Реферат по предмету "Социология"


Семья и дискриминация женщин в семье

УЛИМ
ФАКУЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРЕДМЕТ:СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РЕФЕРАТ
ТЕМА:СЕМЬЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
КИШИНЁВ2009

Содержание
Положение женщины в семье как экономическая и социокультурнаяпроблема
Функции семьи и роль женщины в современной семье
Домашний труд и его структура
Домашнее хозяйство и труд женщины
Литература

Положение женщины в семье какэкономическая и социокультурная проблема
Процессыглубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностныхприоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение вней женщины.
Семья в современныхусловиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает каксоциальный институт, с присущими ему местом и ролью, и выполняет рядспецифических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то жевремя семья — это малая социальная группа, которой свойственны сплоченность,единство членов семьи, внутрисемейные отношения, традиции и др. И, наконец,в-третьих, семья — это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенныхпотребностей человека.
Созданию семьипредшествует брак как парное отношение, основанное на взаимной привязанности,любви, заботе, интимных отношениях. Брак определяется биологическими (возраст,физическое состояние), нравственными (подготовка к браку), психологическими(интимные отношения) и экономическими (материальное положение, наличие жилья)факторами.
Брак — это историческиизменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредствомкоторой общество упорядочивает и санкционирует отношения между мужчиной иженщиной. Брак — это добровольный союз. К. Маркс писал: «Никто непринуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчинятьсязаконам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака,не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец — природуи законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволувступившего в брак, а, наоборот, произвол вступившего в брак должен подчинятьсясущности брака»'. Брак регулируется правовыми нормами, обычаями,традициями, религией. В его основе лежат забота, общение, совместное добываниесредств для жизни, взаимная материальная и духовная поддержка, ведениехозяйства, организация досуга.
Семья — это социальнаяобщность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы всовместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношенийсупругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.
Задачи семьи —воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельностиродителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных(естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенныхнравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.
Современная семья встречаетсяс огромными проблемами, которые могут быть разделены на институционные,внутрисемейные и фоновые, непосредственно связанные с особенностямисоциально-экономической ситуации. Все эти проблемы безусловно взаимосвязаныдруг с другом и для смягчения их остроты требуется приоритетность семейнойполитики государства, а также обеспечение одинаковых прав мужчин и женщин вовсех вопросах жизнедеятельности семьи.
Положение семьи, уровеньее благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами,определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенностисоциально-экономических преобразований последнего десятилетия негативноповлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессыжизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числаразводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности растет опасностьсоциальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков однойиз господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующимрегулятором общества.
Кризисное состояниесоциально-экономической сферы, обострение политических, демографических,межнациональных противоречий оказывают существенное влияние на качество жизнивсех граждан, и в первую очередь женщин, имеющих малолетних детей идетей-инвалидов, одиноких родителей.
За годы экономическихпреобразований состав малоимущего населения страны структурно существенноизменился: значительно снизился удельный вес лиц старших возрастов и возросладоля экономически активного населения трудоспособного возраста, т.е. вкатегорию бедных все более и более попадают семьи с детьми.
В условиях кризисаобостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы впользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. Вто же время высокая ее занятость в общественном производстве становится однимиз основных факторов снижения рождаемости.
Социально-экономическаядифференциация общества приближается к черте, за которой может наступить резкаясоциальная поляризация населения, абсолютное обнищание значительной ее части.
В Конвенции о ликвидациивсех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщины вблагосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полногопризнания социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье ивоспитании детей, ибо это требует совместной ответственности мужчины и женщины,а также всего общества в целом. Для достижения полного равенства между мужчинамии женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин вобществе и в семье.
Не остается без вниманияпроблема семьи и в Российской Федерации, где в Конституции (п. 1 ст. 38)сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитойгосударства». А в п. 2 четко определены роли родителей: «Забота одетях, их воспитании — равное право и обязанность родителей».
Перед женщиной стоитпроблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать,что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлятьпредприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенностьсемьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность инеобходимость женщинам искать выход.
Вызывает озабоченностьразрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещатьпрофессиональную деятельность с работой по дому. Широко распространенныепатриархатные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительныетрудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, междуродителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительногоотношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимостисовместными усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемаянаркомания и алкоголизм приводят подчас к невозможности рациональнойорганизации отдыха семьи, использования коллективных форм воспитанияподрастающего поколения в сочетании с семейным.
Перед современной семьейстоит проблема нравственного воспитания, но, к сожалению, средства массовойинформации не способствуют решению этой задачи, формированию чувства уважения.Угар секса оборачивается бездуховностью и опустошенностью.
Для сохранения семьи ипрестижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, гдеглавным принципом является создание равных стартовых возможностей для всехчленов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции, в статье 5, четкоопределена сущность этой модели. Государства-участники принимают всесоответствующие меры для: изменения социальной и культурной модели поведениямужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочейпрактики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного изполов или стереотипности роли мужчин и женщин.
Новая модель предполагаетобщее участие в формировании личности ребенка, ответственность за воспитаниедетей, одинаковые права и обязанности родителей, преобладание интересов детей всемье, изменение существующих традиций в отношении женщин.
Функциисемьи и роль женщины в современной семье
Под функцией в семьеследует понимать внешнее проявление свойств какого-либо субъекта в даннойсистеме отношений (семье), определенные действия по реализации потребностей.Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность еедеятельности. Целенаправленные действия следуют из необходимости удовлетворенияпотребностей, представляющих воспроизведение объективно осознанных мер идействий. В более конкретном смысле функции семьи представляют набористорически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется вкаждую историческую эпоху. Следовательно, эти функции изменчивы.
Семья как социальныйинститут органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственновытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сферамежличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции.
Можно выделить функцииобщества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи поотношению к личности и личности по отношению в семье. В связи с этим функциисемьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) ииндивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны спотребностями общества в институте семьи и с потребностями личности впринадлежности к семейной группе.
Функции семьи глубокоисторичны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельностиобщества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и ихиерархия.
Значительнуючасть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейшихфункций более подробно.
Репродуктивная функция —это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворениепотребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни,в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социальнообусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина ввыполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этойфункции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологиединодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детейзаметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще несвязывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачнорожденных детей.
Экономическая функциявыполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличиинеполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функцийдеторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводствосредств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Этафункция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзяисключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующимэкономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.
В основе экономическойфункции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержканесовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств дляудовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьиосуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но ихарактера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личныхинтересов членов семьи.
Воспитательная функция,чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личностиподрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества иудовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми,их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Теперь, когдаликвидировано значительное количество детских учреждений вся тяжесть воспитаниялегла на родителей. Воспитание — это прежде всего адаптация ко всейсовокупности общественных ценностей, формирование жизненных позиций.
Воспитательная функциядолжна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социальноговоздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствиеинтеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей — залогвоспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви,собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия.Воздействие осуществляется через непосредственное общение, трудовуюдеятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реальногоповедения.
Хозяйственно-бытоваяфункция — удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлениисил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьипо производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных еечленов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток наее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение,несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественномпроизводстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общихпринципов этики и эстетики нашего общества.
Функция первичногосоциального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи вразличных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность вотношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшегопоколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Онаосуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций принарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводствесоциальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общимтребованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому членусемьи и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей всоциальном продвижении.
Досуговая функция — ееглавная цель — общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Этафункция предполагает организацию рационального досуга при одновременномсоциальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеровотдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы,просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев идр.
Досуг — это сменадеятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этойфункции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени этоосознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция,моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплениюсемьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах идр. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту —чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.
Расширение сферы досугасвязано с увеличением свободного времени, представляющего меру богатстваобщества, предназначенного для образования, интеллектуального развития,общения, духовного совершенства. Увеличение свободного времени и рациональноеего использование — проблема огромной важности, показатель прогресса общества.
Сексуальная функция —соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членовсемьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимныхотношениях.
С этой функцией, с точкизрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкоераспространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин.Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактическиподдерживающие это тревожное социальное явление.
Многофункциональная рольженщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, нипрактически. Необходимо разработать национальный механизм управлениясоциальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальнойгруппе, и создания условий для практического применения в жизни теорииравенства семейных прав и обязанностей.
Домашнийтруд и его структура
Главная сферадеятельности женщин в семье — домашний труд. Домашнее хозяйство — составнаячасть быта, предоставляющего область социальной жизни, связанной свосстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческойдеятельности. Эта жизнедеятельность обеспечивается определенными формами испособами потребления и обслуживания, организацией и производством самихпредметов потребления, а также конкретными формами социальных отношений. Основубыта и бытовых отношений составляют личное, семейное и общественноепроизводство и потребление необходимых благ.
Домашнее хозяйство входитв сферу быта и составляет на современном этапе существования нашего обществаего важную часть. Оно является сферой человеческой деятельности, в которойкустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени организуется вся системапроизводства и потребления. За счет него осуществляется питание, стирка, уходза одеждой, помещением, уход за детьми и др.
Домашний труд необходимдля удовлетворения материально-бытовых нужд индивида, семьи, а подсобноехозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источникжизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих.Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и дополняетобщественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению.В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностейложится на плечи семьи и, в первую очередь, женщины, поскольку общественнаясфере оказания услуг и производства материальных благ значительно сократилась.Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку:приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другойчастью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи.
Обособленность домашнегохозяйства, то есть существование в рамках семьи, сохраняет старые традиции,превращающие женщин в придаток домашнего очага, и всячески препятствует еестремлению к равенству и свободе. В настоящее время все больше утверждаетсякульт вещей, «чуда-кухни», стимулируя дух потребительства, стремясьпревратить человека в обывателя, непрерывно гоняющегося за вещами, личнымдостатком.
Домашний труд, несмотряна его индивидуальную организацию, представляет общественно необходимый видтруда, поскольку обеспечивает жизнедеятельность человека или малой социальнойгруппы. Будучи дополнением к общественному производству предметов потребления иуслуг, он выполняет те функции, которые еще не в состоянии охватитьобщественная сфера обслуживания. Продукты, создаваемые этим трудом, не входят вэкономический оборот, они присваиваются внутри семьи.
Другой стороной домашнеготруда является его воспитательное значение. Поэтому, для оценки домашнего труданеобходим социологический анализ его характера и содержания, соотношениянепродуктивных, механических, и продуктивных, творческих, функций, которыйпозволит понять тенденцию его изменений в настоящее время.
Конвенция ООН «Оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» рекомендуетформирование новой модели взаимоотношений в семье, особенно между родителями,возлагая на них равную ответственность за формирование подрастающего поколения,его воспитание, в том числе — и отношения к домашнему труду. Имеется в видупрежде всего взаимная помощь, поддержка, коллективная работу по дому,соблюдение принципа равенства и социальной справедливости. Иными словами,домашний труд должен быть рационально организован, и тогда у всех членов семьибудет свободное время для творческого развития личности.
Домашнеехозяйство и труд женщины
Обособленность домашнегохозяйства, как правило, формирует индивидуалистические стремления испособствует формированию эгоизма отдельных членов семьи, поскольку бытовыехлопоты в основном ложатся на плечи женщины.
Домашнее хозяйствообъективно воспроизводит противоречия между общественно-производственнойдеятельность женщины и ее хозяйственно-семейными обязанностями. Оно сохраняетнеравенство женщины с мужчиной, и это неравенство остается до тех пор, покаженщины задавлена.
Домашнее хозяйство неотличается своей эффективностью: она в 7-8 раз ниже, чем в общественномпроизводстве материальных благ и услуг. Затраты труда и времени на одни и те жеоперации в общественном производства предметов потребления и в условияхдомашнего хозяйства различны. Так, на приготовление пищи, стирку белья и др. вдомашних условиях требуется в 3-4 раза больше затрат труда и в 4-5 раз времени,чем на предприятиях общественного бытового обслуживания. И все это лежит наплечах женщин, которые имеют фактически два рабочих дня. Один на производстве,другой — дома. Работа по дому проводится после или до очередного рабочего дняна производстве, поэтому производительность труда в домашнем хозяйстве уработающей женщины ниже, чем у неработающей.
В настоящее времядомашние обязанности женщин усложнились. Современный уровень экономическогоблагополучия, сокращение помощи государства в воспитании и материальнойподдержке детей требует более внимательного отношения к ним со стороныродителей, активного вмешательства в их учебный процесс, оказаниясоответствующей помощи. Больше стало затрачиваться времени на организациюпитания детей, уход за ними. Использование в домашних условиях техники вряд лиможно считать действенной мерой сокращения затрат труда. Все эти средствамеханизации, применяемые в домашнем хозяйстве, несомненно, еще крепчепривязывают женщину к домашнему, довольно ограниченному, узкому миру. Онастановится рабыней кухни, бытовой техники, за которой нужно ухаживать. Выхододин — развитие общественной бытовой сферы, которая, как и все остальное, внастоящее время переживает кризис. Однако на перспективу следует иметь в виду,что на первом плане в семье должен быть принцип сочетания общественных и личныхинтересов и на этой основе решаться проблема сокращения затрат труда и времениженщин на удовлетворение бытовых потребностей. Думается, что экономическоепреимущество общественного сервиса по сравнению с кустарным домашним хозяйствомнесомненно служит главным условием успешного решения внутрисемейных проблем. Ноэто преимущество должно преломляться через сознание людей, их психологию,моральные принципы, правовые нормы и др. В данном случае важное местоприобретает сознательная деятельность, идейная направленность, воспитательнаяработа, то есть то, что связано с теоретической стороной проблемы. Люди должныбыть приучены пользоваться материальными и духовными благами, исходя изразумных потребностей, рационально организовывать свой быт, используя в семьепринцип взаимопомощи. Но для этого нужен высокий уровень сознания и культуры.
Следует отметить, чтодомашнее хозяйство довольно часто организуется нерационально, и этосопровождается негативными последствиями для женщин: отсутствием условий ивремени для повышения своей квалификации, культурного уровня, образования ит.д. Кроме того, многие женщины, получившие специальное образование и имеющиеспециальность, вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь отобщественного производства, а часто и от активной общественной жизни.Следовательно, затраты государства на образование остаются не восполненными.
Нельзя отрицать иположительную сторону ведения домашнего хозяйства в семье: все это имеетопределенную моральную ценность, но, как известно, женщины выполняют этуфункцию без особого внутреннего призвания и желания и с большой охотойучаствуют в производственной и общественной деятельности даже в том случае,когда материально обеспечены. Ограниченность мелкого домашнего хозяйстваприводит не только к экономическим потерям, но и к отрицательнымпсихологическим последствиям — излишней раздражительности, чрезмернойозабоченности бытовыми мелочами, ухудшению настроения, физической подавленностии др. Такое психологическое воздействие домашнего труда на женщину подчасопределяет поведение человека и оказывает влияние на его отношение к другимлюдям, к действительности. Человек становится замкнутым, необщительным,ограничивает свой мир индивидуальными переживаниями, мало интересуетсяжизнедеятельностью коллектива, других людей.
Домашнее хозяйство всовременных условиях будет существовать, играя значительную роль в системенашего быта.
Важным направлением егосовершенствования является облегчение труда и сокращение затрат времениженщиной за счет создания внутрисемейной кооперации, основанной на подлинномравноправии при соответствующем распределении домашних обязанностей между всемичленами семьи, в том числе и детьми, которые должны выполнять посильную работу.Это способствовало бы смягчению возникающих внутрисемейных конфликтов и явилосьбы тем шагом, который необходим для укрепления отношений. Внутрисемейнаякооперация – это особая форма отношений, обеспечивающая такую организациютруда, при которой совместное участие членов семьи обязательно. Здесь всеобязанности распределяются поровну и предполагают сознательный подход кразделению труда с учетом возраста, склонностей и необходимости взаимосвязивсех трудовых процессов.

Литература
1. Феминология, Е.М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова, Изд.центр “Маркетинг”, Москва, 2001.
2. Феминология,Семьеведение, МГСУ “Союз”, Москва, 1997.
3. Краткаяэнциклопедия для женщин, “Мысль”, Москва, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.