Реферат по предмету "Философия"


Сознание и бессознательное

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюциясовершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, гдеспособом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованныхмногоклеточных  природа вынашивала всеболее и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек.Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь,а также  сознание — как производное отпервых двух. Но это нисколько не умаляло значимости биологического в человеке,и отсюда вытекает социально — биологический дуализм природы человека. Поэтому проблемой сознания и бессознательногозанимаются многие науки естественного и гуманитарного циклов. И в связи с этимсегодняшние понятия этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, чтов некоторых науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы.Однако существует всего несколько основополагающих наук, а именно: философия,психология и биология, — придерживаясь которых, можно создать наиболее общее иотносительно полное представление об этой теме. В завершении этого рассужденияуместно упомянуть слова Эриха Фромма из книги «Кредо»: «Человек – продуктестественной эволюции, он- часть природы, но, наделенный разумом исамосознанием, он превосходит её».
 Сознание в естественных науках и философии
Сознание человека возникло и развивалось в общественныйпериод его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно,за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к историичеловеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческогосознания является совместная продуктивнаяопосредованная речью орудийная деятельность людей, и одновременно с этим — необходимое её условие. Это такая деятельность, которая требует кооперации,общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такогопродукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цельих сотрудничества.
Сегодня очень подробно проблемой сознания занимаетсяпсихология и философия,   материальнуюбазу сознания изучает биология. Несмотря на кардинальные различия наук, труднобывает провести границу между ними, и поэтому есть много точек зрения «настыке». Серьёзно этой проблемой занимался Д. И. Дубровский, оценивший сознаниес позиции всех трёх наук. Поэтому его суждениями будет расширен взгляд насознание с точки зрения психологии.
Сознание образует высший уровень психики, свойственныйчеловеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результатобщественно-исторических  условийформирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (спомощью языка)  с другими людьми. Вэтом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное,как осознанное бытие.
 Слово «сознание»прежде всего можно разделить как со-знание, указывая на значимость каждой части в понимании термина. Т.е.это  совокупностьзнаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входятважнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постояннообогащает свои знания и развивает себя. Так было во все времена, чтоподтверждает цитата из древнекитайского трактата «Искусство ума». «Всё, чточеловек хочет знать – это то [внешний мир]. Но его средства являются этим[им самим]. Как мы можем понять то? Через совершенство этого».Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психическихпознавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.Приставка «со-» означает ещё «совместное», т.к. первой формой сознания было именно общественноесознание, а индивидуальное пришло несколько позже.
Теперь обратимся ко второй части слова – «знание». То есть воснове сознания лежит непрерывный процесс познавания окружающего мира — отпростого осматривания вокруг до сложных мыслительных процессов, когдазнание  извлекается из всего потокаинформации с помощью мыслительных процессов — абстракция, индукция, дедукция идр. Если полученные сведения оказались важными, то необходим дальнейший процессих запоминания.
В ходе вышележащих рассуждений была затронута такаяособенность сознания, как непрерывное отражение действительности — истинное илипревратное. Как любое отражение, оно зависит от свойств отражающей поверхности,то есть это субъективная действительность.«Мир — это поток информации, которая имеет множество валентностей», и от того,какую из них выберет человек при понимании действительности и будет зависеть,насколько субъективной она будет.
Сознание, как любое зеркало, отражает окружающуюдействительность, и собственное «Я» человека в том числе. Здесь речь идет оразновидности сознания — о самосознании. То есть у человека есть отчетливое различение субъекта и объекта — того,что принадлежит «Я» и «не-Я». Человек, впервые в истории органического миравыделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознанииэто противопоставление и различие. Он — единственный среди живых существспособен осуществлять самопознание и самоанализ, т.е. обратить психическуюдеятельность на исследование самого себя: человек производит сознательнуюсамооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессеформирования самосознания человека. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присущетолько людям.
Кроме себя человек способен видеть и других, способенотделять свое «Я» и от «Ты». Для него эти два понятия неравнозначны, чтоявляется одной из черт сознания — бидоминантностью.Бидоминантность выражает ценностную саморегуляцию сознания, внутренний механизмсамооценки и выбора. Общественный труд и общение давали как раз ту информацию,по которой и происходил анализ «Я» и окружающих. Также в бидоминантностисознания, анализе «Я» и сравнении его с другими лежит резерв саморазвитияличности.
После анализа себя и окружающей действительности, человекделал выводы, что обуславливало наличиеэмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многихдругих случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания.При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуетсярасстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать,  которую до этого горячо любил, со злобойговорит о близких людях, неадекватно реагирует на происходящее и т.д.Экспрессивность эмоций в данном случае слишком велика, и этим занимаетсяпсихиатрия, т.к. это уже является формой помутнения сознания. Но тем не менеето, что сознание придает эмоциональную окраску действительности являетсянесомненным фактом, что каждый на себе испытывал не раз.
Из самосознания, сознания окружающей обстановки функциейсознания является обеспечение человекацелеполагающей деятельностью. Приступая к какой-либо деятельности, человекставит перед собой какие- то цели. При этом складываются и взвешиваются еемотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, ивносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлятьцелеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результатеболезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения,требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается вдействие в следующих случаях.
·          можно совершенствовать, томожно  и найти неочевидное решение.Один  из самых распространенных примеров–  обучение математике. Чьё сознаниегибче, тот быстрее находит решение.
·         
·        
·        
Но что обеспечивает в человеке все эти свойства? “Ощущение,мысль, сознание — есть высший продукт особым образом организованной материи”. Ясогласен с цитатой, но более корректно было бы поставить слово «сознание»  посередине, т.к. сперва ощущения отражаются всознании, и потом в нем же делаются выводы, анализируется ситуация,активизируются мыслительные процессы — словом, сознание является связующимзвеном. И, рассматривая последнюю часть цитаты, можно сказать, что материальнымносителем, интегрирующим звеном всех перечисленных процессов является мозг.
Это неоспоримо доказано вбиологии, постоянно подразумевается в психологии, и понимание этого положили воснову своих учений научные философы. Современный философ Д. И. Дубровскийсерьёзно подошел к рассмотрению проблемы «сознание и мозг». Окружающаядействительность отражается в нашем сознании как поток информации (поэтомусознание с некоторыми оговорками он отождествляет с сознанием). Мы воспринимаемего как поток образов, хотя на самом деле в нашем мозге всё закодировано наматериальном носителе. Для пояснения он обозначает события О и Х какодномоментные и однопричинные, только событие О — это субъективно переживаемыйобраз в нашем сознании, а Х – это его нейродинамическая кодировка в нашеммозге. И между ними есть зависимость– но не физическая, а качественно иная,характерная для отношения информации и её носителя. Помимо собственно первичнойинформации, есть и вторичная  информация(отражение отражения — мое знание о моём знании). То есть наличие О означаетналичие в  действительности предмета О,наличие в сознании образа О, наличие знания о существовании и того и другого.Однако это не означает наличия знания об Х – ведь мы никогда не знаем, чтоименно происходит в нашем мозге когда видим, слышим или думаем. Но отсутствиесвязи О®Х, не означает отсутствие обратной, Х®О. Свойство  носителя в том и состоит, что при возникновении кода Х возникает всознании образ О. И каждое часто воспроизводимое событий имеет естественныйкод, понятный носителю. Здесь философия Давида Израилевича глубоко уходит врассуждения, близкие естественны наукам, в связи с чем стало возможнымрассмотрение его взглядов одном разделе вместе с ними. Основными тезисыего дальнейших рассуждений:
·        
·        
·        
·        
Что же касается исконно философского определения сознания,то тут можно встретить самые разнообразные трактовки. Есть такие, как:«Сознание- это форма регуляции взаимодействия индивида и окружающей среды».Есть и более расширенная его форма. Сознание- это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира иодновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта,которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором емуодновременно доступен и мир и он сам.
Но в философии нет стандартов, поэтому существует и массадругих мнений.
Например, М. К.Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание как
сферу, в которой соотнесено то, что я увидел, что я почувствовал, что япережил, что я подумал, также существует и «отражение отражения» — подумал, чтопочувствовал и т.д. И всё это не истинное положение вещей, а лишь отражениевнутри этой сферы. Чтобы это стало реальностью, необходим некий сдвиг, которыйпоставит нас перед действительностью. Не в знаках и намеках,  требующих расшифровки и перевода, анепосредственно. Этот сдвиг сознания – мышление. Путём анализа полученнойинформации мы можем составить мнение о настоящей действительности. Эти процессыпрактически постоянно происходят в коре головного мозга любого человека, такчто в дополнительных примерах эта мысль не нуждается.
У этого автора есть иболее оригинальные рассуждения относительно сознания. В своей работе «Проблемасознания и философское призвание» он пишет: «Сознание — это прежде всегосознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему,обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на негокак бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не самособой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, яподчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во- вторых, что термин «сознание»в принципе означает какую — то связь или соотнесенность человека с инойреальностью поверх или через голову окружающей реальности». Для многих этатрактовка покажется чуждой здравому смыслу – она ставит сознание  ближе к ясновидению, гаданию, чем просток  отражению действительности.  «Иная реальность», о которой идет речь,конечно, может быть воображением человека (в чем и признается автор). Тогдаможно взглянуть на мир по — другому, но это не значит, что воспринятую черезвоображение реальность можно будет отнести к повседневной форме работы сознания. Если это будет так, то, на мойвзгляд, речь уже пойдет о патологии. Человек должен трезво смотреть на мир иадекватно его оценивать, так как жить придется нам именно в этом мире, а не втом, с которым связано сознание у автора книги. Помимо указанного,  цитата (особенно фрагменты «не отстранен отобыденного мира» и «поверх головы окружающей действительности») вызывает у меняассоциацию со зрителем, видящем жизнь как спектакль. Актеры играют – а он нет.И оценивать, обсуждать происходящее он будет лишь по его окончанию. И зачемтогда сознание? Тут точка зрения нашего соотечественника близка к позиции Ницшеи Шопенгауэра: жизнь – эстетическое явление, спектакль. Так в том то и дело,что сознание нам дано на то, чтобы принимать в нем участие.
На этом рассуждения Мераба Константиновича не заканчиваются.Ниже он приводит ещё несколько мыслей относительно понимания сознания. Одна изних следующая: «Когда мы смотрим навещи…что мы  в  действительности  видим? Мы  видим  крючки и дощечки, но не знаем, что это коньки или лыжи. И иногда  знание того, что мы видим, несомненно, мешает нам видеть видимое». Сложноспорить с человеком, который говорит, что не знает, что такое коньки и лыжи,при этом называя их самым ясным образом. Да, существуют слова, которыми можноописать любые вещи, но ведь это не значит, что нужно употреблять именно их  сочетание вместо термина или его синонима.Если язык богатый, содержит и то, и другое, и третье, то это способствует лишьразвитию сознания, а не затрудняет видеть видимое.
Философы всегда искали связь сознания с идеальным. Даженекоторые философы (Д. И. Дубровский, например) чуть ли не приравнивали понятиясознания и идеального. Но наибольший вклад в эту проблему внес Э.В.Ильенков.  Сознание объясняет как одно изпроявлений идеального. Само по себе это более широкое понятие, но его характеристикиво всем справедливы относительно сознания. Это отношение имеет такую жеразмерность как в следующей цитате: «Иван есть человек, но не всякий человекесть Иван».
Итак, что же такое «Идеальное»? Пользуясь цитатами, можнопровести несколько параллелей с  ужеизложенным материалом.
·        «Идеальное- это субъективный образ объективной реальности, т.е. отпечаток мира в формахдеятельности человека, формах его сознания и воли». По первойчасти фразы буквально можно приравнять идеальное и сознание. Эта граница ещёбольше размывается фразой: «Идеальное - совокупность осознанных индивидом всеобщих форм человеческойдеятельности, определяющих волю и способность индивидов к деянию». Воля,осознанные действия и способность к ним – мы уже определили всё это как находящеесяпод управлением сознания.
·        «Идеальное– это общественно — исторический факт». То есть общественная деятельность иформировала сознание на протяжении истории. 
·        «Идеальноекак форма активной деятельности усваивается лишь посредством активной деятельности».Сознание в историческом и индивидуальном развитии формируется по средствам речии труда, т.е. так, как сказал Э.В. Ильенков.
·        «Формычеловеческой деятельности (и отражающие их формы мышления) [Идеальное]складываются в ходе истории независимо от воли и сознания отдельных лиц». Вэтой фразе автор определяет идеальное как нечто присущее многим людям, целойнации, оно активно усваивается каждым человеком и, преломляясь в нем,отражается как сознание. В этой трактовке сознание уже ближе к культуре, другимисловами, сознание – индивидуальное идеальное.
·        «Идеальноесуществует только в человеке. Вне человека и помимо него идеального нет».Пользуясь предыдущей цитатой, можно сделать обратный вывод: идеальное –всеобщее сознание (в том смысле, в котором оно обозначено выше – на стыкефилософии и психологии), т.к. существует только в людях, однако не принадлежитникому из них.
·        «Внесознания существуют подсознательные мотивы действий». Т.о. сознание неединственный рычаг регуляции поступков, что вновь указывает на дуализм природычеловека.
·        «Мыслитчеловек с помощью мозга, притом в непосредственном единстве с природой иконтакте с нею». Этой фразой Э.В. Ильенков напоминает Д.И. Дубровского, и,казалось бы, должен быть согласен с его концепцией. Однако это не так.
«Позиция Дубровского характерна для тех людей, решившихпересмотреть понятия в определенной науке, даже не потрудившись разобраться,что эта наука до сих пор рассматривала и изучала». Да, естественно — научныйподход нетрадиционен для классической философии. Но философия нового времени ине должна копировать прародителей и тем более – не должна быть консервативной.Иначе трактовка «любовь к мудрости» будет лишь уделом лингвистов. Да и о чемговорить, когда расшифровка суждений приводит к схожей точки зрения хотя бы понескольким пунктам. Критика самого себя? Или критика ради критики подприкрытием другого понятия? Да, оба философа работают в одном цеху и выпускаютсхожую продукцию, но это не значит, что ранее вышедшую книгу надо таккритиковать, а автора клеймить «не потрудившимся разобраться». Насколько я могусудить, у Э.В. Ильенкова нет ни одного положительного отзыва о других трудах.Может, если его критика вызвана завистью и мыслями «почему это написал не Я?»,в контексте они называются гениальными? Тем более что автор другими словамипытается сказать то же самое, по крайней мере насколько я это смог разглядеть.Видно если на маленькой Земле видится большая личность, то её надо умалить,чтобы освободить место для растущей на этих дрожжах собственной персоне. Однакофилософия идеального более многогранна, чем сознание, и  многое из сказанного для каждого человекапониматься может по-своему, и эта критика, соответственно, может бытьнеадекватной.
  Другие философыпытались доказать связь сознания и космического. У многих людей возникаютпредчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многиечувствуют опасность в условиях, когда, казалось бы, ничто о ней не напоминает.Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннемуголосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голоспринадлежит. Это всё следует отнести к влияниям бессознательного, которое тожесвязано с космическим, как полагается, по средством биополя.
Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечтоосознаваемое и неосознаваемое. Осознавать сразу все невозможно. Присосредоточении на одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое.А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет наосознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все женеосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем переменывнимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые доэтого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постояннопереплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этойсоотносительности.
И все же философызаметили, что неосознаваемое, в определенной мере присущее самому сознанию,выходит за рамки сознания. Так, Платон в труде «Протагор»свидетельствует о своем внутреннем голосе,который он узнавал и которому доверял. Он всегда к нему прислушивался и с нимсоветовался. Его внутренний голос можно отнести к осознаваемому. Но возникаетвопрос: кому же принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим задверью голос и не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь ивидим его владельца. В случае же с голосом Платона все попытки измененияситуации ни к чему не приводят. Значит, есть такое — неосознаваемое, котороеневозможно перевести в свою противоположность.
                          Бессознательное             
Сознание не является единственным уровнем, на которомпредставлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко невсе, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознаетсяим. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления,процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожина осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. неосознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, такженазывают психическими.
Существует несколько слов, характеризующих непричастностьсознания к происходящему. Например, надсознательное, подсознательное,предсознательное – разные приставки в них означают влияние бессознательного наразные стороны жизни. Между этими терминами есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.
Бессознательное начало так или иначе представленопрактически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховыеощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном ислуховом центрах нервной системы. Другими словами,  это проявление биологической составляющейчеловека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия иподавленность.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своейпрактике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признаниесуществования бессознательного послужило основой создания теории познания,построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.
В область бессознательного входят:
·          снах содержится неискаженная сущностьчеловека, правда, завуалированная различными образами. Психоанализом сновзанимался  З. Фрейд. В своих книгах он рассматривалпрактически любые сны как следствие сексуальной дисгармонии. Со стольнетрадиционным подходом, он был не понят при жизни, однако со временем интереск его трудам стал нарастать, и сегодня его теория является одной из самыхизвестных. Более подробно эта тема рассмотрена в разделе «Основные направленияв психологии».
·         Ответныереакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующимираздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции). Например, одниреагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит отсолнечных циклов.
·        
·        
·        
·        
·          в голову». Например, передэкзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, чтоиногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.
Было бы не верно сказать, что бессознательное — этопротивоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное- это столь же специфически  человеческоепсихическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественнымиусловиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью иличастично неосознаваемые действия.
Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупностьпсихических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, вовлиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим,бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, прикоторой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия,нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие отсознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями,невозможна и оценка их результата.
Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях такназываемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку вэкспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза долженвыполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников иразвязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнилуказание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить стольстранный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохозавязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явнонеубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во времягипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровнебессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мерецеленаправленно и правильно.
Разнообразие форм и проявлений бессознательногоисключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только обессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека.Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этихценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятсяпредметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений визобразительном искусстве и поэзии. Каждая новая историческая эпоха своеобразноотражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условийсуществования людей меняется их бессознательное. Есть немало примеровотносительно науки, религии и их взаимовлияний. Например, в XIV-XVI вв., в эпоху возрождения, жил и работал ученый НиколайКоперник. Про него говорят, «Остановив солнце, двинул землю». Несмотря накачественно новый подход в науке, он был не признан религией, проповедовавшейтеорию о Земле как центре Вселенной. За долгие века существования этой выгоднойточки зрения, она просто не вызывало сомнений и понималось как само собойразумеющееся. Поскольку религия в то время имела гораздо больше полномочий, тоНиколая, верному своему открытию, сожгли на костре. Естественно, со временем,взгляды поменялись, и сегодня эта история звучит более чем абсурдно, хотя в товремя по — другому и быть не могло. «Истинная религиозная позиция зависит отнепоколебимого чувства его ценности, а не от логических доводов» (ДжозефХендерсон). А Коперник своей научной теорией пытался подорвать её.
Аналогичная ситуация была ипри смене религий (крещение Руси, смена язычества на христианство), правящейдинастии, политики или строя. В таких случаях всё делалось по принципу «Мыстарый мир разрушим до основания». После этого начинался период воспитаниядругого поколения людей с иными культурно – мировоззренческими ценностями. Этотподход характеризуется жестокостью по отношению к людям, варварством поотношению  к культурным ценностям, ведьуничтожались тысячи и миллионы людей, разрушались архитектурные памятники,сжигались библиотеки. Уничтожалось всё то, что могло нести хоть крупицу надсознательного.
Такой же подход применялсяне только для уничтожения в физическом смысле. Например, в Америке был такойпериод, когда первой задачей одного из поколений было разрушить декадентскиеформы культуры среднего класса ХХ века, выставляя на первый планбессознательные (подавленные) элементы личности, или, как бы выразился К. Юнг,«коллективное бессознательное». Поскольку борьба была литературной, то вкачестве средств массового поражения использовались новеллы. Одним изпредставителей таких писателей был Томас Манн. Его произведения воспринималисьлишь людьми, у кого «место» для культуры в сознании было «пустым». Людипостарше, имеющие устоявшиеся культурные ценности, отвергали  всех писателей его когорты. С подобным можновстретиться и в психиатрии, когда врач ненароком задевает пациента за его«надсознательное». Как пишет Джозеф Хендерсон, «когда пренебрегают степеньюзначимости культурной позиции, то в первую очередь страдает индивидуум». Отсюдаи значимость подсознательной культурной базы для сознательного восприятия.
Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное — это понятие, имеющее очень широкий спектртолкования, начиная от автоматических действий человека (не получающихотражения в его сознании) и кончаяособой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступкилюдей.
Представление о многослойности психики человека существовалоуже в древневосточной философии. Концепция бессознания впервые была четкосформулирована Лейбницем («Монадология»,1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащуюза порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, надокеаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом такжеписал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э. Гартман и И. Ф. Герберт.В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональнойсилы, определяющей поведение человека. К. Г. Юнгом введено понятие«коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса иформирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубиннойпсихологии это понятие широко используется для трактовки всех психических формжизни человека — это совокупность психических процессов, состояний и схемповедения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин«бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения какколлективное бессознательное, руководящее толпой. Особенности толпы были давнораскрыты и использованы как её слабые стороны. Психологию толпы изучалифранцузские социологи Лебон, Тард и Тэн. Они выделили такие черты толпы как:
o   
o  
o  
o  
o  
o    избраннику;
o    тем сильнее у неё выражены эти черты.
Все эти качества понемногу, крупинками заложены в каждом изнас, и при накоплении могут образовывать настоящую лавину, ждущую своего выстрела.Эта теория была развита нашим современником А. Авторхановым в труде«Политическая жизнь общества». Использование бессознательности толпы было нераз использовано ораторами последних двух веков, поведавших немало революций,войн и переворотов. Эти методы не устарели и по сей день. Тут уместно вспомнитьслова нашего отечественного философа Н. Бердяева: «У меня отвращение кполитике… она всегда основана на лжи». Выходит, знанием бессознательностибольшой толпы, которая заранее предсказуема, можно заменить реальные действия?Далеко ходить не надо, стоит лишь бегло вспомнить историю России последнихдесятилетий. Даже одного. Выходит, можно.
Сознание ибессознательное
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многихдействиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека вцелом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу»,интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно –психические явления органически включены в субъективную реальность.
Есть даже теория, что бессознательное связано с космическимс помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и  у животных. Через его посредствоосуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступномсознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способностинекоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе вдесятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этомупросачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё братьна веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и пересталирадовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобнымивещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо ужесоответственно.
Однако если предположить о существовании вышеуказанной связисознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, покоторому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ходсобытий. Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бывыразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашимчувствам.
На понимании космической связи основано на множестве фактови теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями.Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, чтосознание связано с космическим посредством бессознательного. Подробнее об этомв соответствующем разделе.
К сфере бессознательно — психического относится та частьпсихики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об ихсуществовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальныхметодов и высокого искусства раскрытия внутреннего  мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стенойсознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а вомногом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного всознательном:
·        Бессознательнаяпамять — это та пам


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.