Реферат по предмету "Социология"


Результирующее содержание организационно-администоративной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

ТОЛЬЯТТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Кафедра «Социальныетехнологии»
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Опыторганизационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений иорганизаций»
на тему  
«Результирующее содержание
организационно-административной работы»
 
Подготовили: студенты4 курса
гр. См-401 ЗахароваО.
Дорожкина Д.
Попцова Н.
Проверила: ГоловинаЕ.В.
Тольятти-2007

Тема 6. Результирующее содержание
организационно-административной работы.
1.        Понятиерезультативности деятельности организации
2.        Факторырезультативности организации.
3.        Критерииорганизационной результативности и виды результатов.
4.        Оценкарезультативности деятельности организации
 

1.        Понятиерезультативности деятельности организации
Можно выделить несколько основных подходов копределению результативности деятельности ор­ганизаций:
1. Понимание результативности как степени до­стиженияцели организации. В этом случае важ­но признание динамичности целей и различиямежду официаль­ными и оперативными целями организации. Такой подход ока­зываетсяэффективным, если организационные цели конкретны, измеримы и охватывают широкийспектр деятельности организа­ции.
2.  Понимание результативности как способностиорганизаций использовать среду для приобретения редких ресурсов. Одним изосновных аспектов данной концепции является взаимозависи­мость междуорганизацией и внешней средой предприятия как форма обмена определеннымипродуктами. В отличие от требо­вания «максимизации», выдвигаемого в другихподходах, данная методология предполагает «оптимизировать» использование среды.
3.  Понимание результативности как способностиорганизаций достигать максимальные результаты при фиксированных затратах илиспособности минимизировать затраты при достижении тре­буемых результатов.
4. Понимание результативности как способности кдостижению целей на основе хороших («здоровых») внутренних характеристик. Помнению сторонников этого подхода, эффективная организа­ционная структураусиливает удовлетворенность, чувство гарантированности и контроль персонала наддеятельностью организации. Основной недостаток данной концепции — чрезмерноевни­мание к средствам достижения целей в ущерб оценке результатов.
5. Понимание результативности как степениудовлетворенности клиентов и заказчиков. Данный подход применим в ситуации,когда мощные группы лиц вне организации способны оказывать существенное влияниена ее функционирование.
По мнению авторов, системный подход — наиболееплодо­творный. Результативность деятельности организации рассматри­вается в этомслучае через систему общественных ценностей, от­вечающих потребностямобщественного развития, и трактуется как способность системы к выполнениюфункций целеполагания (формулировка целей в соответствии с потребностями),целеобеспечения (использование социально одобренных целей), достиже­ния цели,экономичности (достижение определенного соотношения между результатами изатратами), факторной обусловленности (учет внешних и внутренних факторовусловий функционирования пред­приятия). Данное определение достаточно широко иохватывает как внутренние, так и внешние аспекты эффективности.
Известный экономист Д. Синк под эффективностьюоргани­зационной системы понимает результативность ее функциониро­вания,которая складывается из следующих семи составляющих:
• действенность — степень достижения поставленныхцелей;
• экономичность — степень использования ресурсов;
• качество — степень соответствия спецификациям иназначе­нию;
• прибыльность, или соотношение между валовымдоходом и суммарными издержками;
• производительность — соотношение количествапроизведен­ных продуктов к потребленным ресурсам;
• качество трудовой жизни — степеньудовлетворения личных потребностей и запросов участников производства впроцессе тру­довой деятельности;
• внедрение новшеств как характеристикапреобразования на­учно-технического потенциала предприятия.
Исходя из этого результативность системыоценивается через систему показателей, отражающих каждый из названных призна­ков.Данный подход к пониманию сущности и оценки эффектив­ности системы получилширокое распространение в зарубежных системах оценки эффективности деятельностиорганизации и подробно изучается в учебном курсе «Управление производительно­стью».
Сопоставление предложенных подходов с пониманиемсущно­сти результативности свидетельствует о многозначности этого по­нятия.Общим для всех определений является представление об результативности как оспособности системы к достижению целей, в качестве которых выступаютудовлетворение интересов заказчи­ков, оптимальное использование внешней среды,повышение эко­номичности, результативности системы и др.
В силу относительной самостоятельностиорганизаций форму­лируемые ею цели имеют двойственную природу.
Поскольку любая организация является элементомболее круп­ной организационной системы и действует в предписанных ей рамках,часть организационных целей формируется сверху. Их можно рассматривать каквнешние цели — ограничения или фак­торы — условия (например, изготовлениеизделий в соответствии с графиком поставок или организация выпуска продукции вколи­честве, указанном в заявке потребителя и др.). Внешние цели ха­рактеризуютте свойства предприятия и среды, которые суще­ственно влияют на ее деятельностьи должны быть учтены при оценке эффективности.
Помимо внешних целей организация имеет исобственные вну­тренние, или автономные, цели. Внутренние цели, в отличие отвнешних, связаны с выполнением основных функций организа­ций. В зависимости отроли в процессе принятия организацион­ных решений внутренние цели могут бытьклассифицированы на цели-направления, которые должны быть достигнуты в качестверезультата, и условия, определяемые как внутренние цели-огра­ничения. Вкачестве целей-направлений могут быть названы раци­ональная организационнаяструктура предприятия, совершенная система оперативного планирования иуправления, синхронное выполнение процессов и работ и др. К числуцелей-ограничений относятся ограничения по ресурсам, затратам на реорганизациюпроцессов производства и др.
Реализация целей составляет основное содержание результативностиорганизаций. Если цели данного периода не достигнуты, то деятельностьорганизации не может быть признана эффективной. Вместе с тем сам факт получениярезультата не дает возможности определить эффективно или неэффективнодостижение цели, если не установлено соотношение затрат и результатов даннойдея­тельности. Требование экономичности деятельности организации пред­полагаетустановление определенного соответствия между полу­ченными результатами изатратами на их достижение. Если использовать изложенные положения в качествеисходных при определении сущности результативности, то можно сделать вывод, чтодеятельность организации может быть признана эф­фективной при выполненииследующих условий:
• цели в каждый данный момент временирассматриваются в ка­честве временных, подвижных, производных от требований,предъ­являемых со стороны как общества, так и самой организации;
• содержание целей отвечает сущностнымхарактеристикам ор­ганизации и отражает внешние и внутренние условия функцио­нированияпредприятия;
• поставленные цели успешно достигнуты:достижение целей оправдано затрачиваемыми на это средствами, требуемое соотно­шениезатрат и результатов деятельности выполнено;
• для достижения целей использованы принятые,одобренные обществом средства; необходимость этого условия определяетсясоциально-экономической природой системы организации; его выполнение позволяетизбежать дополнительных затрат, связан­ных с социальной реабилитациейпроводимых работ.
Исходя из этих положений можно сформулироватьследующее определение. Результативность деятельности организации — этоее свойство, связанное со способностью организации формулировать свои цели сучетом внешних и внутренних условий функциони­рования и достигать поставленныхрезультатов путем использова­ния социально одобренных средств при установленномсоотноше­нии затрат и результатов.
Данное определение отражает и «внутреннюю», и«внешнюю» стороны эффективности организаций, а именно рациональное ис­пользованиеорганизационных ресурсов и достижение результата с учетом внешних факторов —условий функционирования орга­низаций.
Как видно из модели эффективности деятельностиорганиза­ции производства, представленной на рис. 1, повышение орга­низационнойэффективности возможно при условии, что деятель­ность организации осуществляетсяв направлении достижения цели, зафиксированной в правом верхнем углу схемы,т.е. если обеспечивается снижение издержек и соблюдаются условия, от­вечающиепотребностям общественного развития производства.
Для того чтобы целенаправленно воздействовать наповыше­ние эффективности деятельности организации, необходимо иметь четкоепредставление о факторах, определяющих ее уровень.
/>
Рис. 1 Модель эффективности деятельностиорганизации.

2. Факторы результативности организации.
Можно выделить три группы взаимообуслов­ленныхфакторов результативности:
 • общесистемные факторы, определяющие пред­посылкиэффективного функционирования ор­ганизации, к числу которых относятся степеньреализации прин­ципов деятельности организации, организационная культура, обо­снованностьсистемы отбора и оценки организационных решений, наличие организационногомеханизма, осуществляющего коорди­нацию и обеспечивающего взаимосвязь частичныхпроцессов;
• внешние факторы-ограничения деятельностиорганизации производства, обусловленные закономерностью коммуникативно­стисистем, основными из которых являются требования внешней среды, ограниченияинвестиционных ресурсов;
• факторы управления развитием организации —наличие про­граммы развития организации производства, обеспеченность орга­низационнымиресурсами.
По значимости и силе влияния отдельных факторов вих чис­ле можно выделить такие, которые оказывают наиболее сущест­венноевоздействие на эффективность системы организации. Эти факторы можно назватькритическими. Эффективность деятель­ности организации в основном определяетсяименно критически­ми факторами, тогда как промежуточные факторы лишь немногоизменяют ее параметры.
Приведем характеристику основных критическихфакторов.
Принципы деятельности организации являются основой по­строенияпрактической работы предприятия. Их реализация по­зволяет повысить результативностьза счет согласования и упоря­дочения связей основных элементов и процессовпроизводства, а также связей организации с внешней средой.
Организационная культура является фактором,позволяющим организации опосредованно воздействовать на эффективность при­нимаемыхрешений. Существует тесная взаимозависимость меж­ду культурой организации иуспехом предпринимательской дея­тельности. Все преуспевающие предприятия нарядус четким пред­ставлением о стратегии своего развития, гибкой организационнойструктурой и высококвалифицированными сотрудниками владе­ют сильной культурой иособым стилем, которые вместе способ­ствуют достижению высокой эффективностиорганизации. При возникновении проблем на предприятиях с развитой культуройорганизации ее сотрудники способны оперативно принимать нуж­ные организационныерешения, поскольку основополагающие цен­ности организации определены, понятны ивоспринимаются все­ми работниками.
Наличие организационного механизма, осуществляющего коор­динациюи обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов. Организационный механизмхарактеризует субъекты производства и отношения, которые устанавливаются иподдерживаются меж­ду ними в процессе производства, а также формы проявленияэтих отношений, систему организационных норм и процедур. Наличиеорганизационного механизма позволяет осуществлять целенаправ­ленную работу поупорядочению связей и повышению степени согласованности процессов и работ. Еслис изменением требований окружающей среды число и характер взаимосвязейэлементов ме­няются при условии сохранения или повышения организованнос­ти, томожно говорить о высокой результативности функционирова­ния организации.Привести же организационные отношения в определенный порядок и обеспечитьсогласованную работу отдель­ных звеньев в меняющихся условиях можно, лишьрасполагая хо­рошо отлаженным механизмом координации.
Требования внешней среды характеризуютобщественные потреб­ности, конкретизированные в свойствах и объемахпроизводства продукции, сроках ее поставки, а также ограничения, связанные своздействием на окружающую среду и возможностями матери­ального производства.Данные требования необходимо учитывать при формировании организационных целей ивыборе путей их достижения. Если этого не происходит, организация теряет «об­щественную»направленность и выступает как закрытая система, реализующая свои собственныецели.
Ограничения инвестиционных ресурсов как фактор эффективно­стидеятельности организации определяют возможность достиже­ния конечногорезультата, адекватного поставленным целям, с использованием имеющихсяфинансовых возможностей. В том случае, если организационные проекты, концепциине имеют не­обходимой финансовой поддержки, вероятность их практическойреализации и получения эффекта (а это определяющее условие эффективности)незначительны.
Обеспеченность организационными ресурсами. Ресурсы органи­зации даютпредставление о средствах организационной деятель­ности. В состав этих средстввходят работники, а также исполь­зуемые в практической деятельности информация,технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, кото­раязадействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходына организационную деятельность. Высокая результативность функционированияорганизации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижении затрат наполучение требуемых результатов.
Программа развития организации выполняет функции плани­рования,контроля и регулирования ее деятельности. От того, на­сколько совершенны методыпланирования и управления процес­сом развития организации, обоснованынаправления организаци­онной деятельности и четко сформулированы цели развития,во многом зависит решение проблемы повышения организационной эффективности.

3. Критерии организационной результативности и виды результатов.
Критерием выступает наиболее существенныйпризнак, служащий мерилом для оценки степе­ни совершенства системы.Экстремальное зна­чение выбранного критерия выражает опти­мальность рассматриваемойсистемы по выбранной характеристике.
Можно выделить несколь­ко типов критериевоптимальности:
1) глобальный — локальный;
 2) внешний — внутренний;
 3) максимизирующий результат — ми­нимизирующийзатраты.
Глобальный критерий оптимальности оцениваетрезультативность деятельности организации с позиций согласованных друг с дру­гомее эмерджентных интересов и интересов отдельных элементов, составляющихсистему. Локальный критерий оптимальности характеризует результативностьфункционирования отдельных под­систем организации.
Внешний критерий позволяет оценить результативностьоргани­зации с точки зрения соответствия поставленных целей и средств ихдостижения нормативной системе общественных ценностей и выполнения ограниченийна ресурсы исходя из целей производ­ственной системы, частью которой онаявляется. Внутренний кри­терий характеризует интересы, свойственные даннойорганизации, и может быть выражен через затраты ресурсов системы при огра­ничениях,накладываемых общественными потребностями.
Организационная система достигает максимальногорезульта­та только при выполнении всех предъявляемых к ней требований. Степеньих удовлетворения может быть различной в зависимости от конкретных условий исовершенства разрабатываемых предло­жений по решению отдельных вопросов.Поэтому возникает за­дача разработки вариантов альтернативных мероприятий ивыбо­ра оптимального из них. Задача выбора при многокритериальном анализе можетбыть решена только с помощью группы критери­ев, характеризующих различныестороны результативности.
Результат организации проявляется в трех формах:экономичес­кой, социальной, организационной.
Экономическая форма результата наиболее изучена, для неераз­работаны соответствующие количественные методы оценки, общие дляопределения экономической эффективности любых затрат (на реорганизациюпроизводства, создание новых организационных структур, внедрение новой техникии др.). Единство показателей, используемых для характеристики отдачи затратразличного це­левого назначения, и некоторая общность в подходах по их опре­делениюобусловливаются узкопрактическими целями тех объек­тов, на которых планируетсяосуществление данных затрат.
Социальная форма результата от деятельностиорганизации име­ет свою специфическую оценку, хотя и не может быть выраженатаким единым синтетическим показателем, как экономическая результативность. Присовершенствовании организации существен­но меняются условия труда ипроизводства. Например, развитие деятельности групп качества и сочетание двухорганизационных форм обеспечения качества производства — административной иобщественной — способствуют, по оценкам зарубежных специа­листов, повышениюпрофессиональной подготовки работников, приобретению навыков принятия решений всложных ситуациях. К социальным результатам относятся повышение престижноститруда, технологической дисциплины, усиление ответственности за результаты своейдеятельности и др.
Организационный результат организации выражается вусилении взаимосвязи и взаимодействия элементов производст­венной системы ипоявлении у системы качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов инехарактерных для них. Проявле­нием организационного результата на уровнеподразделений предпри­ятия является повышение согласованности и упорядоченностиот­дельных процессов и работ, качества функционирования производ­ственнойсистемы. На макроуровне с организационным результатом связаны такие явления,как возможность реализации крупномас­штабных мероприятий по реорганизациипроизводства, диверси­фикация, интеграция производственных стадий и процессов идр., приводящие к повышению целостности системы и развитию ее эмерджентныхсвойств.
С учетом отмеченных требований, предпосылок ифакторов результативности деятельности организации устанавливаются две группыкритериев:
/>
Рассмотрим, как применяются некоторые из наиболееважных критериев результативности организации.
Экономичность характеризует степень использованияорганиза­ционных ресурсов и дает возможность оценить результативность системы вотношении затрат. Ее можно выразить как отношение фактических расходов,связанных с деятельностью, к их норма­тивной или плановой величине. Величинафактических расходов определяется на основе данных бухгалтерского учета иотчетнос­ти. Для определения плановой величины расходов можно исполь­зоватьпрогнозные и экспертные оценки, нормативы и т.п. Если фактические расходы непревышают нормативной величины, мож­но говорить об экономичности деятельностиорганизации.
Действенность характеризует степень достиженияорганизацией поставленных целей. Например, главной целью и назначением про­изводственнойсистемы является обеспечение высокой экономичес­кой и социальной результативностифункционирования предприя­тия на основе оптимизации взаимодействия элементовпроизвод­ства и упорядоченности производственной деятельности или, иначеговоря, на основе повышения организованности системы. Измерить действенность можнопутем оценки степени достижения ее основ­ных целей.
Упорядоченность организационной деятельности понимается как степеньрегламентации и регулируемости процессов, протекающих в организации. В общемслучае упорядоченность является прояв­лением организованности системы. Однакосамо по себе приме­нение правил не гарантирует высокой результативности. Иногданаиболее целесообразно предоставление большей свободы дей­ствий исамостоятельности. Кроме того, возможны правила, при­водящие к снижениюэффективности и отрицательно влияющие на производительность. Поэтомуупорядоченность организацион­ной деятельности должна сочетать определеннуюсвободу в приня­тии решений с четкой регламентацией времени выполнения отдель­ныхработ и стандартизацией типовых ситуаций по обеспечению функционирования исовершенствованию организации производственной системы. Для оценкиупорядоченности организацион­ной деятельности можно использовать следующиепоказатели: удельный вес организационных норм и нормативов в общем ко­личественормативной документации; доля типовых проектных решений в числе разрешаемыхситуаций; качество процессов ком­муникаций, источников информации идокументооборота между участниками процесса организации; степеньсбалансированности функций организации производства.
Оперативность характеризует способность подразделенийорга­низации быстро обнаруживать возникающие отклонения в ходе производства ивовремя ликвидировать их. Оценка оперативнос­ти имеет целью выявление эффектаорганизации, получаемого в результате своевременного принятия необходимыхорганизацион­ных мер и воздействия на ход производства. Основными измери­телямиоперативности организационной деятельности могут стать: доля своевременнообработанной документации в общем ее объе­ме; удельный вес числа нарушений,ликвидированных в сжатый срок, в их общем числе; степень выполненияорганизационных функций; относительное снижение объема выпуска продукциивследствие неудовлетворительного использования рабочего време­ни и неритмичнойработы производственных подразделений. По­вышение оперативности позволяетизбежать потерь, связанных с нарушением непрерывности производственногопроцесса, сниже­нием качества продукции и т.д. При оценке эффективности сис­темыорганизации производства важно оценить все стороны и аспекты эффективности. Этовозможно при условии использова­ния отмеченных критериев и соответствующихпоказателей.
4. Оценка результативности деятельности организации
Существует концепция, согласно кото­ройэффективность есть соотношение между заложенной ценностью и полученной цен­ностью,между минимальными вложениями и полученной наибольшей отдачей. В работах анг­лийскихисследователей показатели оценки эффективности социальной работы, направ­леннойна преодоление бедности, подразде­ляются на финансовые и нефинансовые.Результативность позволяет оценить соот­ношение вклада и целевых результатов,вы­ражающихся в снижении глубины бедности, соотношение фактического ипланируемого объема затрат на предоставление выплат, предоставление социальныхуслуг, а также льгот. По мнению отечественных исследова­телей, эффективностьсоциальной работы прежде всего связана с оценкой соотноше­ния достигнутыхрезультатов и затрат, на­правленных на достижение этих результатов. В руслетакого подхода целесообразно изме­рение результатов и затрат.
Эффективность социальной работы — это системаобобщенных, интегративных показателей качества этого специфического видасоциальной деятельности.
Национальная (отечественная) система оценкиэффективности социальной работы, проводимой в Российской Федерации, обес­печивающаяобратную связь в управлении качеством социальной работы, должна быть составнойчастью социальной безопасности и социальной политики и соответствовать (илихотя бы корреспондироваться) совре­менной Федеральной концепции социаль­но-экономическогоразвития Российской Федерации. Она неизбежно связана с оцен­кой эффективноститаких развивающихся подсистем, как социальная защита, соци­альное образование,здравоохранение, пе­нитенциарная подсистема, сфера культуры и досуга (качествофункционирования и ка­чество развития).
Теоретико-методологический подход к определениюэффективности социальной работы в России предполагает:
— во-первых, выделение уровней, основныхнаправлений, видов, форм и методов социальной работы;
— во-вторых, изучение взаимосвязи всех ком­понентовценностных предпочтений, тео­рии, технологии и практики социальной ра­боты;
— в-третьих, изучение актуальных прак­тическихпроблем социальной работы как относительно целого и специфического видасоциальной деятельности во всем мно­гообразии и различных проявлениях;
— в-чет­вертых, конкретный учет уровня жизнилюдей, уяснение социально-психологических особенностей и состояний различныхкате­горий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или находящихсяна грани такого состояния;
— в-пятых, определе­ние модели рациональнойдеятельности всех компонентов системы социальной ра­боты (социальная защита,образование, здравоохранение и т.д.);
— в-шестых, система­тический научный учетотечественного и за­рубежного опыта теоретической и практи­ческой деятельностив области социальной работы;
— в-седьмых, предполагается даль­нейшее развитиестандартизации и лицензи­рования социальной работы, создающей благоприятныепредпосылки для объектив­ной оценки качества социальной работы, разработкисистемы динамически развиваю­щихся критериев и показателей эффектив­ности этоговида социальной деятельности; в-восьмых, организацию мониторинга ре­зультативностисоциальной работы в раз­личных регионах страны.
Выделяя первый уровень измерения ре­зультативностисоциальной работы — уровень организации — необходимо иметь в виду, чтоэффективность социальной работы не может измеряться только количеством изданныхнормативных актов и распорядительных документов, количеством проведенных ме­роприятийи числом обслуженных клиен­тов по основным видам социальной работы, количествомсозданных социальных служб и числом профессиональных социальных ра­ботников.Особый ин­терес для специалистов представляют по­ложения нового определениясоциальной работы, сформулированные в Монреале на Всемирном конгрессесоциальных работни­ков (25—27 июля 2000 г.). В них излагается точка зрения, согласно которой, во-первых, социальная работа ведется на разных уров­нях,начиная с вовлеченности в психолого-социальные процессы человеческой лично­стии заканчивая социальной политикой, планированием и развитием. И, во-вторых, вэти процессы включены управленческие структуры, организации по месту житель­ства,влияющие на формирование социаль­ной политики и экономическое развитие.Совершенно очевидно, что в рамках данно­го подхода практика социальной работырассматривается как действенное средство воздействия не только на личность исоци­альные группы, человеческое бытие и пове­дение людей, но и как важныйинструментвоздействия на функционирование соци­альных систем в целом. Выводы икоммен­тарии Международной федерации соци­альных работников значительно расширя­ютнаше представление о месте и роли социальной работы в жизни общества, а,следовательно, продвигают наши представ­ления об эффективности социальной рабо­тыи критериях ее оценки. Объяснения та­кого подхода, видимо, надо искать в глоба­лизациисоциальных перемен, в изменении характера жизни человеческого общества, вусложнении внутренней структуры обще­ственного устройства, в необходимости по­вышенияроли социальной работы в гуманизации социальной природы общества.
Показатели эффективности могут бытьколичественными и качественными. Сами по себе они не должны быть изолированы отреально проводимой социальной политики и практической социальной защиты населе­ния,они непосредственно связаны с макро- и микросредой, в которой находятся клиен­тыработников социальных служб и органов управления социальной защиты. Главное,чтобы показатели способствовали измере­нию изменений в сознании, психологии иповедении клиентов — повышению уверен­ности в себе, получению возможности вос­становитьутраченные или сформировать новые навыки и умения, снижению риска сноваоказаться в трудной жизненной ситуа­ции, повышению возможности вступления вновые социальные и профессиональные контакты, улучшению предпосылок эконо­мическойзащищенности. Если индивиду­альная или групповая социальная работа с клиентом(личность, семья) приводит к уве­личению уровня уверенности клиента в себе,если семья относится с уважением к своим членам и возможностям семьи, есличлены семьи начинают понимать возможные пути повышения социального статуса иизмене­ния отношений с окружающими людьми, можно говорить об эффективностипрове­денной работы. Естественно, к этой группе показателей эффективностипроведенной социальной работы примыкает группа пока­зателей, позволяющаяизмерить степень со­циальной активности семьи, эмоциональ­ный комфорт, уровеньразвития стимулов, уровень доходов, занятость членов семьи, социально-бытовыеусловия (жилье), увели­чение семьи, наконец, благополучие или уменьшениенеблагополучия, снижение уровня зависимости от органов соцзащиты и социальныхслужб. Видимо, целесообразно эти группы показателей оптимизировать, включая в каждуюгруппу не более пяти по­казателей, что, как нам представляется се­годня, имееткак практическое, так и теоре­тическое значение.
Эффективность социальной работы в социальныхслужбах — это достаточно мно­гоплановое явление, зависящее от множе­ства факторови предпосылок. Естественно, объективно оценить эффективность дея­тельностиможно только при использовании системы критериев и показателей, служащих какдля количественных, так и качественных измерений. У ряда исследователей не вызы­ваетсомнения тезис о том, что система оцен­ки эффективности социальной работы дол­жнаносить комплексный характер. Процесс оценивания, как правило, должен опиратьсяна систему критериев и показателей, то есть совокупность упорядоченных ивзаимосвя­занных характеристик (описание признаков результативности социальнойработы) и тех­нологических разработок (методик), позво­ляющих адекватно оценитьсостояние соци­альной работы, ее достижения, результаты, проблемы, противоречияи выявить резервы ее развития. Эпизодически выборочно про­водимые инспекторскиепроверки и анкет­ные опросы не в состоянии объективно оце­нить состояниесоциальной работы, осуще­ствляемой социальной службой или отдельнымспециалистом социальной рабо­ты. Для повышения эффективности дея­тельностиучреждений социального обслу­живания необходимы показатели (описание результатасоциальной работы), в соответ­ствии с которыми можно оценивать и срав­ниватьрезультаты их деятельности, в том числе прямых социальных услуг, предостав­ляемыхклиентам. Основанием для выделения таких показателей могли бы послужитьфедеральные и региональные стандарты социальных услуг. Однако на сегодняшнийдень приняты только два государственных стандарта: это Национальный стандартРоссийской Федерации — Социальное обслуживание населения. «Основные видысоциальных услуг» и Национальный стандарт Российской Федерации — Социальное об­служиваниенаселения. «Качество соци­альных услуг» (Общие положения).
Национальные стандарты введены с 1 июля 2004года, что, естественно, не позво­ляет судить о действенности этой меры. Сдругой стороны, начавшаяся администра­тивная реформа вносит коррективы в про­цессстандартизации социальных услуг. Предполагается, что полномочия в этой областибудут переданы регионам. В этом слу­чае, по мнению специалистов, регионы по­падаютв затруднительное положение, так как не имеют федеральных ориентиров в этойобласти — минимальных стандартов, гарантирующих населению определенный уровенькачества предоставляемых соци­альных услуг, качества социальной работы, иобладающих такими качествами, как реали­стичность, стабильность,обоснованность, четкость, и поддающихся количественному измерению. Безиспользования минималь­ных гарантированных стандартов не только трудноразработать показатели эффективно­сти социального обслуживания и в целом —социальной работы, но и сформировать бюджет как на федеральном, так и на регио­нальномуровнях, сориентированный на предоставление соответствующих услуг.
Формирование системы критериев и по­казателейэффективности социальной работы только началось, а потому в условиях совре­меннойРоссии нельзя быть категоричным в суждениях на эту тему. Поиск продолжает­ся, апотому необходимо внимательно отно­ситься к различным точкам зрения и раз­личнымклассификациям критериев эф­фективности социальной работы.
Составной частью совокупности крите­риевэффективности социальной работы являются критерии, отражающие динами­кубезработицы, дезадаптированности и преступности, стабильности семейно-брачныхотношений, уровень алкоголиза­ции населения и наркомании, а также уро­веньздоровья, прироста населения и его смертности, инвалидности и психологичес­когосостояния.
Не следует упрощать теоретические подходы кпониманию сущности критериев эффективности социальной работы в усло­вияхРоссийской Федерации. Различные группы критериев имеют неодинаковые удельныйвес, социальное значение и акту­альность.
Наиболее рациональным способом оценки результативностиорганизации является метод по­следовательного сравнения с помощью стандарт­ныхоценок, когда измерение результативности производится путем расчета значенийотдельных показателей по группам критериев и определения их относитель­нойзначимости по интервальной шкале. В обобщенном виде схема оценки результативностис использованием данного метода показана на рис. 2. Рассмотрим подробнееотдельные этапы расчета:
Первый этап — идентификация организационнойсистемы — со­стоит в выявлении особенностей функционирования организации.На данном этапе определяются функции, цели и организацион­ные ресурсы системы,устанавливаются предъявляемые требова­ния и возможности их удовлетворения вконкретных условиях.
Второй этап — формирование критериев иизмерителей результативности — включает проведение работ поопределению основных направлений оценки и критериев результативности. Критериивыступают в качестве необходимой предпосылки вынесения ре­шения об уровне результативностиорганизации, каждый из них ха­рактеризуется с помощью ряда показателей. Отборпоказателей осуществляется исходя из следующих требований: используемыеизмерители должны фиксировать фактический уровень результативности иодновременно подчиняться задаче анализа и управления экономическими процессамина основе выявления различных при­чинно-следственных связей.
/>
Рис. 2 Схема оценкиэффективности деятельности организации производства.
Завершающей процедурой формирования системыкритериев является их ранжирование по степени влияния на результативностьорганизации производства. Ранжирование осуществляется по ко­личественной шкалев диапазоне от 0 до 10. Максимальная оценка присваивается наиболеепредпочтительной характеристике. Если обозначить оценку признака i у эксперта jчерез aij, то отно­сительный вес показателя рассчитывается по формуле
/>
Показатель, имеющий наибольший вес, получает ранг1. Для каждого наиболее важного критерия разрабатывается шкала по­лезности синтервалом 0—1,0. Основным назначением шкалы яв­ляется преобразование разнородныхизмерителей в эквивалентные им баллы. Пример построения такой шкалы показан нарис. 34. В нашем случае 0 означает самый низкий уровень результативно­сти дляданного критерия; 0,1 — очень плохой уровень; 0,2 — пло­хой уровень; 0,3 —удовлетворительный уровень; 0,5 — хороший уровень; 0,7 — очень хороший уровеньи 1,0 — самую высокую ре­зультативность.
/>
Рис. 3 Шкала полезности.
На третьем этапе — оценка результативностиорганизационной системы — производятся расчет фактических значенийпоказате­лей и преобразование полученных числовых оценок в баллы с по­мощьюшкалы полезности. Балльные оценки используются для по­строения профиля результативности,при составлении которого дол­жно быть высказано мнение по каждой характеристикена основе ее количественной оценки и проведено сравнение с представле­нием отом, что соответствует понятиям «хорошо», «удовлетвори­тельно» и т.д.
Четвертый этап — анализ состояния результативностисистемы организации производства, — как видно из схемы (см. рис. 3),включает расчет резерва изменения результативности, относитель­ную оценкузначимости критериев для повышения результатив­ности системы, установлениенаправлений ее реорганизации.
Резерв изменения результативности (Kpi) характеризует величи­нунеиспользованных возможностей и повышения по конкретно­му критерию и показываетнеобходимость совершенствования си­стемы в данном направлении:
/>
где    Бфi— балл, эквивалентныйфактическому значению пока­зателя по шкале полезности;
Боптi— оптимальная балльнаяоценка показателя. Чем бли­же Бфi к Боптi, тем выше уровень результативностипо заданной характеристике.
Поскольку критерии имеют различную весомость для результативности,то возникает необходимость в относительной оценке их значимости. Наиболеерациональным подходом к относительной оценке является, на наш взгляд, синтезпоказателей резерва результативности и веса критерия:
/>
где     Qкi— относительная оценказначимости i-гокритерия.
Критерий,имеющий максимальную оценку QK/, определяет «узкое место» результативности.Поэтому очередность проведения мероприятий по реорганизации системы устанавливаетсяв соот­ветствии со значением Qкi.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.