Реферат по предмету "Социология"


Семья в системе общественных отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «СОЦИАЛЬНАЯСТАТИСТИКА»
Тема:
«СЕМЬЯ В СИСТЕМЕОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Введение
 
Семья –неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни однанация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи.Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человекасемья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, преждевсего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Классическоеопределение семьи гласит, что семья – это малая социальная группа, членыкоторой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общимбюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Семья – этосложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит,что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческойжизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: отиндивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Вструктуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 –природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2 – экономические, т.е.отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3 –духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствамисупружеской и родительской любви, с воспитание детей, с заботой о престарелыхродителях, с моральными нормами поведения. Таким образом, только совокупностьназванных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление.
Глубокийкризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны иимеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основахчеловеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из неевырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь текачества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Какбольная клетка создает больные организмы, так духовно ущербная семьявоспроизводит в общество нравственно нездоровые отношения.
Всегда ли мызадумываемся над вопросами:
– Почемуименно эта женщина и этот мужчина вступают в брак?
– Почемулюди живут семьями?
– Семья– это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
– Влияетли на семью общество или общество оказывает «давление» на семью?
– Всегдали существовала семья?
– Сохранитсяли семья в будущем?
– Выдержитли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Проблематикаисследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи,характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов ипричины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы,определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основныхвопросов, к которым обращаются специалисты.
Цель моейкурсовой работы рассмотреть семью в системе общественных отношений. Отсюдавытекают следующие задачи:
– рассмотретьисторические изменения семьи и брака, в том числе и в России;
– рассмотретьпроцесс формирования семьи, теории выбора партнера;
– раскрытьсоциальную сущность и функции семьи;
– рассмотретьразвод в системе общественных отношений
Объект даннойкурсовой работы: семья. Предметом исследования является семья в системеобщественных отношений.

1. Развитиенауки о семье
 
1.1 Историческиеизменения семьи и брака
Семье и браку посвящено множество исследований с древности донаших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали своивзгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени ивыдвигали проекты ее преобразования.
Наука располагает обширной и достоверной информацией о характересемейных отношений в истории развития общества. Изменение семьиэволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), групповогосупружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшейформы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечестваможно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая изних имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений междумужчиной и женщиной, свою семью.
Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в историиразвития общества внесли швейцарский историк И.Я. Ба-хофен, написавшийкнигу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан,автор исследования «Первобытный брак» (1865).
Для ранних ступеней общественного развития была характернабеспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, которыйрегулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в«коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенноформировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение.Через гетеризм (гинекократию)– отношения, основанные на высоком положенииженщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку исемье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили вгруппу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия –свободныесвязи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия(от греч. «екзо» – вне и «гамос»– брак) – запрет браков внутри«своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Родсостоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамныхплемен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчиныи женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару средимужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста(запрета накровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощнаясоциальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачныегруппы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьмибыла исключена.
Позднее сложилась пуналуальнаясемья – групповой брак,охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семьеисключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось поматеринской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морганв индейских племенах Северной Америки.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство,многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждомплемени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации,когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнскоеправо(право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во времявойн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат)кмужчине (патриархат).По своей сути патриархат был связан снаследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводиласьк рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружескойверности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.
В кодексе вавилонского царя Хаммурапиза несколькотысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с темзакреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье сталмужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в рукахкровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщинытребовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось.Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались вдревние и средние века во всех странах.
Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитезамоногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространенатак называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или инойпредставитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь.Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящалсупружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночипользовался сам король.
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаютсяосновные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по материпредшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношенийнаряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связямигосподствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половойжизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту илииную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развитияобщества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались напротяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
Бросающий– ребенка отдают кормилице, в чужую семью, вмонастырь и пр. (IV–XVII вв.).
Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, имотказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию»,в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
Навязчивый– ребенок становится ближе родителям, его поведениестрого регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей ксамостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объектвоспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
Помогающий– родители стремятся обеспечить индивидуальное развитиеребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт(середина XX в. – настоящее время).
В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферысемьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика ЛеПле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом,историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследованиястановятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В историческойдинамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление отпатриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованиемродителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизациюобщества.
Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются наизучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членовсемьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейнойжизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж. Пиаже, 3. Фрейдаи их последователей).
Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей исоциальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью,социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормаминизкой рождаемости.
1.2 Национальные особенности семейных отношений
 
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходнаямикромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, самообщество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем какпатриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью,собственностью, субординацией и т.п.
В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальныеособенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия.Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своейжены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины заизмену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любомугостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, еслиэто были здоровые мальчики.
В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связибыли широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовалисключительно для деторождения. Большое значение придавалось свадебнойцеремонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца былисключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имуществамужа.
Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства наинститут семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию,сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство имногомужество. Однако на практике духовенство далеко не всегда следовалоцерковным канонам. Церковь превозносила девственность, воздержание привдовстве, добродетельное супружество. Браки христиан с иноверцами считалисьгреховными. Либеральное отношение к ним было лишь в период раннегохристианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин можетобратить в истинную веру еще одного заблудшего.
На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом.В дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с согласия священника. Дажевдова не могла снова выйти замуж без его благословения.
Церковь диктовала и правила сексуальных отношений. В 398 г. Карфанесскимсобором было принято решение, по которому девушка должна была хранитьдевственность три дня и три ночи после свадьбы. И только впоследствии былоразрешено вступать в половые сношения в брачную ночь, но только при условииуплаты церковного сбора.
Формально христианство признавало духовное равенство женщины имужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным. Лишьнекоторые категории женщин – вдовы, девственницы, служащие в монастырях ибольницах – имели авторитет в обществе, находились на привилегированномположении.
1.3 Семьяв России
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь всередине XIX века.
Источниками исследования служили древнерусские летописи илитературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевскийи другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особоевнимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературногопамятника XVI в., изданного в 1849 г.
В 20–50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденцииразвития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировалкризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детскихи родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чемпартийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные«женскому вопросу». В статьях А.М. Коллонтай, например, провозглашаласьсвобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социологиясемьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.
С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться,появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивывступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детскихотношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиватьсясемейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лери др.).
Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейныхотношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладалаопределенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определеннымстатусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.
Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей идетей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строилисьпо принципу «доминирования–подчинения». Дети находились в подчинении уродителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей.Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее,природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннеепространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статусодинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, властьмужчин – мужа, отца – была ограничена. Женщина имела право на развод и моглавернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась«большуха» – жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособнаяи опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все – и женщины, и младшиемужчины в семье.
С возникновением христианской модели семьи(XII–XIV вв.) изменилисьотношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними,все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью.Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознаниекаждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести грузответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалосьзаниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей.Мать идитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, новместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя взапретах», «любя сына, увеличивай ему раны» – написано в «Домострое». Главныеобязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них встарости.
В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительскиероли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавалисьмалозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать всоответствии с его желаниями.
К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме,вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд,сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказаниемдля семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национальногохарактера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно былодемонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашатьсемейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.
У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладалабольшая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такиесемьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместновладели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый,трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, какправило, была советница – старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имелатакой власти в семье, как в XII–XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсенезавидным – они были практически бесправны, не наследовали никакого имуществав случае смерти супруга.
К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья издвух-трех поколений родственников по прямой линии.
На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризиссемьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная властьмужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства.Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.
В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной Россиисемейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями,сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторыхнародов существовал обычай брать калым – выкуп за невесту. Нередко родителизаключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения.Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, мужстановился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, еслиона попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманскихсемьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничествои ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялсяон очень легко: муж просто выгонял жену.
У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течениедлительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Людинаходились под сильным влиянием шаманов.
Итак,семья возникла намного раньше религии, государства, наций, армии, образования,рынка, семья является одним из самых древних социальных институтов.

2. Семья в системе общественных отношений
 
2.1Формирование семьи, теории выбора брачного партнера
 
Семья– это сложное социальное образование. Исследователи определяютее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, междуродителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью,как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества вфизическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейныеотношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак–легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаютсярождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членовсемьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность иопределенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность какэкономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общейкультуры определенного народа, концессии, государства.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в бракоснователь классического психоанализа 3. Фрейд.Его психоаналитическаятеорияопирается на предположение о влечении, которое детииспытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложномубессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этомуродителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальныхсупругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницужизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей,похожих на их отцов.
Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию рядаконцепций.
Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинчаосновываетсяна старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинчпишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидаетмаксимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходствомсоциальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение,вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующиесближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найтисупруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогаетразобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников»привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властногомужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятсяэнергичные и прямые женщины.
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом,также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, нопри этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые изних более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу,человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняютих.
Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейнаполучила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Онаосновывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что накаждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависитот так называемого равенства обмена. Иными словами, происходитсвоеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. Врезультате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливаетсянекоторый баланс позитивных инегативных характеристик каждого. Еслиактивы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимаетсярешение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, чтобрачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, черезкоторые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждойстадии, выбывает из «игры».
Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул».Когдамужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнениепо поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, атакже происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могутбыть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция– первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второйстадии – сравнению ценностей.Партнеры обсуждают свои взгляды нажизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Мужчинаи женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего,порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первойстадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеровпереходят в третью стадию – ролевую.
На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует лиролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые,влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства,без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинствопартнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и,тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачногопартнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса.Схематично данный процесс можно представить как последовательноепрохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей измножества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр – местожительства– отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человекникогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто неподходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает вконтакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными.Напоследующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевыхожиданий.Результатом прохождения через все фильтры является вступлениев брак.
«Круговая теория любви» Л. Рейсаобъясняет механизм выборабрачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанныхпроцессов.
1.Установлениевзаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами –насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Этозависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования,религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человекавступать в контакт с другими людьми.
2.Самораскрытие.Ощущениевзаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия иоблегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказываютсоциально-культурные факторы.
3.Формированиевзаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и
развивается система взаимосвязанных привычек,появляется чувство необходимости друг другу.
4.Реализацияосновных потребностейличности, какими, по мнению А.
Рейса, являются потребности в любви, доверии,стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направленииот первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из нихнегативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
Немецкий ученый Р. Зидлертакже считает, чтонамерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленноразвитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурнойнастройкичеловека на брак и семью.
Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера,как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящихпартнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде,где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности»возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическимии эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям,вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьеремолодых людей.
Определенные стадии выбора партнера выделяет и американскийсоциальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческиепары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечениеосновано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность,общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношенияукрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущениюуюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобныхфакторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, чтоеще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимнымиобязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии парачасто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.
В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и спецификадобрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметомтеоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались вработах Б.Ю. Шапиро, А.Н. Волковой, В.И. Штильбанс, Л.Я. Гозмана,Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, М.А. Абалакиной.
Так, М.А. Абалакинаобосновала теоретическуюмодель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачныхотношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачнойпаре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первыхвпечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят вустойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду какдостаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными ихарактеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решенияпартнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастаетудовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второйстадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическаяпривлекательность, уступают место сравнению мотивационно – потребностной,ценностной или ролевой сфер личности партнера.
Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнераобъединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются напринципе социально – культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнерапредставлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают кругвозможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительномэтапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошоподходить друг другу как супружеские партнеры.
В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный(до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный(дозаключения брачного союза).
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизнимогут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачногоухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
При исследовании супружеской пары (брачного союза) необходимопонять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак,каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из нихвыбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь наболее сложные эмоциональные и средовые факторы.
Результаты многих исследований показали: совокупность добрачныхфакторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияетна успешность адаптации супругов впервые годы совместной жизни, на прочностьбрака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:
– место и ситуация знакомства молодых людей;
– первое впечатление друг о друге (положительное,отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
– социально-демографические характеристики вступающих в брак;
– продолжительность периода ухаживания;
– инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители,другие;
– время обдумывания брачного предложения;
– ситуация оформления брака;
– возраст будущей пары;
– родители и отношение последних к браку своих детей;
– динамические и характерологические особенности супругов;
– отношение в семье с братьями и сестрами.
Установлено,что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебномзаведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания отодного дополутора лет; инициатива брачного предложения со сторонымужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двухнедель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.
Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения,имеющие некоторые особенности.
Случайный характер знакомства. Исследования показали,что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или студенческойскамье.
Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.
Короткий(до шести месяцев) или долгий(более трех лет) периодухаживания.За непродолжительное время, как правило, молодые люди немогут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решениявступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникаютмонотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привестик охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.
Проявление прямойили косвенной инициативы заключения брака состороны женщины(вынужденное или спровоцированное). В первую очередьречь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семейс добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другимиситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременностьнарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального ходаразвития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадияразвития семьи – освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу«перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением ивоспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономическиепроблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений,провоцирует принятие решения о разводе. Европейские социологи К. Антилла иЯ. Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) факторомявляется не просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешныебраки, единственная причина заключения которых – скорое рождение ребенка.
Продолжительное обдумываниебрачного предложения (более двух недель).
Возраст будущей пары.Это относится к тем молодым людям, которые спешатили вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностьюсформировался, она уже окончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни.Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательстворазрешает заключение брака, начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходитьзамуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов,социологов, 22–23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этомувремени закончена учеба, получена профессия.
Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16–18 лет. Мужской организмсозревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироватьсяхарактер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половойжизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и онпреждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта– у 18–19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни.Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелымличностям не следует надолго откладывать его заключение.
В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачноговозраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию,иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальнымдля вступления в брак возраст после 25–27 лет. Однако эмпирически доказано, чтопоздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».
Итак, брачныйсоюз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыминормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет ихостроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностныхотношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды,стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения сдругими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнеромразвитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяютсупругам корректировать свое поведение.

2.2 Социальнаясущность и функции семьи
 
Сущностьсемьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие «функции семьи»отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Подфункциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьии ее членов.
Рассмотримрепродуктивнуюфункции семьи. Она состоит в воспроизводстве жизни, тоесть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает всебя элементы всех других функций, так как семья участвует не только вколичественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, преждевсего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурнымдостижениям человечества, с поддержанием его здоровья.
В последнеевремя эта функция привлекает всеобщее внимание. Раньше в нашей стране был повсеместнораспространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другаякартина. Более половины семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей,значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.
В итогеестественно-биологические потребности в удовлетворении сексуального влечения,реализации семейного инстинкта, биологический инстинкт зависимости ребенка отматери – все это трансформируется в социально-биологическуюфункциюсемьи. Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальнаягруппа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь «изнутри». Благодарярождению детей семья воспроизводит только самое себя, но и поддерживаетбиологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. Всемье рождается не только человек, но и гражданин.
Семьявключает в себя всю систему общественных отношений – брачных и родственных,правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных иэтических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья каксоциальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности собществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включаетв них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализацияличности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человекав детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.
Семья имеетбольшие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группамиблагодаря особой нравственно – эмоциональной психологической атмосфере любви,заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкийуровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможенаспособность любить ближнего, способность к сочувствию и переживанию. Первыепять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся«сенситивные пики» развития, закладываются основы личности – память, интеллект,речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляетсоциализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальныйподход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы,потребности.
Благодарятому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношение, какие могутсуществовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этомуповоду в народе говорят: «Яблоко от яблони не далеко падает». Дети по своемухарактеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. Вкаждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно онаоказывает наибольшее воздействие на ребенка.
Эффективностьродительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, чтооно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живыродители – живут и дети.
Следующаяважнейшая функция семьи – экзистенциальная, функция социальной и эмоциональнойзащиты своих членов.Известно, что сущность любого явления особенно яркопроявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людейстремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающе жизни и здоровью,человек зовет на помощь самого родного и близкого человека – маму. В семьечеловек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу,готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, чточеловек нужен и дорог кому-то, что его любят, что за него готовы отдать жизнь,порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух иуверенность.
Следующееважнейшей функцией необходимо назвать – экономическую и хозяйственно – бытовую.Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетнихи нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств ихозяйственно – бытовых услуг одними членами семьи от других.
Социально –статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, таккак предоставляет определенный статус членам семьи.
Рекреативная,восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических,психологических, эмоциональных, и духовных сил человека после трудовогорабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагаютдостоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровьесупругов.
Досуговаяфункция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль всфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида впроведении досуга. В счастливых семьях происходит взаимообогащение интересовсупругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающийхарактер. Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимоесредство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннегоразвития личности. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека какличности: по характеру его досуга о человек можно сказать очень многое. Досугвключает в себя: чтение, слушание, просмотр телепередач, встречи сродственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертныхзалов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение парковтуристические походы, экскурсии, занятия спортом, проведение праздников.
В семьевоспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние наподрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов,передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социальногоопыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие ихфизическому совершенствованию, укреплению здоровья. Второй аспект –систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждогосвоего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детейна родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Большоезначение имеет коммуникативная функция семьи. Можно назвать следующиекомпоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов сосредствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи намногообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер еевосприятия, организация внутрисемейного объединения. Нередко с коммуникативнойфункцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.
Нельзя несказать о сексуальной функции семьи, она осуществляет сексуальный контроль инаправлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

2.3 Развод как социально-психологический феномен
 
Невнимание к процессам развития друг друга, изменениямпотребностей интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод каккрайний вариант решения возникающих семейных противоречий может статьконструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменениясобственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типаотношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формыразрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрывотношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет засобой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейныхотношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспектыпоследствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.
Известный отечественный социолог Н.М. Римашевская считает,что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни обществаприобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей странерастет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, авнебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. Порасчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгаютбрак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более30%разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.
Французский социолог Ф. Приу описала так называемуюевропейскую модель изменения семьи. Во-первых, в европейских странахзначительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформлениябрака. Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака неявляется необходимым условием при намерении завести детей. В-третьих, пары,заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или неимеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывовзначительно увеличивается. В-четвертых, все большее количество мужчин и женщинвступают в несколько следующих друг за другом союзов.
В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны, отсутствиеокончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционноймодели семьи, но с другой – ранние разводы и частые повторные браки приближаютее к европейской. По мнению российских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдееваи др.), у нас функционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный,или традиционный, детоцентристский, или современный, супружеский,или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима севропейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семьясегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройстважизни и воспитания детей. В этой модели ребенок воспринимается скорее какпартнер со своими правами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распадбрака в этом случае – лишь этап в развитии семьи.
Традиционно проблема развода в России анализировалась социологамии демографами, исследовавшими семьи на разных стадиях неблагополучия брака.
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеетсвою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В.В. Солодниковым,в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию повопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям:
– к матери – 75,8%,
– друзьям – 51,8%,
– отцу – 39,2%,
– а также к юристам – 10,2%,
– психологам и врачам – 4,9%.
Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек,оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состояниирастерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9% –поступай, как хочешь; 40% – разводись; 14,7% – «учти интересы детей, поживиотдельно, обдумай ситуацию»; 21,6% – «измени свое поведение». Чаще одобряютрешение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а материпытаются спасти дочь.
Исследователи выделяют причины разводов:
– укрепление экономической самостоятельностии социального равноправия женщины;
– ориентация при создании семьи на личноесчастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования кпартнеру, выбранному по любви;
– недостаточно развитое чувство долга уодного из партнеров;
– разрушение семьи в случае, когда любовьприносится в жертву случайной связи.
По мнению отечественных социологов, основные условия,предопределяющие развод, – это урбанизация образа жизни, миграция населения,индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровеньсоциального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, уних атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимнойзаботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основныеи сопутствующие причины и мотивы.
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, чтопотребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.
На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всехпричин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболееочевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Частоиспользуемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствиехарактеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновываютрешение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51%мужчин и только 28% женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, чтомужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3% женщин итолько 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».
С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил,поддерживающих и разрушающих брак.К поддерживающим факторам можноотнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованностьдруг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а такжесоциальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, – проявлениявзаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешниефакторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов(неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связиадюльтерного характера).
Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует периоднапряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степеньудовлетворенности взаимоотношениями в семье. Исследование, проведенноероссийско-американским коллективом социологов, показало, что 45% (из 706)женщин-респондентов 22% (из 696) мужчин думают о разводе. Мысли о разводе, каку мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто они появляются в30–39 лет, а в 20 – 29 лет этим озабочены менее всего.
Намерение развестись не связывают с уровнем образования иматериальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чащезадумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а такжеженщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, какправило, не озабочены разводом
Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые годывысоки, то любые серьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранниеразочарования в семейной жизни, вероятно, связаны и с ранним возрастом рождениядетей: в России 60–90% всех женщин регистрируют брак и реализуют своирепродуктивные планы к 25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи спроблемами детей, экономическими сложностями и отсутствием полногопредставления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам
Когда разрушается брак, бывшие супруги особенно нуждаются в помощии поддержке близких людей.
Родственная сеть – традиционная система безопасности, от которойожидают психологической помощи и практической поддержки в кризисных ситуациях.Сплоченность родных и их ответственность друг за друга могут оказать быструю идейственную помощь, которая нередко становится частью повседневных отношений. Уродственников растерявшийся человек находит эмоциональную защиту, получаетнужный совет, с ними решает свои финансовые затруднения.
Однако доказано, что при изменении социального положения иперераспределении социальных ролей, а также в ситуации эмоциональных конфликтови многосторонней зависимости родственные связи могут стать контролирующими,нормативно регулирующими и ограничительными. Если попытки решить свои проблемы,изменить структуру повседневной жизни, найти новые ориентиры в жизни неотвечают ожиданиям и ценностям родственников, они подвергаются санкциям идавлению.
Почти все родители при разводе не понимают, критикуют, упрекаютили прямо обвиняют своих детей в несостоятельности. Родственники частоотносятся к желанию развестись, как к капризу, несмотря на очевидные,разрушительные для обоих супругов конфликты. Их вмешательство становитсядополнительной нагрузкой в переживании процесса развода и нередко осложняетего, особенно для женщины.
Те из них, кто кроме родственных не имели других доверительныхотношений, испытывают значительные трудности в преодолении последствий развода.Более общительные, имеющие широкий круг друзей, знакомых, значительно легчевыходят из этой сложной ситуации.
Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась впоследние годы. Политические и экономические перемены в России способствовалитому, что общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместнойжизни и семьи; появилась возможность образования более сложной семейнойструктуры за счет повторного брака одного или двух партнеров. Тем не менееситуация развода представляет собой критическое, острое переживание в жизни человека,которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение относительнопродолжительного времени.

3.Статистические данные по Александровскому сельсовету
СелоАлександровское Александровского района Ставропольского края образовано в 1777 году.Площадь районного центра составляет 24 тыс. кв. м.
Александровскийсельсовет является сельским поселением в соответствии с Законом Ставропольскогокрая от 04 октября 2004 года №88-кз «О наделении муниципальных образованийСтавропольского края статусом городского, сельского поселения, городскогоокруга, муниципального района».
Территорияпоселения входит в состав Александровского муниципального районаСтавропольского края.
Территориюпоселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов – селоАлександровское, поселок Дубовая Роща, поселок Лесная Поляна, хуторХарьковский, и прилегающие к ним земли общего пользования, территориитрадиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли,земли для развития поселения.
Административнымцентром поселения является село Александровское Александровского районаСтавропольского края.
СтатистикаЗАГСа с. Александровского:
на01.01.2006 года:
– населениеАлександровского сельсовета составляет 26651 человек
– зарегистрированобраков – 223
разводов –151
фактоврождения – 299
фактовсмерти – 485
на01.01.2007 года:
– населениеАлександровского сельсовета составляет 27827 человек
– зарегистрированобраков – 252
разводов –182
фактоврождения – 291
фактовсмерти – 445
на01.01.2008 года:
– населениеАлександровского сельсовета составляет 27852 человека
– зарегистрированобраков – 264
разводов –169
фактоврождения – 396
фактовсмерти – 513

/>Заключение
Итак,семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии,государства, наций, армии, образования, рынка.
Отношениясемьи и общества, семьи и личности постоянно изменяются под воздействиемгосподствующего в данном обществе способа производства, образа жизни иобщественных отношений. Регулирование взаимоотношений мужчины и женщины,устранение дискриминации женщин на производстве, в духовной и социальнойсферах, существенное изменение функций семьи, создание условий длясовершенствования брачно-семейных отношений, повышение их воспитательногопотенциала – все это залог прогресса общества.
Семья– это сложное социальное образование. Исследователи определяютее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, междуродителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственнымиотношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, каксоциальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества вфизическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейныеотношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак–легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаютсярождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членовсемьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность иопределенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность какэкономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общейкультуры определенного народа, концессии, государства.
Существует ряд концепций механизма выбора брачного партнера. Зарубежныеи отечественные теории выбора брачного партнера почти все базируются напринципе, где механизм выбора партнера представлен как система фильтров(стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекаянеподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те парымужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу каксупружеские партнеры.
В чем женеистребимая сила семьи? Семья цена ее воспроизводством непосредственнойжизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Сила ипритягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, котораяприсуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и каксоциальному институту.
Невнимание к процессам развития друг друга, изменениямпотребностей
интересов партнера ставит семью на грань распада.
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типаотношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формыразрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрывотношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет засобой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейныхотношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспектыпоследствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.
Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась впоследние годы. Политические и экономические перемены в России способствовалитому, что общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместнойжизни и семьи; появилась возможность образования более сложной семейнойструктуры за счет повторного брака одного или двух партнеров. Тем не менееситуация развода представляет собой критическое, острое переживание в жизничеловека, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течениеотносительно продолжительного времени.

Список использованнойлитературы
 
1.Антонов А.И. «Социология семьи», М., 1996 г.
1.   Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М.,Сусоколов А.А., «Этносоциология», М., 1998 г.
2.   Васильева А.К. «Семья и функции»,1975 г.
3.   Васильева А.К. «Структура семьи»,М., 1988 г.
4.   Вестермарк Э. «История брака», М.,2001 г.
5.   Владин В., Капустин Д.«Гармония семейных отношений», М., 1987 г.
6.   Волкова А.Н., Шпильбанс В.И.«На пороге семьи», Л., 1989 г.
7.   Гребенников И.В., «Основы семейнойжизни», 1991 г.
8.   Гребенников И.В. «Семейное воспитание»Краткий словарь, 1990 г.
9.   Гуров В.Н., Селюкова Л.Я.«Социальные службы семьи и семья» (методическое пособие). 1995 г.
10.  Гуров В.Н. «К вопросу о технологии социальной работы ссемьей // Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, путирешения», Т. 1 – Кн. 2, 1997 г.
11. Зритнева Е.И.«Семьеведение», 2002 г.
12. Крижанская Ю.С.,Третьяков В.П. «Грамматика общения», М., 1992 г.
13. Куттер П.«Любовь, ненависть, зависть, ревность», СПб, 1998 г.
14. Мак-Ленан Дж.Ф.«Первобытный брак», М., 1861 г.
15. Мацковский М.С.«Социология семьи // Проблемы теории, методологии и методики», М., 1989 г.
16. Панкова М.М. «Упорога семейной жизни», М., 1991 г.
17. Психология семейныхотношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой,М., 2005 г.
18. Савинов Л.И.«Семьеведение», 2000 г.
19. Социальнаяэнциклопедия, 2000 г.
20. Социальная работа /под редакцией Курбатова В.И., 1999 г.
21. Харчев А.Г.«Современная семья и ее проблемы», М., 1997 г.
22. Холостова Е.И.«Социальная работа», учебное пособие, М., 2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет труда и заработной платы 2 Теоретические аспекты
Реферат Историография Крымского ханства
Реферат по дисциплине Конституционное право по теме Социально-экономические и культурные права и свободы
Реферат 4. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Сложение сил. Сила трения
Реферат Контрольная работа по Программированию
Реферат Ферменты и белки живой клетки это молекулярные биологические автоматы с программным управлением
Реферат Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Реферат «Ребенок имеет право на получение образования которое бы способствовало его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества»
Реферат Финансовые основы развития интеграционных процессов стран Западно-Африканского экономического и валютного союза
Реферат Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Реферат Роль митця і мистецтва у житті суспільства (за драмами Лесі Українки)
Реферат Обоснование постановки поисково-оценочных работ на Южно-Орловском месторождении
Реферат Роль и место международного гуманитарного права в международно-правовом механизме защиты прав и свобод человека
Реферат Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Реферат Eveline Mabel Burns Essay Research Paper As