Правовые основы молодежной политики
Под молодежью понимаетсясоциально-демографическая группа, обладающая совокупнымисоциально-психологическими и половозрастными собенностями, проходящая стадиюсоциализации в конкретных условиях жизнедеятельности общества. К молодежиотносятся лица в возрасте от 16 до 31 года.
Молодежная политика — политика по решению актуальных проблем молодежи, реализуемая в деятельностигосударственных, региональных и местных органов власти, молодежных организацийи других общественных объединений.
Государственнаямолодежная политика представляет собой систему направленных на поддержкумолодых граждан политических, экономических, социальных, организационных иправовых мер, осуществляемых государством для социального становления иразвития молодежи в целях наиболее полной реализации ее потенциала в различныхобластях жизнедеятельности общества [20, с. 9].
Государственнаямолодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе КонституцииРеспублики Беларусь [1] и других основополагающих законов, основным из которыхявляется Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [2]. Всоответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежигарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие.Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участиямолодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В других статьяхКонституции (статьи 45, 47, 49, 64, 92) гарантируется право молодежи на охрануздоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политическойжизни страны [1]. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об общихначалах государственной молодежной политики в Республике Беларусь»определяются семь основных принципов этой политики (статья 5):
— сочетаниегосударственных, общественных интересов и прав личности в формировании иреализации государственной молодежной политики;
— последовательностьгосударственной молодежной политики;
— научная обоснованностьи комплексность разработки государственной молодежной политики;
— учет интересов ипотребностей молодых граждан;
— обеспечение защиты прави законных интересов молодых граждан;
— гласностьгосударственной молодежной политики;
— привлечение молодежи кнепосредственному участию в формировании и реализации политики и программ,касающихся молодежи и всего общества [2, с. 10].
Принципы государственноймолодежной политики являются определяющими для принятия других законодательныхактов по актуальным проблемам молодежи.
Президент РеспубликиБеларусь А.Г. Лукашенко уделяет особое внимание решению актуальных проблеммолодежи. По его инициативе принят комплекс мер по решению жилищных проблеммолодежи, развитию национальной системы образования, гарантированномутрудоустройству выпускников высших и средних специальных учебных заведений;финансируются за счет бюджетных средств различные молодежные программы,осуществляется финансовая поддержка студентов, учащихся, школьников.
Важным этапом вформировании законодательной базы в области государственной молодежной политикиявился Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики вРеспублике Беларусь». В соответствии с этим Указом определен комплекс мерпо качественному улучшению социально-экономических и социально-бытовых условийжизни молодежи, созданию благоприятных условий для духовного, культурного ифизического ее развития, формированию правовой и нравственной культуры,установлению социальных гарантий для различных категорий молодежи в областиобразования, труда и занятости, организации досуговой деятельности;осуществлению реальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи,молодежных и детских общественных объединений, а также развитию международногосотрудничества белорусской молодежи с зарубежными сверстниками [9, с. 107].
В Законе «Об общихначалах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [2]определяются основные принципы и направления государственной молодежнойполитики. На основании данного закона органы государственного и местногоуправления обязаны осуществлять систему социальных, экономических,политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку исоциальную защиту молодежи, способствовать ее гражданскому и профессиональномустановлению, развитию социальной активности [2, с. 10-11]. Характерно, что этимзаконом определяется особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ееосновных прав и обязанностей. Молодым людям обеспечиваются социальные иэкономические гарантии, связанные с особенностями их социального статуса,несовершеннолетние молодые люди находятся под непосредственной защитойгосударства. Для лиц моложе 18 лет устанавливается сокращенная рабочая неделя:от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 36часов в неделю [15, с. 74]. Предоставляется также более продолжительный отпуск,не допускается работа в ночное время и выходные дни. В то же время молодымлюдям на основе этого закона предоставляется возможность на льготных условияхосуществлять не только трудовую деятельность, но и получать кредиты наприобретение и строительство жилья, создание домашнего хозяйства, покупкупредметов домашнего обихода. В законе предусмотрена особая забота государстваоб учащихся и студентах. Государство обязано обеспечить бесплатное среднееобразование и равные возможности для поступления за счет бюджетных средств ввысшие и средние специальные учебные заведения, льготы на проезд в общественномтранспорте [2, с. 11].
Большие социальныегарантии для молодежи устанавливаются в Трудовом Кодексе Республики Беларусь,который вступил в действие Указом Президента Республики Беларусь с 1 января2000 года [8]. В нем ряд глав и статей содержит важнейшие правовые нормы осоциальной защите молодежи.
В Кодексе законов о трудеесть глава «Особенности труда молодежи», в которой определеныправовые нормы, связанные с осуществлением трудовой деятельности различныхкатегорий молодежи. В этой главе закреплен ряд льгот для молодых людей,совмещающих работу с учебой [8]. Работодатели, субъекты хозяйствования обязанысоздавать необходимые условия для молодежи, совмещающей работу с учебой, вчастности, в Кодексе законов определено, что профессиональную подготовку иповышение квалификации организует наниматель за свой счет в пределах рабочеговремени, предусматриваются отпуска для сдачи вступительных экзаменов в высшие исредние специальные учебные заведения. В Кодексе также определена обязанностьнанимателя оплачивать обучающимся на заочной форме в высших и среднихспециальных учебных заведениях проезд к месту учебы и обратно на период сессии,подготовки и защиты диплома и сдачи государственных экзаменов [8, с.117].
В ряде других законовРеспублики Беларусь также определена позиция белорусского государства поотношению к молодежи. Важнейшими из них являются законы об образовании ипрофессиональной подготовке, о здравоохранении, о порядке прохождения службы вармии, милиции, органах государственной безопасности. Например, в ЗаконеРеспублики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29июня 2003 года № 216-3 [4, с. 47-48] предусматривается свободный выборпрофессии, рода занятий и конкретного вида трудовой деятельности в соответствиис призванием, способностями, состоянием здоровья, образовательным ипрофессиональном уровнем; равные возможности для получения бесплатногоначального и на конкурсной основе — первого среднего, среднего специального ивысшего образования; отсрочка от призыва в армию на период учебы.
Особое вниманиевоспитанию рабочей молодежи уделяется в разработанных Министерством образованияРеспублики Беларусь Концептуальных подходах к созданию системы воспитания вучебных заведениях профессионального образования от 15 мая 2001 г., а также в Примерной программе воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получениепрофессионально-технического и среднего специального образования, утвержденнойМинистерством образования Республики Беларусь 29 августа 2003 года. В связи снеобходимостью усиления идеологической работы со всеми категориями молодежи былиздан приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об идеологическомсопровождении воспитательной работы» № 497 от 16.12.2003 г. Содержаниеэтого приказа включает конкретные меры по созданию системы идеологическойработы во всех институтах образования [20, с. 12].
Кроме вышеперечисленныхпрограмм совершенствования воспитательной, идеологической работы с молодежью,комплекса законодательных актов в области молодежной политики в нашей странепринят ряд указов Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по решениюактуальных проблем молодежи, государственной социальной поддержке одаренныхучащихся и студентов, социальной защите различных категорий молодых людей и др.Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. № 473 «О поддержке талантливой молодежи Республики Беларусь» был образованспециальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливоймолодежи. В этот же день Указом № 474 «О социальной поддержке учащейсямолодежи» был также создан специальный фонд Президента Республики Беларусьпо социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который проводитзначительную работу по активизации познавательной и творческой деятельностиразличных категорий обучаемых. Тысячи школьников, учащихся и студентов получилигранты и были награждены почетными знаками лауреатов фонда [7, с. 112-113].Финансирование конкретных мероприятий вышеуказанных фондов периодическиутверждается Главой государства.
В Республике Беларусьбольшое внимание уделяется различным категориям молодежи. В центре вниманиягосударства всегда были и остаются проблемы детей. В соответствии смеждународными правовыми актами, декларацией ООН «О правах ребенка» вРеспублике Беларусь был принят Закон «О правах ребенка» от 15 ноября 1993 г., а 25 октября- 2000 г. — Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РеспубликиБеларусь „О правах ребенка“. Президент Республики Беларусь издал рядУказов, связанных с государственной поддержкой детей. Так, например, был принятУказ Президента Республики Беларусь „О президентской программе “ДетиБеларуси» от 6 января 1998 г. № 3, в котором были определены конкретныемеры по социальной поддержке детей и развитию детского движения [20, с. 13].
Совет МинистровРеспублики Беларусь принял целый комплекс постановлений по улучшению воспитанияи социального развития детей и молодежи. Среди наиболее значимых следуетотметить:
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О дополнительных мерах по реализациигосударственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 5 февраля 1997 г. № 56;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О Республиканской программе „МолодежьБеларуси“ на 2000-2003 гг.» от 18 ноября 1999 г. №1806;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О Республиканской программе „МолодежьБеларуси“ на 2004-2005 гг.» от 12 марта 2004 г. № 272;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О Республиканской программе патриотическоговоспитания детей и молодежи» от 20 июля 1998 г. № 1126;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О дополнительных мерах по улучшению работыс детьми, подростками и молодежью по месту жительства» от 7 июля 1997 г. № 825;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О мерах по обеспечению трудовой занятостистуденческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время» от 17 ноября 1997 г. № 8;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О программе мер по реализации развитиядетского движения в Республике Беларусь» от 3 апреля 1999 г. № 537;
Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь «О развитии системы профессиональнойориентации молодежи» от 14 октября 2000 г. № 1598 [20, с. 13-14].
В целях усиления работыпо профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 31 мая 2003 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики и безнадзорностинесовершеннолетних», в котором устанавливаются основные принципырегулирования правоотношений, возникающих в связи с девиантным поведениемнесовершеннолетних. Однако с этой категорией молодежи предстоит еще многоработы, как в области нормотворчества, так и в создании благоприятныхсоциальных, бытовых и психологических условий жизнедеятельности.
Важной инициативой Главыгосударства в решении социальных проблем молодежи явились Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 10 сентября 1996 года № 358 «О мерах по улучшениюжилищных условий молодежи» [7,], а также Указ от 14 апреля 2000 года № 185[7], в которых предусматриваются существенные льготы для различных категориймолодежи по обеспечению жильем и предоставлению льготных кредитов наприобретение домашнего имущества. В соответствии с данными указамипредоставляются безвозмездные субсидии на строительство, реконструкцию ипокупку жилых помещений, финансовая помощь государства в погашениизадолженностей по льготным кредитам. В Республике Беларусь устанавливаютсяразличные пособия, стимулирующие создание молодой семьи, рождение и воспитаниедетей. Дополнительные льготы предусмотрены для многодетных семей. 1 марта 2004 г. и 6 октября 2004 г. Президентом Республики Беларусь были подписаны соответственно Указы № 124и № 493, в которых предусматриваются дополнительные льготы молодым семьям вприобретении собственного жилья. Молодые семьи ныне могут получитьбезвозмездные субсидии, льготные кредиты сроком на 40 лет под 5 % годовых ипогашать эти кредиты в размерах в зависимости от числа детей в семье.Значительную роль в решении социальных и демографических проблем играет Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной помощи семьям при рождении детей» [20, с. 14], в соответствии скоторым с 1 января 2005 года произошло увеличение единовременного пособия при рождениитретьего и последующих детей до уровня трехкратного бюджета прожиточногоминимума. На это направлено также Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсациисемьям при рождении близнецов» [20, с. 14-15], в соответствии с которым с1 января 2005 г. стала выплачиваться семьям за счет средств местных бюджетовденежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума в расчете накаждого из близнецов.
Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь 2 марта 1998 г. № 92 «О программе международногомолодежного сотрудничества» одобрена Программа международного молодежногосотрудничества.
Важнейшим рабочим документом,который и в настоящее время определяет выбранные направления по реализациигосударственной молодежной политики является Республиканская программа «МолодежьБеларуси» на 2006-2010 гг. [20, с. 16] Данная программа включает рядразделов: развитие трудовой активности молодежи; государственная поддержкамолодых семей; патриотическое воспитание; гражданское становление; формированиенравственно-правовой культуры молодежи; содействие реализации творческогопотенциала молодежи; поддержка деятельности детских, молодежных общественныхобъединений и инициатив. Программа является логическим продолжениемпредшествующих программ по работе с молодежью. В Республиканской программе «МолодежьБеларуси» определена основная цель — дальнейшее формирование и укрепление правовых,экономических, экологических, духовно-нравственных и организационных условийдля гражданского становления, воспитания и социальной самореализации молодежи,а также основные задачи:
— улучшение жилищных исоциально-бытовых условий жизни молодых семей; оказание поддержки молодымсемьям в решении юридических и психологических проблем; дальнейшее развитиеразличных форм государственной поддержки и стимулирования строительства жильядля молодежи и молодых семей (предоставление субсидий, долгосрочных кредитов (втом числе льготных), привлечение внебюджетных источников финансирования);
— поддержка инициативмолодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи вразличных регионах республики;
— развитие системызанятости молодежи, правовое обеспечение социальной защиты работающей молодежи,обеспечение временной занятости студентов и учащихся, безработной молодежи,поддержка студотрядовского и волонтерского движения, обеспечение гарантиипервого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся,формирование республиканской системы центров занятости и профориентациимолодежи;
— содействие гражданскомустановлению, идеологическому и патриотическому воспитанию молодежи;формирование нравственно-правовой культуры и предупреждение правонарушенийсреди молодежи; формирование у молодежи экологической культуры и ответственногоотношения к природе;
— развитие творческойинициативы и поддержка талантливой молодежи; выявление и развитиеиндивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала испособности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии; развитиехудожественного творчества молодежи; воспитание у молодежи потребности восвоении ценностей мировой и национальной культуры, стремления к приумножениюценностей духовной культуры, участию в культурной жизни белорусского общества;
— поддержка научного инаучно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи;содействие участию молодежи в реализации комплексных программ по решениюнаучных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложенийи изобретений; усиление материальной базы и пропаганды научного инаучно-технического творчества молодежи; совершенствование системы поддержкимолодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов;
— организационно-правовая, методическая и финансовая поддержка программ иинициатив молодежных и детских общественных объединений; развитие системыученического и студенческого самоуправления; координация и расширение участиямолодежных общественных объединений в реализации государственной молодежнойполитики;
— поддержка рабочей исельской молодежи; содействие участию молодежи в возрождении белорусского села,в сельскохозяйственном производстве и закрепление молодежи на селе; созданиенадлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи; организация ипроведение республиканских соревнований среди молодых животноводов, молодежныхуборочных экипажей, молодых рабочих и тружеников села; развитие и поддержкамолодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств;
— координациядеятельности органов управления по обеспечению социального, духовного,культурного и физического развития молодежи; обеспечение защиты ее законныхправ и интересов; развитие сети многопрофильных молодежных культурных центровпо месту жительства, создание служб социальной поддержки молодежи;научно-методическое, правовое и информационное обеспечение работы с различнымикатегориями молодежи, кадровое и программно-методическое укрепление государственныхструктур, занятых работой с молодежью и молодежными общественнымиобъединениями;
— развитие международногомолодежного сотрудничества; расширение участия молодежных государственных иобщественных организаций в международных молодежных программах. Развитие иукрепление контактов белорусской молодежи со сверстниками из зарубежных стран,создание постоянно действующего многофункционального механизма международныхсвязей молодежи;
— поддержка массовогодетского и молодежного спорта и туризма; воспитание у молодого поколенияпотребности в занятиях физической культурой и спортом, здоровом образе жизни;содействие проведению массовых детских и молодежных (юношеских) спортивныхсоревнований;
— государственнаяподдержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; созданиеусловий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив;организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных идетских объединений, вовлечение их в процесс реализации государственной молодежнойполитики;
— правовая защита исоциальная адаптация молодежи; развитие нормативной правовой базы,обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи; апробациясовременных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, втом числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний иСПИД. Повышение роли общественности в защите прав молодежи, создание механизмаправового информирования и консультирования. Разработка концепции и поэтапноевведение системы ювенальной юстиции;
— содействие медицинскомуобслуживанию и сохранению репродуктивных функций, поддержка материнства;
— развитие системыподготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе смолодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений; созданиеметодологической основы разработки учебных планов и программ,учебно-методических материалов; разработка эффективных методов обучения сучетом профессиональных и социальных особенностей;
— развитие системыинформационного обеспечения государственной молодежной политики; обеспечениеусловий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи;развитие и поддержка молодежных средств массовой информации; проведениеисследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализацияиздательских проектов [20, с.16-19].
В ходе реализацииРеспубликанской программы «Молодежь Беларуси» в основномвышеуказанные задачи решились. Были улучшены социально-бытовые и жилищныеусловия молодежи, повышен ее материальный уровень; созданы условия длястановления и поддержки молодой семьи; повышен духовно-нравственный итворческий потенциал, культурно-познавательная активность молодежи; повышен,уровень образования и культуры среди молодежи; снижен уровень правонарушений средимолодежи, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; повышен авторитетгосударства, органов власти в молодежной среде, укреплено единство иконсолидация белорусского общества [19, с. 173].
По основным направлениямреализации программы «Молодежь Беларуси» уже достигнуто многое.Анализ показывает, что из существующих социальных институтов наибольшимдоверием белорусской молодежи пользуются Президент страны (63,3%), армия(21,8%), православная церковь (19,6%).
Учащаяся молодежь (старшеклассники,учащиеся профтехучилищ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов)составляет более половины в общем количестве молодежи республики. Реализуемая вреспублике реформа образования обеспечивает переход на профильное обучение встарших классах. Это значит, что социальный образ сегодняшнего старшеклассникаприобрел новые черты. Выбрав профиль обучения, молодой человек уже со школьнойскамьи будет отчетливо представлять свое профессиональное будущее.
Молодые люди сегодняимеют возможность получить профессионально-техническое образование в 230учреждениях образования, в их числе 127 профессионально-технических училищ, 54профессионально-технических колледжа, 49 профессиональных лицеев. В 2006 годуподготовлено и выпущено из учреждений профессионально-технического образования54 тыс. квалифицированных рабочих, причем 73 % выпускников получили по две иболее квалификации. Современному производству требуются высококвалифицированныерабочие. Имея две-три смежные специальности выпускники профессионально-техническихучилищ уверенно чувствуют себя на рынке труда и в будущем составят кадрыреального сектора экономики и сферы услуг.
Значительную долюучащейся молодежи составляет студенчество. Менее чем за 10 лет число студентовв республике увеличилось на 70%. В 2006 году на 10 тыс. населения в республикеприходился 391 студент (в 1995/1996 учебном году – 194). Высшее образованиестуденты получают как в государственных, так и в частных вузах, к которымпредъявляется единое требование: высокое качество обучения.
Учреждения,обеспечивающие получение высшего образования 1995/96 2000/01 2003/04 2004/05 2005/06 Число учебных заведений, единиц 59 57 59 55 55 В них студентов, тыс. человек 197,4 281,7 337,8 362,9 383,0 На 10 тыс. человек населения, студентов 194 282 343 370 391 Принято, тыс. человек 49,1 68,4 82,0 89,1 90,5 Выпущено, тыс. человек 32,5 38,7 51,3 51,1 53,6 На 10 тыс. человек населения, специалистов 32 39 52 52 55
Студенчество в нашейреспублике представлено всеми социальными категориями граждан. Это стало возможнымблагодаря доступности высшего образования, прозрачности вступительной кампании,разумной системе льгот при поступлении в вузы.
Формируются и новые чертыстуденчества. Реализация молодежной политики, проведениевоспитательно-идеологической работы с вузовской молодежью, привлечение её кнаучным исследованиям, укрепление материально-технической базы позволяют уже встуденческие годы сформировать у молодого человека не только профессиональноесамосознание, но и гражданско-патриотическую позицию, стремление использоватьсвой талант на благо Отечества.
Участвующих в научно –исследовательской работе студентов, аспирантов и докторантов, молодыхпреподавателей, совмещающих учебно-воспитательную деятельность с научно –техническим творчеством можно отнести к молодой научной элите. Государствореализует систему целевых мер по омоложению научных кадров. Так, численность молодыхученых в Национальной академии наук Беларуси возросла с 11% в 1999 году до 17%в 2006 году. В каждой четвертой научной организации НАН Беларуси этотпоказатель превышает 25%. По прогнозам специалистов количество молодых ученых вАкадемии наук будет неуклонно расти.
Уровень образованияявляется одним из важнейших показателей качественного состава кадров вэкономике нашей страны. За последние годы он значительно вырос. Так, высшееобразование имеют 22,3% работающих в экономике (в 1995 году – 16%), а среднее –специальное – 23% (1995 году – 20,4%). Удельный вес молодежи в возрасте до 31 годасоставляет в общей численности работающих 23%.
Распределение численностиработающей молодежи по категориям персонала в 2006 году выглядит следующимобразом (в процентах к численности соответствующей категории в отрасли) Всего работников В том числе рабочие служащие из них руководители
Всего
Из них 23,1 23,0 23,1 10,4 промышленность 23,4 24,7 19,5 10,2 сельское хозяйство 17,5 17,6 17,3 10,0 строительство 24,3 26,2 19,4 13,2 транспорт 20,4 21,3 17,9 9,8 торговля и общественное питание 31,7 34,8 26,7 12,5 информационно-вычислительное обслуживание 31,7 17,9 33,7 11,2 здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 23,2 19,1 25,4 7,8 образование 22,0 17,6 24,1 7,0 финансы, кредит и страхование 27,2 12,2 28,4 10,8 управление 20,5 14,8 21,5 5,9
Анализ распределениячисленности работающей молодежи показывает, что наибольшее количество молодыхлюдей работают в сфере услуг – торговле и общественном питании, информационно –вычислительном обслуживании, финансово – кредитной сфере. Самый низкий пока процент- молодые люди, работающие в сельском хозяйстве. Из 2,3 млн. молодых гражданБеларуси 485 тысяч проживают в сельской местности. Сельская молодежьнеоднородна по своему составу: это молодые специалисты – аграрии с высшимобразованием, служащие среднего звена, сельскохозяйственные рабочие. Они вместерешают важнейшую для страны задачу: нарастить агропромышленное производство итем самым поднять уровень жизни сельчан, обеспечивать в будущемпродовольственную безопасность нашей страны.
Сельская молодежь сэнтузиазмом восприняла государственную инициативу по возрождению села. Ужесегодня она активно проявляет себя в республиканских соревнованиях по уборкеурожая, в заготовке кормов, выращивании льна в производстве животноводческойпродукции.
Активное участие молодежьпринимает в культурной жизни нашей страны. В 509 музыкальных, художественных,хореографических, театральных школах искусств, народных ремесел обучается более90 тыс. учащихся. Получение среднего специального образования по 19специальностям культуры и искусства обеспечивают 21 учебное заведение, изкоторых 3 – республиканского, 18 – местного подчинения (по 2 — 3 в каждойобласти). Высшее образование по 29 специальностям культуры можно получить втрех учебных заведениях страны.
Ежегодно Министерствокультуры предусматривает централизованные средства на поддержку творчествадетей и молодежи, на проведение конкурсов и выставок. Социальная поддержкаталантливой молодежи реализуется на самом высоком государственном уровне – 11лет в республике действует специальный фонд Президента Республики Беларусь поподдержке талантливой молодежи. За годы деятельности фонда финансовую поддержкуполучили более полутора тысяч человек. В 2006 году на поддержку талантливоймолодежи из фонда выделено около 400 млн. руб.
Вся система работы смолодыми талантами организована таким образом, чтобы обеспечить равныевозможности для развития творческих способностей всех юных граждан Беларуси,независимо от места их жительства и социального положения.
Для занятий молодежифизической культурой и спортом республика располагает широкой сетью современныхспортивных сооружений. За последние 5 лет их построено свыше 1 тысячи. Вреспублике функционирует 228 стадионов, 31 спортивный манеж, 238 плавательныхбассейнов, 4 825 спортивных залов, более 9,8 тыс. открытых спортивных площадок.
За период 1995-2006 годвведены в действие 7 ледовых дворцов, Дворец тенниса, крытый футбольный манеж илыжероллерная трасса в г. Минске, другие спортивные объекты в областных центрахреспублики. Настоящим национальным достоянием стали спортивно-туристическиекомплексы: Республиканский горнолыжный центр «Силичи» и областной «Логойск»,лыжно-биатлонная спортивная база «Заячья поляна». Новый облик обрелидве главные олимпийские базы страны – «Стайки» и «Раубичи».
В каждом городе ирайонном центре создаются физкультурно-спортивные клубы, центрыфизкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. В настоящее время вреспублике уже работают более 900 клубов по спортивным интересам и школздоровья, свыше 30 городских и районных центров физкультурно-оздоровительнойработы и около 80 физкультурно-спортивных центров, которые с удовольствиемпосещают молодые люди.
Ежегодно дляподрастающего поколения проводятся около 6 тыс. спортивных мероприятий. Сталитрадиционными республиканские массовые физкультурно-спортивные соревнования «Белорусскаялыжня», «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и многиедругие.
Сегодня более 28%учащихся и студентов в свободное от учебы время занимаются физической культуройи спортом в кружках и секциях, организованных на базе учебных заведений.
Одна из сфер, в которыхбелорусская молодежь достойно представляет свою страну на мировой арене – спортвысших достижений. Юлия Нестеренко, Андрей Макаров, Иван Тихон, НадеждаОстапчук, Татьяна Москвина, Юрий Рыбак, Дмитрий Базылев прославили сувереннуюБеларусь.
За 2000-2005 годы вреспублике подготовлено 519 мастеров спорта международного класса и 4 540мастеров спорта, в том числе за 2005 год – 64 мастера спорта международногокласса и 864 мастера спорта.
Из года в год растетавторитет белорусских спортсменов на международной арене. На чемпионатах,Кубках и первенствах мира и Европы в 2005 году завоевано 419 медалей, в томчисле 114 золотых. В прошедшем году установлено 113 спортивных рекордовРеспублики Беларусь. Это – наивысший результат показанный белорусскимиспортсменами за всю историю отечественного спорта.
По итогам летнего призывана срочную службу ряды белорусской армии пополнили 12 тыс. молодых людей –примерно каждый десятый юноша призывного возраста. Четверть из них составляетрезерв армии.
Вооруженные Силы РеспубликиБеларусь играют особую роль в патриотическом воспитании и гражданскомстановлении молодежи, что объективно обусловлено рядом факторов.
Во-первых, молодежьсоставляет более 70% личного состава белорусской армии, и именно ВооруженныеСилы формируют патриотическое сознание и активную гражданскую позицию армейскоймолодежи.
Во-вторых, ВооруженныеСилы в современных условиях стали важнейшим фактором патриотического воспитаниянаселения нашей страны в целом. Армейская служба закаляет молодых людей духовнои физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью идостоинством, дружбой и товариществом, дает каждому огромный заряд моральной ипсихологической прочности. Воспитывает чувство личной ответственности за судьбусвоего Отечества.
Активное участиебелорусская армия принимает в реализации республиканских программ «МолодежьБеларуси», тесно сотрудничает со многими молодежными организациями:Белорусским республиканским союзом молодежи, Белорусской республиканской ассоциациейпоиска и увековечения памяти защитников Отечества и жертв войн «Пошук»,Белорусской республиканской пионерской организацией и другими.
В новой системеидеологической работы Вооруженных Сил предусмотрено непосредственное участиеорганов военного управления в оказании помощи и содействия в организациивоенно-патриотического воспитания в школах, прежде всего работывоенно-патриотических классов. В Вооруженных Силах создана эффективная системаидейно-патриотического воспитания, благодаря чему сохраняется тенденция ростаположительного отношения молодежи призывного возраста к службе в армии. Какпоказывают социологические опросы юношей, призванных в Вооруженные Силы, ониоднозначно положительно относятся к службе в современной белорусской армии.
Основной задачейгосударственной политики по укреплению института молодой семьи являетсясоциальная защита молодых граждан, вступивших в брак. В настоящее время числомолодых семей составляет более 520 тыс. или около 20% от общего числа семей республики.
Государственнаямолодежная политика предусматривает меры по поддержке молодых семей. Этоподготовка юношей и девушек к семейной жизни, психолого-педагогическойконсультирование молодых родителей по вопросам воспитания детей. Предоставлениебесплатных или частично оплачиваемых консультаций юридического характера,поддержку и развитие сети служб по вопросам планирования семьи, желанногорождения детей и предупреждения заболеваний.
В этой связи государствоуделяет особое внимание семьям с детьми. Это денежные выплаты, адреснаяматериальная помощь, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другиельготы. Предоставление льготных кредитов на приобретение домашнего имуществаявляется уникальной формой поддержки молодых семей, которая не практикуется ниводной из стран СНГ.
Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 10 сентября 1996 года № 358 «О мерах по улучшениюжилищных условий молодежи» позволил создать целостную системугосударственной финансовой поддержки молодых семей, желающих улучшить жилищныеусловия. Сегодня молодая семья, не имеющая своего жилья, вправе получить нетолько льготный кредит, но и одноразовую безвозмездную субсидию пристроительстве или приобретении жилых помещений. При строительстве молодежьосвобождается от уплаты за социальную и инженерно-транспортную инфраструктуру. В2006 году льготное кредитование на строительство (реконструкцию) или покупкужилых помещений получили 6 тыс. молодых семей на сумму более 185, 6 млрд. руб.Ещё 175 молодым гражданам выделены льготные кредиты на приобретение домашнегоимущества (350,4 млн. руб.)
Общая сумма финансовойпомощи государства, оказанной 1 624 молодым семьям при рождении детей, впогашении задолженности по льготным кредитам, выданным на строительство(реконструкцию) или покупку жилых помещений, составила 4,8 млрд. руб.
Значительно расширенывозможности педагогического консультирования молодых родителей по вопросамвоспитания детей и подростков, предоставления им бесплатной психологическойпомощи в социально-педагогических учреждениях системы образования и социальнойзащиты.
Существенную поддержкустуденческим семьям оказывают администрации учебных заведений: это регулярнаяматериальная помощь, выделение комнат в общежитиях, обеспечение детей местами вдошкольных учреждениях, посещение занятий по индивидуальному плану.
Как результат успешногосоциально-экономического развития республики и целенаправленной реализации мерпо поддержке молодых семей, количество родившихся в 2006 году составило 96,7тыс. человек, что на 6,4 % больше, чем в 2005 году. Увеличение рождаемостинаблюдалось во всех областях республики, в большей мере – в Гродненскойобласти, где в 2006 году оно составило более 11%, в меньшей – в Брестской иГомельской (5,3 и 5 % соответственно).
Большое значение вконтексте государственной молодежной политики приобретает информированиемолодежи на всех уровнях образования по вопросам здорового образа жизни,формирования семейных отношений, профилактике правонарушений и преступлений.
Белорусский опытформирования и реализации государственной молодежной политики признан в странахближнего и дальнего зарубежья. Этот опыт формировался на основе учета реальнойположительной практики работы с молодежью в соседних государствах и, преждевсего в Российской Федерации, с которой Беларусь формирует Союз суверенныхгосударств.
Список использованныхисточников
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями идополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2 Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года № 1629 — XII «Об общих началах государственной молодежной политики в РеспубликеБеларусь» // Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь повопросам государственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центрправовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
3 Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года № 305-З «Огосударственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1999. — № 32. — Ст.457.
4 Закон Республики Беларусь «Опрофессионально-техническом образовании» от 29 июня 2003 года № 216-3 //Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросамгосударственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
5 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 3 т. – Москва: Высшая школа,1968. – Т.1.
6 Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о молодежи имолодежной политике: Хронологический перечень и материалы выступлений. –Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 41 с.
7 Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь повопросам государственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центрправовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
8 Трудовой Кодекс Республики Беларусь: Принят Палатойпредставителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года.Текст Кодекса по состоянию на 25 февраля 2005 года. В настоящий Кодексизменения и дополнения не вносились / Ответственный за выпуск И.Б. Ткачук. –Мн.: Амалфея, 2005. — 240 с.
9 Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики вРеспублике Беларусь» // Сборник нормативных правовых актов РеспубликиБеларусь по вопросам государственной молодежной политики. – Минск.:Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
10 Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизмаи готовности к военной службе: Материалы республиканской научно-практическойконференции. — Минск, 1999. – С. 37-52.
11 Голубкова И.Я. Социальное поведение учащейся молодежи //Социологические исследования. – 1998. – № 9. – С. 123-127.
12 Демографический энциклопедический словарь. – Москва:Высшая школа, 1985. – 468 с.
13 Каминская С.О. Молодежь на пороге тысячелетий:профессиональные ценностные ориентации // Проблемы воспитания молодежи всовременных условиях. Материалы научно-практической конференции 24 февраля 2000года. – Брест, 2000. – С. 7-12.
14 Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи(по материалам социологических исследований) / Под ред. М.Н. Хурса. – Минск.:ИСПИ, 1999. – 357 с.
15 Молодежь Беларуси: Социальная политика и условиясамореализации. Научное издание. – Минск.: ИСПИ, 2000. – 184 с.
16 Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние,проблемы и пути их решения: книга для педагогов и организаторов воспитательнойработы с молодежью / Под ред. С.Д. Лаптенка. – 2-е изд. – Минск.: ИСПИ, 2004. –342 с. молодежныйполитика беларусь социальный воспитание
17 Молодежный центр: основные направления социальной работы /Методическое пособие. В.Ф. Швайко, Т.И. Сахащик и др. – Мн.: ООО «Тесея»,1999. – 41 с.
18 Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи //Социологические исследования. – 1997. — № 10. – С. 104-108.
19 Сапелкин Е.П. Социальный статус молодежи. – Минск.: УП «Технопринт»,2002. – 384 с.
20 Сапелкин Е.П. Молодежная политика в Республике Беларусь:Системный анализ: Монография. – Минск.: УП «Технопринт», 2004. – 286с.
21 Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
22 Студенческая молодежь Беларуси в мире современнойкультуры: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работниковреспубликанских и местных государственных органов / С.В. Лапина, Г.М. Грибов,А.А. Жарикова и др. – Минск.: Академия управления при Президенте РеспубликиБеларусь, 2004. – 107 с.