САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Алтайский институтэкономики
Реферат
Тема: Роль социальнойполитики для социальной безопасности
Дисциплина: Социальнаяполитика
Барнаул – 2010
Роль социальнойполитики для социальной безопасности
Понятие «безопасность»согласно этимологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствиекаких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность – это состояниезащищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.
Существенным в оценкестепени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы,насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом необходимоособенно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворениемвозможности прогрессивного развития личности и общества.
Можно выделитьследующие условия социальной политики, выполнение которых необходимо дляобеспечения социальной безопасности:
· устойчивые,защищенные правом и надежно охраняемые границы;
· стабильные,предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основнымисубъектами государства;
· устоявшийся,«нормальный» политический процесс, предполагающий высокую степень легитимностии предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неизбежныхконфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;
· отсутствиеили достаточная слабость незаконно существующих сил, способных непредсказуемовмешаться в политический процесс.
В механизме обеспечения социальнойбезопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом врассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти.Возглавляет («контролирует и координирует») президент.
Основной объем непосредственнойдеятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, врамках которой создаются и действуют государственные органы обеспечениябезопасности.
Не только государство и его органыявляются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно Закону «Обезопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которыеобладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защитув случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.
Важнейшим же принципом являетсянедопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, заисключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами.При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии противнеправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводуограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственностьдолжностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности пообеспечению безопасности и др.
Компетенция высшего органапредставительной власти определяется его ролью в механизме государства главнымобразом как законодательного органа. Он разрабатывает систему правовогорегулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защитежизненно важных интересов личности, общества и государства, а также порядокорганизации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламентопределяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности,контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянииобщественной безопасности.
Судебные органы обеспечивают защитуконституционного строя, осуществляя, в частности, конституционный контроль,реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасностьличности, общества и государства. Наконец, обеспечивают судебную защитуграждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушеныв связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
В то же время функция пообеспечению безопасности – это по преимуществу функция исполнительной власти.Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иныхнормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Ониобладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себявооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций, пограничные и внутренние войска, природоохранные органыи др.
Важную роль в системеобеспечения безопасности играет Совет Безопасности. Его правовой статусопределяется Конституцией Российской Федерации, Законом «О безопасности»,указом Президента России, другими нормативными актами. Основное назначениеСовета Безопасности состоит в подготовке решений Президента в областиобеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней ивнешней политики в этой области, стратегические проблемы государственной,экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иныхвидов безопасности. Совет Безопасности возглавляет Президент России, являющийсяего председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально.
Социальная безопасностькак основа социальной политики
Важность достижениявысоких социальных стандартов и безопасного планирования своей жизни подчеркнулпрезидент. К решению всех этих вопросов необходим комплексный подход:
· онивключают в себя вопросы здоровья населения,
· демографическоеразвитие,
· ростобразованности,
· нравственные,духовные и культурные ценности,
· поддержкусоциально уязвимых групп населения,
· укреплениеинститута семьи,
· развитиеинститутов гражданского общества,
· обеспечениеправ и свобод-граждан.
Все это определяеткачество нашего общества — главную цель социальной безопасности.
Важным с точки зрениясоциальной безопасности является качество трудовой жизни как обеспечениеэффективной занятости населения и защиты работников в сфере труда.
Социальная безопасность— это и качество социальной инфраструктуры, и ее развитие, качество услугнаселению, доступность социальных услуг для большинства населения.
В обеспечениисоциальной безопасности имеет значение также качество окружающей среды:экологическая устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных итехногенных катастроф, дискомфортности жизни населения в экстремальных исуровых климатических условиях.
Социальная безопасностьвключает обеспечение безопасности жизни населения — предотвращение насилия ипреступлений против личности и собственности, снижение рисков и возможногоущерба от террористических и иных угроз.
Важным индикатором ееявляется удовлетворенность людей своей жизнью: улучшение социальногосамочувствия, отсутствие расхождений в представлениях о качестве жизни обществаи власти.
Наконец, социальнаябезопасность определяется уровнем жизни населения, реальными доходами,обеспеченностью жильем, преодолением бедности и допустимым уровнемсоциально-экономического неравенства.
Сегодня социальныепроблемы в России должны решаться путем повышения качества и уровня жизнилюдей, и это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целяхПрезидентом были предложены национальные проекты.
Опыт реализациинациональных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно формегосударство и общество должны продолжить развитие институтов и формированиесоциальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.
Социальные иэкономические факторы способствуют ограничению рождаемости. В большинствероссийских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных.Поэтому важно создать комплексную систему эффективного социальногосопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления сложившейсяситуации станет повышение зарплат-до уровня реальной стоимости жизни. Конечно,при этом возрастет и база налогообложения, выплат в фонды обязательногосоциального и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернетсядоходами семей.
В последнее времяпоявились исследования, вскрывающие более глубокие стороны российской бедностии социального неравенства. Численность самого нижнего класса бедных, по оценкамВЦУЖ, составляет порядка 42%, или около 60 млн. человек. К сожалению, до сихпор практически не удалось выработать, сколько-нибудь серьезно обоснованныхстратегических подходов к проблеме преодоления бедности и снижения социально-экономическогонеравенства.
Ориентирами достижениядолгосрочных целей социальной политики должны стать стандарты качества жизнироссиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество ибезопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков,детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития всех слоев нашегообщества.
Социальная рольбезопасности
В общественнойорганизации и человеческих отношениях безопасность имеет существенное значение.Ее роль определяется тем, что небезопасные условия не способствуютпроизводительному труду и отвлекают от него людей, вынужденных расходовать своисилы, ресурсы и средства на борьбу с обращенными против них опасностями. Неслучайно Ш.Монтескье (1689-1755) в своей фундаментальной работе «О духезаконов» (1748 г.) заметил, что безопасность — первая форма свободы.Безопасность создает необходимые условия и предпосылки для созидательнойдеятельности людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественногобогатства. Конечно, расходы на безопасность составляют весомую долю вгосударственном бюджете, бюджетах корпораций и частных лиц, но они оправданны инеобходимы.
Систему социальнойбезопасности включаются различные направления: глобальная и региональнаябезопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическаястабильность; общественная безопасность: социально-экономическая,национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;личная безопасность в современной общественно-политической обстановке иусловиях производства, безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальныхусловиях.
Социальная безопасностьрассматривается как возможность человека удовлетворить свои потребности,сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когдаобеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степеньудовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся изнескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемыхблаг и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги;обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурногообслуживания, экологической безопасности и т. д.
Списоклитературы
1. ЗаконРФ от 05.03.92 № 2646-1 «О безопасности».
2. ВащекинН.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности.М., 2002. С. 237.
3. КозаченкоА.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия:сущность и механизм обеспечения. Киев, 2003. С.
4. Общаятеория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996.
5. ПучковС.И., Кузнецов С.А. Управление системой безопасности фирмы: практическоеруководство к действию. М., 2001.