Реферат по предмету "Разное"


Актуальные проблемы национальных меньшинств северного кавказа: социальное положение, трансформация

На правах рукописиМАМАЕВ МАХАЧ ИЛЬЯСОВИЧАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА:СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРАНСФОРМАЦИЯСпециальность 07.00.02 – Отечественная историяАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наукМАХАЧКАЛА, 2010Работа выполнена на кафедре история России Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет».Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Башир Булатович БулатовОфициальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Салихат Ибрагимовна Мусаева доктор исторических наук, профессор Александр Абакарович Кудрявцев доктор исторических наук, профессор Ш.М. Мунчаев Ведущая организация: Кабардино-Балкарский государственный университет Защита состоится «20» октября 2010 г. в 10 ч.30 мин. на заседании диссертационного cовета ДМ 002.053.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН по адресу: 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН по адресу: 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75.Автореферат разослан «_____ » ___________________2010г.Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук Ю.М. Лысенко^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Конец XX (90-е годы) – начало XXI столетия в истории России будут занимать особое место. Этот период обусловлен совершенно новыми социальными потрясениями, когда Россия избрала путь самостоятельного развития, когда государственность переходила на новые прочные основы – правовые. Этим объясняются и те коренные преобразования, которые коснулись разных сторон российского общества, включая и сферу национальных отношений, как одну из тонких и чувствительных сфер человечества. Однозначно от ее состояния во многом зависит и строительство, и скрепы самой государственности, прочности ее позиций. Российское многонациональное сообщество уже в 1990-е годы стало перед проблемой самоорганизации, определения содержания в теоретическом плане той эпохи, в которой оно находилось, вырабатывало новые направления своего развития. Сущность российской государственности, этапы ее эволюции в новых условиях в определенной мере помогает раскрыть принимавшийся в середине 1990-х годов государственный исторический документ – Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. После многих событий первой половины 1990-х годов, связанных с распадом Советского Союза, в Концепции впервые было указано: «После распада СССР начался новый этап в развитии государства (читай российского. – М.М.) на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества»1. В этом обществе «носителем суверенитета и единственным источником власти является её (Российской Федерации. – М.М.) многонациональный народ»2. Возможно, в последующем историки дадут четкие оценки первому десятилетию существования суверенной России, основы которой были определены в Основном Законе государства – Конституции Российской Федерации (1993 год). Безусловно, менялись все прежние устои, идеологические концепции, формировалась новая государственность. Это не могло не оставлять отпечатка на целостности и прочности самой государственности, когда определенному воздействию подвергались прежде всего ее социально-экономическая и политическая составляющие. Оценивая позицию с разных точек зрения, необходимо отметить, что именно от их состояния зависело дальнейшее развитие самой России. Государственность уже не могла развиваться на старой основе, державшейся главным образом на командной экономике. Хотя в процессе исследования темы не следовало бы не учитывать то положение, что эта экономика сыграла, все-таки, важную роль в укреплении Советского Союза как государства. Были достигнуты успехи в экономической, социальной сфере и научной отрасли, повышении уровня жизни населения, оздоровлении нравственного климата, духовном раскрепощении граждан общества. Однако, как показало последующее развитие событий, модернизация советской системы, начиная с 1960-х годов, не создала для общества тех необходимых оснований, чтобы предостеречь Советский Союз от развала. Проводимый исторический эксперимент не только по перестройке многонационального государства, но и всего мира (1980-е годы) закончился сокрушительным провалом, породив тем самым многие проблемы в обществе, в том числе и в сфере национальных отношений. Однозначно, следует признать, что за годы существования советской власти с национальным вопросом, в его раннем представлении, действительно, было покончено, и требовался переход в несколько иную систему отношений в обществе – в систему межнациональных отношений. Слабое изучение сущности этой системы, зачастую облегченное её толкование, приводило к отторжению в обществе проблем сферы межнациональных отношений, а именно они, как показывают дискуссии обществоведов, имевшие место в 1960-е годы, требовали к себе пристального внимания. Тем не менее национальная составляющая в советский период постепенно отходила на задний план, создавая тем самым иллюзию благополучия, успокоенности в этой сфере. В обстановке действия принципов управления национальными процессами в обществе эти факторы не могли не подвигнуть к глубокому изучению этих процессов в условиях функционирования государственности. Появлялась возможность получить своевременные ответы на многие негативные стороны советского периода (коллективизация, жертвы политических репрессий, принудительные переселения, система ГУЛАГа и т.д.). В тоже время в обществе происходил процесс накопления богатейшего исторического материала, изучение, обобщение которого не могло не привести к современному новому концептуально осмыслению всей сути функционирования Советского Союза и Российской Федерации как государственности, возникшей в результате распада Советского Союза. Богатый архивный материал, открытый к нему доступ, позволили обществоведам по-новому оценить события 1980-х–1990-х годов в бывшем Советском Союзе и России. Именно итогом этого явилось заметное продвижение российской историографии изучения всех сторон многонационального общества, включая и национальные меньшинства на территории Российской Федерации3. В связи с этим рассмотрение формирования системы и содержания государственной национальной политики применительно к национальным меньшинствам определяется актуальностью самой темы в современных условиях. Требуется дать ответы на многие вопросы межнациональных отношений, как в масштабе страны, так и отдельных его регионов, в том числе таком, многонациональном по своему составу населения регионе как Северный Кавказ. В связи с этим важно ответить и на вопрос: верным ли был выбор проведенных прошлой практикой принципов и методов строительства отношений между этническими общностями применительно к Северному Кавказу. Почему же, все-таки, национальная политика в отношении национальных меньшинств, ряда титульных народов выстраивалась именно таким образом, а не иначе? Попытку дать ответ на этом вопрос предпринял коллектив авторов анализируемой в настоящем труде книги «Основы национальных и федеративных отношений» (М., 2001). Авторы полагают, что именно «идея приоритета классового интернационального над национальным в практике государственного тоталитаризма служила оправданием репрессий против целых народов, грубейших нарушений законности, принципов демократии, для обоснования жесткой регламентации духовной жизни наций, одностороннего понимания национальных традиций, истории народов, их культурного наследия»4. Что касается событий 1990-х годов в Северо-Кавказском регионе России, то очевидно, что их развитие, напрямую связанно с карабахским конфликтом, с событиями в республиках Средней Азии и прежде всего, связанные с Гражданской войной в Таджикистане (внешние по отношению к России). На внутренней арене они обусловлены как чеченским кризисом, так и обострением осетино-ингушских отношений, переросших в последующем в длительный межнациональный конфликт между осетинами и ингушской частью населения на территории Республики Северная Осетия-Алания. К этому следовало бы дополнить эпизодические обострения отношений в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках, сложную этнополитическую обстановку в Республике Дагестан. Наличие имевших место социальных потрясений позволяет все же усомниться в правильности действий, а также и в эффективности мер, принимавшихся в этот сложный период ключевыми органами государственной власти. Именно такой подход приводил к нарушению сложившейся в крае динамики развивавшегося северокавказского многонационального сообщества, слабости проводимых преобразований, отсутствию их логического завершения, нарушению применения и четкого следования принципу сбалансированности при выстраивании отношений между этническими общностями, населявшими Северный Кавказ. Отсутствие прозрачности проводимого реформирования общества в государстве в целом, его составляющих приводило поначалу и к ослаблению внимания к сфере межнациональных отношений, в которых все более заметное место и роль отводились национальным меньшинствам. Именно они в доле населения (с учетом существовавшей классификации: титульные и не титульные этнические общности) составляли существенную часть. В связи с этим дальнейшее нациестроительство, несмотря на имевшееся изъяны, не могло осуществляться планомерно без учета наличия национальных меньшинств. Поэтому в конкретном случае, здесь утверждение о второстепенности роли национальных меньшинств, а тем более их отрицании, беспочвенны. Как в 1990-е годы, так и в нынешних условиях это может приводить в конечном итоге к нарушению целостности России. Развитие событий в 1990-е годы на Северном Кавказе показали, что пренебрежительное отношение к конкретным этническим общностям, в том числе и национальным меньшинствам, преследование людей по национальному признаку ни к чему другому не приведет, кроме как к ухудшению состояния консолидации этнических общностей, их самочувствия. Этот фактор особо отчетливо проявил себя в ходе чеченских событий, когда важно было получить альтернативным силам поддержку со стороны национальных меньшинств как на территории самой Чеченской Республики (ногайцы и др.), так и на территории Дагестана (чеченцы–аккинцы и др.), Ставропольского края (ногайцы, туркмены и пр.). Однозначно, национальные и межнациональные процессы в любых условиях должны быть регулируемыми. Несомненно, проблема роли и места национальных меньшинств, в том числе национальных меньшинств Северного Кавказа, в частности, греков, крымских татар, курдов, российских корейцев, немцев, поляков, турок-месхетинцев, хемшинов5, цыган, то есть национальных меньшинств, которые были подвергнуты в той или иной мере ранее репрессивным воздействиям, изучена слабо российской исторической наукой и остается актуальной. Изучение ее позволяет ответить в первую очередь на значащие вопросы отечественной истории конца ХХ в. в первую очередь, какими же оставались роль и место национальных меньшинств, понять сущность процесса вступления российского многонационального общества в новый этап своего развития, т.е. в период, известный в российской истории как постсоветский. Этот этап характеризовался определенными изменениями в сфере экономики, формированием нового национального самосознания, установок толерантности в многонациональном обществе, выработкой новых технологий в сфере межнациональных отношений в постмодернистский период, которые базируются на эффективности функционирования системы институтов гражданского общества, отстаивающих жизнеобеспечивающие принципы целостности государства, главенство права в общественных отношениях, мир и гражданское согласие. Актуальность темы определяется и тем, что ее исследование способно помочь национальным меньшинствам занять достойное место в системе межнациональных отношений, выстроившейся на территории России, показать их роль в создании условий для поддержания мира и стабильности, сохранения целостности государства, поддержания в обществе гражданского согласия.^ Объектом диссертационного исследования является национальные меньшинства (российские греки, крымские татары, корейцы, курды, немцы, поляки, турки-месхетинцы, хемшины, цыгане и др.). Именно эти меньшинства были подвергнуты насильственным притеснениям со стороны органов государственной власти. В 1930–1940-е гг. около 30 тыс. греков с территории Черноморского побережья Северного Кавказа, более 194 тыс. крымских татар (частично с территории Северного Кавказа), 172 тыс. корейцев Приморья, около 15 тыс. курдов Закавказья, более 100 тыс. турок-месхетинцев, более 2 тыс. хемшилов, более 400 тыс. поляков с западных территорий Советского Союза, несколько вагонов цыган (так в статистических сведениях НКВД СССР) отправлялись на спецпоселение в столь отдаленные места в Казахстане, Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Начиная со второй половины 1950-х годов, они частично возвратились на Северный Кавказ. 1990-е годы явились новым этапом активного возвращения названных национальных меньшинств в Россию как следствие развала Советского Союза, обострения межнациональных отношений в его бывших составных частях, и заметно изменившейся этничной мобильности самих национальных меньшинств. В современных условиях России названные национальные меньшинства составляют значительную часть населения Северного Кавказа, играют определенную роль в создании консолидирующегося многонационального общества в регионе, рассматриваемом в диссертации. Очень важным остается определение роли и места национальных меньшинств в государственном строительстве, которое, несомненно, является важнейшим механизмом реформирования экономики и демократизации общества, составляющей российского федерализма, укрепления межнациональных отношений. В силу известных обстоятельств в Советском Союзе в конце 1980-х годов значительное внимание уделено самой проблемной этнической общности на Северном Кавказе в 1990-е годы – начале XXI века – туркам-месхетинцам.^ Предмет исследования – положение национальных меньшинств на Северном Кавказе, определение их места и роли в системе межнациональных отношений в 1990-е годы – начале XXI в., факторы, способствующие усилению влияния их на ситуацию в крае, независимо от ее развития (положительный и отрицательный моменты). Специально рассматривается и содержание государственной национальной политики применительно Северному Кавказу, национальным меньшинствам, получившей частичное обобщение в «Основных направлениях государственной национальной политики на Северном Кавказе», подготовленных группой ученых и практиков сферы национальных отношений в 1990-е годы. Именно государственной национальной политикой определялись подходы в выработке общей стратегии достижения и укрепления стабильности в регионе. Этой политикой определялись роль и место национальных меньшинств Северного Кавказа в системе государственного федерализма, который, как известно, предполагает не только перераспределение власти по вертикали между основными субъектами – носителями власти, но и между независимыми структурами общественного самоуправления на всех уровнях. Как правильно замечают авторы труда «Основы национальных и федеративных отношений» (М., 2001) «роль национальных общностей достаточно специфична и значима. Национальные общности могут быть важнейшими составляющими для достижения равновесия и стабильности в обществе, в структуре управления» (С. 10). Без учета этой составляющей вряд ли возможным было бы сбалансированное соотношение между «национальным» и «национальной идеей». Обострение между ними проявилось отчетливо на примере Чеченской Республики. Как раз эта причина и привела общество к национализму, а в конечном итоге к межнациональному конфликту. Однозначно, эти понятия органично взаимосвязаны. Их анализ не возможен без глубокого изучения национальных меньшинств в общем развитии системы межнациональных отношений на Северном Кавказе. В обратном случае картина общего состояния получится неполной, не позволит выработать критерии, по которым в целом можно было бы оценивать состояние сферы национальных отношений. Необходим учет и того положения, согласно которому национальная составляющая рассматривается в тесной связи с состоянием экономической политики, как и состоянием социальной политики. Они также органично взаимосвязаны, дополняют друг друга, раскрывают процесс общественного развития, как в целом, так и в масштабе отдельных регионов государства, в частности, Северного Кавказа Российской Федерации. В этой связи наполняемость процессов характеризуется и наличием межнациональных конфликтов, и миграционных процессов, состоянием демографической ситуации, занятостью представителей названных национальных меньшинств в проводимых социальных реформах, в тех преобразованиях, которые претерпевает российское общество, участием их в общественной и политической жизни государства через систему функционирующих институтов гражданского общества. ^ Хронологические рамки исследования охватывают временной период – 1990-е годы – начало XXI в., период функционирования России как федеративного государства, когда шел процесс становления государственности как федерации, «правового государства с республиканской формой правления»6. Бывшие автономные республики, в том числе и на Северном Кавказе, приобретали новый статус государственности, однако оставались составными частями Российской государственности. В этот период наблюдается и процесс серьёзной трансформации прежней стратегии модернизации страны. Фактически с первой половины 1990-х годов берет свое начало новое осуществление мер со стороны государства по реабилитации народов ранее подвергшихся репрессиям, в том числе и представителей названных отдельных национальных меньшинств, проживающих на Северном Кавказе (чеченцы-аккинцы, турки-месхетинцы, греки, корейцы, крымские татары, немцы, цыгане и др.). Касаясь конечных рамок исследования, необходимо заметить, что они не могут быть четко выраженными, так как связаны с бурно протекающими социальными процессами, в том числе в среде национальных меньшинств, их включением в осуществляемые преобразования в обществе, вовлечением в политическую жизнь, формированием институтов гражданского общества, политических партий и т.д. В выводах разделов исследования, автор не выходит за обозначенные рамки, если это и допускается, то только в исключительных случаях, когда это необходимо для отражения эволюции самого процесса, того или иного явления, для того, чтобы представить более полную картину, связанную с предыдущим этапом развития многонационального общества.^ Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию Северного Кавказа, на которой расположены 13 национально-государственных образований, и проживают названные национальные меньшинства. При этом автор зачастую прибегает и к анализу положения их и на всей территории Южного федерального округа, а также в регионах Закавказья, что важно в плане понимания того или иного процесса в целом. Вместе с тем акцент в исследовании сделан на республики и края Северокавказского региона, то есть, где во всей полноте проявились сходные черты развития национальных меньшинств, как и проявились противоречия, знание и анализ которых важны для понимания картины в целом и раскрытия самой сущности государственной национальной политики применительно национальных меньшинств.^ Целью исследования выступает анализ состояния национальных меньшинств в системе межнациональных отношений на Северном Кавказе. В этом же ряду исследование роли и места национальных меньшинств в реализации социально-экономических преобразований, формы взаимоотношений национальных меньшинств с так называемыми «титульными» народами в осуществлении объявленных социальных реформ, касающиеся преобразований российского общества. В связи с этим диссертант предпринял попытку на базе текущих архивов, имеющихся итогов исследований, проведенных за 10–15 лет, решить в диссертационном исследовании следующие задачи: – рассмотреть вопросы теории национальных меньшинств и сущность самого понятия «национальные меньшинства» в системе национальных отношений, в том числе применительно к Северному Кавказу; – анализ разработки проблемы в российской исторической науке и ее международный государственно-правовой аспект; – анализ нормативно-правовой базы решения проблем национальных меньшинств Российской Федерации, включая и международный аспект проблемы; – динамика национальных меньшинств, их роль и место в системе межнациональных отношений на Северном Кавказе; – национальные меньшинства в условиях переходного периода на Северном Кавказе, межнациональных конфликтов; – выявление причин миграционных процессов на Северном Кавказе, определение их предпосылок, хода и результатов; – определение новых ареалов расселения национальных меньшинств на Северном Кавказе; – выявление и характеристика процессов интеграции и адаптации национальных меньшинств в инокультурной среде; – участие национальных меньшинств в преобразовательных процессах, протекающих в условиях проводимых социальных реформ; – национальные меньшинства Северного Кавказа в совершенствовании взаимодействия с другими народами в производственно-хозяйственной деятельности; – участие национальных меньшинств в общественной жизни региона, в строительстве системы институтов гражданского общества, как новой базисной основы для создания демократического российского общества; – показ роли институциональных компонентов политики: государственных органов власти, общественных объединений в регулировании национальными процессами, преобразовании сферы культуры.^ Степень научной разработки проблемы. Касаясь научной разработки изучаемой темы национальных меньшинств, выступающих в качестве предмета исследования, необходимо отметить, что внимание ей до середины 1980-х годов уделялось гораздо больше. Однако труды носили в основном историко-этнографический уклон. Социальный аспект проблемы, в значительной части обходился стороной. Судя по всему, это объяснялось во многом и негласным запретом обращения к настоящей проблеме исторической науки. Национальные меньшинства, рассматриваемые в научном плане в представленном диссертационном исследовании, мало отличалась этничной мобильностью, для них был более свойственным консерватизм. Их этничная мобильность и социальная натурализация проявились более всего в первой половине 1990-х годов. С учетом того, что некоторые из национальных меньшинств Северо-Кавказского региона (турки-месхетинцы, курды, хемшины, крымские татары, российские немцы, греки, корейцы, чеченцы-аккинцы, поляки, частично цыгане) подверглись с 1930-х–1940-х годов репрессиям, то такие действия и выводы вполне объяснимы. Безусловно, сентябрьский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС можно рассматривать в качестве нового этапа изучения проблемы национальных меньшинств Северного Кавказа. На Пленуме анализировались в основном итоги осуществления национальной политики, вскрывались ее недостатки, хотя и мало обращалось внимание конкретно национальным меньшинствам, растворявшимся в общем населении региона. Тем не менее в конце 1980-х годов появляется ряд научных работ, привлекавших всеобщее внимание. В них проведены были исследования конкретно как применительно в целом государственной национальной политики, так и по некоторым ее аспектам, в том числе и по истории интересующих нас отдельных этнических общностей7. Отправным моментом изучения проблемы национальных меньшинств, следовало бы рассматривать принятие 14 ноября 1989 г. Верховным Советом СССР Декларации «О признании незаконными и преступными репрессированных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», провозгласившей «процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформации и искажений общечеловеческих принципов гуманизма…»8. В числе национальных меньшинств, проживающих на Северном Кавказе и подвергшихся репрессиям, в Декларации были названы немцы, турки-месхетинцы, греки, курды, крымские татары. Это открывало более широкую возможность для изучения их истории. Постепенное накопление исторического материала позволило уже в первой половине 1990-х годов опубликовать отдельные научные разработки по истории изучаемых национальных меньшинств Северного Кавказа в обобщающем плане9. Появилась первая информация о гражданах греческой национальности на Северном Кавказе. Публикации как научного, так и публицистического плана носили в определенной мере информационный характер, однако, ими создавалась прочная основа для развертывания изучения этой этнической общности в последующее время10. Греки были ранее, в 1920–1930-е годы, расселены по территории Кавказа и Северного Кавказа. Однако в конце 1930-х–в 1940-е годы, как и другие национальные меньшинства, греки были репрессированы. Центром сосредоточения греческого населения становились Казахстан, республики Средней Азии. Сюда же переселялись и бежавшие в конце 1940-х годов на Кавказ участники Гражданской войны в Греции. Хотя советские корейцы и проживали в основном в Казахстане, республиках Средней Азии, тем не менее уже в 1950-е–1960-е годы небольшими группами они расселялись дисперсно и на территории Северного Кавказа, в частности, в Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Дагестанской АССР, в Ставропольском и Краснодарском краях, Адыгейской автономной области. Численность переселенцев-корейцев не была постоянной. Среди них наблюдалась миграция внутри Северо-Кавказского региона. И только в начале 1990-х годов, особенно в период Гражданской войны в Таджикистане значительная часть из них переселилась на жительство на Северный Кавказ. Что касается разработки истории корейской этнической общности на Северном Кавказе, то она будет начата несколько позднее. До середины 1990-х годов были опубликованы только лишь отдельные работы, в которых упоминалось и о советских корейцах11. В 1993 г. появилась монография Н.Ф. Бугая, Т.М. Броева, Р.М. Броева. «Советские курды: время перемен» (М.: «Капь». 1993). Авторы на богатом историческом архивном материале раскрывают события, связанные с проживанием курдского национального меньшинства на Кавказе, его депортацией в 1937 и в 1944 годах, показывают эволюцию судьбы этого этнического меньшинства, связанной в значительной части с Северным Кавказом. В начале 1990-х значительная часть крымских татар переселись на территорию Краснодарского края. Их численность в крае к середине 1990-х годов, по приблизительным данным, возросла до 19 тыс. человек. Это объяснялось стремлением крымских татар, подвергшихся ранее депортации, возвратиться на свое исконное место проживания. Поэтому неслучайно возрастал интерес и к этому этническому меньшинству. Появляются первые исторические исследования, касавшиеся истории крымских татар, начиная с 1940-х годов, рассматривались вопросы их переселения в Среднюю Азию, и некоторые области Российской Федерации, история появления крымских татар на территории Северного Кавказа и другие аспекты12. Накануне Великой Отечественной войны на территории СССР проживали более одного млн. граждан немецкой национальности. Расселялись они и на территории Северного Кавказа, в частности, в Дагестане, Чечено-Ингушской АССР, в других республиках и краях. Более 200 тыс. немцев в начале 1940-х годов в принудительном порядке были переселены с территории Северного Кавказа и Закавказья. История советских немцев на Северном Кавказе была прервана. Возврат немцев на Северный Кавказ частично проявился в 1960–1970-е годы. Однако массовым приток немецкого населения становится только в 1990-е годы – начале XXI века. Особенно это отчетливо проявилось в конце 1990-х годов. Уже в этот период появились и первые исследования, в которых в той или иной мере упоминались российские немцы, которые проживали в районах Кавказа и Северного Кавказа, а также о более 50 тыс. немцах, переселявшихся с территории Крымской АССР в Краснодарский край13. В связи с открытием доступа к секретным документам и материалам архивохранилищ, к публикациям этого периода следует отнести и появившиеся новые работы о турках-месхетинцах14. В 1940-е годы их также постигла та же судьба, что и кавказских курдов. Турки-месхетинцы также были подвергнуты в середине 1940-х годов репрессивным воздействиям со стороны властного режима. До середины 1990-х годов фактически отсутствовали сведения в исторических работах по такой этнической общности как хемшины (хемшилы), о которых появились упоминания только во второй половине 1990-х годов и связаны они были с рассмотрением проблем национальных меньшинств курдов и турок-месхетинцев. Оставалось мало что известно и о представителях цыганской этнической общности на Северном Кавказе, хотя как применительно территории страны, так и ее Северо-Кавказского региона они составляли в численном отношении заметное количество среди населения. Их изучение продолжалось в 1990-е годы и в начале XXI века15. Исследования по проблеме национальных меньшинств второй половины 1990-х годов – начала ХХI в. коренным образом изменяются не только по своему содержанию, они стали более емкими, опирающимися на архивные документы, но и всесторонними в плане охвата различных сторон жизни национальных меньшинств. Богатый исторический материал в работах, касающихся разных направлений жизнедеятельности таких национальных меньшинств как греки, корейцы16, курды17, крымские татары18, немцы19, поляки20, турки-месхетинцы, хемшилы21, в значительной мере продвинул изучение этой важной научной проблемы в целом. Для этого периода характерны публикации трудов обобщающего характера, в которых значительное место отводилось и названным этническим меньшинствам22, однако проблема пока не исследовалась в комплексе, отсутствовали и обобщающие труды. Конечно, для 1990-х годов будет правильным сделать вывод, что значительное внимание многие и ученые, и публицисты обращали такой проблеме как турки-месхетинцы в структуре межнациональных отношений юга России. Это было обусловлено как объективными, так и субъективными причинами, связанными в первую очередь с «ферганскими событиями» конца 1980-х годов в Узбекистане. Следует особо отметить об изданной Правозащитным центром «Мемориал» книге «Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация турок». (М.,1996), представляющей собой доклад с комментариями. Авторы провели большую аналитическую работу, поставив цель выявить роль и место турок-месхетинцев в современной системе межнациональных отношений в Краснодарском крае. Однако подходы авторов в ряде случаев вызывают определенное недоумение. Уже само название работы с присутствием в ней понятия «этническая дискриминация», мягко говоря, граничит с определенной предвзятостью и натянутостью, стремлением авторов занять позицию одной стороны, участвовавшей в решении проблемы, и строго следовать этому правилу, т.е. альтернативы по этому вопросу быть не может. Подобные утверждения характерны для исследований правозащитника А.Г. Осипова, опубликовавшего именно в 1990-е годы несколько книг, и особенно по проблеме турок-месхетинцев, расселенных на территории Краснодарского края. Выводы автора носят несколько односторонний характер и не позволяют судить о проблеме места и роли этого национального меньшинства в историческом процессе в целом. Работы А.Г. Осипова частично подвергались анализу другими исследователями23. Богатым по своему содержанию явилось уже упоминавшееся коллективное издание под общим названием «Основы национальных и федеративных отношений» (М.: «Издательство РАГС», 2001). Несмотря на то, что книга (отв. ред. К.В. Калинина) выполнена в форме учебного пособия, в ней обстоятельно рассмотрены теоретические посылки темы. Читатель имеет возможность ознакомиться с толкованием таких понятий как «федерализм», «многонациональная Россия», «многонациональный народ», «национальные и межнациональные отношения», «воспитание культуры межнациональных отношений». Применительно к теме исследования специальный раздел книги посвящен национальным меньшинствам. Рассмотрена суть этого понятия в научном плане, показаны роль и место национальных меньшинств в общей системе национальных отношений в Российской Федерации. В опубликованном труде, по нашему мнению, представлена аргументированная классификация национальных меньшинств, согласно которой национальные меньшинства делятся на следующие группы: – национальные меньшинства, которые имеют достаточно активные связи со своим этносом; – национальные меньшинства – это те группы, которые оторваны от основной этнической общности; – национальные меньшинства – группы, которые не имеют этнотерриториальных обозначенных привязок внутри России. Наряду с названными группами национальных меньшинств предлагаются также группы национальных меньшинств как внутренние, так и внешние, которые в большей мере ориентированы на связи с ближним и дальним зарубежьем24. Очевидно, было бы целесообразным причислить к названным группам также и категорию национальных меньшинств, испытавших на себе репрессивные воздействия со стороны государственной власти, конечно, в данном случае исключается фактор их территориальной приверженности, и на первый план выступает, все-таки, этнополитическая составляющая. Именно в конце 1980-х–в 1990-е годы появились и первые диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме, в частности, о российских немцах, народах Северного Кавказа и в целом по вопросам вынужденных миграций, связанных с репрессиями народов Советского Союза и состоянием этой проблемы в международном масштабе25. Из диссертационных исследований, подготовленных в последнее время, привлекает внимание диссертация В.А. Симоненко26. Автор полемизирует по многим вопросам со своими предшественниками, уточняя отдельные формулировки, показывая возможность развития событий в том или ином конкретном случае, их значение для формирования этнических меньшинств на юге Грузии. Перипетии развития событий, связанных с нацио^ Источниковая база исследования. Документальную базу диссертации составляют в основном итоги исследований по теме национальных меньшинств выполненные как в обобщающем плане в масштабе государства, так и в масштабе Северо-Кавказского региона. Это в первую очередь опубликованные архивные материалы и документы преимущественно в 1990-е годы – начале XXI в., которые позволяют выяснить процессы развития национальных меньшинств в новых условиях существования российской государственности, способствуют выявлению роли и места их в этой связи56. Таким образом, первую группу источников следовало бы характеризовать как опубликованные источники. Их публикация приходится в значительной мере на 1990-е годы, когда сама практика решения многих вопросов, в том числе и организации общественной деятельности национальных меньшинств, решения организационных вопросов по их обустройству тр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.