Реферат по предмету "Социология"


Семейное поведение

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………………………………..4
2. ДИСПОЗИЦИЯ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………….….………9
3.        ВИДЫ СЕМЕЙНОГОПОВЕДЕНИЯ………………………….……….10
А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….10
Б) РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………………………….………15
В) СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ………………………………….18
Г) САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ(ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ
Семья — этопервичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровномродстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительнораньше классов, наций, государств.
Семья представляетсобой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формысоциальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальноеобразование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих иобщественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу,которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит ктому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научноеисследование.
Современная семьявсе больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой —брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.
Современная семьястроится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивывступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачныхотношений между представителями разных социально-демографических групп.
В даннойконтрольной работе я исследую виды семейного поведения. Семейное поведениесоставляет основной интерес социологии семьи.

1. ПОНЯТИЕСЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Семейное поведение –поведение человека в семье, которое отличается от индивидуального, так как рамкисемьи накладывают на это поведение существенные ограничения в виде определенныхнорм, рамок, требований, традиций, мифов, ритуалов, границ социальнойактивности и т.п[1].
Семья – сложнаясамоуправляемая система, члены которой в ходе ее существования все время должнырешать одну и ту же проблему: как отладить систему управления семьей так,чтобы, с одной стороны, между ними постоянно воспроизводились отношениясотрудничества, взаимодействия, согласования позиций и интересов, приобщенностик семье, а с другой стороны, — постоянно преодолевались в существующей семейнойсреде их возможные конфронтации, противодействия, рассогласования,отчужденность[2].
В рамках ресурсногоподхода именно проблемы сотрудничества-конфронтации, взаимодействия –противодействия, согласованности – рассогласованности, приобщенности –отчужденности являются важнейшим морально-психологическим противоречиемсемейного поведения, которое либо успешно преодолевается членами семьи испособствует ее развитию, либо обостряется и ведет к ее разрушению. Степеньразрешения этой проблемы и проблем этого класса и является важнейшимпоказателем того, насколько успешно осуществляется семенное самоуправление.Преобладающий характер эффектов сотрудничества членов семьи друг с другомсвидетельствует об их так называемой семейной компетентности, состоятельности.И, наоборот, преобладающий в среде семейного поведения характер антиэффектовконфронтации свидетельствует о некомпетентности или неготовности членов семьи ксемейной жизни.
Существует понятие«социальный генотип семьи». Понятие «генотип» означает в биологии наследственнуюоснову организма, «отпечаток» исторического развития рода, вида. Употребляятермин «социальные генотип семьи»[1],я предполагаю с помощью его раскрыть типичные проявления семейного поведения,т.е. такие феномены, которые, с одной стороны, обеспечивает внутреннюю ивнешнюю силу, устойчивость и развитие семьи, а с другой – провоцирует ееслабость, неустойчивость и деградацию.
Именно отношения вдиапазонах сотрудничество – конфронтация, взаимодействие – противодействие,приобщенность – отчужденность, согласованность – рассогласованность, и являютсятеми существенными признаками, ключевыми семейными генотипами, которые иопределяют качество отношений в семейной системе. Ситуации в этих диапазонахпостоянно возникают по всей линии организации семьи (родители, родители – дети,родители – ближайшие родственники, дети – бабушки и дедушки и т.п.) иформируют, воспроизводят, переформируют, развивают внутри семьи определеннуюсистему самоуправления, от которой в значительной степени и зависитбалансировка семейного поведения и устойчивость.
Для того, чтобы объяснитьпроявления поведение членов семьи в тех или иных их поступках, важно выяснить,от каких плюсовых или минусовых факторов зависит формирование сотрудничества,взаимодействия, согласованности членов семьи в семейной системе, т.е. ксплачивающим, объединяющим моделям индивидуального и группового поведения. В тоже время важен и обратный аспект: какие минус — факторы ведут в семье кпроцессам конфронтации, противодействия, рассогласованности членов семьи всемейной системе, т.е. к разобщающим, разъединяющим моделям индивидуального игруппового поведения. Здесь можно использовать предположение о том, что поведениечленов семьи в семейной системе с одной стороны состоит из «человекадействующего» и «человека общающегося» (взаимодействующего — противодействующего, приобщенного — отчужденного, в поведении которогопроявляются объединяющие — разъединяющие, сплачивающие — разобщающие модели), сдругой стороны — из «человека мотивированного» и «человека, включенного винформационные потоки», который проявляет себя побуждаемым – принуждаемым вмотивационном пространстве семьи и «функционалистом – дженералистом» в информационномпространстве семьи, т.е., либо видящим все процессы происходящие в семьеисключительно с позиций исполняемых им функций (например, зарабатывания денегили обеспечения быта или воспитания детей) в семье, либо с позиций всехсуществующих задач, стоящих перед семьей, т.е. максимально широко, панорамно[1].
Процессы самоуправления всемье могут складываться либо стихийно, либо целенаправленно. Соотношениестихийности и целенаправленности в процессах самоуправления в семье являетсяпоказателем того, какова организационная среда семейного поведения. Еслипреобладают процессы стихийности, то поведение членов семьи в значительной степениоказывается зависимым от дезорганизующих факторов, а потому может бытьдеформированным, искаженным. Например, довольно часто встречается ситуациястихийного наполнения семейного бюджета, который провоцирует проблему такназываемых «финансовых ям», когда «денег нет и в ближайшее время непредвидится», «деньги нужны, но их не хватает» и т.п. Если же преобладаютпроцессы целенаправденности, то в этом случае поведение членов семьиоказывается в значительной мере зависимым от организующих алгоритмов, которые задаютсяуправляющими усилиями членов семьи. Но и в этом случае оно можетдеформироваться, искажаться, ибо и такие целенаправленные алгоритмы по самымразным причинам не всегда учитывают всю сложную мотивационную гамму членовсемьи. Основная организационно-психологическая проблема членов семьи – этонайти приемлемую «золотую середину» в собственных отношениях и «выстроить»внутри семьи определенный организационный порядок, который бы оптимизировалорганизационную среду семейного поведения.
Важно также понять, чтосеменное поведение невозможно представить без присутствия определенныхсубординационных и координационных организующих сил, которые, пересекаясь, испособствуют возникновению и воспроизводству определенных моделей семейногоповедения. Субординационные организующие силы выстраивают определенную иерархиюотношений членов семьи и задают жесткую, пусть и полуформальную систему норм,правил и запретов, регулирующих поведение членов семьи. Координационныеорганизующие силы в семейном поведении направлены на то, чтобы нести всуществование семьи некую упорядоченность. Они работают на так называемых«семейных стыках», которые могут возникать в связи с исполнением членами семьиотличных друг от друга, но все же взаимодополняющих и важных для существованиясемейной системы функций. Так, если муж в семейной системе выполняет важнуюфункцию «добытчика», обеспечивающего экономическую дееспособность семьи, а женаопределяет «бытовую сторону» жизни семьи, координация их позиций и поведениядруг с другом все же представляется обязательной, так как служит общим условиемподдержания устойчивого равновесия семейной системы, служит формированиюорганизационной семейной культуры по типу «общий дом», обеспечиваетмотивационную привлекательность семейной организационной среды для ее членов.Преодоление зашоренности членов семьи решение своих функциональных задач внутрисемейной системы, отлаживание различных внутрисемейных деловых связок длярешения совместных проблем является основным противоречием в организационнойсистеме самоуправления семей. Без переживания состояния приобщенности членовсемьи друг к другу эта проблема оптимального сочетания субординационных икоординационных сил во времени и пространстве существования семейной системы нерешается.
Не стоит также забывать,что поведение людей в семье глубоко персонифицировано, поскольку переносится навполне конкретных членов семьи. Именно от того, как последние относятся к ним,и зависит, как им живется внутри семьи. Поэтому отношение членов семьи друг кдругу является исходной причиной того или иного их поведения. Главный законсеменного самоуправления можно было бы сформулировать так: как члены нашейсемьи, особенно высокостатусные внутри семейно иерархии, относятся к нам, так имы, члены семьи, относимся к ней.
В семье, как и в любойорганизации имеется два типа отношений членов семьи друг к другу:инструментальное и ценностное, которые и создают мощный спектр их различныхпсихологических переживаний. Ценностное отношение к себе закодировано втребованиях и ожиданиях каждого члена семьи. По отношению же к другим может инередко встречается как раз иной код отношения – инструментальный, которыйпредполагает определенное функциональное удобство, комфорт для себя. Тот илииной тип отношений либо создает ситуацию глубокой заинтересованности человека всемье, стремление его быть активным ее членом, субъектом происходящих внутрисемьи процессов, стимулирует раскрытие им глубинных мотивационных ресурсоввнутри семенной системы, либо, наоборот, создает глубокое переживание человекомбезразличия к своей жизни в семье, способствует развитию разного родамотивационных патологий в семейной организации, размотивирует, разрушаетвнутрисемейную среду. Так, безразличие родителей к сфере занятий их детей современем способствует возникновению отчужденных моделей поведения последних –центр жизни ребенка перемещается в сторону противоположную собственной семье.
Таким образом, семейноеповедение можно понять и «расшифровать» тогда, когда раскрываются социальныегенотипы семьи. Они закодированы в таких противоречиях семьи как«сотрудничество – конфронтация», «взаимодействие – противодействие»,«отчужденность – приобщенность», «согласованность – рассогласованность»,«функционализм – дженерализм», «заинтересованность – незаинтересованность».Ключевыми генотипами – глубинными хранителями здоровой семьи оказываются такиеполюса поведения членов семьи как «взаимодействие членов семьи – приобщенностьк своей семье»; «взаимосогласованность поведения членов семьи – дженерализм илипанорамное видение событий в семье»; «мотивационные ресурсы членов семьи».«Генетическое здоровье» любой семьи можно поддерживать, используя методыобратной связи, позволяющие членам семьи корректировать прежде всегособственное поведение.
2.        ДИСПОЗИЦИЯСЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Семейное поведение,наряду с межличностными взаимоотношениями и межпоколенными связями, составляетосновной интерес социологии семьи.
Под семейным поведениемпонимаются все те специфические проявления социального поведения, которыеделают возможным, функционирование супружества – родительства — родства. Этопрежде всего брачное, репродуктивное, и социализационное поведение – теразновидности семейного поведения, которые подчеркивают направленность назаключение брака, на рождение и социализацию детей в семье. В рамках каждого изних предполагается и негативное развитие событий. Брачное поведение можетзакончиться разводом, репродуктивное – абортом, а воспитание ребенка полнымкрахом. Тем не менее конституируют, формируют сами эти виды поведенияпозитивные события и действия.
К следующему видусемейного поведения относится все связанное с выживанием отдельных членов семьии с сохранением семейной целостности, т.е. забота о здоровье и продление сроковжизни. Негативные моменты – болезни, несчастные случаи, самоубийства,преждевременные смерти также являются признаками самосохранительного илиэкзистенциального поведения. Само обращение к слову «поведение» призваноподчеркнуть роль индивидуальной и семейной активности, важностьжизнеутверждающей стратегии в сопоставлении с отрицающей жизнь, суицидальнойтенденции.
Применение поведенческогоподхода, широко распространенное в социальных науках позволяет осуществить нетолько инструментальный срез, но и подойти к изучению подспудных, имплицитныхзначений, по разным причинам не осознаваемых адекватно. Вся масса неинструментальных (по отношению к итоговому результата поведения) действий иотношений становится благодаря поведенческой ориентации доступной дляисследования, а не исключаемой из анализа, как это происходит в теорияхрациональности.
Таким образом,поведенческая интерпретация всего, что происходит в жизни семьи, содержит висходных предпосылках возможность изучения социально-символистического укладасемейного бытия. Есть еще одно преимущество поведенческого подхода к изучениюсемьи. Достаточная разработанность структуры диспозиционной регуляции поведенияобладает наряду с возможностями содержательной интерпретации брачного илирепродуктивного поведения также возможностями измерения отдельных элементовструктуры.
3. ВИДЫСЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Брачное поведение — этоповедение, целью которого является
удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачногопартнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, врезультате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, темили иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случаеединственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой)или тем, с кем «живут вместе»[1].
Процесс брачного отбораисторически конкретен, он зависит от
экономических, социальных, социокультурных и других условий,
существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаныс тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развитияразличны:
1. Пространство возможныхвыборов. Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в нихповторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается «серийнаямоногамия», то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера,является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящихв браке.
Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака,
независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский
социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда
является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного
пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека втом смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейшихбраках. Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурахтрадиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает всебя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство подостижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его,вступив в брак.
В обществе европейского, западного типа, историческая тенденция
состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак дажев случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной,когда повторные браки становятся обычным делом.
2. Степень свободыиндивидуального выбора. Что касается степени свободы индивидуального выбора, вэтом отношении, между различными обществами также существуют большие отличия. Внекоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки,организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятсямолодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его«агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление вбрак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняютсядействию определенных факторов культурного, социального, психологического идаже отчасти социально-биологического характера. Факторы брачного выбора.
Наиболее широкими иодновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологическиефакторы: Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии — эгзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, какпроисходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная рольсостоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении изнего тех, кто не может быть брачным партнером.
В современных условияхупотребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьмаограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание(принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этническойгруппы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современныхкультурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому жепрактически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или еслибрак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует.Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническомусоставу населением, где контакты и общение между представителями различныхнациональностей являются более частыми и интенсивными.
Правило же экзогамиизапрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено напредотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладаетуниверсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыминормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.
К социологическимфакторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство): Гомогамия.Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключениябраков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходнымихарактеристиками — социальными, психологическими, физическими и т.д.Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия. Необходимообратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются.Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный всоциологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурноепринуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определеннымобразом. Термин же гомогамия (соответственно и гетерогамия) является чистосоциологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что бракимежду индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются болеевероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаютсядруг от друга. Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один изосновных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшимихарактеристиками в этом отношении являются:
— возраст,
— этническаяпринадлежность,
— социальный статус,
— образование,
— уровень интеллекта,
— внешность,
— совместимостьвнутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).
При этом наибольшейявляется роль:
а) этническойпринадлежности: о роли этнической принадлежности можно сказать, что помимодействия правила эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности),действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этническойоднородности той или другой территории.
б) роль возраста вбрачном отборе: его роль подтверждается многочисленными статистическими исоциологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, посколькув этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастовпартнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.
в) роль образования: рольобразования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступленияв предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близкимобразованием выше. В целом, если брать эти три характеристики (возраст,образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выборадействует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодыхженщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно болеенизкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин)1. Эта тенденция называетсябрачный градиент.В обществах с сильно дифференцированной социальной структуройбрачный градиент может вызывать переизбыток незамужних женщин старшихвозрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющихвозможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязанийотносительно статуса и образования. Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас,когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-затого, что не могут найти себе «подходящего» жениха. Отсюда, вытекает исуществование «второго пика» внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйтизамуж, такие женщины «сознательно» выбирают дорогу одинокого материнства.Правило гомогамии действует и в отношении некоторых других личностныххарактеристик. Среди них чаще всего называют ум (интеллект), физическуюпривлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включаяполитические взгляды, религиозные убеждения и т. д.
Близость: другимважнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией,является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная,территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и тойже организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близостисвязана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышаютвероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностьюбудет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включаясходство ценностей, интересов.
Б) РЕПРОДУКТИВНОЕПОВЕДЕНИЕ
Рождаемость — один из главных компонентов воспроизводства населения. Поэтому анализурождаемости всегда уделялось особое внимание.
Понятие«рождаемость» используют для характеристики процесса рождения детей либо вконкретном поколении, либо в совокупности поколений или населении. Демографияисходит из того, что рождаемость зависит не только от биологической способностик воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры общества,существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий жизнилюдей. Поэтому рождаемость подвержена сильным изменениям, а ее закономерностиносят исторический характер.       
Показателирождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотивацийлюдей.
Репродуктивноеповедение — это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи срождением ребенка или отказом от рождения1.Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намеренииродить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимовиспользуются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когдаже речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминахпланирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейномконтроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие«контрацептивное поведение».
Репродуктивноеповедение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях.Различают три основных типа репродуктивного поведения: — многодетное(потребность в 5 и более детях);           среднедетное (потребность в 3-4детях); малодетное (потребность в 1-2 детях).
Существуетопределенный стереотип мышления, который связывает ориентацию на многодетнуюсемью с экономической и культурной отсталостью, «стихийностью размножения», амалодетною — с «высоким» уровнем культуры и «сознательным ограничениемрождаемости». Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающееиндивидуальных потребностей людей.
Нарепродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и событияпрошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию ипринятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзяпереоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностямсупругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способнопривести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребностьне удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то невсегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономическойситуации.
Условия жизнипрошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, котораяобычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность вдетях является результатом усвоения определенной модели репродуктивногоповедения и связана с устоявшимися нормами и правилами в обществе. Нормымногодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Такимобразом, потребность в детях — это самая консервативная часть репродуктивногоповедения людей.
Несмотря навсю консервативность, репродуктивное поведение также подвержено изменениям. Всредние века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное числорождений. В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими возможностямидостижения благополучия. Многодетность поощрялась социальными и культурнымитрадициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рожденийприменялось только при внебрачных связях. Главным способом регулированиярождаемости было половое воздержание, система запретов связанных с постами,религиозными обетами и наказаниями. Широкое распространение получило безбрачие.(Две крайности).
Переход киндустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образежизни семьи. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, дляудовлетворения психологической потребности в детях родителям было достаточно инебольшого количества детей. В результате произошел массовый переход кмалодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах.
В современномпост-индустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функцийсемьи, применение контрацепции, усиление внесемейной ориентации женщин наличные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят кповсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, этоспособствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности,практически, отсутствует. По статистике среди 5-6% семей, остающимисябездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, ане из-за намеренного решения не иметь детей1.Важнейшей характеристикой репродуктивного поведения является уровеньпотребности в детях. Понятно, что статистически это измерить невозможно.Поэтому в демографии используются методы социологического опроса. респондентамзадаются вопросы об «идеальном», «желаемом» и «ожидаемом» числе детей.Дальнейший анализ опирается на гипотезу, что: «идеальное» число детей отражаетгосподствующую в обществе социальную норму репродуктивного поведения;«желаемое» — свидетельствует о готовности иметь определенное число детей приналичии всех необходимых условий; «ожидаемое» — говорит об оценках современнойжизненной ситуации и ближайших перспективах изменения семьи.
В)СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социализационноеили родительское поведение представляет собой систему действий и отношений посодержанию и воспитанию детей, по формированию социально-компетентной личности.В социологии семьи акцент делается на исследовании фактически используемых родителямиприемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия вдомашней работе и семейных делах.
В области исследованийсоциализации множество познавательных средств, относящихся к потребности ввоспитании, к конечным итогам воспитания и остальным элементам диспозиционнойсистемы, но мало попыток обобщить это все в единой системе взаимодействиядиспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненныхценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностейобзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность ихсопровождается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспитания.      
По мнениюмногих ученых, в социологических теориях воспитания и социализации решающаяроль отводится социальной среде, ролевым взаимодействиям и формированию собственногоЯ.
Г)САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
В социологиисамосохранительное поведение определяется как система действий и отношений,направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, напродление срока жизни в пределах этого цикла.
Медицинские идемографические сведения о структуре заболеваний, ведущих к смерти, выход напервый план сердечно-сосудистых и онкологических «причин» смерти (а так женесчастных случаев на транспорте, производстве и т.д. ) свидетельствовали оросте эндогенных воздействий на смертность, т.е., не связанных с внешнимифакторами: эпидемиями, стихийными бедствиями и войнами.
Стремлениеизучить желания людей, связанные со здоровьем и роком жизни, считалось доступными диктовалось верой в то, что реализация этих желаний дает итоговые результатыздоровья и сроки жизни. Те или иные стратегии самосохранительного поведенияпроявляют себя не сразу, а в течение длительного времени, т.е. последствияповедения отдалены во времени от «причин» и поэтому не связываются обыденнымсознанием в единую цепочку детерминации.
Поведениеродителей в отношении собственного здоровья и жизни их детей, а такжесоответствующее поведение детей по отношению к родителям, так же как и поведениемедицинского персонала в отношении пациентов и т.д., не входят по определению всамосохранительное поведение. Забота родителей о детях и взрослых детей ородителях – это отдельный вид социального поведения, который может включаться всостав семейного поведения, причем забота родителей прямо относится кродительскому поведению, тогда как забота о своих родителях – разновидностьродственного поведения.
Потребность виндивидуальном самосохранении является частью общей иерархии потребностей. Втерминах динамической концепции потребностей А. Маслоу она относится к уровнюпотребности в безопасности, но если интерпретировать ее как разновидность«комплекса» потребностей в здоровье, сохранении целостности тела и самой жизни.Однако можно постулировать многослойный характер потребности всамосохранительное поведение, и тогда придется признать, что вся системапотребностей сводится в потребности самосохранения. В самом деле, высшийуровень иерархии потребностей – социальный – можно рассматривать какпотребность личности в социальном самосохранении, сохранении социальногостатуса и лица. Резкое изменение социального положения, интерпретируемое какпонижение, падение, крах, может привести к отказу от телесного существования.Потребность личности в психологическом самосохранении, сохраненииопределенности Я при контактах с другими людьми – это потребности в уважении Яобщении и принадлежности к себе подобным. Наконец, третий уровеньсамосохраненияЯ как телесного существа описывается потребностью в сохранении жизни, целостностиорганизма, потребностью в здоровье на всех стадиях жизненного цикла ипотребностью в связи с этим в длительном сроке жизни, позволяющем пройти всеэтапы жизненного цикла личности.
Вот этотуровень и образует движущую силу самосохранительного поведения личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблемасоотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а такжевзаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, ипоэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положениясемьи.
Семья как бы вплетена вкоренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловияфункционирования социума путем физического и социокультурного замещенияпоколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членовсемьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможновосполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
В социологии семьи ибрака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории,ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций посовершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений,имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромныйэмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанныеконцепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность иукрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.И. Антонов,В.М. Медков « Социология семьи». Москва- 1996 г.
2. Валиева С. Ф.Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета.Сер. 18 Социология и полито-логия. 1997. № 3. С 121-125.
3. Волков А. Г.Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 47-57. |
4. Волков А. Г.,Сороко Е. Л. Типология семьи и домохозяйств России: развитие и анализ (поданным микропереписи 1994 года) // Вопросы статистики. 1999. №5.
5. Голод С. И.Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. Ленинград, 1984.
6. Гурко Т. А.Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10. С. 96-99.
7. Елизаров А. Н.Ценностные ориентации неблагополучных семей // Соц ИС. 1995. № 7. С. 93-99.
8. Кризис семьи идепопуляция в России: круглый стол // СоцИС. 1999. № 11. С. 50-57.
9. Павличенко М.В. К проблемам брачного выбора (по материалам специального пилотажногоисследования) //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология иполитология. 1997. № 2.
10. Солодников В.В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы //Социологические исследования. 1994. № 6.
11. Титова М. А.Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализацииребенка // Вестник Московского университета. сер 18. Социология и политология.1997. № 3.
12. Харчев А. Г.Брак и семья в СССР. М., 1979.
13. Энциклопедическийсловарь «Народонаселение» Большая Российская Энциклопедия. Москва-1994 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.