
Роли социальногоработника в учреждениях социального об­служивания. Классификация и типологияролей. Проблемы ро­левого репертуара профессиональной деятельности социально­гоработника в свете требований государственных стандартов подготовки социальногоработника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональнымролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этихролей в зависимости от склонностей, интересов, способно­стей будущегосоциального работника? Какие функции вклю­чает каждая профессиональная рольспециалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесениеуме­ний и навыков, необходимых специалисту, с каждой функци­ей и с каждойпрофессиональной ролью. При этом специализа­ция может быть ориентирована нетолько по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделыуправления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицамис наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли,которую им предстоит выполнять на бу­дущей работе.
Рассмотрениепрофессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной нетолько местом индивида в системе объективных социальных отношений, но исовокупно­стью осуществляемых им функций, дает возможность обоз­начить уровнипрофессиональной деятельности социального ра­ботника [7,54](И.А.Зимняя). К нимотносятся: практическая соци­альная работа с клиентом; организация икоординация этой ра­боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со­циальныхслужб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство всоциальной работе; исследования в со­циальной работе. Соответственно, можновыделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальныйработник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь.Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфическиеспособности (напри­мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет при­оритетнуюценность формируемых в процессе подготовки уме­ний (например, функция«посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих,каждая профессио­нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемыхисполнителем (например, коммуникативная функция активно­го слушания входит вфункционал практического социального работника).
Можно более подробнорассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.
Прежде всего социальныйработник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Онсодействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, сдругой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.
Осуществление этихфункций возможно при определенных условиях:
понимание социальнымработником проблем клиента;
способность социальногоработника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненныхпроблем клиента;
знание посредникомсоциальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;
знание социальнымработником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представителикоторых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;
наличие взаимопониманияразличных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социальногоработни­ка стать посредником в их общении;
делегирование клиентомсоциальному работнику предста­вительных полномочий;
делегирование социальномуработнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений иорга­низаций;
признание правасоциального работника на частичное представительство смежных профессий;
доверие сторон посреднику,что достигается его профес­сионализмом .
Профессиональные ролисоциального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно.Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [7,257]:
—        Социальныйработник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности(находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыминекоторому насилию (находящихся в состоянии рис­ка). Задачей этого социальногоработника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Этароль мо­жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).
Брокер (Broker) —социальный работник, направляющий
людей в существующие службы, которые могут быть им полез­
ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­
циальных служб и связать эти службы.
Посредник, «буфер»(Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми,человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласияи продуктивно работать вместе.
Адвокат, защитник(Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей,нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание,помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах илиимеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
Оцениватель (Evaluator) —социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей,групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.
Мобилизатор (Mobilizer) —социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает,активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как ихсоберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и наиндивидуальном уровне.
—Учитель (Teacher) —социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людямразвивать умения.
Корректор поведения(Bavior Charger) — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внестиизменения в
поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Консультант (Consultant)— социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками илиагентст­вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше­нии проблемклиента.
Проектант сообществ(Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программдеятельности со­ обществ.
Менеджер информации (Datamanager) — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализируетдан­ные о социальной среде.
Администратор(Administrator) — социальный работник, который управляет агентством,учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.
— Практик (Caregwer) —социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу(фи­зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах [9,82].
Функционал этих ролейдостаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условияпрактической ра­боты — с детьми, подростками, пенсионерами, безработны­ми,инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективностипрофессиональной деятельности социально­го работника.

Литература
1.   Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.
2.   Бочарова В.Г. Педагогика социальнойработы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
3.   Бочарова В.Г. Задачи и перспективыразвития социаль­ной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.
4.   Государственный образовательныйстандарт высшего про­фессионального образования.— М.: Изд-во Госкомитета РФ повысшему образованию, 1995
5.   Данакин Н.С. Смысл и профессиональныеособенности социальной рабо­
ты // Российский журнал социальной работы. — 1999. — № 1. — С. 25—32.
6.   Демидова Т.Е. Профессиональноеобщение социального работни­
ка. — М., 1994.
7.   Зимняя И.А. Профессиональные роли ифункции социального работника (об­
щие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной рабо­
ты. — 1995. — № 1. — С. 79—82.
8.   Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И.Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальнаяработа.— 1992.— № 5.- С.15
9.   Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория ипрактика общения (коммуникативная
профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной ра­
боты. — 2001. — № 1. — С. 82—87.
10.            ЛаврененкоИ.М.Личность и профессиональная деятельность социального ра­ботника (международныйопыт) // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 2. — С. 110—119.
11.            Никитина Л.Е.,Симонович В.Л. Практическое обучение со­циального педагога в вузе.— Березники:«Типография купца Тарасова», 1999.
12.            Образование вобласти социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школысоциальных и эконо­мических наук, 1996.
13.            Обучениесоциальной работе: Преемственность и инно­вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри;Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.
14.            Обучениесоциальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессовШкол социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
15.            Обучениесоциальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа:наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
16.            Обучениесоциальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальнойработы.— М.: АСО­ПиР, 1997.
17.            Полонский В.М.Словарь понятий и терминов по законода­тельству Российской Федерации обобразовании.— М.: МИРОС, 1995.
18.            Программы высшихучебных заведений для специально­сти № 03.11.00 «социальнаяпедагогика»: В 4 ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.
19.            Рыбакова Н.А. Квопросу о профессиональном воспитании: путеводитель про­
фессионального становления социального работника // Российский журнал соци­
альной работы. — 1996. — № 1. —С. 117—122.
20.            Социальная работаи подготовка социальных работников в Вели­
кобритании, Канаде, США. — М., 1992.
21.            Социальнаяработа. — М., 1997.
22.            Топчий Л.В.Проблемы подготовки кадров социальных ра­ботников в Российской Федерации //Социальная рабо­та.— Вып.2.— М.,1992.
23.            Фирсов М.В.Теориясоциальной работы. – М.,1999- 431с.
24.            Фирсов М.В.Введение в специальность и основы профессиональ­
ной этики социального работника. — М., 1993.
25.            Холостова Е.И.Профессиональный и духовно-нравственный порт­
рет социального работника. — М.,1993.
26.            Шмелева Н.Б.Профессиональное развитие личности социального
работника в системе подготовки и переподготовки кадров. — Ульяновск,
1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.