Реферат по предмету "Социология"


Семья как институт первичной социализации ребенка

Содержание
Введение
1 Семья как институт первичной социализации ребенка
2 Основные характеристики детско-родительских отношений
3 Характер эмоциональных отношений
Заключение
Список литературы
Введение
Семья — малаясоциальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная насупружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой,родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры),порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).
Такоеопределение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичныхкритериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющиеключевое значение для понимания психологических закономерностейфункционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группыставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблемвнутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределениявласти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия какпостроения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей ит.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспектизучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи какмалой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью иэмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одномполюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношенияненависти, отвержения, зависимости, негативизма. [1]
Итак, цельюработы является рассмотрение психологических особенностей детско-родительскихотношений.
1 Семья как институт первичнойсоциализации ребенка
Важнейшаясоциальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья всовременном обществе рассматривается как институт первичной социализацииребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системойпредписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределениемежду родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющихсодержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственностьперед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастнымособенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающихоптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В историиродительства все более явной становится тенденция возрастания значенияинститута семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась наобщество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишьотносительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления егов трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но сизменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждойиз возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формыи средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главнымизадачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности вмладенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрастеи социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоениисистемы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности вмладшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии исамосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность иэмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость,длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельностьи сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержкаи инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальнойструктурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного иинтеллектуального развития ребенка.2 Основные характеристикидетско-родительских отношений
Детско-родительскиеотношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системыи могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованныевозрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительскиеотношения как важнейшая детерминанта психического развития и процессасоциализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональнойсвязи: состороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), состороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю.Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностныхотношений является их высокая значимость для обеих сторон;
•мотивывоспитания и родителъства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка вдетско-родительские отношения;
•удовлетворениепотребностей ребенка,забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия сребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешенияпроблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, ихсодержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления);родительский мониторинг;
• степеньустойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративныепоказатели детско-родительских отношений:
•родительскаяпозиция, определяемаяхарактером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания,образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительскогоповедения, степенью удовлетворенности родительством;
• тип семейного воспитания,определяемыйпараметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степеньюудовлетворения потребностей ребенка, особенностями рородительского контроля и степеньюпоследовательности в его реализации;
• образ родителя каквоспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель сталпредметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно.Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительскихотношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активнымучастником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку какобъекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитанияи равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. вобщественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительскихотношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активноготворца этих отношений.
Роль образародителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке вуказанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничествав решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условийгармоничного развития ребенка.3 Характер эмоциональных отношений
 
Родительскаялюбовь
Эмоциональнаясторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяетблагополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательногопотенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение кпартнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различноепроисхождение, психологическое содержание и динамику развития. Еслиприменительно к супружеским от: ношениям можно говорить о принципиальномравенстве партнеров — как в отношении генезиса, так и развития и реализацииэмоциональной связи, — то в случае детско-родительских отношений природадетской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношениеродителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви, причем всовременной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку материи отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятиемродительской любви используется термин «принятие», характеризующий аффективнуюокраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности.Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия)и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Термин «привязанность»{attachment)используетсядля обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теорияпривязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной висследовании феномена любви ребенка к родителю. Подчеркнем, что сама теорияпривязанности в рассмотрении характера отношения ребенка к родителю (близкомувзрослому), выходя за пределы чисто эмоционального аспекта, включает, врассмотрение также закономерности развития познавательной деятельности иумственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительскоговзаимодействия.[2]
Родительскаялюбовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в.общественная ценность родительской любви была относительно невысока.Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлятьзаботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случаенеобходимости, но не квалифицировали родительскую любовь как особуюдобродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемостьна фоне высокой смертности, многодетность семьи. В средневековой Европе умиралооколо 30% детей в возрасте до 5 лет. Во второй половине XIX в. семья С.А. и Л.Н.Толстых потеряла пятерых детей из двенадцати. Родители делили свое вниманиемежду многими детьми, часто теряя их в самом раннем возрасте. Близкиеэмоциональные длительные отношения родителей с ребенком были редкостью в силуособенностей семейного уклада и образа жизни семьи того времени. Только вовторой половине XVIII в. в Европе материнская любовь становится обязательнойнормативной установкой, а со второй половины XIX в. возникает детоцентристскийтип семьи. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайновелика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условияхмалодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовоеявление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегоднярассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, аповедение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности.[3]
Однако былобы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условиивыполнения ими родительского долга, проявления заботы, внимания и опеки вотношении ребенка. Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановениюволшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется впрактике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком,принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации исамозавершенности. Напротив, переживание «нелюбви», отвержения ребенка вызываету родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства — чувство вины,депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения инизкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощисемье строится как последовательное решение следующих задач: стабилизацияэмоционального состояния родителя — осознание отвержения ребенка иобъективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему — преодолениечувства вины — оптимизация общения и сотрудничества с ребенком — повышениеуровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель- ребенок.
В континуумезначений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить нескольковариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативногополюса.
Безусловноеэмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»).Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка иего поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступкови действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости иснижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоциональногоотношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечиваетполное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и ваффилиации в отношениях с родителями.
• Условноеэмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами,поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужитьсвоими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступаеткак благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишениеродительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобныхслучаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенкавозникновение тревоги и неуверенности.
•Амбивалентноеэмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств,враждебности и любви).
•Индифферентноеотношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия).В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции,инфантильность и личностная
незрелостьсамого родителя.
• Скрытоеэмоциональное отвержение (игнорирование, эмоциональнонегативное отношение кребенку).
• Открытоеэмоциональное отвержение ребенка.
А.С.Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальнуютипологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви врамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение иблизость — дальность. Причины нарушений родительской любви изучены ещенедостаточно, однако некоторые из них можно назвать.
Г.Г.Филиппова выделяет шесть этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становлениематеринской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализацииродительской функции. Первый этап — взаимодействие с собственной матерью — начинается с внутриутробногоразвития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах накаждой стадии онтогенеза. Он определяет формирование ценностной и эмоциональнойосновы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой,кристаллизующей в себе образ материнства, посредником между ней, девочкой, исоциокультурной практикой материнства. Опыт взаимодействия с матерью являетсяосновой формирования собственной материнской идентичности женщины. Ценностноеотношение матери к дочери определяет у той формирование ценностного отношения ксобственному ребенку. Хорошо известны факты нарушения материнского поведениявплоть до отвержения и жестокости по отношению к ребенку в случае, когдасобственный детский опыт отношений с матерью определялся переживаниемотвержения, нелюбви, игнорирования. Ценность материнства возникает у девочкипозже на основе переживания и рефлексии социальных оценок материнства каккультурной модели поведения и отношения к материнству ее собственной матери.Процесс усвоения материнской роли регулируется психологическими механизмамиассимиляции, идентификации, осознанного обучения родительству.
Второй этап — игровой — обеспечивает ориентировкудевочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования всюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки-матери» открывает для ребенка возможностиэкспериментирования в области материнского поведения, формирования устойчивогообраза-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» издавна культивироваласьв народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной изпервых игрушек, вручаемых девочке родителями, была кукла. Кукла передавалась отматери к дочери, ее хранили, специально изготовляли. Девочки шили ей одежду,играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие нарядыимела, как играла с ней девочка, судили о том, хорошей ли матерью она станет.Куклы как отобразительные игрушки и игра в семью являлись важным элементомсоциализации в подготовке ребенка к будущей семейной жизни.
Третий этап-—нянченье (от 4—5 до 12 лет) какпривлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье всовременной семье более связано с рождением второго ребенка и включениемстаршего в процесс воспитания малыша. В истории общества в примитивныхкультурах уже шести-семилетние дети включаются в процесс заботы о шестимесячныхи более старших детях. Аналог нянченью младенцев можно наблюдать и в поведениивысших животных, ведущих стадный образ жизни.
Например, ушимпанзе старшие детеныши играют с младшими, осуществляют взаимное обыскивание,охраняют малыша от других особей, переносят их на безопасное расстояние и т.д.В нянченье Г.Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого являетсяналаживание эмоционально-личностного общения с младенцами первых шести месяцевжизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка замладшим, овладение инструментальной его стороной. Здесь формируетсяиндивидуальный стиль эмоционального сопровождения ухода за младенцем.Сенситивным периодом для формирования установки на нянченье является возраст 6-10 лет. Именно тогда ребенок, ухаживающий за младенцем, получает возможностьреализовать свою потребность в серьезной, взрослой, социально значимойдеятельности, причем в привлекательной для него игровой форме и без принятиявсей полноты ответственности за благополучие и здоровье малыша. Возникаетвопрос — почему подростковый возраст, по мнению автора, исключен из зонысенситивности к нянченью? Ведь именно подросток приобретает необходимую техническуюумелость и компетентность в уходе за младенцем, да и перспектива материнствадля подростка, несомненно, значительно ближе, чем для младшего школьника. Делов том, что без предварительного формирования опыта эмоционально-позитивногообщения с младенцем переход к технической стороне ухода может вызвать уподростка неприятие и брезгливость, а необходимость отвлечения на заботу омладшем сиблинге, порождающая недостаток времени для общения со сверстниками,формирует установку в отношении младенца как помехи, препятствия на путиреализации собственных интересов, неприятной обузы. Именно такая установканередко проявляется у молодых мам, казалось бы имеющих достаточный подростковыйопыт ухода за младенцем в собственной прародительской семье.
Четвертый этап- дифференциациямотивационных основ материнской и половой сфер — приходится на период полового созревания.Главной Задачей этого этапа становится интеграция ценностей половой жизни иматеринства на основе их первоначального разделения. Психологические проблемысвязи рождения ребенка и собственно сексуальных отношений, в частностивнебрачной беременности и воспитания ребенка, предохранения от беременности иее планирования, определяют развитие мотивационной и ценностно-смысловой сферыматеринства.
Пятый этап — взаимодействие ссобственным ребенком — включает несколько периодов, определяющих формированиематеринской позиции в период беременности и ожидания ребенка и в период уходаза младенцем и его воспитания.
Наконец,шестой этап — это формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннеговозраста). На этом этапе происходит развитие отношения матери к ребенку внаправлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я»- «ребенок».
Исследованиедевиаций материнского поведения обнаружило, что группу риска составляют женщиныс устойчивым игнорирующим типом переживания беременности. Игнорирующий типсложнее всего поддается коррекции и находит выражение в таких деструктивныххарактеристиках родительского отношения, как эмоциональное отвержение,авторитарность, директивность, гипопротекция и т.п.[4]
Специальныйинтерес в связи с проблемой природы материнской любви (органическая/биологическаяили культурно-историческая) представляют случаи отказа матерей от новорожденныхдетей. Отказ представляет собой крайний вариант отвержения матерью ребенка.Психологические особенности матерей-отказниц и причины отказа стали предметомисследования М.С. Радионовой и Ф.Е. Василюка. По его данным, в Москве 1-1,5%матерей отказываются от своих детей в родильных домах. В период с 1991-го по1997 г. В Москве число социальных сирот увеличилось с 23 до 48% при общемснижении поступления детей в эти учреждения на 11 % и приуменьшении показателейрождаемости фактически в полтора раза. Было показано, что отказ матери отребенка переживается как кризис, вызванный конфликтом мотивационно потребностнойсферы. Авторы выделили значимые компоненты структуры кризисной ситуации:сознательную установку матери на материнство или отказ от него, мотивы,реализующие неосознанные влечения, т.е. природное спонтанное влечение кматеринству; трудности или проблемность социальной ситуации (негативноеотношение близких к рождению ребенка; отсутствие материальных средств ксуществованию; необходимость продолжения учебы и т.д.). На основепротиворечивого сочетания этих компонентов возникает кризис принятия женщинойматеринской роли, находящий различные варианты своего разрешения. Причемосновное значение при выборе того или иного варианта имеют личностныеособенности матери. Авторы делают вывод о том, что отказ от ребенка возможентолько при определенном личностном типе. В работе выделено четыре типаличности: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий. Инфантильныйтип личности выступает фактором риска отказа матери от ребенка, отказ носитимпульсивный характер и представляет собой защитное действие. Для матерейинфантильного типа характерно амбивалентное или резко отрицательное отношение кребенку («ребенок виновник моего несчастья»). Если все-таки ребенокпринимается, то в его отношении устанавливается симбиотическая связь («ребенок — часть меня»). В случае отказа от ребенка прослеживается неблагополучный анамнез- мать в детстве была объектом отвержения и испытывала дефицит любви со сторонысобственной матери. Стратегия переживания кризиса инфантильными матерямиизбегающая, поведение по типу вытеснения. В отношении беременности наблюдаетсясвоеобразная «агнозия»: женщина может узнать о своей беременности в середине, ато и в последней ее трети, часто от других. Как правило, она не задумывается освоем состоянии, пускает все на самотек, наконец, легко отказывается от ребенканепосредственно перед родами или сразу после. Никаких переживаний, конфликтов,угрызений совести.[5]
Реалистическийтип личности: отказ от материнства — целенаправленный поступок. Рациональновзвешиваются все «за» и «против». Во главу угла ставятся интересы самой матери.Отношение к ребенку инструментальное: если может быть полезен для полученияблаг и привилегий — мать будет его воспитывать, если нет — откажется. Например,не хватает ребенка для улучшения жилищных условий — она приходит и забираетребенка, хотя раньше категорически от него отказывалась. Стратегия — рассудочная, рациональная; отношение к ребенку — индифферентное, холодное.Психологическими особенностями такой матери являются низкий уровень природного влечения,материнской потребности и, как правило, низкий уровень эмпатии. В анамнезе:сдержанность и холодность в отношениях с близкими в собственной,прародительской семье. Отказ от ребенка происходит еще до родов или после них.Как правило, мать не испытывает ни сомнений, ни тяжелых эмоциональныхпереживаний. Тем не менее часто отказ юридически не оформляется — на всякийслучай, вдруг ребенок еще понадобится.
Дляценностного типа ценность материнства очень высока, социальная роль материзначима. Конфликт обусловлен отсутствием спонтанного влечения к материнству илитрудными внешними обстоятельствами. Как правило, женщина рожает ребенка безмужа, без поддержки или в очень стесненных материальных и жилищных условиях.Кризис длителен, продолжается в течение всей беременности и после рожденияребенка. У матери констатируется высокий уровень эмоциональных переживаний. Наэтом фоне часто возникает чувство вины, и в результате ребенок становитсяобъектом проекции негативных эмоций, отношение к нему амбивалентное.
Стратегия — колеблющаяся. Постоянная борьба мотивов, ситуация выбора, трудность принятиярешения. Для творческого типа личности отказ от ребенка маловероятен даже присамых неблагоприятных обстоятельствах. Социальная ценность материнства иприродное к нему влечение велики. Отказ от материнства для таких матерейравносилен утрате или угрозе утраты смысла жизни. Отношение к ребенку — безусловно эмоционально-положительное, он «свой», «человек, о котором я забочусь».
Причинамиотказа от детей бывают нестабильность и угроза распада собственной семьи,материальная необеспеченность, личностная незрелость, искажения личностного развития,депрессивные и аффективные расстройства, отвержение собственными матерями ванамнезе матерей-отказниц. Депривация материнской любви, переживаемаяотвергаемым ребенком, приводит к нарушениям в формировании материнской позициив зрелости.
Такимобразом, представленные данные свидетельствуют о том, что, признавая наличиеприродных предпосылок материнства, нельзя забывать о неоспоримости приоритета вдетерминации характера эмоционального отношения к ребенкусоциально-исторических факторов.
Заключение
Итак, цельнашей работы достигнута, мы рассмотрели психологические особенностидетско-родительских отношений. Теперь можно подвести выводы.
Во-первых,взаимодействие должно быть целесообразным: «Любое правило жизни должнобыть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и непотому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что этонеобходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и самидолжны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее идети».
Во-вторых,эффективность взаимодействия тесно связана с педагогической культурой родителей(в частности, с тоном распоряжения): «Родители должны научиться отдаватьтакие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело этосовсем нетрудное. Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжениеудовлетворяло следующим требованиям:
1. Оно недолжно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно бытьпохоже и на упрашивание.
2. Оно должнобыть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
3. Оно должнобыть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу.
4. Оно недолжно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя. Еслираспоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, есливы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении».
В-третьих,взаимодействие детей и родителей строится на особых принципах воспитания:«1) уважение и требование; 2)искренность и открытость; 3)принципиальность,4)забота и внимание, знание; 5)упражнение; 6)закалка; 7) труд; 8) коллектив;9семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость,игра; 11) наказание и награда».
Список литературы
1. Варга АЯ. Системная семейная психотерапия //Журналпрактической психологии и психоанализа. 2004. № 2.
2. Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка /Под ред. А.В. Толстых. М., 2006. 341с.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006. 382с.
4. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитиедетей // Вопросы психологии. 2006. №2.
5. Жинот X. Родители и подростки. Ростов н/Д., 2007. 392с.
6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развитияребенка. М., 2007. 239с.
7. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2007.321с.
8. Ковалев С.В: Психология современной семьи. М., 2008.482с.
9. Кон И.С Ребенок и общество. М., 2008. 329с.
10. Корчак Я. Как любить детей. М., 2006. 301с.
11. Макушина О.Л. Психологическая зависимость подростков отродителей: Дис. канд. психол. наук. М, 2004. 230с.
12. Обозова А.Л. Психологические проблемы службы семьи ибрака //Вопросы психологии. 2004. № 3.
13. Поливанова К.Н. Психология возрастныхкризисов. М., 2007.
14. Помощь родителям в воспитании детей / Общ.ред. и предисловие В.Я. Пилиповского. М.,2007. 329с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правила составления объявления об имеющейся вакансии
Реферат Обґрунтування маркетингової (ринкової) стратегії підприємства і механізмів її реалізації ( на матеріалах
Реферат "...Я так люблю Татьяну милую мою"
Реферат Финансовые риски в деятельности предприятий и их оценка (на примере ОАО "ТАИФ НК")
Реферат Frankenstein Themes Still Present In Today
Реферат Курс лекций по Политологии
Реферат Сборник Тимура Кибирова "Избранные послания" в социокультурном контексте 1980-х - 1990-х годов
Реферат «за выдающийся личный вклад в развитие санаторно-курортной сферы» глава администрации краснодарского края а. Н. Ткачев
Реферат Утопический, этический и научный социализм
Реферат Хроматография: сущность, классификация, основные характеристики элюентной колоночной хроматографии
Реферат Внешне экономическая деятельность предприятия на примере ООО «Евролифт"
Реферат Дерматоглифические признаки в антропологии
Реферат Адаптивное прогнозирование экономического состояния промышленного предприятия на основе поэтапного мониторинга (на примере крупного машиностроительного предприятия Нижегородской области)
Реферат Экономическое развитие и экономическая безопасность взаимоисключение или взаимодополнение
Реферат Вторая династия Хань