Реферат по предмету "Социология"


Семья как объект социологического исследования

Министерство образования и наукиУкраины
                                            ПГАСА
 
                                                 РЕФЕРАТ
      
по дисциплине «Социология»
на тему «Семья как объектсоциологического
исследования»
                                                                     
       
       Выполнил:                          ст. гр. _____ Савицкий А.Н.
 
г. Днепропетровск
2001 г.
 
                                             План
1.  Социология – наука об обществе.Объект и предмет социологии.
2.Семья как объект социологического исследования:
    а) что такое семья и ее основные признаки;
    б) типы семьи;
    в) социальные функции семьи.
3.  Кризис семьи как социальногоинститута общества.
Демографическая политика государства.
   
   С термином “социология” каждый из нас встречаетсянеоднократно.
В современной жизни она у всех “наслуху”. Но что представляет собой социология как наука?
   Термин “социология” производная от двух слов:латинского слова societas – обществои греческого logo – слово, понятие, учение.
Такимобразом социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактноеопределение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большимколичеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией,политической экономией, историей, демографией и т.д.
   Чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучениюобщества, необходимо вычленить собственную область социологическогоисследования.
   Для этого следует провести строгое разграничение между объектом и предметомсоциологии.
Вкачестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфераобъективного или субъективного мира, в то время как предмет  любой наукиявляется результатом теоретического абстрагирования, позволяющегоисследователям выделить те стороны закономерности развития и функционированияизучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.
   Таким образом, объект той или иной науки – это часть субъективной илиобъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаютсятолько данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательскихдействий.
    Считают, что объектом социологического познанияявляется вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названиясоциальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения социологаГ.В.Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностейобщественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессесовместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношениидруг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессамобщественной жизни.
   Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одногоиндивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.
    Именно в процессе взаимодействия друг с другоминдивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тем самым тому, чтокаждый из них становится носителем и выразителем каких-либо
социальных качеств. Таким образом, социальные связи,социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организацииявляются объектами социологического исследования.
    Семья выступает как объект социологическогоисследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи,изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейныхотношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.
    Что же такое семья? Каковы ее признаки? Какую рольсемья играет в обществе? Эти вопросы пытались решить еще мыслители древности.Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология,политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика,политология, история и другие. В литературе можно найти разные определениясемьи.
    А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке икровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимнойответственностью.
    По существу семья представляет систему отношений междумужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определеннуюорганизацию.
    Ее основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми еечленами;
б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
    Юридическая сторона, юридическое оформление здесь невыступает непременным условием.
    И другие признаки не так уж четки: сколько временинадо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьивключает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки,казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системевзаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.
    Как ни парадоксально, но именно все это, не столькопостигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стерженьсемьи.
    Хорошая семья – один из важнейших компонентовчеловеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотяобразование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в немпринадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестьювступающих в него людей.
    Брак   –   это   исторически   обусловленная,  санкционированная   и
регулируемая обществом форма отношений между полами, междумужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг кдругу их детям, своему потомству, родителям.
Иными словами брак – это традиционное средствоформирования семьи и общественного контроля.
    Своеобразным социальным ориентиром для совестивступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современнойсемьи:
— регистрация брака соответствующими государственнымиорганами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральныхобязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, незарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака,но всякий должен подчиняться законам брака:
— морально оправданным есть тот брак, который заключаетсяпо взаимной любви;
— решение о вступлении в брак должно принадлежать тольковступающим в него;
— необходимо быть социально и психологическиподготовленным к вступлению в брак.
    Нравственно регулируется не только вступление в брак,но и развод.
Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба,любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака естьнравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло –распад семьи.
    В семейных отношениях в силу их сложности, интимностии индивидуальности возникает множество противоречий, которые могутрегулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующиесемейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основныеиз них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткостьв отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социальнополезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовомтруде.
    Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощисупругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов,ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различныхинтересов, мнений.
    Особую важность представляет моральная обязанность повоспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешноосуществляться, если в семье устанавливается атмосфера     дружбы,   взаимоуважения,    взаимопомощи,    разумной
требовательности к детям, уважение к труду.
    Благотворно влияет на человека лишь здоровая,благополучная семья, создание которой требует значительных усилий иопределенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшаетего положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеютсвои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.
    Семья как социальный институт проходит ряд этапов,последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный циклсемьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла,но главными среди них являются следующие:
1)  вступление в брак –образование семьи;
2)  начало деторождения –рождение первого ребенка;
3)  окончание деторождения– рождение последнего ребенка;
4)  “пустоегнездо” – вступление в брак и выделение из семьипоследнего ребенка;
5)  прекращениесуществования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальнымии экономическими характеристиками.
    Семья – это сплав трех любовей: супружеской,родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины,общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.
    В Украине насчитывается свыше 20 млн. семей. Каждыйгод образуется более 300-400 тыс. супружеских пар. Отчетливо видна тенденция комоложению браков.
    Каков же тип семьи существует в современном обществе?В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовыйпризнак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства,представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская(по типу населения); в-третьих, однонациональная,  межнациональная  (по национальному  признаку);
в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов,молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста,семья  старшего  супружеского  возраста,  пожилые супружеские семьи и т.п.); поколичеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи ит.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель сдетьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи –супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и другихродственников,  они  обладают  полной самостоятельностью и поэтому
организуют свою жизнь так как им того хочется (чаще – каксложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей несколькихпоколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар.
Одним из типов семьи есть семья, в которой руководствоосуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно –эгалитарная.
По некоторым данным социологических исследований из общеймассы семей в Украине 1/6 часть составляют семьи матриархального типа, а 1/8 –патриархального типа.
    По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типовсемьи:
— студенческая семья (сейчас примерно в каждом третьембраке в Украине один из супругов – студент);
— дистатные семьи (семьи, которые юридическизафиксированы, а фактически их нет). Таких семей в Украине насчитывают около5%;
-  семьи моряков, полярников, геологов и т.д.
    По качеству отношений в семьевыделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. Вчастности, выделяют семьи: во-первых, благополучные, счастливые; во-вторых,устойчивые;    в-третьих,    проблемные;    в-четвертых,   конфликтные;
в-пятых, социально-неблагополучные семьи.
    Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает ихразновидности.
    Социальные функции семьи:
Функции семьи – это способы проявления ее активности;жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семьявыполняла основные функции:
— воспроизводства населения (физическое идуховно-нравственное воспроизводство человека в семье);
— воспитательная функция – социализация молодогопоколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
— хозяйственно-бытовая функция – поддержание физическогоздоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
— экономическая – получение материальных средств однихчленов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних инетрудоспособных членов общества;
— сфера первичного социального контроля – моральнаярегламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, атакже регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
— духовного общения – развитие личностей членов семьи,духовное взаимообогащение;
— социально-статусная – предоставление определенногостатуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
 досуговая – организация рационального досуга,взаимообогащение интересов;
— эмоциональная – получение психлогической защиты,эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и ихпсихологическая терапия.
    В современных условиях все заметнее становится кризиссемьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны.Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции:организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводствонаселения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всехиндустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.
    Современная демографическая ситуация требуетразработки целевой программы развития брачно-семейных отношений и оптимизациипроцессов воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилийпредставителей различных отраслей знаний. Такая программа должна охватыватьвопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического положения,оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном хозяйстве иобществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др.
    Формирование и укрепление семьи – непростое дело.Семья как и вся окружающая действительность развивается через преодоление рядапротиворечий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можноназвать: сокращение рождаемости и падение прироста населения Украины,увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин, уменьшениесреднего размера семей и увеличение смертности, падение производительноститруда в общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнемхозяйстве, возрастающие потребности семьи и ограничение возможности ихудовлетворения и т.п., легкомысленное отношение к браку и семье, миф об особыхкачествах мужчины по сравнения с женщиной, забвение принципов чести, цинизм ипьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процентчисла разводов.
    Причины     снижения     рождаемости     вплоть   до    малодетности
порождены внесемейным характером индустриальнойцивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции,а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителейнад детьми, обеспечение в старости и  т.п.). Ни характер труда, нивознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьивообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.
    Говоря о создании государством необходимых условий дляразвития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства поотношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в еедела.
В современных условиях охрана семьи возводится в ранггосударственной политики через гарантированное право на труд каждого человека,каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей одиниз важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именноподрастающее поколение практически единственный источник в государствепополнения рабочей силы.
    Не менее важным направлением укрепления семьи естьгосударственные меры, непосредственно направленные на стимулированиерождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель ицелесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорциональносочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей,учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей идетей.
    Укрепление здоровья людей, увеличениепродолжительности активной жизни должны быть в центре демографической политикигосударства.  
 
                       Список используемой литературы:
 
1.   Андрущенко В.П.Социология: наука об обществе. Харьков, 1997.
2.  Антонов А.И. Борисов А.Л. Кризиссемьи и пути его преодоления. М., 1990.
3.  Абдулатипов Н.Г. Человек, нация,общество. М., 1991.
4.  Дорно И.В. Современный брак:проблемы и гармония. М., 1990.
5.  Зацепин В.И. Молодая семья. К.,1991.
6.  Митоян А.А. Потребительскоеповедение семьи. М., 1990.
7.  Радугин А.А. Радугин К.А.Социология. Курс лекций. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.