Реферат по предмету "Статистика"


Механическое и естественное движение населения России

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Кафедра социальной и демографической статистики Курсовая работа «Механическое и естественное движение населения России» Выполнил: студент группы ДММ-201 Руководитель: Егорова Е.А. Москва 2004г. Содержание Введение… 1. Понятие естественного и механического движения населения… 1. 1.

Естественное движение населения… 2. Миграция…. а). Понятие миграции…. б). Вынужденные переселенцы. Беженцы… в). Иммиграция: зло или благо 2. Движение населения в России… 1. Вынужденные переселенцы и беженцы… 2. Изменение численности некоторых этнических категорий. (По результатам переписи 2002 года в сравнении

результатами переписи 1989 года)… 3. Проблемы миграции в России • Состояние внешней трудовой миграции…. Заключение… Список используемой литературы … Приложение… Введение. Одной из важнейших проблем демографии является движение населения. Это сложный общественный процесс, затрагивающий многие социально-экономические аспекты жизни населения.

Движение изменяет структуру и численность населения. Миграционные потоки (механическое движение населения) устремляются из одних регионов и стран в другие. Миграция обеспечивает несомненные преимущества странам и регионам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее, иногда же оказывает крайне негативное влияние на экономическое, социальное положение страны. С миграцией населения связаны многие процессы в жизни человека: расселение, освоение новых земель,

перераспределение трудовых ресурсов между городами, регионами, странами. Естественное движение влияет на демографическую ситуацию через такие процессы как рождаемость и смертность. Два вида движения населения имеют огромное влияние на экономическую и социальную ситуацию в отдельных регионах и странах. Немалое внимание их регулированию и стимулированию (а иногда и ограничению) уделяют правительства стран. Их исследованием занимается целый ряд наук, таких как демография, статистика, экономика.

Цель данной работы – рассмотрение самих понятий механического и естественного движения населения, определение особенностей данного явления для России: основные тенденции, проблемы. Важность данной проблемы в нашей стране очень велика – в результате переписи 2002 года выяснилось, что в Российской Федерации продолжается процесс уменьшения численности населения. Ни естественный, ни миграционный прирост не могут даже стабилизировать этот неблагоприятный для нашей

страны процесс, не говоря уже о положительном приросте населения. Ситуация складывается такая, что, возможно, поддерживать хоть какой-то приемлемый уровень численности населения страны, уровень производства можно будет только благодаря интенсивному привлечению иностранной рабочей силы. События последних десятилетий сильно изменили политическую и социальную ситуацию в России. Тем острее встает проблема механического движения населения.

Миграционные потоки, слабо регулируемые из-за отсутствия продуманной законодательной базы для их ограничения, наносят большой вред государству – ухудшается криминогенная обстановка, происходит вывоз валюты за рубеж. Трудовая миграция также очень интересный вопрос на данный момент. Именно трудовая миграция может восполнить недостаток России в человеческих ресурсах (не считая, конечно, возможной иммиграции в

Российскою Федерацию из стран СНГ). Все эти вопросы очень важны, и в данной работе будет рассмотрена нынешняя ситуация, связанная с движением населения. 1. Понятие естественного и механического движения населения. Под населением понимается социально-временная и пространственно-территориальная совокупность людей, складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни.

То есть население — это совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части (стране, группе стран), основа и субъект производства и всех общественных отношений. При рассмотрении вопроса о движении населения принято выделять естественное и механическое движение (под механическим движением обычно понимают миграцию населения). 1. Естественное движение населения. Под естественным движением населения понимают демографические

события, влияющие на численность населения естественным путем. К числу таких событий относятся рождения, смерти, браки и разводы. Естественное движение также можно определить как природный регулятор биологического процесса всего живого на Земле, в том числе и человека, проявляющейся через такие показатели, как рождаемость, смертность, естественный прирост (определяется разницей между рождаемостью и смертностью).

Эти показатели определяют общую численность населения страны в целом. В разрезе отдельных регионов естественный и механический приросты могут по-разному влиять на изменение общей численности населения страны и территории. Как правило, в районах пионерного освоения механический приток на начальной стадии формирования промышленных узлов, территориально-производственных комплексов играют большую роль, чем естественный прирост в изменении численности населения.

В старопромышленных районах главенствующую роль играет естественный прирост. Среди факторов, определяющих рождаемость и смертность, выделяют следующие: 1). Половозрастная структура населения. 2). Браки и разводы. 3). Региональные и национальные традиции. 4). Уровень жизни населения: – денежные доходы и расходы населения; – производство товаров народного потребления; – обеспеченность постоянной работой; – развитие

системы здравоохранения; – обеспеченность жильем; – уровень образования. 5). Экологическая обстановка. 6). Способность к деторождению. Перечисленные факторы рассматриваются во времени и пространстве. Степень их влияния различна. 1. 2. Миграция. а). Понятие миграции. В широком смысле под миграцией (от лат. migratio – переселение) понимают любое территориальное перемещение

людей. В узком смысле миграция – перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Лица, принимающие участие в миграционном движении населения называются мигрантами. Перемена места жительства в пределах одного и того же города не рассматривается как миграция населения. При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков:

1. В зависимости от характера пересечения границ: 1) Внутренняя – в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами (миграция из города в город, из села в село, из города в село, из села в город). 2) Внешняя – связана с пересечением государственной границы. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства. Также внешнюю миграцию можно разделить на внутриконтинентальную и межконтинентальную.

2. В зависимости от временных признаков: 1) Постоянная. 2) Временная. 3) Сезонная – временные, ежегодные перемещения людей (например, летняя миграция в курортные районы). 4) Маятниковая – регулярные перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно. 3. Классификация по формам реализации: 1) Организованная. 2) Стихийная. 4. В зависимости от характера причин миграции:

1) Политическая. 2) Экономическая. 3) Социальная. 5. В зависимости от мер, предпринимаемых со стороны государства 1) Добровольная. 2) Принудительная (вынужденная) – перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. "

Утечка умов". Говоря о миграции, нельзя не упомянуть "Утечку умов". Данный термин получил распространение в нашей стране сравнительно недавно. Это поток, который выделяют из общего процесса внешней миграции как наиболее ценный компонент. В научной экономической и социологической литературе нет единого подхода к оценке явления "утечки умов". Во многом это объясняется тем, что "утечка умов" - это комплексный процесс, относящийся

к различным отраслям науки: демографии, социологии, экономике, геополитике. В России также довольно часто применяется сходный по смыслу термин "утечка мозгов". Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая часть заработка

на родину или привозя его домой по возращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами. При эмиграции ученых и специалистов, квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала страна-донор оказывается в проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет свою интеллектуальную элиту, творческий потенциал. Таким образом, страна-донор ухудшает свое положение, теряет перспективы развития в будущем.

Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По некоторым подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде и Великобритании в 7 и 3 раза соответственно выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Работодатели, принимающие наших ученых, естественно, заинтересованы получить наиболее талантливых,

перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды. В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом. Поиск талантливых ученых для работы за рубежом ведут не только университеты и фонды, но и государственные органы. Существуют специальные правительственные программы для подобных приглашений, которые нацелены

не на всех желающих, пусть даже известных ученых, а на наиболее активно работающих исследователей в самом продуктивном возрасте – 30-45 лет. Среди эмигрантов преобладают молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет, с одной стороны, уже проявившие себя как неординарные исследователи и разработчики, а с другой стороны, имеющие возрастной резерв для реализации творческих возможностей. Они составляют более 50% от всех выезжающих лиц этого контингента.

К тому же, молодые люди, предполагающие возможность выезда из России для повышения образования и квалификации, часто откладывают рождение детей, что ведет, естественно, к снижению рождаемости. Учитывая, что значительная доля высококвалифицированных специалистов навсегда или на очень долгий срок остается за границей то, вполне вероятно, что родившиеся у них за границей дети не вернутся в Россию. Выезд из страны на работу за границу руководителя научной школы или несколько

ее членов наносит невосполнимый ущерб самому существованию этой научной школы, причем нарушается как механизм проведения научных исследований, так и механизм воспроизводства элитных научных кадров. Специальности, обладатели которых имеют лучшие шансы на благополучное устройство за рубежом (%): • Физики 68 • Математики 60 • Специалисты по вычислительной технике 46 • Программисты 42 • Генетики 24 • Химики 23 • Биологи 19 •

Врачи 10 • Филологи 7 • Юристы 5 • Философы и социологи 3 • Экономисты 1 В России пока не существует эффективного законодательства, регулирующего отношения интеллектуальной собственности. По этой причине за рубеж утекло немало изобретений и специалистов. Только по официальным данным, которыми располагает Министерство науки и технологий РФ, около 8 тыс. российских ученых работают более чем в 40 научных программах

Пентагона и Министерства энергетики США. При этом используется российское оборудование, а также результаты интеллектуальной деятельности, полученные в предшествующие годы. Миграция является одной из форм адаптации человечества к изменяющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс. Он тесно связан с уровнем развития экономики, размещением отраслей производства в разных регионах. На миграцию оказывает влияние множество факторов .

Факторы миграции – это совокупность объективных и субъективных причин, влияющих на принятие решения о миграции. В современных условиях наиболее распространена классификация, разграничивающая факторы миграции на причины экономического и неэкономического характера. Под первыми понимаются различия в уровнях экономического и промышленного развития отдельных стран, перенаселение, высокий уровень безработицы в стране-доноре, национальные различия в размерах заработной

платы, международное движение капитала и функционирование международных корпораций. Решение мигрировать зависит не только от характеристик и перспектив самих мигрантов, но также от условий и стереотипов, существующих в общине происхождения и возможной общине назначения. Общинные нормы являются частью среды, в которой живут люди и которые определяют условия и привычность повседневной жизни. Некоторые люди могут рассматривать социально-бытовые нормы своей общины как тяжелые,

неприемлемые, и на основании этого принять решение мигрировать. Также на решение мигрировать из одной страны в другую может повлиять наличие конфликтов в родных общинах. Оценка целесообразности миграции зависит от индивидуальных характеристик мигрантов, от региональных факторов, национальной политики страны происхождения, от соответствующих характеристик страны назначения, сравнивая которые человек принимает решение о миграции, действуя под влиянием социальной среды, в которой

он трудится. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение подвижности населения, его территориального перераспределения. Она способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. В то же время миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной

и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. Массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру. Органы местного самоуправления не всегда могут справиться с притоком людей, возникают проблемы с жильем, здравоохранением, да и криминальная ситуация может измениться не в лучшую сторону. Так миграция влияет на уровень жизни коренных жителей.

Большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения – основные причины. Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов

и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики. б). Вынужденные переселенцы. Беженцы. Говоря о миграции, нельзя не упомянуть такую категорию населения как беженцы. Вынужденная миграция – одна из проблем современности. По данным ООН, к началу 2003 года в мире насчитывалось около 18 миллионов беженцев.

Участие в решении этой проблемы принимают национальные правительства, международные и межправительственных, а также неправительственные организации. Федеральный закон «О беженцах» дает следующее определение слова «беженец» — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе

или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Неоднородность беженцев предполагает деление их на две группы:

1. Временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания. 2. Безвозвратные, предполагающие поселение на территории России. Права и обязанности беженцев Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: 1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей; (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ) 4) получение направления территориального органа федерального

органа исполнительной власти по миграционной службе в центр временного размещения; 5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения

безопасности данных лиц; 6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации; 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования

санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения; 3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата. В случае, если данные лица отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, их правовое положение и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации; 4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами. Лица, ходатайствующие о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и вынужденные переселенцы имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение пособий, безвозмездных субсидий на строительство

или приобретение жилья. Статус этой категории вынужденных мигрантов определен законом РФ "О беженцах". Беженцы имеют право на оказание следующих видов помощи: а) Организация и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля; б) Обеспечение перемещения и обустройства в центры временного размещения; в) Осуществление адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие консультирование по различным

вопросам в сфере социальной ориентации; г) Оказание помощи в социальной адаптации в местах постоянного расселения; д) Обеспечение соблюдения основных прав человека. Вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию

по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. В определенных случаях закон допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства,

постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации Лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют

указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах». При вынужденной миграции человек разрывает социальные связи со своей общиной. Впоследствии такие связи ему приходится создавать уже на новом месте, в другой общине, что негативно сказывается на его состоянии. Особенная ситуация сложилась в странах бывшего СССР. Их несовершенная правовая система, которая не в состоянии обеспечить защиту основных прав и свобод

граждан, сделала возможным появление дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка. Это, естественно, привело к возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях. Проявились националистические настроения. В последнее время из стран СНГ множество русских иммигрировало в Россию. У них просто не оставалось другого выбора, так как условия существования были созданы очень тяжелые. в). Иммиграция: зло или благо?

Иммиграция создает не меньше проблем, чем помогает решить. При этом решаемые проблемы относятся скорее к сиюминутным (такие как заполнение вакансий в промышленности и коммунальном хозяйстве), а возникающие – к более масштабным, долгосрочным. Известно, что этнические группы стремятся занять определенные социальные ниши. Но в полной мере эта закономерность свойственна доиндустриальным обществам.

Чем сильнее общество модернизировано (политически и экономически), тем слабее выражена тенденция к распределению этносов по роду занятий и уровню доходов. В России модернизация не завершена, а национальное единство проблематично. Представление о нации как о едином теле делает население России особенно чувствительным к демографическим данным.

Уменьшение количества населения воспринимается как национальная катастрофа и преподносится некоторыми лидерами общественного мнения как нечто сходное с войной. Если численность населения уменьшается, приходится создавать автоматизированные малолюдные производства, что, в общем-то является неплохим стимулом для развития технологий и, естественно, экономики в целом. В обществе ставится вопрос о замещении демографических недостач, причем одни требуют обязать каждую

семью иметь по семеро детей, а другие призывают широко открыть границы для иммиграции. Конечно, можно напечатать множество видов на жительство, привлечь людей из дальневосточных стран и за счет этого поднять численность населения, но это пойдет во вред прежде всего экономике. В России индустриальная модернизация не завершена. По экспертным оценкам, не менее трети рабочих мест в нашей промышленности требуют ручного неквалифицированного

труда. Иммиграция может стать тормозом для модернизации российской экономики. Дегуманизация – главный инструмент цивилизационного отторжения. Иммигранты, как любые чужаки, дегуманизированы в глазах большинства коренных жителей. Их воспринимают не как полноправных граждан, а как средство производства или источник повышенной опасности. Названия одних этносов для коренных жителей являются синонимами дешевой, безотказной и практически

бесправной рабочей силы, названия других - синонимами неправедно нажитого богатства, названия третьих обозначают угрозу жизни и собственности местных жителей. Все это не только не способствует складыванию общероссийской гражданской нации, но и дает все новые и новые импульсы для этнизации политической жизни и дегуманизации отношений. Иммиграция – уже сложившаяся данность. Не может быть и речи о том, чтобы ее отныне и навсегда запретить,

иммигрантов в течение года интегрировать, а не согласных или не сумевших интегрироваться депортировать. Также непродуктивна представляется отмена всех квот и ограничений. Главной задачей является обеспечение законных прав иммигрантов - в этом, в конечном итоге, гарантия их лояльности и дальнейшей интеграции. 2. Движение населения в России. В декабре минувшего года правительство и Институт этнологии и антропологии

РАН обнародовали некоторые предварительные итоги проведенной в 2003 году переписи населения, ее окончательные результаты будут объявлены в I квартале текущего года. По численности населения Россия занимает седьмое место в мире. В нашей стране проживает 145,2 млн. человек. Причем за 14 лет, прошедших с момента переписи 1989 года, численность населения сократилась на 1,8 млн. человек (в том числе в городских поселениях - на 1,6

млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн. человек). При переписи было учтено 107 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся по долгу службы на дату переписи за рубежом (включая членов их домохозяйств), из них мужчин 67 тыс. человек (63%) и 40 тыс. женщин (37%). Большая часть этой категории населения - 84 тыс. человек (79%) - в трудоспособном возрасте.

Кроме того, при переписи было учтено 239 тыс. человек, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс. человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11 % - на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или деловой поездке, 1% - мигранты, транзитом следующие через

Россию, и около 17% лиц указали другие цели приезда в Россию или не указали ее. Естественная убыль населения на 75% восполняется миграцией, по ее объему Россия находится на третьем месте в мире. По данному показателю мы уступаем лишь США и Германии. Подавляющее большинство (три четверти) мигрантов - это русскоязычное население из стран СНГ. Тенденция снижения численности населения, наблюдающаяся в

России, характерна практически для всех европейских государств и стран СНГ, за исключением Таджикистана, Азербайджана и Киргизии. Соотношение городского и сельского населения в РФ сохранилось на уровне 1989 года и составило 73% к 27%. Причем примерно пятая часть горожан проживает в городах-миллионниках, их в России 13. Это Москва (10,4 млн. человек и 27-е место в мире по числу жителей),

Санкт-Петербург (4, 7 млн. человек), Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа и Челябинск. Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира. 80% населения России - 116 млн. человек - русские.

Зафиксировано две новые (по сравнению с предыдущей переписью) этнические группы: казаки и поморы, которые отнесены к русскому народу. Шесть народов преодолели миллионный рубеж: татары, украинцы, чеченцы, башкиры, чуваши и армяне. В целом (рис.12-18 Приложения) эксперты оценивают нынешнюю демографическую ситуацию в стране как благополучную. Граждан трудоспособного возраста насчитывается 89 млн. При этом младше трудоспособного возраста - 26,3 млн а старше -

29,8 млн. Однако такая ситуация продлится очень недолго, всего лишь два года, и уже с 2006 года мы столкнемся с последствиями снижения рождаемости в 90-х годах. А к 2010 году, по прогнозам специалистов, численность населения сократится до 138 млн. человек, причем численный уровень трудоспособного населения упадет ниже критической отметки. Именно к этом году, по мнению экспертов, привлечение иностранных трудовых ресурсов станет особенно

актуальным. Следует также отметить, что большинство ученых сходятся в оценке социально-демографической структуры российских семей как неблагополучной. Например, количество незарегистрированных браков по сравнению с предыдущей переписью увеличилось в два раза – с 5% до 10%. В таких семьях проживает более трети всех детей. Средний возраст отца увеличился до 26,2 лет, а матери - до 25,5, при этом если раньше на одну женщину приходилось два ребенка, то теперь лишь 1,3.

На 40% выросло число людей, никогда не состоявших в браке или разведенных. Количество расторгнутых браков составляет 800 тыс. в год против 583 тыс. в 1989 году. Более трети браков распадаются, просуществовав менее пяти лет. Согласно данным переписи, в России живет 67,6 млн. мужчин и 77,6 млн. женщин, то есть на 1 тыс. мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 году - 1140). Преобладание численности женщин начинается с 33-летнего

возраста. Как и в большинстве развитых стран, население России стареет. По сравнению с данными переписи 1989 года средний возраст россиян увеличился на три года и составил 37,7 года. Основная причина сокращения численности россиян - устойчивая естественная убыль населения . Тенденция к естественной убыли населения вызывает серьезные опасения. Чтобы страна не опасалась за свое будущее, на каждую женщину должно приходиться не менее двух с половиной

детей. В России этот показатель в 2 раза меньше. Подобная ситуация наблюдается во всех европейских странах. У них, как в последнее время и у нас, естественная убыль компенсируется за счет иммиграции. В России официальных иммигрантов зафиксировано 5, 6 миллиона человек. В результате превышения числа умерших над числом родившихся население России уменьшилось за 1992-2003 годы на 9,6 миллиона человек, или на 6,4%, (для примера, за 1980-1991

годы - напротив, увеличилось в результате превышения числа родившихся над числом умерших на 8,4 миллиона человек, то есть на 6,1%). Миграционный прирост в России был особенно интенсивным в середине 1990-х годов, но даже в это время естественная убыль не была компенсирована полностью. За весь период убыли населения зарегистрированный миграционный прирост составил 3,5 миллиона человек, то есть 2,3% (за период с 1980 по1991 годы - 2,0 миллиона человек, или 1,5%).

Естественная убыль в конце 1990-х годов усилилась. В 2000 году она достигла 953,7 тысячи человек, что составляет -6,6 на 1000 человек постоянного населения. К 2003 году естественная убыль сократилась до 887,1 тысячи человек . В 2001 году естественная убыль сократилась на 10,4 тысячи человек (1,1%), в 2002 году - на 8,5 тысячи человек (0,9%), в 2003 году - на 48,2 тысячи человек, то есть 5,2%!

Естественная убыль населения в расчете на 1000 человек в 2003 году составила -6,2. Однако, после незначительного повышения в 2002 году возобновилась тенденция сокращения миграционного прироста населения. В 2001 году он составил 72,3 тысячи человек, или 0,5 на 1000 населения (213,6 тысячи человек (1,5 на 1000 населения) в предыдущем, 2000 году). Ниже этого миграционный прирост населения России за последние 27 лет (до этого

Россия теряла население в миграционном обмене с союзными республиками) был только в 1991 (51,6 тыс. человек) и 1980 (63,4 тыс. человек, соответственно) годах. В 2002 году миграционный прирост, правда, немного увеличился, составив 77,9 тысячи человек, (0,54 в расчете на 1000 человек населения), но для 2003 года оказалось характерным быстрое сокращение регистрируемого миграционного прироста населения. Он сократился в 2,2 раза, составив 35,1 тысячи человек, то есть 0,25

на 1000 человек. (Данные за январь-февраль 2003 года представлены в таблице 1 приложения). Так, в прошлом году миграционный обмен с другими странами происходил с самой низкой результативностью. Вывод из всего этого следует простой – миграционный прирост не в состоянии компенсировать потери населения из-за естественной убыли. Он восстановил только 4%. Тенденции изменения численности населения российских регионов по-прежнему очень неоднородны :

В одних регионах население растет за счет как естественного, так и миграционного прироста (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий), во многих же других сокращается в результате и естественной убыли, и миграционного оттока. Для некоторых регионов (республики Саха (Якутия), Тыва, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия; Чукотский, Эвенкийский автономные округа) при сохранении естественного прироста характерен

миграционный отток населения. В большинстве же европейских регионов миграционный приток в той или иной



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.