Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет КУРСОВАЯ РАБОТА по статистике «ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ» Выполнила студентка проверил преподаватель № л/д РП г. Иркутск 2007 г. П Л А Н: 1. Введение … 2. Сущность и назначение графического метода в анализе
явлений ……. 3. Способы и виды графического изображения статистических данных 4. Построение различного вида графиков с использованием соответствующих способов графического изображения данных …… 5. Заключение … 6. Список используемой литературы … 1.Введение Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической
информации. Статистика в узком смысле представляет собой количественную совокупность, связанную с обработкой данных индивидуальных наблюдений, свойственных предметам, явлениям, составляющим отдельные параметры единицы совокупности. Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные
и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным
человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа. Необходимые сведения могут собираться с целью получения обобщенных характеристик для массы случаев данного рода информации. Статистика как особый вид деятельности с указанным выше содержанием позволяет на основе научного исследования
выявить статистические закономерности. Основу статистической грамотности в значительной мере дает предмет «Общая теория статистики». 2. Сущность и назначение графического метода в анализе явлений Графический анализ – мощное дополнение средство, помогающее раскрыть внутренние связи и логику системы показателей, облегчить их сравнение и популяризацию результатов, определить тенденции изменения во времени. Графическое изображение, как и таблица, содержит информацию об изучаемых явлениях, процессах в упорядоченной
форме. Но цифры говорят нашему уму, а графики, еще и глазам. График имеет своей целью стимулировать интерес читателя: лучше один раз увидеть…, ведь рисунок – более конкретное представление, чем текст и таблицы. Поэтому основное достоинство графических изображений – наглядность. С появлением ПЭВМ построение графических изображений стало технически достаточно просто. Однако для проведения графического анализа необходимо правильно сконструировать графические изображения,
хорошо знать изучаемые явления и учитывать: 1. Характер данных. Например, некоторые данные не поддаются графическому изображению, а для других подходят графики только определенного типа. 2. Назначение графиков. Они могут быть использованы для различных целей, и, в зависимости от этого подбирают, его величину, характер линий, цвет, вид штрихования, которые должны гармонически сочетаться между собой. 3. Цель графиков. Очень часто цель их – наглядно представить результаты исследования,
в других случаях – подчеркнуть известные закономерности, иллюстрировать новые открытые факты, обосновать новые гипотезы. 4. Аудиторию, для которой предназначены графики, ее интересы, уровень знаний. 5. Рисунки должны быть основаны на точных данных. 6. Сохранить функциональные соотношения между представленными явлениями. 7. Горизонтальную шкалу графиков следует читать слева на право, а вертикальную снизу вверх.
Цифры на шкалах располагаются слева и снизу или вдоль соответствующих осей. 8. Включать в график цифровые данные или изображенные формулы, а если они не попали в график, привести данные в таблице. 9. Наименования делать по возможности яснее и полнее, при необходимости вводить подзаголовки и пояснения. 10. Кривые линии диаграммы должны резко отличаться от прямых. 11. Чем меньше изменения изображаемого явления, тем крупнее масштаб рисунка.
12. Графические изображения не должны быть нагромождены и трудны для понимания. Их содержание должно быть ясным. 3. Способы и виды графического изображения статистических данных Статистические графики различают по содержанию и способу построения. По содержанию изображаемых статистических показателей графики делят на следующие виды: - графики сравнения; - графики динамики; - графики структуры; - графики выполнения плана; - графики вариационных рядов;
- графики взаимосвязанных показателей. По способу построения различают: - столбиковые; - ленточные; - линейные; - квадратные; - круговые; - секторные диаграммы. 4. Построение различного вида графиков с использованием соответствующих способов графического изображения данных В своей курсовой работе я рассмотрю основные виды графиков и соответствующие способы графического изображения статистических данных. 1) Графики сравнения.
При построении графиков сравнения могут использоваться столбиковые, ленточные, квадратные и круговые диаграммы. Диаграммы – графические изображения статистических величин с помощью различных геометрических фигур или знаков в системе координат. Применяются для анализа динамики того или иного явления, процесса во времени. Столбиковые диаграммы (столбиковые, ленточные, пирамидальные и др.) применяют не только для изображения динамики, но и статики явления в виде геометрических фигур – прямоугольников, треугольников
и т.д. Ими можно пользоваться для передачи показателей наглядности, распределения и частоты. Для этого на оси абсцисс откладываются равные основания прямоугольников, а высота их откладывается по размеру явления в соответствии с принятым масштабом (рисунок № 1). Табл. № 1 Число клинических ординаторов Иркутского ГИУВа учащихся на платной основе с 1999 по 2005 гг.
Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Число ординаторов 12 16 22 25 33 40 45 Рис. № 1 Вывод: Диаграмма № 1 наглядно показывает, что число клинических ординаторов, учащихся на платной основе в Иркутском ГИУВе, заметно возросло с 1999 по 2005 год с 12 до 45 человек. Разновидности столбиковых диаграмм составляют так называемые ленточные или полосовые диаграммы. Их отличие состоит в том, что масштабная шкала расположена по горизонтали сверху и она определяет величину
полос по длине (рисунок № 2): Табл. № 2 Количество профессорского состава Иркутского ГИУВа по дате рождения Годы рождения 1936-1946 1946-1956 1956-1966 1966-1976 Количество 4 14 6 0 Рис. № 2 Вывод: Из графика № 2 видно, что средний возраст основного состава профессоров Иркутского ГИУВа составляет 50-60 лет. Для простого сравнения не зависимых друг от друга показателей могут также использоваться диаграммы, принцип построения которых состоит в том, что сравниваемые величины
изображаются в виде правильных геометрических фигур, которые строятся так, чтобы площади их относились между собой как количества, этими фигурами изображаемые. Иными словами, эти диаграммы выражают величину изображаемого явления размером своей площади. Для получения диаграмм рассматриваемого типа используют разнообразные геометрические фигуры - квадрат, круг, реже - прямоугольник. Известно, что площадь квадрата равна квадрату его стороны, а площадь
круга определяется пропорционально квадрату его радиуса. Поэтому для построения диаграмм необходимо сначала из сравниваемых величин извлечь квадратный корень. Затем на базе полученных результатов определить сторону квадрата или радиус круга соответственно принятому масштабу. 2) Графики динамики. Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики. Для наглядного изображения явлений в рядах динамики используются диаграммы: столбиковые,
ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграмм зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования. Как пример я приведу радиальную и линейную диаграмму (рис. № 3 и № 4). Радиальная диаграмма строится на системе полярных координат для изображения динамики явлений в замкнутый цикл времени – год, месяц, неделя и т.д. С ее помощь анализируется сезонность изучаемого явления.
Так, изображая, графически помесячные данные за год используется 12 равноудаленными друг от друга радиусов окружности, за радиус которой берется средняя величина. «Закрепив» за каждым радиусом определенный месяц, откладывают на них в принятом масштабе величину числовых показателей за эти месяцы, а затем концы отрезков последовательно соединяют. Табл. № 3 Количество учебных циклов проведенных всеми кафедрами Иркутского ГИУВа в 2005 году Мес. Янв. Фев. Март Апр.
Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Кол-во циклов 14 26 31 27 22 13 0 (отпуск) 0 (отпуск) 18 25 35 28 Рис. № 3 Вывод: Анализ диаграммы № 3 позволяет увидеть, что наибольшее число учебных циклов, проводимых в институте усовершенствования врачей, приходятся на ноябрь. А в летние месяца учебные циклы не проводятся вообще, т.к. это время отпусков. В линейной диаграмме, построенной на прямоугольной системе координат, изучаемое явление представлено
ломаной линией. На оси абсцисс наносят отрезки времени, а на оси ординат – численные отрезки величины изучаемого явления, которые должны быть равными, иначе характер кривой будет извращать динамику процесса. Точки пересечения перпендикуляров проведенных из точек, соответствующих значениям, отложенным на осях абсцисс и ординат, соединяются ломаной линией, которая дает представление о динамике явления. Если все линии выражают общую тенденцию, то их число может быть значительно, если же – различные, то
не следует помещать более трех-четырех линий, проследить за каждой из них будет трудно. Линии наносят разным цветом или разным штрихом, например (рисунок № 4). Табл. № 4 Число сотрудников Иркутского государственного института усовершенствования врачей работающих с января по сентябрь 2005 г. Мес. Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Число работников 138 140 136 125 125 123 130 135 138
Рис. № 4 Вывод: Анализ диаграммы № 4 позволяет наглядно увидеть текучесть кадров в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей с января по сентябрь 2005 г. На графике отчетливо видно, что к апрелю количество служащих снизилось с 138 до 125 человек и продолжало оставаться таким до июня. А с июля стал наблюдаться рост служащих, и к сентябрю количество работников составило 138 человек, как и в начале года. 3) Графики структуры.
Основное строение структурных диаграмм заключается в графическом представлении состава статистических совокупностей, характеризующихся как соотношение различных частей каждой из совокупностей. Состав статистической совокупности графически может быть представлен как с помощью абсолютных, так и относительных показателей. В первом случае не только размеры частей, но и размер графика в целом определяются статистическими величинами и изменяются в соответствии с изменениями последних.
Во втором - размер всего графика не меняется (так как сумма всех частей любой совокупности составляет 100%), а меняются только размеры отдельных его частей. Графическое изображение состава совокупности по абсолютным и относительным показателям способствует проведению более глубокого анализа и позволяет проводить международные сопоставления и сравнения социально-экономических явлений. Наиболее распространенным способом графического изображения структуры статистических совокупностей
является секторная диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого назначения. Это объясняется тем, что идея целого очень хорошо и наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Удельный вес каждой части совокупности в секторной диаграмме характеризуется величиной центрального угла (угол между радиусами круга). Сумма всех углов круга, равная 360°, приравнивается к 100%, а следовательно, 1% принимается равным 3,6° (рисунок № 5).
Применение секторных диаграмм позволяет не только графически изобразить структуру совокупности и ее изменение, но и показать динамику численности этой совокупности. Для этого строятся круги, пропорциональные объему изучаемого признака, а затем секторами выделяются его отдельные части. Пример построения секторной диаграммы: а) Структура инфекционной заболеваемости в районе А. - эпидемический гепатит – 20 % - корь – 12 % - прочие
заболевания – 68 % б) Радиусом произвольного размера описывается окружность. Длина окружности 3600 принимается за 100 %, при этом 1 % = 3,60. в) Переводят проценты в градусы: - эпидемический гепатит – 20 % *3,60 = 720 - корь – 12 % *3,60 = 43,20 - прочие – 68 % *3,60 = 244,80 г) На окружности откладываются отрезки в соответствии с градусами и соединяются линиями с центром окружности, образуя секторы. Рис. № 5
Вывод: В структуре инфекционных заболеваний доля эпидемического гепатита составляет 12 %, кори – 20 %, прочих инфекционных заболеваний – 68 %. Рассмотренный способ графического изображения структуры совокупности имеют как достоинства, так и недостатки. Так, секторная диаграмма сохраняет наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности, в противном случае ее применение малоэффективно. Кроме того, наглядность секторной диаграммы снижается при незначительных изменениях структуры изображаемых
совокупностей: она выше, если существеннее различия сравниваемых структур. Преимуществом столбиковых (ленточных) структурных диаграмм по сравнению с секторными являются их большая емкость, возможность отразить более широкий объем полезной информации. Однако эти диаграммы более эффективны при малых различиях в структуре изучаемой совокупности. 4) Графики выполнения плана. Графическое изображение показателей выполнения плана можно осуществить
в виде линейной, ленточной и столбиковой диаграмм в системе прямоугольных координат. При этом на оси абсцисс откладывают периоды динамики, на оси ординат - показатели выполнения плана. Для графического изображения показателей выполнения плана часто используют числовые сетки с двумя сопряженными шкалами. Одна шкала характеризует выполнение плана в абсолютных величинах, другая - в относительных величинах (проценты выполнения плана). Числовые сетки используют для характеристики выполнения планового
задания за период динамики либо в разрезе цехов и участков. Рис. № 6 Вывод: Анализ графика № 6 показывает, что выполнение учебно-производственного плана в Иркутском ГИУВе за 2005 г. выполнено успешно, и даже перевыполнено, т.к. на графике ясно видно, что по факту число слушателей циклов выше запланированной нормы на 135 человек. 5) Графики вариационных рядов. Построение графиков позволяет весьма зримо представить специфику распределения
значений изучаемого признака между объектами, которые составляют структуру данного явления, и сделать некоторые выводы, не прибегая даже к подсчету обобщенных характеристик вариационного ряда. Для изображения вариационных рядов применяются линейные и плоскостные диаграммы, построенные в прямоугольной системе координат. Табл. № 5 Укомплектованность штатной численности профессорско-преподавательского состава Иркутского ГИУВа на 31.12.2005 г. Штат в соответствии со штатным расписанием
Укомплектованность Заведующие кафедрами Профессоров Доцентов Ассистентов 38 25 46 82 Рис. № 7 Вывод: На столбиковой диаграмме № 7 очень хорошо видно, что в профессорско-преподавательском составе института по штатному расписанию, наибольшее количество составляют ассистенты – 82 человека, а наименьшее профессора – 25 человек. 6) Графики взаимосвязанных показателей Построение графиков взаимосвязанных показателей, один из которых
равен произведению двух других, можно осуществлять с помощью так называемых "знаков Варзара". "3нак" строится вне системы прямоугольных координат в виде прямоугольника, основание которого пропорционально одному показателю - сомножителю, высота – другому. Таб. № 6 Исходные данные для построения «знаков Варзара» Факультеты Кол-во выданных сертификатов Год Хирургический 580 2005
Терапевтический 1042 2005 2005 г. 2005 г. Хир. фак-т Терапевтический фак-т Количество выданных сертификатов хирургического и терапевтического факультета Иркутского ГИУВа в 2005 г. Рис. № 8 Вывод: На рисунке № 8 изображены два прямоугольника, которые показывают количество выданных сертификатов за 2005 г. хирургическим и терапевтическим факультетами Иркутского государственного института усовершенствования врачей.
На картинке отчетливо видно, что хирургическим факультетом сертификатов было выдано меньше почти в два раза, чем терапевтическим за одинаковое количество времени – 2005 г. 5. Заключение Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение, прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо
с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случаях установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке.
Графики также широко используются для изучения структуры влияний, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу. Список используемой литературы: 1.ОТЧЕТ за 2005 г. ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ» 2.Горемыкина Т.К. Общая теория статистики: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. 3.Денисов А.П Дробышев В.В Моисеенко С.В Рожков А.Г Сергеева В.С. Учебно-методическое пособие по статистике для студентов вузов. – Омск: 2003. 4.Под ред. член-корр. РАМН, проф. В.З.
Кучеренко. Применение методов статистического анализа при изучении общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие ля практических занятий. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |