Реферат по предмету "Социология"


Семья как объект социально-педагогической деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНАКафедра социальной педагогики
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
СЕМЬЯ КАКОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                  
                                      Студентки5 курса 51 группы
                                     Факультета социологии
                                      исоциальной работы                                     И.Н.Куликовой
                                       
Научный руководитель –
кандидат педагогических наук
Т.Г. Деревягина
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2
Глава I     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
7
§1. Современная российская семья как объект социальной работы
7
§2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
13
§3. Организация социальной защиты семьи в России
20
Глава II         ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  СЕМЬЁЙ
24
§1. Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй
24
§2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области
28
§3.  Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
42
§4. Служба  социальной  защиты  семьи  и детства на  базе  тамбовского  городского  центра планирования  семьи   (авторский  проект)
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
63
ПРИЛОЖЕНИЯ
66


ВВЕДЕНИЕ
Напроводившихся в1992 — 1996 гг. вВашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциациишкол социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальныхпедагогов были обозначены семья, община, и семейно- соседская общность.  Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого  толкования в литературе. Мы опираемся на однуиз многих формулиро­вок, которая определяет семью как общность (двух  или более), в которую они объединяются наоснове  юридически оформлен­ного брака иразделяют между собой общее жизненное прост­ранство и определенные обязанности,выполняя при этом разнообразные функции — генеративную, рекреативную,коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестныособая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущикаждой семье. В лю­бой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах еежизнедеятельности, находящихся подпостоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь,  как нигде, они проявляются в отношениях междучленами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональнойдеятель­ности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования ифункционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальнойработы, предполагает более  пристальноевнимание  социальных работников кпроблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение  и  учетна практике.
Актуальность и значимостьрассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения«жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденцияпадения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательныхвозможностей.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семьяявляется базисной (исходной) сферой социализации, которую социальнаяпедагогика  рассматривает как первичнуюячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практикесоциальной  работы в России совершен­ноновые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе [4].
Среди наук,составляющих базовую основу социальной ра­боты, важное место занимаетсоциальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфическоговида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической  практики по различным проблемам современнойсемьи.
В тоже времяв имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальныхработников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке,рассматривается лишь в общем виде. В ней не редко усилия различныхспециалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи,предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностьюпсихолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – неразвитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономернопорождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй»,за которым в реальной практике не учитываются специфическиесоциально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности какактивной социальной системы.
Решающимфактором, определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научныхинтересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различныеаспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укреплениесемьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.);профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, А.М. Панов,В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро и др.); воспитательная работа сдетьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т.Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.);социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.ВГребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Тема исследования-  семья  как объект  социально-педагогическойдеятельности.
Объектом исследования  является  семья как  социальный институт.
Предметомисследования являетсясоциально-педагогическая деятельность по поддержке семьи.
Цель — выявить формысоциально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя изцели исследования можно выделить ряд  задач:
1.Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемамсемьи;
2.Проанализировать и обобщить практический опыт социаль­но-педагогической работыс семьей;
  3.Разработать методическиерекомендации для социальных педагогов;
4. Разработать проект социально-педагогической службы наоснове центра планирования семьи.
Гипотеза: социально-педагогическаядеятельность по поддерж­ке семьи в России, по мнению автора, будет эффективной при выполнении определенныхусловий:
1.  Достаточное государственное финансированиепособия и т.д.
2.  Оказание психолого-педагогической,медицинской, бытовой помощи семье.
3.  Особое внимание должно уделяться семьям сребенком-инвалидом, а также оснащение детских домов-интернатов специальнымоборудованием.
4.  Большое внимание неполным семьям.
5.  Помогать семье адаптироваться к изменяющимсясоциально-экономическим условиям, сохраняя все положительное, что было ейсвойственно в общечеловеческом плане.
6.Содействовать оздоровлению среды.
Дипломная  работа  состоит из 2-х  глав  и 7 параграфов.
В первой главе «Теоретические основы деятельности социального педагога ссемьёй»освещается теоретическая база, атакже проблемы семьи, причины их возникновения и организация  социальной защиты семьи в России.
Во второй главе представлен опытсоциально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области,психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальнойработе с семьёй, а также закономерности, принципы и методы социальной работы ссемьёй.  В 4 параграфе представленамодель социально-педагогической службы по защите семьи и детства (авторскийпроект).
ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
 
§1. Современная российская семья как объект
социальной работы
Семья есть  основанная  на браке  или кровном родствеобъединение людей,  связанных  общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего,  следует  обратить внимание на различие  понятий  «семья»  и  «брак».  Часто первое  более  широкое понятие  сводят ко второму.  Но семья — это не  только  супружеские связи,  уходящие  в глубь  времен на  несколько поколений, нои  горизонтальные,  т.е. отношения между  родителями,  детьми, братьями,  сестрами,  и другими родственниками.   В  тоже время каждая  семья  создает собственную  культурную среду  в  рамках общей  культуры определенного  народа, конфессии,  государства.  И потому «войти в  семью»- означает принять  и  усвоить ее  суб­культуру.  Тех, кто  не  признает такой  порядок,  семья чаще всего  отторгает.
Много  написано о  «нуклеарной семье», знаменующей  сов­ременный  тип семьи.  Само  название происходит  от  слова «нуклон»,  что  налатинском  означает«ядро».Понятие «нуклеарная  семья» подразумевает  семью с  одной  брачной парой и  их  неженатыми детьми  или  без них.   Процессурбанизации  значительно  модернизировал  семью. Зачастую взрослые  дети и  их родители живут  в разных  домах,  в разных частях  одного  и  тогоже  города или  вообще в разных городах [16; 31].
Меняется  само  представление о  семье,  сегодня семья- это  не только  люди,  живущие под одной  крышей. Современнаятенденция  во  внутрисемейной  политике-создание многоядерной,  а если  придерживаться латинских  терминов, то мультинуклеарной,  или  мультифамильной.   Такая семья, как  и в  предшествующих  формах, создает  собственнуюсубкультуру,  но,  в отличие от прежних форм семьи,  они представляются  более открытыми для  интегрированияразных культур.   Культурамультинуклеарной  семьи носит  интерна­циональный  характер (см. приложение № 1) [21]. 
Если  объектом культуры  в целом являются огромные массы людей,  то  семейная культура обращена  к  отдельномучеловеку,  его  конкретной личностной  судьбе.
К  основным функциям  семьи  относятся: поддержание биологической непрерывности  благодаря  рождению детей  и обеспечению биологического  существования   пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности,  передача новым поколениям общественного — культурного наследия [6;307].
Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик душио распавшейся семье.
Все  семейные функции,  собственно  говоря, сводятся  к  одной: обеспечение  связи времен,  создание  условий для непрерывного, точнее,  прерывно- непрерывного развития  человечества.Благодаря  реализации  семейных функций,  исторический поток, постоянно  эволюционизируя,  сохраняет свой  социальный,биологический  и  культурный смысл.
В  своем единстве  перечисленныефункции  представляют систему  семейных отношений,  возникновение в  этой  системе дисфункции,  т.е. рассогласования  в  их взаимодействии  как целого,  приводит систему  в  аномальное состояние. Игнорирование,  а  порой и  полный  отказ семьи  по  тем или иным причинам  от  выполнения какой-либо функции  дестабили­зирует  семейный образ  жизни,  возникает угроза  ее  распа­да.  Семьи,  социальное  функционирование  которых по субъективным  или  объективным причинам  затруднено,  харак­теризуются  как семьи  социального  риска [6; 201].
Растет  число одиноких  матерей  и  ихдетей.   Так, если  в  1993 году доля  детей,  родившихся в России у женщин,  не  состоящих в  зарегистрированном браке,  соста­вляла18%,  то  в  1997 году  она  превысила  25%.  Значит, ежегодно  каждый  четвертый — пятый  новорожденный становится ребенком из неполной  семьи,  относимой обычно  к семье риска.
Ежегодно,  по данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков, также  образуя  неполные семьи,  и  почти столько же  детей  в возрасте  до18 лет становятся детьми семей  риска [9;34-35].
Катастрофические  размеры приняло  социальное  сиротство несовершеннолетних,  жестокое с  ними  обращение.  По данным социологических исследований,  от  2  до  4 млн. безнадзорных детей  заняты  попрошайничеством,  ниществованием.
Давно  стала тривиальной  фраза:«семья- ячейка общества». Этим аксиоматичным определением  обозначены  роль  иместо семьи  в  обществе, неразрывная  связь  процессов, происходящих в  обществе  и его  социальном  институте-семье. Экономический кризис  общества оборачивается  материальными проблемами  для миллионов малообеспеченныхсемей [6].
Социальная работа  призвана  смягчать эти  тяготы, помочь  тем, кто  самостоятельно  не  в  состоянии справиться с  навалившимся  кризисом.  Главный  и  основной государствен­ный  организатор  этой работы -Федеральное  Министерство  труда и социального  развития и  его региональные  субструктуры.
Технология  социальной работы:
1.  для преодоления  низкого  уровня занятости  трудовых ресурсов  создаются комплексные  региональные  программы по созданию  и сохранению  рабочих мест,  проводитсяпрофессиональное  обучение  новым, дефицитным профессиям и повышение  квалификациилюдей,  оставшихся  без работы;
2.  контролируется  своевременность  выплаты заработной  платы в  организациях различных  форм  собственности.   Такой контроль  осуществляет государственная  инспекция  труда;
3.  выплачиваются государственные  пособия  на детей, в первую  очередь  такие пособия  получают  малообеспеченные семьи,  этим детям выделяются  путевки  для летнего оздоровления;
4.  особое внимание  уделяется  детям-инвалидам,  для них отроются детские дома-интернаты, оснащенные  современнымспециальном  оборудованием;
5.  нуждающимся гражданам  оказывают  финансовую   и натуральную  помощь в  виде бесплатного  или льготного  горячего питания,  предоставления  бесплатных или  по  льготным ценам  продуктовых наборов,  обеспечения  на зиму топли­вом  и  др.;
6.  оказание психологической  помощи  конфликтным семьям [21].
 Бессмысленно отрицать,  что  современная семья во  всем мире  испытывает глубочайший  кризис.   Это далеко  не  пер­вый кризис.   В  России  ХХ века  он  уже второй.  Первый пришелся  на  20-30 годы- это  былкризис  традицион­ной семьи,  обусловленный  модернизацией общества,  но  в большей степени  спровоцированный  политикой коммунистического государства [17].
Основными  причинами нынешнего  кризиса  оказались обве­тшалость  и беспомощность  пришедшего  в полную  негодностьгосподствующего  строя  и декларируемых  им  нравственных ориентиров,  резкий переход  к  новым системам  общественных и личных  отношений. И все  же  новый кризис,  как  и  всепредыдущие,  не  ведет к  отмиранию  института семьи. Не  случайно  все социологические  опросы  свидетельствуют  о том, что  семья  признается высшей  человеческой  ценностью. Как  писал еще  Платон:  «Каждый  из  нас- это половина человека»,  поэтому семья  есть  обретение целостности.
В  теоретическом плане  все еще  слабо разработана проблема сущности  семьи  отказавшись от  ходульных  построений типа: «социалистический  образ жизни»; «семья  социалисти­ческого  общества»  и  т.п., наука о  семье  освободилась от  псевдонаучных построений.   Но  необходим следующий  шаг — объяснение новых реалий в  судьбе семьи,  что  пока остав­ляет  желать  лучшего.  Сущность  должна  объяснять внутрен­нее  глубинное  содержание объекта, выражающееся  в  единстве всех его  сторон. Постижение  сущности семьи,  всех  аспе­ктов ее  изучения- демографического,  юридического, экономи­ческого, социального, медицинского, сексуального, психоло­гического  и  др.Т.е.  охватывание  объекта в  его  целост­ности представляет  главную  цель семьеведения– науки,стремящейся  постигнуть  сущность семьи.
Важно  понять, что  сущность  любого объекта не есть  раз  и навсегда  застывшая  данность, она  находится в  постоянном движении  и  видоизменениях.   Это же  относит­ся  и к сущности семьи; несмотря  на  то, что  семья- одно из  наиболее  стабильных явлений,  она  модифицируется  и  са­ма  по себе,  и  под влиянием  процессов,  происходящих во всех других  социальных  институтах.  Семейные  часы,  отсчи­тывая домашнее  время, отсчитывают  и  время всей  планеты.   Следовательно,  теоретические положения  о  сущности семьи должны  подвергаться  постоянному обновлению  в  контексте изучения  многообразия социальных  проблем.
§2. Социальные проблемы семьи ипричины их
 возникновения
Семья  во  всевремена постоянно находилась  в центревникания  передовой  общественной мысли, прогрессивных  полити­ческихдеятелей и ученых,  начиная  от древних философов и кончая современными  реформаторами.   И это  неудивительно. Семья  представляет собой  систему  социального функционирования человека,  меняется  не только  под  воздействием социально политических условий, но и  в  силу внутренних  процессов своего  развития.  Вот  почему  она является одной  из  важных сфер и  одним  из главных  объектов  социальной работы. Изменяются  виды  семейных отношений,  иными становятся  сис­тема власти  и подчинения  в  семейной жизни,  роли и функцио­нальная  зависимость супругов,  положение  детей,  многие ученые  характеризуют  нынешнее состояние  семьи как  кризисное. Это  обусловлено объективными  процессами  изменения брачно-семейных  отношений  во всех  экономически  развитых странах, и  особенно  в Европе,  в  сторону автономизации  семьи, что  неизбежно повлекло  за  собой снижение  рождаемости, рост  числа разводов  и  увеличение числа  одиноких людей.
Социологические  исследования репродуктивного  поведениясемей  в последние 30 лет  определили  печальную закономер­ность:  более  состоятельные классы  общества  испытывают гораздо  меньшую потребность  иметь  детей, чем  менее  сос­тоятельные.   В  1991г.  в  стране родились  1,8млн.  детей, в  1992г, — 1,6 млн.,  в  1993г. — всего  1,4 млн.   Если прирост населения  в  России будет оставаться  таким, то черезтысячу лет  от148 млн. россиян останется  менее 150 человек[14].
Самостоятельно  регулируя семейные  отношения,  семьи несут огромную  ответственность  за собственное  выживание  и воспитание полноценных  граждан.   И если  на  Западе этот процесс  происходил  постепенно, эволюционно,  то  в России его  революционный  характер привел к  тому,  что  с 1980 по  1990 гг.  количество людей,  состоящих в браке, на 1000 человекнаселения  уменьшилось  на  1,7 пункта,  а  с 1990но  1992гг.- на  1,8. То есть,  всего за два  года сократилось  больше, чем  за  последние  10 лет.  И процесс этот  стремительно  набирает скорость [17].
Наряду  с традиционными  функциями, связанными  с  рож­дением и  воспитанием  ребенка, с  решением  повседневных проблем,  семья призвана  быть  надежным психологическим «укрытием», помогающим  человеку  выживать в  трудных,  быст­ро меняющихся  условиях  современной жизни.   Семья выступает в  качестве  социального института  в  последней инстанции, обеспечивая  своим  членам экономическую,  социальную  и физи­ческую безопасность, заботу  о  малолетних, престарелых  и больных.Обеспечивает условия  для  социализации детей,  молодежи и,  что важнее всего,  объединяет  своих членов  чувством любви,общности  и  даёт возможность  делить  с другими  трудности и  радости жизни.
Сегодня  вопросы уровня  жизни,  социальной и демографи­ческой  политикиявно  вытесняются  на второй  план.   Нынеш­нее состояние  социальной  защиты семей  с  детьми показыва­ет  отношение  государства к институту  семьи,  степень его ответственности  за  воспроизводство  населения, готовность поддержать  семьи,  в которых  родились  и воспитываются  дети. Подугрозой  оказались  здоровье и  благополучие  самого цен­ного  достояния  нации-подрастающего  поколения,  будущего страны.
Средняя  величина семьи  за  последние три десятилетия сократилась и  составила  3,2  человека в городах  и  3,3  в сельской местности.    Как  показали исследования,  сокращение величины  семьи за   последние  три десятилетия  обусловлено следующими  факторами:
·       ростом  числа малодетных  семей;
·       приростомвисла  молодых  семей вследствие  снижения  воз­раста вступления  в  брак;
·       тенденцией  к отделению  молодых  семей от  родительских нуклеаризация;
·       увеличениемдоли  семей  с одним родителем в  результате разводов,  смерти одного  из  супругов и  рождения детей одинокими  матерями.
Сегодня  преобладающий тип  семьи- это  простые  нуклеарные семьи,  состоящие из  супругов  с детьми  или  без них (61 %  семей).    Семьи этого  типа делятся  примерно поровну на  три  части: 
·       без  детей – это молодые  семьи, еще  не  имевшие детей и старые,  где взрослые  дети живут  отдельно;  
·       содним ребенком; 
·       с  двумя детьми.
Еще  12 %  супружеских пар живут  с  одним из  родителей  суп­ругов или  с  другими родственниками.
Сложных  семей,  включающих две  супружеские пары  или  более, в России  очень  мало-всего  3,4%,  ЧТО  подтверждает интен­сивность  нуклеаризации  семей.
Значительнуюдолю  составляют  неполные семьи — 13%,  в подав­ляющем числе  случаев  это семьи  одиноких  матерей, разведен­ных женщин  и  вдовцов.  В  большинстве случаев в  этих семьях  один, реже — два  ребенка [17].
Данная  типология семей  используется  при разработке  материаловпереписи  населения.   В ее  основу  положены такие  критерии, как  брачное состояние,  родственные  связи и  наличие  детей,
Для  целей государственной  семейной  политики типы  се­мей  выделяются по  иному  основанию-объективному риску  социальной  уязвимости, а  значит  нуждаемости  в материальной поддержке государства,  особых льготах  и услугах.  Поскольку в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Субъекты международного права
Реферат Сущность аудита его цель и задачи
Реферат «женский мир» в произведениях русских писательниц 60-80-х годов ХІХ столетия
Реферат "История одного города" - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития
Реферат Билеты по бухучету (2005г.)
Реферат Підвищення міжнародної конкурентоспроможності промислового підприємства
Реферат Преобразование матриц
Реферат Динамика структурности – опыт классификации
Реферат Перспективы реинтеграции сложноподчиненных субъектов Российской Федерации
Реферат Понятие и правовые основы предупреждение ОВД преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Реферат Туристский потенциал Амурской области
Реферат Лорка Федерико Гарсиа
Реферат Quickbooks Pro Essay Research Paper The world
Реферат Факторы обеспечения безопасности учащихся в сейсмически опасных зонах
Реферат Сучасні планетарні проблеми