МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНАКафедра социальной педагогики
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
СЕМЬЯ КАКОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студентки5 курса 51 группы
Факультета социологии
исоциальной работы И.Н.Куликовой
Научный руководитель –
кандидат педагогических наук
Т.Г. Деревягина
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
7
§1. Современная российская семья как объект социальной работы
7
§2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
13
§3. Организация социальной защиты семьи в России
20
Глава II ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЁЙ
24
§1. Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй
24
§2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области
28
§3. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
42
§4. Служба социальной защиты семьи и детства на базе тамбовского городского центра планирования семьи (авторский проект)
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
63
ПРИЛОЖЕНИЯ
66
ВВЕДЕНИЕ
Напроводившихся в1992 — 1996 гг. вВашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциациишкол социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальныхпедагогов были обозначены семья, община, и семейно- соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на однуиз многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более), в которую они объединяются наоснове юридически оформленного брака иразделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности,выполняя при этом разнообразные функции — генеративную, рекреативную,коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестныособая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущикаждой семье. В любой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах еежизнедеятельности, находящихся подпостоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях междучленами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональнойдеятельности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования ифункционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальнойработы, предполагает более пристальноевнимание социальных работников кпроблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение и учетна практике.
Актуальность и значимостьрассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения«жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденцияпадения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательныхвозможностей.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семьяявляется базисной (исходной) сферой социализации, которую социальнаяпедагогика рассматривает как первичнуюячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практикесоциальной работы в России совершенноновые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе [4].
Среди наук,составляющих базовую основу социальной работы, важное место занимаетсоциальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфическоговида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической практики по различным проблемам современнойсемьи.
В тоже времяв имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальныхработников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке,рассматривается лишь в общем виде. В ней не редко усилия различныхспециалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи,предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностьюпсихолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – неразвитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономернопорождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй»,за которым в реальной практике не учитываются специфическиесоциально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности какактивной социальной системы.
Решающимфактором, определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научныхинтересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различныеаспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укреплениесемьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.);профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, А.М. Панов,В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро и др.); воспитательная работа сдетьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т.Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.);социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.ВГребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Тема исследования- семья как объект социально-педагогическойдеятельности.
Объектом исследования является семья как социальный институт.
Предметомисследования являетсясоциально-педагогическая деятельность по поддержке семьи.
Цель — выявить формысоциально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя изцели исследования можно выделить ряд задач:
1.Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемамсемьи;
2.Проанализировать и обобщить практический опыт социально-педагогической работыс семьей;
3.Разработать методическиерекомендации для социальных педагогов;
4. Разработать проект социально-педагогической службы наоснове центра планирования семьи.
Гипотеза: социально-педагогическаядеятельность по поддержке семьи в России, по мнению автора, будет эффективной при выполнении определенныхусловий:
1. Достаточное государственное финансированиепособия и т.д.
2. Оказание психолого-педагогической,медицинской, бытовой помощи семье.
3. Особое внимание должно уделяться семьям сребенком-инвалидом, а также оснащение детских домов-интернатов специальнымоборудованием.
4. Большое внимание неполным семьям.
5. Помогать семье адаптироваться к изменяющимсясоциально-экономическим условиям, сохраняя все положительное, что было ейсвойственно в общечеловеческом плане.
6.Содействовать оздоровлению среды.
Дипломная работа состоит из 2-х глав и 7 параграфов.
В первой главе «Теоретические основы деятельности социального педагога ссемьёй»освещается теоретическая база, атакже проблемы семьи, причины их возникновения и организация социальной защиты семьи в России.
Во второй главе представлен опытсоциально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области,психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальнойработе с семьёй, а также закономерности, принципы и методы социальной работы ссемьёй. В 4 параграфе представленамодель социально-педагогической службы по защите семьи и детства (авторскийпроект).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
§1. Современная российская семья как объект
социальной работы
Семья есть основанная на браке или кровном родствеобъединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья — это не только супружеские связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, нои горизонтальные, т.е. отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью»- означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.
Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что налатинском означает«ядро».Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процессурбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и тогоже города или вообще в разных городах [16; 31].
Меняется само представление о семье, сегодня семья- это не только люди, живущие под одной крышей. Современнаятенденция во внутрисемейной политике-создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья, как и в предшествующих формах, создает собственнуюсубкультуру, но, в отличие от прежних форм семьи, они представляются более открытыми для интегрированияразных культур. Культурамультинуклеарной семьи носит интернациональный характер (см. приложение № 1) [21].
Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельномучеловеку, его конкретной личностной судьбе.
К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного — культурного наследия [6;307].
Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик душио распавшейся семье.
Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно- непрерывного развития человечества.Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный,биологический и культурный смысл.
В своем единстве перечисленныефункции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска [6; 201].
Растет число одиноких матерей и ихдетей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла18%, то в 1997 году она превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый — пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.
Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до18 лет становятся детьми семей риска [9;34-35].
Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты попрошайничеством, ниществованием.
Давно стала тривиальной фраза:«семья- ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль иместо семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте-семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченныхсемей [6].
Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом. Главный и основной государственный организатор этой работы -Федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные субструктуры.
Технология социальной работы:
1. для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводитсяпрофессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификациилюдей, оставшихся без работы;
2. контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет государственная инспекция труда;
3. выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;
4. особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них отроются детские дома-интернаты, оснащенные современнымспециальном оборудованием;
5. нуждающимся гражданам оказывают финансовую и натуральную помощь в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.;
6. оказание психологической помощи конфликтным семьям [21].
Бессмысленно отрицать, что современная семья во всем мире испытывает глубочайший кризис. Это далеко не первый кризис. В России ХХ века он уже второй. Первый пришелся на 20-30 годы- это былкризис традиционной семьи, обусловленный модернизацией общества, но в большей степени спровоцированный политикой коммунистического государства [17].
Основными причинами нынешнего кризиса оказались обветшалость и беспомощность пришедшего в полную негодностьгосподствующего строя и декларируемых им нравственных ориентиров, резкий переход к новым системам общественных и личных отношений. И все же новый кризис, как и всепредыдущие, не ведет к отмиранию института семьи. Не случайно все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью. Как писал еще Платон: «Каждый из нас- это половина человека», поэтому семья есть обретение целостности.
В теоретическом плане все еще слабо разработана проблема сущности семьи отказавшись от ходульных построений типа: «социалистический образ жизни»; «семья социалистического общества» и т.п., наука о семье освободилась от псевдонаучных построений. Но необходим следующий шаг — объяснение новых реалий в судьбе семьи, что пока оставляет желать лучшего. Сущность должна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единстве всех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения- демографического, юридического, экономического, социального, медицинского, сексуального, психологического и др.Т.е. охватывание объекта в его целостности представляет главную цель семьеведения– науки,стремящейся постигнуть сущность семьи.
Важно понять, что сущность любого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянном движении и видоизменениях. Это же относится и к сущности семьи; несмотря на то, что семья- одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируется и сама по себе, и под влиянием процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейные часы, отсчитывая домашнее время, отсчитывают и время всей планеты. Следовательно, теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлению в контексте изучения многообразия социальных проблем.
§2. Социальные проблемы семьи ипричины их
возникновения
Семья во всевремена постоянно находилась в центревникания передовой общественной мысли, прогрессивных политическихдеятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследования репродуктивного поведениясемей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991г. в стране родились 1,8млн. детей, в 1992г, — 1,6 млн., в 1993г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будет оставаться таким, то черезтысячу лет от148 млн. россиян останется менее 150 человек[14].
Самостоятельно регулируя семейные отношения, семьи несут огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 1980 по 1990 гг. количество людей, состоящих в браке, на 1000 человекнаселения уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990но 1992гг.- на 1,8. То есть, всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет. И процесс этот стремительно набирает скорость [17].
Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных.Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви,общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политикиявно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Подугрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации-подрастающего поколения, будущего страны.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
· ростом числа малодетных семей;
· приростомвисла молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
· тенденцией к отделению молодых семей от родительских нуклеаризация;
· увеличениемдоли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.
Сегодня преобладающий тип семьи- это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (61 % семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части:
· без детей – это молодые семьи, еще не имевшие детей и старые, где взрослые дети живут отдельно;
· содним ребенком;
· с двумя детьми.
Еще 12 % супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.
Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало-всего 3,4%, ЧТО подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.
Значительнуюдолю составляют неполные семьи — 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже — два ребенка [17].
Данная типология семей используется при разработке материаловпереписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей,
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию-объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в