Постоянн нас = наличн – временн прожив + временно отсутств Ур образованн старше 9 = (> 9 с высш и ср обр)/(ср.год нас)*1000 Ур образ занят = (числ занят с высш и ср обр)/(ср.год нас > 18)*1000 Общ К рождаем = (число родивш за год)/(среднегод числ нас)*1000 Общ К смертности = (число умерш за год)/(среднегод числ тан)*1000
Спец К рождаем = (число родивш)/(среднегод число жен 15-49л)*1000 К естеств прир = (число родивш – число умерш)/среднегод нас)*1000 К жизненности = Коэф рожд/Коэф смертн К эк активности нас = (числ эк активн нас)/(общ числ нас)*100 К занятости = (числ занят)/(числ эк акт нас)*100 К безраб = (числ безраб)/(числ эк активн нас)*100 Эк акт = занят + безраб К оборота по найму = (числ принят)/(ср.спис числ раб)*100
К общ оборота = (уволенн + принят)/(среднеспис)*100 Натуральный i = (ql/T1):(q0/T0)=w1/w0. Трудовой i = (T0/q0):(Tl/ql)=t0/tl. q-кол-во выработ продукц. Предмет и метод СВЭС. Ее место в сист эк стат. Необходимость изуч-я накопивш материалов и теор обобщ опыта работ по сбору сведен об эксп и имп => возникн стат внешн торг. В наст время в связи с ростом масштабов эк и научно-технич сотрудничества гос-в, реализуем через каналы
внешн торг, часто исп более широкое название данн науки — СВЭС. Предмет - внешнеторг оборот страны - ввоз тов и вывоз за границу, междунар товарооборот (данные о кот получаются после соответс обработки цифр внешнеторг отдел стран). ВЭС хар-ет все этапы продвиж тов или произв-ных услуг от произв-ля к потребителю, изучает количеств хар-ки в неразрывной связи с качеств хар-ками явлений и процессов, происход в сфере внешнеэк деят отдел
стран, регионов, мир сообщества в целом, измен цен на эксп и имп товары, изменения в тов, в географ структуре, эффективность работы внешнеторг организаций, доля страны в мир торгов обороте, междунар разделении труда и т.д. Показатели ВЭС: 1) универсальные: (наблюдение, группировка данных, различные виды относительных и средних величин, показатели динамических рядов; 2) специфические (связ со специф отраслей) Во многих странах ВЭС - наибол раз¬витая отрасль эк стат, имеющая хорошее организационн обеспеч и разработанн
методологию, о чем свидетель¬ств то, что в настоящ время почти все страны мира публик данные о внешн торговле в регулярно издаваемых стат сборниках различн периодизации (мес, кварт, годов). Растущее знач сведений о ВЭС для правильной организа¬ции эк жизни современн гос-ва и опреде¬лило большую достоверность, надежность этих стат данных, охватывающ широк круг показателей по внешн торг. Задачи и организация СВЭС в РФ. Основн - организац учета эксп и имп - сбор и обработка данных, хар-
щих развитие в.т. и выполнен планов заданий; 2) обеспечение необходимой inf гос органов управл; 3) разработка суммы показателей внешнеэк деят; 4) совершенств методологии ВЭС, повышение ур-ня стат-эк анализа; 5) выявл резервов д/совершенствов товарн структ внешней торг и повыш ее эффективности; 6) соблюдение достоверности, полноты, надежности, сроков предоставления inf; 7) улучшение порядка и структуры публикаций данных о внешнеэк связях страны.
С 1 апр 1989 г. право непосредств осущ эксп-имп операций предоставл всем предпр и орг-ям, продукция кот конкурентос¬пос на миров рын. В связи с переходом на таможенн стат в составе Го¬с таможенн комитета (ГТК) РФ (головная орг в области стат учета внешнеторг операций) создано уп¬равление тамож стат и анализа (вып всех задач, связанн с обеспеч качественн сбора, обработки и анализа данных по тем эксп-импн операциям, кот осущ с перемещением товаров через гос границу).
Учет всех остальных внешнеэк операций (совместн строит-во, аренда etc) воз¬ложен на Госкомстат Рос и осущ в соотв с утвержденн методологией. Оновн первичн док гос внешнеторг стат Рос - грузов таможенн декларация (ГТД), разработ на основе декларац ЕС, содержащ все важнейш сведения, исп в статист учете внешнеторг оборота: происхождение, объем и краткая хар-ка тов, цена, адрес грузо¬получателя и др. (всего 13 показателей, формирующ стат внешнеторг оборота).
Поэтому в работе ГТД с момента ее заполнен примен единые принципы и методы учета и един порядок записи данн (общеприн цифров коды междуна¬р и нац классификаторов — классификатор валют, предприятий и орг, видов транспорта, таможенн уч¬режд). Особенности организации внешнеторг стат за рубежом. Сейчас огромн роль в разработке методол и в даче рекомендац по ведению статистики играют Стат комиссия при ООН и Международный стат институт.
В рамках ООН внешнеторг ведется в ЮНЕСКО. Наиб важн стат публикации: "стат междунар торговли по отдельным товарам" и "Ежегодник мир торговли" с приложением, издаваемым стат бюро ООН, а также "Руководство по стат междунар торговли и развития" и "Ежемесячный бюллетень цен (по видам товаров)", публикуемые ЮНКТАД. В ЕС ведением стат деят занимается Евростат и 2 комитета (по стат внешней торговли и по комбиниров
номенклатуре). Сводн материалы по внешн торг стран-участниц ЕС публикуются в виде ежеквартальных и ежегодных обзоров по внешней торговле ("Foreign Trade" и "External Trade"). СВЭС за рубежом является по сути таможенной стат и непосредств связана с деят тамож учрежд. Учет товарн потоков, поступающ в страну из-за границы и вывозимых из страны, осуществ на основании
док-тов, представленных на товары в таможенное ведомство. Осн таким док-том явл таможенн декларация (точн наименов, кол-во, ст-ть, страна происхожд и назначения; вид трансп ср-в, на кот тов перевозится; условия поставки и платежа, дата и номер контракта etc). Часто к декларации требуется приложение товаросопровод док-тов: счета-фактуры, трансп квитанц и накладные, сертификаты кач-ва и проч Сист стат показателей, характеризующ участие стран в мирохозяйств связях
Кажд показателю СВЭС может соотв множ-во количест значений, меняющ вместе с измен времени, пространства или эк субъекта, по отнош к кот исчисл этот показатель. Также его величина зависит от выбранн единиц измер.a) натуральные, измеряем в нат единицах (метры, тонны, штуки и т.д.); b) стоимостн в ден выраж (в нац или ин валюте ). Душевой объем в.т. = товарооб/среднегодов колво нас
Эксп-ная квота ВВП = эксп/объем ВВП Коэфф эластич-ти оборота по ВВП = индекс оборота/индекс ВВП Коэфф-ы, показывающ степень вовлеченн-ти страны в междунар торговлю: Доля эксп в произв-ве = стоимостной объем эксп/стоимостной объем производства Доля имп в потребл = стоимостной объем имп/стоимостной объем потребления Удельн вес страны в миров торг = товарооборот страны/товарооборот мира
Стат показатели, характериз развитие в.т. РФ Сист показателей, исп в стат в.т составн часть сист показателей на¬р хоз-ва. Необходима полнота сист показателей охват количеств хар-кой всех важных сторон и факторов, влияющ на состояние и динамику эксп и имп страны. Глубокий анализ такого рода данных — основа квалифицир работы по совершен¬ств-ю товарной структуры в.т ориентации на наиболее перспективные рын товаров, прогнозирования внешнеэк деят.
Базой для проведения тако¬го рода анализа являются данные стат учета экспно-импных операций. С помощью стат показателей изучают движение цен на эксп-ные и имп-ные тов, изменения в тов структуре, географич распредел товарооборота, эффективность работы внеш¬неторгов орг и всей внешнеэк деят, характеризуется доля страны в мировом торговом обороте, степень ее участия в международном разделении труда, а также значение ВЭС для народного хозяйства страны. Задача - выразить определенн эк категории конкретными количеств
показа¬телями. Примера стат показателей, базирующ на универсальн стат ме¬тодах - ряд относит величин, исп в стат ВЭС д/определения степени вовлеченности страны в мирохозяйствен¬ные связи. К числу этих показателей относят: "душевой" объем в.т. (частное от деления внешнеторг оборота на среднегодовую численность населения), показатель экспной квоты в национальном доходе или в ВВП, Коэфф элас¬тичности = индекс внешнеторг оборота (эксп-а)/индекс
ВВП или ВНД, доля эксп в произв-ве и имп в потребл по отдельным видам продукции и отраслям хо¬з-ва, удельный вес стра¬ны в мировой торговле и другие специальные стат величины. Объекты учета в СВЭС и стат в.т Рекомендации междунар стат органов. В соотв с рекомендациями стат комиссии ООН в товарооборот страны должны включаться все тов и ценности, ввоз и вывоз кот уменьш или увеличивает мат рес страны, т.е. в эксп и имп страны могут включаться также
такие тов, ввоз и вывоз кот совершается в порядке оказания безвозмездн помощи (правительственной, частной или обществ) или в форме дара. 1) немонетарн золото, вывозим как товар, 2) товары поставляем в счет взносов помощи ООН, в кач-ве даров, 3) поставки ЭЭ, воды,нефти, газа, 4) товары военн и стратег назнач, 5) товарная ссуда, 6) аренда на год и >, ц/б банкноты и монеты
НЕ в обращении. В некот странах установлены количественн грани¬цы д/регистрации таких поставок в стат учете. Тов и усл, не включ во внешнеторг оборот. 1)личный багаж дип представителей, пассажиров, а также предметы (служебн или личные), вывозим или ввозим ддип миссий, посольств, кон¬сульств, торгпредств фирм и других орг за границей; 2)тов прямого транзита (иностре тов, транспорти¬р через терр страны от одной границы до другой под тамож надзором); 3)монетарн золото; цб, банкноты и монеты, на¬ходящ в обращ;
3) образцы и тара, подлеж возврату, а также контейнеры и трансп ср-ва, в кот тов перевозятся; 4)временн ввоз и вывоз тов д/выставок, ярмарок, аукционов etc (засчитыв в объем в.т. если будут проданы, причем отражение их в стат учете осу¬щ только после фактич продажи, покупки тов); 5)ввоз и вывоз животных д/участ в бегах, скачках и т.п.; 6) ввоз и вывоз кино- и телефильмов с целью проката;
7)гарантийн поставки тов (в счет гарантий, предоставл поставщиком); 8)тов, арендуем на срок менее 1 года; 9)трансп ср-а и оборудов, отправляем д/ремонта, и их возвращ после ремонта. Списки то-в междунар торговли в соответствии с СМТК-2. стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК) - список тов, составл в соотв с определенн классиф системой.
В издание СМТК-2 1998 г. включены 3 списка товаров: 1)тов, подлежащ учету в стат в.т. с обязат указанием кода това¬ра, его кол-ва и ст-ти, а также страны-контрагента по эксп или имп (тов в бартерных операциях, реимп, тов в сделках между го¬ловн корп и ее зарубежн филиалами; тов, по¬лучаемые "оффшорными" предприят или отправляем ими; гуманит помощь, etc). 2)тов, исключ из от¬четных данных стат в.т. (нефин активы, пере¬данн в собств-ть нерезидента,
но не перемещ че¬рез границу; торговля усл; тов, утеряные или уничто¬ж вне эк терр страны-импортера) 3)тов, не подлежащ вклю¬чению в стат в.т но рекомендованн д/отдельного учета, за балансом в.т с целью пос¬ледующ расчета обобщенн показателей эксп и имп, исп в стат платежн баланса и в СНС (рыба и морепродукты, прода¬ваемые иностр судам в открыт океане; к-п бункерн топлива за пределами эк терр страны; тов, направляем за рубеж д/ремонта и получ из-за границы после ремонта (должны учитыв
в платежн балансе и СНС только по ст-ти ремонта, а не по полн ст-ти ввоз и вывоз тов), конфисков контрабанда и др. Общ и спец сист учета внешнеторг оборота: рекомендац междунар стат органов, практика учета отдельн стран. В междунар стат практике принято подраз¬д торговлю на "общую" (распростр на все комм операции по ввозу и вывозу независ от происхожд и назначен тов-ов, вклю¬чая операции по реэксп - перепродажу, сопровож¬дающ вывозом за границу ранее импортир тов, не подвергш в реэксп стране переработке) и "
спец. Согласно рекомендац стат комиссии ООН разгранич между общ и спец сист учета: спец имп – ввоз всех тов иностр происхожд д/исп на терр страны, т.е. поступление в пределы тамож терр, что сопровожд таможенн очисткой то¬вара (тов – из-за гран, с терр своб зон, с тамож складов); общ имп - весь объем ввоза иностр то¬в, в т.ч. на тамож склады, в своб зоны и открытые порты страны, независ от дальнейш предназ¬нач этих тов (д/исп внутри страны, реэксп) К общ экспу относят, помимо названн операций, вывоз за границу тов
иностранн происхожд с при¬писных таможенн складов стран и с терр своб зон. Спец сист учета в.т.: междунар практика и особенности стат учета в отдельн странах. В междунар стат практике принято подраз¬дел торг на "общ" и "спец" (в имп вклю¬ч тов д/потребл внутри страны (личн потреб¬л граждан, предпр, отраслей хоз-ва), т.е. поступление в пределы таможенной территории, что сопровождается таможенной очисткой соответствующего то¬вара - спец имп, а
в эксп - тов, произвед, добытые, выращ или перера¬ботанн (хотя бы частично) в ней, вывоз товаров после переработки под таможенным контро¬лем, вывоз "национализированн" тов — продуктов иност¬р происхожд, находивш в свободн обращ на терр данного гос-ва (т.е. прошедш тамо¬жочистку и декларир д/внутренн исп) - спец эксп Виды усл и практика их учета в СВЭС. Усл - това¬р, кот в силу своей специфики не проходит через тамо¬ж контроль и не м.б. оформлен ГТД (в то время как другие тов физически перемещаются через
границу и проходят таможенную обработку) - определение усл при¬нято ООН, ЕС, Междуна¬р валютным фондом и др. Наряду с традиционн д/нее услугами, (транспортн - предоставл судов, автомоб и т.п страховые, фин), все большее знач приобр усл специализированные: подготовка п/о и технич обслуживания вычис¬лит техники, проектно-конструкторск работы, марке¬тинг и т.п. Гос комитет РФ по стат разработал Классификатор усл, составленн на базе материалов
Единой классиф товаров (ЕКТ) Стат комиссии ООН: Грузовые, почтовые, пассажирск, прочие перевозки; аренда и концессии; строит и монтажн работы; ремонт иностр трансп ср-в, оборудования, приборов etc, осущ на терр страны и за границей, а также ремонт отечеств трансп ср-в, оборуд, приборов и другие виды ремонта за границей; проектн и изыскательск работы; реставрационн работы; перераб сырья контрагента - операции, связанн с завозом сырья из страны-партнера д/перераб на терр данн стра¬ны и последующ вывозом из нее
всей продукции переработки сырья в страну владельца сырья. Отражение этих опера¬ций в стат в.т. осущ только в объеме ст-ти перераб (в эксп страны, осущ пе¬рераб, и в имп владельца сырья). Кол-во и ст-ть давальческ сырья, также как кол-во и ст-ть готовых изделий, выработ из этого сырья, выделял в учете особо, за балансом оборота в.т.; патенты, лицензии, ноу-хау (исходя из произведенных пла¬тежей); печатание книг, брошюр, рекламного материала и т.п.; общ технич
руководство, контроль и усл по эксп¬луатац объектов; командиров специалистов д/технич подготовки кадров; другие услуг мат и немат характера. Стат учет кол-ва товаров во в.т. Стат в.т. учитыв привозим и вы¬возим тов по кол-ву и ст-ти, необхо¬дим д/изуч движ тов между странами-контраген¬тами, контроля за выпол эксп-импных пла¬нов и обязат-в. Данн кол-венн учета сейчас наиб на¬дежн показатель объема значит части междунар товарооб.
Они не так сильно, как показат ст-стн учета, завис от различий в методике учета, исп экспортир и импортир странами. Эти данн необход также д/планир транспорт¬н ср-в, обслуживающ перевозку внешнеторг грузов. Больш часть тов, обращающ в миров торг, измер в весовых единицах: тоннах, центнерах, кг, англ фунтах и т.д. При этом тов м.б. учте¬ны весом брутто (общ вес тов вместе с тарой внутр и внеш) и весом нетто (чист вес тов без внутр и внешн тары). Однако ближайш внутренн упаковка (в которой непосредств находится
то¬вар), переходящ с товаром к потребителю, входит в вес нетто. Сущ еще и расчетная величина веса нетто, которую в междунар стат принято называть весом нетто-легальным - из веса брутто вычит определенн нормы ски¬док на тару. Помимо весовых единиц измер, явл универсаль¬н измерителями, ведется учет и в специфич ед измер, свойств лишь определенн тов: учет обуви ведется в парах, пиломат - в кубо¬метрах, живых животн - по кол-ву голов,
автомобилей и станков - по кол-ву штук и т.д. Часто такие единицы изме¬р приводятся странами наряду с данн, выраженн в весов единицах, что расшир границы познан особенно¬стей торг. Так в стат публикациях по в.т. ФРГ данные о кол-ве хлопка привод и в стандар¬тн кипах, и в центнерах. В учете торговли судами исп сразу 3 количествен¬н единицы: 1) кол-во судов; 2) брутто-регистровые тон¬ны; 3) тонны дедвейта.
Стандартн ед колич учета д/конкрет¬н тов рекомендов Всемирн тамож организа¬цией, и большинство стран исп их. Показатели эксп и имп в торговом и платежн балансах. В публикац всех стран мира приводятся данные о ст-ти эксп и имп, их правильн оценка имеет больш практич значение д/всех стран т.к. оборот в.т важнейш показатель эк состоян страны, ее междун связей.
Соотнош ст-ти эксп и имп-а стра¬ны за опред период (обычно год) образ торгов ба¬ланс. Цифры ценности эксп-а и имп-а входят в каче¬стве важнейш составн части в платежн баланс. Любой внешнеторг контракт заключ с учетом ком¬м условий поставок, регулир "Инкотермс" (Правила толкован определенн терминов), определяющ обязанности сторон по доставке то¬в из одной страны в другую. В междунар торгов практике сделки соверш на различн усл => цена в счете
за про¬данн (купленн) товар тоже м.б. различна. (Тов будет иметь одну цену на заводе-изго¬товит, более высок - в порту отправл, еще более высок - в порту прибыт). Учитывая различн усл сделок и => раз¬личие базисн оценок отдельн тов, д/получ свод¬н данных по всему товарообор было бы невозможно про¬стое суммир данных по ст-ти отдельн тов, поскольку оценки включ в себя разные элементы. Д/получ таких данных необходи¬мо приведение всех цен на тов к един базису, принят
д/всех экспных и импных товаров. В стат в.т. такими едиными базисн ценами служат цены ФОБ (свободно на борту) - продавец обяз за свой счет достав тов до борта корабля, погруз и положить свободно, т.е. без укладки в трюмы (ее осущ покупатель за свой счет) и СИФ (ст-ть, страхо¬ван, фрахт) – ст-ть груза на усл ФОБ + расх по страхов груза в пути и его транспорт (морск фрахт) до порта назна¬ч.
При сухопутн перевозках цене ФОБ соотв цена "франко-сухопутн граница страны-эксп" (ДАФ), кот отраж также общ сумму расх на тов непосредств до границ экспортир страны. В цену ФОБ и "франко-граница страны-эксп" включаются также экспортн пошлины, внутр нал и иные сборы, взимаем в стране-эксп. Цене СИФ соотв цена «франко-граница страны-имп» (СИП) при сухоп перевозках. Имп пошлина, внутр нал и дру¬гие сборы в стране-имп не включ в общ ст-ть.
Учитывая однородность методов оценок ФОБ и СИФ, в стат практике названия базисов стали универсальн и примен при любых видах перевозок. Такая практика учета имеет определенн эк смысл, поскольку при оценке эксп товаров на базе цен ФОБ устанавл эквивалент той суммы, которая д.б. получена из-за границы за эксп товаров, а при исчисле¬н цены имп тов на базисе СИФ указыв расчетн сумма, кот страна должна выплат за границу за купленн там товар. Базисы стат оценки экспных и импных товаров в
РФ. Начиная с 1991 г. стат оценка эксп и имп в СССР стала осущ в соотв с методологич рекомендац Стат комисс ООН: учет экспных тов проводится по ценам ФОБ или ДАФ, учет импных тов - по ценам СИФ или СИП. Поставка тов на усл ФОБ (свободно на борту) - продавец обязан за свой счет достав тов до борта корабля, погруз на борт и полож свободно, т.е. без укладки в трюмы (ее осущ покупат за свой счет).
При сухоп перевозках цене ФОБ соотв цена "франко-сухопутн граница страны-экспе¬ра" (ДАФ), кот отраж также общ сумму расходов на товар непосредств до границы экспортир страны. В цену ФОБ и ДАФ включ также экспные пошлины, внутр нал и иные сборы, взим в стране-экспортере. Цена СИФ (ст-ть, страхо¬вание, фрахт) включ ст-ть груза на усл ФОБ, а также расх по страхован груза в пути и его транспортировке (морск фрахту) до порта назна¬ч.
Франко-граница страны-импортера – СИП - при сухопут¬н перевозках. Импортная пошлина, внутр нал и дру¬гие сборы в стране-импортере не включ в общ стть тов. Междунар практика ст-тн оценок эксп и имп. Цена опред усл-ми сделки, но чтобы сравнивать надо все приводить к одному базису. В стат в.т. 2 осн базиса стоимостн оценок: FOB (free on board) - продавец обязан за свой счет доставить товар до борта, погрузить его на борт
и положить свободно, т.е. без укладки в трюмы => стат оценка основ на цене товара и всех расходах, связанных с доставкой товара и погрузкой его на борт. Eсли поставка товара сухопутным путем, то FOB соответств цена товара на условии "франко-граница страны-экспортера". CIF (cost insurance Frade) - в цену тов включ ст-ть груза на усл FOB + расходы по страхован груза в пути + расх по транспортир груза до порта назнач.
При сухопутных перевозках C.I.F. = т цена "франко-граница страны-импортера". В США и некот странах Лат Ам исп цена FAS (free alongside ship) - меньше FOB на велич расх, связанн с погрузкой тов на борт судна. Сейчас в больш-ве стран мира экспортн операции оценив в ценах FOB, имп - CIF За счет различия в базисах оценок сальдо мировой торг <
0. С 1991г стат оценка эксп и имп в Рос стала осущ в соотв с методологич рекомендац Стат комиссии ООН: учет эксп тов - по ценам ФОБ (Рос порт) или ДАФ (граница РФ), имп тов – СИФ(рос порт) или СИП (пункт назнач на границе РФ). Во всех случаях, когда торговая сделка совершается на иных условиях по сравнению с принятыми в стат учете, производится соответствующий пересчет на базисные условия.
Осн стат показатели междунар торговли. Публикуем сейчас в стат ежегодни¬ках и других стат справочниках данные количественн и стоимостн учета в целом всесторонне характериз внешнеторг оборот, эксп и имп отдельн стран, групп и регионов, как в территориальн, так и в товарн ас¬пектах. К наибол общим хар-кам стоимостн учета во в.т. относят показатели внешнеторг обо¬рота = ст-ть экспорта + ст-ть импорта и сальдо торгового баланса = ст-ть экспорта – ст-ть импорта (за опред период: мес, кварт,
год). Если соотнош складывается в пользу эксп, то тор¬г баланс будет активн, а сальдо положит, и оно записыв со знаком «+»; если ст-ть имп превы¬ш ст-ть эксп, то торг баланс страны будет пас¬сивн, а его сальдо отрицат. Равен¬ство ст-ти эксп и имп носит название нетто-баланса. Помимо расчета показателей внешнеторг оборота и саль¬до торг баланса по отдельн странам, в стат в.т. характериз-ся и объемы мировой или междунар торг.
Оборот междунар торг = сумма эксп всех стран. Такая методика подсчета данного показателя объясняется тем, что эксп тов из всех стран должен соотв имп в эти страны, поэтому сложение цифр мирового эксп и имп приводило бы к двойному счету. За счет различия в базисах оценок эксп и имп (эксп - ФОБ, а имп в больш-ве стран - СИФ) возник сальдо мировой торговли = разница между суммой эксп всех стран мира и суммой их имп. Сальдо мировой торговли всегда бывает отрицательным.
Стат учет стран-контрагентов по методу "страна произв-ва – страна потребл". При учете по методу "страна произв — страна потреб¬л" выявл страны-произв-ли (в кот тов был добыт, выращ, выработ (полностью или част с измен формы или содерж тов) или существенно перераб) и потреб-ли внешнеторг продукц. Таможенн правила кажд страны предусматр опре¬деленн требов в отношении доказательств происхожд тов (Ки¬отск конвенц - если готов изделия были выработаны частично, то страна происхожд -
в кот тов прошел последн этап обработки, прежде чем приобр свой окончат вид). Анализ имп операций по стране произв-ва или про¬исхожд указывает на непосред¬ств связь между страной-производит и страной-импортером. Но учет по данн методу не позвол регистрир одну и ту же сделку страной-экспортером и импортером, если тов не были импортир непосредств из страны произв-ва => наруш сопоставимость стат данных стран-контрагентов и огранич применение таких данн в эк анализе внешнеэк операций, в осо¬бенности
при расчете платежн баланса. Органи¬зация учета по данн методу осложнена трудностями установ¬л истинн страны происхожд тов (часто она не известна даже поставщику). Под страной потребления обычно понимается страна, в ко¬т товар ввозится непосредств д/исп на терр данн гос-ва, т.е. д/нужд предприятия, от¬раслей хоз-ва, переработки или личного потребл граж¬данами данн страны. Регистрация эксп по данн мето¬ду осложнена - в момент экспорта страна потребл часто неизвестна
и в тамож декларац указыв либо страна поставки, либо страна продажи тов, что при¬водит к необходимости ведения стат учета в соот¬ветств с иными концепциями. Стат учет и анализ географ структ в.т. по методам "страна отгрузки – поставки" и "страна покупки – продажи". Метод страна отгрузки - страна поставки предполаг вы¬явл в учете стран, из кот тов был первонач от¬гружен в страну-импортера (отгрузки), и стран, в кот товар был отгружен (по¬ставки
- страна, известн на момент отгрузки как ко¬нечн, куда д.б. доставл тов). При данн методе учета регистрир все виды движ тов по заключенн сделкам (страна-продавец - страна-посредник - страна-покупатель), что обеспеч возможность получ более точни сопоставим стат данных о в.т. стран - торг партнеров. Однако приме¬н этого метода в масштабе миров торг => завыш ее итогов, т.к. в нем учитыв все отгруз¬ки и поставки, включ полный оборот торг (вначале имп этого товара, а затем его эксп)
стран-посредников. При исп метода учета стран покупки-продажи выявл и регистрир в кач-ве контрагентов только страны, продающ и покуп продукц, т.е. в конечн итоге те гос-ва, на терр кот находится фирма или орг, продавш или купивш товар, независ от ее нац принадл. Т.о даже если какая-то страна точно и полно регистрир все тов, купл и проданн за рубеж ее жителями (включая и те, кот не пересекали ее границ), то получившиеся в результ данные не будут представл собой
стат в.т. в общепринят пониман - регистрацию движения тов и усл из 1 страны в другую. Нет и пол¬ной сопоставимости данн между странами-контрагентами. Сейчас этот метод получ применение главн образом д/хар-ки валютн расчетов по эксп и имп и д/получ дополнит инф при со¬ставл и анализе платежн баланса по географич ре¬гионам. В стат публикац по в.т. гео¬графич распределен внешнеторг оборота по этому методу приводится редко.
Даты эксп и имп в стат учете. При учете тов, перемещаем через границу, очень важ¬н значение имеет инф о том, к какому моменту приуроче¬на регистрац ввоза и вывоза тов. В соотв с рекомендац междунар организа¬ций такой учет должен осущ на момент пересеч товарами границ эк терр страны. Во всех слу¬чаях, когда учет базир на обработке данн тамож деклараций, датой учета рекомендовано считать дату приема та¬мож декларац к рассмотрению.
В Рос в связи с введением ГТД (грузов тамож декл) как первичн основы внешнеторг стат учет эксп и имп при всех видах перевозок (водных, автомоб, ж/д, воздуш¬н) стал осущ одинаково: по эксп - по дате разреш на выпуск через границу, проставленной на штемпеле ГТД пограничной таможней; по имп - по дате разреш таможни на выпуск груза на терр РФ, проставленной на ГТД. Если товар поставл-ся трубопроводным транспортом и поставки электроэн, датой
эксп или имп считается дата акта приема-сдачи, составл на по¬граничн или иных контрольно-распределит пунктах тру¬бопровода или электропровода. По дате приемо-сдаточного акта засчитыв в эксп или имп продажа-покупка самолетов и вертоле¬тов, судов и других плавуч ср-в, идущ своим ходом. Тов, приобрет за границей и сданн своим орг-ям д/потребл на месте, засчитыв в имп по моменту перехода права собств-ти, оформленн приемо-сдаточн актом. Датой эксп или имп мат услуг, осуществ¬л самостоят-
но, также принимается дата акта приема-сдачи данной усл. Понятия эксп, имп и реэксп в СВЭС РФ. С 1991г. стат учет эксп-импнортых операций в Рос проводится в соотв с док-тами Госкомстата РФ "Основ¬н методологич положения стат в.т. и других операций в рамках стат внешнеэк связей" и ГТК РФ "Методология таможенн стат в.т. РФ", разработанн на ос¬нове рекомендац
ООН. Эксп - вывоз товаров отеч произв-ва (т.е. произведенн, добы¬т, выращ в стране) и реэкспные тов. Наряду с тов отеч произв в эксп включ тов иностр происхожд, ранее ввезенн в страну и подвергш существенн переработке, изменяющ основн качественн и технич хар-ки тов. К перераб не относят: операции, необходим д/обеспеч сохранности тов во время хран или транспортир; подготовку тов к продаже и к транспортир (сортиров¬ка, переупаковка и т.п.); простые сборочн операции;
смешивание товаров (компонентов) при условии, что ха¬р-ка полученн продукта существенно не отлич от хар-к входящих в него компонентов. Импорт - ввоз тов в страну д/потребл в нар хоз-ве (для нужд предприятий, организаций, лич¬н потребл граждан) и для реэкспотра. В имп включ также тов, закупаем д/отечеств органи¬заций за границей д/потребл на месте. Реэксп - тов, ввезенн в страну, а затем вывезенн за границу без переработки.
Гармонизированн сист описания и кодирования тов (ГС): особенности построения и практика исп в СВЭС Основн классификатор тов в междунар тор¬г сейчас. ГС - много¬целев товарн номенклатура, отвечающ одноврем по¬требностям тамож органов и стат служб, пост¬роенн на принципах более тесн увязки между внешнеторг и производств стат гос-в и обеспечиваю¬щ сопоставимость нац стат данных о в.т. на междунар уровне. ГС - синтез
НСТС (Номенклат совета таможенн сотрудничества), СМТК (Стандартная междунар торгов классиф) и еще 12 различн междунар и нац классификаторов, включ тамо¬женн и транспортн номенклатуры. Под сист в данн случае понимают унифицир товарн номенклатуру и "Основн правила классификации тов". Товарн номенк¬л основ на пересмотренн варианте НСТС 78г но в отличие от четырехразрядн разбивки товарн групп в
НСТС в ней примен шестизначн товарн шифр, что свидет о детализации товарн групп. Кроме того, страны, исп ГС в тамож тарифах и стат целях, могут добавл 7-й, 8-й и 9-й разряды д/еще боль¬шей разбивки тов в соотв с нац потреб¬ностями. Товарн номенкл ГС, как и НСТС, состоит из 21 раз¬дела и 99 групп, причем три группы 97, 98, 99 оставлены в кач-ве резервн д/индивидуальн исп стра¬нами. Дальнейш деление на уровне групп классификац схемы
ГС проведено по принципу последовательности обработ¬ки тов: сырье - полуфабрик - готов изделия. При построении товарн подгрупп, позиций, субпозиций в кажд группе примен своя последоват-ть признаков, среди кот основн явл: назначение тов, степень его обработки, вид материала, из кот он изготовлен, его удель¬н вес в миров торг .СМТК ООН: структура и сферы примен. Стандартн междунар торгов классиф (CMTK-SITC) была принята по рекомендац 5-й сес¬сии
Стат комиссии Эк и Соц Совета ООН (ЭКОСОС) 12июля 50г. ЭКОСОС призыв все правит-ва при составл стат отчетов по в.т. руков-ся принятой классиф д/сопоставим данн и проведения систематич анализа миров торговли. В 60г. СМТК была пересмотр с сохранением основн клас¬сификац принципов, в 75г. издана 2-я редакц, в 85 г. – 3-я, одобренн 23-й сессией Стат комиссии и принятая
ЭКОСОС. Данная классиф группирует тов по степени их об¬работки, назначению и ряду других признаков (группир по отраслям хоз-ва СМТК не содержит - недостаток). На основе СМТК составл еще одна класси¬ф ООН - Классиф товаров по широким эк категориям (КШЭК), которая ис¬п при составл сводных показателей по междунар торг. В частности, такие данн публик в стат ежегоднике миров торг
ООН. В КШЭК все тов, перечисл в СМТК, распред по 7-ми группам в соотв с признаком назначен про¬дукции, а внутри групп - по степени обработки. Ныне действующ СМТК, в соотв с которой стро¬ятся годовые стат публикации ООН, начиная с 1988 г состоит из 10 разделов (с нулевого по 9-й), 67 групп, 261 товарных подгрупп, более 1000 базиснто¬варн позиций и свыше 3000 субпозиций.
При необходимости для нац исп эти субпозиции м.б. еще детализир. Шифры номенкл построены т.о что 1-й знак определ раздел, первые 2 знака - группу, 3 - подгруппу, 4 - товарн пози¬цию, 5 - субпозицию. Последующ детализацию то¬в субпозиций м.производить добавлением 6 и последующ знаков. Содерж каждой товарн субпозиц в 3-й редакции СМТК идентично соответствующ позиции
Гармонизир сист, с кот она корреспондирует: их описание дается в док-тах Совета по тамож сотруд¬ничеству. Товарн номенклатура ВЭД РФ: особенности построен и примен в СВЭС. ТН ВЭД СНГ - 1997г. Структурно ТН повторяет ГС (Гармонизир сист описания и кодирован тов) и имеет те же разделы, группы и т.д. В общ структ ТH включ: кодов обознач тов, его наименов и сокращенн обозна¬ч 2-х ед измерения:
ед, исп в стат рядах динамики, отражающ ТH стран СНГ, и ед измер, принятая в странах ЕС. Кодирование тов в ТH (в отлич от ГС) осущ 9-значн цифров кодом, составляем из 2-х частей: 4-значн код позиции + 5-значн код товарн субпозиции, в кот 1-6 разряды соотв ко¬дов обознач классификационн группировки товара по ГС, 7-8 разряд - кодов обознач товара в Комбиниро¬в номенкл ЕС; 9 - нулевой разряд - предназнач д/выделения традиционн отечеств товар в
ТН ВЭД в процессе ее дальнейш исп. Наименован тов дается в ТH в соотв с наимен, принят в ГС и КН ЕС. Главн отличит особенность ТН ВЭД (по сравн с ЕТН и другими междунар номенкл) - высок степень детализац внешнеторг оборота. Тов представле¬ны не только по конкретн наименован, но и с уче¬том состава продуктов, технологии их изготовления, основных технических хар-к. ТН, как и
ГС, систематизир тов междунар торговли главным образом по признакам происхожд (тов промышл, растительн, минеральн про¬исхожд и т.п.), а также по степени обработки (сырье, п-¬ф, готовые изделия). Осн задачи, решаемые с помощью ТН: регистрация участников ВЭС (с указанием объекта торговли); декларирование тов, перемещаем через гос границу; нетарифн регулир эксп и имп отдельн то¬варов общегос значения; меры оперативн регулир внешн эк связей, включая тарифн
регулир; сбор стат данных о ВЭД страны и ведение внешнеторг стат. Индексы ср цен, физич объема и ст-ти в анализе в.т. Индекс ст-ти дает общ представл о динамике стоимостных объемов эксп и имп, кот складывается под воздейств как колич, так и ценовых факторов. Представл собой соотнош фактич ст-тей эксп-а (имп-а) за отчетн и базисн периоды. Iст-ти = P1Q1/P0Q0. В 1995 г. в США этот показатель составил 48586 млн. долл а 1996
г 51902 млн. долл. Соответственно индекс ст-ти как соотнош приведенн данных, выраж в %, =106,8%. Физич объем - стоимостн оценка в постоянн (неизменн, сопоставим) ценах. В миров практике (междунар рекомендац и наиболее распростр в отдельн странах методика) д/расчета индексов физич объема чаще примен формула Ласпейреса: Iф.о. = Q1P0/Q0P0. При провед эк-стат анализа состояния сферы мирохозяйств связей ведущ роль принадлежит индексам
цен. Индикаторы, кот рассчитыв нац-ми стат учрежден, а также стат подразделен междунар орг-ций всех уровней, различ: 1) по формуле а) Пааше – с переменн весами = P1O1/P0Q1; б) Ласпейреса – с постоянн весами = P1Q0/P0Q0. 2) в завис от исходн данных о ценах различ индексы цен и средних цен. При расчете индекса цен (Ехport Price Index; Import Price Index) основа - данные, получ непосредств от участников внешнеторг сделки
- экспортеров и импортеров. В междунар практике наибольшее распространение имеет индекс средних цен (Unit Value Index; Index of Average Value). Ему отдается предпочтение в методологии внешнеторг стат Японии, ФРГ, Франции, Италии н других. Расчет индекса ср цен базир на исп основного первичн док-та внешнеторг стат – таможенной декларации. Для отчетн периода: P1-P1Q1/Q1; для базисного периода: P0-P0Q0/Q0. Индекс ср цен отражает не только динамику цен, но и вариации в составе кажд товарн группы,
по кот определ ср цена, а также изменяющийся с теч времени ассортимент экспных (импных) тов. Индексы усл торговли. Terms of trade - насколько благоприятно складывается торговля в отчетном периоде по срав с базисным. Индекс усл торг нетто: I = Индекс ср.цен экспорта / индекс ср.цен импорта= I= Ip(эксп)/Ip(имп) Если отношение индексов > (<) 1, то усл торговли были > (<) благоприятн в отчетн периоде, чем в базисн. Если оно =1, то они остались такими же.
Индексы усл торг показывают изменение покупат способности единицы экспорта (независ от кол-в экспортированн или импортированн товаров). Если влияние цены элиминировать, то можно рассчитать индекс условий торговли брутто: I = Индекс физ объема эксп / индекс физ объема импорта = Iq(эксп)/Iq(имп) - показыв степень благоприятности развития торговли с т. зр. кол-ных показателей эксп по отнош к аналогичн показателям импорта + предполагаем, что цены на том же ур-не.
Основн причины расхожд стат данных стран-контрагентов о взаимнторг. 1) Применение разных систем учета внешнеторг оборота (в основном связано с с-мой учета страны-импортера. торговля США и ФРГ. США учитывает спец экспорт, ФРГ - спец импорт, но при этом частично реэкспортирует товары, которые т.о. в импорт записаны не будут). 2)Разная практика учета реэксп и влияние торговли с 3-ми странами. 3)Различие базисов оценки и методов пересчета валютн курсов.
4)Несовпадение даты регистрац эксп и имп. 5)Различн круг учитываем тов-в. 5)Неправильное декларирование тов-в. 6)Различие принципов построения применяемх в стат учете товарн классификаций и внешнеторг но¬менклатур. 7)Разная практика учета стран-контрагентов. Проблемы сопоставимости данных в СВЭС. Предположим, что А продала партию тов собственного произв-ва В, а В, в свою очередь, перепрод
С. В этом случае в импной стат В (на основе тамо¬женн декларац) страной-контрагентом будет зарегистрир А в соотв с признаком происхожд то¬вар; в стат С этот тов будет показан как импортир из В, поскольку в стат торг стран ЕС друг с другом действ принцип ведения учета имп операций по стране отгрузки, и В является в дан¬ном случае для С страной отгрузки или отправки тов. Благодаря такой сист учета удается избежать двукратн ре¬гистрац торг этим тов с
А в общем объеме внешнеторг оборота ЕС. //Проблема сопоставим данных – одна из важнейш проблем в СВЭС. Так, А должна зарег в кач-ве стра¬ны - торгового партнера С в соотв с принципом выявл в учете страны конечн назначения (потребления) тов, а в С-ской стат А в кач-ве контра¬гента показана не будет, поскольку имп этой партии товара будет зарег по стране отгрузки, т.е. из В. Т.о стат данные А и
С о взаимн торг за отчетн период будут расходиться на ве¬личину (сумму) указанн операции. По тем же причинам будет отмечено расхожд стат данных о взаимн тор¬г А и В. А-ская стат по правилам не должна регистр в кач-ве контрагента В, если известно, что страна конечн назнач тов - С, а В-ская стат в соотв с методоло¬г сист "Экстрастат" покажет в отчетн периоде имп этих товаров
из А, т.к. А - страна проис¬хожд тов. //Аналогичн пробл возник и у Рос при отраж внешнеторг операц со странами ЕС. При провед двусторон сопоставл по странам разная практика учета гос-в-контрагентов и реэксп - наибол замет¬ные причины несовпад стат данных о взаимной торговле стран-партнеров. //Часть из пробл в будущем м.б. устранена, если все страны мира будут придерж еди¬н методолог рекомендац (например, ООН). Однако многие причины останутся, поскольку они определены спецификой
организац учета эксп и импных операций (например, исп разных базисн оценок эксп и имп, регистрац в учете эксп и имп по разн датам и т.п.). Цели, задачи и особенности СНС, история возникн нац счетоводства. СНС ООН –универсальн инструмент эк анализа на макорэк ур, инструмент обобщения инф и хар-ки на этой основе всех эк операций в сфере произв и распр, в кот так или иначе принимают участие все хозяйств субъекты. Цель – дать наглядн цифров отображ состояния эк страны в целом за опрд
период. Цель и результат применен - комплексная, упорядоченн и компактн инф база относительно всех хоз процессов в эк страны. СНС базир на конепции эк кругооборота: все эк субъекты в процессе обеспеч общ-ва товарами и усл вступают в эк взаимоотнош, кот носят характер кругооборота. СНС – макроэк бухгалтерск цифоров отображен доходов за опрдеделенн хоз период. Бухгалт, т.к. осущ-ся с помощью двойной записи хоз операций по сист бухг счетов.
СНС –макроэк модель эк страны, построенн с помощью метода баллансов построений. Задача: отразить движ обществ продукта на всех стадиях воспроизв. Особенность: в основном запись бухг построений относится к обороту доходов. Особенности версии ’93 г. – учет новых явл, кот присущи большей части гос-в мира: рост значимости усл в общем объеме произв, усложнение фин рынков и учрежд, появл нов фин инструментов, укоренившиеся инфляционн
процессы etc. История возникновения СНС. Великая депрессия. Возникн связано с потребностью органов гос упр в инф д/принятия реш в рын эк. Прародитель СНС - Кейнс, кот внес большой вклад в теорию нац дохода и СНС. В своих теориях Кейнс утверждал, что стихийное развитие рын хоз-ва не может обеспеч полной занятости. Вывод – необходимо гос регулир рын эк. СНС стало макростатистич моделью нац хоз-ва.
Первые подсчеты НД - 1932 г. в США. Параллельно попытки в Европе. СНС получило распростр после 2WW. В 1953 г. В рамках ООН был утвержд первонач вариант. В конце 80-х в СССР попытка внедрить общепринят методологию. Россия – первый расчет ВВП – '86 год. 23 окт 1992 г. – переход РФ на принят в междунар практике сист учета и стат.
1998 – завершение перехода. В ’93г принят последн вариант СНС ООН. Основн блоки инф в СНС и их пользователи. СНС содерж обобщенн инф о о всех эк операциях и хохяйств субъектах. Раскроем это тезис: В СНС следующие блоки данных: 1. Блок данных об активах и пассивах секторов экон и нац богатства.
2. Блок данных о движ нац ресурсов. 3. Блок данных о дох и расх органов гос упр, которые скоординиров с данными о нац бюджете. 4. Блок данных о внешнеэк связях, данные скоординир с платежн балансом. 5. Блок данных о межотраслев связях. Все блоки связ друг с другом, что позволяет, например, сопост данн о произв товаров и усл с данными о наличии активов и пассивов в их структ. Основн пользователи данных СНС: органы гос упр. Они им нужны д/разработки эк пол.
На их осн они приним реш о мерах по регулир рын и переходн эк. Методы изложения СНС. Деление эк на сектора: 1). предприятия-производств единицы, производящ тов и усл с целью их реализации и получения прибыли (АО, корпорации и некоторые ИЧП)2). правительство:-все органы государственного управления вне зависимости от источника их финансирования.3). домашние хозяйства:-объединение всех работников наемного труда, их семей, в том числе частных некоммерческих
учреждений, обслуживающих сектор домашних хозяйств (профсоюзы, общества, клубы)4). остальной мир - все остальные эк единицы. В модели нац счетов -производство, -потребление, -капитальные вложения внешнеэк деятельность. Все страны используют следующие методы изложения СНС: 1). система простых бухгалтерских счетов. 2). балансировочные таблицы. 3). система уравнений. 4). Схемы. 5). Матрицы. Виды эк операций в
СНС, особенности трансфертн операций. По способу осущ: двусторонние (2 агента: большинство операций с тов и ус) и односторонн (1 эк агент: потребление производителями собств продукц). По характеру осущ: операции на компенсационн основе поток благ, услуг вызывает ответн поток и трансферты - операции, при кот потоку благ и усл не противостоит ответный. Трансферты: текущие (предназнач д/финансирования текущ расходов, пример: прямые текущ нал на дох, на
богатство, пени и штрафы, сборы, взносы, подарки) и капитальн (на финансир капиталовлож: возмещ гос-вом убытков, безвозмездн ассигнов в виде эк помощи, безвозмездн передача прав собств) Договорные (рента, %, дивиденды) и недоговорные. По характеру объектов эк операции: текущие (касающиеся немедленн потребл) и капитальн (вызывают изменения нац богатства). Классификация операций в СНС: 1. Операции с продуктами и услугами - с продуктами произвед в текущем
периоде и с произвед ранее. 2. Распределит операции: цель - распред и перераспред добавл ст-ти, перераспр сбереж. 3. Фин операции связаны с измен фин активов и пассивов в различн секторах эк. Операции: фактические (связаны с реализацией товаров и услуг) расчетные (натуральн выдачи рабочим и служащим, потребл продукции собств произв-ва, услуги убыточн фин органов). Осн категории СНС. Д/определ границ внутр эк в СНС исп понятия:
Эк терр - административно управляем правит-вом страны, в пределах кот лица, тов и ден могут свободно перемещ. К ней относят: воздушн пространство, терр воды и континентальн шельф в междунар водах, в отнош кот страна имеет исключит право на добычу сырья, топлива и т.п.; территориальн анклавы за рубежом, т.е. зоны в др странах, исп правит учрежд-ми страны (на осн аренды или собств) д/дипломатич, военн, научн и др целей (посольства, консульства). Свободн зоны или предприятия данной страны, функционир за пределами
ее границ, относятся к эк терр той страны, на терр кот они располаг. Эк терр не включает территор анклавы др стран или междунар орг-ций на терр данной страны. Резиденты страны - институцион единицы - дом хоз-ва, предприятия и орг, если они участв в эк деят на эк терр страны в теч года или более. Понятие резидента не совпад с понятием гражданства или национальности. Резиденты - лица, прожива на терр страны, за исключ лиц, приезжающ на срок меньше года; сотрудников
иностр посольств и др дипл учрежд, воинских подраздел др стран на терр данной страны. К резидентам относятся граждане данн страны, нанятые посольствами, консульств др стран, располож на терр данн страны. Студенты-иностранцы рассматрив как резиденты той страны, откуда они приехали, независ от продолжит учебы, если они не теряют эк связей со своей страной. Сотрудники междунар орг, находящ в стране, явл резидентами страны, где они работают в кач-ве междунар
служащих, если время их пребыв не меньше года. Резиденты-предприятия данн страны - это единицы, занятые произв-вом на эк терр данной страны, включ совместные, смешанн предпр, филиалы зарубежн фирм. Единица, занятая за границей в произв-ве длит время, приобретает там центр эк интереса и становится резидентской корп, даже не имея отдельн юр статуса. Внутр эк охватывает деят на эк терр данной страны как резидентов, так и нерезидентов.
Нац эк охватывает деят только резидентов, независ от их местонахожд. Понятие произв-ва в СНС. Рын и нерын произв продуктов и усл, виды тенев эк. Произв – физ процесс, выполняем под контролем и управл институцион единицы, в кот труд и активы исп д/трансформац затрат тов и усл в выпуск тов и усл. Осн критерий - произведенн тов и усл, кот м.продаваться на рынке.
В понятие произв включаются: Незаконн произв - тов и усл, продажа и распр или владение кот запрещ законом; произв деят без разреш. Скрытое произв и подпольн эк - некотор виды деят м.б. вполне законн, но преднамеренно скрыв от гос органов д/избежан уплаты подох налога, др нал, уплаты отчисл на соц страх чтобы не соблюд требов закона(миним з/п,макс раб день). Любые поставки тов и усл между заведениями, принадлеж одному предприят (считаются частью продукции предпр как един целого).
Незаверш произв. Произв тов и усл д/х-вами, вкл усл, оказываемые наемной дом прислугой. Кап ремонт и строит-во инд жилищ, рыночные инд услуги, выполн собств силами. Усл по исп собств зданий д/х-вами, гос учрежд и некоммерч орг-ми. Исключ : Дом усл (уборка, тех ослуж жилья, мелкий ремонт), обслуж предметов длит пользов, исп-х д/потребит нужд, приготовл и подача пищи, уход за больными. Деят, результ кот не явл ее целью (побочн продукты
процессов произ), сами по себе вполне легальн, но кот могут оказать воздействие на другие институц единицы, помимо потребл продукта(выброс загрязнителей, образование мусора, взятки и вымог в связи с поставкой тов и усл etc). Рын произв состоит из: Тов и усл, кот оказывают значит воздействие на спрос на эти продукты; производим и обмениваем по бартеру на др тов, усл, активы; произв и предоставл в один и тот же период работод-ми рабочим в кач-ве оплаты труда в натур форме; произв одним завед-м и поставл другому, принадл
одному предприят д/исп на произв в том же или послед периодах; Готов продукц, и незаверш произв-ва, поступающ в запасы мат оборотн ср-в перд их продажей, обменом по бартеру, исп д/оплаты труда раб или д/поставок между заведен в будущем. Нерын произв состоит из: Тов и усл, оставляем владельцами д/собств конечн потребл или валов накопл осн кап; Услуг в пределах д/х/ членами семьи; Услуг по исп собств зданий д/х-вами и нерын производит;
Тов и усл, предоставл бесплатно или по ценам, не оказывающ значит воздейств на спрос другим институц единицам, включая коллективн услуги, предоставляем общ-ву в целом; Готовой продукц и незаверш произв, предназнач для нерын использ и поступающ в запасы мат оборотн ср-в у производителя. Виды теневой эк: Скрытая (скрыв объемы произв, номенклат производим тов и усл, числ занятых, фонд з/п, etc с целью ухода от нал и соц платежей).
Неформальн (д/х произв тов и усл, часть их реализ на рынке). Классиф нал в СНС по способу и врем взиман. Нал на дох и богатство, их содерж и знач в СНС. Нал - обязательные безвозмездн платежи. По способам взимания: прямые - на дох и богатство; косвенные - на произв и импорт (косв товарные нал взим пропорцион ст-ти произвед или проданн продукц (НДС, акцизы, налог с продаж), нетоварные взимаются в связи с исп факторов произв-ва, уплач в связи с разреш на произв
или пользование (нал на числ занятых, с владельцев строений, гербовые сборы, специализир платежи, нал на имп) По времени взимания: текущ - производимые институциональн единицами гос-ву, регулярный характер (налоги на произв, имп, дох, богатство). единовременные - выплачив со стоимости активов или собств кап, который передается институц единицами в результ наследов, дарения или капитальн трансфертов. Текущие нал на дох и имущ охватыв все обязат регулярн платежи, кот-ми гос-во облагает дох и имущ хоз
единиц. В составе этой статьи текущих трансфертов полученных отражаются поступления в гос учрежд, занимающиеся сбором налог, следующих видов нал: отчислен от прибыли (дох) и взносов свободн остатка прибыли предприят и орг-й; подох нал в кооп-ах и обществ орг; нал с доходов от демонстрац кинофильмов; нал на прибыль; нал на доходы; подоходн нал с нас; нал на холостяков, одиноких и малосемейн граждан; нал, уплачиваем д/х на трансп ср-ва, не используем д/деловых целей.
Сумма нал включает % на задолж по их уплате, пеня и суммы взыск издержек в связи о возмещ невыплач нал. Сумма налогов уменьшается на величину скидок и возмещений переплат. Текущ нал на дох и имущ не включают: налоги и пошлины на наследство (относятся к капитальн трансфертам); плату за пользование радиотрансляц точками (относятся к покупкам услуг). Деление эк на сектора в СНС. Группировка эк по секторам – д/иссл потоков дох и расх, фин активов и
пассивов. Д/нее единица классиф - институционная ед (ведет полн набор бухг счетов и явл юр лицом - может самост принимать реш, распоряж своими мат и фин рес, принимать обязат-ва и осущ эк деят и операции с др ед). Если ед не облад обеими хар-ками, то: а) д/х-ва не ведут полн набора счетов, но самост распоряж своими рес, поэтому счит институц ед-ми; б)ед, не ведущ полн набора счетов, относ к тем ед, куда их счета входят составн частью; в)ед, кот ведут полн набор счетов, но не явл юр лицами, относятся к тем
единицам, кот их контролируют. Основа секторн группировки - деление объектов на производящ и потребляющ ед-цы. В соотв с типами эк поведения институц ед объедин в сектора: предпр по произв-ву тов, кроме фин усл (произв продуктов и нефин усл д/реализац по ценам, возмещающ издержки произв (хозрасчетн ед-цы), хотя иногда часть м.покрыв за счет субсидий и дотаций из гос бюдж. Включ предпр независ от формы собств гос, акционерн, арендн, совместн, кооперативн и частн, предприят
(лесного и водн хоз-ва), финансир-ся за счет гос бюдж, но занятые произв-вом продуктов; обществ организации, финансирующ свои издержки за счет взносов предприятий (ассоциации предпринимат). Цель их функционир - получ прибыли); фин учрежд (занят фин операциями на коммерч основе (коммерч кредитн учрежд) и операциями по страхв (страх учрежд) независ от формы собств. Осн ф-ции - выпуск цб, хранение ден ср-в, предоставл кредитов.
Их рес формир в осн из фондов, образ-ся в результ принятых обязат-в (депозиты, сертификаты, облигац) и полученн %; страхов жизни от несч случаев и имущ предпр и д/х-в, рес - за счет поступл по контрактам страх); гос учрежд (предоставл нерын усл д/коллективн потребл и перераспр нац дох и богатства. Финансир из гос бюдж, занятые в областях соц обеспеч, общ управл, фин регулир, планир эк, научно-иссл деят, etc. + фонды соц страх - гос ЦБ и регион банки, осн ф-ции - предоставл фин усл органам гос управл,
выпуск банкнот, цб, чеканка денег, хранение запасов золота и ин валюты, + гос сбербанки, осущ обслуживание д/х-в, некоммерч общ орг-ций, нас. Рес - за счет обязат платежей, производимых ед-цами в др секторах.); обществ орг-ции, обслуживающ д/х-ва (оказание нерын услуг д/особых групп д/х-в. Обществ орг-ции, обслужив инд потребности д/х-в (образования, здравоохр, культуры, отдыха, соц обслуж) и их коллект потребности (пол партии, профс орг). Рес - добровольн взносы и пожертв д/х-в, дох от собств-
ти); д/х-ва; внешнеэк связи - остальной мир (зарубежные эк ед в той мере, в какой они осущ операции с резидентами страны). Нал на произв-во и импорт, их содержание и знач в СНС. Налоги на пр-во и импорт - обязат платежи, взимаем с хоз единиц-резидентов гос-вом в связи с произв-м и импортом продуктов и усл и исп в процессе этой деят трудовых, мат и прир ресурсов. Уплачив независ от наличия прибыли. Нал на прибыль и дох не относятся к налогам на пр-во и импорт и
отраж в составе текущ трансфертов. Общ сумма нал, кот д.б. отражена в сист, включает % на задолженность по нал и пени, начисл налоговыми органами; она включ также покрытие издержек по сбору или возмещ неоплаченн вовремя нал. Уменьш на величину нал скидок, устанавливаем гос органами в ходе проведения эк политики, и возврата излишне уплач сумм. Налоги на произв-во - все нал и пошлины, кот относятся к пр-ной деят: а) нал на продукты, взимаем пропорцион кол-ву или ст-ти прод и усл, производим или продаваем производящей
единицей-резидентом. К ним относятся: нал с оборота и аналогичные ему (отчислениям в связи с утвержд временн цен на нов изделия улучш кач-ва; поступления от реализац тов по договорным розничн ценам, по коммерч ценам; дох от эксп); суммы разниц в ценах, например, на сахар, рыбопрод и т.д.; нал с продаж; фиксир (рентные) платежи; другие нал на продукты; б) другие налоги, относящ к исп-ю рес, а также уплата необходим д/деят производящей единицы-резидента сборов и пошлин: плата за производств фонды; за трудов
рес; нал на фонд оплаты труда фермеров; нал, регулирующ расходов ср-в, направляем на пот¬ребл; монетн доход; сборы за услуги гос учреждений хоз единицам (сборы за регистрац предприят и орг и т.п.); нал с предприят и организ - владельцев трансп ср-в и строений; гос. пошлина; отчисл от страх платежей; плата за патенты на занятие индивид трудов деят: с/х налог; разовый сбор на рынках. Налоги на импорт. В счете образования доходов использовании отражаются нал на импорт без вычета субсидий
на импорт. Они определ-ся как сумма чист нал на имп (без учета произв-тва) и субсидий на имп (из ресурсн части счета образования доходов). 10. Эк содержание субсидий в СНС, чист налог. Сист цен в СНС. Налоги – обязательные платежи в пользу гос-ва. Их осуществ юр лица, физ, резиденты, нерезиденты. 1. по способу взимания: 1) прямые - налоги на доход, богатство…Это налог на прибыль, подоходный налог, различные налоги на
выигрыш от лотерей. 2) косвенные – налог на пр-во и импорт – делится на а) товарные (на продукты взимаются пропорционально ст-ти пр-ного или проданного товара: НДС, налог с продаж, налог с оборота, акцизы + налоги на импорт и экспорт) и б) нетоварные – кот взимаются в связи с использ факторов пр-ва: на численность, фонд з/п, на землю с владельцев строений, на использ осн. Капитала, на фин операции и операц с капиталом, разл гербовые сборы, лицензионные платежи, на м/нар
операции, на загрязнени окр среды. 2. По времени взимания: а) текущие (все перечисленные, выплачиваются регулярно) и б) единовременные (подлежат оплате по мере совершения различных сделок и Δ к-либо обстолятельств. Налоги на капитал – при Δ ст-ти капитала, права собст-ти. Субсидии (налоги и субсидии форм цены) – текущие трансферты, кот гос-во представляет хоз единицам-резидентам, дотирует пр-телей, экспортеров и импортеров продуктов и рыночны услуг – опр механиз кот позволяет влиять
на цены и доходы. Широко распростр в с/х и с-ме соц поддержки. Разница м/у налогам и субсидей = чистый налог (Н-С=ЧН), кот применяется в с-ме цен. Все показатели СНС можно оценить: а) по факторной ст-ти, б) в основных ценах, в) в рыночных ценах. ПОК Оплата труда Вал приб Чистый нал на пр-во Чист нал на продукты Торгово-трансп наценка Факторная стоимость Основные цены
Цена пр-теля (market price) Цена покупателя Цена пр-теля = рыночная цена. Учет торговой наценки оптовой торговли – тожн рыночная цена. Т.е. Факторная ст-ть – это теоретическая ст-ть. Практически все } показатели оцениваются по основным или по рыночным ценам. Структура счета произв-ва, содерж, взаимосвязь показателей. Отраж операции, относящ собственно к процессу пр-ва.
Балансир позиц счета - ВВП в рын ценах. Счет пр-ва разрабат с целью хар-ки результатов пр-ва продукц и усл. В общ виде: Использование Ресурсы Промежут потребл 1)в сфере мат произв 2)в сфере немат усл 3)ВВП в рын ценах ВВ продуктов и усл 1)продуктов и мат услуг 2) немат услуг 3)Чист нал на продукты 4)Чист нал на импорт Всего Всего Важнейш показатель ресурсн части - ВВ прод и усл - результат деят произв ед-ц-резидентов в теч данн периода = вып продуктов, рын усл (искл
условно исчисл продукц банков), условно исчисл прод банков и вып нерын услуг. Рын усл - объект купли-прод, произвед ед-ми, покрывающ свои издержки за счет выручки от их реализ. Условно исчисл продукц банков - произв фин учрежд-ми фин посредн-ми и занимающ сбором, переводом и перерас¬пр фин ресурсов = доход от собств, получ фин учрежд-ми (искл дох от инвестир их собств фондов) - %, уплач их кредиторам. Когда банк предост кредиты банкам,
ВВ не исчисл. Нерын усл - издержки покрыв за счет госбюдж, добров взносов д/х или дох от собств. Чистые нал на прод = нал - субсидии на прод. Нал на прод - взимаем пропорцион кол-ву или ст-ти прод и усл, производим или продаваем ед-цей-резидентом. Суммы поступл в бюдж от предпр и орг нал с обор, продаж, на ДС, акцизы, другие нал на прод. Субс на прод - пропорцион кол-ву и кач-ву или ст-ти проду и усл, произвед
и проданн на внутр рын или экспортир резидентом. Чистые нал на имп - нал на имп минус субсид по имп = превышение эксп во внешнеторг рублях над эксп во внутр ценах + превыш имп во внутр ценах над имп во внешнеторг рублях + тамож пошл - реализов внешнеторг налогооблож внешнеторг предприятий. Промежут потребл резидентов на эк терр страны - ст-ть всех прод (за искл ОФ) и рын усл, потребленн д/ пр-ва др прод и усл. ВВП = вал вып прод и усл в целом по стране + нал на
прод + чист нал на имп - ПП. 13. Валов вып, промежут потребл, взаимосвязь. ВДС и ВВП, аналитич возможности счета произв-ва. Ресурсоформирующ показатель счета - валов выпуск тов и усл, отражает пр-во тов и усл всеми предприят за опред период - показатель результата пр-ва. Д/мат пр-ва в ВВ включ ст-ть всех проданн тов и усл (объем продаж) и ст-ть изменений в запасах тов. Сумма продаж определ-ся предполагаем выручкой от реализац на момент выставл счета.
Д/сферы услуг: нефин - услуги независ от времени их оплаты; фин - для банков ВВ = оплата услуг банков (проценты полученные - проценты уплаченные) + чистый доход от инвестирования собств. средств + валовый выпуск страховых организаций (сумма страховых премий - сумма страх. платежей - прирост страх. резервов чистый доход от инвестируемых привлеченный средств). В ВВ включаются след показатели: 1) для нефин. предприятий и учреждений: - продукты, пр-ные для внутрипроизводственного
потребления; - продукты, использованные для стр-ва зданий или других основных фондов для самого предприятия; - продукты, обмененные по бартеру; - продукты и услуги, используемые работодателями для оплаты труда в натуральной форме; - продукты, переданные подразделениями фирм, оказывающими услуги своим работникам (столовые, дет. сады). 2) для д/х: - продукты и услуги, произведенные в д/х для собственного потребления; - условные численные доходы от проживания в собственном жилище.
Земельная рента (доход от собственности) не включается в ВВ Промежуточное потребление производителей-резидентов на экон. территории страны - ст-ть всех продуктов (кроме ОФ) и рын. услуг, потребленных в течение данного периода с целью пр-ва др. продуктов и услуг. В состав ПП включаются: - материальные продукты и материальные услуги; - расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах пр-ва, хотя они могут соответствовать также интересам работников; - нематериальные
услуги. Расчет ПП производится следующим образом: 1. Мат. затраты отраслей, относящихся к мат. пр-ву; 2. Мат. затраты отраслей, относящихся к непроиз¬водственной сфере; 3. Оплата нематер. услуг отраслями, относящимися к мат. пр.ву; 4. Оплата нематер. услуг отраслям, относящимися к непроизв-ной сфере;
5. Расходы на закупку военного снаряжения и воен. обору¬дования длительного пользования; 6. Потери продуктов, связанные с текущим пр-вом не включенные в мат. затраты; 7. Расходы на командировки, подъемные; 8. Текущие затраты владельцев жилищ на содержание жилых помещений; 9. Условно исчисленная продукция банков; 10. Износ ОФ и недоамортизированная стоимость ликвидированных
ОФ. 11. Итого промежуточное потребление (1+2+ +9-10). В том числе: • в материальном производстве; • в производстве нематериальных услуг: • - рыночных услуг; • - услуг государственных учреждений; • - услуг общественных организаций, обслуживающих д/х. ВВП — балансирующая позиция счета - конечный результат произв-ной деятельности резидентных единиц-производителей и получается как сумма валового выпуска продуктов и услуг в целом по стране, налогов на продукты, чистых
налогов на импорт минус промежуточное потребление. Вычитанием из ВВП потребления ОФ получают чистый внутренний продукт. ВВП = ∑ВДС + НДС + ЧНИ (чистый налог на импорт) Содержание счета образования доходов, его показатели и аналитич возможности Назначение– отражение распределит операций, непосредств связанн с процессом произв-ва, кот приводят
к формированию первичн доходов его участников: оплаты труда, чистых налогов на производство, валовой прибыли предприятий и смешанных доходов населения. Таблица. К столбцу «Использование» относится: Оплата труда работников, нал на произв (включая нал на товары) и импорт в том числе: на производство (включая налоги на товары) из них: на товары, на собственно налоги, другие налоги, связанные с производством, на импорт; валовая прибыль/валовой смешанный доход
в том числе: потребление основных фондов, чистая прибыль/чистый смешанный доход. К столбцу «Ресурсы» относится: валовой внутренний продукт в рыночных ценах, субсидии на производство (включая субсидии на товары) и импорт в том числе: на производство (включая субсидии на товары) из них: на товары. Оплата труда работающих по найму: оплата за труд; оплата за кратковрем отсутствие на работе (отпуск, болезни); премии, участие в прибылях, предусмотренные в трудовом соглашении, контракте.
Прибыль – финансово-эк характеристика результативности деят по нац хозяйству в целом и по отдельным его структурным составляющим. Смешанн доход – примен в тех случаях, когда сложно или невозможно доход интерпретир к
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |