Реферат по предмету "Социология"


Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы

АННОТАЦИЯ
Работа 29 с., 20источников
Методы социальной работы,социальная работа, социальная защита, социальное обслуживание, социальноеобеспечение, социальные службы, практика социальной работы, теория социальнойработы, функции социальной работы
Курсовая работа посвященаактуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ социальнойработы, изучение института социальной работы, социальных служб, наблюдениюпрактического аспекта социальной помощи и поддержки слабозащищенным слоямнаселения.
Сложные условиясегодняшней жизни при переходе на уровень рыночной экономики, сменаполитической идеологии и т.п. факторы, порождающие социальную нестабильность вРоссийской Федерации говорят о необходимости становления института качественнойсоциальной помощи и поддержки населению в решении сложных социальных проблем. Социальнаяработа исполняет медико-социальную, образовательную, правовую и подобныесоциальные роли. Она проводится с гражданами, нуждающимися в материальной,морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Компетентнаяпомощь и защита подразумевает собой разработку теоретических основ социальнойработы и воспитание квалифицированных специалистов для воплощения теории впрактическом аспекте.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Системный характер в социальной работе
1.1 Общая характеристика системы социальной работы
1.2 Субъект и объект социальной работы
1.3 Функции социальной работы
1.4 Методы социальной работы
2 Практическая значимость социальной работы в РФ
2.1 Социальные права граждан РФ
2.2 Социальная работа и социальное государство
3 Специфика социальной работы с различными группами населения
3.1 Социальная работа как вид профессиональной деятельности
3.2 Метод обеспечения социальной защищенности человека
3.3 Основные направления работы с различными группами населения
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темысостоит в том, что ни одно государство сегодня не может обойтись безспециалистов в области социальной работы. Социальная работа это специфическийвид профессиональной деятельности, оказание государственного инегосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного,социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальнойпомощи человеку, семье или группе лиц.
Прежде всего, социальнуюработу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее местов системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект,категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы являетсяпроцесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведениясоциальных групп и личностей в обществе.
Социальная работанаправлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризисаповседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы.Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надопомочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.
Проблема: разработкатеории социальной работы, исследуя структуру общества, взаимозависимость егоэлементов, выявление факторов и общих закономерностей социального развития,законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлениюсвоих идеалов, отношения между личностью и культурой, выявление социальныхпроблем населения, изучение функций социальных работников и разработка новых, гуманныхметодов с клиентами социальной работы.
Объектом данной темыявляется становление теории социальной работы в современное время,взаимодействие теории и практики социальной работы.
Предметом социальнойработы – это закономерности, обусловливающие характер и направленность развитиясоциальных процессов в обществе.
К основным целямсоциальной работы можно отнести: увеличение степени самостоятельности клиентов,их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешатьвозникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальноймере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;адаптация или реадаптация людей в обществе; создание условий, при которыхчеловек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, можетжить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороныокружающих и как конечная цель и достижение такого результата, когданеобходимость в помощи социального работника у пациента «отпадает».
Основными задачами даннойработы является:
а) анализ условийформирования и осуществления жизнедеятельности человека; соотношения свободы исоциальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной)меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.
б) разработка теории ипрактики социальной работы, необходимость формирования общей концепции ипринципов теории социальной работы;
в) разработка проблемсоциальной работы в России, вопросов связанных с подготовкой специалистов, атакже создание методик оказания помощи клиенту, т. е.теоретико-методологические проблемы социальной работы.
г) анализ проблемывзаимодействия теории и практики социальной работы.

1 СИСТЕМНЫЙХАРАКТЕР В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
 
1.1 Общаяхарактеристика системы социальной работы
Системасоциальной работы, являясь общественной исторической системой, относится кклассу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесновзаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической,политической, культурной и т.д.), это проявляется в особенностях содержания,характера моделей социальной работы.
Динамическаяхарактеристика системы социальной работы связана с особенностями процессаразвития в тех или иных культурно-исторических условиях, а статическаяопределяет ее структуру и уровни.
В системесоциальной работы как практической деятельности есть следующие элементы: объекти субъект социальной работы отвечают на вопрос: кто действует в системесоциальной работы и на кого направлено действие; основные сферы социальнойработы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы(здравоохранение, образование, общественные места, производство и т.д.), влияютна формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развитияобщества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики; институтысоциальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощьюкоторых осуществляется их ведущая деятельность; методы социальной работы – этокомплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач социальнойработы; формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы;выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые,долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.
Посколькусистема ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствоватьцелевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы таковымкомпонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту врешении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системецелеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни.
Национальныйуровень составляютучреждения, организации государства и общества, которые определяют и создаютусловия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональныхмасштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен всовременной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования,молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровнегосударства.
Региональныйуровень определяетсяспецификой региона его природными, климатическими, экономическими,демографическими и др. показателями. Особенности регионального уровня выраженыв приоритетах основных направлений социальной работы.
Муниципальныйуровень отражает,прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задачсоциальной работы на городском уровне.
Локальныйуровень связан сособенностями конкретного микро социума, его социально-культурного своеобразия.
Региональный,муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуютсябольшей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.
 
1.2Субъект и объект социальной работы
Клиентомсоциальной работы может быть любой человек с любой проблемой. Существуютмногообразные типологии клиентов современной социальной работы.
Субъектсоциальной работы – тот, кто осуществляет помощь. Это могут бытьгосударственные организации (органы соцстраха, соцзащиты), общественныеорганизации (различные благотворительные союзы организации, фонды и т.д.) и частныелица – специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций(геронтолог, эколог и т. п.) или добровольные помощники – волонтёры.
Социальнаяработа носит двусторонний характер, в основе оказываемой социальной помощилежит система взаимодействий социального работника с клиентом и/или со значимымсоциальным окружением клиента.
Взаимодействие– это целенаправленный процесс в пространстве и времени, имеющий свою логику ипоследовательность стадий, который диктует логика работы (диагностика ситуации,планирование действий и их осуществление, итоговая оценка совместной работы).Содержание взаимодействия определяется исходной проблемой в том виде, как она заявленаклиентом или обнаружена социальным работником. В связи с этим основная задачасоциального работника – это организация и структурирование ситуациивзаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь эффективных результатовсоциальной помощи.
Выделимследующие сущностные характеристики такого взаимодействия: обусловленностьвзаимодействия гуманистическими ценностями (уважение личности клиента, егосамоопределение) – неотъемлемая часть позиции социального работника вовзаимодействии и определяет все качественные характеристики взаимодействия;активное участие клиента в целеполагании, в определении желаемых результатов изадач совместной работы; сочетание эмоционального (установление атмосферыдоверия, личностной безопасности) и рационального (поиск рациональных способоврешения проблемы в вербальной форме и отслеживание процесса её результата)компонентов во взаимодействии; функционально-ролевой характер взаимодействия.

1.3 Функции социальнойработы
Функции социальной работымогут быть описаны как функции в отношении клиента, организации, собственнойпрофессии, общества в целом.
Функции социальнойработы в отношении клиентов. Функциясоциальной работы в этом направлении основывается на всестороннем видении человеческогосущества. В ситуацию нарушения социального функционирования клиента вовлекаютсясоциальные и социально-психологические (включая эмоциональные,интеллектуальные, религиозные и прочие) факторы. Всесторонний анализ социальныхпотребностей и ресурсов клиента в социальной работе является основойдеятельности при: изучении ситуации и условий клиента; планировании содержанияработы; выполнении плана работы и вмешательстве в социальную ситуацию; взаимодействиии сотрудничестве с различными специалистами.
Функции социальнойработы в отношении организации. Ответственностьсоциальных работников перед организацией, в которой они работают, заключается вотслеживании и анализе работы организации с точки зрения интересов клиента. Внекоторых учреждениях социальные работники играют роль своего рода адвокатов –общественных представителей и защитников. Социальные работники могут такжевнести свой вклад в развитие организации, передавая свои знания и опыт вобласти влияния на социальные процессы и явления.
Функции социальнойработы в отношении профессиональной деятельности.Согласно профессионально-этическому кодексу,социальные работники должны повышать свои профессиональные знания и навыки. Этоозначает, что подготовка, исследовательская работа и развитие являютсянеотъемлемыми элементами профессиональной деятельности. Социальный работникдолжен заниматься исследованиями своей работы и усиливать свои практическиедостижения посредством формулирования собственного опыта в письменном виде дляпоследующей передачи его новому поколению специалистов.
Функции социальнойработы в отношении общества.Оченьчасто социальные работники осуществляю вою деятельность в ситуациях, когда людипредпочитают не признаваться в своих проблемах. Это работа с людьми, которые немогут защитить себя самиили не способны адаптироватьсяк любого рода переменам в своем социальном и экономическом окружении.Обязанность социальных работников – информировать о подобных вопросах нетолько свои собственные организации, но и общество в целом. Они могут выступатьв качестве своего рода системы обратной связи для тех, кто проектирует жизненноважные функции общества. Это относится не только к социальным услугам ипособиям, но также и к образованию, самореализации граждан и формированиюжизненно важных предпосылок человеческой жизнедеятельности и функционирования вобществе /9, с. 16/.
 
1.4 Методысоциальной работы
Метод –способ рационального исследования и преобразования действительности икратчайшего пути достижения цели. По отношению к социальной работе можно говоритьо двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и какпрактической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы неимеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являютсямеждисциплинарными, что определяется универсальным характером данного видазнания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1) всеобщие(философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразованияобщества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания);
2) общенаучныеметоды определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира(анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия,моделирование);
3) частные,специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельныхобластей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относятметод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальноемоделирование.
В социальной работе такиеметоды, как опрос, наблюдение, анализ документов и другие методы используютсякак в определенной последовательности, так и в сочетании друг с другом, темсамым повышая достоверность и объективность изучаемой информации.
Методы сбора социальнойинформации не только сочетаются, но и комбинируются. Это способствуетинформационной активности респондентов. Возможны следующие способыкомбинирования и сочетания методов исследования:
1) опрос ―наблюдение (наблюдатели получают возможность фиксировать степень пониманиявопросов, отношение к исследователю, респондент высказывается по проблеме, незатронутой в исследовании);
2) наблюдение ―изучение документов (данные, полученные исследователем, сопоставляются сдокументом (протоколом), социолог получает возможность судить о надежности иистинности документа);
3) опрос ― изучениедокументов (позволяет корректировать содержание вопросников, информация,полученная в ходе опроса, может быть сопоставлена с официальной);
4) комбинированиеспособов сбора информации в рамках использования опросных методов (беседа― интервью, групповое интервью, метод параллельного исследования) /3, с.27/.
Впрактической социальной работе также существует многообразие методов. Например,специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические,социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие идр. группы методов. Методы социальной работы во многом обуславливаютсяспецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, атакже – специализацией социального работника, структурой социальных и другихслужб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие «социальныетехнологии» – способы применения теоретических выводов науки в решении тех илииных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достиженияпоставленных целей в социальной сфере.
Методысоциальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органовсоциальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительныеи психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальнойработы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работыоказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные идругие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежатнатуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий,патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческоговоздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие,нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия,обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальнымислужбами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативноевмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы даннойгруппы: регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование –способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение вдействие организационных положений, обязанностей для исполнения в органахуправления социальных служб (приказы, типовые положения, должностныеинструкции).
Нормирование– установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которыеслужат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативычисленности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).
Инструктирование– наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого вразъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действийклиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование,информирование).
Психолого-педагогическиеметоды связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизмсоциально-психологической и педагогической регуляции его социальногосамочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение вразличной форме.
Методы,представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий длярешения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента приэтом подходе – пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системысоциальной работы.
Методысоциальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальнойработы непосредственно связано с необходимостью организации ситуациивзаимодействия социального работника с клиентом. Способы организациивзаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основесущественно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа илиобщность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой иобщинной социальной работы.
Взаимосвязьфакторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использованиявсех групп методов социальной работы, тем более что многие методы впрактической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременногоприменения других.
Социальнаяработа имеет свою структуру, взаимосвязь субъекта, объекта, предмета, функций,методов, что обнаруживает ее системный характер.

2ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РФ
 
2.1 Социальные праваграждан РФ
Признание Всеобщейдекларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него,Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и рядадругих важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом вразвитие цивилизации и культуры XX в.
В главе 2 КонституцииРоссийской Федерации закреплены права: на труд; на условия труда, отвечающиетребованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либодискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размераоплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; на защиту от безработицы,на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно вгосударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальноеобеспечение, на образование, государственную защиту семьи. Конституционноезакрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия дляразвития социального законодательства, для расширения правовой основысоциальной работы.
Далеегосударственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующихнормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации,Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряженияхведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлениипроделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными,судебными органами в центре и на местах.
По другому основаниювыделяются общесоциальные, относящиеся ко всему населению, и «адресные»,направленные на конкретные «слабые» слои, правовые нормативные акты. К первымможно отнести Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 21июля 1995 г. Ко вторым относится, например, Федеральный закон «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Законы РоссийскойФедерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», Федеральные законы «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособияхгражданам, имеющим детей». Адресные правовые нормы наиболее конкретны иобозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорийнаселения.
Как вид профессиональнойдеятельности социальнаяработа является социальным механизмом, который должен переводить потенциальнопровозглашенные социальные права в актуально реализуемые.
Социальный работник может(и должен) выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье илииндивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должнапоступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешениязатруднений. Таким образом, смысл социальной работы – в профессиональномсодействии, компенсации социальных ущербов в соответствии с социальными правамигражданина. Социальные права гражданина трактуются как законодательноезакрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждомугражданину свободно развивать свою природу, жить со своими близкими внормальных отношениях и не опасаться насильственного разрушения своегоблагосостояния.
Экономические, социальныеи культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основныхсвобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать своючеловеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и неопасаться насильственного разрушения своего благосостояния. Смысл социальнойработы — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам вреализации их социальных прав и в компенсации физических, психических,интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценномусоциальному функционированию.
В отличие от других формсоциального содействия социальная работа — двустороннее взаимодействие.Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профилядолжен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать ипобуждать его для разрешения его собственной проблемы.
 
2.2 Социальная работаи социальное государство
Согласно статье 7-йКонституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И еслиидеологическая модель социального государства сегодня находится на стадииопределения, то направления социальной политики имеют правовое, организационноеи идеологическое оформление.
Важнейшим направлениемсовременной социальной политики является планирование политики социальногообслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальнойработы.
В Федеральном законе «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определеныосновные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность,доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставлениясоциальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации,конфиденциальность, профилактическая направленность.
Система социальногообслуживания населения имеет следующие основные формы социальной интервенции:анализ и планирование политики социального обеспечения; программы поддержкидоходов населения; программы учреждений социального обслуживания;административное управление и руководство социальным обслуживанием населения;социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения.
Социальноеобслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность,приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилымлюдям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека игражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. К сожалению,содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве /6, с. 52/.
Анализ и планированиесоциального обеспечения относится к сфере социального законодательства и социальных услуг,предоставляемых государственными, общественными и благотворительнымиорганизациями. Планирование социальных акций осуществляется в рамкахприоритетных задач. Согласно концепции социальной политики, к ним можноотнести: разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания,устанавливающих объем и качество социальных услуг; организацию лицензированиядеятельности социальных служб и их контроль; обеспечение реализации федеральныхи региональных программ; развитие системы подготовки и переподготовки кадровдля системы социального обслуживания.
Программы поддержкидоходов населениясвязаны с социальными пособиями, компенсационными выплатами и стипендиями. Онинаправлены на обеспечение финансовой защищенности и поддержки, нуждающихся вслучае безработицы, инвалидности, социальной необеспеченности, выплатсоциального страхования, предоставления социальных выплат государственнойфинансовой помощи. В процессе реформирования социальной сферы был выявлен кругзадач, решение которых должно обеспечить эффективность компенсационных выплат,к ним можно отнести: повышение обоснованности предоставляемых социальныхвыплат; определение степени участия федеральных органов, органов местного самоуправленияв материальной поддержке нуждающихся граждан; усиление страховых принциповпредоставления социальных выплат и др.
Программы, учрежденийсоциального обслуживания направлены на восстановление и поддержание социального функционированияв обществе отдельных групп граждан. Система социального обслуживания включает всебя государственные, муниципальные, негосударственные службы. Основные функциисоциальных служб связаны с социальной помощью, консультированием, социальнойкоррекцией и реабилитацией, социальным обслуживанием на дому и в стационарныхучреждениях, предоставлением временного приюта нуждающимся. В соответствии сосновными функциями социальные службы могут иметь различную деятельностнуюнаправленность:
— сервисные службы —предоставление нужной информации, консультирование клиентов, находящихся втрудной жизненной ситуации (центры социального обслуживания, комплексные центрысоциального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефонуи др.);
— терапевтические иреабилитационные службы — включающие социальную защиту и попечительство(геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению,социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.);
— службы социализации иразвития — (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центрыпомощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.).
Административноеуправление и руководство социальным обслуживанием населения связано с организацией социальныхслужб, подготовкой специалистов различных уровней, разработкой программ,направленных на развитие эффективности социальных служб. Управленческая функциявключает в себя обеспечение образовательных и обучающих программ в рамкахкурсов повышения квалификации, университетов, колледжей с целью подготовкиперсонала для работы в различных учреждениях социального обслуживания.Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения —это особый вид социальной деятельности, способствующей социальным изменениям,воздействующей на решение проблем нуждающихся в помощи граждан, корректирующейсоциальное законодательство и государственные программы поддержки нуждающихся.
Социальная работа вучреждениях социального обслуживания населения. Социальная работа в учрежденияхсоциального обслуживания населения до определенного времени отождествлялась сработой социального обеспечения. Однако сводить социальную работу только кэкономическим методам поддержки нуждающихся было бы неправомерно, поскольку этотолько один из спектров социальной деятельности. Поддержка соответствующегоуровня прожиточного стандарта является одной из задач, в контексте социальнойработы имеющей различные уровни инструментального оформления: развитиечеловеческих ресурсов; распределение и перераспределение социальных иэкономических ресурсов и благ; предупреждение нищеты, уменьшение бедности,социальных бедствий; защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических исоциальных рисков.
Помимо этого, социальнаяработа направлена на то, чтобы помочь людям оптимально функционировать вобщественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролей истатусов. Социальная работа должна способствовать актуализации потенциалачеловека, тогда как самоактуализация, проявляясь в социальной деятельности,активизирует развитие общественной жизни. Социальная работа должна объединятьлюдей, быть посредником в отношениях между людьми, защищать различные группынаселения и предупреждать девиантные формы поведения.

3 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙРАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Социальная работакак вид профессиональной деятельности
Социальная работа – эторабота с людьми. Человеческие отношения в социальной работе выполняют многофункций. Если человечное отношение содержит искреннюю заинтересованность вположении другого человека, подлинную оценку его уникальной индивидуальности ижелание поддержать человека в его трудностях, то это может оказатьположительное влияние на личную уверенность и на его видение и восприятиеситуации как таковой. Практика социальной работы подтверждает, что человечноеотношение в социальной работе играет важную роль с самого первого контакта междусоциальным работником и клиентом. Очень часто клиент формирует свое мнение оработающем с ним профессионале непосредственно в самом начале контакта. Он –сознательно или подсознательно – или доверяется социальному работнику или нет.Вопросы, требующие привлечения социальной работы часто глубоко личные и могутвызвать чувство неопределенности. Клиент может испытывать чувствонастороженности по отношению к властям и специалистам и бояться, что егопросьбы будут отклонены /9, с.19/.
Социальная деятельность,цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социальногофункционирования личности, является пространством осуществления социальнойработы. Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника.К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческаяи другие виды деятельности. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной виддеятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иногосоциального специалиста.
Любая социальнаяактивность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, какцель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности — этогармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите ихсоциальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различныеоснования для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из такихоснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можноговорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга ит.д. Другим основанием могут служить социально-демографические илипсихологические особенности клиентов социальной работы — женщины, молодежь,группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим — характерпроблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будетпроисходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики докоррекции).
Специалист по социальнойработе осуществляет профессиональную практическую работу (посредничество,консультирование, адресную помощь и т. п.) в социальных службах, организациях иучреждениях и т. д.; оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельнымлицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами сособыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальныхучреждений и мест лишения свободы и т. д.; проводитисследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование,разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положениянаселения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов ипрограмм развития социальной работы в актуальных и кризисных направлениях;участвует в организационно-управленческой и административной работе социальныхслужб, организаций и учреждений; содействует интеграции деятельности различныхгосударственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимойсоциальной защиты и помощи населению; ведет воспитательную деятельность всоциальных службах, средних специальных и высших учебных заведениях /5, с. 4 –5/.
 
3.2 Метод обеспечениясоциальной защищенности человека
Осуществление радикальныхсоциально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска дляположения населения: возникновение безработицы, разрушение привычных нормжизни, ломка социальных гарантий. Это усугубляется условиями кризисногоразвития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитиепри одновременном возрастании потребностей в них. Падение жизненного уровнязначительной массы населения приводит к увеличению числа нуждающихся в помощи.
Сокращаютсягосударственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сферабытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские сады,детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в нихрастет. Обнажив незащищенность человека от экономической, социальной иполитической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможностипо не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой,нравственный и интеллектуальный потенциал.
Особую актуальность изначимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества,реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических,юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующихдестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненныхинтересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической,социальной, политической, духовной.
В настоящее времязамечается разрастание маргинальных слоев и групп. Их численность во многомзависит от уровня их социальной защищенности, возможности получитьудовлетворительные условия жизни и работы. Возрастает необходимость учета всоциальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего,социально уязвимых, их интересов, потребностей обеспечение установленныхзаконом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средствперераспределения национального дохода.
Дифференцированныйподход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объектасоциальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразнымитехнологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта,может стать решением проблемы.
Этот подход требуетзнания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов инормативных документов. Его значение состоит в том, что на основе анализаобъекта и его окружения создаются условия для удовлетворения потребностейклиентов, выбираются соответствующие формы социальной работы. Он применяется вработе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом ихинтересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.
Говоря о социальнойработе в узком смысле, имеет дело в основном с методами работы со «слабыми»слоями населения. В широком же смысле — это социальная защита всех слоевнаселения, создание таких условий, которые бы помогали населению самому решатьсвои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабозащищенных слоев, т.е. социальная работа должна прежде всего носитьопережающий, укрепляющий характер, чтобы не только способствовать лечению «социальныхболезней», но и предотвращать их.
 

3.3 Основныенаправления работы с различными группами населения
Для повышенияэффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учетспецифики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения,данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами,практическими социальными работниками в своей деятельности.
Социальные проблемымногих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства иобщества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилийгосударственных и негосударственных структур, как на федеральном, так и нарегиональном уровне. Одним из условий, обеспечивающих результативностьсоциальной работы с различными категориями населения, является разработка ивнедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечиваетсядостижение определенных целей социальной работы, необходимых общественныхизменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществитьширокий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических,медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.
Наиболее важнымисоциальными технологиями являются: глобальные социальные технологии, направленныена решение общечеловеческих проблем; инновационные социальные технологиипредставляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которыенаправлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализациютаких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферахсоциальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и другихресурсов в обществе; региональные имеют своим предметом изучению и реализациюзакономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ееизменений; информационные — имеют своим содержанием способы, приемы,оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства;интеллектуальные — направлены на развитие и стимулирование мыслительнойдеятельности людей, развитие их творческих способностей.
Теория и практика вРоссии и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы сразличными группами населения: социальная диагностика и социальнаяпрофилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия исоциальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение,социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальнаяпомощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальноепопечительство и социальное нововведение, социальное посредничество иподвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями,главными технологиями.
Особую роль восуществлении социальной работы с различными категориями населения играюттерриториальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание натаких проблемах, как организация в различных формах материальной помощи особонуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальнойсамостоятельности; оказание разнообразных видов психологической,социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной,профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейномуконсультированию и планированию семьи; осуществлению ряда мероприятий по охранеправ детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.
Бесспорным достоинствомявляется то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работыс учетом интересов и потребностей различных категорий населения, внепосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для нихтерриториальном уровне. />

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее времяминистерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь нагосударственные органы субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданнойсети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг,адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения,которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни.
Сегодня актуальны вопросысоциального обслуживания населения в современном его понимании. Однаконедостатки социального обслуживания очевидны. Развитию сети учрежденийсоциальной помощи препятствуют различные факторы: слабая правовая база системысоциального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся враспоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях,дефицит средств у органов местного самоуправления; отсутствие координациидеятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания; дефицитперсонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальнойработы; низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работниковсоциальных служб; недостаточное- использование финансовых, экономических иинтеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Для более интенсивного икомплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях всоответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправленияпредстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программпредусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьии детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение ихдеятельности.
Современные требования ксоциальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляютподготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое вниманиенадо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционныхи новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов вобласти социальной работы.
Также необходимо развитиенормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социальногообслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учрежденийсоциального обслуживания; государственная поддержка развитияматериально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработкапроектной документации для строительства учреждений нового типа, развитиемежрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечениедеятельности учреждений социального обслуживания населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Автономов А.С. Социальныетехнологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник /А.С.Автономова, Т.И. Виноградова, М.Ф. Замятина, Н.Л. Хананашвили. — М.: Фонд НАН,2003. 420 с.
2 Артамонова Е.И. Психология семейныхотношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В.Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. -192 с.
3 Баев М.В. Методика исследований всоциальной работе /М.В. Баев, Н.Н. Федоров. — Благовещенск: Амурский гос. ун-т,2001. – 36 с.
4 Гуценко К. Ф.Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд.6-е, перераб. и доп. /К. Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. — М.: ИздательствоЗЕРЦАЛО-М, 2001. — 384 с.
5 Еремеева Т.С. Организация практикипо специальности «Социальная работа» Учебно-методическое пособие /Т.С. Еремеева, В.В. Ткаченко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т,2005. – 75 с.
6 Еремеева Т.С. Организация системысоциальной защиты населения /Т.С. Еремеева. — Благовещенск: Амурский гос. университет, 2004. – 117с.
7 Зыкова О.В. Ювенальные технологии.Территориальная модель реабилитационного пространства для несовершеннолетнихгруппы риска /О.В. Зыкова, Н.Л. Хананашвили, А.С. Автономова. М.: Фонд НАН,2001. 328 с.
8Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс:Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
9 Назарова А.С. Организация,управление и администрирование в социальной работе. Учебно-методическое пособиедля студентов специальности «Социальная работа» /А.С. Назарова, Т.С. Еремеева.- Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. – 139 с.
10 Никитин В.А. Социальная работа:проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. – М.:Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
11Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10декабря 1995 года. № 195-ФЗ // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
12 Сафронова В.М. Прогнозирование имоделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений/В.М. Сафронова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
13Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года//Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
14 Старовойтова Л. И. Занятостьнаселения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведенийЛ.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева — М.: Издательский центр «Академия», 2001. —192 с.
15 Трудовой Кодекс РоссийскойФедерации от 21 декабря 2001 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень2007 (CD-ROM).
16 Фирсов М.В. Психология социальнойработы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ.высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. — М.: 2002 с. — 192 с.
17 Фирсов М.В. Теория социальнойработы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г.Студенова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
18 Холостова Е.И. Технологиисоциальной работы /Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.
19 Холостова Е.И. Теория социальнойработы. Учебник /Е.И. Холостова. – М.: Юрист, 1999. – 334 с.
20 Холостова Е.И. Социальнаяработа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. –М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.