Реферат по предмету "Экономическая теория"


Экономические функции правительства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВФ УО ИСЗГуманитарно-экономическийфакультетКафедра Экономики  Контрольнаяработа
По дисциплинемакроэкономика на тему:
Экономическиефункции правительства.Студент Лебедев А.П. 2-го курса
                                                                                    по специальности: Экономика
                                                                                    и управление на предприятии
                                                                                         
Витебск2002г.
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                  3
Правовая база и социальная структура      3
Поддержание конкуренции                   4
Перераспределение доходов                 5
Перераспределение ресурсов                6
Стабилизация                              8
Вывод                                     9
Литература                                10
ВВЕДЕНИЕ
Все экономические системы, существующие в реальноммире, являются «смешанными»: государство и рыночная система делят между собойответственность за выбор ответов на пять фундаментальных вопросов. Американскаяэкономика – это экономика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическаядеятельность правительства и здесь имеет большое значение.
Некоторые экономические функции правительстваусиливают и облегчают действие рыночной системы; другие дополняют имодифицируют чистый капитализм.
ПРАВОВАЯ БАЗА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.
Правительство обеспечивает правовую базу испецифические услуги, необходимые для эффективной работы рыночной экономики.Правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статусаделовым предприятиям, определение прав частной собственности и гарантированиесоблюдения договоров (контрактов). Правительство также устанавливаетюридические «правила игры», регулирующие взаимоотношение фирм, поставщиковресурсов и потребителей между собой. На основе законодательства правительствоможет выступать в роли судьи, или арбитра, в экономических отношениях, выявлятьслучаи нечестной игры и проявлять власть для вынесения соответствующихнаказаний.
К услугам, предоставляемым правительством, относятсядеятельность полиции по поддержанию внутреннего порядка, применение системыстандартов для измерения веса и оценки качества продуктов и обеспечениеденежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами.
Принятый в 1906 г. закон о чистоте пищевых продуктов имедикаментов служит хорошим примером того, как правительство подкрепляетдействие рыночной системы. Этот закон устанавливает правила поведения, которымдолжны подчиняться производители во взаимодействии с потребителями. Онзапрещает продажу фальсифицированных и не соответствующих сорту или маркепищевых продуктов или медикаментов, требует обязательного указания на упаковкечистого веса и ингредиентов продукта, вводит стандарты качества, которые должныприсутствовать на этикетках консервированных продуктов, и запрещает помещатьложные сведения на этикетки патентованных лекарств. Эти меры призваныпредотвратить возможное мошенничество со стороны производителей и укрепитьуверенность общества в надёжности рыночной системы. Аналогичноезаконодательство регулирует взаимоотношения работников с руководством фирм, атакже отношения фирм между собой.
Предполагается, что подобные действия правительстваулучшают распределение ресурсов. Обеспечивая рынок средством обращения,гарантируя качество продукции, определяя права собственности и способствуясоблюдению контрактов, правительство увеличивает объём совершаемых торговыхсделок. Это расширяет рынки и позволяет добиться большей специализации виспользовании материальных и людских ресурсов. А такая специализация означаетболее эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, чтоправительство чрезмерно вмешивается во взаимоотношения фирм, потребителей иработников, подавляя тем самым экономические стимулы и снижая эффективностьпроизводства.
ПОДДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом вкапиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей ипоставщиков ресурсов диктату потребителей. При конкуренции хозяевами являютсяпокупатели, рынок – их агентом, а фирмы – их слугами.
Совсем иначе обстоят дела в условиях монополии. Монополиявозникает в том случае, когда количество продавцов сокращается на столько, чтокаждый продавец получает возможность влиять на общий объём предложения и,следовательно, на цену продаваемого товара.
При монополии продавцы в состоянии воздействовать нарынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счёт общества в целом.Благодаря своей способности влиять на общий объём предложения монополисты получаютвозможность ограничивать производство определённого продукта, назначать болеевысокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль.Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречатинтересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества,как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляетконкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При монополииресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли,а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит кнерациональному распределению экономических ресурсов.
В Соединённых Штатах правительство пыталось управлятьмонополиями главным образом двумя способами.
1.   Регулированиеи собственность.В «естественных монополиях», то есть отраслях, гдетехнические и экономические факторы исключают  рыночную конкуренцию,правительство создалообщественные комиссии для регулирования цен и стандартов качества их услуг. Котраслям, которые в той или иной степени подвергаются такому регулированию,относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприятиякоммунального хозяйства. А на уровне местных правительств распространенагосударственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения.
2. Антимонопольные законы.
Почти  на всех рынках эффективность производства можетбыть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральноеправительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов,начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплятьконкуренцию как регулятор деловой активности.Даже при наличии правовой базы для капиталистическихинститутов и в условиях конкуренции всё равно сохраняется необходимость в выполненииправительством дополнительных экономических функций. Рыночнойэкономике присущи определённые недостатки и ограничения, которые вынуждаютправительство дополнять и модифицировать её деятельность.ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ.
Рыночная система безлична.И распределение доходов в ней может оказаться значительно более неравным, чемэто желательно обществу. Рыночная система обеспечивает очень большие доходытем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретённомуобразованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому врезультате тяжёлого труда или лёгкого наследования достался ценный капитал иземля, также получает высокие доходы от своей собственности.
Но другие членыобщества обладают меньшими способностями, получили более скромное образование ине накопили и не унаследовали никакой собственности. Поэтому их доходы оченьнизки. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи(матери-одиночки) получают в рыночной системе очень маленький доход или, подобнобезработным, вовсе не получают никакого дохода. Другими словами, рыночнойсистеме присуще значительное неравенство в распределении денежного дохода, аследовательно, и в распределении совокупного продукта между домохозяйствами.Бедность среди общего изобилия остаётся одной из основных экономических иполитических проблем общества.
Роль правительства в сглаживании неравенствадоходов проявляется в проведении различных политических курсов и программ.
1. Трансферты.
Трансфертныеплатежи обеспечивают экстреннуюпомощь остронуждающимся людям, лишившимся средств к существованию, регулярнуюподдержку иждивенцам и нетрудоспособным инвалидам, а также пособия побезработице безработным. Программа социального обеспечения и программабесплатной медицинской помощи Medicareслужатдля оказания финансовой поддержки пенсионерам и пожилым больным. Эти программыперераспределяют доход от государства к тем домохозяйствам, которые в противномслучае имели бы очень ограниченные средства к существованию или совсем не имелибы их.
2.   Вмешательствов рынок.
Правительство такжеизменяет распределение доходов путём вмешательства в деятельность рынка, то есть посредством изменения цен, установленныхрыночными силами. Ценовая поддержка фермеров и законодательство, определяющееминимальный размер оплаты труда, служат наглядными примерами того, какправительство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых группнаселения.
3.   Налогообложение.
Индивидуальный подоходный налог историческииспользовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем убедных.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ.
Экономистыговорят о резком нарушении функционирования рынка в двух случаях: когдаконкурентная рыночная система: 1) либо производит «неправильные» количестваопределённых товаров или услуг; 2) либо вообще не способна выделить какие бы тони было ресурсы для создания определённых товаров или услуг, производствокоторых экономически оправдано. В первом случае речь идёт о «переливересурсов», или «побочных (внешних) эффектах», во втором случае – о«государственных», или «социальных», благах.
Каковы же экономические последствия переливов?Вспомним, что издержки лежат ниже кривой предложения фирмы. Когда фирма,загрязняя окружающую среду, переносит часть своих издержек на население, еёкривая предложения оказывается правее, чем когда она несёт свои издержкипроизводства полностью. Это приводит к расширению производства и к избыточному выделению ресурсов напроизводство данного товара.
Коррекцияиздержек перелива.
Правительствоспособно корректировать такое избыточное выделение ресурсов двумя способами.Оба призваны перевести внешние издержки во внутренние, то есть заставитьфирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не перекладывать их на общество.
1.  Законодательство.
Взагрязнениях воды и воздуха самой прямой мерой будет принятие законов,запрещающих или ограничивающих загрязнение. Подобное законодательствопринуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы на надлежащееуничтожение промышленных отходов. Фирмы должны покупать и устанавливатьдымоуловители и установки для очистки промышленных стоков. Идея состоит в том,чтобы вынудить потенциальных нарушителей под угрозой судебного преследованиянести все затраты, связанные с производством.
2.  Специальныеналоги.
Менеепрямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляютсобой издержки и следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы.Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкамперелива на единицу продукции. С помощью этого налога оно пытается вновьвозложить на фирму-нарушителя те внешние издержки или издержки перелива,которых в противном случае частная фирма избежала бы, и таким образом устранитьизбыточное выделение ресурсов.
Коррекциявыгод перелива.
Каким образомможно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов,которое сопутствует выгодам перелива? Можно либо субсидировать потребителей(увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увеличить предложение),либо, в крайнем случае, организовать производство необходимого продукта вгосударственном секторе экономики.
1.  Увеличениеспроса.
В сферевысшего образования государство обеспечивает студентов с низким доходом ссудамии грантами, которые позволяют этим студентам заниматься учёбой. Второй пример:программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона семей снизкими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могутбыть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на питание, получаютот правительства денежную компенсацию их стоимости. Смысл этой программыотчасти состоит в том, чтобы под средством улучшения рациона питания помочьдетям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым –лучше работать. Помогая своим несостоятельным членам стать производительнымиучастниками экономического процесса, общество в целом выигрывает.
2.  Увеличениепредложения.
В некоторыхслучаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительнопроще субсидировать производителей.  Этоотносится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируютзначительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Этисубсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объём предложенияобразования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации,госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерамиподобных мер правительства.
3.  Государственныйсектор.
Третийвариант политики государство избирает в том случае, когда выгоды перелива оченьвелики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себяфинансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственнуюсобственность и самостоятельно управлять их деятельностью.
СТАБИЛИЗАЦИЯ.
Систорической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизацияэкономики – то есть помощь частному сектору в обеспечении полной занятостиресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясьв исчерпывающие объяснения), каким образом правительство достигает этой цели.
Уровеньпроизводства прямо зависит от общих, расходов. Высокий уровень общих расходовозначает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Этоозначает также, что и материальные, и людские ресурсы используются вмаксимальном объёме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже тогоконкретного уровня производства, который обеспечивает полную занятость истабильность цен, либо, напротив, превосходить его. Это в свою очередь можетпривести либо к безработице, либо к инфляции.
1.   Безработица.
Уровень общихрасходов в частном секторе может оказаться слишком низким для полной занятости.В этом случае правительство может дополнить частные расходы таким образом,чтобы совокупных расходов – частных игосударственных – было достаточно для обеспечения полной занятости.Правительство в состоянии добиться этого, используя те же пособы –государственные расходы и налоги, которыми оно пользуется для перераспределенияресурсов в производство общественных благ. В частности, правительство может, содной стороны, увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги, ас другой – сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы.
2.    Инфляция.  
Возможна и другая ситуация, когдауровень расходов в экономике превышает её производственные возможности. Еслитакое происходит, то есть если совокупные расходы становятся выше уровняпроизводства при полной занятости ресурсов, то цены будут расти. Избыточныесовокупные расходы приводят к инфляции. В таком случае правительство обязаноустранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путём сокращения своихсобственных расходов и путём повышения налогов с целью уменьшения расходовчастного сектора.
ВЫВОД:
Таким образом,  мы определилии рассмотрели следующие экономические функции правительства:
 
►Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы,обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.
►Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и системаналогообложения – это те средства, с помощью которых правительство можетуменьшить неравенство доходов.
►Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов,связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательстваили специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодамиперелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.
►Государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованыдля стабилизации экономики.
►Государство обязано обеспечивать общественные блага, поскольку онинеделимы и к ним неприменим принцип исключения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.    МакконеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. изд.– Москва, 2001г.
2.    МакконеллК.Р., Брю С.Л. Экономика. – Москва, 1995г.
3.    ВечкановГ.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, СПб. 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реклама на телевидении
Реферат Региональная модель социальной защиты на селе
Реферат Локальная шина персонального компьютера
Реферат Реабилитационный досуг для детей группы риска
Реферат Региональные проблемы социальной политики
Реферат Кількість населення Землі його природний та механічний рух
Реферат Региональные внешние эффекты клубного блага в повышении качества жизни населения
Реферат Религиозность современной молодежи
Реферат Любовь что движет солнце и светила По поэме Данте Алигьери Божественная комедия
Реферат Рождаемость и брачность
Реферат Решение вопросов сбережения здоровья населения Российской Федерации
Реферат Ресурсная база социально-культурной деятельности Словарь терминов
Реферат Рольові теорії особистості
Реферат Желтолопастный серёжчатый медосос
Реферат Репродуктивное здоровье молодёжи и подростков как социальное явление