--PAGE_BREAK-- структурой следует понимать
организованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены члены
общества или группы». Акцент на «смоделированный», регулярный,
повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов,
красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин «смоделированный» — одно
из излюбленных его определений. Как заметил П. Лазарсфельд, «этот
термин является наиболее часто употребимым в работах Мертона. Третий составной критерий социальной структуры — концепция глубокого, скрытого, базового уровня(соответствующая концепция латентных функций в функциональном анализе)—является единственным аспектом в теории Мертона, прямо подверженным логически-лингвистическому структурализму Якобсона, Леви-Стросса и Чомски.
По словам Мертона, «аналитически целесообразно различать поверхностный и
латентный уровни социальной структуры».
Но, наверное, самым важным для Мертона в понятии социальной структуры
является четвертый критерий - идея сдерживающего или вспомогательного
влияния, которое социальная структура оказывает на реальные социальные
явления (поведение, убеждения, отношения, мотивации и т.д.). Концепция
«структурного контекста» и особенно «структурного сдерживания», как
ограничивающая эффективное поле деятельности, появляется в ранней
«Парадигме для функционального анализа»: «Я убежден, что структура
сдерживает индивидов, помещенных в нее для развития культурных
потребностей, моделей социального поведения и психологических склонностей.
В другой работе он писал: «Поведение есть не просто результат
индивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних и
смоделированных ситуаций, в которых оказывается индивид. Именно эти
социальные контексты и оказывают значительное влияние на степень
действительной реализации способностей индивида».
Но структурный контекст оказывает не только негативное, но и позитивное
влияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующих
лиц и сил: «Социальная структура отфильтровывает культурные ценности, делая
поведение в соответствии с ними возможным для обладателей социальных
статусов в рамках этого общества и трудным или невозможным для других...
Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью для
поведения согласно культурным мандатам».
функционализм р.мертона
Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием
«функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и
его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими
их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в
конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не
рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а
просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения
последствия функций».
Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический
инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он
формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве
между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве
возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными
систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять
все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и
социальных изменений». Эта теория была призвана категориально оформить
соединительный мост между конкретными исследованиями и общесоциологической
теорией. Теория принципиально используется для внутренней организации
эмпирических исследований. Она выступает посредником между общими теориями
социальных систем, которые слишком отдалены от особенных проявлений классов
тех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, что
наблюдаемо, и давать детализированные, упорядоченные характеристики
особенностей, которые вообще не обобщены». Именно здесь, на среднем уровне,
как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в
обществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориями
среднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реального
управления социальными процессами с учетом конкретных эмпирических
исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и
универсальность». Ясно, что таким утверждением Р.Мертон выразил свое
несогласие с теорией структурного функционализма Т.Парсонса, претендовавшей
на эти качества всеохватности и универсальности.
Определив таким образом свой «объект» исследования, Р.Мертон выдвигает
целый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода к
делу. При этом он выделяет три ключевых условия или требования
функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер
аксиом: это — «функциональное единство» (согласованность функционирования
всех частей общества), «функциональная универсальность» (все общественные
явления функциональны) и «функциональная принудительность».
«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает
Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в
бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей
функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной
жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах
культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят
императивный, принудительный характер в первую очередь для всех
общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом
функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным
объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления,
характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы,
институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля
и т.д.).
Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия
«функция». Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служат
саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». В проявлении
функции может быть две формы — явная и скрытая. В том случае, когда
внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями,
проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками
поведенческой системы или ситуации. Скрытая («латентная»[1]) функция этих
проявлений не имеет. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие
«дисфункции», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой
нормативной модели, что, в свою очередь, должно привлечь за собой или новый
этап приспособлении системы к существующему порядку, или определенное
изменение системы норм. Понятию дисфункции Мертон уделяет столь же много
внимания, что и самой функции. Обращение к нему носит концептуальный
характер. Дело в том, что Парсонс рассматривал отклонение в поведении и
системе как исключение, которое может и должно быть нейтрализовано системой
социального контроля. А Мертон был убежден, что дисфункции в той же мере
закономерны для системы, что и функции. Признание этого факта
свидетельствует о том, что механизм функционирования и развития социальной
системы бесконечно сложен. Равновесие не есть исходное условие
существования, но результат социального взаимодействия. Эмпирические
исследования отрицают постулат однолинейности связи между социальными
действиями индивидов и состоянием социальной системы. Эта связь более
разнообразна, что определяет множество путей достижения баланса в системе.
Таким путем он стремился ввести в функционализм идею изменения.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р.МЕРТОНА
Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного
на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им
отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии -
социологическая теория причин преступности в современном обществе,
предложенная Р.Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям,
которые приписывают неудовлетворительное функционирование социальной
структуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека,
недостаточно сдерживаемым социальным контролем, т.е. фрейдистским и
неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия:
«аномия» и «социальная структура» общества: при этом первое явление
(аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго
явления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французским
социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их
недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние
аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты
поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены,
либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и
отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии
тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятие
социальной структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой
структурой общества (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой
структуре современного американского общества). Для Мертона социальная
структура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто
психологическая категория. Образуется социальная структура из двух фаз.
Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой
социальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), -
т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которые
употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения
жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою
очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные)
средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату
кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то,
что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно
к избираемым средствам.
Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в
принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед
его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть
неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к
характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот.
Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение
равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит
основанием для возникновения состояния аномии. Все виды социального
поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает
человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типов
индивидуальной адаптации:
конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения
принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);
инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их
достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);
ритуализм — социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения
неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);
ретритизм — отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания,
бродяжничество);
мятеж, бунт — отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их
новыми целями и новыми средствами(политический терроризм, борьба за
свободу, революционность, радикализм).
Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели,
а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является
центральным объектом анализа.
Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо
возрастает в случае, когда в продолжение
--PAGE_BREAK--